Приведенные выше ложные аргументы отнюдь не исчерпывают тему, скорее, они ее обозначают и обнаруживают всю серьезность и актуальность проблемы. Ведь ложная аргументация – обман, к которому прибегают в полемике, а отцом лжи, согласно христианскому мировоззрению, является сатана ( Ин. 8:44 ). Но вряд ли найдется хоть один сектант или атеист, который захочет прослыть лжецом. Что же в свете всего вышесказанного можно порекомендовать православным апологетам? Прежде всего, изучайте логику, чтобы не повторить ошибок своих оппонентов, без знания логики вы вряд ли сумеете научиться отличать ложные аргументы от истинных. Невежество не приближает человека к Богу, невежественный христианский апологет опасен в первую очередь для самого христианства, так как дискредитирует его. Будьте критичны к самим себе и призывайте к критичности своих оппонентов. Обосновывая эту критичность, делайте акцент на желании объективно и максимально беспристрастно разобраться в вопросе, изгоняйте из обсуждения дух спора. Цель полемики – познание истины. Учитывайте, что люди, в основном, совершают логические ошибки неосознанно, не замечая их. В таком случае, укажите на их ошибку, объясните, в чем она заключается, назовите источники, где человек может получить более подробную информацию по обсуждаемому вопросу. При этом проявляйте дружелюбие. Чем более грамотно вы будете работать с информацией, с ее оценкой и интерпретацией, тем более серьезно к вам будут относиться, поэтому стремитесь к повышению уровня своих апологетических исследований. Не брезгуйте опытом светских ученых, изучайте его 21 . Не забывайте, что апология христианства – долг каждого христианина: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ), «…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5:20 ). Христос «…пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ). Сам факт принадлежности к христианству еще не делает человека безгрешным: если апостол Павел считал себя первым среди грешников ( 1Тим. 1:15 ), то обычным христианам тем более имеет смысл помнить, что без Бога мы ничто.

http://azbyka.ru/lozhnye-argumenty-proti...

Примером может служить Даниилово пророчество о седьминах, гл. 9, ст. 24, которое в сем сочинении приводится иначе, нежели в славянском, и иначе, нежели в двух русских сочинениях, уже напечатанных, т.-е. догматическом богословии Терновского (стр. 124) и в книге: первые четыре века христианства (стр. 48), которые впрочем и между собою несогласны; именно: Даниила, гл. 9, ст. 26 в славянском читается: и потребится помазание (Евр. Мессия) и суд не будет в нем; в Алфавите Библии под числом 2162: – истреблен будет помазанник и не станет его у них; в догматическом богословии Терновского: истребится помазанник и не будет у него (власти над народом); в книге: первые четыре века христианства: убиен будет Христос и не за себя. Той же главы 27 ст. читается на славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и повторяется в св. евангелии, где сам Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, и проч. Между тем в Алфавите Библии под числом 2163 сие место переведено так: и на крыле оскверненном опустошитель, в догматическом богословии Терновского: и близ крыльев (Серафимов осеняющих престол) будут поставлены мерзости; в книге: Первые четыре века христианства: и за птицею мерзости придет опустошение. 3) Некоторые из приведенных в сочинении мест священного писания, будучи предложены без изъяснения, могут читающего ввести в заблуждение; например под числом 99: Бог не живет в созданных руками храмах; под числом 472: вы имеете помазание от святаго и знаете все: самое сие помазание учит вас всему (Срав. послание восточных патриарх. о православной вере, чл. 12); под числом 695 а неделающему, но верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность (Срав. Того же послания, чл. 13, где сказано: признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе); под числом 876: Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению (Срав. того же послан, чл. 3); под числом 1191: Я знаю и уверен Христом Иисусом, что нет ничего в самом себе нечистого, но нечистым бывает что-либо только для того, кто почитает нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Разделы портала «Азбука веры» Уже исторически, к сожалению, сложилось так, что христианство в нашей стране переплетено с различными языческими верованиями. Как многократно отмечалось историками, после принятия всеобщего крещения в 988 году в Киевской Руси сложилось двоеверие. Продолжала существовать народная культура, уходящая своими корнями в язычество, и параллельно утверждалось христианство. Архиепископ Макарий (1816–1882), академик Петербургской Академии Наук, автор многотомной «Истории русской церкви», признавал, что многие из христиан того времени практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов. Подобная ситуация сохранилась и в наши дни. Многие называют себя верующими людьми, но это не останавливает их ответить: «К черту!» на пожелание: «Ни пуха, ни пера!». А на вопрос: «Как твои дела?» они переплюнут три раза через левое плечо, три раза постучат по дереву, чтобы не сглазить, и скажут: «Да ничего, слава Богу!». Таким образом в нашей стране христианство слилось с древними верованиями и пропиталось языческими обрядами. Нужно помнить, что всё это является мерзостью в глазах Бога. Библия с сожалением указывает на подобный образ жизни еврейского народа: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» ( 4Цар. 17:33 ). «И завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов иных; только Господа, Бога вашего чтите, и Он избавит вас от руки всех врагов ваших. Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям. Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их, и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» ( 4Цар. 17:38-41 ). Бог не приемлет такой мерзости в любых ее проявлениях. Библия нам говорит: «Старайтесь иметь… святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12:14 ). Поэтому важно знать это и относиться к Божьему повелению со всей серьёзностью. Я хочу привести вам только краткий список тех примет и языческих поверий, которые прижились в нашем быту и приводят ко многим проблемам в жизни христиан.

