Таким образом, Священное Писание и толкование этого отца учат нас, что мы должны непременно молиться за усопших, приносить за них Бескровные Жертвы и раздавать милостыню, поскольку они больше не могут совершать этого для себя. Вопрос 66. Что нам следует думать об Огне Чистилища? Ответ. Нигде в Священном Писании не говорится, что существует временное наказание, посредством которого, души бы очищались после смерти 45 . Напротив, Церковь на втором Константинопольском соборе осудила Оригена именно за это мнение 46 . Кроме того, очевидно, что душа после смерти не может снова стать причастницей Таинств Церкви. Если бы она могла что-нибудь сделать в удовлетворение за свои грехи, то могла бы там принимать участие и в Таинстве Покаяния. Поскольку это противоречит православному учению, то Церковь правильно поступает, что приносит за эти души Бескровную Жертву, вместе со своими молитвами, чтобы им было прощено то, чем они согрешили в продолжение этой жизни. Но они не переносят никакого наказания, посредством которого бы очищались. Наша Церковь не признает и не одобряет такие басни, воображаемые некоторыми людьми о душах, что когда они отходят от мира без раскаяния, то наказываются на острых вилах, в водах и озерах. Вопрос 67. Какое место специально определено душам умирающих в благодати Божией? Ответ. Те души людей, которые умирают в благодати Божией и изгладили свои грехи покаянием, имеют своим местом руки Бога. Как говорит Священное Писание: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем. 3:1 ). Их место называется также «раем», как наш Христос Господь сказал на кресте разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Оно зовется и «лоном Авраама», как у Луки: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (16:22), и «Царством Небесным», по слову Господа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 13:11 ). Поэтому, каким бы кто из упомянутых нами имен ни назвал это место, не погрешит, только бы знал, что души находятся в благодати Божией в Царстве Небесном и, как гласят церковные песнопения, «на небесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Точно так же следует думать и о душах грешников, только с противоположной стороны, что они осознают и познают (γροικοσι κα ξερουσι) наказание, ожидающее их [в будущем]. Однако, ни праведные, ни грешные не получают полного воздаяния за свои дела до Последнего Суда; при этом, не все они находятся в одинаковом состоянии и не в одно и то же место посылаются. Итак, из этого достаточно ясно, что такого [разделения] не могло бы произойти без некоторого, так сказать, частного суда, и подобный частный суд существует. Когда мы говорим, что Бог не требует точного отчета о нашей жизни, следует понимать, что этот отчет дается не по примеру человеческих судов. Вопрос 62. На одинаковой ли степени блаженства находятся души святых после смерти? Ответ. Поскольку не все души уходят из этой жизни в одной и той же степени Божественной благодати, то и после смерти они не находятся на одной и той же степени блаженства. Это мы знаем от Самого Христа: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин. 14:2 ). И в другом месте: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» ( Лк. 7:47 ). Подобно и Апостол говорит, [что Бог] «воздаст каждому по делам его» ( Рим. 2:6 ). Вопрос 63. Что мы должны думать о тех, кто умирает в гневе Божием? Ответ. После Последнего Суда они будут наказаны нескончаемыми мучениями, одни более, другие менее. Как свидетельствует Писание, «раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк. 12:47–48 ). Вопрос 64. Разве некоторые не умирают так, что они посередине, между спасаемыми и погибающими? Ответ. Таких людей нет. Однако, несомненно, что многие грешники освобождаются от оков ада, не благодаря своему собственному покаянию или исповеди, как говорит Писание: «В аду кто исповедает Тебя?» ( Пс. 6:5 ). И в другом месте: «Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, не все нисходящие во ад» ( Пс. 113:25 ); но за добрые дела, милостыню живых и за молитвы Церкви, совершаемые о них, а главным образом ради Бескровной Жертвы, которую Церковь ежедневно приносит за живых и умерших, также как и Христос умер за всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Хотя и поныне к нашей благочестивой вере обращаются многие идолопоклонники и еретики, но они имеют учителей, которые прежде крещения достаточно учат началам святой веры и подобающему почитанию святых икон, а не их обожествлению. У вас может быть некоторый страх, основывающийся отнюдь не на камне правого исповедания, но не у нас. Чермное море было для Израильтян для того, чтобы переплыть его и обрести славу, Египтянам же для того, чтобы утонуть и погибнуть. Так и для нас святые иконы на пользу и прославление, для вас же на поругание и вечную гибель. ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Если вы, противники, отвергаете иконы из страха идолослужения, почему не извлечете их из ваших сокровищ? Не на монетах ли, золотых и серебряных, изображены иконы с лицом кесаря? Прежде всего, отвергните их, если боитесь идолопоклонства. Знаю, что вы скажете: «Мы им не кланяемся и не почитаем их». Но разве вы не слышали, что Апостол лихоимство называет идолослужением: Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). И снова: Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Христа и Бога (Еф. 5, 5). Отсюда вы видите, что лихоимство является идолослужением, по слову Павла. Вы же, возводя на нас поклеп об идолослужении, престаньте нас пугать. И прежде всего прекратите ваше самое настоящее идолослужение, выньте бревно из своего глаза, если в нашем глазу видите сучок. СКАЖЕТЕ, мне известно, что этим изображениям на золоте и серебре вы не служите. Но послушайте святого Златоуста в толковании на Послание Павла к Римлянам, главу 3, в Беседе 6: «Да не говорите мне того, что не поклоняетесь золотому идолу. Но покажите мне тогда, что вы не делаете того, что повелевает вам золото. Ибо образы идолослужения могут быть разными. И либо мамона становится на место Господа, либо желудок, либо же другая жесточайшая похоть. Вы не пожираете волов, как Еллины, но гораздо более жестоко убиваете свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Христос возвышается над своими соучастниками тройным превосходством и исключительным величием. Первое – Священство по чину Мелхиседека, о котором так говорит Апостол: «Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10 ). Он же называет Христа Священником в другом месте, потому что Тот принес Себя в жертву Богу и Отцу, и говорит: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ). И ниже: «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (9:28). Второе исключительное превосходство и величие – Его Царство, что открыл Архангел Гавриил, когда принес спасительную весть Пречистой Деве: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). Также и волхвы, которые принесли дары во время Его рождения, свидетельствовали о Его Царстве, говоря: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2:2 ). Это же утверждает и надпись наказания Его, во время Его смерти: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ). О Его третьем превосходстве пророчествовал от Бога Моисей, говоря: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой» ( Втор. 18:15 ). Это Его величие обнаруживается из Его святого учения, в котором Он открыл и Свою Божественность, и все, что было нужно для спасения человека, как Он Сам говорит: «Я открыл им имя Твое» ( Ин. 17:26 ). И выше: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17:8). Христос показал Свое достоинство Пророка (третье превосходство) тогда, когда предсказывал будущее не благодаря какому-нибудь откровению, но по собственному знанию, как истинный Бог и Человек. Вопрос 35. Почему Сын Божий называется «Единородным»? Ответ. Священное Писание ясно учит, что Сын Божий – Единородный: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). И ниже: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1:18). Он называется Единородным, потому что только Он один Сын Божий по природе. Остальные [люди], которые называются сынами Бога, носят это имя не по природе, а по благодати и усыновлению, как все верные и избранные Бога. Эта благодать усыновления ( χρις τς υοθεσας) даруется через Христа, как говорит Писание: «Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими» ( Ин. 1:12 ). Вопрос 36. Что означают эти два слова: «Свет от Света»?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Церковь «дарует им, в соответствии с верой, единую и простую, неделимую и нераздельную связь... возводя всех к всеобщности и соединяя их в ней. … Все срастаются и соединяются друг с другом одной простой и нераздельной благодатью и силой веры». (Прп. Максим Ucnobeдhuk. Mysmagogia. I. PG. vol. 91. col. 664, 668). Внутри Церкви верующие обретают общение и единство с Триединым Богом. В послании к Ефесянам апостол Павел учит, что через Иисуса Христа все собранные в Церкви, кто были иудеями и язычниками, «дальние и близкие», имеют «доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). В день Пятидесятницы Бог освятил Церковь ниспосланием Святого Духа, и «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». Есть только «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, через всех и во всех нас» (Еф. 4:5-6). Есть только одна «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). В этой Церкви подаются «дары различны, но Дух один и тот же», «различные служения, а Господь — Один и Тот же». Апостол Павел ввел учение о Церкви, как о Теле Христовом, которое впоследствии стало фундаментом святоотеческой экклезиологии. Церковь составляет единое Тело, глава которого — Христос, а все верующие в Него — члены, «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:12-13). Сущность христианского учения о Церкви ad intra можно свести к словам Первосвященнической молитвы Спасителя, которую передал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, — «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Пребывая в сотворенном Богом мире, будучи распространенной среди многочисленных народов по лицу Земли, Единая Вселенская Церковь имеет эмпирическую структуру союза Поместных Церквей, объединенных единым исповеданием православной веры и общением в Таинствах, прежде всего — в Святой Евхаристии. Каждая из этих Поместных Церквей, пребывающая на территории определенного города, местности и возглавляемая законно поставленным епископом, находящимся в общении со своими собратьями из других Церквей, является в полном смысле Единой Кафолической Церковью Христовой для всех обитателей данного места.

http://patriarchia.ru/db/text/5824910.ht...

