Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождение традиций О том, как праздновать Рождество и Новый год, рассказывает митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) 18.12.2002 407 Время на чтение 4 минуты В наше время старинные российские традиции празднования Рождества, одного из главных христианских праздников, утеряны. Как отмечать Рождество и Новый год, гадать или не гадать на Святки - на эти и другие вопросы, связанные с грядущими праздниками, мы попросили ответить митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). - Ваше Высокопреосвященство, в то время как для современной Европы Рождество остается древнейшим традиционным праздником, в постсоветской России оно стало официально отмечаться сравнительно недавно. Целые поколения выросли вне традиции рождественских празднеств. Если для православного христианина смысловым центром Рождества является праздничная литургия, то человек нецерковный (а таких у нас, безусловно, большинство) находится в некотором затруднении. Что бы вы могли посоветовать тем, кто далек от храма? Как им отмечать Рождество? - Очевидно, что тем, " кто далек от храма " , по идее, не имеет смысла советовать, как им отмечать Рождество. Они усвоили советскую традицию отмечать Новый год с заимствованными от праздника Рождества обычаями: украшенные елки, подарки детям, поздравления близким. Конечно, эта традиция несравнима с духовной радостью, которая переполняет верующее сердце в рождественскую ночь, когда мы собираемся в храмах, чтобы прославить Богомладенца Христа. Не случайно один из отечественных мыслителей XX века справедливо заметил по этому поводу: " Православию не обучаются, в него входят и живут в нем " . Тем же, кто стремится вернуться к духовным истокам православной жизни, мы можем посоветовать, что следует помнить о духовном смысле этого великого христианского праздника. (К сожалению, для современной Европы Рождество фактически утратило свой истинно духовный смысл.) Не обременяйте себя суетными хлопотами, пусть у детей будет так, как принято было встарь: рождественская елка, праздничный стол. Главное - постарайтесь приобщиться к общей радости праздника. Не все могут прийти в храм на ночную рождественскую службу, но рождественское патриаршее или в некоторых епархиях архиерейское богослужение теперь транслируется по телевидению и радио.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Вселенская родительская суббота: жизнь тем ясней, чем ближе к смерти 6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота 5 февраля, 2009 6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота С утра уныние и ложь И копошающиеся черти… День только к вечеру хорош. Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти 6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота. По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии   памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти. Особенные дни для торжественного, всеобщего   поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто   был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы,   к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними. В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного.   Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим   великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

http://pravmir.ru/vselenskaya-roditelska...

Церковные реформы 1917-1918 годов — на пороге катастрофы Ярким событием в жизни Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отмечающего свое 20-летие, стала состоявшаяся 1 ноября в актовом зале презентация книг серии ‘Церковные реформы (Поместный Собор 1917-1918)’. 2 ноября, 2012 Ярким событием в жизни Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отмечающего свое 20-летие, стала состоявшаяся 1 ноября в актовом зале презентация книг серии ‘Церковные реформы (Поместный Собор 1917-1918)’. Ярким событием в жизни Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отмечающего свое 20-летие, стала состоявшаяся 1 ноября в актовом зале презентация книг серии «Церковные реформы (Поместный Собор 1917-1918)». Предлагаем вашему вниманию репортаж с мероприятия, автор которого — протоиерей Лев Семенов, декан ФДО ПСТГУ, духовник филологического факультета, кандидат исторических наук, доцент. Проект издания серии монографий, осмысляющих деяния Поместного Собора 1917-1918 годов, возник в начале 90-х годов, когда перед Церковью, только что сбросившей с себя путы богоборческого режима, встала актуальная задача обратиться в новых исторических условиях к идеям церковных реформ, обсуждавшимся отцами Поместного Собора. Осуществление масштабного многолетнего проекта стало делом «Круглого стола по религиозному образованию и диаконии» в непосредственном сотрудничестве с культурным центром «Духовная библиотека» и при поддержке итальянского фонда «Христианская Россия». Инициаторами проекта выступили этот фонд и ставший научным редактором серии магистр богословия протоиерей Николай Балашов. На презентации были представлены вышедшие к настоящему времени книги серии: «На пути к литургическому возрождению» протоиерея Николая Балашова, «Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 г.)» С. Л. Фирсова, «Церковный суд и проблемы церковной жизни» Е. А. Беляковой, «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова) и «Церковная миссия в эпоху перемен» А. Г. Кравецкого.