http://azbyka.ru/ostorozhno-yazychestvo

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Есть мнение, что кроме общедоступного, существует тайное учение Иисуса, открытое лишь избранным, так ли это? 3 мин., 23.07.2021 Это не так. Наличие некоего тайного знания, которое открывается только на высших уровнях посвящения, характерно для эзотерических учений и оккультных сект от древности до наших дней. Напротив, христианство — религия, максимально открытая и развернутая к каждому человеку. Бог, пишет апостол Павел, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Все, а не только круг избранных. Во Христе, говорит тот же апостол, тайна о которой от вечных времен было умолчано... ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам (Рим. 14, 24-25). О доступности и открытости христианского учения свидетельствует Сам Иисус Христос во время суда у первосвященника Анны. На вопрос о Его учении Спаситель говорит: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего (Ин. 18, 20). Так же и отправляя апостолов на проповедь Господь заповедует им передать миру все то, что они восприняли от Него. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам , — говорит Он (Мф. 28, 19-20). Мнение, что христиане скрывают от других людей какое-то таинственное знание, было распространено в римскую эпоху, когда христианство было гонимой религией. В это время у христиан сложились особые правила поведения, которые так и назывались discipline arcani — т. е. «учение тайны». Они собирались для совместной молитвы в ночные часы и совершали богослужения в темных извилистых катакомбах. Молитвы и чинопоследования не записывались, а передавались из уст в уста. Но эта скрытность действовала только в отношении внешнего, языческого, враждебного христианам мира. Стоило человеку принять крещение, как все богатство новозаветного откровения раскрывалась перед ним, а сам он становился полноправным членом церковной общины. Ситуация менялась в периоды, когда гонения затихали: христиане выходили на поверхность и начинали собираться открыто. Когда же христианство стало официально разрешенной религией Римской империи, богослужение окончательно переместилось в просторные храмы, а проповедь Евангелия зазвучала в самых отдаленных уголках мира.

http://foma.ru/est-mnenie-chto-krome-obs...

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Архиепископ Серафим (Соболев) Икона Божией Матери Казанская «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова. Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

