2013. С. 41-42; «оставил села и имения, и раб множество» - Охотникова В. И. Житие Николая Кочанова//Вел. Новгород: История и культура XI-XVII вв.: Энцикл. словарь/Отв. ред.: В. Л. Янин. СПб., 2009. С. 178), есть основания полагать, что на формирование иконографии Н. и блж. Феодора Новгородского, скорее всего не отражавшей образ жизни этих святых, могли повлиять прижизненные или посмертные изображения местных аристократов XIV-XV вв., входившие в состав росписей местных храмов или помещавшиеся на иконах. В пользу этой гипотезы свидетельствуют сведения о серии фресковых портретов над боярскими погребениями в ц. Вознесения на Прусской ул., сохранившаяся икона 1467 г. с Деисусом и фигурами молящихся новгородцев (НГОМЗ), а также местное почитание ряда праведных мирян - св. братьев Алфановых, ктиторов Сокольницкого мон-ря, изображенных в боярских одеяниях на надгробной иконе 1701 г. ( Комарова. 2005. С. 669-676; Преображенский. 2012. С. 228-229), и девы Гликерии. Нельзя исключить, что погребение Н., по преданию умершего в кон. XIV в. или, возможно, неск. позже, первоначально было отмечено аналогичным изображением, заказанным его родственниками и указывавшим на социальный статус святого, а не на его подвиг как юродивого. Относительную аналогию этой ситуации составляет иконография др. новгородских юродивых: преподобных Михаила Клопского и Арсения, внешне не отличающихся от проч. св. иноков. Изображения Н. сильно отличаются от основных вариантов иконографии юродивых, известных по рус. памятникам XV-XVI вв., в т. ч. от существовавших в Новгороде образов прп. Андрея Юродивого, полуобнаженного, облаченного в рубище. Однако они соприкасаются с иконографией тех блаженных (юродивых и праведных мужей), к-рые не относились к числу нагоходцев и изображались в одеяниях, почти полностью покрывающих тело, часто имели весьма оригинальный облик, в руках - особые атрибуты (ср. иконографию блж. Прокопия Устюжского). Распространение таких изображений в XVII в. (образы блаженных Иоанна Большой Колпак, Иоанна Ростовского, Лаврентия Калужского), по-видимому, оказало влияние на представления о внешности Н., к-рый в Новое время нередко изображался с кочаном капусты.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

В 1652 году в Великий пост повелением царя Алексея Михайловича митрополит Ростовский Варлаам послан был с боярином Салтыковым в город Старицу, для перенесения из Богородичной обители тела Святейшего Патриарха Иова. В навечерие их отправления с мощами к Москве, явился к митрополиту Варлааму архимандрит Дионисий, когда митрополит слушал утреню на святительском месте. Ему представилось, что Дионисий взошел с кадильницей в руках и, раздувая уголья, покадил сперва образа, а потом святителя и внезапно стал невидим, оставив только по себе чудное благовоние. И подобало сему великому мужу, погребавшему некогда многострадального Иова патриарха, присутствовать при перенесении мощей его в столицу. Преосвященный Филарет (Гумилевский) днем преставления преподобного Дионисия называет 10 мая 1633 года, а в соответствии с Настольной книгой священнослужителя — 12 мая 1633 года. Месяцеслов святых указывает, что память прп. Дионисия в Русской Церкви совершается 12/25 мая, под каковым числом помещены и сведения о его жизни, но в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой лавры), по предложению наместника лавры архимандрита Антония († 1878), 5 мая совершается празднество св. Дионисию с утверждения Московского митрополита Филарета, в память его кончины (то есть Дионисия). Митрополит Филарет постановил: «Править 5 мая св. Дионисию молебен, по канону, приложенному к житию его». Имя св. Дионисия в Гефсиманском скиту поминается на отпусте при богослужении. Житие сего великого мужа сохранила нам благочестивая древность по тому глубокому уважению, которое к нему питали Церковь и отечество, спасенные подвигом его самоотвержения в страшную годину самозванцев. Житие и канон написаны келарем Троицкой лавры Симоном (Азарьиным) и дополнены ключарем московского собора священником Иваном Наседкою, от которого осталась нам и летопись о мятежах. Первый говорит о подвижнической жизни св. Дионисия, второй же больше о деяниях защиты отечества. Дай Бог, чтобы не оскудевали на Русской земле такие доблестные сыны Отечества и подвижники благочестия. Ими, их молитвами и трудами крепла наша Святая Русь, ибо они-то и есть семя свято — стояние ее! Май 13 Гликерия праведная, Новгородская

