Говоря о прославлении новомучеников, следует отдельно остановиться и на вопросе о канонизации Царской Семьи. Одновременно с изучением вопроса о канонизации новомучеников Российских Комиссия рассматривала поступившие к ней материалы о подвижниках веры и благочестия как прошлых веков, так и ХХ века. Комиссия, решение которой было одобрено Священным Синодом, предлагает ряд таких подвижников благочестия канонизовать для общецерковного почитания. I. С любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников Российских. В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях. Подобно святым апостолам они на своем исповедническом пути претерпели все скорби и мученическую за Христа смерть, явив себя «как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:4-7). Сколько священнослужителей и мирян пострадало в ХХ веке во время гонений за веру? Точного ответа на этот вопрос сегодня не даст никто. Гонения на Русскую Православную Церковь начались с 1917 года и приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году. Своего апогея они достигли в 1937-1938 годах. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136.900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно 21.500 Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя. Но в наш лукавый век необходимо применять дополнительные критерии при подходе к данной теме, учитывать обстоятельства эпохи. Хочу это пояснить.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Грядущая война во всемирном масштабе уничтожит современное развращенное и богоотступническое человечество. Антихрист явится только как лжеспаситель для тех, кто уверует в него. Духовно одичавшее человечество, потерявшее образ и подобие Божие, подобно жителям до Потопа и жителям древних цветущих городов Содома и Гоморры, обречено на гибель. После этого, как говорит Тайновидец в Апокалипсисе: “Будет новое небо и новая земля, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже не будет” ( Откр.21:1 ). Промысл Божий в жизни человека Учение о Промысле Божием, иначе о Провидении Божием, подробно раскрыто в Священном Писании и Священном Предании. Это учение является одним из основных догматов христианства. В русской литературе на эту тему имелось некогда много печатных трудов, но безбожники их уничтожили. Во всех других христианских странах было напечатано много богословских трудов. Все это свидетельствует о том, что догмат о Промысле Божием имеет огромное значение в человеческой жизни, как равно и во всей вселенной. Православная догматика формулирует учение о Промысле Божием следующими словами: “Промыслом Божиим называется попечение (забота) Бога о мире и человеке. Это означает, что Господь Вседержитель сохраняет и направляет установленные им в природе законы и силы, когда же этого бывает недостаточно — чудесно помогает людям, особенно в деле их спасения. Все доброе в жизни человека не случайно бывает и не нами создается, а от Бога нам подается, как сказано в литургической молитве: “Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, и исходит от Бога — Отца светов” ( Иак.1:17 ). Св. апостол Иаков поучает об истине Промысла Божия следующими словами: “Послушайте вы, говорящие сегодня или завтра, что отправимся в такой-то город, проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? — пар, появляющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то и другое” ( Иак.4:13-15 ).

