Однажды Иисус спрашивает учеников Своих, за кого люди почитают Меня, Сына человеческаго? Они отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за пророка Иеремию, – вообще за кого-либо из древних пророков. Тогда Иисус говорит им: а вы за кого Меня почитаете? – Что думали другие апостолы, неизвестно; но Симон ту же минуту отвечал за всех: Ты Христос, Сын Бога живаго. Тогда-то Иисус и сказал ему сии знаменательные слова: блажен мы, Симон, сын Ионин! и Я говорю тебе: ты Петр (что значит камень, скала), и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Иначе: “ты, Симон, первый признал и назвал Меня, Сына человеческого, Сыном Божиим. Не могу не одобрить твоей веры, и вот за то и ты отселе будешь называться не Симон, а Петр (т. е. камень), ибо 1) такова твоя вера, – тверда, как камень и 2) это самое твое исповедание, что я Сын Бога живого, должно будет впоследствии лечь и ляжет основным камнем для всей, имеющей образоваться из Моих последователей, церкви, или – что тоже для всего общества верующих в Меня. И Церковь примет эту веру, и вера сия распространится по всей земле, и чтобы против верующих в Меня ни предпринимали враги Мои, верьте – не сокрушить им Церкви Моей; – даже если бы весь ад выступил на борьбу с ней, не одолеть и ему Церкви Моей». И вот Симон, сын Ионин, с тех пор стал называться Петром, т. е. камнем, и как Господь предсказал, так и сбылось. Вслед за Петром и прочие апостолы признали Иисуса Христа за Сына Божия, и сию веру в Него, как в Сына Божия, пронесли они по всей вселенной, и общество учеников Христовых, сперва едва заметное, точно зерно горчичное, мало-помалу разрослось в Церковь всемирную, охватило всю вселенную. Отсюда названия Христовой церкви: – Вселенская, Соборная (или Кафолическая – слова однозначащие) и Апостольская, так как она наздана или утверждена, на основании апостол, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). Называется еще она Единою – в знаке того, что вне ее, вне сего богоучрежденного и богохранимого общества, верного преданию апостольскому и потому единого, святого и истинного, спасения вечного нет и быть не может никому, как и нет его ни в одной из тех общин, которые хотя и зовутся христианскими, но не имеют или пастырства законного, или полного числа таинств и т. п.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Одним из больших недостатков нашего церковного управления является отсутствие открытого суда, замененного бумажным канцелярским производством в отсутствии самого обвиняемого. Суд над Толстым не составлял исключения, и это, конечно, подало повод к разным неблагоприятным для Синода толкам и не способствовало авторитету постановления Св. Синода по делу о Толстом. Но как бы там ни было, а по существу приговор Синода о Толстом является вполне правильным и согласным со вселенским церковным пониманием. Все лица, которые подобно Арию или Толстому отвергают Божество Христа и Троичность Лиц Божества, уже давно отлучены Вселенской Церковью на ее Вселенских Соборах. Изложив исповедание Божества Христа, первый Вселенский Собор перечисляет людей, в разных формах отрицающих Божество Христа, которых кафолическая и апостольская Церковь предает анафеме 14 . Далее, еще V Вселенский Собор постановил, что кто называет Пресвятую Деву — «человекородицею или христородицею, как будто бы Христос не был Богом и кто не исповедует, что она есть Богородица действительно и по истине, потому что Бог Слово, рожденный от Отца прежде веков, в последние дни воплотился от нее, и что так именно и святой Халкидонский собор благочестиво исповедал ее Богородицею, — тот да будет анафема». Между другими постановлениями относительно разных еретических убеждений V Вселенский Собор сделал и такое: «Если кто не исповедует, что распятый плотию Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы и один из Святой Троицы”, тот да будет анафема 15 . Во всех этих случаях Вселенские соборы имели, конечно, в виду и то христианское сознание, которое еще ранее ясно выражено словами св. ап. Иоанна Богослова: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти , не есть от Бога но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:2-3 ).

http://azbyka.ru/otpevanie-na-mogile-gra...