http://pravoslavie.ru/49500.html

Смирна также один из древнейших городов Малой Азии, просвещенный и славный в языческой древности. Не менее замечательна была Смирна и в истории первых времен христианства, как город весьма рано озарившийся светом христианства и удержавший среди гонений залог веры и благочестия. Церковь Смирнская, по преданию, основана св. Апостолом Иоанном Богословом, и ученик последнего св. Поликарп, бывший в ней епископом, прославил ее своим мученическим подвигом. По известию церковного историка Евсевия, почти сразу после апокалипсического предсказания возникло лютое гонение на христиан в Малой Азии, вовремя которого и пострадал св. Поликарп Смирнский . Христос « Первый – как Бог , и – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертию» (св. Андрей, гл.4) (ср.: Ис 44:6 ). По одним толкованиям, «дней десять» означает краткость времени гонений; по другим, наоборот – некий продолжительный срок, ибо Господь заповедует смирнянам запастись «верностью до смерти», то есть на какой–то продолжительный период. Некоторые подразумевают под этим гонение, бывшее при Домициане и продолжавшееся десять лет. Другие видят в этом предречение всех десяти гонений, которые претерпели христиане от языческих императоров в течение первых трех веков. Под «второй смертью », имеющей наступить для неверных после смерти телесной, понимается осуждение их на вечные муки (см.: Ап.21:8). Побеждающему, то есть претерпевшему все гонения, обещается «венец жизни» или наследие вечных благ. Смирна до сего времени остается значительным городом и имеет достоинство православно–христианской митрополии. Пергамской церкви Откр. 2:12–13. И Ангелу Nepraмckiя церкве напиши: тако глаголетъ Имяй мечь обоюду изощренъ: вмъ дла твоя, и гд живеши, идже престолъ сатанинъ: и держиши имя Мое, и не отверглся еси вры Моея и въ [Моя] дни, въ няже Антипасъ свидтель Мой врный, иже yбiehъ бысть въ васъ, идже живетъ сатана. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Так и свет христианства доставляет бодрость грешнику, больному душой, — и он питает надежду, ради заслуг Христовых, получить прощение от Бога. При свете христианства каждый труждающийся и обремененный странник земной надеется достигнуть неба, после беспокойств этой жизни, и бодро несет, возложенный на него, крест. Достойнство такого духа, такой надежды — весьма важно для человека. “ А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся ” (Исаии 40:31). “ Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение ” (Исаии 12:2). “Крепкий духом не преклонится под гнетом бедствий, он умеет ободряться в страданиях.” 2. Утешение и радость. С восходом солнца разливается веселье и радость в лесах и на нивах. Почки и цветы раскрываются, хоры пернатых поют. С радостью и веселием идет человек на дело свое и работает до вечера. Но еще более высшей радостью и веселием мы обязаны свету христианства. Как отрадно нам знать, что Бог отечески заботится о нас, что Иисус Христос есть Брат наш и искупил нас от греха, что Святой Дух наставляет нас на всякую истину? Какой восторг доставляет нам обетование вечной жизни, христианская молитва, христианское Богослужение, святое причащение, деятельная любовь к ближним? “ Праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости .” (Псал. 67:4). “ Веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие ” (Сир. 30:23). A какую радость и удовольствие ощущаем мы при верном исполнении обязанностей? 3. Новую жизнь. Свет солнечный сообщает теплоту земле, — и во во всей природе разливается движение и жизнь. Но христианство доставляет истинное духовное движение и жизнь. Как далеко подвинулись христианские народы, по сравнению с нехристианскими, в науке, искусстве, ремеслах, торговле, земледелии? Но главное — христианство соединяет наши души с Богом, а только соединение души с Богом есть истинная жизнь. Разлучение с Богом есть грех и смерть для души, следовательно, соединение с Богом есть истинная жизнь. И эта жизнь, по обетованию Христа, есть вечная жизнь, следовательно — жизнь полная. “Мы проживаем это время только тогда с пользой, когда мы проводим его так, чтобы вечно жить.” Люди благочестивые имеют в самих себе достаточно оснований и доказательств продолжения существования личной человеческой души

