И.П. Ювачев XXXVII. Пасха в Иерусалиме Обязательность ветхозаветного паломничества. – Пасхальная утреня у Гроба Господня.– «Пуп земли». – Розговенье в подворье Палестинского общества. – Емма- ус.–Путешествие в Горнюю. – У источника Иоанна Крестителя. – Католический монастырь. – У русских инокинь в Палестине. – Жалобы на строгие порядки. Мы, христиане, многое заимствовали из ветхозаветных установлений, но почему-то мало обратили внимания на следующую заповедь: ,, Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году». И известно, что родители Христа каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Наконец, сам Христос ежегодно приходил к Пасхе из Галилеи в Иерусалим. Посещать святые места, или «являться пред лице Владыки Господа Бога», вложено в самую природу человека, что мы можем видеть из многочисленных странствований нашего народа. Точно какая-то неведомая сила подымает весною и старых и молодых, и мужчин и женщин, и толкает их сходить куда-нибудь на богомолье. И я, повинуясь этому внутреннему голосу, тоже достиг святых мест и явился «пред лице Господа» в священный день воспоминания воскресения Христова у самого Его Гроба. Пасха в Иерусалиме! Каким благоговейным восторгом должно наполниться здесь сердце верующего человека! С сознанием важной минуты, вечером, в Великую субботу, я приоделся и отправился в храм Воскресения, чтобы провести эту в своем роде единственную ночь у Гроба Господня. Если мы другие храмы называем православными, католическими, лютеранскими, армянскими, тο этому храму, главным образом, приличествует название христианский в широком смысле этого слова. Среди густых масс народа я едва пробрался до южных дверей греческого придела. Сзади меня стояли турецкие солдаты с ружьями и не пропускали публику в переполненный храм. Произошла обычная в этом случае борьба. Солдаты как-нибудь еще умели сдерживать мужчин, но пред женщинами и они были бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и т. д.». Это обращение заключается словами: «Отче праведный! и мир Тебя не познал, а Я познал Тебя и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них». Диакон: «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». После этих заключительных слов, прочитав молитву ко Христу об омовении душ от тлетворной скверны, патриарх сходит со всеми иереями с помоста и отправляется торжественным шествием с пением церковных песен в патриархию. Массы народа провожают его. Мне не пришлось видеть в Иерусалиме торжества раздачи священного огня. Оба раза, когда я был в Палестине, мои приезды приходились на осень. Поэтому мне остается описать это торжество словами А. В. Елисеева, в книге которого «С русскими паломниками на Святой Земле» находится чрезвычайно живописное его описание. Рассказ А. В. Елисеева я кое-где дополню по рассказам других путешественников. Ни одна из пасхальных служб не привлекает столько паломников и не пользуется такою популярностью, ни одна не ждется с таким нетерпением, как раздача священного огня, – торжества, составляющего, так сказать, центр, около которого вращается все остальное паломничество для многих сот пришельцев. Быть в Иерусалиме на Пасхе и не быть при раздаче священного огня – это значит не видеть ничего. Обряд раздачи священного огня совершается в Великую Субботу около 1–2 ч. пополудни. Никогда, даже в Пасхальную заутреню, храм Воскресения не бывает так переполнен народом, как в день нисхождения священного огня; многотысячная, разношерстная толпа наполняет храм так густо, что буквально нельзя пошевелиться. Вся эта толпа точно сливается в одно существо и малейшее движение кого-нибудь из стоящих в ней заставляет всколыхнуться общей волной десяток голов и плеч. Не только православные, но и христиане других вероисповеданий – армяне, католики, копты, даже мусульмане, стекаются сотнями, чтобы присутствовать на этом единственном в мире зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор 15:3-9). Апостолы с удивительным бесстрашием проповедовали, что Человек, потерпевший по мирским меркам полное поражение, отвергнутый и казненный, есть Воскресший Спаситель, Судия, даже Бог. Есть ли этому правдоподобное объяснение? Да. И состоит оно в том, что Он действительно воскрес. Бог вмешался в ход истории и изменил его навсегда. Из этого следуют совершенно определенные выводы для меня и для вас, читающих сейчас эту статью, — Евангелие оказывается не древней книгой, повествующей о давно минувших событиях и давно умерших людях, а посланием, обращенным к нам здесь и сейчас, щедрым предложением спасения и вечной жизни, которое мы можем принять или отвергнуть: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16). Хитон Спасителя Хитон Господень — одежда, упомянутая в Евангелии. Грузинская Православная Церковь чтит эту святыню, принесенную из Иерусалима в Мцхету и пребывающую по сей день под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели. При этом в хрониках города Трира (Германия) упоминается, что римская царица Елена привезла из Иерусалима часть Хитона Спасителя. Первохристианская община бережно хранила святыню и зашила ее, как в футляр, в другую ткань. В более поздние времена ей придали вид одежды, которую носили в Палестине в I веке. В 1978 году этот Хитон исследовала швейцарская группа специалистов. Было научно подтверждено, что размер оригинальной части святого Хитона, привезенной царицей Еленой из Иерусалима, — 30Х30 см. Другие части Хитона находятся в Грузии и, видимо, во Франции — в городе Аржантее под Парижем. Терновый Венец Спасителя Согласно Церковному преданию, святая царица Елена получила Терновый Венец в дар от иерусалимской общины во время своего паломничества на Святую Землю, после чего святыня хранилась в Константинополе.

http://foma.ru/dostovernost-chuda.html

Из Вифании мы направились в Виффагию, примыкающую к ней с запада. Сейчас, как и в прошлом, это небольшое селение на юго-западном склоне Елеонской горы, на пути из Иерусалима в Иерихон. Окрестности Виффагии, как и Вифании, также славились в древности обилием фиговых дерев. Это и дало название селению. «Виффагия» в переводе в еврейского — «смоковница». Здесь во времена оны паслось множество овец, предназначенных для жертвоприношения. Сюда, по требованию Господа, привели подъяремную ослицу и молодого осла с нею, которые покорно служили Ему. С этого места Предвечный Агнец Божий сразу же после воскрешения Лазаря (за шесть дней до еврейской Пасхи) совершил в полном царственном величии Свой «Царский вход» в Иерусалим, дабы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно. Это высший момент славы Его земной жизни, который вслед за тем завершился кровавой драмой. Над главным алтарем церкви в Виффагии сохранилась фреска, изображающая торжественный въезд Иисуса в Иерусалим верхом на молодом осле. До сих пор в церкви есть камень, на котором Иисус оставил отпечаток ноги, садясь верхом на осла. В Праздник Входа Господня в Иерусалим совершается ежегодно Крестный ход из Виффагии в Иерусалим во главе с Патриархом или митрополитом по той дороге, по которой шел Иисус Христос. По вступлении в Иерусалим к процессии присоединяются все собравшиеся здесь паломники. При археологических раскопках обнаружены гладкие, отшлифованные плиты древней дороги. Вечером того же дня, в который Иисус Христос как царь вошел в Иерусалим, Он удалился в Вифанию и там, в доме воскресшего Лазаря и его сестер, провел ночь, а утром, возвращаясь в Иерусалим, взалкал и, увидев зеленую, но бесплодную смоковницу подошел к ней и проклял ее: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла ( Мк. 11:12-14; 20-26 ). Нам показали место (обнесенное камнем), где она росла. Так, объясняют толковники Евангелия, и еврейский народ, гордый своей наружной благочестивостью и законническою праведностью стал напоминать евангельскую смоковницу, покрытую пышной листвой, но не имеющую плодов. Проклятием смоковницы господь напомнил, что Он имеет силу не только благотворить и миловать, но и строго взыскивать. Это, как и пророческое слово о падении Иерусалима, знаменовало отвержение от богоотступнического народа, возвещение его духовной гибели.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Из Откровения Божьего более, чем из Катехизиса, нам известно о предваряющей благодати Божией, о том, что любовь Божия и милость Его изливаются на нас раньше, чем мы способны бываем призвать Бога. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:6, 8); «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Сама вера есть Божий дар, и никто никогда не смог явить свою веру и жизнь по вере, если не предварила этого благодать Божия. Вот как пишет об этом протоиерей Георгий Флоровский: «Благодать... пробуждает свободу, возбуждает и оживляет произволение. Именно „произволение“ и есть хранитель благодати. Дары, подаваемые в таинствах, должны быть удержаны и взращены. И только чрез произволение они могут проявиться, претвориться в действительность нового человека» с. 221]. Таким образом, мы верим, потому что призваны, мы любим, потому что Он прежде возлюбил нас и дал нам пережить эту Свою любовь как часть нашего опыта. В психологии также подмечена эта закономерность: «Наше восприятие имеет особенность любить то, что ему уже известно» с. 11]. Действие Божественной любви, таким образом, есть призыв, Его обращение, Его слово к человеку — слово, на которое каждый из нас должен ответить. Это призыв к диалогу. «Можно сказать, что мир возник потому, что Бог создал ситуацию диалога вне Себя. Он заговорил вовне — произнес СЛОВО — и мир появился. Потом Он сотворил достойного Себе собеседника в этом диалоге — человека, чье богоподобие заключалось в том числе и в способности мыслить и изрекать слово — прежде всего как ответ на первичное Слово Творца» с. 8]. Однако, чтобы ответить, надо иметь имманентное знание об Обратившемся, о чем и свидетельствует святой Григорий Нисский: «Если Божество есть полнота благ, а человек Его образ, то значит, что человек исполнен всякого блага. Следовательно, в нас есть представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость, все, что только есть умопредставляемого о наилучшем» [цит. по: 1, с. 365]. Именно такое имманентное знание (или, так сказать, предваряющее знание), благодаря которому и возможно узнавание, и есть основа для диалога во всех его аспектах: как слово Бога к человеку и как слово человека к человеку о Боге. Исходные установки диалога следующие:

http://pravoslavie.ru/55799.html

Как будто лично к святителю Хризостому и тем, кто пострадал вместе с ним, адресованы слова Христа: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть…»  11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.  «не потерпит вреда от второй смерти» – вторая смерть есть вечное отпадение души от Бога и гибель в геенне.  «не потерпит вреда»  – этими словами Христос утешает Свою невесту – гонимую страдающую Церковь. Он говорит христианам, что, даже если вам придется претерпеть на земле смерть, не надо этого бояться, ибо вторая смерть не имеет над вами власти, и потому смерть тела не есть для вас смерть, но жизнь. Как период истории послание к Смирнской церкви соответствует эпохе гонений на христиан – от апостолов до Константина Великого. Продолжительность эпохи составляет около 250 лет.  12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Пергам ко времени написания Апокалипсиса уже около трех веков являлся политической столицей провинции Асия, и в нем находилась резиденция римского проконсула. Город славился как крупный культурный центр, в нем была знаменитая библиотека, по количеству книг – 200 тысяч – уступавшая только крупнейшей в античном мире библиотеке александрийской. 23 23  По имени города был назван изобретенный там более совершенный, чем папирус, материал для письма – пергамент. Пергам также был одним из крупных религиозных центров язычества и местом широкого паломничества для греков и римлян.  «Имеющий острый с обеих сторон меч» – см. комм. на 1, 16. В контексте настоящего послания слова могут иметь, кроме прочего, еще следующий смысл: римский проконсул, управлявший провинцией, имел т. н. «jus gladii»,  право меча, – то есть мог предавать граждан смерти по своему усмотрению. Однако последнее слово, последний истинный суд принадлежит только Христу, а не земным властям. Следовательно, этого последнего Божия Суда и нужно прежде всего бояться.  