Ответ. Тело человека происходит от семени Адама, а душа происходит от Бога 25 (γνεται π τν Θεν), согласно Писанию: «Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него» ( Зах. 12:1 ). И еще: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). При этом, если бы душа была из человеческого семени, то вместе с телом и умирала бы, и обращалась бы в прах. Но мы научены другому из Писания, где Христос говорит разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Тело разбойника оставалось на Кресте, но душа, как бессмертный дух, вошла вместе с Христом в рай, тогда как если бы она была из человеческого семени, то должна была бы умереть вместе с телом на кресте. Кроме того, как могли бы быть истинными слова Господа нашего, когда Он сказал: «Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:31–32 ). Это следует понимать не в отношении тела, но в отношении души, потому что тела мертвых обратились в прах. Они должны относиться к душе, которая, как живущая вечно, всегда пребывает в присутствии Божием. Но если бы и она происходила от того же семени, от которого происходит и тело, то они вместе бы и умирали. И душа дается от Бога (δδεται π τν Θεν ψυχ), когда образуется тело и сделается пригодным к ее принятию 26 (φ’ ο ργανισθ τ κορμ κα γν πιτδειον ες τν ποδοχν της). И когда она входит, то разливается во всем теле 27 , подобно как огонь в раскаленном железе 28 . Однако преимущественно она занимает место в голове и в сердце 29 . Вопрос 29. Поскольку Бог является Творцом всего, должен ли Он обо всем также и промышлять? Ответ. Совершенно верно. Он знает все в точности от малого и до великого и промышляет особенно о всяком [творении], как мы можем видеть из слов Христа: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф. 10:29–30 ). Этот Промысл ясно открывается и в Ветхом Завете устами Давида, когда он говорит: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144:15–16 ) Вопрос 30. Предведение, Предопределение и Промысл – это одно и тоже [понятие] в Боге?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Уважать духовных лиц со всем должным почтением, как служителей Бога и ходатаев, ходатайствующих за нас перед Богом; особенно тех, которые, как наши духовные отцы, принимают наши исповеди и с которыми мы должны советоваться о нашем спасении. Об этой заповеди так говорит Писание: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). И в другом месте: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес. 5:12–13 ). И в другом месте: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:13–14 ). И еще: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Поэтому мирянам запрещено вмешиваться в духовные дела, по слову Апостола: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» ( Гал. 6:1 ) 59 . Вопрос 90. Какая четвертая церковная заповедь? Ответ . Исповедовать свои грехи правильно и законно рукоположенному священнику четыре раза в год. А те, кто преуспевают в благочестии и благоговении, пусть исповедаются каждый месяц 60 . Простолюдины же должны хотя бы один раз в год исповедоваться в своих грехах, а именно, в Святую Четыредесятницу. И пусть больные прежде всего очистят свою совесть исповедью и приобщатся Святому Таинству [Евхаристии], приняв сначала со всяким благоговением Святое Елеосвящение. Вопрос 91. Какая пятая церковная заповедь? Ответ. Не читать книг еретиков, не слушать их учений, не вступать с ними в разговор и ни приятельствовать с ними тем, кто необучен в Священном Писании и науках. Как предупреждает нас Псалмопевец, «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» ( Пс. 1:1 ). И в другом месте Писание предписывает нам: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). Вопрос 92. Какая шестая церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Учит каждого христианина, чтобы он всегда держал в своем уме четыре [предмета]: смерть, последний суд, адское наказание, и вечное Царство Небесное. Вопрос 123. Какую пользу получает человек от размышления об этих четырех [предметах]? Ответ. От этого рождается в нем благочестие, хранение от греха, страх к Богу, страх адской геенны, любовь к Небесному Царству. Размышляя о них, следует готовиться к смерти. Ибо, размышляя о последнем дне, он будет внимателен к тому, чтобы быть готовым к отчету, который должен будет дать о своих мыслях, словах и действиях. Размышляя об аде, он должен остерегаться, чтобы не упасть в него; а размышляя о Царстве Небесном, он должен стремиться к его достижению. Вопрос 124. Какой двенадцатый член веры? Ответ . И жизни будущаго века. Вопрос 125. Чему учит Святая Церковь в этом члене веры? Ответ. Что в будущем веке благословение Божие придет на избранных Его, и наступит для них вечная жизнь, с духовными радостями и весельями, которым не будет