Месяц ноябрь избран для праздника св. Ангелам-Богохвалителям потому, что этот месяц есть девятый от марта, бывшего некогда началом года, и числом девятый соответствует девяти Ангельским чинам, а осьмый день месяца назначен в отношении ко второму Христову пришествию на землю, день коего от учителей церковных нарицается осьмым. При конце сего мира седмицами дней обращающегося, наступит как бы осьмый день, егда приидет Сыт Человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним ( Мф.25:31 ). При Богослужении в день Собора св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил Церковь прославляет их, как служителей Божественные славы и наставников человеков, и молит св. Ангелов от лица верующих «оградить нас кровом крыл невещественные славы своея и избавить от бед». На всенощном бдении в праздник св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных Церковь произносит в паримиях: в первой – о явлении Архистратига силы Господней Иисусу Навину ( Нав.5:13–16 ), во второй – о явлении Ангела Господня Гедеону ( Суд.6:6, 11–24 ); в третьей – о спадении с небеси денницы ( Ис.14 ). Б Евангелии на всенощном бдении Церковь произносит притчу о пшенице и плевелах, кои в настоящей жизни не исторгаются только ради пшеницы: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу, и будут расти со пшеницею до жатвы – кончины века, а во время жатвы жатели – Ангели соберут вся соблазны и творящих беззаконие: и ввергнут их в пещь огненную ( Мф.13:24–30, 36–43 ). На литургии чтением Апостола Церковь возвещает о преимуществе Евангелия пред законом Ветхозаветным, данным при Ангелах ( Евр.2:1–13 ); чтением Евангелия благовествует о спадении с небеси сатаны π о силе имени Иисуса Христа над бесами и власти наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию, данной Апостолам и всем верующим ( Лк.10:17–21 ). При Богослужении в день воспоминания чудес и в день Собора св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных Церковь изображает преимущественно духовно-воинственное служение Архистратига Михаила во славу Божию и в защиту верных от искушений и зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России. История празднования Собора Архистратига Михаила Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году. Архангел Михаил в Ветхом Завете Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами. Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви. Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород». Чудо Архангела Михаила в Хонех

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

Храм Архангела Михаила имеет свою уникальную долгую историю. Впервые село Шошка упоминается в 16 веке как погост. На погосте стояло 2 церкви - Архистратига Михаила и святого Николая. Каменную одноэтажную церковь стали строить в Шошке в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. В приходской церкви хранились две очень ценные иконы. Одна из них - икона святого Николая Мир Ликийского чудотворца, очень древнего письма и считавшаяся по преданию чудотворной. Вторая – икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных сил. В праздничные дни – дни почитания этих икон, в Храм приходило все верующее население из окрестных сел. В советское время эти иконы исчезли, а в 1936 г. церковь Архангела Михаила была закрыта. Помещение церкви использовалась потом как пожарная колокольня, клуб, склад и овощехранилище. Одна из священных икон была найдена и отреставрирована на деньги прихожан. 5 августа икона вернулась в храм Архангела Михаила, также храму будут подарены и другие иконы. http://syktyvdin.ru/ru/news/3084/ Шошка – старинное село на правом берегу Сысолы. В письменных источниках «погост Шошка» впервые упомянут в 1586 году. На погосте имелось две церкви: Архистратига Михаила и Святого Николая Чудотворца. Народ жил в небольших деревеньках по два-три двора в каждой. Впоследствии деревни объединились. Каменную одноэтажную церковь стали строить в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. Престол им. Святого Михаила был освящен в 1849 году. В приходской церкви хранились две очень ценные иконы. Одна из них – икона святого Николая Мирликийского чудотворца, очень древнего письма и считавшаяся, по преданию, чудотворной. Вторая – икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил. В праздничные дни – дни почитания этих икон – в храм стекалось все верующее население из окрестных сел. Приходили пешком даже жители Усть-Сысольска. В советское время эти иконы исчезли. 26 декабря 2015 г. епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим провел молебен в храме архангела Михаила в сыктывдинском селе Шошка. Примечательно, что закрытый и заброшенный в годы советской власти храм сейчас ремонтируется, и над зданием уже начали возводить некогда снесенную колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=13130

