Николай I дал согласие на брак своей дочери при условии, что супруги будут жить в России, а не за границей. Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому (Максимилиан был католиком). После свадьбы молодожены вновь посетили Сторожевскую обитель и поклонились мощам святого. Максимилиан переехал на постоянное жительство в Россию. Его семья поселилась в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, во дворце, который Николай I выстроил для любимой дочери. В браке родились семеро детей. Максимилиан был президентом Академии художеств, заведующим Горным институтом, проводил научные изыскания в области гальванопластики, учредил в Санкт-Петербурге гальванопластический завод, больницу, завел в тамбовском поместье образцовое хозяйство. Большое участие он принимал и в постройке первых в России железных дорог. Максимилиан умер в 35 лет от туберкулеза. Его потомки жили во дворце на Невском проспекте до самого Октябрьского переворота, во время которого герцоги Лейхтенбергскиие, к счастью, находились в Париже. Так сбылось предсказание святого Саввы Сторожевского о том, что потомки Евгения Богарне будут служить России. Потомки Богарне в наше время В 1995 году в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей из Франции приехала 80-летняя православная монахиня Елисавета, представительница рода Богарне. По ее словам, семейное предание гласило, что Максимилиан перешел в Православие. В настоящее время все потомки Богарне имеют русские имена и исповедуют Православие В настоящее время все потомки Богарне имеют русские имена и исповедуют Православие. Они считают преподобного Савву Сторожевского своим небесным покровителем. Когда создается новая семья, она получает копию иконы преподобного, некогда подаренной монастырем Евгению Богарне. Рейтинг: 10 Голосов: 1044 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 27 августа 2023, 15:55 Спасибо, автор! Замечательная история! Антоний 24 августа 2023, 23:18 Очень познавательная история,ранее ничего об этом не знал Ирина 23 августа 2023, 11:03 Как интересно! Не знала. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/155597.html

Рыцарь без укоризны Памяти Александра Блока 28 ноября, 2018 Памяти Александра Блока Горький сравнивал Александра Блока с узкими напольными часами – изысканно стройными и педантично точными. На его примере тема «поэт и революция» раскрывается максимально ярко и драматично. Сто лет – оптимальный срок для того, чтобы попытаться взглянуть на эти события со стороны. Чего только нет на просторах интернета! В огромном объеме кинохроники, щедро выброшенной во всемирную сеть, можно выловить настоящие сокровища. Так внимательный историк, отсматривавший кадры Февральской революции, среди толпы выхватил удивительно знакомое лицо. Оказалось, это Александр Блок. В самой гуще событий 1917 года на Невском проспекте – где ж ему еще быть! Наверное, в тот момент оператору казалось, что нет ничего более важного, чем эта народная масса, стихия, меняющая ход истории. Но время расставило все по местам. И вышло так, что эта кинопленка сохранилась лишь для того, чтобы сквозь десятилетия на ней «проявился» поэт. Вот он стоит в толпе и вдруг оборачивается – нет, не к камере, а к нам, рожденным столетие спустя. Он пристально смотрит и улыбается поразительной улыбкой – вроде бы открытой и искренней, но пронзительно печальной. Он провожает взглядом солдат, осматривается и все так же улыбается, но от его улыбки становится немного не по себе. Кажется, он знает нечто большее – то, чего толпе недоступно. Помните: О, если б знали, дети, вы Холод и мрак грядущих дней! Мгновение спустя улыбка с лица внезапно исчезает и поэт буднично уходит из кадра. В охваченный революцией Петербург. В свое бессмертие, а точнее – в вечность. http://www.youtube.com/watch?v=rDgKDEak_Gg Рыцарь бледный Максимилиан Волошин, описывая внешность Блока, отмечал очень спокойное, ясное и холодное лицо, похожее на греческую маску. Указывал на правильность и строгость черт, на тонко очерченный лоб, изгиб уст. Ставил в достоинство красивую вьющуюся шевелюру поэта. Андрей Белый подчеркивал наивность и непосредственность в его взгляде, необычные и светлые глаза. Часто его наружность в молодости сравнивали с образом Аполлона. В зрелые годы – с Данте. Но когда погружаешься в его судьбу, неизменно возникает рыцарский образ.