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Николай, чтобы не опустить своего врага, схватил попавшийся ему на дороге кочан, и с ним кинулся в воду, и что же? и он, к удивлению всех, побежал по воде, как по суху. До половины реки гнался за Феодором и не имея другого средства наказать своего врага, бросил в него тем кочном, и с тех пор прозван – Кочановым. Предание говорит, что такая мнимая вражда двух праведников, вероятно, была обличением нелепой вековой вражды этих двух сторон древнего Новгорода. 10. Св. Праведная Иулиания 148 Св. Иулиания была мать бл. Николая Кочанова. Предание не сохранило никаких сведений о святой ее жизни. Она преставилась в 1383 г., 9-ю годами раньше сына и погребена близь Яковлевского Собора. Неизвестно когда обретены мощи ее; ныне почивает под спудом в каменной часовне близь церкви правед. Николая. Память ее совершается вместе с прочими Новгородскими Чудотворцами. 11. Св. Праведная девица Гликерия 149 Праведная Гликерия была дочь старосты Легощенской улицы – Пантелеймона. Сведений о святой ее жизни не сохранилось; но об обретении мощей ее упоминается в Новг. II летоп. на стр. 172. Там сказано, что в лето 7080-е (1572) Июля 14 дня, спустя 50 лет после преставления, мощи правед. Гликерии обретены нетленными поверх земли за церковью Флора и Лавра и тогда же Архиепископом Леонидом с освященным собором перенесены и положены на ином месте. В этот день при гробе Св. Девы получил исцеление от своей болезни четырехлетний отрок Агафоник – сын подьячего Богдана Суворова. Память совершается местно 13 Мая. Почивает под спудом в церкви св. Флора и Лавра на Софийской стороне. 12. Преподобная Харитина 150 Преподобная Харитина была урожденная Княжна Литовская. В цветущих летах девства она, оставив знаменитый род свой и отечество, прибыла в Новгород и поселилась в женском монастыре Св. Апостол Петра и Павла на синичьей горе. Здесь, приняв иноческий образ, Харитина за добродетельную жизнь поставлена была начальницею обители и до самой своей кончины была образцом смирения, чистоты и жестокого жития для подчиненных ей. Преставилась в 1498 г. Неизвестно когда обретены мощи ее. Память местно совершается 5 Октября. Почивает под спудом в церкви Св. Ап. Петра и Павла на синичьей горе, где ныне кладбище Софийской стороны. III. в окрестных Монастырях 13. Св. Архиепископ Феоктист 151 Св. Архиепископ Феоктист принял иноческий образ в Новгородской Благовещенской Аркажской обители. На святительскую кафедру избран в 1299 г.; хиротонисан Митрополитом Максимом в 1300 г. 29 Июля в Новгороде. Это был единственный случай такого духовного торжества в древнем храме Св. Софии. Он правил паствою восемь лет и после опять отошел на безмолвие «своего ради неможения» в прежнюю обитель Благовещения, где в 1310 г. Декабря 23 дня преставился и был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Величание Величаем тя, священномучениче Ермогене, и чтим подвиги и труды твои, имиже в годину смуты за Православие и за Русь Святую потрудился еси. Где празднуется одному преподобному, величание и псалом ему общие преподобнические. 13. 05. Святой праведной Гликерии Новгородской Величание и псалом общие праведной деве. 15. 05. Святаго благовернаго царевича Димитрия Угличскаго Величание Величаем тя, страстотерпче святый царевиче Димитрие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Псалом 1. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. 2. Князи и юноши да восхвалят имя Господне. 1. Десница Господня вознесе мя. 2. Ты восприял мя еси от чрева матери моея. 1. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея, Ты еси мой Покровитель. 2. Ты еси упование мое от сосцев матери моея. 1. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матери моея Бог мой еси Ты. 2. Законопреступницы восташа на мя. 1. Ненавидением неправедным возненавидеша мя. 2. Уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи. 1. Тебе ради умерщвляемся, вменихомся, яко овцы заколения. 2. Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век. 1. Сотвори со мною знамение во благо. 2. Хвалу Господню возглаголют уста моя в век и в век века. 17. 05. Преподобной и благоверной великой княгини Евдокии, во инокинех Евфросинии, Московской Величание Ублажаем тя, преподобная и благоверная великая княгиня Евдокие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Псалом преподобной жене Терпя потерпех Господа. 19. 05. Преподобнаго и благовернаго князя Иоанна Углицкаго, во иноцех Игнатия, Вологодскаго чудотворца Величание Ублажаем тя, преподобне и благоверне княже Иоанне, злострадания и терпения образ, монашеских подвигов ревнителя и Ангелов собеседника. Псалом 1. Князи да восхвалят имя Господне. 2. Десница Господня вознесе мя. 1. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твои. 2. Благо мне, яко смирил мя еси. 1. Изгонящии мя обыдоша мя. 2. Умножися на мя неправда гордых. 1. Ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