конца, как свидетельствует Писание: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Также говорит и в другом месте: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Вопрос 126. Будет ли только душа, или и тело вместе с душой наслаждаться вечным весельем? Ответ. Так как душа творит добро для вечной награды вместе с телом, то душа будет наслаждаться радостью и весельем вместе с телом, а не по отдельности. Потому что не будет одна радость у души, а другая у тела, так как тело будет прославлено, и человек будет состоять из души и прославленного тела. Тогда он будет подобен ангелам, по словам Писания: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). Тело будет прославлено, бессмертно, нетленно, не будет требовать пищи и питья, будет подобно духу, по свидетельству Писания: «Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Что Иисус Христос – единственное основание Церкви, по словам Апостола: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:11 ). Хотя Апостолы и Пророки иногда называются основаниями веры и Церкви, как, например, Иоанн говорит, что великий город Иерусалим имеет стену, утвержденную на двенадцати основаниях, на которых были имена двенадцати Апостолов Агнца ( Откр. 21:14 ). И Павел говорит: «Быв утверждены на основании апостолов и пророков» ( Еф. 2:20 ). Это следует понимать так, что Пророки и Апостолы не собственно и не первоначально являются основаниями веры, так как таким основанием является лишь Христос, но относительно и второстепенно, поскольку они ближайшим и непосредственным образом утверждались на спасительном учении Господа нашего Иисуса Христа и в связи с тем, что они первые начали распространять веру Христа во всех концах вселенной. Ибо Христос основал Свою Церковь не на людях, но на Самом Себе и на Своем Божественном учении. Кроме того, этот член учит нас, что Христос – единственный Глава Церкви, как учит Апостол: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф. 5:23 ). И в другом месте: «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1:18 ). Хотя архиереи, управляющие церквями, называются их главами, следует понимать, что они – местоблюстители Христа (τοποτηρητα το Χριστο), каждый в своей епархии, и главы частные, по словам Писания: «Блюдите себя и всё стадо, в котором Дух Святой поставил вас епископами пасти Церковь Божию, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); так, что Сам Христос является Пастыреначальником, как говорит Петр: «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:4 ). Вопрос 86. В-четвертых, какое учение содержится в этом члене? Ответ. Он учит нас, что каждый христианин должен повиноваться Церкви. Этому учит Христос: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). При этом Церковь имеет такую власть, что может испытывать (δοκιμζ) Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов, и подвергать их каноническим наказаниям и епитимиям за их преступления. Ибо она – столп истины и основание, по слову Апостола: «Нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Что на Последнем Суде люди должны дать отчет обо всех своих мыслях, словах и делах, как свидетельствует Писание: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12:36 ). И Апостол говорит: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ). Вопрос 60. В-третьих, чему учит этот член? Ответ. Что в тот день каждый, по своим делам, получит полное и вечное воздаяние. Одни услышат этот приговор: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Другие же услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ), «где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк. 9:44 ). Вопрос 61. В тот ли день все люди дадут отчет о своих делах, или каждый отдельно после смерти даст отчет о своей жизни, и существует частный суд? Ответ. В тот день последнего суда не будет требоваться отчет от каждого отдельно, поскольку Богу все известно. И как каждый в момент своей смерти знает свои грехи, так и каждый после смерти узнает воздаяние за свои дела. Ибо как явны дела его, так известен и приговор Бога. Как говорит Григорий Богослов , «для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро, по разрешении от сопряженного с нею тела, освободится, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищении или по отложении (или еще, не знаю, как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке; потому что избегла здешней жизни, как несносной тюрьмы, и свергла с себя лежавшие на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы пожинает уготованное ей блаженство. А потом и соприрожденную себе плоть, с которой упражнялась здесь в любомудрии, от земли, ее давшей и потом сохранившей, восприняв непонятным для нас образом и известным только Богу, их соединившему и разлучившему, – вместе с ней