26)   Иакинф (в миру Иоанн) Даровский, священнический сын из г. Стародуба, род. в 1708 г., учился русскому письму в Стародубе, а латинский язык, философию и богословие изучал в Киевской Академии; в 1738 г. 23 дек. – монах и 20 дек. 1739 г. – иеродиакон (скоро умер 107 ).            27)   Дамиан ( в монашестве Дамаскин) Аскаронский, уроженец г. Киева, мещанский сын, род. в 1703 г., русскому и латинскому письму учился и философию и богословие слушал в Киевской Академии, 23 дек. 1738 г. пострижен в монашество и 15 мая 1739 г. сделан иеродиаконом. Впоследствии он был учителем Новгородской семинарии, архимандритом разных монастырей (1744–1758 г.г.) и Костромским епископом (с 1758 г.),       16 июня 1769 г. 108 28)   Гликерий (в миру Григорий) Зорковский, мещанский сын из м. Бахмача, род. в 1707 г. учился русскому письму в Бахмаче, а латинскому языку и философии в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г. 109 . 29)   Даниил (в миру Димитрий) Яхимович, священнический сын из польского с. Ольшан, род. в 1710 г., русскому письму учился в с. Ольшанах, а латинскому и философии в Киевской Академии, 23 дек. 1738 г. принял монашество, а 20 дек. 1739 г. был сделан иеродиаконом; впоследствии в звании иеромонаха был учителем Киевской Академии 110 . 30)   Фавст (в миру Феодор) Помаранский, мещанский сын из польск. г. Любачева, род. в 1709 г., учился русскому письму в г. Любачеве, а латинскому в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г. 111 . 31)    Софония (в миру Семен) Вишницкий, мещанский сын из г. Полтавы, род. в 1695 г., учился русскому и латинскому письму, монашество принял в 1738 г. 23 декабря 112 . 32) Иуст (в миру Иаков) Русичевский, мещанский сын из г. Прилук, род. в 1706 г., русскому письму учился в Прилуках, а латинскому, философии и богословию в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г., 15 апр. 1739 г. был сделан иеродиаконом; впоследствии он был экзаменатором в устюжской епархии и проповедником в Московской Академии, откуда был возвращен в Киев 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

В окрестностях столицы монастыри существовали на следующих Про- понтидских островах: Оксии, где была обитель Архистратига Михаила, игумен которой Михаил занимал при Мануиле Комнине Константинопольский патриарший престол (1143 – 1146); 959 Проте; Халки; Платее; св. Гликерии; Принкипе; Антигоне; Трахонисии; Теревинфе; св. Андрея; св. Трифона; св. Елевферия; Кодоне; св. Пелагии; Богородицы; Месонисии; Гиатре и св. Димитрия. 960 Незадолго до завоевания Константинополя латинянами столицу посетил наш паломник – архиепископ Новгородский Антоний и оставил нам драгоценную опись святынь города. 961 В числе их он поименовывает и монастыри. Всего константинопольских монастырей Антоний указывает в своей книге 34. 962 Но, конечно, в действительности их было гораздо больше. И сам Антоний, пересчитывая, например, святыни в окрестностях монастыря Перивлепта, замечает: «монастырей тут множество», 963 но какие именно – не указывает. Современники Антония также свидетельствуют, что в Константинополе в конце XII и начале XIII в. было громадное число монастырей. Вильгельм Тирский считает число константинопольских церквей и монастырей бесконечным. 964 Хронист Альберик под 1202 г. своей хроники пишет, что в Константинополе было около 500 церквей и монастырей. 965 Знаменитый греческий писатель конца XII в. Евстафий Фессалоникийский говорит, что в его время Константинополь, эта красота мира, это прекрасное и приятное око земли, был переполнен монастырями. Они окружали его как бы кольцом. Ими были усеяны оба берега Пропонтиды, от устья до Понта Евксинского. Богаты ими были и Пропонтидские острова. Эти монастыри были населены бесчисленными стадами священных овец. 966 Когда Константинополь был завоеван латинянами, западные рыцари были поражены громадным количеством монастырей, находившихся внутри и вне столицы. По словам одного их них, Робера де Клари, все столичные монастыри невозможно было и сосчитать; что касается монахов и монахинь, то общая цифра их в столице доходила до 30 тысяч. 967 Известие о бесчисленности столичных монастырей перед завоеванием Византии латинянами перешло и в нашу летопись. 968

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