По летописи, 1572 года июня 14 дня в Новгороде у церкви святых Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовен­ства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил ис­целение при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова 798 . Память праведницы местно чтится мая 13 дня 799 . Праведница изображена на старинном образе Новгородских чу­дотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – святая София с предстоя­щими Богоматерью и Предтечею. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лу­ка»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Анто­ний (святители), Варлаам (Хутынский), Савва (Вишерский), Михаил (Клопский), Александр (Свирский)». В 3 ряду: «Александр (Оше- венский), Зосима и Савватий (Соловецкие), Нил (Столобенский), Арсений (Коневский), Никодим (Кожеезерский), Ефрем (Новоторж- ский), Антоний (Римлянин), Антоний (Сийский)». В 4 ряду: «Анто­ний (Леохновский), Ефрем (Перекомский), Варлаам (Шенкурский), Серий и Герман (Валаамские), Евфросин (Синозерский), Владимир (князь), Анна (княгиня), Феодор (юродивый), Николай (юродивый)». В 5 ряду: «Арсений (Новгородский), Афанасий (Череповецкий), Кор­нилий (Палеостровский), Антоний (Дымский), Ксенофонт (Робей- ский), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зеленецкий), Феофил и Иаков (Омучские), Кирилл (Челмогорский), Феодор (князь), Мстислав (князь), Иоанн Логгин (Яренгский), Диодор (Юрьегорский), Елеазар (Анзерский), Макарий (Оредежский), Артемий (Веркольский), Иаков и Иоанн (Менюжские), Гликерия». Святого Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при им­ператоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времен Копронима до Михаила Заики. День четырнадцатый. Празднование в честь Ярославской Иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

96. Ноября в 24 день. Из Мелны (из Кемы) Иоанна Дементьева девка Ефросиния Леонтьева болела падучей болезнью; молитвы говорены, здрава стала. 97. Ноября в 27 день. Белоезерского уезда, Троицкого монастыря с устья Шексны реки, Заболоцкой волости, прихода Рождества Богородицы, деревни Рыхлины, крестьянин Илья Борисов болен падучей болезнью; здрав стал. 98. Декабря в 8 день. Новгородского уезда, Любатинской волости, деревни Нестрелова, крестьянина Алексия Нестерова сына жена Параскевия, Зотова дочь, болела падучей болезнью; здрава стала. 99. Того ж Любатинского погоста, деревни Слудни, крестьянин Никифор Иудин болел черной болезнью; здрав стал. 100. Декабря в 21 день. Троицкого монастыря с устья Шексны реки, из Заболотья, села Шекина, крестьянин Петр Андреев болен черной болезнью; молитвы говорены, здрав стал. 101. Января в 15 день. Кирилловской вотчины, Покровского прихода, деревни Завуломского, крестьянина Стефана Семенова сын Иван болен был падучей болезнью; молитвы говорены, здрав стал. 102. Января в 17 день. Ферапонтова монастыря, деревни Бяковского, крестьянина Артемия Игнатьева сын Петр болен был: демон в нем был; свободився и здрав бысть. 103. Января в 20 день. Белоезерского уезда, с устья Шексны реки Кириллова монастыря, села Великовелья, крестьянин Тарасий Иосифов болен был трясавицей, распух, что бочка; молитвы говорены, стал здрав. 104. Бывшего крестьянина той же вотчины старосты Феофила Алексиева внучок Иван болен гнетеницей; молитвы говорены, стал здрав. 105. Января в 21 день. Белоезерского уезда, Заболоцкой волости, деревни Новой, крестьянина Федора Иевлева сын Гавриил болен падучей болезнью; и молитвами святейшего стал здрав. 106. Января в 31 день. Из Каргополя, Никольского диакона диаконица Мария, Герасимова дочь, была больна, горбата, не могла ни ходить, ни сидеть два года, а стала здрава. 107. Февраля в 25 день. С Ваги, Верховавского посада, диачок земской Афанасий Елизарьев, сын Безсонова, болел падучей болезнью; молитвы говорены, бысть здрав. 108. Февраля в 26 день. Вологодского уезда, Никольского погоста, деревни Якишилова, крестьянина Анфима Артемьева дочь, девочка Гликерия, больна была падучей болезнью; молитвы говорены, здрава стала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