http://pravmir.ru/cerkovnye-reformy-1917...

19 февраля Церковь отмечает день памяти святителя Фотия Константинопольского 19 февраля, 2014. Новостная служба Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». 19 февраля, ПРАВМИР. Сегодня, 19 февраля, Русская Церковь отмечает день памяти святителя Фотия Константинопольского. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни — всей душой он стремился к иночеству. В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христов посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Вера и власть Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 20-27 октября. – Религия и геополитика. – Основа конфессионального мира. – Америка против христианства. – Утопический орган. – Запрет на язык. – Возвращение Тихвинской иконы. – Технологии и Церковь. – Любимый праздник журналистов. – Современные чичиковы и плюшкины. – Два интервью – Сто Ангелов. Вопросы соотношения религии и политики, веры и власти стали ведущими вопросами прошедшей недели. Они возникали в разных ситуациях, поднимались в разных публикациях, по-разному понимались и решались. Так, автор патриаршего сайта Александр Журавский считает , что после двух ярких событий минувшего месяца: встречи президента России с иерархами РПЦЗ и его поездки в Малайзию – можно считать «религиозный фактор элементом геополитики России». По мнению автора, в первом случае, «глава государства выступил как коспонсор переговорного процесса и, одновременно, как лично православный человек, при этом, именно личная религиозность Президента была отмечена представителями Зарубежной Церкви как основание для надежды». Если же говорить о малазийском визите, то он «стал лишь продолжением нового курса Президента». Автор отмечает, анализируя заявления Путина в Америке и его интервью телеканалу «Аль-Джазира»: «И на нью-йоркской встрече и в малазийском интервью Путин предстал человеком, знающим религию и понимающим особенности религиозного менталитета». Далее он отмечает, что прошлогодние события на Дубовке «показали, что если общество и государство не хотят оказаться в заложниках религиозных экстремистов, необходимо научиться работать с религиозным пространством России». А потому, считает Александр Журавский, можно предположить, что «мы дожили до эпохи, когда Россия на новом историческом этапе своей государственности возвращается к привычному имперскому формату... Хотя борьба моделей (проектов) империи - еще впереди, уже сегодня можно отметить, что в имперском формате религиозный фактор всегда играет значительную роль, а обреченность либерального проекта для России заключается именно в неспособности учесть существующие этнокультурные и религиозные традиции российских народов».Автор отмечает, что «Россия способна задавать форматы новых политик в области цивилизационного развития, поскольку является единственной страной, в которой существует достаточно устойчивая система межконфессионального диалога и сотрудничества, хотя и подтачиваемая плодами пагубной постсоветской национальной политики и разного рода историческими обидами (Казань, Чечня). Осознание своей возможной новой глобальной роли как представителя Востока - на Западе и Запада - на Востоке, открывает перед Россией и глобальные перспективы».