13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Как будто одним только древним евреям Господь Иисус Христос предрек, что камня на камне не останется от Храма и что, если друг друга угрызаем и снедаем, то как бы мы не были истреблены друг другом. Если будем продолжать исповедовать чужие грехи, то рискуем остаться без Причастия. А как часто вместо покаяния мы впадаем в ропот и осуждение жизни наших отцов и дедов. Да, в их времена рухнуло Православное царство, но они его восстановили в прежних границах и сделали сильнейшей державой мира. Современная Россия существует в границах XVII века, но многие все равно чем-то гордятся перед советскими людьми. Протоиерей Николай Булгаков указывает и на главную причину этого ослепления: «В нашей истории, как и во всей науке, во всем образовании, была тотальная атеистическая цензура, полная идеологическая блокада - она продолжается во многом и до сего дня. Но непреложны слова Спасителя: «Несть тайно, еже не явлено будет, ниже утаено, еже не познается, и в явление приидет» (Лк. 8, 17). В Российской истории всё было не так, как мы привыкли думать, как нас учили. Нет, выше, разумнее, красивее. Ведь и в 1917 году главными были не революции, а явление Державной иконы Божией Матери». И огонь ХХ века для избранников Божиих, а вместе с ними и для всего народа, стал в итоге Благодатным и ласкающим Огнем Великой Субботы. Но на пути к этому Благодатному Огню, как в долгом паломничестве, пришлось многое с верой и смирением претерпеть. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7). Приводим названия некоторых докладов. Часть I. ХХ век. Очищение огнем 1917 – 2017. О некоторых мифах и уроках 1. Россия на пути к революции 2. 1917 – 2017. О некоторых мифах и уроках «Да исправится молитва моя…» Сталин и Церковь «Потрясенный Вужгурт» и преодоление смуты. К 400-летию п. Игра Очищение огнем. Об отношении к Великой Отечественной войне «Штрафбат» Чернобыль: экспериментальная диверсия «Олимпийский» хоккей Слово и слова Седьмые Крупинские чтения

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/24/pa...

Как и в случае с Мк. (см. § 42. 5), интересно обратить внимание на географию событий, описываемых в Лк. и Деян. — точнее, на богословский смысл географии. Это как раз один из тех аспектов, которые заставляют рассматривать обе книги св. Луки в их тесной взаимосвязи. К тому же подобный географический подход снимает вопрос о якобы необъяснимо «неожиданном» окончании (обрыве?) повествования Деян. Итак, Благая весть начинается в Израиле. Вот почему географическим центром Евангелия в Лк. является Иерусалим — этим центром истории спасения Святой Город был в Ветхом Завете. Говоря еще точнее, центральной точкой является Иерусалимский храм — средоточие Присутствия Божия среди Его народа, а потому это сердце Израиля до Христа и во время Христа. История, о которой повествует Лука, начинается в Иерусалимском храме. Здесь священник Захария совершает богослужение: 5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... 8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения (Лк. 1, 5. 8-9). События младенчества, детства и отрочества Иисуса также связаны с храмом (см. Лк. 2, 22-49). В храме происходит Сретение (посвящение Иисуса как первенца Богу по Закону Моисееву и встреча, сретение, Младенца праведным Симеоном). В храм совершается паломничество двенадцатилетнего Отрока с Иосифом и Марией — это единственный во всем Новом Завете эпизод отрочества Иисуса (в отличие от многочисленных апокрифических евангелий детства, см. § 27). Третьим, т. е. наиболее значимым искушением Иисуса в Лк., в отличие от Мф., является предложение броситься с крыши храма (Лк. 4, 9), т. е. явить себя как Мессию в храме. Служение Иисуса представлено в двух частях, из которых вторая (начиная с середины Евангелия) описана как восхождение в Иерусалим: Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим (Лк. 9, 51). Впрочем, св. Лука не упускает из виду и то печально-трагическое обстоятельство, что Иерусалим как столица Священной истории и главное место встречи Израиля с его пророками был и местом их преследований и отвержения. Иисус с горечью восклицает:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Когда мы подошли к гробнице вплотную, иудеи разошлись. Ощущение напряженное. С одной стороны, чувствуем, что мы не в христианском храме, а с другой