Иконопись. Иконостас. Икорта Иконопись Иконопись [иконопись], вид живописи, задачей которого является создание священных образов – икон. Несмотря на то, что в восточно-христианской традиции греч. Слово kv (изображение, подобие, образ) является общим наименованием священных изображений (см. статьи Монументальная живопись, Фреска, Мозаика, Миниатюра), в качестве произведений И. обычно рассматривают написанную на доске икону как моленный образ. О развитии стилей И. см. соответствующие разделы статей «Русское искусство X-XXI вв.», «Искусство Украины и Белоруссии. XVI-XVIII вв.» (ПЭ. Т.: РПЦ), а также статьи Албанская Православная Церковь , Болгарская Православная Церковь , Византийская империя, Греция, Грузинская Православная Церковь , Румынская Православная Церковь , Сербская Православная Церковь и др. Метод в И. Икона, существующая почти 2 тысячелетия, долговечностью во многом обязана консерватизму живописной техники, бережно сохраняемой иконописцами вплоть до настоящего времени. Для понимания специфики иконописной техники важно, что разнообразие приемов и богатство индивидуальных почерков художников – артистической манеры каждого из мастеров – сочетаются с постоянством метода послойной живописи, являющегося показателем стабильности живописной системы. Известный с глубокой древности послойный метод живописи используется для работы в любых красочных техниках (темпера, масло, фреска, акварель). В качестве т.н. средневекового метода он служит средством выражения в особой системе живописи, для которой характерна обратная перспектива, учитывающая только искажения «близкого переднего плана», при этом не применяли моделирующую светотень и цветовую перспективу, цветовой контраст предпочитали тоновому, а плавные переходы цвета не всегда считали выразительными, использовали дифференциацию цветов, выбирали цветовые доминанты при общем локальном колорите. Послойному методу противоположен метод смешения свежих, незастывших красок на живописной поверхности, что ведет к стушевыванию границ между цветовыми полями. Так, желая передать своеобразие византийской техники живописи в сравнении с ренессансной, Р. Байрон и Д. Талбот Райс отмечали, что «византийцы наслаивали, а итальянцы моделировали» (Byron R., Talbot Rice D. The Birth of Western Painting. L., 1930. P. 101). При наслаивании красок должно соблюдать непреложное условие – каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего, не позволяя таким образом свежим, незастывшим краскам смешиваться на поверхности иконы. Красочные слои отличаются плотностью в зависимости от рецептуры приготовления смесей, в которых варьируются соотношение связующего и количество пигмента. Величина частиц последнего могла быть как очень крупной, так и мелкой. От умения приготовить красочные смеси и наносить их зависела фактура красочной поверхности. Пастозные и плотные слои чередовались в определенной последовательности с полупрозрачными и лессировочными.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Патриаршее слово на собрании, посвященном 125-летию Императорского православного палестинского общества Код плеера Livejournal Liveinternet 14 июня 2007 г. 13:24 14 июня Предстоятель Русской Церкви принял участие в собрании , посвященном 125-летию Императорского православного палестинского общества . Святейший Патриарх Алексий обратился к участникам собрания с приветственным словом. Дорогие братья и сестры! «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62:1). Эти слова святого пророка Исайи, которого называют «евангелистом Ветхого Завета», не случайно были избраны в качестве девиза Православного Палестинского Общества его основателем Василием Николаевичем Хитрово. Торжественное открытие Общества 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге было приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле, обретших «спасительное знамение» Животворящего Древа Креста Господня. Этот день вот уже 125 лет отмечается как день рождения Палестинского Общества. Содействие русскому православному паломничеству, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока — основные уставные задачи Общества — неотделимы от церковного делания. Глубокая связь России с Палестиной укоренена в православной вере и благочестии, в постоянной духовной обращенности наших предков и современников к местам, где совершалась библейская история, где проходила земная жизнь Христа Спасителя, где родилась Его Церковь. Задуманное еще зачинателями русского православного дела на Востоке епископом Порфирием (Успенским) и архимандритом Антонином (Капустиным) и созданное державной волей императора Александра III, Палестинское Общество работало преемственно под председательством великого князя Сергия Александровича, а после его гибели — под руководством его супруги, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Пользуясь постоянной церковной и государственной поддержкой, трудясь рука об руку с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме , Общество много сделало для создания Русской Палестины — уникального островка нашей Отчизны в Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/258614.htm...