20 сен.), вместе с своим господином Черниговским князем Михаилом пострадавший в татарской орде за имя Христово; благородный дружинник Смоленского князя Меркурий (1238 г., пам. 24 ноября), по-особенному Божию указанию поразивший татарского великана и тем доставивши христианским воинам торжество, убитый татарами; любимцы Литовского князя Ольгерда – Кумец, Нежило и Круглец (1347 г., пам. 14 апр.), исповедавшие Господа Христа и за Его святое имя замученные в Вильне. В более благоприятных условиях спокойной жизни обрели свое спасение следующие лица из благородного сословия: пять родных братьев Алфановых – праведные Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаак (14 в., пам. 17 июня), из коих стархий имел семейство; девица Гликерия (1522 г., пам. 13 мая), дочь старосты Легощинской улицы в Новгороде; шестнадцатилетняя боярышня Иулиания (ок. 1540 г., пам. 6 июля), дочь владетельного князя Юрия Дубровицкого – Ольшанского; прав, боярыня Иулиании Иустиновна Осорьина (1604 г., пам. 2 янв.), супруга владельца села Лазаревского. Обратимся к прославленным от Господа лицам мирского чина из низшей простой среды. И здесь мы видим прежде всего мучеников Таковы, святые из низшего сословия: Новгородский житель Иоанн (1529 г., пам. 24 янв.), взятый татарами в плен и пострадавший в Казани за Имя Христово; крещенные татары Стефан и Петр (1552 г., пам. 24 марта), пострадавшие за Христа в Казани; простолюдин Павел (1683 г., пам. 6 апр.), проданный татарами туркам, женился в плену на русской христианской девушке, пострадал за Христа в Константинополе; отроки Иаков и Иоанн (16 в., пам. 24 июня), мученики Менюжские; шестилетий младенец Гавриил (1690 г., пам. 20 апр.), сын крестьянина деревни Зверки Заблудовского ключа Гродненского повета, на кресте для истечения крови замученный евреями; торговый прикащик юноша Василий (1602 г., пам. 23 марта), за свое несогласие на гнусный порок оклеветанный хозяином и замученный воеводою в сибирском поселении Мангазее на р. Тазе; правед. отрок Артемий, (1545 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В Новгородской 2-й летописи пишется об этом под 1572-м годом: «В лето 7080, месяца Июля в 14, в понедельник, на Легощи улицы, за церковью святых мученик Фрола и Лавра обретоша гроб верх земли и обретоша во гробе тело цило (целое), а не все, а руды на крест согбены, девицю, именем Гликерию, старосты Пантелия тоя же улици Легощи, а сказывала жена старая Настасия владыкы (-е) Леониду, (что) помнила, как тоя девицю тут провожали лет с пятьдесят, и владыка проводил тую девицу собором и ходил с кресты всем собором на Легощу улицу и молебны пел в церкве святых мученик Фрола и Лавра всем собором и положили тую девицу на ином месте; и после провоженья Бог простил отрочя четыре года (четырех лет) сына подъячего Сувора Богдана, а имя ему Агафон, и звонили у владыкы того дни в колоколы весь день»... «Да того же дни (11-го Августа 1572-го года) от гроба от девицы на Легощи улицы прощение, – простила человека очима» 209 . 12 . Евфросиния, княжна Суздальская. Выше мы указывали 59), что имя Евфросинии, как святой, читается в святцах одного церковного Устава, написанного в первой половине XVI века. После этого произвольного внесения в святцы писцом рукописи, свидетельствующего о том, что она принадлежала к числу почитаемых усопших, на самом деле она причислена была к лику святых или канонизована в неизвестном году правления митрополита Антония, который занимал кафедру с 1572-го по 1581-й год. Епископ Суздальский Варлаам (1570–1586) рассказывает, что когда ему после довольных поисков удалось найти стихиры и канон Евфросинии и житие ее (написанные не особенно задолго до него монахом Суздальского Евфимиева монастыря Григорием), то он представил их царю Ивану Васильевичу и митр. Антонию, что митрополит созвал собор и что на соборе, – подразумевается, убедившемся в правах Евфросинии на канонизацию как чудотворицы, и было установлено праздновать ей в 25-й день Сентября месяца 210 . Мощи княжны Суздальской Евфросинии обретены были в 1699-м году, см. Собрание о граде Суждале ключаря Анании Федорова, во Временнике Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380. М. В. Печников Иконография Г. известна в составе композиций Соборов Новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и Г. в 6-м ряду находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом Г.- икона свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 г. (ГТГ). Оглавное изображение Г. помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными Новгородскими святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - поясной образ Г. в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- на голове святой светлый плат. Г. включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX в. того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди). В иконографии Соборов русских святых изображение Г. находится в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/165131.html

