Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих [позвольте, как же так может быть? Мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Дальше расшифровка]: для одних – запах смертоносный на смерть [как же может быть Христово благоухание смертоносным запахом на смерть?], а для других – запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? – Значит, от внутреннего отношения. От внутреннего отношения к тому, что говорит Спаситель, что говорят Апостолы. Одни через их слова спасаются, другие погибают. И вот запах такой, как от гниющего тела, запах смертоносный на смерть, а для других – запах живительный на жизнь. А они так вот и ощущают: да как вы там можете стоять? Да посмотрите, там какой тяжёлый запах, как голове-то не болеть? Я постоял чуть-чуть, так у меня так голова разболелась. Вот от чего она разболелась? От ладана – и вдруг разболелась. Не от этого она разболелась, а вот что у неё внутри, от того и разболелась. Несродный дух, и запахи все кажутся чужими. Вот такой-то йог пришёл, ходит в рубашке при сорокаградусном морозе и не чувствует ни холода, ничего, а зашёл в церковь  и упал. А в церкви он упал. Кто его, следовательно, поддерживает на этом холоде? Кто от него отступил? Кто его поддерживает на морозе? А в храме эти духи отступают. Теперь открываем 7-ю главу от Иоанна. Иисус на празднике Кущей. Очень важная глава. Вы знаете, праздник Кущей в честь 40-летнего странствования по пустыне, когда они жили в шатрах, в кущах, в шалашах. И вот в память этого сорокалетнего странствования и был установлен этот праздник. Праздник осенний, праздник сбора плодов, весёлый праздник. Люди собирали плоды, отделяли десятину, всё это собиралось в одном месте и везлось в храм. Никто не ел от нового урожая, пока не одесятсвует этого урожая – десятую часть от всего, что Господь ему уродил, он отделял на храм и не нищенствовал через это. А вот когда жалели на храм, ничто не шло в спорость. А вот когда давали и выполняли, оставалось с избытком: выбросите старое ради нового (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Но в тот момент время еще не настало. Еще не пришел час страдать за род человеческий, люди еще не готовы были в должной мере воспринять Искупительную Жертву. Так для чего же пребывать теперь среди врагов и еще больше возбуждать их злобу? Итак, приближался праздник Иудейский — по-ставление кущей. Для иудейского народа это был третий по значению праздник после ветхозаветной пасхи, празднуемой в память избавления из египетского плена, и второй после пятидесятницы, совершаемой в память установления Синайского законодательства. Праздник поставления кущей справлялся в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную. Люди выходили на время праздника из своих домов и жили в кущах, то есть палатках, сделанных из зеленых ветвей, и весело проводили это время, веселясь пред Господом. Праздник кущей приходился на осень, по римскому календарю — на сентябрь, по собрании всех плодов земных, и праздновался особенно весело. Люди благодарили Бога за то, что весь урожай собран. Иудеи очень любили этот праздник и собирались в эти дни вместе. Праздник приближается, и надо было бы идти встречать его в Иерусалим, но Господь наш Иисус Христос не торопится туда, потому что Иудеи искали убить Его. Нет ничего хуже зависти и злобы. Мы знаем, что через них смерть вошла в мир. Когда диавол увидел наших прародителей Адама и Еву, пребывающих в раю в чести и благодати, он сделал все, чтобы погубить их. Что лежало в основе самого первого грехопадения? Зависть и ненависть. Эти же страшные чувства побудили Каина убить своего брата Авеля. Так впервые на земле пролилась человеческая кровь. Вот и теперь из зависти и непомерной злобы иудейские вожди жаждали одного: погубить Иисуса Христа, расправиться с Ним, чтобы никто больше не слушал Слово