Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского Москва, 2013 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви В этой брошюре раскрыто величие подвига новомучеников Русской Православной Церкви, процитировано более шестидесяти житий. «Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства» (9, C. 347). Эти слова сказал в 1937 году, незадолго до своего расстрела, митрополит Серафим (Чичагов) , и они были пророческими. Действительно, после освобождения от коммунистического ига Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников – и в их числе самого митрополита Серафима. Это были подлинные герои ХХ века, великаны духа, молитвам которых мы обязаны всему доброму, что имеем сейчас. Даже со стороны, внешние люди, отмечали величие их подвига. Так, А.И. Солженицын, который попал в лагерь неверующим человеком, позднее в своем «Архипелаге» писал: «Христиане шли в лагеря на мучение и смерть – только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо знали, за что сидят, и были неколебимы в своих убеждениях! Они единственные, может быть, к кому совсем не пристала лагерная философия и даже язык... И женщин среди них – особенно много... За просвещенным зубоскальством над православными батюшками, и мяуканьем комсомольцев в пасхальную ночь, – мы проглядели, что у православной церкви выросли всё-таки дочери, достойные первых веков христианства. Христиан было множество, этапы и могильники, этапы и могильники, – кто сочтёт эти миллионы? Они погибли безвестно, освещая, как свеча, только в самой близи от себя. Это были лучшие христиане России... И как сохранялись в лагере (уж мы видели не раз) истые религиозные люди?... Твёрдость, не виданная в XX веке! И как нисколько это не картинно, без декламации. Как не позавидовать этим людям?». В этой книжке мы попытаемся кратко раскрыть величие подвига этих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с корреспондентами СМИ и дал традиционное интервью в канун Пасхи Христовой Источник: Седмица.Ru Фото: Ю.Клиценко/Седмица.Ru 23 апреля в преддверии Пасхи Христовой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре встретился с корреспондентами СМИ и дал традиционное предпасхальное интервью. – Ваше Святейшество, в последние годы набирает силу движение «Георгиевская ленточка», посвященное празднованию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Как Церковь, которая, как Вы неоднократно отмечали, не отделена от народа, победившего фашизм, относится к этой акции? – Те, кто пережил День Победы, думаю, никогда не забудут 1945 год, когда Пасха Христова отмечалась 6 мая, в День памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, а во святые дни Пасхальной седмицы весь народ праздновал победу над фашизмом. Проходят годы и десятилетия, но нам нельзя забывать жертвенный подвиг наших предков, которые защищали наше Отечество и были готовы положить жизнь свою за своих ближних, следуя — может быть, неосознанно — словам Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Мы должны помнить воинов и военачальников, стяжавших победу своим беспримерным подвигом. Георгиевская лента (а Георгиевский крест был в России самой высокой наградой за боевые заслуги) является свидетельством нашей памяти о великом подвиге нашего народа в страшной и разрушительной войне, которая унесла миллионы человеческих жизней. – Ваше Святейшество, как представитель «Балканского радио» прошу Вас поздравить сербский народ с наступающим праздником Святой Пасхи, а также сказать несколько слов в поддержку сербского населения Косово и Метохии. – Я сердечно поздравляю всех радиослушателей, всех православных христиан, живущих в Сербии и прилегающих странах, весь сербский народ, и, конечно, Предстоятеля Сербской Церкви Святейшего Патриарха Павла, иерархов, священнослужителей, монашествующих и всех верующих Сербской Православной Церкви со светлым праздником Пасхи Христовой!