http://pravoslavie.ru/4857.html

– Крестик носил, но о вере разговоров не было. Специально не скрывал, конспирацией не занимался, но и не афишировал. Не принято было говорить об этом, так, пожалуй, стоит сказать. – Какие в то время были церкви, священники? Чем они, может быть, отличались от современных? – Мне кажется, мягче священники были и добрее. Хотя, может, я просто маленький тогда был, не понимал всего, но вот такое впечатление у меня сохранилось. – Как молодые люди оставалась христианами в те годы? – Конечно, были знакомые ребята сверстники. Был знаком с внуком священника, служившего до революции в нашем Вознесенском соборе. Но, как я уже говорил, веру было не принято выставлять напоказ в то время. Люди оставались верующими, как-то старались посещать храмы, детей крестили. Но все как можно тише. У нас во всем городе оставался один-единственный храм действующий, и тот на самой окраине. По всей республике еще оставались, но немного, думаю, и десяти не наберется. – Как отмечали раньше православные праздники? И отмечали ли вообще? – Конечно, отмечали, да в каждой семье практически. Даже те люди, которые в храм не ходили, все равно. Обязательно яички красили на Пасху, куличи пекли. А в единственный храм наш Семеновский народу столько набивалось под большие праздники, что, если уж ты зашел в церковь, обратно не выйдешь до конца службы. Ну а если как-нибудь протолкнешься к выходу, то обратно точно не влезешь. Милиция приезжала, следила за порядком, конечно, без особого одобрения, но ведь люди все равно по-доброму к ним относились. На Пасху прихожане им целую коляску мотоциклетную яиц крашеных надарят, так их потом все УВД месяц еще ело (смеется)… На Пасху прихожане им целую коляску мотоциклетную яиц крашеных надарят, так их потом все УВД месяц еще ело А вот, например, на Крещение нужно воду освящать, служится водосвятие в центре храма. Так для того, чтобы народ не задавил священников, вносили в церковь большую клетку, чтобы несколько человек в нее поместилось и еще столик с водой да аналой, и вот в нее мы выходили и служили. А храм нагревался моментально, стены в нем были расписаны старой масляной краской, и от дыхания множества людей вся влага конденсировалась по стенам и непрерывной капелью проливалась на молящихся прихожан. А с места не сойти, так что если капает тебе на лоб, то и будет капать всю службу.

http://pravoslavie.ru/101694.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Значение имени Мефодий 7 мин., 24.05.2014 Аграфена — это народная форма латинского имени Агриппина, Полина на самом деле Аполлинария, Алина — Алевтин]а, и даже Нефед не Нефёд, а Мефодий. Имена упрощаются, сокращаются, переиначиваются, в них путаются и пропускаются буквы, даже слоги. В результате из римских, греческих, арабских имен выходят очень русские, родные и понятные. Дуся и Авдотья вместо Евдокии, Феня и Груша вместо Аграфены, Глаша вместо Глафиры. А еще Фрол вместо Флора и Нефёд не Нефёд, а Мефодий. Фамилия Мефодьев для России скорее редкая. Ведь и для произношения она неудобна, и на слух непривычна. А Нефёдовых — тысячи: герои и испытатели, поэты и журналисты, каратисты и футболисты. Да и имя Мефодий, часто именно в варианте Нефёд, было популярно в центральной России вплоть до середины тридцатых годов ХХ века. Мефодий — «Μεθδιος» — слово греческое, имеющее тот же корень, что и знакомое нам «метод» — «μθοδος». И если «метод» переводится, как путь познания и исследования, то Мефодий (в болгарском варианте Методий) — как познающий и исследующий. Популярность имени Мефодий в России безусловно связана с почитанием равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей и просветителей словенских, создателей азбуки, день памяти которых отмечается 24 мая (11 мая по ст. стилю). Впрочем, святых, носивших имя Мефодий, Русская Православная Церковь вспоминает как минимум шесть раз за год. Увы, сведения о них часто скудны. Среди них новомученики епископ Петропавловский сщмч. Мефодий(Красноперов) и иеромонах сщмч. Мефодий (Иванов), день памяти которых отмечается 26 января в Соборе святых новомучеников и исповедников российских. Три Мефодия Мефодий Олимпиский (Патарский) Был одним из Отцов Церкви. Он обоюдно почитается православной и католической Церквями. Мы знаем о нем лишь то, что будучи епископом в ликийском городе Патар, он прославился не только своими богословскими трудами и толкованием Священного Писания, но был первым, кто обрушился с критикой на эсхатологическое учение религиозного мыслителя Оригена. Епископ Мефодий Патарский был казнен в 312 году при императоре Максимиане Дазе. Последний, несмотря на эдикт 311 года о веротерпимости, который вновь легализовал христианство, начал новые гонения. Епископ был схвачен язычниками и приговорен к усекновению главы. День памяти святого отмечается Русской Православной Церковью 3 июля (20 июня по ст. стилю).

