Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Поразить Достоевского: какой французский роман восхитил русского писателя? 12 мин., 29.10.2020 «Le laid, c’est le beau» («Безобразное тоже прекрасно») — вот формула, под которую лет тридцать тому назад самодовольная рутина думала подвести мысль о направлении таланта Виктора Гюго, ложно поняв и ложно передав публике то, что сам Виктор Гюго писал для истолкования своей мысли… Однако ж, нападки и насмешки давно исчезли, а имя Виктора Гюго не умирает, и недавно, с лишком тридцать лет спустя после появления его романа «Notre-Dame de Paris» («Собор Парижской Богоматери»), явились «Les Misérables» («Отверженные»), роман, в котором великий поэт и гражданин выказал столько таланта, выразил основную мысль своей поэзии в такой художественной полноте, что весь свет облетело его произведение, все прочли его, и чарующее впечатление романа полное и всеобщее. Давно уже догадались, что не глупой карикатурной формулой, приведенной нами выше, характеризуется мысль Виктора Гюго. Его мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и этой мысли Виктор Гюго как художник был чуть ли не первым провозвестником. Это мысль христианская и высоконравственная, формула ее — восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысльоправдание униженных и всеми отринутых парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном произведении, как например «Notre-Dame de Paris». Но кому не придет в голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только страшной физической силой, но в котором просыпается наконец любовь и жажда справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых, бесконечных сил своих. Виктор Гюго чуть ли не главный провозвестник этой идеи «восстановления» в литературе нашего века. По крайней мере он первый заявил эту идею с такой художественной силой в искусстве. Виктор Гюго бесспорно сильнейший талант, явившийся в девятнадцатом столетии во Франции.

http://foma.ru/otverzhennye-chem-roman-v...

Патриарх Кирилл: Исчезновение книги станет большой бедой для человечества 16 марта, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Пусть электронные носители существуют и развиваются, но я бы очень советовал, особенно детям и молодежи, иметь дело с книгой, на которой воспитаны все предыдущие поколения и которая еще должна всем нам послужить. 14 марта 2014 года Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин посетили детский праздник «День православной книги», посвященный 450-летию первой датированной печатной книги в России. Праздничное мероприятие состоялось в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Уважаемый Сергей Семенович! Ваше Высокопреосвященство! Дорогие дети, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, — все, кто по традиции собрался в Храме Христа Спасителя 14 марта, в День православной книги! В этом году, сегодня мы празднуем великий юбилей — ровно 450 лет назад в России была отпечатана первая книга. Это был «Апостол» диакона Ивана Федорова, который и произвел на свет в московском печатном дворе первое печатное издание. Не знаю, как откликнутся на юбилей наша пресса и наша общественность, но сегодня мы с вами празднуем здесь этот замечательный юбилей появления первой русской книги. Наш замечательный писатель и историк Николай Михайлович Карамзин, говоря об истории разума, отметил, что в этой истории два великих события — изобретение буквы и изобретение типографии. И разъяснил свою мысль тем, что буква дала возможность запечатлеть видимым образом человеческую мысль, а типография помогла эту мысль довести до очень многих — до тысяч, до миллионов. Действительно, изобретение азбуки было важнейшим этапом развития человеческой культуры. До того как Кирилл и Мефодий создали алфавит, во времена язычества, создавались, конечно, и какие-то ценности в народной жизни, но не было самого главного — мысль людей не запечатлевалась и не могла быть передана от одного к другому так широко и так убедительно, как это стало возможным после того как на Руси появился алфавит, появилась книга, вначале рукописная, а затем, благодаря трудам диакона Ивана Федорова, — и типографская.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-ischez...