http://pravoslavie.ru/36674.html

— Прежде всего, мы заботимся о сохранении и укреплении единства Русской Православной Церкви. Русская Церковь — это не только Церковь Российской Федерации, она является доминирующей в Белоруссии, Молдавии, на Украине; очень широко представлена в других странах постсоветского пространства, а также в дальнем зарубежье. Достаточно сказать, что сейчас больше половины епископов Русской Православной Церкви — это не граждане России. В этой ситуации, конечно, укрепление внешних рубежей нашей Церкви, укрепление ее единства является очень важной задачей всей Церкви и всего священноначалия, и, в частности, Отдела внешних церковных связей. — В эпоху хрущевских гонений на Церковь Отдел возглавлялся владыкой Никодимом (Ротовым). Что вы могли бы сказать о нем, исходя из современных реалий? — Подлинное величие этого человека становится понятно только сейчас. По сути, он играл решающую роль в определении позиции нашей Церкви по отношению к государству, которое при Хрущеве организовало очередную волну гонений на Церковь. Митрополит Никодим всей мощью своего интеллекта и церковного сознания встал на защиту Церкви. Что тогда происходило: каждый пасхальный крестный ход превращался в демонстрацию безбожников, в священников летели окурки, выкрикивались непристойные лозунги. Чтобы положить этому конец, митрополит Никодим использовал, в том числе, и внешнюю деятельность Церкви. Например, он регулярно приглашал на Пасху делегации из Финляндии, Германии и в присутствии иностранцев ничего подобного не происходило. Ему удалось создать целую систему защиты вокруг Церкви и, используя опять же внешний фактор — вовлеченность Церкви в международную жизнь, межхристианский диалог, — создать такие условия, чтобы в эпоху гонений она не только не умерла, но еще и продолжала развиваться. Именно митрополиту Никодиму принадлежит заслуга продвижения таких молодых архиереев, как будущий Святейший Патриарх Кирилл. — Как сегодня складываются отношения между Православными Церквями, насколько они проблематичны? Удается ли Отделу поддерживать единство Вселенского Православия?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1224726...

Прибавление О так называемых переходящих праздниках, постах и днях поминовения усопших К переходящим праздникам, постам и дням поминовения усопших относятся такие, которые бывают не в одни и те же, А в равные числа месяцев в году. Переход этих дней с одних чисел на другие обыкновенно зависит от времени празднования главнейшего из всех праздников – Пасхи, или Светлого Христова Воскресения. Пасха же у нас в православной Церкви по особому расчисленю, называемому Пасхалией, празднуется в разное время, от 22-го марта до 25-го апреля, – в первый воскресный день после еврейской Пасхи, которая обыкновенно совершается в день весеннего мартовского полнолуния. Праздник Пасхи установлен в память славного Светлого (радостного) воскресения Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, почему иначе так и называется. Воскресение Христово совершилось на третий день после Его смерти, в первый день после еврейской пасхальной субботы, отчего и получило название Пасхи. В этот день весьма рано поутру сделаюсь сильное землетрясение. Ангел сошел к пещере, где был погребен Христос. Вид его был как молния, одеяние бело, как снег. Он отвалил камень от входа в пещеру. Иисус Христос восстал из гроба в Своем Божеском величии. Стражи, которые были поставлены к пещере распявшими Его иудейскими первосвященниками, от страха попадали на землю, как мертвые, и потом, опомнясь, разбежались. Некоторые из них пришли в Иерусалим и рассказали обо всем случившемся. Но враги Христовы дали стражам денег и научили их говорить, будто бы ученики Иисусовы пришли ночью и украли тело Его, когда стража спала. Воины взяли деньги и сделали так, как их научили. В самый день воскресения Христова, рано утром, некоторые женщины пришли ко гробу, чтобы помазать тело Его миром, чего не успели сделать при погребении, но нашли: камень отвален от входа в пещеру; тела не было, а лежали только одни одежды; на камне сидел ангел. И ангел сказал им: «Вы ищете Иисуса. Его нет. Он воскрес, как сказал. Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление 1. Введение Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными. В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России. Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории. 2. Совершение обряда Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют. По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения. 3. Участники обряда Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и […] Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

http://azbyka.ru/ceremoniya-shozhdeniya-...

Трагедия, разыгрывающаяся на Балканах, касается всех нас — людей, сознающих себя православными христианами. Достоинство России, всегда бывшей защитницей православных славян, в наши дни сохраняется благодаря Патриарху всея Руси. Источник: Журнал Московской Патриархии        Судьба братского сербского народа, сражающегося против гигантской военной машины НАТО, не оставляет равнодушным ни одно русское сердце. Истинным выразителем чувств нашего народа является Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II. С начала бомбардировок Югославии он сделал более десяти заявлений, призывая страны Запада прекратить агрессию. Но даже наступление Страстной недели и затем Светлого праздника Пасхи не удержало так называемые христианские государства от продолжения авиационных налетов на мирные сербские города и села, налетов, не щадящих даже древние православные монастыри.        Трагедия, разыгрывающаяся на Балканах, касается всех нас — людей, сознающих себя православными христианами. Достоинство России, всегда бывшей защитницей православных славян, в наши дни сохраняется благодаря Патриарху всея Руси. Невзирая на опасность, он отправляется в Югославию, чтобы лично поддержать Святейшего Патриарха Сербского Павла, Сербскую Церковь, братский народ Югославии.        Радушная встреча Предстоятеля Русской Церкви в аэропорту Белграда Здание Сербской Патриархии в Белграде        20 апреля, в день Радоницы, пасхального поминовения усопших, делегацию Русской Православной Церкви во главе с ее Первосвятителем встречали в Белграде. Первая половина дня была посвящена совместной молитве за Божественной литургией в соборе святителя Саввы. Более пятидесяти тысяч человек собрались на это богослужение. Храм святого Саввы — один из самых больших в Европе, его строительство, начавшееся еще до Второй мировой войны, было возобновлено в 1986 году, но из-за экономических трудностей пока еще не закончено. Огромность этого здания поражает: это как бы символ новой Сербии, страны, оставшейся православной, несмотря на годы социалистического правления.