Он сошел с небес, не изменив места, потому что как Бог, Он находится везде и все наполняет. Но, поскольку так угодно было Его величию – смирить Себя, Он принял человеческую природу. Во-вторых, этот член учит, что Господь наш Иисус Христос принял истинную человеческую природу, а не мнимую, или призрачную. Его Тело было образовано в утробе Блаженнейшей Девы в то время, когда Она сказала в ответ Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Тогда Он вдруг сделался совершенным человеком, со всеми его членами и разумной душой, соединившейся с Божеством. И в одной и той же Ипостаси был истинный Бог и истинный Человек 30 . И непорочная Дева была узнана (γνωρζετο) как Богородица, как сказала Ей Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк. 1:43 ). Кроме того нужно знать и то, что ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая в Божественную, но то и другое осталось совершенным в единой Ипостаси, со всеми своими свойствами, кроме греха, относящегося к человеческой природе. Вопрос 39. В-третьих, чему учит этот член веры? Ответ. Что воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, и что Дева была Девой прежде зачатия, также и во время зачатия, и после зачатия, и в самом рождении осталась Девой. Ибо [Христос] родился от Нее, сохранив невредимой печать Ее девства, поэтому Она и после рождения остается Девой вовек. Вопрос 40. Что еще содержится в этом члене? Ответ. [Учение] о Пречистой Деве Богородице Марии, Которая удостоилась исполнить такое таинство; все православные обязаны должным образом прославлять Ее и чтить, как Матерь Господа нашего Иисуса Христа, или, лучше сказать, как Богородицу. Поэтому Церковь составила Ей приветствие из слов Архангела и святой Елисаветы, присоединив к ним и несколько своих слов: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария: Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших». Вопрос 41. Что мы должны думать об этом приветствии? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Вопрос 7. Какое учение содержится в этом члене веры? Ответ. Этот член включает в себя два догмата. Во-первых, мы должны верить и исповедовать, что Бог един ( Втор. 6:4 ), поклоняемый в Пресвятой Троице, и что в Божестве Отец – начало и корень Сына и Святого Духа. Во-вторых, что этот Триединый Бог сотворил все из ничего, как видимое, так и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: «Он сказал – и стало, повелел – и создалось» ( Пс. 32:9 ). Вопрос 8. Как я должен мыслить о Боге? Ответ. Ты должен верить, что Бог един в Пресвятой Троице, согласно этим словам Писания: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:6 ). Тот, Кто, по Своей бесконечной благости, сотворил этот мир из ничего, чтобы другие существа, прославляя Его, могли приобщиться к Его Благости; не так, чтобы Он нуждался в чем-либо, ибо Он Сам в Себе всесовершенен и преславен. Однако ни одно творение, будь то видимое или невидимое, даже сами ангелы, не может постичь природу Бога, поскольку между Творцом и творением не может быть никакого сравнения. Достаточно для нас, как говорит святой Кирилл Иерусалимский , «если мы знаем, что имеем Бога Единого, Бога существующего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же» 4 , и что, кроме Него нет другого Бога, как говорит Сам Бог через Пророка: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ). Таким же образом и Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Вопрос 9. Но если Бог один, то, по-видимому, необходимо, чтобы и Лицо у Него было одно. Ответ. Нет никакой необходимости. Ибо хотя Бог по своей природе и сущности один, однако, в Лицах Он Троичен, как учит Сам наш Спаситель, говоря своим апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Отсюда ясно, что в одном и том же Божестве три Лица: Отец, Сын и Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено. Вопрос 33. Чему учит православных этот член веры? Ответ. Излагает два [предмета]. Во-первых, что Сын Божий Иисус Христос – Вечный Бог, рожденный от собственной природы Отца, равный Ему по славе и чести, как Он Сам о Себе говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Во-вторых, этот член учит, что Иисус Христос является Творцом не только одних предметов, но и самого времени и века, в котором все сотворено, как сказал Апостол: «Чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1:2 ). О [вещах] же существующих (τν ντων) Евангелист Иоанн говорит: «Мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин. 1:10 ). Вопрос 34. Что означают слова «Иисус Христос», которые мы встречаем в данном члене? Ответ. «Иисус» значит «Спаситель», как объяснил Архангел, говоря Иосифу: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:21 ). Поэтому, это имя не может собственно принадлежать никому в этом мире, кроме нашего Господа и Спасителя, Который освободил весь род человеческий от вечного рабства демону. «Христос» же означает «Помазанник», так как в Ветхом Завете, те, которые были помазаны, назывались христами, а именно: священники, цари и пророки. Христос был помазан на три этих [служения], не по общему обыкновению, как остальные, но преимущественно перед всеми помазанными, как говорит о Нем