XVI. Г. Е. Колыванов. Педагогическая мысль в русской патристике Часть 1 Я, конечно, не рассматривал все творения русских святых отцов, в которых выражены их педагогические воззрения. Таких творений слишком много. В то же время следует сказать, что в русской патристике немного творений, посвященных специально вопросам педагогики. Из таких немногих творений следует выделить творения: 1) святителя Игнатия (Брянчанинова) «Замечания епископа Игнатия на проект преобразования морских учебных заведений», 2) священномученика Владимира, митрополита Киевского, «Азбука православного воспитания», 3) священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, «Записки но дидактике (общей) и методике Закона Божия и славянского языка». Конечно, и во многих других русских святоотеческих творениях содержится педагогическая мысль, и внимание следует обратить на творения следующих отцов. 1.Святитель Тихон Задонский . Прежде всего следует указать на такие его творения: «Наставление о должности христианской родителей к детям и детей к родителям», «Инструкция учителям “Как им в должности звания своего поступать”», «Инструкция, что семинаристам должно наблюдать». Во многих творениях святитель говорит о важности семейного воспитания. 2. Святитель Филарет Московский . Он уделял важное внимание получению теоретических познаний в процессе обучения, в зрелые и преклонные годы своей жизни являлся охранителем устоев. Поэтому святитель не одобрял духовно-учебную реформу конца 1860-х годов. Педагогические мысли святителя Филарета находятся в самых разных его творениях. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Перу этого святителя принадлежит творение «Замечания епископа Игнатия на проект преобразования морских учебных заведений», в котором педагогическая мысль автора раскрыта очень живо и интересно. О желательном устройстве духовного образования святитель рассуждает в записке: «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви». Следует обратить внимание также на письма святителя, в которых рассеяно много ценных рекомендаций о воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Въ этомъ периоде мы еще не видимъ техъ оформившихся и последовательно развивающихся направлений, какия выступаютъ предъ нами въ истории тринитарныхъ споровъ uV–ro века. Богословская мысль здесь идетъ какъ бы ощупью, не по однимъ какимъ–либо определеннымъ русламъ, но разбрасываясь во все стороны, делая неловкий шагъ впередъ и вновь отступая назадъ. Каждый церковный писатель строитъ свою сиетему богословия, пытается самостоятельно проникнуть въ глубину христианскаго учения ο Триединомъ Боге и разъясняетъ его сообразно духу времени, своему философскому образованию и индивидуальнымъ наклонностямъ. Такое состояние учения ο Троице въ до–никейский периодъ объясняется теми условиями, при которыхъ христианская мысль должна была начинать свою богословскую работу. Она почерпала свое содержание изъ Св. Писания и Св. Предания, то–есть, изъ техъ же источниковъ, которыми питалась и вся позднейшая догматическая деятельность церкви, но оба эти источника еще не предлежали ей въ томъ обработанномъ и удобномъ для пользования виде, какой былъ приданъ имъ къ IV–мy веку. Изучение Св. Писания въ первые три века еще не достигло высоты, необходимой для всестороннихъ богословскихъ построений; правильныхъ, научно обоснованныхъ приемовъ толкования его еще не существовало; экзегетика только что зарождалась и собирала материалъ для будущаго. Обращаясь къ Пи–санию съ богословскими запросами, недисциплинированная наукой и опытомъ мысль не могла сразу освоиться со всей полнотой его содержания и часто поражалась отдельными его местами, какой–либо одной стороной, на которой, затемъ и основывала свои умозрения. Съ дру–гой стороны и руководство церковнаго предания не моигло обезпечивать богослововъ этого времени отъ погрешностей и односторонности. Свое учение церковь предлагала въ символахъ или правилахъ веры, но по евоей краткости и элементарности эти символы были совершенно недоста–точны для того, чтобы руководствовать богословскимъ умозрениемъ. Церковный учитель этого времени долженъ былъ богословствовать за свой страхъ, полагаясь на свое личное убеждение и чувство уверенности. Такимъ обра–зомъ, самыя условия, при которыхъ зарождалась богослов–ская мысль христианства, открывали широкую дверь субъективизму въ систематизации учения церкви и делали неизбежнымъ тотъ индивидуализмъ въ понимании догмата ο Троице, какой наблюдается у всехъ церковныхъ писа–телей до–никейскаго периода. Поэтому–то, въ до–никейскую эпоху, строго говоря, мы имеемъ дело не съ церковнымъ учениемъоТроице, то–есть, не съ такимъ учениемъ, которое было 6ы принято и авторизировано самой церковью, но съ рядомъ мало зависимыхъ другъ отъ друга, своеобраз–ныхъ богословскихъ построений, излагающихъ это учение съ болыпей или меныпей чистотой и совершенствомъ. Апологетическая теология u Ириней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Антоний Длугош " decoding="" title="" Оглавление Представленная брошюра принадлежит перу католического епископа. Поэтому не все предлагаемые здесь методы могут быть приемлемы для православных катехизаторов. Предисловие Почти четверть века назад, на Международном Катехетическом Конгрессе в Риме, среди прочих участников выступил с докладом французский теоретик катехизации свящ. Жозеф Коломб ( Colomb ). Одна мысль, которую он настойчиво повторял, несомненно, запала в память слушателей, даже если они не очень хорошо знали французский язык: «Fidelite a Dieu, fidelite a l‘homme!» («Верность Богу, верность человеку!»). В книге епископа Антония Длугоша «Подготовка и оценка катехизации» эта мысль ясно выражена. Верность Богу – это верность Библии, Литургии, Преданию и Учительству Церкви. Верность человеку – это чуткое отношение к нуждам и чаяниям человека, в особенности человека молодого, это старания катехизаторов откликнуться на них в духе веры. Автор книги не только сохраняет верность этим двум направлениям, но и описывает методику, с помощью которой можно осуществлять эту прекрасную мысль в приходской катехизаторской деятельности. Книга начинается с актуального вопроса – с “библиотечки катехизатора”, в которой заботливо собираются катехетические материалы, аудио- и наглядные пособия. Уже здесь критерии отбора материалов – это двоякая, но, в конечном счете, единая верность. Антоний Длугош справедливо замечает: “Если бы не изучались проблемы человека, не удалось бы сохранить верность не только человеку, но и Богу” (с. 14). Эта мысль, переданная языком катехизации , звучит в Послании апостола Иоанна: “Кто говорит: Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” ( 1 Ин 4, 20 ). Для достижения этой цели используются различные формы катехизации и критерии оценки катехетических встреч. Приведенные в книге 17 критериев – это конкретное “испытание совести” для каждого катехизатора – как священника, так и мирянина (с. 42).

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

митрополит Владимир (Сабодан) Литература 1 . Антоний, архим. Догматы богословия. СПб., 1857. 2 . Антоний (Храповицкий) , митр. Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917. 3 . Он же. Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов-греко-католиков. Ужгород, 1922. 4 . Антоний, митр. Сурожский. О Церкви. (Катихизическая беседа). «ЖМП», 1967, 5 . Апостол Петр и Римский епископ. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып. 10, 1955. 6 . Арсеньев Н. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1922. 7 . Он же. О литургии в таинстве Евхаристии. Париж, 1927. 8 . Он же. Церковь – организм или государство? «Вестник Братства православных богословов в Польше». Варшава, 1935. 9 . Он же. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1949. 10 . Афанасьев Н., прот. Принципы Церкви, о причинах в древности прихода к Церкви еретиков и раскольников. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып.7, 1949. 11 . Он же. Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. 12 . Он же. Кафолическая Церковь . «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Bыn.II, 1957. 13 . Он же. Церковь Духа Святаго. Париж, 1971. 14 . Болотов В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. К вопросу о соединении абиссин с православной Церковью. СПб., 1888. 15 . Босфоров С. К вопросу о соединении Церквей. Царьград, 1922. 16 . Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1917. 17 . Он же. Очерки учения о Церкви. «Путь», 1925, 1926, 1926, 1929, 15; 1929, 16 . Он же. Петр и Иоанн. Париж, 1926. 19 . Он же. Едина Святая Соборная и Апостольская Церковь – JFAS, 1931, june, 20 . Он же. Проблема Церкви в современном русском богословии – «Theology», 1931, 134. 21 . Он же. Пути к церковному единству. «Sobomost», 1935, 2. 22 . Он же. Иерархия и таинства. «Путь», 1935, 23 . Он же. Тезисы о Церкви. Протоколы 1-й Конференции православных богословов в Афинах, 1936, Афины, 1939. 24 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского собора. «Вестн. Рус. Зап.