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

Да отверзнется когда-нибудь и мне дверь и врата правды, чтобы войти в радость Господа моего. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117:20). 36. Толку, отверзи мне, Господи!    Три равные и совечные Лица! Единый и истинный Бог, Отец, Сын и Дух Святый, един обитающий в вечности и во свете неприступном, основавший землею всемогуществом Твоим, и премудростью Твоею правящий во вселенной; Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, страшный и сильный, праведный и милосердый, дивный, хвальный, достолюбезный, единый Бог, три Лица в единой сущности, всемогущество, премудрость, благость, единая и нераздельная Троица, отверзи мне вопиющему, «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа» (Пс.117:19). Вот во дверь Твою, Верховный Домовладыка, ударяю я нищий; повели отверзть для меня ударяющего — Ты, сказавший: «стучите, и отворят вам» (Матф.7:7). Ударяют в дверь Твою, премилосердый Отец, желания стенающего сердца моего и слезные вопли очей моих, «пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс.37:10). И Ты, Господи, «не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего» (Пс.26:9). Услыши, Отец щедрот, вопль сирого Твоего, и простри наилучшую помощницу — руку Твою, да извлечет меня из глубоких вод, из блага бедствий, «и от брения тины» (Пс.39:3), и не погибну пред милосердым взором очей Твоих, в виду благоутробия Твоего; но да прийду к Тебе — Господу Богу моему, и увижу богатство царствия Твоего, и буду вечно созерцать лице Твое и вещать хвалу имени Твоему святому, Господи, творящий дивное, веселящий сердце мое памятью о Тебе, просвещающий юность мою, не презирающий старость мою, но соделывающий, что радуются все кости мои, и обновляется старость моя, яко орля.    Всякая слава, всякая похвала, всякая сила, всякое могущество, все велелепие, все блаженство, да будет Богу Отцу и Сыну и Духу Святому! Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Другое место, о котором шла речь в беседе со «свидетелями»:  «Иисус говорит ей — не прикасайся ко Мне ибо я еще не восшел к Отцу Моему, а идите к братьям Моим и скажите: восхожу к Отцу Моему и Отцу Вашему, Богу Моему и Богу вашему». Как парировать? То, что Господь наш Иисус Христос, как исповедует Православная Церковь в так называемом Халкидонском догмате, Он есть одновременно совершенный Бог и совершенный Человек. Потому что, очень часто, когда свидетели Иеговы и другие библейски неграмотные люди слышат, что Иисус Бог — они из этого делают вывод, что Иисус не человек. Нет, конечно, Иисус одновременно и Бог, и человек, и Он исполняет функции, которые могут принадлежать и Богу, и человеку. Это принципиально важно, потому что для того, чтобы совершить наше искупление, для того, чтобы быть нашим первосвященником и ходатаем, Ему необходимо быть человеком. То, что не воспринято — то не уврачевано, всё таинство нашего спасения — оно с необходимостью связано с тем, что Господь Иисус на 100% человек во всех отношениях, во всех своих аспектах человек, во всем подобный нам, кроме греха. И это значит что как человек, Иисус может совершать то, что свойственно человеку. Более того: это важная часть нашего искупления. Там, где мы противились Богу, там Господь Иисус проявляет совершенное послушание, и послушание до Смерти Крестной; там, где мы проклинали — Он молится; там, где мы ненавидели — Он прощает, то есть он делает за нас то, что мы должны были это сделать и не сделали. Это важный аспект нашего искупления — то, что Иисус делает то, что люди должны делать, Он поступает в качестве нового Адама. И поэтому Иисус может делать то, что делает человек, и Он совершенно обоснованно говорит «Отцу Моему и Отцу вашему». Как представитель человеческого рода, Он может становиться рядом с нами и говорить, что Он является Сыном как бы вместе с нами. Мы через Иисуса Христа усыновлены Богу. На большие праздники поётся стих из послания Галатам « елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ». То есть мы облеклись во Христа, и благодаря Его искупительному служению тоже усыновлены Богу, то есть Он по природе Сын Божий, мы — по усыновлению.

http://azbyka.ru/protivorechiya-biblii

Если предположительно мы и говорим, что спасение возможно для тех, кто находится вне Церкви, то отсюда никак не следует, что спасение в принципе возможно без Церкви и помимо Христа, что существуют какие-то иные пути спасения. Мы не утверждаем, что те, кто во время своей земной жизни находились вне Церкви, не спасутся. Но если даже они и спасутся, то, конечно, не благодаря, а вопреки своим заблуждениям; спасутся именно через Церковь, через Христа, даже если их встреча с Ним состоится уже за пределами их земной жизни. В целом эта проблема не имеет точного догматического решения; правильнее всего в этом вопросе придерживаться совета апостола Павла: " Внешних же судит Бог... " (1 Кор. 5, 13). Лучше предоставить этих людей суду Божию и не заниматься вопросом о том, какова будет их загробная участь. 4.10. Союз между Церковью земною и Церковью небесной Православная экклезиология проводит различие между Церковью странствующей и Церковью торжествующей, которые различны по формам бытия своих членов, но, вопреки протестантскому мнению, не изолированы друг от друга полностью. И та и другая составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого — Христос. По словам Спасителя: " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " (Лк. 20, 38). Поэтому мы, находящиеся на земле, не отделены от наших умерших братьев в вере, для нас возможно общение с Церковью торжествующей. An. Павел обращается к своим современникам, членам земной Церкви: " Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12, 22—23). Поскольку все истинно верующие, как живые, так и умершие, составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения. По словам ап. Павла, " ...страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены " (1 Кор. 12, 26). 4.10.1. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