Основным проповедническим жанром для святителя Иннокентия стало слово, жанр, определяемый Д.Р. Копосовым как «разновидность ораторской учительной прозы» . Термин «слово» известен с давних времён, причём в древнерусской литературе так назывались как сочинения духовного характера, так и произведения светской литературы, например, «Слово о Полку Игореве». О.Б. Сокурова отмечает, что «в древнерусской литературной традиции “словом” были названы самые выдающиеся произведения» . Духовную разновидность жанра слова можно определить как обращение к верующим с целью разъяснить какой-либо вопрос веры. Чаще всего слово бывает приурочено к календарной дате, что вообще характерно для проповеди, делает её актуальной, злободневной, важной именно в какой-то определённый день, неделю года: « Слово на день Собора Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил», « Слово в день Благовещения и неделю Крестопоклонную» и т. п. Текст слова имеет определённую композицию. Вначале располагается указание на повод для беседы – называется тот или иной христианский праздник, определённая неделя поста, день святого и подобное. Святитель Иннокентий выстраивает данный начальный компонент вариативно, без повторов и однообразия. Даже просто называя предмет речи, проповедник стремится перед этим обозначить отношение к событию, причину обращения к его обсуждению таким образом, чтобы каждый присутствующий понял, что слово это ему очень нужно, а не просто произносится по случаю: « Празднующим в честь высоких и благотворных лиц всего ближе и приятнее в продолжение празднества беседовать между собою о сих лицах. Посему, братие, и я намерен побеседовать ныне с вами о Святых Архангелах» (« Слово на день Собора Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил»). В начале слова святитель часто ставит перед паствой проблемный вопрос, ответ на который и будет искать в форме совместного со слушателями рассуждения в течение всей проповеди: « Кто со вниманием поклонялся святой иконе Архистратига Михаила, в честь коего мы ныне празднуем, тот не мог не заметить, что Архангел сей изображается всегда в грозном и воинственном виде. На главе его видишь шлем, в руке меч или копье, под ногами – дракон, им поража­емый. Что значит это? Ужели без меча нельзя ходить безопасно и на небе? Или престол Царя Небесного имеет нужду в охранении, подобно престо­лам царей земных? Или Ангелы на то созданы, чтобы сражаться?» (« Слово на день Собора Архангела Михаила »). Мы видим, что вопрос разбит на четыре предложения, это парцелляция, имеющая целью побудить слушателей задуматься, прислушаться к себе, своим мыслям о святом Михаиле, вспомнить его изображения, сформировать своё мнение по данному поводу.

http://bogoslov.ru/article/4883205

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Для священнослужителей Петропавловской епархии Святейший Патриарх Кирилл передал двухтомные служебники.  Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви, помощи Петропавловской епархии и помощи в строительстве Камчатского Морского собора Архистратига Божия Михаила были удостоены: Верующим Святейший Патриарх Кирилл благословил раздать иконки Архангела Михаила с Патриаршим благословением. В завершение Предстоятель Русской Церкви напутствовал верующих: «Еще раз всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с важным историческим событием и для этого места, и для всей Церкви, учитывая значение, которое для страны имеет регион, где вы живете. Пусть Господь хранит нашу землю, страну нашу. Пусть хранит в сердцах веру православную, в нейже наше утверждение , как сказано в одном из духовных гимнов, а вместе с верой — чувство ответственности друг за друга, требование к себе жить по Божиим заповедям. Если все заповеди свести к нескольким словам, то можно сказать: главное — не делать зла другим людям. Не делать другому того, что ты не хотел бы, чтобы делали тебе. Вот если хотя бы так будем жить, то изменится жизнь и личная, и семейная, и государственная, и общественная. К такой жизни нас призывает Сам Господь, а наша задача — откликнуться на этот призыв. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами. Еще раз с праздником поздравляю вас!» В ноябре 2012 года Петропавловская епархия совместно с представителями Региональной общественной организации «Камчатское Морское Собрание» приняли решение о начале строительства храма в честь Архистратига Божия Михаила — храма-памятника в честь рыбаков и моряков, не вернувшихся из моря. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла храму был присвоен статус собора. Местом для строительства была выбрана сопка Радиосвязи на территории Пантелеимонова мужского монастыря г. Петропавловска-Камчатского. С вершины этой сопки открывается живописный панорамный вид на город и Авачинскую бухту. Проект собора принадлежит Новосибирскому проектному институту, конструктор — Н.Н. Деев. Архитектор — П.А. Чернобровцев.

