Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде , составитель сб. «Круг великий миротворный» , автор послесловия к таблице этого сборника. Сведения об А. исчерпываются тем, что он сам сообщил о себе в 3 редакциях послесловия к сборнику. 5 мая 1538 г. тяжелобольной А. присутствовал на перенесении мощей свт. Петра , митр. Московского, и дал обет «святому на целбоносный его гроб, написав, положити круг святыя Пасхи Господня»; 12 мая 1538 г. он дал такой же обет у гроба прп. Сергия Радонежского . 25 марта 1539 г. А. составил раннюю редакцию послесловия к «Миротворному кругу». 25 марта 1540 г. написал послесловие к рукописи, обещанной в Троицкий мон-рь, а 20 янв. 1541 г.- к рукописи, написанной по обету, данному у мощей митр. Петра. Оба манускрипта сохранились: РГБ. Троиц. 736; ГИМ. Муз. 1663-б. Имеющиеся в тексте послесловия и в составе и расположении таблиц отличия позволяют говорить о том, что это 2 различные редакции сб. «Миротворный круг» - наиболее значительной по масштабам пасхалии , созданной в Московской Руси. Ранняя (черновая) редакция послесловия к таблице пасхалии (1539) сохранилась только в составе указанной рукописи из собрания Троице-Сергиевой лавры , вложенной А. по обещанию в этот мон-рь. «Миротворный круг» состоит из неск. разновременных пластов текста. К наиболее раннему можно отнести послесловия к пасхалии, написанные в 1492 г. Зосимой (Брадатым) , митр. Московским («Изложение о пасхалии»), и Геннадием , архиеп. Новгородским («Начало пасхалии»), а также 3 сказания «О скончании седьмой тысячи лет» прп. Иосифа Волоцкого . Эти произведения восходят к кон. XV в. и тесно связаны с проблемой ожидания конца света на Руси ок. 7000 (1492) г. и составлением новой пасхалии «на восьмую тысячу лет». Основная, табличная, часть «Миротворного круга» включает в себя традиц. таблицы для расчетов времени Пасхи (для расчетов круга Солнца и круга Луны и связанных с ними данных, таблицу 532-летнего цикла Великого индиктиона , «зрячую пасхалию»), грандиозную таблицу пасхалии на 7980 лет от Сотворения мира (до 2472 по Р.

http://pravenc.ru/text/63250.html

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Артемий Владимиров Беседа о календаре и Пасхалии Источник:  Русская линия Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы: " Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые – суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное " . Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви – ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному. О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов – изрядных ученых и чистых богословов. По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.

http://religare.ru/2_74317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» («Великий миротворный круг»), древнерусский календарно-хронологический сб. энциклопедического характера. В Предисловии к сборнику (по А. А. Романовой, в Послесловии) указано, что его составителем был Агафон , священник придельной ц. святых Гурия, Самона и Авива новгородского Софийского собора. Создание «К. в. м.» относится к рубежу 30-х и 40-х гг. XVI в. Сборник содержит: календарные таблицы, относящиеся к пасхальным расчетам; богословско-полемические статьи преимущественно кон. XV - нач. XVI в., связанные с эсхатологическими ожиданиями ок. 1491/92 (7000) г. и с составлением новой пасхалии. Календарная часть «К. в. м.» охватывает 8 тыс. лет. «Великим миротворным кругом» свящ. Агафон называет только таблицы; название связано с установленным для расчета дней празднования Пасхи 532-летним циклом Великого индиктиона, иначе - миротворного круга (относящегося к сотворению мира). В сборнике представлена таблица с циклом в 15 Великих индиктионов (7980 лет, до 2472 г. по Р. Х.), по прошествии к-рого совпадают начала круга Солнца (28 лет), круга Луны (19 лет) и круга индиктиона (15 лет). Текстовая часть является дополнением к таблицам. Изначально в нее входили Предисловие свящ. Агафона, «Изложение пасхалии» митр. Зосимы , «Начало пасхалии» Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , 3 сказания «О скончании седьмой тысящи» прп. Иосифа Волоцкого , анонимные статьи «Исправление круга святыя Пасхи», «Вопрос, како тридневно воскрес Господь», «Собор Вселенский первый», хронологический трактат «Сказание известно, како считати пасхалия наусть». В одну из редакций «К. в. м.» включено Послание Д. М. Траханиота к Новгородскому архиеп. Геннадию. В сер. XVI в. в рус. книжности господствовала тенденция к объединению сочинений в комплексы. Большинство статей и таблиц, вошедших в «К. в. м.», были известны и ранее. Появление сборника обусловлено накопившимися к тому времени достижениями в области хронологии. Интерес к календарной проблематике в кон. XV в. был связан с ожиданием Второго пришествия в 7000 г. от сотворения мира и с завершением пасхалии. Несостоявшийся конец мироздания послужил причиной активизации пропаганды еретиков жидовствующих , многие из указанных сочинений стали ответом на нее. Со временем состав «К. в. м.» незначительно менялся за счет изменения количества статей или самостоятельного функционирования частей сборника: табличной, использовавшейся в практических целях, или текстовой - четьей.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вечность и неизменность библейских норм Святой Пасхи В статье рассматриваются основополагающие принципы александрийской пасхалии. Показано, что ее структуру определяют библейские нормы праздника Св. Пасхи и неизменные характеристики пасхального месяца новых (колосьев). В онтологическом плане исследовано влияние введения византийской эры от сотворения мира на становление православной пасхалии на основе александрийской. Статья Светлое Христово Воскресенье освящает всю нашу жизнь. Мы знаем, что преп. Серафим Саровский постоянно пребывал в пасхальной радости, которой щедро делился с окружающими людьми. Святые отцы нашей Церкви находили предзнаменования Пасхи во всех событиях священной истории. Именно такое понимание глубинной взаимосвязи Св. Пасхи и св. истории нашло свое отражение в православной пасхалии – в исполненном Духа Святого творении отцов Церкви. Наша пасхалия утверждает вечность и неизменность библейских норм Пасхи. Всестороннему рассмотрению и обоснованию этого положения и посвящена данная статья. Византиец М. Властарь в работе «Алфавитная Синтагма» (первая половина XIV века), касаясь правил установления христианской Пасхи, пишет: «Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия ; второе – совершать не в один день с иудеями; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия ; четвертое – и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету» Заметим: в ряде современных работ утверждается, что на этих правилах в конце III – начале IV вв. была основана александрийская пасхалия и что они сохраняются в полной силе до нашего времени.

