Этап разрушения был болезненным для России; умирание сросшейся с ней марксистской утопии можно было принять за ее собственное умирание, Америка так и сделала - все ведь любят выдавать желаемое за действительное - и так по этому поводу возрадовалась, что и вообразить трудно. Однако наша живучесть в который уже раз оказалась превышающей всякое ожидание: войдя в зону смерти в обнимку с коммунистической идеологией, мы подождали, пока она погибнет, а сами вышли из этой зоны живыми! И сила начала возвращаться к нам. Валовой продукт стал у нас возрастать, в этом году впервые после революции мы намереваемся экспортировать зерно, увеличивается добыча нефти и газа, успешно выплачиваются внешние долги, зарплата учителей поднимается в два раза, укрепляется армия, а главное - идет сопоставимое по своему масштабу разве лишь с семнадцатым веком храмостроительство. Спецслужбы США с запозданием заметили это, но теперь нашу великую Родину, встающую на ноги, очень трудно поставить обратно на колени. И именно она будет светочем гибнущему миру и кораблем спасения верных. Такова объективная реальность. Что же касается наших субъективных чувств, к ней относящихся, то среди них нет ни высокомерия, ни самолюбования, ни тщеславия. Интуиция говорит нам, что на нас возложено какое-то особое историческое задание, и в этом смысле мы чувствуем себя выделенными, но не воспринимаем эту выделенность как избранность, а относим ее к милостивому благорасположению к нам Пресвятой Богородицы - отсюда и наша любовь к празднику Покрова. Мы не дерзаем думать, что сам Бог готовит нас для выполнения уникальной миссии, и представляем дело так, будто Его Пречистая Матерь по великому человеколюбию взяла нас, недостойных, под Свой Покров. Скромность украшает и отдельного человека, и целую нацию, но думается, нам пора уже ясно понять нашу конкретную роль в Божественном Домостроительстве. Эта роль трудна и ответственна, она из тех, о которых хочется сказать: Господи, пронеси сию чашу мимо! Если Богородица и вправду питает к нам особенную любовь, то только потому, что знает, какой тяжкий крест лег на наши плечи по воле Ее Божественного Сына, и заранее нас жалеет. Но нам жалеть себя нельзя, мы должны быть просты, как голуби, и мудры, как змии. А мудрость состоит в том, чтобы по прошлому предугадывать будущее, чтобы, вглядываясь в свою историю, находить в ней намеки на свою завтрашнюю работу.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/15.h...

Мама была круглой сиротой. С детства работала - нянькой, потом в колхозе; одна поднимала четверых детей. В 1942-м, во время оккупации, немцы выгнали семью из хаты - жили в подвале у соседей. Как раз в это время Вите впервые довелось увидеть гармошку, которую кто-то из немцев оставил на лавочке, - он взял её и стал играть. С того времени, можно сказать, и заболел ею. Дальше - послевоенный голод. Было так скудно, что все выжить и не чаяли, думали, кто умрёт первым. Младший, 7-летний брат Борис, говорил на этот счёт: «Витька умрэ, он ничего не ист». Но по весне, немного не дождавшись нового урожая, умер сам. - Когда я сейчас вспоминаю это, не могу понять, как выжили, - говорит Виктор Гаврилович, и на глазах у него появляются слёзы. - Как выдержала мама, простая колхозница, с детьми, безо всякой помощи, - в пять утра она уходила работать за трудодни, обливаясь слезами от мыслей, как там дети одни, а возвращалась - детьми заниматься некогда: куры да гуси, да надо приготовить, постирать. Теперь я понимаю, что таких семей в ту пору было много-премного. Какое было поразительное поколение! И они выстояли. «ПОЛБАЯНА» Учиться Вите нравилось, хоть и делать домашние задания приходилось в условиях, трудно представимых сегодня: при свете каганца с фитильком на масле, который мама ввиду отсутствия в доме спичек разжигала у соседей, и писать на клочках бумаги зачастую ягодным соком. Интересно, что в здании начальной школы, где он учился, сейчас расположился станичный храм Покрова Пресвятой Богородицы - именно с этим праздником в жизни Виктора Гавриловича связано многое. Но об этом позже... - В 1949 году я посмотрел два фильма, - продолжает он свой рассказ. - Первая картина итальянская, «Прелюдия славы», про мальчика, дирижировавшего оркестром. И второй фильм, советский, «Здравствуй, Москва», там мальчик с баяном играл «Нас утро встречает прохладой...». Я музыку тоже очень любил. Взял детскую тетрадку в клеточку и расписал все свои страсти 11-летнего мальчика. Описал, что вот я живу в станице, очень хочу стать композитором, но у нас ничего нет, в школе нет никаких