Пусть будет отцом твоим тот, кто потрудится вместе с тобою свергнуть бремя духовное, а матерью – кто омоет тебя от скверн страстей в новом рождении; братьями твоими да будут беседующие с тобою о горнем отечестве; приобрети в супруги себе непрестанную память о смерти и будешь иметь чадами от нее воздыхания сердечные; рабом сделай себе плоть свою, а друзьями – Святые силы, которые во время исхода твоего будут тебе помощниками к восходу на небеса». Глубоко запали слова старца в душу впечатлительного отрока, и со слезами на глазах он стал просить преподобного Дионисия взять его с собой в монастырь послушником: «Отче, как ты сказал, так я и желаю этого, лишь бы мне иметь тебя учителем». «Я согласен иметь тебя учеником», – отвечал он обрадованному отроку, и Матфей, оставив дом и родителей, решился последовать за Дионисием. Преподобный взял его с собою в монастырь и, сподобив иноческого образа, назвал его Макарием и оставил жить у себя в келлии, чтобы удобнее наблюдать за ним. Юный инок чистотою своего сердца, послушанием и терпением настолько приобрел себе любовь старца, что тот непрестанно молился о нем Богу, чтобы беспрепятственно совершить ему свое течение. По желанию своего святого наставника преподобный Макарий был рукоположен в священный сан архиепископом Ростовским Дионисием (1418–1425), бывшим прежде игуменом Спасокаменного монастыря. До самой кончины преподобного Дионисия его верный келейник и послушный ученик находился при нем, был свидетелем его подвигов, которым старался по мере сил подражать. При преемнике по игуменству преподобном Амфилохии († 1452; память 12/25 октября) он продолжал иноческие подвиги. Возросший под руководством великого старца, святой отличался редкой чистотой души. Простота и святость души преподобного Макария содействовали тому, что братия избрали его после блаженной кончины преподобного Амфилохия в 1452 году игуменом Глушицкой обители. Будучи настоятелем, он строго заботился о соблюдении устава и наставлений основателя обители. Неизвестно, сколько времени Макарий управлял обителью; неизвестен и год его кончины, но так как на его имя была написана жалованная грамота великого князя Uoahha III , то думают, что скончался не ранее 1462 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Убийцу схватили, но Ваня, явившись во сне сначала матери, а потом одновременно обоим родителям, просил о помиловании своего мучителя, и того оставили живым.  Однако вскоре «он был живой изъеден червями». Похоронили мальчика 6 (16) июля возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи. Никифор Чеполосов построил в 1689 году в память о сыне каменную церковь Иоанна Предтечи, при строительстве которой и были обретены мощи святого, помещённые сначала в деревянный, а после – в каменный храм. Ни тело, ни одежда совершенно не пострадали, не сохранилась лишь небольшая часть мизинца, в то время как от останков брата Вани, похороненного там же ранее, ничего не осталось. По благословению митрополита Ионы мощи были освидетельствованы монахами угличского Воскресенского монастыря. Тогда же появились и первые свидетельства об исцелённых. Прославленные после мученической кончины Многие из детей-мучеников прославились только после смерти – чудесами и исцелениями. Святая праведная Гликерия Новгородская (ок. 1522) – дочь старосты в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в очень юном возрасте. Начало её почитания связано с обретением 14 июня 1572 г. на церковном кладбище при храме святых Флора и Лавра на Людогощей улице практически нетленного тела молодой девушки: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цило, а не все». Обретение мощей совпало с присутствием в городе царя Иоанна Грозного и нашло своё отражение в Новгородской второй (Архивской) летописи. Мощи открыл новгородский архиепископ Леонид, имя и происхождение девушки определили по надписи на её надгробии.  Пожилая местная жительница сообщила архиепископу о времени смерти Гликерии: «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят…». По случаю обретения мощей был устроен крестный ход, их поместили в церкви святых Флора и Лавра. По свидетельству летописи, сразу начались совершать чудеса: в первый день был исцелён Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, и в честь этого в Новгородском кремле весь день звонили в колокола.