Истины, не стремился подражать Господу, не шел за Ним. Господь знал, что не пришло еще время искупительного подвига, а потому оставался в Галилее, там, где опасности для Него не было. Тогда братья Его, которые не веровали в Него, сказали Господу: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Вскоре же по возвращении их из плена, при Ездре , когда наступило время праздника кущей, «все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня, не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая» ( Неем.8:17 ). Такая ревность наблюдается в евреях и после. В каком бы положении еврей ни находился, занят ли он был, например, войною или иным чем, он не жалел ничего и все оставлял, когда нужно было праздновать эти дни. Иркан, например, запертый Антиохом Сотером в храме, обратился к Антиоху и просил у него для отправления праздника (кущей) на семь дней перемирия (Древн. XIII.8:2). Аристовул и его сообщники, будучи осаждены в храме и не имея жертв для праздника Пасхи, «просили их у своих единоплеменников, предлагая им за жертвенных животных цену, какую они пожелают. Когда же те потребовали за каждую голову (животного) по тысяче драхм,.. то Аристовул с священниками охотно на это согласились» (Дpebh.XIV.2:2). Также и Иуда Маккавей с воинами, строго исполняя закон о праздничных собраниях, хотя, например, были заняты войной, прервали свой поход и «отправились в Иерусалим, потому что приближался праздник седмиц; после праздника, называемого Пятидесятницею, пошли они против Горгия» ( 2Мак.12:31–32 ). Ап. Павел прерывал дело проповеди , при приближении одного из подобных праздников, и отправлялся в Иерусалим на праздничные собрания. Когда в Ефесе «просили его побыть у них далее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме» ( Деян.18:20–21 ); в другой раз «Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии, потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме» (Деян . 20:16). Евангелист замечает, что «каждый год родители Его (Иисуса) ходили в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). И Сам Иисус Христос , как известно, посещал в праздник Пасхи храм; также приходил Он в храм и в праздник кущей ( Ин.7:10 ). Подобно сему, и всякий иудей, исполняя предписания закона о праздничных собраниях, стремился побывать в великие праздники в Иерусалиме в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница (Апостольское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О действии благодати Святого Духа (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 8-ю по Пасхе. Пасхальный цикл. Неделя 8-я по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю Святой Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В Неделю 8-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни (Евангельское чтение) Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Пятидесятницы (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение)  Ин 7:37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин7:38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Евангелист сообщает еще одно изречение Христа, с которым Он в последний день праздника Кущей обратился к народу. Так как евангелист называет этот день «великим», то это, без сомнения, был седьмой день. Правда, по закону Моисея (Лев 23 и сл.; Числ 29:35; ср. Неем 8:18) и по иудейскому обычаю времени Христа к семи дням праздника Кущей присоединялся еще восьмой день — тоже праздничного характера, названный в законе праздничным собранием («ацерет»), но этот день не имел сходства с предыдущими днями праздника Кущей. Так, пребывание в кущах оканчивалось седьмым днем; торжественные хождения к Силоамскому источнику за водой — также. И, кроме того, в седьмой день это хождение с пением 117-го псалма (осанна!) совершалось семь раз, почему этот день позже и получил название «великой осанны».