http://pravmir.ru/ryitsar-bez-ukoriznyi/

С. 488. Старик этот, которого тоже нужно отнести к замечательным субъектам доктора Крупова… — Герой повести Герцена «Доктор Крупов» (1847) — врач-материалист, считающий, что все человечество больно безумием. Говоря о сходстве чиновников различных канцелярий с больными, Герцен писал: «Чиновничество (я, разумеется, далее XIII класса восходить не смею) есть особое специфическое поражение мозга, мне опротивели все эти журнальные побасенки, наполненные насмешками над чиновниками» (Герцен А. И. Собр. соч. М., 1955. Т. 4. С. 257). 246 С. 489. …ходил за советами и лекарствами в Максимилиановскую лечебницу. — Максимилиановская больница для приходящих, основанная Обществом посещения бедных в 1850 г., находилась в Петербурге на углу Вознесенского проспекта и Глухого переулка (ныне угол пр. Майорова и пер. Пирогова). Лечебница состояла под покровительством герцога Максимилиана Лейхтенбергского и с 1853 г. носила название Максимилиановской. 247 С. 489. Газетное объявление гласит, что найденные деньги отданы на хранение в департамент Управы благочиния… — Вслед за первым газетным сообщением о «Новом Гарпагоне» — Соловьеве (С.-Петербургские ведомости. 1860. 10 дек. где действительно говорилось о передаче его денег в Управу благочиния, появилось второе — о том, что «у Соловьева осталось завещание, которым он отказал свое состояние детям какого-то господина, которые выросли на его глазах и у отца которых его принимали с радушием» (там же. 1860. 24 дек. 248 С. 489. …в магазинах, за цельными, слегка запотевшими стеклами, загорелся газ. — Панаев, описывая Невский проспект, замечает: «…в цельных стеклах магазинов светились и играли бронзы» (Очерки из петербургской жизни Нового Поэта. СПб., 1860. Т. 2. С. 78). На Невском проспекте газовое освещение появилось в 1839 г. Многие другие улицы Петербурга в 1860 г. переходили на газовое освещение. Так, в сентябре газеты сообщали, что оно появилось на Гороховой, Офицерской, части Вознесенского и Загородного проспектов. 249 С. 489. Еще в сороковых годах меня называли и дразнили фантазером. — Достоевский намекает на слова о нем Белинского, который писал, что кроме чрезмерной растянутости в «Двойнике» есть еще и другой существенный недостаток: это его «фантастический колорит». «Фантастическое в наше время, — писал далее критик, — может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 15. С. 41). Год спустя, в связи с «Хозяйкой», Белинский замечал, что автор должен издать необходимые пояснения и толкования «на эту дивную загадку его причудливой фантазии» (там же. Т. 10. С. 351). 250

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Из местностей сельских и деревенских чтения хорошо организованы в 10 селах и нескольких деревнях, при чем в иных селах тоже показывались туманные картины, которые выписывались из братского склада. Слушатели являлись в громадном количестве, туманные картины обаятельно действовали на простой народ, который буквально не хотел оторвать от них глаз, в особенности от портретов Их Величеств. Лишь только раздавался первый удар церковного колокола, возвещавший о наступлении чтений, шумная жизнь в селе (с. Песьяны Покровского уезда) замирала и все спешили к училищному зданию, которое чрез пять минут наполнялось народом; содержание предложенных чтений было самое разнообразное: статьи духовно-нравственные, исторические, сельскохозяйственные; с особенным вниманием были выслушаны чтения о Московских митрополитах: Петре, Феогносте, Алексие и Филиппе, благоверных князьях Александре Невском и Михаиле Тверском. В Волынской епархии, под руководством члена совета Владимиро- Васильевского братства, протоиерея Н. Трипольского, чтения велись в г. Житомире в зале городской думы, а также под руководством священника Щеглова в зале Житомирского духовного мужского училища, Братство св. Владимирское (в г. Владимире Волынском) тоже устраивает народные чтения. В Воронежской епархии публичные чтения велись под руководством особой комиссии братства св. Митрофана и Тихона и совершались в особом зале при Воронежском Митрофаньевском монастыре по воскресным дням с 6-ти часов вечера. Чтения иллюстрировались световыми картинами. Содержание их было также весьма разнообразно: современные события (крушение царского поезда 17-го октября 1888 г.), исторические 1812 год, рассказы о севастопольцах), описание монастырей (Валаам, Соловецкая обитель), биографии, народных поэтов (Кольцов). Подобного рода чтения устраивались также в селе Шатиловке, в Задонском Богородицком монастыре, в с. Рамони Воронежского уезда, – при содействии и покровительстве принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской: местом чтения в этом селе служила школа, больница, дешевая столовая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В дек. 1925 г. находившийся в Москве бывш. Екатеринбургский архиеп. Григорий (Яцковский) при поддержке властей организовал григорианский раскол . 