http://foma.ru/znachenie-imeni-mefodij.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > К вопросу об отличии Православного Возрождения от Западного Ренессанса 12.05.2023 2649 Время на чтение 44 минут Фото: Икона св.Григория Паламы. XV в. Византия Профессор Г.М Прохоров (ИРЛИ РАН), руководитель моей докторской диссертации указывал на то, что «в Византии в XIV века-корни двух параллельных Возрождений, вдохновлявших Европу в XIV-XV вв.-Западноевропейского Ренессанса и восточноевропейского Православного Возрождения» . В лаврской келье святого Саввы, во время Пятидесятницы 1337 года свт Григорий Палама прочел трактаты калабрийского монаха Варлаама, в которых содержались неверные с богословской точки зрения положения об исхождении Духа Святого и от Сына. В Константинополе и Фессалониках Варлаам обвинял исихастов, называя их заблудшими и омфалоскопами. Позднее ставший Константинопольским Патриархом святой Исидор Вухирас присылает из Фессалоник в пустынь к Григорию писания, содержащие их ошибки и еретические отклонения с приглашением его прийти, предвидя, что Церковь потрясет новая ересь. Григорий покинул Афон и прибыл в Фессалоники, где продолжил изучать варлаамитские сочинения и начал полемическую борьбу против сторонников теологического рационализма .Дальнейшая его жизнь оказалась сопряженной с полемической борьбой против сторонников Варлаама. Григорий Палама посвятил свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества. Варлаамитская ересь, угрожала самому сердцу веры – общению человека с Богом, соединению с ним, обожению. Выполняя роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, Паламе блестяще удалось показать как возможно познание Бога, которое не уничтожает Тайны, как возможно реальное, личное общение с Ним. Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях - главная тема святителя. Яркая личность Григория Паламы затмевала всех его соратников, отмечает Г.М. Прохоров, и наиболее соответствовала этапу теоретического обоснования и диспутального утверждения исихастского учения. Как отмечает прот. Иоанн (Мейендорф): «вся история византийской мысли начиная с IX в. отмечена более или менее открытым противоборством между сторонниками светского гуманизма и монахами. В XIV в. это противоборство становится тем более ощутимым, что оба течения византийской мысли начинают развиваться с новой силой: дух Возрождения и традиционная монашеская аскетика становятся двумя полюсами, к которым тяготеют лучшие умственные силы и самые деятельные личности христианского Востока».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Православные праздники в апреле: именины Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение, или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля. 1 апреля, 2011 Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение, или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля. Православные праздники в апреле: как назвать ребёнка, родившегося в четвёртый месяц года? Об этом Вы можете узнать из нашей познавательной статьи! Календарь православных женских и мужских имен апреля Именины в апреле: 1 — Дарья, Дмитрий, Иван, Иннокентий, Матрона, София. 2 — Александра, Василий, Виктор, Виссарион, Герман, Иван, Клавдия, Максим, Мария, Мирон, Никита, Прасковья, Светлана, Севастьян, Сергей. 3 — Владимир, Кирилл, Пахом, Серафим, Филимон, Фома, Яков. 4 — Аполлинария, Василий, Василиса, Дарья, Ефим, Таисия. 5 — Алексей, Анастасия, Варвара, Василий, Георгий, Илья, Лидия, Лука, Макар, Никон, Пелагея, Сергей, Степан, Феодосия. 6 — Артемий, Владимир, Захар, Петр, Степан, Яков. 7 — Савва, Тихон. 8 — Алла, Анна, Василий, Гавриил, Лариса, Прасковья, Степан. 9 — Александр, Ефрем, Иван, Кондратий, Макар, Матрона, Павел. 10 — Василий, Иван, Иларион, Илья, Иона, Лазарь, Николай, Савва, Спиридон, Степан. 11 — Иван, Иона, Кирилл, Марк, Михаил. 12 — Иван, Софроний. 13 — Анна, Вениамин, Влас, Иван, Иннокентий, Иона, Иосиф, Яков. 14 — Авраам, Ефим, Иван, Макар, Мария, Сергей. 15 — Георгий, Григорий, Ефим, Поликарп, Савва, Тит. 16 — Никита, Феодосия. 17 — Адриан, Вениамин, Георгий, Иван, Иосиф, Зосима, Мария, Никита, Никифор, Николай, Федор, Яков. 18 — Алексей, Георгий, Марк, Николай, Платон, Семен. 19 — Григорий, Еремей, Иван, Мефодий, Павел, Севастьян, Яков. 20 — Аркадий, Георгий, Даниил, Евдокия, Петр, Прокоп. 21 — Иван, Лука, Сергей, Яков. 22 — Вадим, Гавриил. 23 — Александр, Григорий, Дмитрий, Максим, Терентий, Федор, Яков. 24 — Антип, Ефим, Иван, Николай, Петр, Прохор, Харитон, Яков. 25 — Василий, Давид, Иван, Мария, Марфа, Сергей. 26 — Георгий, Дмитрий, Марфа, Феодосий. 27 — Александр, Антон, Иван, Мартин, Христофор.