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Человек, молящийся за ближних своих, уже покинувших этот мир, наверняка уходит из храма умиротворенным, имея в душе надежду, что поминовения его услышаны. Он лелеет надежду на встречу с дорогими усопшими людьми, веря во всеобщее воскресение и вечное блаженное житие в Царстве Господа нашего Иисуса Христа. Будем же неустанно просить у Бога оставление грехов усопшим, надеясь, что сподобимся вечного общения с любимыми людьми, уже покинувшими этот грешный мир, но вновь обретенными нами в будущей жизни нескончаемого Царства Небесного. И дай Бог, братья и сестры, чтобы то драгоценное время, которое уже более никогда не возвратится, было употреблено нами на пользу и для спасения, в утешение, в радость, в духовное совершенствование, в оставление грехов и жизнь вечную за веру нашу, за молитвенные поминовения, за все добрые дела и подвиги, творимые не только за себя, но и за усопших. Аминь. Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. ( Ин.8:12 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В славный праздник Пресвятой Троицы мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. Сегодня нашему вниманию было предложено Евангельское чтение, в котором рассказывается о предреченном Господом обетовании о ниспослании благодати и даров Святого Духа (см. Ин.7:37-52; 8, 12 ). В последний же великий день праздника, — свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, — стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Был праздник кущей, знаменательный для иудейского народа, отличающийся особой торжественностью и радостным настроем. Праздник кущей продолжался в течение восьми дней. На все это время иудеи оставляли свои дома, устраивали из веток деревьев кущи (то есть палатки) и находились в них. Это должно было настраивать мысли людей на духовное начало, напоминать о сорокалетнем странствовании иудейского народа в пустыне и Божией помощи, служить выражением благодарности Создателю за все свершенные благодеяния. В эти дни иудеи из разных мест сходились в Иерусалим, дабы предстать в храме пред Господом. Как раз оканчивались полевые работы, люди становились более свободны от мирских забот. В праздник кущей в храме приносили жертвы от всего Израиля и возжигали светильники, а алтарь украшали вайями.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Речь IX. Тисиана Глава I. Девство – главное украшение истинной кущи. – Что означает седмь дней, предписанных Иудеям для празднования кущей? – Неизвестность предела этого седмеричного числа, и никому не открыто, когда совершится будущее окончание мира. – Устройство мира еще продолжается. Арета, возлюбленная краса любителей девства! И я прошу тебя оказать мне твою помощь, чтобы у меня не было недостатка в слове, после столь многих и разнообразных речей. Посему я оставляю вступительные и предварительные слова речей, чтобы, потратив время на составление их надлежащим образом, мне не отступить от самого предмета речи, от того, как славно и почтенно и величественно девство. – Бог, желая научить истинных Израильтян, как должно праздновать и чтить истинный праздник кущей, изображает это в книге Левит, объясняя, что каждый должен больше всего украшать чистотою свою собственную кущу. Приведу самые слова Писания, из которых несомненно будет ясно для всех, как и для Бога благоугоден и приятен этот подвиг девственной чистоты. «А в пятнадцатый день седмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень седмь дней; а в осьмой день покой. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые ветви дерев широколиственных и верб и ветви агноса речного 40 ( γνυ κλαδυς), того самого дерева, под тенью которого происходил пир дев. Смотр, выше прим.5., «и веселитесь пред Господом Богом вашим седмь дней в году. Это постановление вечное в роды ваши. В седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите седмь дней. Всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел вас 41 . из земли Египетской. Я Господь Бог ваш» ( Лев.23:39–43 ). Конечно Иудеи, (витая около одного письмени Писания, как шмели около листьев овощей, а не около цветов и плодов, как пчела), будут утверждать, что эти слова и предписания относятся к той куще, которую они сами устрояют, как будто Бог утешается теми тленными украшениями, которые они разнообразно устрояют из древесных ветвей; но они не понимают богатства будущих благ, как все это есть не что иное, как дуновение и образные тени, предвозвещающие воскресение нашей павшей на земле (телесной) скинии, которую обратно получив бессмертною в седьмое тысячелетие 42 , мы будем праздновать великий праздник истинных кущей в новом и непреходящем мире, когда будут собраны земные плоды и люди уже не будут рождать и рождаться, и когда Бог успокоится от дел мироздания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

