Жертвенность доброго Пастыря – Христа – противопоставляется образу начальствования над народом у фарисеев. Неспособность к жертве выявляет ложного, самозваного пастыря – наемника, работающего за воздание и не умеющего любить овец и поэтому легко становящегося предателем: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник и нерадит об овцах» ( Ин. 10: 12–13 ), или же вора, который приходит «только для того, чтобы украсть, убить и погубить» ( Ин. 10: 10 ). Воры действуют так же, как волк, который похищает и убивает овец. В беседе на празднике Кущей Господь обличил иудеев в том, что они дети диавола, поэтому их души так же «ненасытны в человекоубийстве» 315 . Здесь Он в приточной форме повторяет это обличение, так как образ волка подразумевает диавола. Свт. Кирилл Александрийский понимает образ смерти Пастыря от волков не только в отношении еврейского народа, но применительно к истории спасения всех людей: «Человек отступил от любви к Богу, уклонился в грех, удален был за это из священного и божественного двора, то есть из ограды райской, и, подвергшись такой беде, сделался добычею диавола, соблазнявшего к греху и смерти, произросшей из греха, этим свирепым и неукротимым волкам. Когда же явился Пастырь добрый над всеми Христос, Он положил за нас душу Свою, сражаясь с этою сворою свирепых зверей, претерпел крест за нас, чтобы смертию умертвить смерть, подвергся осуждению ради нас, дабы освободить всех от осуждения за прегрешение, верою упразднив владычествовавший грех и «пригвоздив бывшее против нас рукописание Своим крестом», как написано ( Кол. 2: 14 ). Итак, отец греха, как «овец в аду» ( Пс. 48: 15 ), положил пасти нас, предав смерти, согласно сказанному в псалмах. Но умер за нас истинно добрый Пастырь, дабы, изъяв из темных пропастей смерти, предоставить нам возможность сопричисляться к небесным хорам и вместо хлевов в пропастях бездны и глубинах моря даровать нам вышние обители у Отца. Поэтому и говорит к нам в одном месте: «Не бойся, малое стадо! Ибо благоволил Отец дать вам Царство» ( Лк. 12: 32 )» 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Неверно было бы считать эти слова мнением Самого Христа. В связи с этим стихом полезный совет дает свт. Иоанн Златоуст : «Много внимательности нужно нам иметь или лучше – благодати Божией, чтобы не останавливаться на одних словах; потому и еретики заблуждаются, что не обращают внимания ни на цель говорящего, ни на свойства слушателей. Эти слова Он сказал не вопреки достоинству Своему, а приспособительно к мнению иудеев» 291 . Иудеи обосновывали свое недоверие Христу ветхозаветным законом и требовали, чтобы кто-то подтвердил Его правоту. Необходимость в привлечении свидетелей для оправдания или, наоборот, обвинения кого-то объясняется законными нормами: «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится дело» ( Втор. 19: 15 , а также: Втор. 17: 6 ). В одной из последующих бесед на празднике Кущей Господь скажет: «А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» ( Ин. 8: 17 ). Озвучивание Христом мнения иудеев обнаруживает своего рода «двойной стандарт» их отношения к Нему, да и к закону: когда они приходили к Иоанну Крестителю, то готовы были удовлетвориться его самосвидетельством: «Кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» ( Ин. 1: 22 ), от Христа же самосвидетельства не принимают, а точнее – не хотят принимать. Это различие в подходах показывает, что причина неверия заключена в них – в их отрицании Христа, а не во Христе: «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин. 5: 40 ). Господь говорит, что у Него есть свидетели, удостоверяющие Его равенство Отцу: это Иоанн Креститель ( Ин. 5: 33–35 ), это дела Христовы – чудеса ( Ин. 5: 37 ) и, наконец, это Писание ( Ин. 5: 37–39 ). Но за всеми этими свидетелями стоит один – Сам Отец, свидетельствующий о Сыне: Отец послал Крестителя 292 , Отец дал Сыну творить чудеса, Отец дал иудеям Писание, предвозвестившее приход Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Видение кончилось, и Иисус вместе с апостолами стал спускаться с горы. По дороге Господь предупредил учеников, чтобы они никому не говорили о видении, пока Он не воскреснет из мертвых. И апостолы запомнили эти слова Христа, но спрашивали друг друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?». 