15 нояб. 1927 г. Григорий был возведен раскольниками в сан «митрополита Свердловского и Уральского». В 1927 г. григорианская Свердловская епархия охватывала территорию Уральской обл. и насчитывала более 100 приходов, значительный перевес в количестве общин в сравнении с др. церковными течениями у григориан наблюдался лишь в Свердловске. В кон. 1927 г. из Свердловской григорианской епархии была выделена Челябинская епархия. В 1928 г. «митрополит» Григорий приехал в Свердловск, служил в Александро-Невском соборе бывш. Новотихвинского мон-ря, после закрытия собора в 1930 г.- в кладбищенской Иоанно-Предтеченской ц. После смерти архиерея, последовавшей в апр. 1932 г., григорианской Свердловской епархией последовательно управляли: «архиепископ» (с 1935 «митрополит») Петр (Холмогорцев; апр. 1932 - май 1937), «епископ» Геннадий (Марченков; июль-окт. 1937). Впосл. деятельность григориан на Урале прекратилась, практически все их храмы были закрыты. Последним действующим приходом оставалась Иоанно-Предтеченская ц. в Свердловске, община которой во главе с настоятелем прот. Николаем Адриановским воссоединилась с Церковью в кон. 1941 - нач. 1942 г. Максимилиановская ц. (Большой Златоуст) в Екатеринбурге. 1847-1876 гг. Фотография. 20-е гг. XX в. Максимилиановская ц. (Большой Златоуст) в Екатеринбурге. 1847-1876 гг. Фотография. 20-е гг. XX в. После освобождения Патриарха Тихона в июне 1923 г. значительная часть духовенства и паствы Екатеринбургской епархии, втянутая в обновленческий раскол, вернулась в лоно патриаршей Церкви. В июле 1924 г. Патриарх Тихон назначил временно управляющим епархией Кунгурского еп. Аркадия (Ершова) . В июне 1925 г. его сменил Петропавловский, позднее Семипалатинский еп. Алексий (Буй) , зарегистрированный 11 июня при Александро-Невской (Лузинской) ц. Свердловска, но через нек-рое время управление вновь перешло к еп. Аркадию. После того как в дек. 1926 г. был арестован занимавший Свердловскую кафедру с июня того же года архиеп. Корнилий (Соболев) , епархия вновь была временно поручена Кунгурскому еп. Аркадию. В авг. 1927 г. местными властями был зарегистрирован епархиальный совет в составе еп. Аркадия, протоиереев Сергия Конева, Александра Здравомыслова, Феликса Козельского и Анатолия Меледина. С 24 мая 1928 г. епархией управлял викарный Шадринский еп. Валериан (Рудич) .

http://pravenc.ru/text/189617.html

Литургией в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска открылись Дни русской духовности и культуры «Сияние России» 26 сентября 2022 г. 17:37 25 сентября 2022 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в Богоявленском кафедральном соборе города Иркутска митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан возглавил Божественную литургию. Богослужение открыло XXIX Дни русской духовности и культуры «Сияние России» в Иркутске. Накануне вечером в соборе было совершено всенощное бдение. Архипастырю сослужило духовенство Иркутской епархии. По окончании Литургии состоялся крестный ход к храму в честь Спаса Нерукотворного Образа и молебен. В них приняли участие клирики епархии, мэр города Руслан Болотов, почетные гости и прихожане иркутских храмов. Митрополит Максимилиан напомнил собравшимся об истории Иркутска и подчеркнул важность соборной молитвы, особенно в трудное время, когда культура и обращение к Богу должны стать опорой для человека. Глава Иркутской митрополии подчеркнул, что сейчас каждый должен приложить максимум усилий, чтобы послужить стране и народу. Мэр города Руслан Болотов отметил, что сегодняшнее событие имеет особое значение для всех и «станет поддержкой нашим землякам, которые сейчас защищают мирных жителей на территории Украины, тем, кто отстаивает свободу и независимость нашей страны. И сегодняшний крестный ход послужит символом нашего единения». Днем в актовом зале Иркутского государственного университета состоялся концерт русской духовной музыки «Пою имени Господа Вышняго» с участием архиерейского мужского хора «Знамение», хора вуза, детского коллектива «Прибайкалье» и фольклорного ансамбля «Ковчег». В Иркутском городском театре народной драмы зрителям представили спектакль «Сказание о святом