прот. Александр Прокопчук Восьмая глава С праздником Кущей была связана ещё одна церемония. В первый вечер праздника во дворе женщин совершалась иллюминация храма. Посреди двора, окружённого глубокими галереями для зрителей, устанавливали четыре огромных подсвечника. После наступления темноты их зажигали, и всю ночь старейшины и учителя Израиля плясали пред Господом и пели псалмы радости и хвалы. А люди смотрели на это зрелище. Беседа по окончании праздника Кущей. О достоверности слов Иисуса Христа П о окончании праздника Кущей Иисус по–прежнему находился в Иерусалиме и обратился к той же аудитории 120 . «Итак, снова говорил им Иисус: Я – свет миру. Тот, кто следует за мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (8:12). Назвав себя Светом, Иисус призывает слушателей к следованию за Собой. На языке четвёртого Евангелия следование обозначает ученичество (а учеником нельзя стать без веры). Но Иисус не только предлагает выйти из тьмы мира. Те, кто перейдет к Нему, будут «иметь свет жизни». Следовательно, пойти за Светом необходимо, чтобы получить жизнь. Как и в прежних беседах (3:17, 6:51), будущее спасение обращено ко всему миру. «Тогда сказали Ему фарисеи: Ты о Себе Самом свидетельствуешь. Свидетельство Твое не истинно» (8:13). Вместо того чтобы поверить, фарисеи объявляют слова Иисуса неправдой. Они не оспаривают их. Но уверены, что всё, что Он сказал о себе, никто не сможет подтвердить, а следовательно, Его свидетельство нельзя считать истинным. Как и в седьмой главе, этот диалог напоминает разбирательство в суде. У ответчика отсутствует свидетель, значит Его слова суд принять не может. По закону Моисееву на суде имело силу только единогласное показание по крайней мере двух свидетелей ( Втор 17:6, 19:15 ). «Мы не можем тебе верить», – заявляют иудеи, тем самым отвергая обетование Иисуса Христа о спасении. «Ответил Иисус и сказал им: хотя Я и свидетельствую о Себе Самом, истинно свидетельство Мое, потому что Я знаю, откуда Я пришел и куда иду, Вы же не знаете, откуда Я пришел или куда иду» (8:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Та же мысль о существовании храма до конца мира имела место, очевидно, и в сознании Иоанна, предводителя засевших в храме иудеев, который говорил, что «никогда не должно бояться разорения, потому что Иерусалим принадлежит Богу» (Война VI.2:1) 162 . Та мысль о значении храма не только для одних евреев, но и для других народов мира , которая жила в сознании иудеев в плену Вавилонском, теперь, после плена, нашла себе более яркое выражение. Пророки проповедовали Иудеям: «будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» ( Зах.8:22–23 ). Или еще: «все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет сюда, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящее праздновать праздника кущей. Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!» ( Зах.14:16–19 ). Высоко ценя значение храма, поддерживаемые и вдохновляемые подобными пророчествами, иудеи доходили до представления, что их храм славнейший на всей земле, что пред ним преклоняются все народы. По словам автора 2 Мак., воины, сподвижники Иуды Маккавея, «воссоздали славный во всей вселенной храм» ( 2Мак.2:28 ), Иосиф Флавий, повествуя о споре александрийских иудеев с самарянами о храме, замечает, что иудеи «с трудом переносили, когда кто-либо хотел отнять преимущество у этого храма, столь древнего и самого славного во всем свете» (Древн. XIII.4:4). По словам того же историка, Елена, мать Изата, царя Адиавинского «пожелала отправиться в Иерусалим и поклониться храму Божиему, прославляемому всеми людьми«… (Древн.ХХ.2:6) 163 . Рассказывая, далее, о том, что стрелы, пускаемые Симоном, сыном Гиоры, долетали до жертвенника и храма, Флавий замечает, что «многие, с усердием собравшееся из отдаленных стран земли вокруг славного и для всех людей священного места, сами пали пред жертвами, и жертвенник, священный для всех греков и варваров, обагрили своею кровью»… (BoйhaV.1:3). Иисус первосвященник в своей речи к идумеям, пришедшим к Иерусалиму, называет храм «местом, покланяемым вселенною и иноплеменниками из отдаленных стран почитаемым по слуху» (понаслышке) (BoйhaIV.4:3); а Иосиф Флавий в своей речи, обращенной к осажденным в Иерусалиме иудеям, говорит: «храм сделался вместилищем всяких (нечистот) и руками жителей осквернено