вступает в наследие грядущей славы» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Эту Тайну нельзя вполне объяснить, используя какое-либо сравнение, так чтобы мы ясно поняли, как Бог , Который по Существу только один, Троичен в Лицах. А что никакое подобие не может в достаточной мере выразить Его, об этом Бог, имя Которого Иегова 8 , Сам свидетельствует через Пророка: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» ( Ис. 46:5 ). Так что никакой ум, не только человека, но и ангела, неспособен постичь или выразить [Его] языком; а потому мы должны мудро сказать вместе с Апостолом: «Мы сокрушаем умствования и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10:5 ). Мы твердо верим, что Бог Отец, сущий от века и в век, и ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святого, как свидетельствует более подробно в своем Символе святой Афанасий. И, довольствуясь этой простотой веры, не будем исследовать [этот догмат] глубже, потому что любопытное исследование сокровенного в Боге запрещено в Писании: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто» ( Сир. 3:21–22 ). Довольно для нас, что то же самое Священное Писание Ветхого Завета, свидетельствуя нам о едином Боге, учит нас и троичности Лиц: «Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). И: «Вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт. 3:22 ). Также: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:7 ). И Пророк ясно показывает это, говоря: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). И Священный Псалмопевец сказал: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). Об этом многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви. Вопрос 11. Какие есть свойства Бога? Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. И все же, насколько мы можем узнать о них из Священного Писания и от учителей Церкви, настолько можем размышлять и говорить о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Отец, Который прежде веков рождает Сына из Своей сущности, и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков, и единосущный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну, как поясняет Божественный Дамаскин в словах о том, что Сын и Святой Дух происходят от одной и той же причины, а именно от Отца 5 . И в другом месте [говорит], что Сын от Отца имеет бытие образом рождения. Дух Святой также от Отца, но не образом рождения, а исхождения 6 . Кроме того, Григорий Богослов на слова Апостола к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (11:36), говорит так: «Первое – Отцу, второе – Сыну, третье – Святому Духу» 7 . Из этого видно, что в Божестве есть Троичность. При этом мы без всякого различия и исключения крестимся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Ибо то, чем Отец является по Своей природе, тоже самое есть Сын и Святой Дух. Отец же по Своей природе – истинный и вечный Бог , Творец всего видимого и невидимого. Таковы, следовательно, совершенно без какого-либо различия, Сын и Дух Святой, и Они единосущны друг другу, согласно учению Евангелиста Иоанна: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ). В этих словах исключается только то, что Отец в Божестве – причина Сына и Святого Духа, что эти два Лица имеют бытие от Него, а Сам Он ни от кого. Так мы научены самой вечной Истиной, Иисусом Спасителем нашим. Так мы приняли от святых Апостолов. Так, и только так, учили, провозглашали и утверждали Вселенские и Поместные соборы, и учители Церкви. Так исповедует наша Православная и Кафолическая Церковь . За эту веру святые мученики пролили свою кровь, и предпочли смерть этой жизни. Так и мы должны веровать от всего нашего сердца, не имея сомнения, и сохранять эту веру твердо и непоколебимо, даже, когда необходимость потребует умереть за нее, в надежде спасения, при помощи наших добрых дел, за которые мы получим вечные награды на небесах. Вопрос 10. Я хотел бы, чтобы Тайна Святой Троицы была мне объяснена более полно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Перед вами, противники, Православное исповедание учителя вселенского о просьбах молитв других. Прочтите его Беседу целиком, которая не поместилась здесь из-за объема книги. Прочтите и устыдитесь, что возводите поклеп на такого светильника, и вырываете только те места, которые будто бы говорят в вашу пользу, а остальное, как обычно, умалчиваете, и тем самым хотите омрачить темным облаком ваших напрасных наветов немерцающее солнце благочестия. Приведу здесь еще одно место из творений Златоуста, чтобы пристыдить и научить вас, противники. Читайте Беседу 26 на Второе Послание к Коринфянам, на главу 12, ближе к концу, где говорится следующее: «И гробы рабов Распятого блистательнее царских дворцов, не только по величине и красоте строений, – хотя