Праздничная служба совершается здесь в следующие часы: накануне в 3 часа дня малое повечерие с приложением стихир празднику или воскресному дню; в 6-ть часов начинается благовесть ко всенощному бдению и утром в 6 час. бывает ранняя обедня, а в 9-ть час. поздняя обедня. В храмовые праздники, как то 13-го мая, 16-го июня, 13-го августа, за всепощным бдением пред чтением канона читается акафист Святителю Тихону, так точно и в дни Богородичных праздников: 21-го мая, 23-го июня, 26-го августа; 1-го октября читается акафист Пресвятой Деве Богородице и многим другим святым. За всенощным бдением, после отпуста певчие поют: «Пресвятая Богородице спаси нас!» и «Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!» В воскресенье до обедни всегда бывает здесь акафист Святителю Тихону. Точно также и в другие дни празднуемых святых им совершается акафист с пением. За божественною литургиею, в четверг и субботу еженедельно перед пением Трисвятого диакон говорит: «во блаженеом успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим: Благочестивейшему Государю Императору Александру III, Высокопреосвященному митрополиту Исидору, чтецам: Савве, Кириллу, Домнике, Гликерии, Евфимию, Петру, Пелагии» и всем сродником Святителя Тихона; при сем поминаются имена первых настоятелей упраздненного Покровского монастыря: игумена Тихона, Терентия и первой настоятельницы Короцкой обители игумении Веры, потом основателя и ктитора этой обители Николая Вас. Елагина и благотворительницы обители Серафимы Петровны Отриганьевой. Также поминаются имена благотворителей обители и за неусыпным чтением Псалтири. В настоящее время чтение и церковное пение в Короцком женском монастыре вполне заслуживающее похвалы. Хор весьма достаточный с прекрасными голосами, поют на обоих клиросах согласно, стройно и мелодично. При пении в церкви управляете опытная в церковной музыке регентша монахиня Олимпиада. При известных случаях хоры сходятся вместе, чрез что, понятно, достигается благозвучная гармония и получается торжественный эффект церковного пения. Опыт свидетельствует, что стройное церковное пение имеет самое благотворное влиние на посетителей обители и богомольцев и располагает их к молитве и к усердному посещению храма Божия в воскресные и праздничные дни. VII. Местные праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Иакова Боровичского и, возможно, по мнению А. С. Хорошева, прп. Тихона Лухского ). Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти мц. Гликерии - 13 мая; в нек-рых работах (Е. Е. Голубинский, Н. П. Барсуков) можно встретить утверждение, что память святой чтится 23 мая. Ц. святых Флора и Лавра (построена в 1379) была кардинально перестроена на старом фундаменте в 1674-1695 гг., затем в 1830 г., когда к ней с зап. стороны были пристроены паперть с приделом и колокольня. Вероятно, с этого времени мощи Г. находились под спудом в юго-зап. углу храма. Надпись на раке Г. (опубликована Барсуковым) содержала ошибочную дату ее смерти - 7015 (1505) г. В сер. XIX в. во имя Г. был освящен придел в Тихвинской ц. в московском Симоновом Новом в честь Успения Божией Матери мон-ре . Церковь во имя святых Флора и Лавра была разрушена во время обстрелов Новгорода в 1941-1943 гг., в наст. время здесь разбит сквер им. Лени Голикова, раскопки на месте храма не производились. Канонизация Г. подтверждена включением ее имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было подтверждено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831). В службе Собору Г. упоминается наряду с др. св. женами Новгорода, имеется отдельный тропарь Г. под 13 мая (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453; Ч. 2. С. 68-69), молитва и кондак ( Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112-114). Ист.: ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 95-97; Краснянский Г. , свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134-135; Описание о российских святых. С. 264; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 28-30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. С. 114-115; Хорошев А.