Псалмопевец: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44:8 ). Под этим помазанием следует понимать помазание от Святого Духа, поскольку Он был помазан Святым Духом, по словам пророка Исаии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня» (61:1). Эти слова Христос относит к Самому Себе: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. Вопрос 56. О чем говорит нам этот член веры? Ответ. Этот член учит четырем догматам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Отца со славой и честью в том самом теле, в котором истинно пострадал и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как Человек, потому что как Бог, Он всегда был на небе и [вообще] везде. В-третьих, учит, что Он никогда не оставлял человеческую природу, которую однажды принял от Девы Марии, но опять с ней придет судить, как Ангелы возвестили Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). В-четвертых, этот член учит тому, что вместе со Своей плотью, носимой во время земной жизни, Христос находится только на небе, а не на земле. Но присутствуя таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сам Сын Божий, Бог и Человек, присутствует и на земле по пресуществлению (κατ μετουσωσιν). Ибо существо хлеба прелагается в существо Его Святого Тела, и существо вина в существо Его честной Крови. Поэтому нам надлежит прославлять и поклоняться (ν δοξζωμεν κα ν λατρεωμεν) Святой Евхаристии, как Самому нашему Спасителю Иисусу. Вопрос 57. Какой седьмой член веры? Ответ. И вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. Вопрос 58. Чему учит нас этот член веры? Ответ. Трем предметам. Во-первых, что Христос опять придет, чтобы судить живых и мертвых, как говорит Он Сам: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» ( Мф. 25:31 ). И это пришествие будет быстрым, «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). О дне же и часе этого пришествия никто не знает, даже Ангелы ( Мф. 24:36 ). Но этому должно предшествовать следующее: будет проповедано Евангелие всем народам ( Мф. 24:14 ), придет антихрист, произойдут великие войны, голоды, моры, и тому подобное. Кратко сказать, будет великая скорбь, по слову Господа: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Об этом суде Апостол ясно говорит: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( 2Тим. 4:1 ). Вопрос 59. Во-вторых, чему учит этот член?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Первая польза такова: как через грех мы теряем ту невинность, которую получили в Святом Крещении, так опять приближаемся к ней через Покаяние. И как через грех мы лишаемся благодати Божией, так через Покаяние мы вновь ее обретаем. И как через грех мы попадаем в плен к дьяволу , так через Покаяние освобождаемся из него. И как через грех в совесть нашу входят стыд и страх, так через Покаяние к нам возвращается мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям. Вопрос 115. Какое шестое Таинство? Ответ. Почтенный Брак, который бывает, во-первых, по взаимному согласию мужа и жены, если нет никакого законного препятствия 82 . Однако, этого согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: «Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно» ( Евр. 13:4 ). Вопрос 116. Каковы плоды этого Таинства? Ответ. Во-первых, через Брак человек избегает всякой опасности блуда и невоздержности, так как почтенный Брак установлен для того, чтобы погашать желание плоти (τς σαρκς πιθυμα), как говорит Павел: «[Во избежание] блуда, каждый имей свою жену» ( 1Кор. 7:2 ). Во-вторых, потому что почитается деторождение, почтенное рождение. В-третьих, в случаях болезни, или какого-нибудь другого несчастья, муж становится верным спутником (σντροφον) жене, а жена – мужу, благодаря великой любви и узам дружбы, которые создаются между ними, о чем свидетельствует Писание: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут оба одною плотию» ( Быт. 2:24 ). Вопрос 117. Какое седьмое Таинство Церкви? Ответ. Елеосвящение. Оно установлено Христом, поскольку когда Он посылал учеников Своих по два, то они «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Впоследствии это было принято Вселенской Церковью в общепринятый обычай, как видно из послания святого Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5:14–15). Вопрос 118. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греха (τν κατστασιν τς μαρτας). Поэтому человеческий род стал не только подвержен греху, но и вследствие греха – наказанию (τν τιμωραν) 19 . Это наказание объявлено в следующем определении Бога: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ). То же самое говорит и Апостол: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили» ( Рим. 5, 12 ). Так что с этим грехом 20 мы и зачинаемся в чреве матери, и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). Он называется «прародительским» грехом, во-первых, потому что прежде него человек был свободен от всякого греха. Хотя дьявол был уже растлен и пал, его соблазном возник в человеке этот прародительский грех, которому подвержен и Адам, поскольку он его совершил, и мы, поскольку происходим от него. Во-вторых, потому что никто из смертных не зачинается