http://bogoslov.ru/article/4733283

Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1. Воскресение Христово или Святая Пасха, 2. Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господними и посвящены земной жизни Христа и его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господние? Следующие из двунадесятых праздников являются Господними: 1. Рождество Христово (25 декабря). 2. Сретение Господне (2 февраля). 3. Крещение Господне или Богоявление (6 января). 4. Преображение Господне (6 августа). 5. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6. Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7. Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на первом Вселенском Соборе, в 325-м году по Р. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Иеромонах Димитрий (Першин): Моего друга убили за Христа Пасхальный канон он знал наизусть, сам наполовину татарин, служил (единственный в Москве!) молебны на татарском для крещеных татар — по просьбе старейшин татарской общины (чтобы молодежь не спивалась). Он был открыт к дискуссиям и полемике, с ним было о чём спорить 21 ноября, 2009 Пасхальный канон он знал наизусть, сам наполовину татарин, служил (единственный в Москве!) молебны на татарском для крещеных татар — по просьбе старейшин татарской общины (чтобы молодежь не спивалась). Он был открыт к дискуссиям и полемике, с ним было о чём спорить Убили моего друга отца Даниила Сысоева — «Христос анести!» — так мы звали его, когда он служил на Крутицком Подворье. Христос анести! Веритас резурекси! Подкараулить отца Даниила было несложно — люди разрывали его на части, в постоянном общении с ними, он был нарасхват и не успевал отслеживать окружающую действительность, а оттуда доносилось: — Христос барозу! — Алефос анести! — отвечал отец Даниил. Но научил меня этому круглогодичному миссионерскому приветствию он. Таким было состояние его души. А познакомил нас еще один миссионер наших дней — протоиерей Дионисий (Поздняев), ныне просветитель Китая, а тогда клирик храма святого князя Владимира в Старых Садах, коего прихожанином был и я. Это было давно, в уже далеких девяностых. Я еще не был диаконом, а отец Даниил как-то в субботу пришел к нам в храм в конце всенощной (в его в храме она заканчивалась гораздо раньше) — просто помолиться; оказалось, они с отцом Дионисием давние друзья по Московской семинарии. С тех пор он частенько приходил помолиться в князь-Владимирский храм, весь в миссионерских делах и мечтах, которыми он делился с отцом Дионисием, только начинавшим тогда разрабатывать тему православной миссии в Китае, Корее и Индии. Но вот уже второе тысячелетие, Крутицкое Подворье, реабилитационный центр св. Иоанна Кронштадского, которым руководит игумен Анатолий (Берестов), а помогает ему отец Даниил. Я на том же Подворье диаконом, но в другом — Петропавловском храме. Общины очень разные, стиль служение отличается (у отца Даниила служили знаменным распевом), но есть общая надхрамовая Пасха — крестные ходы по взаимной договоренности, начинаясь от разных храмов, сливаются в один, а затем опять разбегаются по Подворью. На Светлой от отца Даниила можно было зажигать пасхальный трехсвечник, настолько весь он сиял и искрился.