http://patriarchia.ru/db/text/6059979.ht...

С 1929 по 1970 годы собор претерпел значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни собора. В тоже время наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы собора. http://test.kurganregion.ru/churches.html В 1950-х годах здание забросили, оно пустовало, ветшало и разрушалось. Была разобрана колокольня. Однако в 1960-е годы на него обратили внимание органы культуры, храм был признан памятником архитектуры республиканского значения и взят под охрану государства. В 70-х годах прошлого века был разработан восстановительный проект органами охраны памятников и начались реставрационные работы. Они шли крайне медленно и к концу 1980-х годов был восстановлен только внешний вид храма, кроме колокольни. В 1989 году в городе организовалась инициативная группа, которая обратилась к городской администрации с просьбой о передаче им здания собора с целью возрождения в нем православных богослужений. Не смотря на то, что внутри храма была полнейшая разруха, первое богослужение состоялось уже на праздник Архистратига Божия Михаила 21 ноября 1989 года. С тех пор одновременно с богослужениями начались и восстановительные работы силами прихода. В 1992 году был восстановлен Петро-Павловский придел и освящен Св.Престол с положением св. мощей св. праведного Симеона Верхотурского. В 1996 году восстановлен Архангело-Михайловский придел, где под Св. Престол были положены частицы св. мощей преподобномучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары (Алапаевских), специально доставленные из Иерусалима. В 1999 году был восстановлен главный алтарь храма. Св. Престол освящен с положением св. мощей св. новомученика Владимира, митрополита Киевского. В настоящее время (2009 г.) клир собора состоит из двух священников и диакона. До основания его в Шадринске была устроена деревянная церковь во имя св. Архистратига Божия Михаила. Время основания ее с точностью неизвестно, можно только предполагать, что оно совпадает с основанием самого города. Расширение города и увеличение в нем населения вызвали необходимость заменить эту церковь, переименованную вместе с возведением Шадринской слободы на степень города в соборную – новой, более обширной, каменной. По освящении нового каменного собора, деревянная церковь в 1780 г. была продана жителям села Полевского, а на месте ее построена каменная часовня в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=05910