Что же касается грешников упорных и нераскаянных, видимо или невидимо разрывающих всякий союз с Церковью, то они сами собою перестают принадлежать к телу Христову и хотя бы по виду оставались при нем как части, но на самом деле не имеют уже участия в его жизни, точно так же, как сухие ветви могут оставаться на дереве, если их не отсекают, но уже не составляют его частей, не питаются его соками и рано или поздно совершенно отделяются от него. Сюда принадлежат намеренные богоотступники, еретики и раскольники, и вообще все те, которые упорствуют в своих заблуждениях. Измите злого от вас самих, приводит Катехизис слова Апостола Павла из Послания к Коринфянам ( 1Кор. 5:13 ), т.е. извергните развращенного из среды вашей. Эта заповедь Апостола указывает на способ отсечения от тела Церкви нераскаянных грешников «видимым действием Церковной власти». Сюда же относится и другое изречение того же Апостола: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:8–9 ). Сюда же относится и изречение Самого Христа Спасителя: если (кто) и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ). На отсечение грешников от Церкви «невидимым действием суда Божия» указывают приводимые Катехизисом слова Апостола Павла из послания его к Тимофею: твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ( 2Тим. 2:19 ). Т.е. хотя бы кто из нечестивых, каковы были упоминаемые Апостолом Именей и Филит ( 2Тим. 2:17 ), мнил о себе как о великом человеке среди простых верующих, но – «Господь знает Своих», знает, кто действительно Его и кто противится Ему, и это всеведение Божие есть печать, ограждающая твердое основание Церкви, оно не допустит чему-либо скверному смешаться с чистым и святым. Еще: пред очами Всевидящего Бога имеет цену и служит действительным твердым Божиим основанием веры и Церкви не наружное исповедание имени Божия, а внутренняя, незримая жизнь, согласная с исповеданием: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Это же Православное исповедание утверждается Священным Писанием. Вначале расскажем об Ангелах Божиих, потом о других святых. Ангелы знают и узнают о молитвах земнородных. ВО-ПЕРВЫХ: Узнают о наших молитвах. Ангел говорит Товии: Когда ты молился со слезами, я приносил молитву твою Господу Богу ( Тов. 12 ). ВО-ВТОРЫХ: Узнают о внутреннем покаянии и обращении грешника к Богу: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15, 10 ). В-ТРЕТЬИХ: Узнают о возносимой нами славе Богу: и пред Ангелами воспою Тебя ( Пс. 137, 1 ). В-ЧЕТВЕРТЫХ: Узнают о человеческих поступках: потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор. 4, 9 ). В-ПЯТЫХ: Узнают о честности женской одежды, насколько она несоблазнительна, особенно в молельных храмах: Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор. 11, 10 ). А если сказано это об Ангелах, то это же скажу и о других святых. Святые знают и узнают о молитвах земных жителей: ВО-ПЕРВЫХ: В чине блаженства и видения Лика Божия и чести небесной святые равны Ангелам. Так говорит Сам Христос: а сподобившиеся достигнуть того века (...) равны Ангелам (Лк. 20, 35–36). Если же Ангелы, пребывая в чине вечного блаженства, узнают о наших молитвах, то и святые, пребывая в равноангельском ублажении, также, как и Ангелы, узнают о наших молитвах. И это ясно из Апокалипсиса, где двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр. 5, 8 ). Здесь старцы знаменуют святых Ветхого и Нового Завета, которые в то время, когда Иоанн Богослов писал эти Апокалипсические слова, находились со Христом во славе Небесной. Они приносили Богу молитвы живущих на земле, как это делают и Ангелы: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3–4 ; Тов. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Частные изложения веры или символические книги в Восточной Греко-Российской церкви суть следующие: 1 . Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Составлено оно было киевским митрополитом Петром Могилой или по его благословению и при его участии. Рассмотренное и принятое сначала на Соборах Киевском (1640 г.) и Ясском (1643 г.), а затем одобренное и всеми четырьмя восточными патриархами, оно единодушно принято было всей Греческой Церковью, как «исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких- нибудь других исповеданий». Для Русской Церкви оно одобрено и утверждено патриархами Иоакимом (в 1685 г.) и Адрианом (в 1696 г.) и затем всероссийским Синодом. Составлено «Исповедание» главным образом для охранения чистоты православия от мнений р.-католических и потому в нем заметен полемический элемент. Форма изложения – вопросо-ответная. 2 . Исповедание православной веры Восточной Церкви, составленное патриархом иерусалимским Досифеем, рассмотренное и признанное выражением истинной православной веры на соборе иерусалимском в 1672 г. Соответствие истинной вере, чистота этого изложения, были засвидетельствованы всеми восточными патриархами и другими многочисленными архипастырями Греко-Восточной Церкви, когда они послали его от себя в 1723 году великокобританским христианам, как истинное изложение православной веры. В то же время первосвятители восточные послали его русскому Св. Синоду вместе с своими грамотами об утверждении его. Принятое нашим Св. Синодом, как точное изложение православной веры, это изложение позднее (в 1838 г.), было издано Св. Синодом на русском языке под сохраняющимся и в настоящее время у нас заглавием: «Послание патриархов православно-кафолической церкви о православной вере». Послание отличается полемическим характером (против протестантов); содержащееся в нем учение православной веры изложено в 18-ти членах. 