http://azbyka.ru/deti/deti-mucheniki-v-p...

28 . Святых апостол Иасона и Сосипатра. Святых мученик Дады, Максима и Кинтилиана (Квинтилиана). 29 . Святых мучеников девяти Кизических. Преподобнаго Мемнона чудотворца. 30. Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова . Иже во святых отца нашего Никиты, епископа Новгородскаго. Маий 1 . Святаго пророка Иеремии. Преставление преподобнаго Пафнутия, Боровскаго чудотворца. Святаго священномученика Макария, митрополита Киевскаго. 2 . Иже во святых отца нашего Афанасия Великаго . Пренесение честных мощей святых благоверных Российских князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида . 3 . Святых мученик Тимофея и Мавры. Преставление преподобнаго Феодосия, игумена Печерскаго, начальника в Российстей земли монашескаго общаго жития . 4 . Святыя мученицы Пелагии. 5 . Святыя славныя мученицы Ирины. 6 . Святаго праведнаго Иова Многострадальнаго. Преподобнаго Михея Радонежскаго. 7 . Воспоминание на небеси явльшагося знамения Честнаго Креста во святем граде Иерусалиме, при царе Константии. Святаго мученика Акакия. Преподобнаго Нила Сорскаго . 8. Святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Преподобнаго Арсения Великаго. 9 . Святаго пророка Исаии. Святаго мученика Христофора. Пренесение честных мощей иже во святых отца нашего Николая Чудотворца от Мир Ликийских в Бар град . 10. Святаго апостола Симона Зилота. 11 . Обновлсние Царяграда. Святаго священномученика Мокия. Святых ранноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских . Иже во святых отца нашего Иосифа, священномученика, митрополита Астраханскаго. 12 . Иже во святых отец наших Епифания, епископа Кипрскаго, и Германа, патриарха Константиняграда. Прославление иже во святых отца нашего Ермогена, священномученика, Московскаго и всея России чудотворца . Преподобнаго Дионисия Радонежскаго. 13 . Святыя мученицы Гликерии. 14 . Святаго мученика Исидора. Святаго Исидора, Христа ради юродиваго, Ростовскаго чудотворца. Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго. 15 . Преподобнаго Пахомия Великаго . Иже во святых отца нашего Исаии, епископа Ростовскаго, чудотворца. Убиение святаго благовернаго царевича князя Димитрия, Угличскаго, Московскаго и всея России чудотворца . Преподобнаго Евфросина Псковскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из потиров особенно замечательны: 1 . Сосуд агатовый, названный в описи 1680 г. аспидным красным, оправлен в золоченное серебро, поддон серебряный золоченый украшен по местам сканными каймами, цветными камнями, винисами, бечетами, аметистами, баусом в гнездах. По краям чаши надпись вырезана: в лето злз 6837 (1328) месяца Марта созданы быша суды си Христолюбивым Архиепископом Новгородским Моисеем». Над нею вырезаны изображение Деисуса, Архангелов Михаила и Гавриила и С. Пророка Моисея. 2 . Сосуд золотой, гладкий, простой древней работы, с черневою надписью по краям чаши, по-видимому, XV века: «пите от нея и вси се е кровь моя,» и проч. Вырезанный на ней Деисус окружен двумя Ангелами и Херувимом. Особенную важность составляют здесь для Христианского мира кресты, содержащие в себе части животворящего крестного древа и гроба Господня; таковы: 1 . Киот с крестом восьмиконечным из животворящего древа, в два вершка длиною, в золотом сканном окладе с финифтью и с жемчугом и драгоценными каменьями. На задней стороне креста след. надпись: Ξυον το τημου α οωποιο αυο αυτον δε μονγευηζ ιζ λγο το θεο δια τ ημετο (ν) ιαν ευ (ω) θη σα Древо честнаго и животворящаго креста, на нем же единородный сын слово Божие ради нашего