22 . Его же Критика сочинений Филарета, митр. Московского в 30-х годах (Христ. чтен., 1881, XI-XII; 1895, I). 23 . Его же Мнение Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Христ. чтен., 1885, I, май-июнь). 24 . Его же К биографии Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического (отношения к Иннокентию митр. Московского Филарета) (Христ. чтен., 1884, январь-февраль). 25 . Чепик М.А. Митр. Московский Филарет, как гомилет. Тверь, 1892; Пинск, 1893 и 1894. 26 . Ливенский И. Высокопреосвященнейший Филарет, митр. Московский. прот. Орел, 1907. 27 . Меньшиков А. Воззрения Московского митр. Филарета по вопросам о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Казань, 1894. См. также «Прав. собес.», 1894, ч. I, с. 27–68, 129–162, 234–261; ч. II, с. 122–174. 28 . Беляев А. А. К тридцатилетию со дня кончины митр. Филарета Московского (Душеп. чтен., 1897, ч. 3). 29 . Его же Архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл, с. 11, 61, 63, 66, 73–108. 30 . Беляев М., свящ. Московский митр. Филарет в его литургической деятельности. (Моск. церк. вед., 1908, 8). 31 . Щегольков Н. Истор. свед. о г. Арзамасе, 1911, Арзамас, с. 183, 186, 187, 189. 32 . Боголюбский Н.И., прот. Митрополит Филарет и общество любителей дух. просвещения. Сборник Филарет, митр. Московский. Серг. Посад., 1918. 33 . Бродский Л. Из ненапечатанных мнений и отзывов Московского митр. Филарета. СПб, 1908. 34 . Его же Новейшие данные о деятельности Московского митр. Филарета (Дроздова) (Приб. к Ц. В., 1905, 26, 27, 28, 30). 35 . Беляев А. А. Митр. Филарет в письмах к родным. (Прав. обозрен., 1883, март). 36 . Его же Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митр. Филарета (Прав. обозрен., 1889, сентябрь-ноябрь-декабрь). 37 . Будрин Е. Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митр. Московского (библиография) (Прав. собес., 1887, ч. II). 38 . Булгаков В., Воспоминания о Филарете, митр. Московском (Душеп. чтен., 1897, ч. III, декабрь).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Как бы там ни было, после исчезновения самозванца борьба между Ираклием и Хосровом II очень быстро приобрела характер религиозной войны. Хосров II использовал несториан лишь до определенного момента, ибо коронация Лже-Феодосия несторианским католикосом могла консолидировать сирийских христиан для борьбы против Восточной Римской империи на стороне персов, но могла только дискредитировать самозванца в глазах римлян и армян халкидонитов. После того как этот план провалился либо из-за гибели самозванца, либо из-за того, что коронация самозванца несторианским католикосом автоматически превратила его на римской территории в вероотступника, Хосров II сбросил маску поборника легитимности и продолжал войну против римлян во имя зороастрийской ортодоксии. В 614 году персидские войска под командованием Фаррухана Шахрбараза захватили Иерусалим, устроили массовые казни христиан в этом городе и вывезли в качестве трофея древо Животворящего Креста (Theoph. 1883: I 300. 30- 301. 5) [Speck 1988: 68-74], найденное, согласно Сократу Схоластику, матерью Константина Великого (306–337), императрицей Флавией Еленой (ок. 250–328) (Socr. Schol. HE I. 17). В 615/617 годах персы завоевали Египет вместе с Александрией и дошли до границ Эфиопии, а затем, по мнению Пауля Шпека, совершили марш через Киренаику и захватили Карфаген, создавая угрозу для владений Восточной Римской империи на Сицилии и в южной Италии. Пауль Шпек аргументированно обосновал историчность сообщения Феофана о взятии персами Карфагена (Theoph. 1883: I 301. 12), исключив возможность ошибки переписчика на том основании, что в эпоху, когда создавались источники Феофана, послужившие основой для рассказа о персидском нашествии (вторая половина VIII века), Карфаген уже давно находился вне географических и политических представлений византийских монахов [Speck 1988: 75-81]. Хосров II в письмах к императору Ираклию позиционировал себя в качестве открытого врага христианства, требовал от римлян отречения от Христа и принятия зороастризма (Theoph. 1883: I 301. 21-24). Сложившаяся ситуация побудила Ираклия со своей стороны также превратить борьбу с персами в религиозную войну под знаком креста.