инструментов и всё такое. Пришёл на почту, бросил конверт в ящик: «Москва, Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину». Было это, кажется, в конце ноября. Проходит месяц, ответа нет, думаю: ну, не дошло. И вдруг как гром грянул: в январе 1950-го к нам в Дядьковскую приехала целая кавалькада мотоциклов с колясками - комиссия человек в десять. Они прибыли посмотреть на того мальчика, который написал письмо Сталину. Я подумал, что меня хотят взять с собой на учёбу. Но нет. Посмотрели, как мы живём, и отправились в школу. В результате директора школы отстранили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Никто никогда не оставался без ответа, кто бы ни писал, от князя до простого мужичка, спрашивающого своим простым малограмотным почерком о том, как нужно жить, чтобы угождать Богу и т. д. Когда владыка вскрывал письмо, то первым долгом смотрел на подпись, и если подписи не оказывалось, то владыка проверял, не по ошибке ли она отсутствует, т. е. он начинал читать и если по началу было видно, что это какая-нибудь жалоба или кляуза, владыка с большим удовольствием разрывал письмо. Он говорил, что «порядочные люди анонимок не читают: если ты ревнуешь об истине, пиши пожалуйста, но имей мужество свое письмо подписать». Газет он никогда не читал, говорил: «некогда мне их читать, да и незачем – для спасения души там ничего не узнаешь, а самое важное мне и так все разскажут». В октябре 1919 г., в дни Покрова Пресвятыя Богородицы, большевики снова подошли к Киеву, настроения в городе были тревожныя. Совершив торжественную службу в сам день праздника, владыка вышел из церкви и направился к школе, но по пути его встретила распропогандированная толпа народа и сразу окружила кольцом. Они начали требовать от владыки, чтобы он снял запрещение с их священника, наложенное консисторией с подписью владыки. Митрополит спокойно ответил, что «запрещение снять теперь я не могу, а вот будет следствие тогда все выяснится и ваш батюшка будет у вас, если окажется, что его оклеветали». Толпа же стала требовать, стала кричать: «Нет, нечего нас баснями кормить. Сейчас же снимайте запрещение. Довольно издеваться над бедным священником. Если не разрешите ему служить, то мы вас не выпустим». Среди толпы, вероятно, добрая половина была из большевиков. Владыка же вместо смягченного ответа вдруг выпрямился и говорит громко: «Ого, вы мне угрожаете, еще только этого не доставало. Так что вот послушайте», – громко закричал владыка, – «чтобы вы не думали, что я боюсь смерти, я вам заявляю, что без суда и следствия ни на одну иоту не отступлю от того решения, которое принято, а вы, если хотите меня казнить, то я к вашим услугам, можете начинать...»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Роман Лакапен посвятил Богу от младенчества четвертого сына своего Феофилакта, который и был оскоплен, а чтобы возвести сына на патриарший престол, лишил престола коварством и насилием святого патриарха Трифона в августе 931 года. После того спустя год и пять месяцев Феофилакт, достигший 16 лет, возведен на патриарший престол 2 февраля 933 года. Сначала, находясь под опекунами, он вел себя пристойно, но возросши, пристрастился к охоте, занят был ловчими псами и особенно конями, которых у него было более 2000 в дорогих конюшнях на самом лучшем корме, он питал их раздушенными древесными плодами, предался симонии – продаже духовных санов и архиерейских мест и другим делам, «которые, как говорит историк Кедрин, подробно исчислять непристойно». Некоторые сановники составили заговор против отца его Романа Лакапена, в этом заговоре принял участие и сын его патриарх Феофилакт. Этот замысел был разрушен отцом, заговорщики наказаны, но патриарх сын был пощажен. Феофилакт, как говорит историк Кедрин, «ввел и сие обыкновение, что в великие и торжественные праздники оскорбляем бывает Бог и память святых нелепым пением и смехом и буйственным воплем во время совершения божественных песней, которые надлежало бы со умилением и сокрушением сердца приносить Богу, ибо он, учредив сонм непотребных людей, определил ему начальником некоего Евфимия Каснина, научил совершать сатанинские плясания, безместные вопли и песни, заимствованные от распутий и блудниц. Провождая такую жизнь, он погиб во время бесчинной езды от удара о приморскую стену. От этого удара кровь истекала у него устами; проболев два года и впадши в водяную болезнь, он скончался» 72 . Патриаршествовал он 23 года и 25 дней (933–956). Пред возведением на престол этого патриарха или вскоре после того, при жизни отца его императора Романа