Праздник Христовой Пасхи. Какого числа Пасха в 2018 году? Традиции праздника Пасхи: какого числа Пасха в 2018 году? Существуют ли иконы Воскресения Христова? 1 января, 2013 Традиции праздника Пасхи: какого числа Пасха в 2018 году? Существуют ли иконы Воскресения Христова? Праздник Пасхи в 2018 году приходится на 16 апреля. Что отмечают православные в день Светлой Пасхи Христовой? Пасха (Воскресение Христово) — главное событие евангельского благовестия. В 2018 году православная Пасха выпадает на 8 апреля. В этот день христиане будут праздновать Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Пасха в 2019 году — 28 апреля Пасха в 2020 году — 19 апреля Пасха в 2021 году — 2 мая В чем суть праздника Пасхи? На этот вопрос отцы Церкви часто отвечают «в том же, в чем и суть христианства». В день праздника Пасхи мы получаем ответ на вопрос: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов.14.14). Этот ответ дается нам в чуде Христова Воскресения, когда распятый и погребенный Господь предстает своим ученикам живым. В истории праздника Пасхи есть удивительный момент: православная иконография на включает в себя икон Христова Воскресения. Какого числа обычно празднуется Пасха? Когда Пасха в 2018 году у православных? Несмотря на то, что нам точно известно, какого числа будет православная Пасха в 2018 году, каждый год Пасха может выпадать на разные числа. Пасха всегда празднуется в воскресенье, но даты меняются. Точная дата указывается согласно солнечно-лунному календарю. Православная и католическая Пасха использует разные календарные системы. Таким образом, число Пасхи различается по годам. До конца XVI века вся Европа жила по юлианскому календарю, но в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между календарями стала составлять 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с иудейской Пасхой, а это противоречит каноническим правилам Православной Церкви. Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

http://pravmir.ru/prazdnik-hristovoy-pas...

" ю митрополита Калузького Боровського Климента 15 березня 2011 р. 13:50 В интервью «Российской газете» 5428 от 14 марта 2011 года) председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о праздновании Дня православной книги и современном православном книгоиздании. — Владыка, в России второй год отмечается День православной книги. Для чего он задуман? — Главная цель — популяризация чтения православной литературы. Причем этот процесс должен происходить, в первую очередь в среде самих православных. Более 20 лет мы говорим о втором Крещении Руси, но большая часть крещеных, в лучшем случае, за свою жизнь только одну книжку подержала в руках. А если спросить, читали ли они Евангелие, большинство не сможет дать положительный ответ. Возникает вопрос: как можно считать себя христианином, если человек не знает основной книги христианства. Если человек взрослый принимает Крещение, он уже должен знать эту Книгу книг, а если крестят ребенка, то это требуется от его родителей и восприемников. В то же время я скажу, что путь к Евангелию лежит через книгу, которая поможет человеку обрести веру и любовь ко Христу. Читать Евангелие необходимо с верой. Тогда чтение принесет пользу для души человека. Отсюда и вытекает цель Дня православной книги — помочь человеку, особенно молодому, взять в руки книгу и прочитать ее. Человек, прочитав одну книгу, пожелает узнать больше о Боге, о Христе, о спасении, о том, как должен жить христианин. — Многие говорят, что век книги кончился, пришло время аудиовизуальной культуры. Является ли сегодня чтение «образующим» человека и его личность явлением? — В последнее десятилетие сильный ход набрало развитие электронных технологий. Новый формат книги, аудио- и электронной, вошел в нашу жизнь, и сейчас, я думаю, нет среди молодежи таких, кто не пользовался бы электронной книгой. Но ведь это тоже книга! Да, меняются времена, меняются носители информации, и это нормальное и вполне закономерное явление.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1429251...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным» Опубликовано определение Священного Синода Болгарской Православной Церкви по Собору на Крите и по тексту документа «Отношения Православной Церкви с остальным миром» 03.12.2016 846 Время на чтение 8 минут Священный Синод Болгарской Православной Церкви 29 ноября принял определение по Собору на Крите (2016 г.) и тексту «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Русский перевод документа опубликован на сайте Православие.ru. Священный Синод на заседании от 15.11.2016 г., протокол 22 – в полном составе, рассмотрел текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятый на состоявшемся в июне сего года на о. Крит, Греция, соборе и принял определение. «На заседании от 01.06.2016 г., протокол 12, Св. Синод в полном составе решил предложить отсрочку Великого и Святого собора Православной Церкви, с тем чтобы подготовка к его проведению была продолжена. В противном случае Св. Синод заявил, что БПЦ-БП (Болгарская Православная Церковь – Болгарская Патриархия) не будет участвовать в нем. Впоследствии с подобными предложениями выступили и Священные Синоды других Поместных Православных Церквей – участниц организации Святого и Великого собора Православной Церкви. Организаторы Великого и Святого собора на о. Крит не приняли во внимание данных предложений. Впоследствии о своем неучастии заявили четыре автокефальные Поместные Церкви (в хронологическом порядке): Болгарская Православная Церковь (решение от 1 июня с.