http://bogoslov.ru/article/6192254

59. итинерарий (лат. itinerarium — «описание путешествия») — род античной литературы, представляющий географическое описание в прозе какого-либо пути со всеми его особенностями, существенными для путешествующего. Включал в себя необходимые исторические комментарии и указания на местные достопримечательности. Прообраз современных путеводителей. 61. Литвинов Максим Максимович (1876-1951) (настоящее имя — Меер-Генох Моисеевич Валлах) — советский дипломат и государственный деятель. 62. этатизм — идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом. 63. педология (от греч. pais — дитя и logos — слово) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. В 1930-е годы началась критика многих положений педологии, приняты два постановления ЦК ВКП(б). В 1936 году педология была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические институты и лаборатории в СССР. 65. Либкнехт Карл (1871-1919) — деятель германского и международного рабочего и социалистического движения, один из основателей (1918) коммунистической партии Германии. 66. ферейны — различные союзы в Германии. Входящие в них физические лица были связаны членскими правами и обязанностями. 67. trahison des clercs (фр.) — измена интеллигенции. 68. Клагес Фридрих Конрад Эдуард Вильгельм Людвиг (1872-1956) — немецкий психолог и философ, сторонник идей Шопенгауэра и Ницше, один из пионеров характерологии и графологии. 70. «дева-Эвменида» — одна из трех девственных древнегреческих богинь, мстительница за всех оскорбленных и обиженных. «Девой Евменидой» в стихотворении «Кинжал» Пушкин назвал Шарлотту Корде. 72. Наркомпросс — Народный комиссариат просвещения — государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920-1930-х годах все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Литературные произведения вообще никогда не стоит путать с богословскими трудами. Изложение вероучения не является их задачей, и поэтому смотреть на художественные книги стоит как на исключительно авторский опыт осмысления, проживания Евангелия. И в ряде случаев этот опыт помогает и нам с особой силой и глубиной увидеть и прочувствовать какие-то моменты христианской истории, христианской веры. Какие из этих книг вспомнили наши читатели? Генрик Сенкевич. Камо грядеши Польский писатель Генрик Сенкевич написал свой главный роман «Камо грядеши» в 1894–1896 годах. Контекст романа — гонения императора Нерона на христиан (64–68 годы). В центре внимания жизнь христиан в Риме. Нерон, чтобы обрести вдохновение и написать поэму, устроил пожар в Риме, уничтоживший несколько кварталов города. В поджоге обвинили христиан. Среди главных героев романа — апостолы Петр и Павел, обратившие множество людей в христианство. Название взято из предания: однажды Петр, которого собирались схватить, чтобы подвергнуть пыткам, покинул Рим и вдруг увидел идущего навстречу Христа. Спросив Его, куда Он направляется (по латыни «quo vadis, Domine?», или, в старославянском переводе, «камо грядеши, Господи?»), Петр услышал: «Иду в Рим, чтобы снова быть распятым». В слезах Петр вернулся обратно в Рим. Роман Сенкевича о том, как личность Христа вдохновляет христиан, как вера в Него поддерживает их в гонениях. Роман не лишен исторических неточностей. Кто-то обвиняет его в идеологической подоплеке. Однако для многих это произведение открывает Христа и вдохновляет на изучение христианской веры. Цитата из книги: «Почитать Христа недостаточно, надо еще жить согласно Его учению. Надлежит оскорбляющих нас не только прощать, но любить их и платить им добром за зло; и недостаточно любить добрых, но надо любить и злых, ибо только любовью можно истребить в них зло». Клайв Стейплз Льюис. Хроники Нарнии Многотомник англиканского богослова Клайва Стейплза Льюиса, три части которого были экранизированы, символическим языком пересказывает сюжеты христианской истории. Цикл «Хроники Нарнии» состоит из семи частей:

http://foma.ru/14-glavnyh-knig-o-hriste....