http://pravmir.ru/ieromonax-dimitrij-per...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАСИЙ [Геласин; греч. Γελσιος, Γελσινος] (кон. III в.), мч. (пам. греч. 27 февр.), пострадал в г. Илиополь в Сирии (Гелиополь, совр. Баальбек, Ливан). Согласно самым ранним сведениям о мученике, к-рые находятся в Хронике Иоанна Малалы (VI в.), Г., названный здесь и в др. памятниках до IX в. Геласином, пострадал в правление имп. Максима Лициниана (хронист смешивает Максимина Дайу (305-313) и Лициния (308-324) - 2 правителей Римской империи). Г. был 2-м мимом (μμος δετερος), т. е. актером, исполнявшим вторые роли, как правило шутовские, в небольших театральных представлениях пародийного характера. Однажды он изображал христианина, принимающего Св. Крещение. В эту минуту на него снизошла благодать Божия и он уверовал во Христа. Тут же, в театре, Г. исповедал себя христианином. Разъяренная языческая публика выволокла его за стены театра и забила камнями. Родственники похоронили мученика в его родной дер. Мариамма недалеко от Дамаска, где впосл. был воздвигнут храм в его честь. Тот же рассказ о Г. с нек-рыми вариациями появляется в визант. «Пасхальной хронике» VII в. и копт. хронике Иоанна Никиуского кон. VII в., сохранившейся в переводе на эфиоп. язык. Составитель «Пасхальной хроники» делает уточнения относительно времени страдания мученика, исправляя неточную хронологию Иоанна Малалы и указывая, что Г. пострадал при имп. Диоклетиане, в 5-е консульство Максимиана Геркулия и 2-е Максимиана Галерия, т. е. в 297 г. (Chron. Pasch./Ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. P. 513-514). Хотя хроника Иоанна Малалы сохранилась лишь в поздней редакции, маловероятно, что сообщение о мученике - позднейшая вставка (напр., из «Пасхальной хроники»), т. к. в этом рассказе имеется хронологическая неточность относительно нач. IV в., свойственная Малале. Остается неясным, пользовался ли он несохранившимся письменным памятником о мученичестве Г. или опирался на устную традицию, бытовавшую в VI в. в Сирии.

http://pravenc.ru/text/161939.html

В праздник Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя 15 апреля 2012 г. 15:36 В ночь с 14 на 15 апреля 2012 года в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ; схиархимандрит Илий (Ноздрин);  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство. На богослужении присутствовали: действующий Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев  с супругой С.В. Медведевой; избранный Президент Российской Федерации, председатель Правительства Российской Федерации  В.В. Путин ; председатель Совета Федерации ФС РФ  В.И. Матвиенко ; мэр г. Москвы  С.С. Собянин ; послы стран ближнего и дальнего зарубежья, представители инославных христианских церквей. Первые лица Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви во время богослужения поздравили друг друга со светлым праздником Воскресения Христова и вручили друг другу пасхальные яйца. Пасхальное богослужение  транслировалось  по центральным каналам телевидения, а также на официальном сайте Русской Православной Церкви. Перед началом крестного хода Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к телезрителям: «Через несколько мгновений начнется Пасхальное богослужение. Это самое прекрасное и самое главное богослужение в честь самого прекрасного и самого главного праздника  Воскресения Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/2164016.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальное приветствие духовного наставника казаков Волгоградской области 07.05.2013 698 «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: «братие»! И ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос Воскресе!» (Стихира Пасхи) Дорогие братья-казаки и сёстры-казачки! Приветствую всех вас радостным пасхальным приветствием «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» и сердечно поздравляю реестровых и нереестровых казаков, окружных, юртовых, станичных и хуторских атаманов, ВСЕХ КАЗАКОВ И КАЗАЧЕК нашего благословенного Волго-Донского края, всех казачат, с великим светлым праздником Воскресения Христова! Казак без веры - не казак! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: « Дух казачества неразрывно связан с православной верой ». И конечно же, все причастные по роду и духу к казачеству должны неотступно следовать христианским заповедям. Каждая казачья семья должна жить в венчанном браке, воспитывать верующими детей и внуков своих. Казак должен уважать и почитать лиц духовного звания, казачьих духовников, считать правилом и стремиться получать благословение священника на всякое доброе дело. Очень важно исполнять ежедневное молитвенное правило, посещать Божий Храм особенно в воскресные и праздничные дни, регулярно приступать к Таинствам Православной Церкви, особенно к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Отрадно, что с каждым годом всё больше и больше казачьих семей обнаруживают стремление к духовным ценностям и нравственным истокам святого Православия. Сегодня можно с чувством радостного удовлетворения констатировать, что информационная кампания по дискредитации святой Православной Церкви, организованная врагами нашего Спасителя, не нашла отклика в казачьих сердцах. Жизнь по заповедям Христовым однозначно поможет всем нам сберечь и приумножить самобытное культурное богатство казачьего народа, поможет превратить нашу Россию в великое, сильное и могучее государство. Радость Пасхи, духовное торжество победы над смертью пусть согреет сегоднякаждое казачье сердце! Пусть наши сердца озарятся светом Божественной благодати! Пусть мир и любовь воцарятся в наших душах!

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/08/...

Как правильно подготовиться и провести Пасху О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 31 марта, 2010 О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 30 марта в пресс-центре « Российской газеты » состоялась пресс-конференция на тему: «Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху». В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица — Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной. Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад. В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда)  мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему , что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение — дерево.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podgotovi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010