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

Тем не менее то, что полезно и нужно знать нам об ангелах, — дано. О святом архангеле Михаиле , чье имя означает «Кто как Бог!», мы знаем, что он — один из высших чинов ангельских и что архистратигом, полководцем, он зовется недаром. Ангелам тоже дана свобода воли, свобода выбора, но, как говорят многие святые отцы, не так, как людям: ангелы могут сделать свой выбор — с Богом или без Бога — лишь единожды. Когда-то такой выбор сделал один из величайших ангелов, могущественный Денница, и восстал против Бога, совратив в бунт, в раскол треть ангельских сил. На небе произошла битва. Во главе ангелов, верных Богу и своему назначению, стал архангел Михаил, и воинство бунтовщиков было низвергнуто с небес, из светлых ангелов став мрачными демонами. С тех пор христиане почитают архистратига Михаила как одного из своих покровителей в борьбе с силами зла, с силами бесовскими. Издревле ангелы близко общались с людьми, исполняя данное им повеление. За проявлениями сил природы, за сложными перипетиями земных судеб люди видели проявления небесных сил. И с тех самых пор по сей день велико искушение человека впасть в то, что называется ангелолатрией, ангелопоклонством   — вместо Бога поклониться Его слугам, обожествить их. Отголоски этих ложных представлений видны и в действиях иного современного прихожанина, произносящего молитву архангелу Михаилу как магическое заклинание от нападок врагов, и в толкованиях назойливых «Свидетелей Иеговы», представляющих Христа как воплощение архангела Михаила, и в древних гностических ересях. Мы и ангелы — творения Бога, и Ему одному подобает наше — и ангельское тоже — поклонение, подобает слава. Недаром праздник Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных имеет свое начало в деяниях и постановлениях Лаодикийского собора, который еще в IV веке обратил внимание верных на опасность поклонения ангелам вместо Бога, твари — вместо Творца. Да, ангелы — верные служители Божии, но — только служители. А мы, люди, смертные грешные ничтожные человеки, — мы кто такие? Кто мы, и насколько мы велики и любимы у Бога, если ради нас Он Сам стал Человеком, принял эту бренную плоть, умер на кресте и воскрес? Если Пресвятая, но земная человеческая Дева, ставшая Его Матерью, ныне почитается Церковью «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»? Почитая и славя ангелов Божиих, не будем забывать и ту царственную честь и тяжелейшую ответственность, которую Бог возложил именно на нас. Молитва Ангелу Хранителю, Канон Ангелу Хранителю

http://pravmir.ru/den-angela-21-noyabrya...

В приходской церкви хранились две очень ценные иконы. Одна из них - икона святого Николая Мирликийского чудотворца, очень древнего письма и считавшаяся по преданию чудотворной. Вторая – икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил. В праздничные дни – дни почитания этих икон - в храм стекалось все верующее население из окрестных сел. В советское время эти иконы исчезли, но церковь Михаила Архангела решено было восстановить. По своему размеру и красоте, которой обладала церковь Михаила Архангела, в этой местности нет больше ни одной такой постройки. Восстановление храма идет медленно, сегодня он весь в лесах. Но администрация поселка уверенно заявляет, что церковь будет восстановлена. В селе Шошка Сыктывдинского района, в год 430-летия села, освятили колокола местной церкви. У храма почти двухвековая история. Строить его начали ещё в 1836 году. Через 12 лет он распахнул свои двери для прихожан. А 80 лет назад колокола сняли, звонницу разрушили. Здание приспособили сначала под клуб, затем под картофелехранилище. Но старая кладка выдержала испытание временем. Освящённые колокола с помошью подъемного крана водрузили на колокольню. Она пока в лесах и без купола, но, по заверениям строителей, это ненадолго. Планируем до конца месяца установить колокола, сделать купола. В ближайшие дни отправятся к нам верхние надстроечные части барабана и главки, кресты. Заказаны они в Волгодонске. И монтаж начнётся на следующей неделе. Уже осенью в зимней части церкви начнутся регулярные службы. Сейчас они проходят в бывшем магазине – небольшом деревянном строении, приспособленном под молельный дом. А в следующем году, возможно, распахнёт свои двери для верующих и летний храм. 2.08.2016 http://www.xn--80af5aj3e.xn--p1ai/video/15002/ 5 августа 2017 г. в с. Шошка Сыктывдинского района в храме Архангела Михаила состоялся молебен и дарение храмовых икон. История восстановления храма в с. Шошка началась с чуда. Весной 2015 г. семья Павловых готовилась к весенне-полевым работам. При перекопке огорода был найден осколок от колокола с изображением лика Михаила Архангела. Жители села посчитали, что это был «знак свыше» и было принято решение о восстановлении храма в с. Шошка.

http://sobory.ru/article/?object=13130

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010