61 В старой александроневской академии были прекрасные певчие и музыканты, устраивавшие концерты в зале, на которые съезжались знатные лица из города, и митрополит Амвросий нередко присутствовал на них. (Зап. Виногр. стр. 560. Русск. стар. 1878. 8.) 64 Разрядные списки дают основание для суждения об успехах учеников. В конце книги приложены все списки окончивших курс. Для суждения же об успехах в некурсовые годы и не в одном высшем отделении берем на выдержку списки за некоторые годы. 1818 г. 1826 г. 1836 г. I разр. II разр. III разр. Вне.р. I разр. II разр. III разр. I разр. II разр. III разр. Высш. отд. Средн. Низш. 1-го Низш. 2-го 1829 г. 1835 г. 1841 г. I разр. II разр. III разр. Вне.р. I разр. II разр. III разр. I разр. II разр. III разр. Средн. Низш. 1-го Низш. 2-го 65 Предпис. Комм. 1828 и затем 1829 г. На основании Высочайше утвержд. 6 дек. 1829 г. положения о способах к улучшению состояния духовенства предписано: «детей незрелого возраста и учения удерживать в низших классах, для совершенствования в свойственных предметах учения... дабы получали более зрелое образование и в более зрелом возрасте приступали к священству». 66 Так в 1837 г., вследствие предписания митрополита, переведен в высш. отделение оставленный по молодости (17 л. впрочем) на повторительный курс в среднем, второразрядный воспитанник Н. П., за которого просила преосв. Серафима крестная мать ученика, помещица. 67 Иногда они вновь сдавали экзамен и получали повышение в списке и напр. Н. Дремяцкий (1829 г.) получил после ревизорского экзамена в 1830 г. 1-й разряд, Ив. Надеин (1831 г.), по желанию, остался на повторительный курс и окончил высоко в первом разр. в 1833 г. 68 Предписание акад. правл. от 9 марта 1834 г. В 30-х годах видим нередкие случаи в спб. семинарии назначения из окончивших курс в старшие, комиссары и проч. 70 Об этом было особое предписание Комиссии дух. уч. и в январе того же 1827 года, чтобы профессоры неопустительно требовали от учеников отчета в уроках и в чтении книг по тому или другому предмету (ср. § 20 и 23 введ. к уставу дух. учил.) Иннокентий же между прочим писал: «дабы сей части весьма важной в методе основательного учения, но большею частию оставляемой без внимания, дать прочное направление, кажется, полезно было бы заставить учащих представлять в семинарское правление повременные таблицы, в коих должны быть означаемы книги и проч...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скажите поскорее. Тогда я сделаю указания на Ваши опыты сего дела... Благослови Вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. Теперь что думаете печатать? Печатайте послание к Римлянам. «Письма о хрис[тианской] жизни» будут переделаны... 3 и 4 – одна книга под заглавием: «Начертание хрис[тианского] нравоучения». Отеческие статьи – из прибавлений 2-го выпуска – составят особую книжечку... остальное все – одна книга – письма с прибавлениями... Когда все уладится, тогда о. архиман[дрита] спрошу, или Вы спросите: согласен ли он? 154. Об указателе. Об издании «Митерикона». Просьба найти статью Об указателе. Об издании «Митерикона». Просьба найти статью «Душа и Ангел не суть нечто телесное, а чистый дух». 3 июля 1890 г. Милость Божия буди с Вами! Просмотрел я начатки указателя к «Добротолюбию», какие Вы прислали. Отец М-в мог бы составить указатель; следовало бы только сделать две-три заметочки... Но у меня есть мысль самому составить указатель. О чем я уже написал и о. архим[андриту] Андрею. Потому подождите входить в сделку с о. Ман-м. Посмотрим, что рекут с Афона. О. архимандрит намекал на издание «Митерикона», как он отпечатан в «Воскресном чтении» – Киевском – давно-давно, кажется, в 54-м или 55-м годах. Я говорил о. архимандриту – там на Афоне списать его и прислать. – А если там не окажется сей журнал, то придется вам найти его в Москве и списать. Подготовьтесь приисканием сего журнала, чтоб наказ о. архиманд[рита] не застал вас врасплох. Не можете ли Вы найти там в Москве «Домашней беседы» за 68-й и 69-й годы. Там моя статья: «Душа и Ангел не суть нечто телесное, а чистый дух». – Ее желалось бы отпечатать особою брошюркою, и для этого списать ее из журнала. Я писал об этом о. архим(андриту) и просил переписать там на Афоне, если есть... А если нет, чтоб он Вам наказал это сделать... Потрудитесь, когда придет повеление. Вот сколько Вам поручений. Помоги Вам, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. 155. О полученных книгах. Об уставах. Об опечатках 15 окт. 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