Александре Невском» по пьесе иркутского автора, заслуженного деятеля искусств России Михаила Корнева. В рамках Дней русской духовности и культуры запланирована масштабная программа: с 25 сентября по 2 октября в Иркутске пройдет свыше 100 концертов, выставок, литературных вечеров и творческих встреч. Иркутская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Преставился в Иерусалиме в ноябре 1898 года 27 . К сожалению, о. Августину не удалось поддерживать высоту духовной жизни, которая была заложена прп. Стефаном. Вероятно, сказалась нехватка духовного и управленческого опыта. В 1892 г. благочинный, наместник Слободского монастыря архимандрит Максимилиан, обозревая Александро-Невский монастырь, отмечал, что хотя в Александро-Невском монастыре службы по афонскому уставу более продолжительные, «но пение слышится там нестройно». «Церковное богослужение исправлялось благочинно, пение – сносно, но чтение – крайне неразборчиво от торопливости; более же всего прискорбно, что далеко не всеми, живущими в обители, посещается храм Божий: из 44 человек было не более 10–15, и это объясняется тем, что многие из числа мл. братии – послушников – проживают в монастыре, кажется, без всякой нужды, а потому и отсутствие их из церкви как бы совсем не замечается». Поэтому он просил убрать лишних послушников, а за остальными установить надзор. Были и иные претензии к настоятелю 28 . Иеромонах Августин оставался строителем до июля 1894 г. 29 О нестроениях можно судить и по письму послушника Скопина, который в 1893 г. просил архим. Исаакия (Антомонова) принять его в Оптину пустынь: «Живем мы я рясофорный монах Симон тридцати трех лет и брат мой о Христе послушник Иоанн девятнадцати лет во вновь открытом в 1890 г. сентября 16-го дня Александро-Невском монастыре близ города Вятки. Существует три года. Причина нашего выхода та, что нет примернаго образа монашеской жизни... Ограда монастыря у нас никогда к ноче не запирается. Потом дозволяется ходить свободно женскому полу по братским келлиям, что очень вредно для братии... Строитель о. Августин братию нисколько не жалеет и не хранит ее и не обращает он никакого внимания на нравственное поведение» 30 . Новые нарушения в жизни монастыря отмечались при иером. Дионисии в 1906 г. (кражи, отсутствие присмотра за больными, бесконтрольность сумм, свободный вход в монастырь женщин, плохое качество хлеба и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Н. П. распорядился передать 22 из них Военно-судной комиссии ген.-адьютанта В. А. Перовского. После обряда приготовления к смертной казни на Семёновском плацу осужденные были сосланы на каторгу, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В области культуры и искусства также преобладало национальное начало, при формировании коллекций, в т. ч. личных, преимущественно приобретались произведения рус. национального искусства. На первое место в суждениях об искусстве Н. П. выдвигал соответствие или несоответствие произведений критериям самодержавия, Православия и народности. 9 февр. 1829 г. Академия художеств, находившаяся с 1812 г. в составе Мин-ва народного просвещения, вошла в состав Мин-ва Императорского двора и уделов, что улучшило ее финансирование. Главные цели Императорской АХ состояли «во-первых, в возведении на возможную степень совершенства Художеств в России и, во-вторых, в образовании художников искусных в своем деле» (2 ПСЗ. Т. 5. Отд. 2. 4199. С. 519). В преамбуле нового Устава 1830 г. говорилось: «Мы всегда убеждены были, что Изящные художества достойны монаршего покровительства и ободрения» (Там же). После смерти в 1843 г. президента А. Н. Оленина академию возглавил герц. Максимилиан Лейхтенбергский, а после его кончины, по указу Н. П. от 3 нояб. 1852 г.,- вдова герцога, вел. кнг. Мария Николаевна. С 1828 г. вице-президентом академии был известный скульптор-медальер гр. Ф. П. Толстой. 5 февр. 1852 г. состоялось открытие Нового Эрмитажа. При Н. П. завершилась застройка центра С.-Петербурга парадными ансамблями: Дворцовая, Сенатская и Михайловская площади, ул. архит. Росси. Среди проектов, которые он контролировал с особой тщательностью, необходимо отметить Исаакиевский собор (1818-1858; наибольший объем работ в его царствование), храм Христа Спасителя (1839 (проект К. А. Тона) - 1883), Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка (1828-1835), Петропавловскую евангелическую церковь на Невском проспекте (1833-1838), перестроенные Триумфальные Нарвские ворота на Московской дороге в память Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