27. Христос в Иерусалиме на празднике «кущей» и «обновления» ( Ин. 7, 8, 9,10 ) Уже после насыщения пятитысячной толпы пятью хлебами, деятельность и проповедь Христа стали казаться все более и более опасными еврейским начальникам. Толпы всюду шествовали за Иисусом и это волновало гражданских и духовных вождей народа. В Галилее царь Ирод «замышлял убить Иисуса» ( Лк. 13:31 ), о чем некоторые фарисеи предупреждали Его, а в Иудее первосвященники и книжники давно уже искали повода арестовать и казнить ненавистного Пророка. Особенно негодовали они с того времени, когда Христос начал учить о хлебе, сошедшем с небес. «Я – хлеб живой, сшедший с небес, – учил Он в Капернауме, – ядущий хлеб сей будет жить вовек». «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день». Это было начало учения о Таинстве Причащения, но ни враги, ни друзья не поняли смысла этого учения. Многие из учеников Его говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?». Но Господь сказал им: «... слова, которые говорю Я вам, – есть дух и жизнь». С этого времени даже многие ученики отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?». На это Симон Петр отвечал Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого» ( Ин. 6:49–69 ). Но вот наступил «праздник кущей», т. е. палаток, установленный в память сорокалетнего странствования иудеев в пустыне. Это был октябрь месяц, еще совсем теплый в Палестине. Тысячи полотняных шатров раскидывались в это время вокруг Иерусалима и его окрестностей. В течение 8 дней многие евреи жили в этих палатках, шумно проводя время и вспоминая древнюю эпоху Израиля. В храме же происходили торжества и жертвоприношения, а в город съезжалось много иностранцев, что оживляло гражданскую жизнь и торговлю Иерусалима. Христос отказался идти на этот праздник со всей толпой Своих галилейских соотечественников, а спустя некоторое время направился в Иерусалим отдельно, с группой ближайших учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Различные народы будут приходить в Иерусалим для поклонения единому Богу «и для празднования праздника кущей». Те племена, которые хоть раз пренебрегут этим обычаем, будут лишены дождя и подвергнутся «поражению, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей» (Зах 14. 16-19). Жертвы, приносимые Господу Саваофу со всех концов земли, станут столь многочисленными, что для их приготовления будут использованы «все котлы в Иерусалиме и Иудее». Служение истинному Богу распространится повсеместно, «и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» (Зах 14. 21; одно из наиболее распространенных толкований этого места состоит в том, что представители традиционно враждебных Израилю хананейских племен станут исповедовать истинную религию - Meyers. 1993. P. 491-492). Основные темы З. п. к. Спасение избранного народа Увидев умножение зла в др. народах, Бог обратился «к Иерусалиму с милосердием» (Зах 1. 16). Притеснение Израиля более неугодно Богу, Он накажет его врагов (Зах 2. 8-9), а вместо униженной жизни в плену подаст ему процветание «на святой земле» (Зах 2. 12). Все это станет возможным благодаря тому, что Бог очистит Свой народ, оставив в нем лишь достойных: «...ибо всякий, кто крадет, будет истреблен... и всякий, клянущийся ложно...» (Зах 5. 3). В божественный план спасения включен не только Израиль, но и др. народы, к-рые «будут приходить... чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» (Зах 8. 22). Однако и в этом подчеркивается избранничество иудеев - все остальные спасутся лишь тем, что «возьмутся за полу Иудея» (Зах 8. 23). Сион - место присутствия Божия Господь «утешит... Сион» (Зах 1. 17) и снова изберет его в качестве места Своего пребывания: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя...» (Зах 2. 10). Сион, «гора Господа Саваофа», будет названа «горою святыни», а Иерусалим станет «городом истины» (Зах 8. 3). К «дщери Сиона» обращено и известное мессианское пророчество З. п. к., относимое обычно к входу Господню в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9). Фигура Зоровавеля

http://pravenc.ru/text/182655.html