823 Платонов С. Ф. Несколько воспоминаний о студенческих годах//Дела и дни. Пг., 1921. Кн. 2. C. 125 (благодарю Л. Г. Климанова за указание на это высказывание). 824 Все три рукописи сохранились в архиве Изм. Ив. Срезневского: ПФА РАН. Ф. 216. Оп. 3. Д. 396 (13 л., заглавие: «Черты характера Владимира Мономаха , насколько они проявляются в послании Никифора митрополита Киевского к Великому князю Володимеру сыну Всеволожю, сына Ярославля» – автограф И. В. Помяловского); Там же. Д. 539 (68 л., заглавие: «Словоуказатель къ Русской Правде по списку Синодальной Кормчей» – автограф И. В. Помяловского); Там же. Д. 710 (57 л., заглавие: «Греческие харатейные рукописи VI века. Глава I: Венский царский кодекс Диоскорида» – автограф И. В. Помяловского). Следует отметить, что во всех этих случаях студент Помяловский пользо­вался существующими изданиями, без обращения непосредственно к рукописям названных памятни­ков. В отношении Диоскорида он, например, подчеркивает: «Мы не имели возможности при описании рукописи пользоваться ею самою, но собрали отовсюду достаточно данных, на основании коих мож­но составить о ней довольно точное понятие» (Там же. Д. 710. Л. 1). 826 Редин Е. К. Памяти проф. И. В. Помяловского. С. 50. Редин считал Помяловского «одним из первых пионеров русской филологии, сумевших отрешиться от слепого заимствования результатов западной науки и следования им». 827 Жебелев С. А. Памяти Ивана Васильевича Помяловского. С. III. Ср. мнение Е. К. Редина: «Проф. П. – основатель одной из дисциплин классической филологии в русской науке: совместно с проф. Ф. Ф. Соколовым он первый ввел занятия классической эпиграфикой, создал школу эпиграфистов, обогативших нашу литературу ценными исследованиями в этой области» (Редин Е. К. Памяти проф. И. В. Помяловского. С. 49). Ср. также: Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографиче­ские очерки. СПб., 1999. С. 178 (И. В. Помяловский назван «зачинателем нового направления» наряду с Ф. Ф. Соколовым и П. В. Никитиным), 198 (приводится вышеуказанное высказывание С. А. Жебелева о Помяловском).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончался настоятель Покровского храма в Измайлове протоиерей Владимир Бушуев 10 мая, 2020. Новостная служба Ему было 67 лет 10 мая. ПРАВМИР. На 68-м году жизни от вызванных коронавирусной инфекцией осложнений скончался настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове протоиерей Владимир Бушуев. Об этом сообщается в Facebook Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Владимир Алексеевич Бушуев родился 15 сентября 1952 года в Москве. В 1970-72 годах служил в рядах Советской армии. В 1973-81 годах — референт редакции «Журнала Московской Патриархии». В 1974-1977 годах обучался в Московской духовной семинарии, в 1977-81 годах — в Московской духовной академии. 8 октября 1980 года рукоположен в сан диакона, 22 февраля 1981-го — в сан иерея. В 1981-82 годах — штатный священник Тихвинского храма города Ступино Московской области, в 1982-84 годах — настоятель Никольского храма села Жегалово Щелковского района Московской области, в 1984-87 годах — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин Московской области, а также благочинный храмов Клинского района Московской области, в 1987-93 годах — настоятель Троицкого храма поселка Удельная Раменского района Московской области, а также благочинный храмов Раменского и Люберецкого районов Московской области, в 1993-97 годах настоятель Троицкого храма города Раменское Московской области, а также благочинный храмов Раменского и Люберецкого районов Московской области, в 1997-98 годах — настоятель Вознесенского храма села Речицы Раменского района Московской области. В 1986 году возведен в сан протоиерея. С 1998 года — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове города Москвы. В 2002-2011 годах — председатель Канонической комиссии Московской епархии, с марта 2003 года — член Историко-правовой комиссии Московской епархии. В 2005-2008 годах — член Епархиального совета Московской епархии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/skonchalsya-nastoyatel...

