5. Господи, избави меня от всякого искушения. 6. Господи, просвети мое сердце, которое омрачено лукавыми желаниями. 7. Господи, я как человек согрешил, Ты же, как щедрый Бог помилуй меня, видя немощь души моей. 8. Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твоё святое. 9. Господи, Иисусе Христе, напиши меня, раба Твоего, в Книге Жизни и даруй мне благой конец. 10. Господи, Боже мой, хотя я и не сотворил ничего доброго пред Тобою, но даруй мне по Твоей благодати положить начало добрым делам. 11. Господи, окропи в сердце моём росу благодати Твоей. 12. Господи Неба и земли, помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царствии Твоем. Аминь. 1. Господи, в покаянии прими меня. 2. Господи, не оставь меня. 3. Господи, огради меня от всякой напасти. 4. Господи, дай мне благую мысль. 5. Господи, дай мне слёзы, и память о смерти, и сокрушение сердечное о грехах . 6. Господи, дай мне мысль исповедать грехи мои. 7. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание. 8. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость. 9. Господи, насади во мне корень добра - страх пред Тобою в сердце моём. 10. Господи, удостой меня любить Тебя от всей души моей и помышления и исполнять во всём волю Твою. 11. Господи, защити меня от злых людей, и бесов, и страстей, и от всякого неподобающего дела. 12. Господи, Ты знаешь, что делаешь и чего желаешь - да будет воля Твоя и надо мною грешным, ибо Ты благословен во веки. Аминь. Молитва ко Пресвятой Богородице Милосердного Царя милосердная Матерь, пречистая и благословенная Богородице Мария! Излей на мою страстную душу милость Сына Твоего, и Бога нашего, и направь меня Твоими молитвами на добрые дела, чтобы мне остальное время моей жизни прожить без греха и с Твоей помощью, Богородице Дева, единая чистая и благословенная, войти в рай. Молитва ко святому Ангелу-хранителю Ангеле Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла идущего против меня врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. 6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. 7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. 8 И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. Комментарий Откр. 15. Прежде чем читать пятнадцатую главу, необходимо сделать некоторое отступление. Дело в том, что исследователи Апокалипсиса еще не пришли к общему мнению относительно его композиции. Ясно только одно, что здесь одни и те же темы повторяются, как бы нарастая, волнами. Мы видим здесь несколько циклов, в каждом из которых разыгрывается одна и та же драма — наступление темных сил, их временное торжество и их крушение. И здесь этот сюжет, вся эта драма повторяется несколько раз. Почему это так, точный ответ не найден. Первый вариант — Апокалипсис писался несколькими авторами, которые потом все соединили в одну книгу. Второй вариант — апостол Иоанн писал Апокалипсис не однажды, а в течение всего, и может быть, длительного времени своего пребывания на острове Патмос, и потом все это соединил в книгу. Третий вариант — часть Апокалипсиса была написана еще чуть ли не до нашей эры, это был иудейский апокалипсис, соединенный впоследствии с Апокалипсисом апостола Иоанна. Однако наиболее вероятное предположение заключается в следующем: сам строй библейского ритма, стиля, композиционных условностей требует известной повторяемости, в частности, в библейской поэзии вместо рифмы и ритма присутствует параллелизм членов. Это особый литературный прием, при котором одна и та же тема обыгрывается в разных словах. Благодаря этим вариациям мы и вычленяем из библейского текста поэтические отрывки. Эти вариации могут быть чисто параллельными, когда говорится о том, что отверзаются хляби небесные, и что там открываются источники бездны… то есть повторяется одна и та же мысль, но в разных выражениях, и могут быть антитетическими, когда противопоставляется «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщи». Это в высшей степени характерное для Востока словоупотребление (как и сам способ мышления), очевидно, и объясняет тавтологический характер изложения в Апокалипсисе. Он как бы рассказан несколько раз; апостол набрасывает картину один раз, потом он, не удовлетворяясь этим, начертывает ее вторично, потом та же мысль повторяется еще и еще раз, — и у читателя возникает представление, что перед ним как бы хрестоматия небольших апокалипсисов. Но филологи все–таки установили принадлежность текста одному автору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