Лакапена, Богоматерь явилась молящейся в слезах во Влахернском храме святому Андрею и Епифанию, впоследствии в иночестве Полиевкту, непосредственному преемнику Феофилакта или третьему из преемников его Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Теперь перейдем к Льву Мудрому (886–912 г), при котором, по общепринятому мнению, святой Андрей куплен протоспафарием Феогностом. Здесь черты юноши Епифания, друга Андреева, весьма идут к патриарху святому Полиевкту (956–970 г), а также к патриарху Антонию III Студиту (974–978 г). Сперва сопоставим годы жизни святого патриарха Полиевкта по историкам с годами жизни святого Андрея по житию его. Положим, что святой Андрей родился в 870 году и куплен Феогностом молодой, лет около 17, в 887 году, в начале царствования Льва Мудрого ; при великих его способностях им употреблено восемь лет на изучение греческого языка и вообще на образование и потом на службу в звании нотария. Имея же около 25 лет, следовательно, около 895 года он начал юродствовать. Пред началом подвига он называется юным ( νος) 15 . Подвизавшись довольное время и будучи удостоен от Бога дара прозрения и чудес, он около 923 года познакомился с юношей Епифанием, впоследствии патриархом Полиевктом, о котором спустя некоторое время после знакомства с Андреем говорится, что он не имел тогда еще восемнадцати лет (столб. 111), следовательно, он познакомился с Андреем имея около семнадцати лет неполных, или в начале восемнадцатого года. Дружба святого Андрея с Епифанием началась ранее поставления святого Трифона в патриарха, которое было в 928 году, так как в этом году, как увидим ниже, был великой мороз и язва в Царьграде, о которых в житии святого Андрея говорится после знакомства святого Андрея с Епифанием. После знакомства с Епифанием святой Андрей подвизался около тринадцати лет и скончался в 936 году своей жизни. Тогда Епифанию было около тридцати лет. По кончине Андрея, а потом вскоре и по смерти своего отца, Епифаний постригся в монашество, как должно полагать, с именем Полиевкта, прославился строгой жизнью и ученостью. По историкам Полиевкт в 956 году третьего апреля поставлен в патриарха константинопольского, скончался 16 или 29 января 970 года, следовательно, имея около 64 лет от рождения, если был Епифаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мне сверху было хорошо видно, как отец Никон подошёл к краю пропасти, перекрестился и пошёл прямо по воздуху на другую сторону ущелья. Когда он был уже на двух третях пути, из кустов выскочили два охотника, опередившие остальную погоню. Увидев удалявшегося по воздуху батюшку, один из них сдёрнул с плеча ружьё, очевидно, намереваясь выстрелить в отца Никона, но другой, осознав происходящее перед их глазами чудо, выбил ружьё у него из рук и отшвырнул его подальше в кусты. После чего он, а за ним и опомнившийся товарищ, встали на колени на краю пропасти и, крестясь, проводили взглядами батюшку, вступившего на противоположный край обрыва и углубившегося в лес. Тут как раз подоспели и остальные преследователи. Что дальше было, я не знаю, я спрятался ещё выше в камнях, и, выждав часа три после того, как смолкли все голоса, спустился к озеру, а затем пришёл к вам. Сёстры молчали, сосредоточенно творя про себя молитву. Мать Антония поняла, что в её жизни наступил очередной поворот. Глава 29 После погрома в пустыньке у озера мать Антония прожила с сестрами на Псху до середины октября, до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Ей всё ещё не верилось, как и другим сестрам с матерью Евдокией, что они больше не увидят своего духовного наставника, батюшку Никона. Несколько раз они поднимались к озеру, молились на могилках убиенных сестёр, один раз мать Антония даже переночевала в кустах рядом со сгоревшими останками кельи. Но вестей от отца Никона не было. Понимая, что без духовного руководителя она будет «овцой без пастыря», и ей рано ещё «пускаться в свободное плавание» в духовной жизни, мать Антония начала усиленно молить Господа о ниспослании ей «пастыря доброго», способного «упасти её на пажитях небесных». Ответ пришёл неожиданным — ей вдруг стало сильно хотеться попасть в Троице-Сергиеву Лавру, душа её вдруг потянулась под древние намолённые множеством монахов лаврские своды. Восприняв это как указание свыше, мать Антония попрощалась с сестрами и, вооружившись молитвой, отправилась в неизвестность, везя с собой в стареньком фибровом чемоданчике дар любви от сестёр из Псху — вышитую белым шёлком по чёрному сукну схиму и сплетённый из чёрного шёлкового шнура схимнический параман.