священное место, которому и римляне издали поклонялись оставляя много из своих обычаев по нашему закону»... (BoйhaV.9:4) 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Глава I. Девство – главное украшение истинной кущи. Что означают седмь дней, предписанных Иудеям для празднования кущей? – Неизвестность предела этого седмеричнаго числа, и никому не открыто, когда совершится будущее окончание мира. Устройство мира еще продолжается. Арета, возлюбленная краса любителей девства! И я прошу тебя оказать мне твою помощь, чтобы у меня не было недостатка в слове, после столь многих и разнообразных речей. Посему и оставляю вступительные и предварительные слова речей, чтобы, потратив время на составление их надлежащим образом, мне не отступить от самого предмета речи, от того, как славно и почтенно и величественно девство. – Бог, желая научить истинных Израильтян, как должно праздновать и чтить истинный праздник кущей, изображает это в книге Левит, объясняя, что каждый должен больше всего украшать чистотою свою собственную кущу. Приведу самые слова Писания, из которых несомненно будет ясно для всех, как и для Бога благоугоден и приятен этот подвиг девственной чистоты. А в пятнадцатый день седмаго месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень седмь дней; а в осьмой день покой. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб и ветви агноса речного 80 , и веселитесь пред Господом Богом вашим седмь дней в году. Это постановление вечное в роды ваши. В седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите седмь дней. Всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел вас 81 из земли Египетской. Я Господь Бог ваш (Лев. XXIII, 39–43). Конечно Иудеи, (витая около одного письмени Писания, как шмели около листьев овощей, а не около цветов и плодов, как пчела), будут утверждать, что эти слова и предписания относятся к той куще, которую они сами устрояют, как будто Бог утешается теми тленными украшениями, которые они разнообразно устрояют из древесных ветвей; но они не понимают богатства будущих благ, как все это есть не что иное, как дуновение и образныя тени, предвозвещающие воскресение нашей павшей на земле (телесной) скинии, которую обратно получив безсмертною в седьмое тысячелетие 82 , мы будем праздновать великий праздник истинных кущей в новом и непреходящем мире, когда будут собраны земные плоды и люди уже не будут раждать и раждаться, и когда Бог успокоится от дел мироздания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

И будет также поражение коней и лошаκов, верблюдов и ослов, и всего скота, который будет в тех станах, как сие поражение ( Зах. 14:14–15 ) 316 . Поражение скотов, наравне с воинами, которым они имеют служить в войне, свидетельствует о том, что война будет самая упорная и ожесточенная, в которой сражающиеся примут решительное намерение победить, или умереть. И, следовательно, если в этой войне победа останется на стороне христианства, то эта победа будет полная и окончательная, которая, при внутренней силе его, упрочит за ним и внешнее могущество 317 . А потому, естественно, кто останется из всех народов, приходивших против Иерусалима, все те, и сами приняв христианство, из года в год будут восходить для поклонения Царю, Иегове воинств, и для празднования праздника кущей (14:16); потому что, как говорит блаж. Феодорит, «время сего праздника, как летнее, удобно для путешествия» 318 . А которое из племен земли не взойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Иегове воинств, на те дождя не будет. И, если племя Египта не взойдет и не придет, то и на них не будет, а будет язва, которою поразит Иегова народы, не восходящие праздновать праздник кущей. Сей будет грех Египта, и грех всех народов, которые не будут восходить праздновать праздник кущей ( Зах. 14:17–19 ). Что же касается тех, которые, при всей видимости Божественного благоволения к христианам и их святости и нравственной чистоты, останутся во грехах своих, те, кроме своего нравственного бессилия, всегда приводящего людей к погибели, будут страдать и от того, что Господь не будет благопоспешать делам рук их 319 , и, в конце концов, если не в настоящей жизни, то в будущей, их постигнет та же участь, какая, некогда, постигла египтян, когда выводил Господь израильтян из земли Египетской 320 . Между тем, верующих, с окончательным торжеством христианства, ожидает радость, мир, блаженство: в тот день, говорит пророк, на звонках 321 у коней будет написано: «святыня Иеговы» 322 ; и котлы в доме Иеговы будут, как чаши пред алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010