и в этом отношении они превосходнее, – но, что гораздо важнее, по ревности стекающихся к ним. Сам облеченный в багряницу приходит лобызать эти гробы, и, отложивши гордость, стоит пред ними, и молит святых, чтобы предстательствовали за него пред Богом. В предстательстве умерших скинотворца (Павла) и рыбаря (Петра) имеет нужду облеченный в диадему. Итак, скажи мне, ужели дерзнешь называть мертвым их Владыку, когда рабы Его и по смерти предстательствуют за царей вселенной?» Прочтите там остальное и устыдитесь того, что отвергаете призывание святых и не почитаете святые мощи. Вы же, Православные, утвердитесь в святом благочестии. Претыкание шестое Призывание святых есть признак малодушия, и отсутствия дерзновения к Богу и упования на благость Божию. Всех их надо отвергнуть, ибо Бог готов послушать нас, молящихся Ему, без призывания святых, и любит нас больше, чем другие святые. Поэтому Христос говорит: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Лк. 11, 9 ). И снова: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 16, 23 ), и Апостол Павел говорит: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы обрести милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 4, 16 ). Исправление претыкающимся

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Плоды этого Таинства главным образом таковы: во-первых, воспоминание невинного страдания и смерти Христа, как сказано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Вторая польза, которую оно приносит, состоит в том, что это Таинство является умилостивлением (λασμς) и примирением с Богом за наши грехи, как живых, так и умерших [христиан]. Поэтому не бывает ни одной Святой Литургии, за которой бы не приносились к Богу молитвы и прошения о наших грехах. В-третьих, христианин, который часто присутствует при этой Жертве и причащается этого Таинства, тем самым освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа. Наконец, следует правильно приготавливаться к принятию этого страшного Таинства, согласно правилу нашей Православной Церкви, а именно, посредством искреннего исповедания, поста и сокрушения, совершенного примирения со всеми [людьми] и тому подобного. Вопрос 108. Какое четвертое Таинство? Ответ. Священство. Оно двояко: одно – духовное, другое – сакраментальное. Священство духовное имеют все православные христиане, как учит апостол Петр, говоря: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет. 2:9 ). И святой Иоанн в Откровении: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему» (5:9–10). И соответственно, каково это священство, таковы и его приношения, а именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное, к чему призывает нас апостол Петр: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет. 2:5 ). Также и Павел: «Итак, призываю вас, братья, милосердием Божиим предать тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу: духовное служение ваше» ( Рим. 12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Правило веры Христианская вера есть откровенное Иисусом Христом исповедание Бога, Ею уяснена и пополнена древняя вера, последовательно откровенная Богом первому человеку, патриархам, Моисею и пророкам. «Бог, говорит Апостол Павел, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 1:1–2 ). Поклонение Богу во Иисусе Христе – чаемом и уповаемом Мессии – составляло сущность древней веры: поклонение Богу во Иисусе Христе – Спасителе и Искупителе человечества – составляет сущность и христианской веры. «Не думайте, сказал Иисус Христос , что я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Ев. от Мф. 5:17–18 ). По совершении Иисусом Христом дела Своего посланничества, упразднилось все то, что было установлено для Его прообразования и для поддержания надежды на Его пришествие. Остальное же сохранилось: потому что откровенное Богом может быть только истиною – единою и непреложною. Итак, чрез Иисуса Христа Богом уяснены только прежние откровения в том, что сообщалось ими прикровенно, и пополнены новыми откровениями в том, что не долженствовало быть открытым ранее. Христианская вера, как откровенная, может утверждаться только на слове Божием. Апостолы, посланные Иисусом Христом, учили только тому, чему сами от Него научились. «Идите, сказал им Божественный Учитель, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам». (Ев. от Мф. 28:19–20 ). «Бог, говорит Апостол Павел, в свое время явил Свое слово в проповеди , вверенной мне, по повелению Спасителя нашего Бога» ( Тит. 1:3 ). Итак, единственный источник веры заключается в Божием слове. Оно было сообщено Иисусом Христом устно, а не письменно; Апостолами же оно передано отчасти устно, отчасти письменно. «Братия, говорит Апостол Павел, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010