Намерение сотворить три кущи (палатки) может показаться нелепым: именно так оно чаще всего воспринимается в научной литературе 91 . Марк дает примечание: «ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе» ( Мк. 9:6 ); а Лука – «не зная, что говорил» ( Лк. 9:33 ). Отцы Церкви часто трактуют «кущи», упомянутые Петром, аллегорически – как указание на небесные скинии, уготованные уверовавшим в Иисуса 92 , или как символ трех лиц Святой Троицы: «...Устрой три палатки, и именно: одну – Отцу, [другую] – Сыну, и [третью] – Святому Духу, чтобы в твоем сердце был один общий покров для Тех, Божество Которых едино» 93 . Некоторые ученые полагают, что евангельский рассказ о Преображении имеет связь с праздником кущей, или суккот (евр. sukkôt) 94 . Этот осенний праздник установлен в воспоминание о блуждании Израильского народа по пустыне: по традиции в праздник кущей полагалось выходить из дома и в течение семи дней жить в шатрах (палатках, скиниях). С этим праздником было связано и пророчество Исаии: «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров ( hupp). И будет шатер ( sukk) для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» ( Ис. 4:5–6 ). Данное пророчество имеет в себе черты, сближающие его со сценой Преображения (образы горы, облака, блистания, скинии). Возможно, предлагая Иисусу поселиться вместе с Моисеем и Илией в шатрах, Петр сознательно или подсознательно имел в виду указанную традицию. Во всяком случае его слова свидетельствуют о желании продлить то особое духовное состояние, которое он и другие ученики испытали, когда увидели Иисуса преобразившимся. Вряд ли их следует интерпретировать, как делают некоторые ученые 95 , в том смысле, что Петр ставил Иисуса, Моисея и Илию на один уровень. Если бы это было так, он обратился бы к троим сразу, а не к одному Иисусу, Которого (и только Его) назвал Господом, Учителем или Наставником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Несомненно для каждого, что здесь чрево и реки воды живой – выражения» символические, а не предметные. Это – символы, обозначающие состояние духовной жизни человека. Вспомним, что Христос, беседуя у колодца с Самарянкой, переводит ее мысль об обычной воде на воду живую, символически обозначающую утоление уже духовной жажды: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13, 14 ). Теперь же, на празднике Кущей, Христос опять говорит о реках воды живой, но уже истекающих из чрева, то есть от самого уверовавшего, причем, судя по контексту речи, истекающих не для него одного, но и для других жаждущих. Символика воды живой в устах Христа ясна и понятна любой простой женщине, подобно самарянке случайно услышавшей речь Христа у колодца. Она должна была быть понятной и для толпы богомольцев на празднике Кущей. Отсюда и символика слова река. Слово нагар (река) на иудейском языке обозначает не только собственно реку и не только течение вообще или течение реки, но также и струю, поток, быстрое течение, стремление. Оно может означать и действие: испускать лучи, сиять, просиять от радости. Из самих слов Христа ясно, что Он имеет ввиду силу веры. Чрево, в данном контексте, по смыслу есть то же, что и слова внутренность, внутреннее или сердце в псалмах 102 и 39 и других местах Писания, то есть внутреннее состояние души. Это слово имеет то же значение, в каком Христос говорил, что Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Слово внутренность применимо в устах пророков для образного выражения всеведения и даже состояния самого Бога: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности» ( Иер. 17:10 ). Это слово обозначает глубинную сущность самого Божества: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое», – предвозвещается об извечном рождении Сына Божия из лона Отца ( Пс. 109:3 ). «Внутренность Моя возмущается за него (за колено Ефремово) " , – говорит Господь ( Иер. 31:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Ст. 65. …И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, – большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской…, т. е. с самого северного предела земли обетованной – до самого южного. Под рекой Египетской здесь разумеется восточный рукав Нила. … ( и ели, и пили, и молились пред Господом Богом нашим у построенного храма) – семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней… Первые семь дней праздновали освящение храма и жертвенника, а вторые семь дней принадлежали праздпику Кущей 480 , впрочем, так, что эти торжества слились тогда в один необычайный и великий двухнедельный праздник всенародный. Ст. 66. …В восьмой день Соломон отпустил народ… Т. е., в восьмый