Нам кажется, что свидетельств Тертуллиана вполне достаточно, чтобы убедиться, что Церковь в первое же время своего бытия знала – подчеркиваем, что не только верила, а именно знала, – в кого она верит. Знала, что Христос не мифическая личность и что Его Апостолы – реальные основатели быстро растущих поместных христианских общин. Не менее известный писатель конца второго века Иустин Философ подтверждает, что Христос жил 150 лет назад. О том же говорит и ряд других церковных историков. Известный апологет Кодрат, живший в первой половине II века, писал в своей апологии римскому правительству, что «и сейчас еще живы люди, исцеленные Христом». Все. это дает картину живой и непосредственной связи. О Христе свидетельствуют известные римские историки. Так, о гонениях на христиан в сороковые годы говорит римский историк Светоний (70–140), автор жизнеописаний римских императоров. В одном из них – в «Жизни Клавдия» – он пишет, что император Клавдий (правил в 41–54 годах) «изгнал из Рима иудеев, которые под влиянием Хрестоса не переставали производить беспорядки». Выражение «под влиянием Хрестоса» может означать «из-за Христоса». Что касается «е», поставленного вместо «и», то это объясняется обычным смешением греческой буквы «иты», которую римляне читали и как «и», и как «е». Это согласуется с книгой Деяний апостолов:  Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима  ( Деян.18:2 ). В книге Деяний также говорится, что последователи Христа впервые стали называться «христианами» в Антиохии примерно в сороковые годы ( Деян.2:26 ). Итак, в сороковые годы в Риме происходили волнения среди иудеев из-за веры во Христа, что, согласно свидетельству Деяний, происходило в те годы повсеместно, где только жили иудеи, так как проповедь о Христе Распятом для них, ненавидящих самый символ Креста, была чрезвычайно оскорбительна. У Светония же находим и другое свидетельство о христианах. В своей книге «Жизнь Нерона» он сообщает, что император Нерон (правил в 54–68 годах) подверг наказанию «зловредный род христиан, зараженных новым суеверием». С точки зрения римских законов, появление всякой новой религии считалось недозволенным и расценивалось как преступление, так как всегда вносило беспорядки. Сейчас важно, что во времена Нерона, то есть в шестидесятые годы, христиане представляли собой уже нечто целое – организацию, объединенную именем своего Основателя.

http://azbyka.ru/o-smysle-zhizni-bogoslo...

52 Нерон (37–68; годы правления 54–68) – римский император, чье правление ознаменовалось многочисленными казнями по политическим мотивам; матереубийца. В его царствование случился великий пожар Рима (64 год), после которого Нерон начал массовые гонения на христиан, объявив их поджигателями. Веспасиан (9–79; годы правления 69–79) – римский император; восстановил Капитолий и построил Колизей. После его смерти в Риме был построен храм в его честь. 53 Навуходоносор – вавилонский царь; правил примерно в 604–561 годах до Р. X. Один из великих завоевателей, покоривший народы Ассирии, Финикии, Палестины и Египта; четырежды захватывал Иерусалим и отвел большую часть иудеев в плен в Вавилон. Навуходоносор славился не только своими победами. Он украсил свою столицу, укрепил ее громадною каменной стеной, развил земледелие, построил водопроводы, провел множество каналов, дорог и т. п.; Навуходоносор устроил висячие сады для своей жены мидиянки Никотрисы, считавшиеся у древних одним из семи чудес света и приписываемые обыкновенно Семирамиде. Его богатства, приобретенные от завоеванных стран, были огромны; на службе у Навуходоносора находились миллионы чужестранных пленных, которых он употреблял для архитектурных и вообще для строительных работ. Однако славе его царствования равнялась и чрезмерная его гордость, за которую он был наказан Богом лишением разума ( Дан.4:27–31 ). 54 А пис – древнеегипетский бог плодородия, изображавшийся в облике быка; Ваал – один из языческих богов, широко почитаемый на всем языческом Востоке, бог солнца, земных произведений и чувственных удовольствий; Бахусу и Венере поклонялись в Древнем Риме как богу виноделия и богине весны и плотской любви. 55 Будущий апостол Павел, а в то время гонитель христиан Савл ослеп при явлении ему Господа в виде света; когда же христианин Анания, по воле Божией, возложил на него руки, он прозрел, и после этого принял крещение ( Деян.9:3–18 ). Подобно ему, князь Владимир, еще будучи язычником, заболел глазами и ослеп; во время же совершения над ним Крещения он прозрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Вдоль северной стены собора (с востока на запад): Киприан, епископ Пермский и Вологодский (1547–1558, перезахоронен здесь в 1587 году); святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский (правил в 1585–1587 годах, скончался 26 октября 1587 года); Иоасаф II, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1603–1609 годах, скончался 3 июня 1609 года); Корнилий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1620–1625 годах, скончался 17 марта 1625 года); Нектарий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1613–1617, 1625–1626 годах, скончался 3 июня 1626 года), похоронен на северной стороне последним. Вдоль южной стены собора (с востока на запад): Гавриил (Кичигин), архиепископ Вологодский и Белозерский (правил в 1685–1707 годах, скончался 30 марта 1707 года); Павел, епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1716–1725 годах); Пимен II (Савелов), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1740–1753 годах, скончался 26 мая 1753 года); Серапион (Лятушевич), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1753–1761 годах, скончался 22 апреля 1762 года); Иосиф II (Золотой), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1761–1774 годах, скончался 25 декабря 1774 года); Ириней (Братанович), епископ Вологодский и Белозерский, с 1788 года – епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1775–1796 годах, скончался 23 апреля 1796 года); Арсений (Тодорский), епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1796–1802 годах, скончался 15 июня 1802 года). 22 сентября 1612 года на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». В ходе Вологодского разорения город был разграблен и сожжён, сильно пострадал в огне и Софийский собор. Он восстанавливался на собранные с храмов епархии деньги в 1613–1616 годах. Главный престол собора был вновь освящён в декабре 1613 года, а Предтеченский придел – в июне 1614 года. В 1621–1622 годах был построен новый иконостас. В соборе бывали приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II. Советская власть, ставя задачу снижения роли Церкви в жизни общества, использовала любые поводы для закрытия храмов и поддержания противостояния внутри Церкви. 14 августа 1923 года постановлением губернского отдела управления договор на использование Софийского собора с общиной верующих патриаршего толка был расторгнут, и Софийский собор перешёл к общине обновленцев.