http://pravenc.ru/text/165131.html

Здесь мы прекратим на короткое время летопись событий, собственно в Задонске совершившихся и обратим внимание на всю Православную Церковь Русскую. Открытие св. мощей было торжеством всей отечественной Церкви и встречено благочестивыми чадами ее с живейшими чувствами благодарности к Богу и с горячим молитвенным усердием к святителю Тихону. Оно совершилось 13 августа, которое пришлось в день воскресный. Благовременно знали об этом во всей России. Из разных мест получены известия, что по городам и селам в день открытия св. мощей совершены были по особо изданной службе 79 , а где ее не было, по Общей Минее, всенощное бдение, божественная литургия и молебное пение в честь и прославление святителя Тихона. Было заметно, что в этот день к службе Божией собралось верующих несравненно более, чем в обыкновенные воскресные дни. Спешили побывать в храмах Господних и те, которых в другие недельные дни отвлекали от него необходимые, не зависящие от произвола занятия. Епископы и священники говорили поучения, исполненные разума и силы, объясняющие смысл благодатного события и внушающие верующим стремиться по примеру святителя к достижению Царства Небесного. В иных местах читали житие святителя, представляя его жизнь и добродетели в назидание верующим. А многие пастыри, издавна любившие творения свт. Тихона, произносили собственные его поучения, в которых святитель как бы сам лично поучал предстоящих в вере и добродетели. Народ с особенным усердием молился, падал на колени, многие от радости плакали, когда молитвы к новоявленному угоднику Божию огласили храмы. В маленьком селении на высотах Валдайских гор, на берегу довольно большого озера, близ Иверского монастыря и города Валдая, – в селе Короцком (Новгородской губернии) открытие св. мощей праздновалось с отличительными особенностями и поразительным благоговением. В Короцке две церкви: одна большая, каменная, существующая с недавнего времени, другая небольшая, деревянная, ветхая, во имя Покрова Божией Матери, построенная около ста лет назад на месте Покровской же церкви, в которой, как полагают, свт. Тихон в юности своей положил начало благоугождения Богу. В каменной церкви до сего времени хранится помянник, писанный родителем свт. Тихона. Близ этой же церкви находится и могила его отца, также деда – Короцкого причетника Кирилла и жены его Гликерии. Местные жители из благоговейной памяти к святителю Тихону всегда поддерживали деревянный храм, и до ныне, несмотря на то, что он стоит уже около ста или более лет, снаружи эта церковь , как новая, внутри же остается заметным древнее ее благолепие. В Короцком околодке издавна о святителе не иначе говорят, как: «Это наш Батюшка, угодник Божий, наш святитель! Разные предания о его юности, бедности и благочестии считаются священными и хранятся с особенной заботливостью в непрерывной линии его сродников, служивших в духовном звании при церкви Короцкой, и ныне пономарем той церкви правнук его Прокопий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Из века в век русские книжники переписывали следующую схему христианского неоплатоника, находя в ней неисчерпаемый источник вдохновения в идее иерархии. Таблица 5 Девять чинов ангельских и земных Девять чинов ангельских и земных В эту византийскую схему Древняя Русь сумела привнести одно важное новшество, которое можно считать древнерусским изобретением. У Дионисия Ареопагита в схему чинов не вписаны миряне, т. е. они как будто вне Церкви, прикладное, обслуживающее Церковь сословие, не достойное святого иерархического места. Миряне в Древней Руси в бытовой организации довольно рано начинают мало чем отличаться от монашества. Святцы ранней Русской Церкви буквально пестрят святыми мирянами, начиная от равноапостольных Владимира и Ольги, св. благоверных князей Бориса и Глеба и других, почитаемых наряду с подвижниками и иноками, прославившимися аскетическими подвигами. Святые миряне, благоверные князья, крестьяне и духовенство, живущие по иноческому уставу, – это явление вызывало недоумение и восхищение иностранцев (например, у инока Павла Алеппского, прибывшего в Россию в середине XVII b. 45 ). Канонизация святых мирян была привычной практикой уже в Киевской Руси (по преимуществу канонизировали святых князей, заступников и покровителей русской земли), ко времени возвышения Москвы в святцы попадали благочестивые жены, святые дети и отроки, юродивые и нищелюбцы. Получила распространение тенденция канонизации семейных пар (Владимир и Агрипина Ржевские, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, праведные Иоанн Устюжский и Мария, преподобные Кирилл и Мария Радонежские и др.). Во множестве были прославлены жены-мирянки (Феодосия – Евфросиния, мать благоверного князя Александра Невского, Евфросиния Полоцкая, княгиня Иулиания Тверская и преподобная Иулиания Лазаревская, праведная Гликерия Новгородская и др.), в подвиге которых особенно подчеркивалось милосердие, нищелюбие, трудолюбие, супружеская верность, рассудительность и любовь к Церкви. Брак на Руси рассматривался не просто как, по выражению ап.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010