спасение распяся плотию. Поля около креста обложены чеканным серебром с изображениями двух Ангелов и Равноапостольных Царей Константина и матери его Елены; при подножии креста золотая панагия Иерусалимского Патриарха Феофила с камнем от гроба Господня; сверх того, на семи серебряных плащах изображены черные праздники Господские. На верхней серебряной дске киота сего креста следующая надпись. «В сем киоте крест святый и животворящаго древа, на нем же распяся Христос Бог , а сей святый крест сотворен животворящим самосущным древесем, и в нем святое древо от того креста, иже бе прислав от Константинополя в Киев, Великому Князю Владимиру Манамаху, Константина Манамаха единогласно нареченнаго, шапку, и диодиму, и сердоличную чарку, из нея же иногда веселяся Август Кесарь Римский. Еще же и той святый крест тогда прия от Митрополита Неофита Ефескаго, и Митулинскаго, и Милитенскаго и прочих. О сем убо свидетельствует в восьмой глав Степенной книге. В том же киоте скрыжалца имуще камень живописнаго гроба Господня, и отваленный от гроба, их же Феофан Патреарх Иерусолимский на своих персех носив. Да в том же киоте мощи мученицы Гликерии, мощи Прсподобныя Пароскеви во плоти, мощи Матфея новомученнаго во плоти. Украшение его и скание (?) Князя Иоанна Андреевича Хворостинина. Зачато же бысть украшати дело сие, в честь Христа Бога нашего, в лето 7113 (1605), а совершено бысть в лето 7129 (1621) году».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

соседствует с блж. Феодором. На иконе 75 новгородских чудотворцев 1728 г. (ГТГ), исполненной свящ. Георгием Алексеевым, к-рый в качестве образца использовал изображение древа Киево-Печерских святых и икону Симона Ушакова «Древо государства Московского» 1663 г., Н. вместе с блж. Феодором представлен слева, во 2-м ряду сверху, на одном уровне с новгородскими князьями и яренгскими святыми, а праведные отроки изображены в др. рядах ( Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 91-95; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 160. С. 189). На близкой по композиции иконе работы того же мастера из собрания П. И. Щукина с 28 святыми (1726, ГИМ) новгородские юродивые уже не представлены; нет их и на иконе кон. XVIII в. с изображением 28 новгородских святых в молении образу Софии Премудрости Божией (из собрания Н. Н. Померанцева, НГОМЗ), где тема юродивых и праведных мирян представлена образами святых Иакова Боровичского, Артемия Веркольского, а также Михаила Клопского (в монашеских одеждах). Тем не менее и в XIX в. Н. и блж. Феодор включались в состав новгородских святых, и такие изображения имели довольно широкое распространение (ср. также композицию с древом новгородской святости под названием «Описание новгородских чудотворцев» (рубеж XVIII и XIX вв., НГОМЗ), на к-ром не показаны сами образы святых, но приводятся их имена в кругах: Геров Г. П. Рисунок древа новгородской святости кон. XVIII - нач. XIX в.//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. СПб., 2015. Вып. 6. С. 214, 216). На иконе 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) они показаны слева вверху, рядом с прав. девой Гликерией и прп. Харитиной Новгородской (длинная седая борода блж. Феодора и короткая русая борода Н. позволяют предположить, что иконописец перепутал внешность этих святых, изображавшихся в одинаковых одеяниях). На хромолитографии «Собор всех святых Новгородских угодников» 1902 г., изданной Е. И. Фесенко в Одессе, оба юродивых представлены в верхней части композиции, в центре, рядом со св.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010