И если кто всех бедных и “меньших” кормил, поил, одевал и делал для них все остальное, а всего лишь одним пренебрег и к нему отнесся с презрением, то и сам он будет считаться презревшим алчущего и жаждущего Христа Бога. 99. Всем это, может быть, покажется тяжелым, поэтому они и сочтут справедливым говорить в себе: “Кто может все это исполнить, чтобы всем послужить и всех накормить и решительно ни одним из них не пренебречь?”. Но пусть они послушают Павла, который ясно говорит: Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5:14). 100. Как главные заповеди содержат в себе все заключенные в них частные заповеди, так и главные добродетели собирают в себе все частные добродетели, заключенные в них. Ибо кто продал свое имущество или расточил его нищим и сам сразу же стал бедным, тот в этом одном исполнил все частные Заповеди; поэтому уже не имеет необходимости просящему у него давать или от хотящего занять у него не отворачиваться (Мф. 5:42). Таким же образом и непрестанно молящийся включил в это все, и уже не Имеет нужды семь раз в день хвалить Господа (Пс. 118:164) или вечером и утром и в полдень (Пс. 54:18) Какуже исполнивший все, о чем мы молимся и поем Согласно канону и в определенные времена и часы. Точно так же и тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людям знание, прочитал все святое Писание и собрал весь плод пользы от чтения, и более уже не будет нуждаться в чтении книг Почему так? [Потому что] обладающий как собеседником Тем, Кто вдохновил написавших божественные Писания, и посвящаемый Им в тайны сокровенных таинств сам станет для других богодухновенной книгой, содержащей новые и ветхие таинства, написанные в ней перстом Божиим, как совершивший все и упокоившийся от всех дел своих в Боге — верховном совершенстве. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И наконец, в-седьмых, жертва стоит в ряду самых фундаментальных заповедей, данных человеку его Богом: «Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его. Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе: начатки, и за грех, и даяние плеч, и жертву освящения, и начатки святых» ( Сир.7:29–34 ). Итак, жертва – это культовое действие человека, связывающее его земное бытие с небесным. Жертва как форма использования богатства находится вне экономических и социальных отношений; посягательство на предметы культовой жертвы – это преступление перед людьми и Богом. Такое отношение к культовой жертве, заданное моисеевым законом, почти полностью сохранилось в ортодоксальном христианстве, в частности в Русской Православной Церкви. Начальная часть важнейшего богослужения – Божественной Литургии называется Проскомидия, то есть приношение жертвы. Только лишь сложившийся экономический уклад современной цивилизации, приведший к торжеству всеобщего эквивалента богатства – денег, вносит коррективы во внешние формы культовой жертвы. Всем видится, что в храмах православной церкви происходят как будто бы акты купли и продажи. Но в основе этих «псевдопокупок» лежит неденежно-стоимостная оценка объекта обмена, но религиозное чувство добровольного отчуждения своего богатства в пользу Милующего и Любящего Бога. Сама некоторая таксовость исполнения культовых действий – это элементарная дань современным условиям общественной жизни. При Моисее мерой жертвы служило, скажем, плечо туши овна; и это нисколько не примитивнее, скажем, современных десяти тысяч рублей. Итак, культовая жертва, являющаяся основой материального благосостояния Церкви, имеет внеэкономическое происхождение, и поэтому на нее не должны распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности государственное налогообложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И напоследок — еще один отрывок из ап. Павла, указывающий на Христа как Главу Церкви и обозревающий с этой точки зрения дело нашего спасения: Благодарим Бога и Отца… призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; …и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем, первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали (Кол. 1:12–23). Вот таковы важнейшие свидетельства о Церкви Священного Писания Нового Завета. Это не определения в строгом смысле слова, а скорее указания. Они указывают на Церковь как на таинственное Тело Христово, возлюбленное Ему, которое стяжано Честною Его Кровию и служит для спасения и освящения и жизни вечной, приобщая человека Богу Духом Святым. Церковь незыблема, имеет высший авторитет в вероучительной и нравственной сфере жизни. В книге раннехристианского писателя Ерма «Пастырь» Церковь уподобляется, в том числе, строящемуся зданию, цель и завершение которого — в Царстве Небесном. Существует катехизическое определение Церкви. Вот оно: « Церковь есть от Бога установленное общество верующих во Христа, соединенное Словом Божиим, священноначалием и таинствами, под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия, для вечной жизни и спасения » (Православная Богословская Энциклопедия. Ст. 2329). «Церковь» — слово греческое, означает «собрание». Это определение несколько формально. Мы видели из Священного Писания, что Церковь — это не просто общество верующих, но органическое единство их, Тело Христово. С другой же стороны, в Церкви главное — спасение каждой личности, или, иными словами, в Церкви человек прежде всего реально, онтологически соединяется с Богочеловечеством Христа, Его воскресшей природой. Вот эта сторона не отмечена в катехизическом определении. Между тем Церковь органично и сбалансированно объединяет эти вещи в единство: личное богообщение и личное спасение — и общение в духе и любви с другими, спасающимися и уже спасенными христианами. Если что–то из этих двух сторон христианской жизни выпячивать или, наоборот, умалять, то исказится правильный строй духовной жизни. Понимание этого момента очень важно, чтобы избежать перекосов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Идущий в храм должен понимать, что он идет в святое место, идет не с целью покрасоваться, блеснуть нарядами и макияжем, но с целью моления, участия в Таинствах, с целью более тесного единения с Богом. Красоваться же во время богослужения, отвлекая внимание верующих от молитвы, побуждая их думать о себе, а не о Боге и Его Царстве, это не то, ради чего нужно идти в храм. Как не надо одеваться в храм? В храм не следует одевать обтягивающую или слишком короткую одежду, не должно быть длинных вырезов и разрезов, подчеркивающих эротичность своего образа, не следует приходить на богослужение в одежде с вызывающими, яркими надписями или рисунками. А для таких событий как Венчание или Крещение, нужно одеться нарядно и празднично, но опять же понимая, что вы идете не в ресторан, а в храм Божий. Какого цвета должна быть одежда христианина? На этот счет не существует никаких предписаний. Одежда христианина совсем не обязательно должна быть черного или серого цвета, как думают некоторые. Напротив, например, в пасхальные дни некоторые христиане предпочитают в одежде красный цвет. Главное, чтобы одежда не выглядела, как костюм клоуна. Почему христианка не должна носить брюки? В Священном Писании есть запрет на ношение одежды противоположного пола, так как подобный поступок рассматривается как извращение: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор.22:1-30 ). Однако нельзя сказать, что это правило допустимо в полной мере в современных условиях, так как женские брюки все же не являются мужской одеждой, равно как и мужские шотландские юбки (килты) – женской. Может ли христианин интересоваться модой, одеваться стильно? Конечно, может. Главное, чтобы такой интерес не приобрел со временем болезненные формы, и, конечно, нужно понимать, что не всякая модная одежда подходит христианину. Например, не следует носить то, что будет кого-то соблазнять. Кроме того, в современном толерантном мире существуют даже православные модельеры, православные дизайнеры, православная мода, и многие интернет-магазины предлагают христианам и христианкам одежду, которая выглядит достаточно стильно и в то же время не вступает в противоречие с христианским благочестием. Нужно ли христианину освящать одежду?