http://pravmir.ru/imeniny-v-aprele/

Архиерейский собор РПЦЗ: Мы призываем распрощаться с богоборчеством и прославлением убийц 17 июня, 2017. Новостная служба Изгнание множества людей из России привело к тому, что мир Запада встретился с Православием Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, прошедшего в Елизаветинском женском монастыре в Бухендорфе (Германия) с 9 по 16 июня 2017 года Мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, собрались на Архиерейский Собор в богоспасаемом граде Мюнхене в дни попразднства Пятидесятницы, осеняемые присутствием чудотворной иконы Курско-Коренной Божией Матери. В нынешнем году мы со скорбью отмечаем столетие страшных кровавых событий 1917 года; одновременно нас наполняют и радостные переживания – 100-летие восстановления патриаршества и 10-летие восстановления единства Русской Церкви. Мы вспоминаем тех, кто потрудился в деле восстановления единства, и кто дальше трудится в укреплении духовных наших связей. В праздник Вознесения Господня мы совместно с предстоятелем Русской Православной Церкви и главой Российского государства молились за богослужением при освящении храма Воскресения Христова и свв. Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке, и завершаем мы наши заседания великим освящением кафедрального собора свв. Новомучеников и Исповедников Российских в городе Мюнхене — единственном храме Русской Зарубежной церкви, в котором служил приснопамятный Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий, подписавший с приснопамятным митрополитом Лавром акт о единстве Русской Церкви. Мы всегда сознавали, что это внешне подорванное единство — в духовном измерении всегда сохранялось. С благодарностью Богу мы отмечаем также столетие рождения в 1917-м году Новомученика Русской Церкви, который оправдал слово «кровь христиан-мучеников – семя веры». Св. Александр Мюнхенский (Шморель) пролил свою кровь в Германии. К столетию рождения мученика Александра завершено строительство храма неподалеку от его могилы. Кафедральный собор освятил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в сослужении с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Иларионом, всем ее епископатом, архиереями из России и Украины, архиереями других поместных Православных Церквей. В свете подвига российских Новомучеников, к которым причисляется и св. Александр, здесь обретается мост, соединяющий Восток с Западом.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-rpt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010