г.), Антиохийская Патриархия (решение от 6 июня с.г.), Грузинская Православная Церковь (решение от 10 июня с.г.), Русская Православная Церковь (решение от 13 июня с.г.)», - отмечается в определении Синода БПЦ. «С 16 по 27 июня с.г. в Православной академии на о. Крит, Республика Греция, был проведен запланированный Великий и Святой собор Православной Церкви , но без участия четырех Поместных автокефальных Церквей, а также без участия признанной со стороны БПЦ-БП в качестве автокефальной Американской Православной Церкви (ОСА), чье участие уже с самого начала подготовки собора не было предусмотрено, даже в качестве гостя. На соборе присутствовали представители средств массовой информации и гости из инославных религиозных общностей (римско-католической, англиканской и др.). Собор, проведенный на о. Крит, голосовал и принял с известными изменениями шесть предсоборных документов, а также свою " Энциклику " и " Послание " . 33 из принимавших участие в соборе епископов не подписали документ " Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром " , а некоторые из неподписавшихся православных архиереев (среди них авторитетные православные богословы) выступили с публичными разъяснениями своей позиции», - сказано в определении.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/03/so...

Святой равноапостольный Николай Японский. “Воззвание… к Русской Церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Летом 2011 г. исполняется 150 лет с того дня, когда один из выдающихся деятелей своего времени — тогда ещё иеромонах Николай (в миру И. Д. Касаткин, 1836–1912) после долгого и трудного путешествия через Сибирь ступил на японскую землю, прибыв 2 июля 1861 г. в порт Хакодатэ 1 . В Японию он был назначен Святейшим Синодом на должность настоятеля консульской церкви. Молодого миссионера переполняли мечты о беззаветном служении и надежды на скорые успехи православной проповеди, но, как признавался он позднее, “какое было моё разочарование, когда я встретил совершенно противоположное тому, о чём мечтал! Тог­дашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только преступники” 2 . В первые несколько лет пребывания отца Николая в Японии не могло быть и речи о начале православной проповеди. Годы титанических трудов понадобились будущему святому, чтобы начать пожинать плоды со своей “жатвы”. Первые три японца были крещены в 1868 г., тайно, ибо христианство в Японии до 1873 г. находилось под строжайшим запретом. Видимо, действительно, как отмечал отец Николай, само дело благословлено было свыше и угодно Богу. Да и “делатель” был тот самый единственно избранный для дела. За более чем полувековое служение он основал и буквально выпестовал Японскую Православную Церковь, он самолично и через японцев-катехиза­торов привёл ко Христу более 30 000 верующих. За труды и неоспоримые заслуги в деле распространения Православия в 1970 г. архиепископ Николай был прославлен в лике святых как равноапостольный. Одной из основных задач великий миссионер с самого начала своей деятельности в Японии считал просвещение соотечественников относительно культуры, быта, религии Страны восходящего солнца и успехов там православной проповеди. За долгие десятилетия своей деятельности святитель Николай оставил десятки статей, очерков, отчётов, открытых писем и заметок на страницах отечественных периодических изданий. Многие из них хорошо известны и сегодня, они широко цитируются современными исследователями. У других же, некогда не менее известных, судьба сложилась иначе. Так, в 1876 г. отец Николай в очередной раз обратился к русской общественности со страниц целого ряда изданий, взывая о помощи вопиющим нуждам молодой Японской Православной Церкви. Текст “Воззвания Японской духовной миссии к Русской Церкви” 3 по своему содержанию значительно выступает за рамки, обозначенные заглавием, — автор взывает не только к православному духовенству, но ко всему российскому обществу. Ещё в XIX в. этот образец духовной публицистики был затерян среди сотен публикаций миссионеров-сотруд­ни­ков Российской духовной миссии в Японии и лишь в начале нынешнего века был вновь введён в научный оборот 4 .