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Традиция усматривает намек на Антихриста в словах Иисуса, переданных евангелистом Иоанном: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете» (Ин 5:43). Однако в этом речении нет никакого утверждения. Слово «иной» (λλος) может относиться ко многим людям, не обязательно к какой-то отдельной личности. Речение Иисуса в Ин 5:43 перекликается с замечанием в 2 Кор 11:4: «ибо если кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали… то вы были бы очень снисходительны [к тому]». И здесь, и там мы видим не предсказание того, что будет, но сожаление или упрек, выраженный путём моделирования возможной противной ситуации. Другое дело, что после разрыва христианства с иудаизмом стиху Ин 5:43 была придана следующая интерпретация: Я, Христос, пришел во имя Отца Моего, и вы, иудеи, не приняли Меня; а в конце дней придёт к вам Антихрист во имя своё, и тогда вы, иудеи, примете его за Христа (Бога) . Вместе с тем предсказание Иисуса о «лжехристах и лжепророках» способствовало развитию представлений о грядущих врагах христианства. Уже в апостольское время заговорили о некоей особенной, экстраординарной личности, которая должна потрясти Церковь. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел предупреждает, что перед вторым пришествием Христа должно произойти массовое отступление от христианства, вдохновителем и знамением чего станет «человек греха (=беззакония), сын погибели», «беззаконник», который «в храме Божием сядет как Бог, выдавая себя за Бога» (2:3, 4, 8). Судя по этому и другим посланиям Павла, он говорил о не очень далеком будущем. По мысли Павла, его поколение уже достигло «последних веков» (1 Кор 10:11); апостол надеялся даже, что второе пришествие Христа состоится ещё при его жизни (1 Фес 4:17). Эсхатологические ожидания были тогда очень напряженными как среди христиан, так и среди иудеев. В связи с этим фигура «человека греха», упомянутого Павлом, представляет большой интерес для историков. О ком говорит Павел в данном случае и имеет ли в виду кого-то конкретно? Если это реальная историческая личность, то почему Павел не называет этого человека по имени? Надо думать, адресаты апостола, к которым он обращался с посланием, – члены общины в Фессалониках, – и без специальных пояснений понимали, кто имеется в виду; ведь Павел говорил им о нём и раньше (2:5). Но нынешним историкам остается только гадать, кто кроется под обозначением «человек греха, сын погибели». Так, В. Буссе и другие исследователи находят в словах Павла «в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» воспоминание о попытке императора Калигулы установить в Иерусалимском храме свою статую и добиться от иудеев божеских почестей (Иосиф Флавий. Древности, XVIII 8.2). Следовательно, под «человеком греха» мог пониматься либо настоящий, либо будущий римский император.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Христиане легко узнают их: по чистоте и светлости их душ, переходящей почти в зрительное ощущение, по духовности, пробивающейся под нищетным прикрытием, по мирному духу, проникающему в души приходящих к ним, по учительности их, обнаруживающей знание ими глубин души человеческой, и нередко бывают свидетелями их чудотворений и прозорливости. Люди инстинктивно сознают, что пребывание праведника в обществе благословенно для общества и что сама способность их видеть праведность спасительна для них самих, как и Господь сказал: «принимающий праведника во имя праведника получит награду праведника» ( Мф.10:41 ) 39 . Нет святости без подвига Далек от евангельской правды тот взгляд, для известной части современного христианского общества обычный, по которому христианство состоит в дружном сотрудничестве и взаимопомощи на пути к всеобщему благополучию и созданию довольства для всех на земле. Фактически, такая цель есть общий комфорт и для всех сытая жизнь. Христианская цель иная и путь иной. Путь мира – комфорт, путь христианства – крест: невольный ли, безропотно принятый жизненный крест или свободно взятый на себя по своей вере подвиг и хождение «узким путем». Правда, многие отталкиваются от такого понимания христианства, как от устаревшего и отжившего «византийского», монашеского восточно-аскетического направления. Главную цель христианства они переводят на социальное строительство. А между тем, христианство – все в личном подвиге. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). «Те, которые Христовы, плоть свою распяли, со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы нетленного... И потому», о себе замечает апостол, «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным» ( 1Кор.9:25–27 ). Христианство – в бодрствовании, в ожидании евангельского Жениха: «и блажен раб, егоже обрящет бдяща»; оно в «стоянии на посту», по выражению «Пастыря» Ерма , или короче, в «посте», в очищении себя телесном и духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Христианство есть антипод индивидуальной религии или даже больше, оно не есть религия в том смысле, в каком мы обычно понимаем это слово. Мы имеем доступ к Богу не каждый в отдельности, и не сами по себе и не через посредников, но только через Христа, когда состоим в Его теле, в которое мы крестились через Духа. «Он есть ходатай (mesithx) нового завета, дабы вследствие смерти, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному спасению получили обетование» (Евр. IX.:15).   Meccuя не может быть без народа, но народ, который приобрел Христос, собран в Его теле, а потому Христос неотделим от Церкви, и христианство неотделимо от Христа, а следовательно оно все заключено в понятии Церкви. Отдельный христианин без других не принадлежит Христу, т. к. Ему принадлежат все вместе, когда они члены Его тела, которые не могут жить и действовать без других. В этом был один из соблазнов для эллинского сознания, которое его не преодолело для себя, но внесло индивидуализм в христианство. Когда Тертуллиан утверждал, что нет ничего общего между Иерусалимом и Афинами, между философией и Евангелием, то он был прав, хотя может быть не в том, что он имел в виду. Общего ничего не было между эллинским и церковным сознанием, а не между наукой и искусством с одной стороны, и Церковью с другой. Вопреки тому, что утверждал Тертуллиан, христианское сознание приняло греческую философию, и определило свое учение, исходя из Платона, Аристотеля и стоиков. Проникнув в церковное сознание эллинизм вызвал процесс индивидуализации церковной жизни. Этот процесс сначала больше сказался на Востоке, чем на Западе. Своей кульминационной точки он достиг в протестантизме. Дело не только в том, что протестантство отказалось от тех или иных догматов, но и в том, что оно растворило Церковь в личном пиетизме. Если в настоящее время в протестантстве имеется сильная струя, стремящаяся возродить в нем церковную жизнь, то в православной церкви процесс индивидуализации церковной жизни продолжает действовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010