Роспись в куполе собора святого Петра, Ватикан. Фотограф Duane W. Moore (www.flickr.com/photos/duanemoore) Ну, а дальнейшее чтение новозаветных Писаний приводит нас уже к несомненному и окончательному выводу о триединстве Отца, Сына и Святого Духа. Вспомним заповедь Христа,обращенную к ученикам: … идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Вспомним Деяния апостолов, где Дух Святой — один из главных героев этой книги! —неоднократно именуется Богом. (Вот как, например, апостол Петр обличает Ананию: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3–4)). Вспомним место из Послания к Коринфянам апостола Павла, где имена «Дух Божий» и «Дух Святой» используются как взаимозаменяемые синонимы: … кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор 2:11–13). Если взглянуть на откровение Нового Завета в целом, не останется никаких сомнений: Бог предстает здесь как Единый по существу и троичный в Лицах, как Троица Единая и Нераздельная. И если в книгах Ветхого Завета содержались только отдельные намеки на троичность Бога, то в новозаветную эпоху христианам дано вполне ясное откровение о Боге Троице. Читайте также: Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает? Другое дело, что до конца осознать эту тайну триединства мы не в состоянии — догмат о Троице остается, как писал Григорий Богослов, крестом для человеческой мысли. В наших силах разве что подбирать для выражения этой тайны примерные (и очень неточные) «троичные» аналогии из нашего земного мира, такие, например, как солнце, свет и тепло или мысль, слово и разум. И одновременно помнить: непостижимость не то же самое, что абсурдность. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, известный английский писатель и самобытный христианский богослов Клайв Стейплз Льюис обратился... к примерам из простой школьной геометрии!

http://foma.ru/bog-est-troica-pochemu-je...

Спаси, Господи! О богатстве Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Притча Господа о безумном богаче чрезвычайно важна и для нашего времени. Многие люди сейчас пытаются поступать именно так, как этот человек, у которого появилось великое богатство. Нива произвела множество плодов, и он даже не знает, что с ними делать. Боголюбивый человек сказал бы: «Отлично, раз такой богатый урожай, то я смогу дать больше милостыни, я поддержу больше людей, я проявлю свое милосердие». Но этому человеку даже в голову такое не приходит. Он озадачился вопросом, что же ему делать с богатством. «Проблема у меня такая страшная, не знаю, что делать со свалившимся на меня богатством». Есть такое понятие, как предрассудок. Есть некая мысль, которая уже заведомо имеется у нас в голове, и есть некая мысль, которая заведомо отсутствует у нас в голове. Очень часто у человека отсутствует мысль, что людям можно помочь, что можно обратиться к Богу за помощью. Когда наступает сложная ситуация, нам даже в голову не приходит о чем-то попросить Бога или что можно кого-то пожалеть. У нас в голове совершенно другие предрассудки. Как раз об этом и говорится в Евангелии, о богаче, у которого нива дала такой урожай, что он не знает, что же ему делать, куда собрать все плоды. «И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое» ( Лк. 12, 18 ). Открою себе собственный банк, сделаю себе хороший счет, сделаю себе хорошую жизнь. И наконец, скажу своей душе: «Душа, ты имеешь много благ, которые лежат у тебя на многие- многие годы, — почивай, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12, 19–20 ). Вот безумец, зачем душе еда? Наш ум не питается едой: если мы возьмем и съедим осетрину, душа у нас этим не накормится. А многие люди пытаются душу накормить телесными вещами, как тот безумный богач. Человеку даже в голову не приходит, что можно как-то по-другому поступить. Сейчас люди жалуются, что все у нас в стране ужасно: низкие пенсии, низкие зарплаты, вот если б у нас было всего много, все было бы замечательно! Мы могли бы сказать своей душе: все у тебя приготовлено — ешь, пей, веселись. Но как говорит Господь Бог? «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12, 20 ). Все это относится и к нам. Люди говорят: «Главное, чтобы у меня была хорошая работа, хорошие финансы, чтобы у меня была замечательная дача, “мерседес” последней модели, дом хороший — полная чаша», но Бог говорит: «Зачем?». Сколько людей вкладывают в это всю жизнь! Сколько у нас убивают времени на то, чтобы гоняться за ничтожными вещами! Человек не понимает, зачем он живет. Потому что жить ради каких-то земных вещей — бессмыслица. Господь нам скажет, что мы сумасшедшие, если вкладываемся в землю, — она заведомо распадется.