32 Герцог Крои произошел от Венгерских Королей. Отец его был Герцог Филипп, а мать Изабелла, урожденная Графиня Бронгорст. Один из его предков переселился в XII столетии во Францию и, соединясь узами брака с домом Крои, наследовал это имя, вместе с значительным достоянием. Максимилиан возвел Фамилию Крои в Княжеское достоинство (1486 г.); Генрик IV пожаловал, им титул Герцогов. 33 От 25 августа 1696 года. Дипломат. Сношения нашего вора с Европейскими, сочинения моего родителя, ч. I. 35 Барон Людовнк, Николай Аларт, в последствии Генерал-Аншеф я Андреевский кавалер, скончался в 1727 году. –· См. об нем в биографии Графа Шереметьева под годом 1709-м. 38 Князь Яков Федорович. См. об нем в биографии фельдм. Князя Василия Владимировича Долгорукого. 39 Адам Адамович Вейде родился в Москве; участвовал в обоих Азовских походах (1695 и 1696 г.); будучи Майором Лейб-Гвардии Преображенского полка, употреблен Государем по дипломатической части; под Нарвою (1700 г,) не только удержал поле сражения, но опрокинул сильный натиск Шведов, ранен, взят в плен; десять лет томился вдали от родины; размешен (1710 г.) на Рижского Генерал-Губернатора Графа Штремберга; доказательство сколько Петр Великий дррожил его службой, ибо Трубецкой, Долгорукий, Головин, любимцы Государевы, остались еще в Щвеции! участвовал в несчастном Прутском походе (1711); отличился в морском сражении при Ганго-Удде (1714); награжден тогда чином Генерал-Аншефа и орденом Св. Апостола Андрея; при самом учреждении Военной Коллегии (1718 г.), пожалован, вместе с Князем Меншиковым, Президентом оной; скончался в 1720 году, и, по приказанию Петра Великого, не смотря, что был иноверец, погребен в Невском монастыре. – Во время следствия над Царевичем (1718 г.), Вейде представлял главное лице, особливо 26 июня, В день кончины несчастного Алексия! 42 О долгах герцога Крои упоминается в капитуляции города ревеля, 1710 года. Из ответа тамошнего Магистрата, от 29 января 1759 года, на вопрос Военной Коллегии, видно: что они еще не были тогда очищены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако на этом таинственная связь француза с русской духовной культурой не оборвалась. В 1995 году в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей из Франции приехала 80-летняя православная монахиня Елисавета, представительница рода Богарне. По ее словам, семейное предание гласило, что преподобный Савва предсказал Евгению Богарне: «Твои потомки вернутся в Россию». И пророчество сбылось. В 1839 году на празднование годовщины Бородинской битвы в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лихтенбергский. Исполняя волю покойного отца, вместе с императорской семьей он посетил Саввино-Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного. Вскоре он сделал предложение дочери Николая I великой княжне Марии Николаевне и принял Православие. На Невском проспекте Санкт-Петербурга и сегодня можно видеть дворец герцогов Лихтенбергских, в котором жили потомки Максимилиана до революции. Октябрьский переворот застал герцогов в Париже. Вскоре после наполеоновской кампании под Парижем появилась часовня Преподобного Саввы, и он стал одним из немногих русских святых, известных и почитаемых во Франции. Сегодня практически все потомки Богарне носят русские имена, исповедуют Православие и считают преподобного Савву Сторожевского своим покровителем. Когда создается новая семья, она получает копию иконы преподобного, некогда подаренной Богарне монастырем. Духовный отец В Вашингтоне 17 сентября 1999 года умер русский епископ Василий (Родзянко) . Владыка Василий всю свою жизнь, почти 85 лет, свидетельствовал о Христе, Сыне Божием, Спасителе мира. Надо признать, что делал он это упорно и неутомимо: в тюрьме и на свободе, в эмиграции и в России, в личных встречах с людьми, по телевидению и радио, и даже самим своим видом – старца-епископа – огромного, могучего духом и телом, бесконечно доброго человека, пришедшего к нам словно из иного мира. Не из прошлого века, хотя он был одним из немногих, кто передал нам дух Православия великих подвижников XIX века, а именно из ИНОГО мира. Из того мира, где люди не обижаются, когда их оскорбляют, где врагов прощают, любят и благословляют, где отсутствует уныние и отчаяние, где господствует ничем не смущаемая вера в Бога, где ненавидят только одно – рознь, господствующую в этом мире, разделение и грех, но где готовы душу свою положить за спасение грешника.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very?fu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010