-Европ. Патриаршего Экзархата» (далее – «ВРЗЕПЭ»), 1966,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Источник Часть 19, Глава 8 Часть 19, Глава 10 О таинстве причащения Скачать epub pdf Оригинал: pdf 34 Мб 9. Примеры из житий святых, доказывающие ту мысль, что причащение св. таин по чину православной церкви необходимо и спасительно, вопреки утверждению некоторых ревнителей «древнего благочестия» Таинство Св. Причашения есть одно из важнейших средств в деле спасения. «Через него, – по выражению св. Златоуста, – мы становимся едино тело со Христом; соединяемся с Ним, яко тело с главою; кровь же Его – душ наших избавление: тою же омывается душа, тою украшается, тою распаляется» (Толк. на Ев. Иоан., нрав. 46). «Сие таинство называется причащением, – говорить св. Иоанн Дамаскин , – потому что через оное мы делаемся причастниками Божества Иисусова; через него сообщаемся со Христом» («Излож. прав. Вер.», гл. XIII). «Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, – говорит св. Киприан Карфагенский , – так оный сверхъестественный есть жизнь души». «Сия трапеза – сила нашего спасения, крепость ума, основание упования, надежда спасения, свет, жизнь!» – восклицает св. Иоанн Златоуст (На 1 Кор. беседа 24). Вот на чем собственно опирается наша глубокая уверенность в высоком значении Св. Евхаристии. Но при этом наша мысль с болезнию сердца обращается к тем многочисленным христианам, которые, именуя себя ревнителями древнеотеческих преданий, лишаются таинственного наслаждения в божественной трапезе. Как не скорбеть о таковых?! Как не пожалеть о их крайне опасном самообольщении: ибо они мнятся спастися, удаляясь от источника спасения. Бедные! Они забывают, что только «Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:7 ), – следовательно, не вкушая Тела и Его Крови, они не приобщаются и очистительным для нас от грехов наших крестным страданиям и смерти Его. «Аминь, аминь глаголю вам, – говорит Господь, – аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иоанн Корнаракис Мы думаем о себе, что мы христиане. Насколько соответствует истине то, что мы о себе думаем? Кого можно назвать подлинным христианином, а кого – фантастическим, существующим только лишь в нашем воображении? Эта книга посвящена познанию человеком самого себя. В этом самопознании, впервые в православном богословии, автор ставит на службу святоотеческой аскетике достижения глубинной психологии XX века. Книга учит важнейшему для всякого сознательного христианина делу: отделять в самом себе правду от самообмана. Архимандрит Симеон (Гагатик), 2016 Многие по видимости праведные считают себя христианами. Преподобный Макарий Египетский . Беседа 38,1 Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому. Преподобный Иоанн Синайский. Лествица, 2,8 Предисловие переводчика «Прежде всего познай самого себя, то есть узнай о самом себе, каков ты есть. Каков ты воистину, а не каков ты думаешь, что ты есть. С этим знанием становишься мудрее всех людей. С таким познанием себя и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа. Если же не приобретешь самопознания, а рассчитываешь только на свой труд, знай, что всегда будешь находится вдали от пути» 1 . Эти слова принадлежат великому святому XX века, Старцу Иосифу Исихасту . Все мирское образование Старца состояло из двух или трех классов начальной школы. Но его мысль об абсолютной необходимости самопознания полностью совпадает с основной мыслью данной книги, написанной профессором богословского факультета Афинского университета. Впрочем, это ведь изначальная мысль греческого любомудрия 2 . Примечательно, что мысль эта очень созвучна с тем, что Бог повелел Моисею: внемли себе 3 . Эта библейская заповедь обращена ко всем людям, как подчеркнул святой Василий Великий в своей беседе, посвященной истолкованию этого повеления Божия 4 . Данная книга – это краткое руководство для исполнения этой заповеди самопознания. Кто я на самом деле? Подлинный ли я христианин? Или, может быть, я только думаю о себе, что я христианин? Если я оказываюсь христианином только в своей фантазии о себе, тогда я не настоящий, а фантастический христианин, выдуманный, существующий только в моем воображении. Эта книга показывает, как и почему человек впадает в самообман фантастического христианства. Но одновременно книга указывает и на главный ориентир на пути к подлинному христианству. Для обозначения этого ориентира автор вводит понятие «святоотеческий человек». Образ этого человека воплощает в себе то главное и общее, что было у всех христианских святых. Это то, что сделало их подлинными христианами и святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Д. Зенин. Фотография. 