3 . Пространный христианский катихизис православной кафолической Восточной Церкви Филарета, митр. московского. В нем дается положительное, точное, отчетливое и сжатое, вместе с ясностью и удобопонятностью, по вопросам и ответам, изложение православного учения. По тщательном рассмотрении, катихизис этот получил одобрение Св. Синода. Символическое значение он имеет только в русской православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В протестантстве понятие «католический» было и остается заброшенным, и редко слово это встречается в терминологии протестантской. В ученом протестантском мире, разумеется, есть стремление ухватить его древний, основной смысл. Вот как определяет его один из современных протестантских ученых, сторонник сближения этих исповеданий с древними историческими церквами, в немецком протестантском богословском словаре. «Кафоличность Церкви состоит для кафолического сознания в божественном универсализме видимо-невидимого, естественно-сверхъестественного организма, который явлен Христом; в организме Церкви он продолжает свою мистическую любовь. Кафолический обозначает для кафолического сознания полноту, целость, всесторонность, гармонию, равновесие. Кафолический человек есть тот, кто – несмотря на раскрытие своих индивидуальных качеств – постоянно ориентируется на целое, подчиняет себя общему и смиренно склоняется перед сверх-индивидуальными, объективными нормами истины и жизни.» «Как противоположность кафолическому сознанию представляется кафоликам сознание еретиков, которое ставит выше общего церковного опыта индивидуальный опыт». «Глубокая трагедия кафоличности, как многие глашатаи кафолической идеи признают сами, состоит в том, что эмпирические (т. е. фактически существующие) церкви представляют божественную кафоличность и универсальность только неполно и в помутненном виде, отчего кафоличность существеннр страдает. Вне-римские кафолики убеждены в том, что в нынешней Римской Церкви невозможно полное развитие кафолической идеи. Специфически римское в нем, юридически-иерархическое начало является для него, с одной стороны, согласимся, вспомогательным средством церковной универсальности и единства; с другой стороны, однако, оно становится тормозом для кафолического и затемняет сокровенные элементы христианской идеи. Несоответствие между «Римский» и «кафолический» служит причиной постоянного кризиса в Римо-Католической Церкви» (Гейлер). Истолкование понятия «кафолический» в смысле «внутренней связи» находим и в новейшей римско-католической литературе, именно, в недавно вышедшем труде пат. де-Любак «Католицизм». Здесь автор истолковывает католицизм как социальную идею , только такую социальную идею, цели которой лежат в вечности, и противопоставляет ее утопической земной идее коммунизма. Вот некоторые из его мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства, последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов, и утверждено святыми и Вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви.» . Это, однако, не значит, будто с прекращением вселенских Соборов прекратилось дальнейшее раскрытие догматов в православной Церкви. Оно не прекратилось, потому что не прекратились заблуждения и ереси. Главнейшие из таковых заблуждений были, во-первых, заблуждения церкви римской, отдлившие ее от Церкви вселенской, — и на православном Востоке не раз составлялись против них соборы и писались точнейшие вероизложения; а во-вторых — заблуждения протестантов в их различных сектах, не раз также подвергавшиеся в православной Церкви восточной соборному рассмотрению пастырей, которые в тоже время издавали против этих заблуждений, в охранение чистоты Православия, точнейшие вероизложения. Таким-то образом составились два обстоятельнейшие исповедания православной Церкви восточной, в которых вероопределения древних Вселенских Соборов развиты в подробностях применительно к заблуждениям и ересям, возникшим впоследствии. Разумеем: Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной и Послание Патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере . По образцу этих исповеданий и особенно по образцу первого из них, как на православном Востоке, так и в России, с той же целью в последующее время составлялись и другие изложения веры или катихизисы, между которыми в нашем отечестве первое место занимает: Православный христианский катихизис православной кафолической восточной Церкви , рассмотренный и одобренный святейшим правительствующим Синодом. Нельзя утверждать, чтобы раскрытие христианских догматов прекратилось даже теперь: оно не прекратится дотоле, пока не прекратятся заблуждения против догматов, и след., пока не прекратится в Церкви потребность, применительно к новым заблуждениям, определять и объяснять свои догматы в охранение Православия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010