8, 9), — и исповедуем, что Он и открылся нам, и преподается нам через Сына, ибо сказано: (Иисус) дунул и говорит им (ученикам Своим): « Примите Духа Святого» (Ин. 10, 22). Вместе с тем, у некоторых отцов Церкви можно встретить высказывания о том, что Святой Дух исходит От Отца через Сына. Тот же Дамаскин, вслед за Ареопагитом, пишет об Утешителе: «Он также и Дух Сына, но не потому, что из Него , но потому, что через Него из Отца исходит . Ибо один только Виновник (Сына и Духа) — Отец». Далее он дает следующее определение Третьей Ипостаси: «Бог — Дух Святой — среднее между нерожденным (Отцом) и рожденным (Сыном) и через Сына соединяется со Отцом». Утверждение, что Сын является как бы средой, через которую от Отца исходит Святой Дух, принимается Восточной Церковью на уровне богословского мнения. Радикальное отличие этой точки зрения на происхождение Третьего Лица от латинского filioque состоит в том, что здесь Сын не мыслится причиной бытия Святого Духа. Х. Единосущие Лиц Святой Троицы. Мы именуем Святую Троицу единосущной и нераздельной. О единосущии Ипостасей Святой Троицы неоднократно говорит Священное Писание, хотя сам термин «единосущный» и отсутствует в нем. Так, мысль о единосущии Отца и Сына содержится в словах Спасителя: « Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30); « видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9); « Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). Он есть Сын Отца не по благодати, а по Природе, « ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» (Евр. 1, 5) Та же мысль о Его подлинном сыновстве содержится и в других текстах Священного Писания, например: Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная (1 Ин. 5, 20). Или еще: Бог Сына Своего (греч. «идиу» — собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8, 32). Евангелие именует Спасителя Единородным, а значит, и единосущным Сыном. « И Слово стало плотию… и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца», — пишет святой Апостол Иоанн Богослов (Ин. 1, 14). Там же говорится, что Слово — Единородный Сын, сущий в недре Отчем (Ин. 1, 18; 3, 16). Святой Иоанн Дамаскин поясняет, что Сын называется в Писании «единородным», «потому что Он один от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение неподобно рождению Сына Божия и нет другого Сына Божия» [ 1 ]. Он — той же Сущности, что и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое… творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего…» — пишет святой Иоанн Дамаскин [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

9:6)? В начале послания ту же мысль он выразил с большей силой, сказав: « Не то, чтобы слово Божие не сбылось », и, не остановившись на этом, присовокупил: « Бог верен, а всякий человек лжив » (Рим. 3:3, 4); и теперь он опять раскрывает эту мысль другими доводами, доказывает могущество благодати и то, что всегда одни спасаются, а другие погибают. Итак, возблагодарим Бога за то, что мы оказались в числе спасаемых и, не имея возможности спастись делами, были спасены по дару Божию. Благодарность же свою мы засвидетельствуем не словами только, но и делами и поступками. Благодарность тогда–то бывает совершенною, когда мы исполняем то, что служит к славе Божией, и когда избегаем того, от чего мы освободились. Ведь если мы, оскорбивши царя, вместо того, чтобы подвергнуться наказанию, удостоены награды, потом опять оскорбили его, то справедливость требует, чтобы мы, как виновные в крайней неблагодарности, понесли и крайнее наказание, притом гораздо больше прежнего, потому что прежнее оскорбление не так доказывало нашу неблагодарность, как совершенное после оказанной нам чести и многих услуг. Потому станем избегать того, от чего мы освободились, и станем благодарить не одними устами, чтобы и о нас не было сказано: « Этот народ … устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня » (Ис. 29:13). Не странно ли, что небеса возвещают славу Божию, а ты, для которого и небеса славят Бога, совершаешь такие дела, что чрез тебя хулится сотворивший тебя Бог? Конечно, за это не один тот, кто хулит, но и ты сам подлежишь наказанию. Небеса славят Бога не тем, что они издают звук, но посредством созерцания побуждают других к славословию; однако же, и о них говорится, что они возвещают славу Божию. Так и проводящие достойную удивления жизнь, хотя безмолвствуют, но славят Бога, когда чрез них другие славят Его. И не столько небо, сколько чистая жизнь возбуждает удивление. Поэтому, когда мы беседуем с язычниками, то ссылаемся не на небо, но на людей, которые прежде были хуже зверей, и которых Бог сделал подобными ангелам, и, указывая на эту перемену, мы заграждаем им уста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Mip невидимый – «силы бесплотныя». Ветхозаветная священная книга Бытия, повествующая нам о происхождении всего сущего, начинается словами:  «В начале сотвори Бог небо и землю»   ( Быт. 1, 1 ). Высокоавторитетные толкователи Слова Божия разъясняют нам, что под этим «небом» надо понимать мир невидимый, невещественный – мир духовный, а под «землею» – мир видимый, вещественный – мир материальный. В этом именно смысле и в Символе нашей веры Бог называется  «Творцем небу и земли, видимым же всем я невидимым». Этот мир невидимый, мир духовный, образно называемый «небом», есть  мир бесплотных сил  – бесплотных духов, или  мир ангельский,  который Бог создал  прежде  