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Ты боишься за службу свою, за квартиру, за всё благоустройство, а не боишься греха, не боишься за душу! Что может быть в самом последнем и крайнем случае? Пойдёшь по миру? Будешь побираться именем Христа, будешь, как нищий, просить напитать тебя. Вот имей на душе своей это крайнее решение и прими его духом с покорностью — буде угодно Господу послать тебе испытание. Тогда ты освободишься от всего, что связывает тебя и губит душу твою. Помни, что Господь лучше Сам распорядится о тебе: нужно тебе благосостояние — пошлёт, нужна тебе радость — пошлёт, нужна тебе нищета — пошлёт, нужна скорбь — пошлёт. Что нужно, то и пошлёт тебе Господь. И всё тогда ты примешь с радостью и поймёшь Божественную правду евангельских слов: " Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?…Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам " (Мф. 6, 31–33). Аминь. Проповеди в храме святого Николая  " Большой Крест " 8 сентября 1926 г. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда ему хочется оглянуться на прожитую им жизнь. Это имеет великий смысл для каждой души человеческой. Так же бывает не в личной только жизни, но и во всяком служении. И я имею некую потребность ныне, в день девятой годовщины своего пастырского служения, просмотреть путь, который был мною пройден, ибо это несколько поможет мне указать на то, что я считаю в данный момент самым важным в жизни нашей. Когда я принимал сан священника, мне представлялась деятельность пастыря как деятельность реформатора, который должен содействовать исправлению всевозможных недочётов церковной жизни. Воистину благодать Божия вразумляет нас, а не наши собственные силы! И достаточно было надеть эти одежды, чтобы сразу суетная и искушающая мысль о " реформации " оставила и явилась мысль иная — мысль о необходимости не реформирования внешнего порядка Церкви, а о необходимости внутреннего, духовного нашего возрождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Церковное учение о том, что Христос имел совершенное человеческое естество, непричастное первородному греху, является принципиально важным с сотериологической точки зрения. Православная Церковь, через Священное Писание и единый голос отцов свидетельствует, что « Христос заклан за нас » (1 Кор. 5, 7). Об этом предсказывали пророки: « Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились » (Ис. 53, 5). Эта ключевая сотериологическая идея была навечно запечатлена святыми отцами в словах Символа веры: « распятаго же за ны ». Мысль о том, что Сын Божий стал человеком, чтобы пострадать за нас, за наши грехи непререкаема и лежит в основании православной сотериологии. Но в каком случае возможно страдание за чужие грехи? Страдания за нас Господа нашего Иисуса Христа возможны только тогда, если Он не имеет необходимости страдать за Себя, т. е. если Он не имеет греховного расстройства в Своем человеческом естестве (первородного греха) и не имеет личных грехов. Мысль о совершенной безгрешности Господа (и в отношении личных грехов, и в отношении греха первородного) ясно выражена в Священном Писании: апостол Иоанн Богослов учил: « Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха » (1 Ин. 3, 5; Ср.: 2 Кор. 5, 21). Апостол Павел эту мысль выразил так: « Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников » (Евр. 7, 26). Апостол Петр учил, что Христос, чтобы спасти мир от греха, должен был быть « непорочным и чистым агнцем » (1 Петр. 1, 19), , « Который берет на Себя грехи мира » (Ин. 1, 29), « Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу » (Евр. 9, 14), а Его святая кровь могла стать искупительной для нас (Еф. 1, 7; Кол. 1, 14; 1 Петр. 1, 18), стать жертвой « за грехи всего мира » (1 Ин. 2, 2). Если бы Господь имел расстроенное и поврежденное первородным грехом человеческое естество, тем более, если бы Он хоть в какой-либо мере допустил личный грех, то тогда Его страдания перестали бы быть спасительными для нас, ибо в этом случае они были бы уже страданиями не за нас, но по необходимости расстроенного грехом естества, за Свои грехи, за Себя. О спасительности таких страданий для всего человечества не может быть и речи.