http://azbyka.ru/fiction/selafiila/

Обычно на праздник приходят и профессиональные музыканты, чтобы поздравить собравшихся. В этот раз «зажгли» ребята из группы Jukebox Trio. Владимир Иванов, солист, рассказал корреспонденту «Правмира,» что они стараются бывать на Общем дне рождения ежегодно: «В первый раз, когда нам сказали, что нужно будет выступить в Онкоцентре, мы согласились, но нас это немного смутило. Как правильно себя вести с такими зрителями? Сложно примерить на себя. Но потом мы решили: мы не будем делать никаких различий, выступаем и шутим как обычно, никаких поправок для себя решили не делать, и это было самым правильным. Кстати, этот зритель даже чем-то мудрее и добрее, чем обычная публика. И чувство юмора тут на ступень выше, качественнее, так же как и чувство восприятия прекрасного». Один из гостей праздника, отец Дмитрий, протоиерей Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, получил в подарок книгу «Как убить страсти», написанную афонским монахом Моисеем, которого тот знал лично. Моисей умер два года назад от рака. «Он говорил: «Рак – это время, когда в бессилии ты получаешь неведомую ранее силу»», — заметил отец Дмитрий. Отец Дмитрий давно знает Олега Николаевича и пришел на праздник впервые. К необычному шутливому отношению к смерти, каково принято на Общем дне рождения, все, кто первый раз попадает на праздник, относятся по-разному, иногда сначала это смущает. Но потом становится спокойно и радостно. «Здесь всем весело. Здесь всем грустно. Здесь напрочь исчезает эгоизм — человеку сразу становится неловко, стыдно и больно за свою земную мелочность в присутствии этих трогательных и очень мужественных людей, — делится своими ощущениями отец Дмитрий. — Душа нашего общества, Олег Николаевич, говоря о смерти, частенько как будто шутит, и такой шутливый стиль кого-то поначалу наверняка покоробит. Но поймите, юмор бывает разный: одно дело — насмешка, ирония, оскорбительная шутка. Совсем другое дело — юмор смиренный, деликатный, с любовью к тому, кто тебя слышит. Так и шутит Олег, облекая в легкую форму разговор о болезни, страдании и смерти. Страх трудно победить рассудком, он побеждается смиренной улыбкой».

http://pravmir.ru/eto-oni-mogut-molitsya...

Она молится Богу о людях непрестанно, и молитва Её не бесплодна. Она чрезвычайна сильна. Люди об этом всегда знали сердцем. Когда Андрей это увидел, они обрадовались и сказали: вот видишь, что происходит, вот что происходит в мире духовном. И, по сути, Андрей перед нами отдернул занавеску, что мы слепые, мы же не видим духовного мира. К счастью, мы не видим демонов, к счастью, мы не видим душ усопших. К счастью, мы не видим святых, потому что мы проводили бы свои земные дни и в жутком страхе не смогли бы даже картошку почистить, пуговицу пришить, если бы мы видели духовный мир. Мы бы с ума посходили. Это очень трепетно, это глубоко. Но некоторые видят, а мы чувствуем. Нам, чувствующим, дается некое знание от видящих. И чувствующие видящим говорят: да, так оно и есть, моё сердце знает это. Я глазами это не видал, но сердце моё знает. Так возникает праздник. Конечно, хочется почтить память этого святого человека Андрея, о котором говорится: «Тя бо виде  Это был человек, который был призван на особый подвиг юродства. Житие сообщает, что он был слугой, чуть ли не купленным рабом у какого-то византийца -  константинопольца. Он прилежал к службе Божьей, к храму, к молитве был внимателен, где-то как-то был призван Богом - мы не знаем деталей - и имел дар духовный, может быть, и не один.   Имел горячую молитву, и его сердечные глаза видели многое. Для того чтобы скрыть свое особенное духовное состояние, никому непонятное толком, только понятное Богу и ему,  он стал придуриваться, прикидываться сумасшедшим, творить нелепости, глупости, одеваться странно, спать на полу, не есть по паре дней, плясать, дурачиться. Вообще -  вести себя, как сумасшедший человек. Сумасшедших раньше не лечили, не знали как. Их и сейчас не очень лечат, потому что не знают, как ты его вылечишь. Если человек умом тронулся, как ты будешь его лечить? Пилюльку дашь, чтоб он заглох, угнетающую пилюльку, которая угнетает его психику, капельницу, смирительную рубашку. А так вообще, как лечить? Это непонятно, душа если болит, то как ты её вылечишь? Раньше так было, свозили их в Церкви, специальные храмы были для этого, и там их оставляли, и они жили на милостыню.