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Конференция " Единое цивилизационное пространство Святой Руси в современной Европе " состоялась на выставке-форуме " Православная Русь " Источник:  Благовест-инфо Общецерковная конференция " Единое цивилизационное пространство Святой Руси в современной Европе: вчера, сегодня, завтра " состоялась 4 ноября в Центральном выставочном зале " Манеж " . Конференция, посвященная 450-летию принесения чудотворной Почаевской иконы Божией Матери на Русь, была организована Отделом внешних церковных связей Московского патриархата в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума " Православная Русь " . В конференции приняли участие священнослужители, представители государственных, церковных и общественных организаций России и стран СНГ. Открывая заседание, заместитель председателя ОВЦС иеромонах Филипп (Рябых) предложил осмыслить понятие " Святой Руси " в новых условиях: каковы ее границы, каким образом мировоззрение Святой Руси соотносится с ценностями современной Европы, как составляющие Святую Русь православные народы могут взаимодействовать друг с другом и с другими христианскими конфессиями современного мира. Тема конференции была раскрыта в докладе председателя ОВЦС архиепископа Волоколамского Илариона, который зачитал о. Филипп. В докладе " Ценности Святой Руси и их место в Европе " представлено видение диалога между " регионами европейской цивилизации, сформированными, с одной стороны, православной, а с другой стороны – – католической и протестантской традициями " . Архиепископ аргументированно критикует распространенную точку зрения, которая ставит под сомнение цивилизационную общность европейского континента, выводя православное сообщество " за скобки " Европы. По мнению автора доклада, отличительные особенности " восточнославянского культурного кода " (в первую очередь, это " утверждение приоритета духовного начала над материальным " , готовность к братскому взаимодействию с людьми других вер) позволяют " выделить страны исторической Руси в качестве уникальной части европейской цивилизации " . Опыт Святой Руси был бы очень полезен в построении многонационального и многоконфессионального европейского общества, стоящего перед угрозой утраты своей культурной идентичности, отмечается в тексте. Именно поэтому лидирующую роль в построении новой Европы должны играть не только государственные и международные европейские структуры, но и христианские Церкви, среди которых достойное место занимает Русская Православная Церковь как " хранительница стержневых ценностных установок восточнославянских, а значит, и других европейских народов " . Такой подход, подчеркивается в докладе, исключает " намеренное отстранение стран исторической Руси от участия в строительстве единой Европы " .

http://religare.ru/2_69867.html

В. Чернов О праздниках Православной Церкви «Празднование и вообще богослужение Православной Церкви, – пишет известный русский пастырь XIX века протоиерей Григорий Дебольский , – по заповеди Иисуса Христа состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человекам для нашей вечной блаженной жизни, предизображена в таинстве святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, или непосредственно от Бога, или через святых его и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее торжественнее праздники». Происхождение обычая выделять двенадцать главных праздников С древних времен отцы и учителя Церкви отмечали особенное значение некоторых праздников, посвященных главнейшим событиям земного служения Господа Иисуса Христа. До Х века таковых празднований было меньше двенадцати. Так, святитель Епифаний Кипрский (ум. 403) упоминает четыре праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение; святитель Прокл Константинопольский (ум. 446) добавляет к этому числу праздник Пятидесятницы. В проповеди Иоанна, епископа Эвбейского, сказанной в 744 году, перечисляются праздники в честь Господа и Богородицы: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница и Успение Пресвятой Богородицы. С XI–XII века в Греции встречаются многочисленные иконы, изображающие двенадцать праздников. Их список несколько отличается от нынешнего и обычно включает Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятницу и Успение Пресвятой Богородицы. С того же времени начинает употребляться выражение «двунадесятые праздники», т.