иначе, как в грехе. Вопрос 25. Если Бог знал, что Адам согрешит, то для чего Он сотворил его? Ответ. Бог вполне предвидел и грехопадение Адама, и злобу Люцифера, прежде чем сотворил и того, и другого, и самые маловажные мысли и поступки, которые кто-либо из них мог бы помыслить или совершить. Однако Он не хотел, чтобы грех человека или злоба дьявола победили Его Божественную благость 21 . Но, чтобы обнаружить Свою чрезвычайную благость, Бог сотворил дьявола добрым ангелом, который по своей собственной воле и выбору стал злым. Подобным образом [сотворил] и человека, который согрешил, благодаря искушению того [врага]. Впрочем, Бог так устроил о человеке, чтобы по причине его греха гораздо больше засияла благость Божия, через ниспослание Единородного Сына Своего в долину этой земли, чтобы Он, восприняв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Свое Царство гораздо в большей славе, чем какую он имел в раю, к посрамлению дьявола. Поэтому этот грех не воспрепятствовал Богу сотворить человека. Вопрос 26. Если Бог знал все, прежде чем сотворил, то предопределил ли Он все так, что и доброе и злое не может быть иначе, а только так, как есть?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Пятый дар Святого Духа – знание, которое Священный Псалмопевец описывает так: «Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?» И другой Пророк говорит: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием» ( Иер. 3:15 ). Это знание или познание должно быть направлено к тому, чтобы постичь волю Божию и Его закон. Ему противоположно незнание закона и воли Божией, о котором говорит Псалмопевец: «Пролей гнев Твой на народы, незнающие Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывали» ( Пс. 78:6 ). Вопрос 79. Какой шестой дар Святого Духа? Ответ. Благочестие, которое основывается вместе с истинной верой на прилежной молитве и добрых делах. О нем так говорит Апостол: «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим. 4:8 ). Поэтому правильно называются благочестивыми только те, которые, творя непрестанные молитвы к Богу, уклоняются от всякого нечестия и греха. Здесь имеется в виду не наружное благочестие, какое было у фарисеев, но истинное и сердечное, чтобы иначе не сказал Господь и о нем: «Народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15:8 ). И еще: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф. 23:26 ). Вопрос 80. Какой седьмой дар Святого Духа? Ответ. Страх Божий. Он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами. О первом Псалмопевец говорит: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» ( Пс. 33:10 ). О втором говорит Апостол: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ( 1Ин. 4:18 ). Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: «Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!» ( Пс. 21:24 ). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14:23 ). Вопрос 81. Сколько плодов Святого Духа, и какие они?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Состояние безгрешности, то есть невинности (согласно святому Василию) двояко 17 . Во-первых, это добровольное удаление от грехов, то есть когда человек по собственной решимости удаляется от грехов, познав зло через опыт и долговременный навык к нему. Во-вторых, это незнание и неопытность во зле, то есть когда человек не знает зла, и совершенно не испытал его, или по причине своего возраста или по другим причинам. Невинность и безгрешность в Адаме, прежде чем он согрешил, была этого второго рода, и была соединена с полным совершенством, с врожденной праведностью, как со стороны ума, так и со стороны воли. В его разуме было заключено все знание, а в его воле – вся честность и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, (сколько в то время ему было дано, и сколько было нужно), поэтому, познав Бога, он познал все остальное через Него. На это среди прочего мы имеем такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, он назвал каждое своим именем. И это произошло потому, что он знал их природу – не от какого-то обучения, но потому только, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благости. Что касается воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: «Не говори: «ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир. 15:11–17 ) 18 . И немного после: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (15:20). В таком состоянии невинности и безгрешности человек был подобен ангелам. Но когда, преступив [заповедь], он согрешил, то немедленно в самом раю вошел в состояние греха (τν κατστασιν τς μαρτας), и сделался смертным. Священное Писание так передает [нам это учение]: «Возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ). И тогда он тотчас лишился совершенства разума и знания, и его воля склонилась больше к злу, чем к добру. Таким образом, по причине того, что человек сделал зло, состояние невинности и безгрешности изменилось в состояние греха, и совершенный человек был так унижен, что может сказать с Давидом: «Я же червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ). Вопрос 24. Все ли люди подлежат этому греху?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010