http://radonezh.ru/text/prazdnik-pokrova...

Дореволюционное периодическое издание Московской духовной академии «Прибавления к творениям святых отцов» стало доступно в Интернете 14 октября 2008 г. 16:43 Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, престольного праздника Московских духовных школ , портал Богослов.ru открыл уникальный проект — впервые в режиме online представлено полное собрание дореволюционного периодического издания Московской духовной академии «Прибавления к творениям святых отцов» . «Прибавления к Творениям святых отцов» являлись официальным периодическим изданием Московской духовной академии начиная с 1843 г. «Прибавления» являлись дополнением патрологической серии «Творений святых отцов» (ТСО), что являлось их характерной и исключительной особенностью по сравнению с остальными периодическими изданиями того времени. Издание рассматривались как ряд материалов, имевших не только научное, но, прежде всего, духовное значение. Наряду с публикациями духовно-нравственного характера в «Прибавлениях» помещались и научные статьи, посвященные широкому кругу церковно-богословских проблем. В дальнейшем в журнале стали также печататься официальные документы — отчеты о состоянии Академии и журналы академического Ученого совета. Публикация «Прибавлений» продолжалась с перерывами с 1843 по 1891 гг., когда они вместе с ТСО были преобразованы в «Богословский вестник». Поскольку «Прибавления к Творениям святых отцов» давно стали библиографической редкостью, нынешняя редакция академического журнала «Богословский вестник» совместно с порталом Богослов.ru осуществила их электронное переиздание в полном объеме. На портале Богослов.ru в электронном виде представлены все 48 книг «Прибавлений», что составляет 1349 публикаций и статей в формате DJVU. Кроме того, планируется издание компакт-диска «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе», который будет полезен преподавателям и студентам духовных школ, а также всем интересующимся развитием отечественной богословской науки и историей ученого сообщества Московской духовной академии. Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/474521.htm...

Новый председатель общества К. П. Мейбаум устроил в новоприобретенном доме небольшую библиотеку для призреваемых, из книг духовного содержания. Для приютских мальчиков заведено было обучение картонажному, переплетному и сапожному мастерствам. В целях физического развития детей устроена была на средства почетного члена общества Г. А. Ганибала гимнастика; кроме того, исходатайствовано допущение приютских детей к прогулкам в садике на Галерном островке, куда доступ посторонним лицам воспрещается. На первых порах часть дома общества сдавалась под частные квартиры, но с течением времени общество заняло под свои учреждения весь дом, производя, по мере надобности необходимые переделки и приспособления. Так, в 1882 году очищен был от постороннего жилья нижний этаж дома и здесь на средства Г. А. Ганибала устроена общая столовая и лазарет. Затем, когда весь дом перешел под учреждения общества, городская управа, в 1884 году, освободила его от оценочного сбора. 16 декабря 1884 года в здании приюта открыты духовные беседы и продажа духовных книг, по мысли председателя совета общества К. П. Мейбаума, и привлекли скоро горячее сочувствие общества и многочисленных слушателей. Имея много свободного помещения, общество вошло в сношение с городской думой относительно учреждения в приютах общества городских стипендии для призреваемых, с платой по 100 рублей. Дума в 1885 году согласилась на это, и в 1886 году в приюте общества было 40 городских стипендий. 1 октября 1891 года, в день Покрова Пресвятая Богородицы, храмовой приходский праздник, общество открыло столовую для бедных прихода. Эта столовая возникла из давнего обычая общества устраивать в Пасху розговенье и в храмовой праздник бесплатный обед для приходских бедных. Почетный член общества В. В. Волошинов с 1881 года устраивал и разговенье, и обед обыкновенно на свой счет, расходуя на это 1,000 рублей ежегодно. В первый год столовая отпустила обедов свыше 7,000, во второй около 5,000, из них в оба года бесплатных около двух третей всего числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010