Творения мира видимого, вещественного, материального. В честь этих  «Честных Небесных Сил бесплотных»,  с  Архистратигом Михаилом  во-главе, как их началовождем, наша св. Церковь издревле установила нарочитый праздник, торжественно совершаемый 8-го ноября по нашему православному календарю. В начал все эти бесплотные силы, или Ангелы, были созданы  добрыми  духами, исполненными великих совершенств. Но вот, один из самых высших Ангелов – Денница, прекрасный подобно утренней заре, вместо того, чтобы воздать хвалу Богу за свои совершенства прославляя Его, как Творца своего, залюбовался собой и допустил в себе горделивую мысль, что он, в своих совершенствах, ничуть не уступает Богу,  что он равен Богу  и эта горделивая мысль послужила причиной к его немедленному падению с высот небесных в глубины адского мрака. Она так исказила, так изуродовала его прекрасный, воистину богоподобный лик, что он в одно мгновение из высшего и совершеннейшего Творения Божия сделался самым отвратительным, самым омерзительным существом. Силы небесные, в лице прочих бесплотных Ангелов, подвиглись на обуянного  гордостью  Денницу и низвергли его во тьму кромешную. «Как пал ты с неба, Денница сын зари!»  – горестно восклицает о нем св. пророк:  «в преисподнюю низвержена гордыня твоя... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней»   ( Ис. 14, 12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   3. Но это сказано на нечестивых; а за сим тотчас обращается речь к утешению избранных. Ибо тотчас говорится: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Истина увещевает своих избранных, говоря им, как бы прямо так: когда умножатся бедствия мира, когда, при движении Сил, явится страшный Судия, тогда «воздвигните главы», т. е. возрадуйтесь, потому что, когда кончится мир, которого вы не любили, тогда близко искупление, которого вы желали. Ибо в Св. Писании глава часто принимается за ум: как глава управляет членами, так ум распоряжает помышлениями. Итак, воздвигнуть главы — значит возвысить умы к радостям Небесного Отечества. Следовательно, те, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира, потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда приходит (уходит) тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясениях мира, зная, что при этих потрясениях он скончавается. Но написано: «иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак 4.4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее. Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее. Мы же, зная о вечных радостях Отечества Небесного, должны как можно скорее поспешать к ним. Нам должно желать идти быстрее и кратчайшим путем дойти до него. Ибо каким несчастьям не подвергается мир сей? Какая скорбь, какая превратность не теснят нас? — Что такое эта смертная жизнь, если не путь? — И подумайте, братия мои, что значит: уставать от трудностей этого пути, и однако же не хотеть, чтобы он когда-нибудь окончился. Но что мир сей должен быть отвергаем и презираем, это изъясняет Искупитель наш предусмотрительным сравнением, когда присовокупляет: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.». Очевидно, мысль Его есть следующая: как по плодам дерев познается близость лета, так по разрушению мира познается близость Царствия Божия. Этими словами ясно показывается, что плод мира есть разрушение. Он высится для того, чтобы пасть, произрастает для того, чтобы все произрастаемое истребить смертью. Но хорошо сравнивается Царство Божие с летом, потому что при открытии его проходят облака нашей скорби, и дни жизни осияваются светом вечного Солнца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   7) Это отеческое увещание касается не толь­ко тех людей, которые Христа, Сына Божия, в мир пришедшего, не принимают и учению Его святому противятся, как-то: идолопо­клонники, магометане, жиды, и прочие им подобные, но и тех, которые именуются хри­стианами, учение Христово принимают, и имя Его святое исповедуют, но жизнью и нра­вами своими противятся Ему, и делами свои­ми «отрекаются» от Него, «будучи гнусны и непо­корны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). Ибо не только тот противится Христу, кто учения Его не принимает и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто воли Его и заповедей Его не испол­няет, и противно учению Его святому живет, не делает того, что Христос повелевает. Вся­кий такой — противник Христу, хотя и имя Его исповедует, и говорит Ему: «Господи, Гос­поди!» Таковым отвечает Он: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? (Лк» 6:46).     «Кто не со Мною, тот против Меня, -» го­ворит Он (Лк 11:23). Кто со Христом? Тот, кто имеет с Ним единое сердце, единую мысль, единую волю, единый дух, как учит апостол, чтобы мы мысль свою сообразовали воле Христовой и мысли Его: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Кто же против Христа? Тот, кто против воли Его, мысли и определения посту­пает. Всякий же христианин беззаконный, к миру сему прилепившийся и в нем все свое утешение полагающий, — противник Хрис­тов. Ибо как от грехов, так и от любви мира сего учением Своим и делом отводит нас Хри­стос. Читай Евангелие Его и апостолов Его послания, и уразумеешь это. Поэтому увеще­вают нас апостолы: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — послан­ники от имени Христова, и как бы Сам Бог уве­щевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5:19—21).    Страшно противиться Тому, Который ду­шу и тело погубить в геенне огненной может. Бесстыдно не покоряться и не слушать Того, Который за спасение наше не пощадил Себя, но Себя на смерть, как жертву благовонную, за грехи наши предал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   (3) Бог выносит нам свой приговор, и этому приговору мы должны доверять. «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий верующий в него не постыдится». (Рим. 10:10—11) (4) Справедливо пишет Симонид:    Сказано верно:    Живет Доблесть средь гор недоступных    И достигает легко чистых заоблачных мест.    Скрыта от взоров она любого из смертных.    Тяжким трудом и душевною мукой достигнуть    мужества сможешь высот.    (49, 1) Так же и Пиндар:    Юношей дерзкая мысль, вкупе с трудами,    Славы достигнет. Тогда засверкают    Их подвиги в ярком эфире, когда минет срок.    (2) Ухватив его мысль, Эсхил сказал:    Трудящимся от Бога за труды В награду достается слава.    (3) «Кому более предначертано судьбой, тому лучший достается удел», согласно Гераклиту.    (4) Кто раб тот, не боящийся конца?    (5) «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы, и любви и целомудрия. Так что не стыдитесь свидетельствовать о нашем Господе и обо мне, его узнике», — говорит он в послании к Тимофею. Таким должен быть «прилепляющийся к добру», согласно апостолу, «отвращающийся от злого» и имеющий «непритворную любовь». «Любящий другого исполнил закон». (7) И если тот Бог, о котором мы свидетельствуем, является «Богом надежды», то мы свидетельствуем о надежде и к ней стремимся, «полные благости и исполненные гносиса».    (50, 1) Индийские мудрецы сказали Александру Македонскому: «Ты можешь перемещать тела с места на место, души же наши не сможешь заставить делать то, что ты требуешь. Огонь считается людьми самой ужасной пыткой, но мы ее презираем». (2) Так и Гераклит предпочитал «одно всему — славу», остальным же предоставлял возможность «обжираться как скотам».    (3) Много ручного труда предстоит человеку.    Крыши домов покрывать он научился,    Белое рыть серебро и обрабатывать землю,    Многое можно еще помянуть из того, что все знают.    (51, 1) Для обычных людей все эти труды необходимы, нам же сказал апостол: «Зная то, что наш ветхий человек распят с ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В 16-м стихе о терновнике и винограде упомянуто не потому, что терновник “по внешнему виду несколько походит на виноград” а потому, что Спаситель, Иисус Христос, проводит сопоставление между указанными растениями, нужными и вредными, делая это для того, чтобы представить Свою мысль в виде ярких иносказательных образов. И на основе сопоставления полезного растения с бесполезным, более наглядно показать, что как терновник не дает винограда, а репейник смоквы, так и лжепророки не дадут плода доброго в виде добрых поступков или истинных философских знаний. Потому что на самом деле лжепророки по своей сущности — “волки хищные”. И эту сущность не изменит их овечья одежда, то есть их двуличное поведение, притворство и лицемерные слова о добродетели и Боге. Поступки лжепророков и их ложная философия, как плод их стараний и труда, сумеют показать каждому добропорядочному христианину их лживое лицо и хищную сущность. “Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые”...    Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые” (Матф.7:17). Как нужно понимать эти слова?    17-й стих неразрывно связан по смыслу с 16-м стихом о плодах, и является его продолжением. Сказав в 16-м стихе о том, что люди могут узнать лжепророков по плодам, Иисус Христос в 17-м стихе уточняет мысль, что лжепророк может принести только худой плод. Потому что “худое дерево приносит и плоды худые”. А доброе дерево плодоносит добрыми плодами.    Характеризуя лжепророков в предыдущих Своих словах, Иисус Христос говорил о том, что они лицемерны и двуличны, и что они приходят к людям в овечьей одежде. То есть под личиной ложной кротости и благочестия. А на самом деле они волки хищные. Говоря о двуличии и обманчивом поведении лжепророков, Иисус Христос имел ввиду то, что эти люди могут быть благочестивыми и кроткими на словах. Но на практике плоды их дел и лжеучений являются худыми и горькими. Именно по плоду, как по конечному результату того, к чему призывает их лжеучение, и что представляют их поступки, а не по словам, и надо судить о лжепророках, чтобы их распознать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010