Архив Пн Вышел 68-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 4 марта 2023 г. 15:37 Вышел в свет 68-й алфавитный том «Православной энциклопедии» . В новом томе продолжается публикация статей на букву «Т». Открывает настоящее издание статья о выдающемся католическом богослове и естествоиспытателе Тейяре де Шардене и завершает том статья о Томской области. Содержание тома отличается разнообразием. В нем представлена страноведческая тема, в частности, том содержит статью о Того. 67-й том включает многочисленные материалы о православных епархиях и викариатствах, а также о регионах России, в частности о Темниковском викариатстве, Тернопольской епархии Украинской Православной Церкви , Тимокской епархии Сербской Православной Церкви , Тираспольской , Тихвинской , Тихорецкой , Тобольской , Тольяттинской , Томской епархиях Русской Православной Церкви. Обширная статья о Патриархе Тихоне включает разделы о детских и юношеских годах святителя, преподавательской деятельности и принятии монашества, пребывании во главе Ярославской и Виленской епархий, избрании на Московскую кафедру, начале деятельности Поместного Собора 1917 года, избрании Патриархом, первых годах Патриаршества, служении Патриарха в 1921 году и участии в борьбе с голодом, о советской кампании по изъятию церковных ценностей, пребывании Патриарха под следствием в Донском монастыре , подготовке процесса над Патриархом Тихоном и тюремном заключении, деятельности Патриарха Тихона в 1923 году после освобождения, Патриаршем служении в 1924 году. В статье также рассказывается о значении деятельности Патриарха Тихона для Русской Православной Церкви, обретении его мощей, почитании и канонизации, иконографии и фотографиях, на которых присутствует Патриарх, его портретах и лицевом шитье. Читатель также найдет в томе информацию о чудотворце Тихоне, епископе города Амафунта, изначально почитавшемся на острове Крит, и святителе Тихоне (Соколовском), подвизавшемся в Задонском в честь Рождества Богородицы мужском монастыре. В статье подробно рассказывается о детских годах православного чудотворца, периоде обучения, преподавательской деятельности, поставлении во епископа, деятельности на Воронежской кафедре и во время пребывания на покое, кончине и погребении, а также о мощах и почитании святого, его сочинениях и рукописях, таких как «О истинном христианстве», «Сокровище духовном», о его проповедях и увещеваниях, архипастырских посланиях, богословии, индивидуальном языке и стиле, иконографии.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

Адрес: 422610, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 24. Телефон: (84378) 2-55-68 Подробнее... Храм преподобной Ксении Римляныни (Мамадыш) [ править править код ] Храм преподобной Ксении Римляныни построен в 1876-1882 годах на средства мамадышского купца Гавриила Семеновича Распопова. В память его жены, Ксении Егоровны, он завещал освятить храм во имя преподобной Ксении Миласской. В настоящее время это единственный действующий храм в Мамадыше. Адрес: Республика Татарстан, г. Мамадыш, пер. Пугачева, д. 16а Телефон: (85563) 3-25-68 Проезд: Из центра города по улице Тукая в западном направлении, налево на улицу Пугачева перед районными теплосетями, направо в следующий поворот. Через 200 метров дорога упрется в церковь. С центральной улицы Советская - налево в конце. перед Домом культуры, через 200 метров направо, на улицу Пугачева, еще через 130 метров — налево. Подробнее... Свято-Троицкий собор (Тетюши) [ править править код ] Троицкий собор г. Тетюши – первое каменное здание города, построенное в 1773-1777 годах на средства прихожан. В 1887 году церковь перестраивалась на средства купца П.В. Серебрякова. В 1904-1907 гг. проводилась капитальная реконструкция. В 1930-х годах храм был закрыт советской властью и подвергся разорению (полностью был уничтожен алтарь, разрушена колокольня и её фундамент, уничтожены купола и церковная ограда). С 1950-х годов здание храма занимала Тетюшская автошкола ДОСААФ, пространство храма было перекрыто в два этажа, уничтожена старинная роспись, здание приспосабливалось под нужды курсантов. В 1989 году в Тетюшах образовалась православная община, которая стала отстаивать своё право на то, что осталось от храма. 30 сентября 1990 года состоялось освящение Никольского придела собора, со служб в этом приделе началась регулярная церковная жизнь прихода. Освящение совершил епископ Казанский и Марийский Анастасий (ныне архиепископ Казанский и Татарстанский). Адрес: Республика Татарстан, г. Тетюши, ул.Свердлова, д. 4 Телефон : 8 (84373) 2-52-31 ; +7 (84373) 2 55-21

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010