10-е гг. XX в. Никифор Дмитриевич 1869, д. Гостилово Бронницкого у. Московской губ. - 12. 04.1922, . Егорьевск Рязанской губ.), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию (см. Белокриницкая иерархия ). В нач. 1900-х гг. З. в Егорьевске основал братство им. св. апостолов Петра и Павла, задачей которого была защита старообрядчества. Братство имело б-ку, содержало начетчика для участия в диспутах с правосл. миссионерами. З. был постоянным участником таких диспутов. В 1910 г. при активном финансовом и редакционном участии З. начал выходить ж. «Старообрядческая мысль» . В одной из редакционных статей говорилось, что журнал создан, чтобы «проводить в жизнь взгляды широко-христианские и человеческие... отражать жизнь такою, какова она в действительности... служить и делу защиты Христовой Церкви от врагов, нападающих на нее извне и внутри» (Старообрядческая мысль. 1910. 9. С. 559). Одной из главных задач издания провозглашалось объединение «старообрядческих литературных и общественных сил» ( Зенин Н. Д. К читателям//Там же. 1. С. 3). В качестве приложения к журналу был издан ряд книг («Выписки из святоотеческих и других книг, служащие к изучению различных сторон церковной жизни» начетчика В. Т. Зеленкова (М., 1911-1912. 3 ч.), «Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198 лета» Цезаря Барония (М., 1913-1915. 3 кн.), «Труды» блж. Симеона , архиеп. Фессалоникийского (М., 1916), и др.). Практически в каждом номере журнала помещались материалы З., часто писавшего под псевдонимами Гостиловский и Энзет. В статьях З. освещались темы совр. старообрядческой жизни (О граммофонах: Церковное пение//Старообрядческая мысль. 1910. 9. С. 159-163; Мои впечатления, вынесенные с освященного собора епископов//Там же. 1911. 9. С. 746-768; 10. С. 830-837; 11. С. 932-942; 12. С. 1027-1037; Похороны Н. Т. Кацепова//Там же. 1913. 6/7.

http://pravenc.ru/text/199729.html

Митрополит Амфилохий заявлял об этом ещё накануне Св.Арх. Собора, его интервью ТАСС вызвало настоящую сенсацию. Эта же мысль была в тексте Решения Собора. Так, в тексте владыки Иринея (Буловича) акцентируется именно это: «Собор предлагает Константинопольской Патриархии и всем остальным поместным автокефальным Православным Церквям как можно скорее рассмотреть вопросы об автокефалии и православной диаспоре на Всеправославном Соборе, чтобы подтвердить и укрепить соборность и единство Православной Церкви, и в будущем избежать искушений, через которые сейчас проходит Святое Православие». Однако, в православной среде нередко можно встретиться с настроениями, которые воспринимают грядущий Собор в совершенно апокалиптическом контексте. Отсюда и конспирологические схемы, преподносящие драматические события, связанные с украинским церковным кризисом, в контекст якобы срежиссированной патр. Варфоломеем «многоходовки», нацеленной на привлечение РПЦ к участию в Соборе, который преподносится как 8-й Вселенский. Янина Алексеева , руководитель Православного просветительского общества (София, Болгария), отнеслась к подобной постановке вопроса с юмором, полагая, что «идея интересная, но едва ли реализуемая в нужном Фанару варианте. А кроме того... слишком красивая для человека, который ведет себя, как старый склочник». А Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии, комментируя конспирологические схемы и психологию их носителей, обратил особое внимание на те внешние силы, которые искусно поддерживают и внедряют разрушительные идеи. Эту мысль о.Макарий подкрепил словами святейшего патриарха Алексия II , сказанными им 15 лет назад и по другому поводу: « Подобная раскольническая деятельность подменяет разумную церковную жизнь перманентным противостоянием мнимым «отступникам», «предателям Православия» и процветает на почве невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития». Предлагаем вниманию читателей беседу помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Вячеславовича Тихомирова с нашим постоянным автором, доктором юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), членом Правового-политическог o совета Автономного края Косово и Метохия г-ном Зораном Чворовичем .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/23/za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010