http://pravmir.ru/radonica-v-belgrade/

17 мая 2007 года. Свидетельства и размышления Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 Епископ Саратовский и Вольский Лонгин В день празднования Вознесения Христова, 17 мая, мы стали свидетелями уникального исторического события: на наших глазах был преодолён раскол, 80 лет омрачавший жизнь Русской Православной Церкви. За эти годы с обеих сторон было высказано множество взаимных претензий и недовольств, зачастую обусловленных не только действительным положением дел, но и незнанием и непониманием друг друга: слишком долго мы жили, разделённые “железным занавесом”. Какое счастье, что теперь обо всём этом можно говорить уже в прошедшем времени! Ничто не случайно в мире: всегда и повсюду мы можем увидеть действие Промысла Божиего. Не случайно и воссоединение Церквей произошло в день празднования Вознесения Господня. Мне выпало стать непосредственным участником этого торжества, и я бесконечно благодарен Богу и за то, что это историческое событие наконец произошло, и за то, что я, один из самых младших по хиротонии архиереев Русской Православной Церкви, был избран на этот период временным членом Священного Синода и таким образом стал непосредственным свидетелем и участником событий. В то время, когда подписывался Акт о каноническом общении, когда совершалась первая в нашей новой — общей — истории Божественная литургия, все те, кто находился в алтаре и кто молился в храме Христа Спасителя, испытывали совершенное чувство Пасхальной радости, искренней и полной. В храме въяве ощущалось, что свершилось нечто, значение чего никак не выразить словами. Мы все воочию увидели, как Господь творит историю. И все последующие дни мы были вместе, вместе участвовали в очень насыщенной программе совместных богослужений и встреч. И в нашем постоянном общении нас сопровождало чувство того, что мы всегда были вместе; это стало как-то для всех очевидным. Но некоторые вещи запомнились особенно, например, встреча с Митрополитом Лавром. Заочно я был с ним знаком довольно давно. В конце 80-х—начале 90-х годов он был настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и ректором семинарии, а я учился на богословском факультете Софийского университета. Тогда церковное издательство в России было очень ограничено, соответственно трудно было найти духовную литературу на русском языке. А в Джорданвилле была своя типография, там печатали книги и старались пересылать их в Россию, естественно, бесплатно, для того, чтобы нам помочь (это стремление у Зарубежной Церкви было всегда). И я, студент, как-то написал письмо Владыке и попросил его прислать некоторые издания. Через какое-то время пришёл ответ и посылка с книгами. Мы стали переписываться, а книжные посылки от Владыки Лавра приходили регулярно.

http://pravmir.ru/17-maya-2007-goda-svid...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. 28 марта 1942 г. Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Божиею Милостию, возглавляющий Православную Русскую Церковь, патриарший местоблюститель, смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский православным архипастырям, пастырями пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками. Христос воскресе! С особым умилением посылаю эту благую весть и общехристианский привет вам, поистине сидящим во тьме фашистского нашествия. Не радостна теперешняя ваша обстановка, но тем радостнее пасхальная весть. Что мрачнее ада? Но и там воссияла наивысшая радость, когда Воскресший, представ, возгласил: «Изыдите, вернии, в воскресение». Да будет же и для нас с вами настоящая Пасха залогом грядущей победы света над тьмою, залогом скорого нашего освобождения от фашистских мрачных уз к мирной и радостной жизни при «тихом свете» святого православия. Своим обращением от 5 февраля я предупреждал вас о выступлении епископа Поликарпа Сикорского, сеющего церковную смуту в ваших местах. Теперь я имею сведения, что в ответ на мое обращение епископ Поликарп называет меня самозванцем, будто бы незаконно захватившим должность Патриаршего Местоблюстителя, и продолжает свое недоброе дело. Как бы то ни было, но теперь я знаю, что обращение мое, обнародованное в заграничной печати, дошло до епископа Поликарпа, а следовательно, тем же путем дойдет до него и настоящее мое послание, которое поэтому можно считать объявленным епископу Поликарпу. Имея это в виду и во исполнение лежащих на мне обязанностей возглавителя Русской Православной Церкви, настоящим объявляю о предании епископа Поликарпа Сикорского каноническому суду Собора русских архиереев по обвинению в нижеследующем:

http://sedmitza.ru/lib/text/439907/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_75552.html 13 мая 2010 Митрофанов Георгий, прот. Фильм " Поп " вызвал ощущение полуправды Источник:  Риа-Новости В пасхальную ночь с третьего на четвертое апреля в широкий прокат вышел фильм Владимира Хотиненко " Поп " , посвященный одной из малоизученных страниц Великой Отечественной войны – деятельности Псковской православной миссии, возрождавшей церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада СССР. Многие священнослужители в рамках специальных показов еще раньше имели возможность познакомиться с этой картиной. Протоиерей Георгий Митрофанов, занимающийся историей Русской православной церкви XX века, в интервью корреспонденту РИА Новости Дине Даниловой высказал свое мнение о том, насколько этот фильм спорный с исторической и духовной точек зрения, а также о том, нужна ли полемика о событиях того времени. – Отец Георгий, насколько достоверен фильм с исторической точки зрения? – Фильм режиссера Владимира Хотиненко " Поп " , к сожалению, отличается (что, может быть, для художественного фильма и допустимо) значительным произволом с точки зрения изображения исторических событий. Надо сказать, что главный герой этого фильма – отец Александр Ионин, назван так не случайно. Здесь, безусловно, присутствует намек на одного из ведущих священнослужителей Псковской миссии протоиерея Алексея Ионова. И уже с этой точки зрения возникают определенные противоречия. Родившийся в 1907 году в Двинске отец Алексей Ионов, собственно, никогда не жил в Советском союзе, за исключением одного года – периода советской оккупации Прибалтики – с лета 1940 по лето 1941 года. Он учился на Богословском факультете Рижского университета, затем окончил Свято-Сергиевский богословский университет в Париже. Он менее всего напоминал сельского священника, и уж тем более ни как не мог " окать " . Вот это, в достаточной степени, довольно искусственный момент сразу же вызывает ощущение недостоверности по отношению к главному герою и ко многим событиям.

http://religare.ru/2_75552_1_21.html

Sinn und Theologie der kirchlichen Feste: " Das Wesen der Liturgie " . Muenchen, 1990, S. 63-76) Православие это Церковь литургии и славословия, пасхального ликования и радости Воскресения. В ее жизни это проявляется в том, что время в целом, т.е. каждый день, неделю и год, она воспринимает как литургическое время и хранит живую память о святых событиях и делах спасения. Православная Церковь включает в свой богослужебный круг прежде всего все события земной жизни Иисуса Христа, начиная с Благовещения Богородицы и кончая Вознесением, празднует также важнейшие события из жизни Девы Марии, равно как и памяти избранных мужей и жен Ветхого Завета и связанные с ними спасительные события. Кроме того, Церковь поминает в установленные дни своих святых: апостолов, мучеников, исповедников, подвижников, богословов и проповедников, стяжавших смирением и подвигами Божию благодать. В богослужении, которое в широком смысле обозначает литургическую, или таинственную жизнь и образ мышления, Св. Церковь дает возможность всем верующим лично участвовать в спасительных событиях, которые отмечаются в тот или иной церковный праздник. Не будет преувеличением сказать, что Православная Церковь выделяется именно своей литургической жизнью и мышлением, и именно в этом ее характерное отличие от прочих христианских сообществ. Теперь мы займемся " праздничной " литургической традицией Православной Церкви, которую находим в праздновании всех библейских и церковных спасительных событий. Мы не имеем возможности конкретно обсудить все таинства и многочисленные праздники Православной Церкви с точки зрения их истории, символики и содержания. Мы познакомимся с их смыслом, содержанием и их глубоким богословием, иными словами, с литургическим, " праздничным " складом Восточной Церкви, который наложил такой глубокий отпечаток на всю церковную жизнь и мышление. 1. Любой христианский праздник характеризует по сути образ жизни и мышления Церкви, т.е. ее жизненно важное качество, ибо он, образно говоря, есть переживание и ощущение Божественных сил, действующих в человеческом естестве после Воплощения и Воскресения Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/429/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010