день от начала второго праздничного периода, или на другой день по окончании праздника Кущей, – именно, в 23-й день месяца Тисри 481 . Глава 9 (ст. 1–10). Второе явление Бога Соломону, и обозрение его государственных деяний Ст. 1–2. После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне… Когда именно было это богоявление Соломону? Известно, что построение царского дома Соломонова совершилось через тринадцать лет после построения и освящения храма 482 ; значит, к этому периоду и должно относить вторичное явление Бога Соломону, по ясным словам Писания; и значит, несправедливым должно считать мнение некоторых толковников, будто это богоявление было в ночь того же дня, когда освящен был храм. Это мнение, очевидно, основывается на том, что беседа Господня, при вторичном явлении Соломону, носит на себе ответный характер на молитву его в храме 483 . Это, однако же, нисколько не дает права отступать от хронологии Писания, хотя и может представляться недоуменным, почему лишь только через тринадцать лет Господь ответствует Соломону на его молитву о храме. В объяснение сего, можно предположить, по словам преосвяц. Филарета 484 , что «намерение беседы Божией состоит не столько в обетовании, которым она начинается, сколько в угрозе, которою оканчивается. Конечно, Сердцеведец близко видел опасность, которой внешнее счастье подвергало добродетель Соломона, и благоволил предостерегать его». В самом деле, уже при самом освящении храма, ниспосланный от Бога огонь на жертвы Соломона делал тогда излишним нарочитое откровение и уверение Божие, касательно исполнения молитвы Соломоновой. Между тем, через тринадцать лет после сего, когда Соломон находился на самом верху земного величия и могущества, для него было всего благовременнее Господне наставление и откровение, что, хотя и призрел Он милостиво на храм и освятил его, но, что судьба этого храма, равно, и судьба царственного дома Соломона, и даже всего народа Израильского, зависит, единственно, от верности уставам и законам Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Далее, одним из самых действительных и могущественных средств, которыми располагал храм для освежения и укрепления религиозных начал в еврейском народе, были те религиозные собрания, которые должны были происходить в великие еврейские праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Местом этих собраний указывается в законе «место, которое изберет Господь Бог, чтобы пребывало имя Его там»; при чем особенно энергично это предписывается по отношению празднования Пасхи: «не можешь ты закалать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь Бог твой даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху,.. и испеки и съешь на том месте которое, изберет Господь Бог твой» ( Втор.16:5–7 , Втор.16:11 ; Втор.16:15 ; Втор.16:16 ).А так как такое обозначение места относится, как мы видели (см.выше) к иерусалимскому храму, то, очевидно, он и является местом предписываемых законом религиозных собраний евреев в праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. На эти собрания, по заповеди Моисея, должны были являться все евреи: «ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота и вдова, которые среди тебя» ( Втор. 16:11 ; Втор.16:14 ). Возможность для всех евреев присутствовать на этих собраниях облегчалась тем обстоятельством, что территория, занимаемая евреями, не отличалась большой пространственной протяженностью. Палестина лежит приблизительно между 52° и 54½ о восточной долготы и 31° и ЗЗ½° северн. широты, занимает площадь приблизительно в 465 кв.миль, – меньше Бельгии, с Эстляндскую губернию. Самая большая длина ее от севера к югу около 230 верст, – с востока на запад – 140 верст. Но и эта площадь и протяжение Палестины обнимаются теми ее границами, которые указаны были у Моисея и И. Навина ( Чис.34:2–12 ; Чис.32:33–42 ; Нав.13:15–31 ); а в этих пределах Палестина почти никогда не принадлежала евреям, если исключить время Давида и Соломона. При такой небольшой протяженности занимаемой евреями территории, евреям не столь затруднительно было путешествовать ко храму 87 ; и отдаленность расстояния различных местностей Палестины от храма здесь уже не могла служить серьезным препятствием для евреев исполнять закон о религиозных собраниях вокруг храма 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? — иудеи озадачены Его словами и пытаются истолковать их; в 8:21–22 выдвигается другая версия. Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние — частица в значении ‘неужели’ предполагает скорее отрицательный ответ и передаёт неуверенность вопрошающих. Слова Иисуса пытаются понять в том смысле, что Он собирается покинуть Палестину, так что палестинские иудеи не смогут найти Его. В переводе Семидесяти слово ‘рассеяние’ означает часть народа, живущую среди язычников (Втор 28:25; 30:4; Иер 34:17), или, как в данном случае, место их проживания (Иудифь 5:19). И учить Еллинов — проповедовать среди тех, кто не евреи по рождению. У Иоанна Еллины упоминаются тут и в 12:20, причём в последнем случае скорее всего имеются в виду прозелиты, прибывшие в Иерусалим на праздник. Однако возможно, что в рассматриваемом отрывке речь идёт о язычниках, не знающих Бога Израилева. Перед нами типичная Иоаннова ирония, когда в уста противников Иисуса вкладываются пророческие слова, истинного смысла которых они сами не сознают: близок день, когда Иисус в лице Церкви выйдет в рассеяние и обратится к язычникам — и к неверующим, и к прозелитам. Некоторые комментаторы считают возможным, что под Еллинами имеются в виду грекоязычные иудеи. В последний же великий день праздника — неясно, какой день праздника Кущей Иоанн называет последним — седьмой день самого праздника или восьмой день, в который происходило отдание праздника, “торжественное собрание” и снятие Кущей (Лев 23:34–36); Иосиф Флавий (Иудейские древности 3:245) пишет, что праздник продолжался восемь дней. Скорее всего для Иоанна это различие не имело значения. Стоял Иисус и возгласил, говоря — не обычное поучение, а торжественное объявление. Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой — понимание этого отрывка зависит от расстановки знаков препинания. Если надо ставить точку после пей и запятую после Меня, выражение Р pismeЪwn e„j ‘верующий в Меня’ оказывается “висячим номинативом” (nominativus pendens) [так в Синодальном переводе — Реф.]; если запятая стоит после ко Мне и точка после в Меня, получается параллелизм ‘Кто жаждет, пусть идёт ко Мне, и пусть пьёт тот, кто верует в Меня’.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

21,23; см. также Суд. 7,22 ; 1Цар.14,20 ). «И будет в тот день», возвещает пророк, «произойдет между ними великое от Иеговы смятение, и схватят они один за руку другого», с тем, чтобы другою рукою свободно удобнее было на смерть поразить противника своего, «и поднимется рука его на руку ближнего его». В этом поражении врагов Самим Богом примет участие и народ завета: «и Иуда будет также сражаться при Иерусалиме», будет вместе с Богом сражаться против врагов, нападавших на Иерусалим. Через победу над врагами Иуда приобретет себе в добычу драгоценные сокровища языческих народов, золото, серебро, одежды в великом множестве». А народы самые будут истреблены, и истребление будет столь полное, что даже животные, употребляемые этими народами как для войны, так и для перевозки тяжестей разного рода, не избегнут участи своих владельцев, они будут поражены тем же поражением, какое постигнет и людей: «И будет также поражение коней и лошаков, верблюдов и ослов и всего скота, который в их станах, как это поражение», будет одинаково вполне с поражением людей. Из этого всеобщего поражения, поражения ужасного уцелеют только немногие люди, а именно только те, которые обратятся к истинному Богу. Этот «весь остаток», оставшийся «из всех народов, приходивших против Иерусалима, все эти из года в год будут восходить для поклонения Царю, Иегове воинств и для празднования праздника кущей»; все они будут поклонятся истинному Богу, все они войдут для совершения сего поклонения в царство Божие, в Церковь Божию и, пребывая в этой Церкви, за оказанную к ним милость со стороны Бога, за то, что Он из странствования  этой жизни ввел их в блаженное состояние царства мира, будут также торжественно благодарить Его, как торжественно благодарил Его ветхозаветный Израиль, совершавший в честь Иеговы праздник кущей, праздник благодарения за благодатное сохранение Израиля во время странствования по пустыне и за введение его в обетованную землю, полную обетованных земных благ и через то служившею сению несравненно больших, духовных благ в царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010