http://azbyka.ru/odezhda

Император Никифор Фока (963–969 гг.) «задумал издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал Патриарха и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого , который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия» (Лев Диакон. История. М., 1988, сс. 118–119). Являются ли слова Иисуса Христа, о том, что Он принес не мир, но меч, своего рода благословением на войну? Это метафора . В христианстве, начиная с апостольских времен, воинское служение использовалось как метафора той духовной борьбы , которую должен вести каждый христианин. Воинами Христовыми, в особом значении слова, христиане называются в связи с тем, что ведут борьбу с силами зла. Вот как пишет об этом апостол Павел: « Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной » ( Еф.6:12 ). « Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие » ( Еф.6:14-17 ). Слова Спасителя о том, что Он пришел принести « на землю… не мир… но меч » ( Мф.10:34 ), не противоречат тому факту, что нормой отношения между людьми Он называет любовь, однако подчеркивают, что Его последователям придется вести острейшую борьбу со злом, чем, собственно, и занимается Вселенская Православная Церковь . До скончания века, пока мир лежит во зле, Земная Церковь пребудет Церковью воинствующей (со злом). Небесная же Церковь именуется Торжествующей. Бывают ли справедливые войны? «Справедливые» и «несправедливые» войны – оценочные понятия, которые могут меняться в обществе зависимости от нравственного уровня людей, пропаганды и т.п. Та война, которая сегодня большинству кажется справедливой, завтра может быть осмыслена противоположно. Опять же, воюя, одна из сторон может действовать несправедливо, тогда как другая – справедливо, но чаще всего каждая из сторон воюет, нарушая нормы справедливости.

http://azbyka.ru/vojna

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010