http://pravoslavie.ru/5870.html

Цитата из апостола Павла, к сожалению, приводится Осиповым не полностью, а со слова «посему». Это слово «посему» говорит о том, что цитируемой фразе предшествовали какие-то рассуждения апостола, которые Осипов почему-то решил опустить. Попробуем восстановить весь текст и нам станет ясно, почему он это сделал. Вот мысль апостола, взятая целиком, а не в усеченном виде: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:17–18 ). Теперь понятно, почему Осипов привел не всю мысль апостола: взятая целиком, она не только не доказывает, но и опровергает его построения. Ибо оказывается, что апостол в своей речи далеко не всех имеет в виду. Он говорит о том, что оправдания к жизни удостоятся не все вообще без всякого разбора, а только «приемлющие обилие благодати и дар праведности». Все таковые, приобщившиеся Христа, и получат дар новой жизни. Именно в этом смысле, по толкованию свв. отцов, и надо понимать слова апостола о том, что «правдою одного всем человекам оправдание к жизни». В 10й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам св. Иоанн Златоуст говорит: «Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров. На это и намекнул Павел, сказавши, что “приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа”. Когда (апостол) ясно доказал это, он опять употребляет прежнее умозаключение и усиливает его повторением, говоря, что если все были наказаны за преступление Адама, то все могут и оправдаться Христом. Потому и говорит: “Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение; так правдою одного всем человекам оправдание к жизни”» 10 . Все могут оправдаться Христом – вот в чем заключается неискаженная мысль апостола. Итак, если рассматривать приведенный Осиповым 18й стих 5й главы в контексте предыдущей речи апостола, то фразу «оправдание всем человекам» нужно понимать только в том смысле, что все во Христе Иисусе получили одинаковую возможность оправдаться к жизни и могут в равной мере воспользоваться ею, но никакой речи о спасении всех вообще человеков, как видим, тут нет, и быть не может.

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

1472 Другое учение – реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. 1473 Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее – отвергает своим учением о следствиях. § 92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Прародительский грех, учит Православная Церковь , со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует. 1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения. Из мест первого рода : 1 .1. Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   4. Ложных учений касательно первородного греха известно два.    Одно — тех, которые совершенно отвергают действительность этого греха, говоря, что все рождаются такими же чистыми и невинными, каким создан был Адам, и что болезни, смерть есть естественные следствия человеческой природы, а не следствия первородного греха — так учили в древности пелагиане, а в новейшие времена учат социане и вообще рационалисты.    Другое учение — реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее — отвергает своим учением о следствиях. §92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения    Прародительский грех, учит Православная Церковь, со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует.    1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения.    Из мест первого рода:    1.1.Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушание одного сделались праведными многие (17—19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И, в-третьих, не теряют актуальности слова апостола Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18). Видение Бога в человеческом облике всегда нас отсылает к Сыну Божию воплотившемуся, напоминает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров, недаром Христос говорит: Видевший Меня видел Отца (Ин 14:9). Чем важно это пророчество: Здесь впервые в Библии возникает образ Сына человеческого, вновь ясно говорится о будущем воплощении Бога. Кроме того, это одна из первых попыток выразить мысль о том, что Бог больше, чем единичная Личность, что в Боге мы встречаемся с несколькими Лицами. Впоследствии эта мысль будет отлита в чеканной формулировке важнейшего догмата христианской Церкви: «Бог един в Трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Он есть Троица единосущная и нераздельная». Где еще можно встретить образы из пророчества? Очень похожие образы мы встречаем в Откровении святого апостола Иоанна Богослова — книге, завершающей Новый Завет (и всю Библию в целом). Например, Господа Иисуса Христа автор книги Откровения описывает как подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая вóлна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих (Откр 1:13–15). Есть в этих двух книгах, созданных с разницей в многие сотни лет, и много других перекличек, что можно объяснить схожестью их содержания: обе они говорят о последних судьбах мира. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева . Иллюстрации: фреска  " Ветхий деньми " из храма святых апостолов Патриархия г. Печ (XIV в., Сербия). Источник: http://users.livejournal.com/strochka- и ruicon.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Никто не может сказать про человека: этот человек попадет в жизнь вечную. Но можно с долей вероятности сказать, что если сам человек отрицает жизнь вечную, то, вероятно, он ей непричастен. Утверждать же опять нельзя, - ибо это тайна, личная тайна между человеком и Богом. Так - по существу дела - Церковь православная и учит. Никогда Православие не говорило, что оно - Православие, или видимая Церковь, или ее священнослужители - могут кому-либо гарантировать жизнь вечную. Это говорит католичество. Православие же говорит, что в последнем подсчете дело все-таки сводится к личным отношениям между Богом и каждым человеком. (77) Эту, в общем, справедливую мысль Д. А-ча о недоведомой тайне спасения нелишне восполнить указанием, что нередко угодившие Богу люди получали извещение о своем спасении. Стоит вспомнить хотя бы слова ап. Павла, обращенные к его ученику ап. Тимофею: " ...время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его " (2Тим.4:6-8). Такое же самочувствие было и у других апостолов (см., например, 2Пет.1:14; 1Ин.3:2) и многих святых Божиих, живших в последующие века. Иные получали извещение относительно ближних своих. Такие случаи нередки в житиях святых. В этом нет ничего удивительного: приявшие обильно благодать Духа Святаго естественно удостоверялись в будущей судьбе своей, ибо уже здесь на земле могли сказать вместе с ап. Павлом: " Жизнь для меня Христос, а смерть - приобретение " Эту же в сущности мысль высказывает и Д. А-ч, говоря об " атрибутах " членов Церкви, которые, по его словам, " Христом наделены только одним атрибутом: жизнью вневременной. Они перешли от смерти к жизни " . (67) Конечно, приятие " жизни вечной " чадами Церкви имеет разные степени, о чем много и глубоко пишет преп. Макарий Египетский (главным образом, в своих " Словах " , которые помещены в конце единственного тома его творений)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Согласно предсказаниям Спасителя и св. апостолов, мир движется не к покаянию, а к утрате веры ( Лк. 18, 8 ), не к принятию истины, а ко все большему отступлению от нее ( 2Фес. 2, 2—12 ), чем и подготавливаются времена грядущего антихриста, влекущего к вечной погибели. От этой погибели верующие могут спастись не экуменизмом, а лишь посредством глубокого покаяния в своих нравственных грехах, отказа от лжеучений и возвращения к Богооткровенной истине, которую мы должны хранить и оберегать как зеницу ока, согласно увещанию Слова Божия: «Вспомни, что ты принял и слышал (Божественное Предание), и храни и покайся!» ( Откр. 3, 3 ). Сама по себе Божественная истина, правда, нас не спасет, если мы не претворим ее в дело. Приводя святоотеческую мысль: «Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнью?», св. Симеон Новый Богослов перефразирует ее: «Что пользы веровать право, а жить беззаконно?» 208 . Эта мысль основана на Слове Божьем, ибо Спаситель говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного… Отойдите от Меня, делающие беззаконие!» ( Мф. 7, 21, 23 ). Духовное знание само по себе не спасает, если оно не связано с исполнением. Но из этой аксиомы нельзя делать вывод, будто неважно, как веруешь, а важно — как живешь. Важно то и другое. Просвещенному православному христианину понятно, что правильная богоугодная жизнь невозможна без правильной веры. Нельзя оспаривать значение догматических истин в деле спасения. Сам Спаситель говорит в Первосвященнической молитве к Богу Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ). О св. ап. Иоанне Богослове, называемом апостолом любви, сказано в его службе: «…яко полн сый любве, полн бысть и богословия» (Вечерня, 26 сентября, слава на «Господи воззвах»). В свете Божественного откровения видно, что не всякое «доброе» дело угодно Богу, ибо оно может вдохновляться греховными побуждениями. Лишь правильная Православная вера учит правильному миросозерцанию и, следовательно, правильному доброделанию. «Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11, 6 ). В мире безверия и кривоверия правильная вера настолько существенна, что тот, кто сохранит ее в своей душе от противных богоборческих ветров современности, тот будет спасен ею при всех роковых испытаниях, грядущих на мир сей, и особенно на Страшном суде Христовом, согласно обещанию Самого Господа: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле!» ( Откр. 3, 10 ). Это же означают слова Христа Спасителя: «всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10, 32 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010