е. праздники из числа двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > О том, как тульский «православный губернатор Дудка» семью православного депутата Тимакова разорял Почти притча… 16.08.2011 1330 Время на чтение 4 минуты О том, что губернатор Тульской области Дудка является человеком глубоко верующим, в Тульской области знает любой школьник. Как же иначе. Он награжден высокой церковной наградой, он самолично привозил вроде бы пару раз огонь от Гроба Господня прямо в кафедральный Собор Тулы на ночную пасхальную службу. И дивно, как говорили очевидцы-верующие, было то зрелище. Когда тишину молитвенной ночи оглашал стук подков ботинок Дудки и его свиты, несущихся со святым огнем мимо удивленных прихожан прямо к алтарю. Каждый туляк видел православного губернатора на каждой пасхальной и рождественской службе, с взволнованным лицом, внимающего ектениям, возглашаемым за «властей и воинство» (губернатор еще и офицер, полковник, выпускник местного артучилища, демонтированного ныне за ненадобностью). Между тем, в области, как отмечали наблюдатели, начался небывалый рост коррупции. По-человечески говоря, воровать и обманывать чиновники стали немеренно. Только слепой этого не видел, но местные СМИ приняли «монашеский обет молчания»… За некоторыми исключениями. Одним из них стал православный депутат, многодетный папа Владимир Тимаков. Владимир не побоялся назвать все своими именами. Возможно, он не удачно выразился, назвал Дудку «коррупционером на пятерочку», имея ввиду очевидно то, что при «православном губернаторе» коррупция полезла изо всех щелей. Но этого было достаточно для того, чтобы Дудка, как мне представляется, принял абсолютно «христианское» решение: «уничтожить» Тимакова и его семью . Экономически, и морально (оценочное мнение). Для этого он инициировал уголовное дело о защите своей «православной» чести и «православного» достоинства. Свои «христианские страдания» губернатор оценил, держитесь за стул, в 1,5 миллиона рублей (если мне не изменяет память). И, о чудо! Местный суд принял решение: взыскать с Тимакова и его семьи полтора «лимона». Московские адвокаты Владимира Тимакова (тульские просто испугались его защищать, все, до единого) только разводили руками: такого морального ущерба не получал даже всемогущий Юрий Лужков. Дальше начались мытарства православной семьи Тимаковых. Пришли приставы описывать имущество многодетной семьи, надеялись, что у бывшего зампреда облдумы вся квартира в золотое и рубинах, а обнаружили более, чем скромное жилье. Тимаков сказал: описывайте все, что хотите, кроме детей и православных икон. Это свято. Берите, если хотите, даже хорошую библиотеку русской классики, которую собирал всю жизнь. Приставы детей не тронули, а вот иконы описали. Владимир не понимал: они же «дешевые», «софринские». Но это наши семейные святыни… Через какое то время Тимакову иконы все-таки вернули. Но описали велотренажер, микроволновку и еще какую-то мелочь, кажется аж на 24 000 рублей, если не изменяет память.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/16/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-nepboй половине XV вв. 22.02.2021 1112 Время на чтение 19 минут Константинополь. Реконструкция. Г. М. Прохоров развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века . Это связано с тем, что учениками св. Григория Паламы были Иоанн VI Кантакузин , Николай Кавасила и другие государственные деятели. В монографии В.В. Петрунина была предпринята попытка целостного осмысления феномена политического исихазма в православной традиции, где молодой ученый изучил различные аспекты влияния исихазма на социальную, политическую и культурную жизнь поздней Византии. Исследователь отметил, что само понятие «политический исихазм» позволяет «говорить о динамичном характере православной мистической традиции, прошедшей путь от монашеской кельи до явления, укрепившего социальные связи внутри поздневизантийского общества и предохранившего его от распада и окончательного исчезновения, а также определившего характер Православного и последующего Русского Возрождения». Молодой исследователь систематизировал основные идеи политического исихазма и пришел к выводу, что основными теоретическими положениями были в тот период: сохранение единства Церкви и Вселенского характера Константинопольского Патриархата; приоритет Церкви над государством; автономия церковной власти в вопросах вероучения; проповедь православного единства; последовательное антилатинство и антиуниатство; поддержка официальной византийской имперской идеологии. Как отмечает прот.Иоанн (Мейендорф): «Императоры из династии Палеологов поддерживали престиж Константинополя…но реальную силу и устойчивость восточного христианства восприняла сама Церковь, в которой руководящие позиции заняли связанные с исихазмом представители мощного монашеского Возрождения». В 1353 г. на патриаршую кафедру взошел Филофей Коккин, апологет этого культурного и общественно-политического движения. В исследованиях ученых-историков, филологов – византинистов и специалистов, изучающих в различных аспектах древнерусскую культуру, Филофей Коккин характеризуется как выдающаяся, многогранно одаренная личность.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/22/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010