стороны, что стоим у великой святыни. Прикладываться, целовать гробницу мы не стали. Смущали символы. А сердце радовалось оттого, что мы рядом с царем Давидом! Ведь его псалмами живет и молится всякая душа православная и в храме, и в келье, и в доме. Стоя у гробницы, некоторые читали 50-й псалом, иные молитвенно призывали царя Давида, призывал и я, молясь за сына своего Давида... И радостно, и несколько подавленно мы отошли оттуда. Да, праотец Давид умер и погребен, и гроб его подле нас. И здесь, рядом с его гробом, место, где на Пасху собраны были за запертыми дверьми, страха ради иудейска, ученики, и явился им Тот, о Ком сказал Давид: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15: 10 ; Деян. 2: 27 ). Здесь было Пасхальное явление Воскресшего Христа ученикам. Здесь Он дал им власть вязать и разрешать от грехов. Где гробная дверь затворилась за Давидом, там Сын Давидов отверз двери Царства Небесного. У гробницы Давида Воскресший Христос вручил ключ Давида Своим ученикам, соделав их ключарями Царства Небесного (см. Ин.20:19–23 ; Откр.3:7 ). По лестнице мы поднимаемся наверх в горницу. Это довольно большая комната, в которой при надобности могут собраться и сто двадцать человек ( Деян.1:16 ). Потолок зала поддерживается изящными стрельчатыми арками, устроенными крестоносцами. С XVI века здесь была мечеть, был установлен михраб 8 , сохранившийся поныне. Но теперь здесь пустой зал, без каких-либо богослужений, открытый для посетителей. И вот мы здесь, мы в этом зале. Здесь произошла Тайная вечеря. Здесь Сам Христос таинственно предложил вкусить ученикам Свое Божественное тело и Священную кровь. Здесь Самим Христом совершена первая Божественная литургия и установлена на все времена. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя, совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал, вечер, Он возлег с двенадцатью учениками... И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. ( Мф. 26: 17–20,26–29 )

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Кратко опишу о переходе вообще в Христианство. Очень сильно повлияли слова Бога-Отца : «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. ТОГО ПОСЛУШАЙТЕ.» Только после этого я стал слушать слова Мессии. Это было в 1999 году в Алматы. Помню, как сидел и читал Новый Завет . У меня было три важных момента: История православного христианина, который был на пути к принятию ислама, но Бог по своей любви и милости спас его от погибели По просьбе автора публикуется анонимно Мне 18 лет. Я всегда верил в Бога и с самого детства уже старался как-то молиться, и Бог всегда отвечал на мои молитвы, исполняя то, что я просил, видимо по детской искренней молитве. Я возрастал и наступил период, когда я стал задаваться вопросами: а почему, собственно, вот так в православии, а не вот так? Первое сомнение в вере было в первой поездке в Израиль . Я ходил по храмам и молился святым , в тот момент я еще даже не до конца осознавал, почему молятся святым , я не знал тогда, что есть Церковь Небесная и Церковь Земная, которая есть Единое Целое: «…дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1 Кор. 12:25–26 ). И меня мысль осенила: а так почему я святым-то молюсь, а про Христа забыл? Почему я молюсь святым , но не молюсь Господу? И стал молиться Христу и какое-то внутренне противоречие появилось, я стал мусолить эту тему в голове… и когда в последний день паломничества мы по христианской традиции совершали « крестный ход по стопам Христа» как Христос нес свой крест. Все шли и пели восхваляя Бога, а я шел и чувствовал в своей душе неимоверное терзание, мне хотелось рыдать и кричать, так как я стал сомневаться в своей вере, и я стал просить Бога дать хотя бы знак небольшой, но ничего не происходило… Только сейчас я понимаю, что даже через скорби Господь дарует Свои Блага, и этому должно было сбыться. Когда я обратно летел на самолете, я молитвословом просто закрывался в молитве и плакал, так как испытывал великое мучение от мыслей маловерия , т.к. основные устои, которые руководились в моей жизни они пошатнулись.

http://azbyka.ru/way/nepridumannye-istor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010