http://sobory.ru/article/?object=00233

I. Правила св. Апостолов: I–II вв. 85 правил. Правила Вселенских соборов: Первый – Никейский 20 правил Второй – Константинопольский 7 правил Третий – Ефесский 8 правил Четвертый – Халкидонский 30 правил Шестой – Трулльский или Пято-шестый 102 правила Седьмой – Никейский 22 правила Правила Поместных Соборов: Анкирский 25 правил Неокесарийский 15 правил Гангрский 21 правило Антиохийский 25 правил Лаодикийский 60 правил Сардикийский 20 правил Карфагенский 147 правил Константинопольский 1 правило Константинопольский Двукратный 17 правил Собора, бывшего во храме Премудрости Слова Божия 3 правила IV. %/td% %td% Правила и канонические послания Святых Отцов: 4 правила 258–262 гг. 12 правил 15 правил 356–370 гг. 3 послания 370–378 г. 91 правило Тимофея Александрийского 380–385 г. 18 ответов 370–389 г. 1 послание 8 правил 1 послание Феофила Александрийского 385–412 г. 14 правил 412–444 г. 5 правил послание 1 послание 582–595 гг. 65 правил Правила Никифора Исповедника 818 гг. 49 правил Таким образом, для того, чтобы решить заявленную нами в названии научно-практическую задачу по установлению отношения Церкви к зрелищам в целом, и к театру в частности, нам будет необходимо рассмотреть весь канонический корпус христианской Церкви на предмет выявления сущности постановлений о зрелищах. Только каноны, как не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил христианской жизни (личной и общественной), могут стать основанием для утверждения, что Церковь так или как-то иначе относится к зрелищам. Мы будем пользоваться самыми авторитетными изданиями канонов: на греческом языке – «Пидалион» и «Синтагма», – где правила приводятся в оригинале 15]; на церковнославянском – «Кормчая» на русском – «Книга Правил» Переходя к непосредственному рассмотрению канонов Православной Церкви о «зрелищах», мы попытаемся выяснить, относятся ли они к театру и если да, то какие. Наш обзор мы будем вести в порядке появления канонов: Апостольские постановления, далее определения Вселенских Соборов и Поместных Соборов, затем канонических Правил Святых Отцов и закончим мнениями о «зрелищах» различных церковных деятелей, творения которых не вошли в канонические сборники Правил, но тем не менее пользуются высоким авторитетом в Православной Церкви. I. Правила Святых Апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

По числу правил, усвояемых некоторым соборам и отцам Церкви, между собранием Властаря и другими собраниями правил есть различие. Так, Неокесарийскому собору Властарь усвояет (в предисловии) 14-ть правил, – собору Ганрскому – 19, Карфагенскому – 139, Тимофею Александрийскому – 15-ть, тогда как по употребительным в настоящее время собраниям (напр. по книге правил св. Апостолов, св. соборов вселенских и поместных и св. Отец, изд. Св. Синода... 1839, 1843, 1862 гг. и позднейших), – первому из означенных соборов принадлежит 15-ть правил, Гангрскому – 21, Карфагенскому – 147, Тимофею Александрийскому – l8-mь. Но счисление собраний Восточной церкви показывает, что все собрания правил в существе дела между собою совершенно согласны, и есть только различи в семь отношении между ними и собраниями западными; различие же Властарева собрания от других собраний и других собраний между собою в этом отношении происходить не от недостатка в том или другом собрании каких либо правил того или другого собора, – или того или другого св. Отца, но от соединения двух или нескольких правил в одно. Так, направила 13 и 14 (по счету «Кинги правил») правила собора Неокесарийского в других собраниях, как, направила у Иоанна Схоластика (Voell. et Just. Bibl. Jur. Canon, tom. II, p. 545), составляют одно правило, разделение этого одного правила на два приписывают Вальсамону (Vid. in. Bibl. Voell. et Just, tom. I, p. 13). А так как Властарь в изложении правил в своей Синтагме пользуется толкованиями Вальсамона, – то, хотя в предисловии к книге. Неокесарийскому собору усвояет только 14-ть правил, – а в изложении правил согласно с счислением Вальсамона, – приводить постановления этого собора под именем правила 15-го (именно в главе 5 от дела буквы «δ»)· Различие же в числе правил соборов – Гангрского, Карфагенского, Тимофея Александрийского к других св. Отцов, как, то: Григория Неокесарийского , Феофила Александрийского, – происходить единственно от того, что некоторые правила, соединенные прежде в одно, в позднейших изданиях разделены на два, на три и более, направила правила собора Карфагенского: 19, 20, 21 и 22, но счету «Книги правил», составляют у Властаря одно правило 19-е (см. гл. 82 бук. «κ» гл. 2 бук «γ» гл. 5 бук. «δ» и гл. 2 бук. «η»); 25, 26 и 27-по Кн. правил, – одно 18-е у Властаря (см. гл. 4 бук «χ» гл. 1 бук. «β») и мн. др. Также причина различая в счете правил Карфагенских между «Книгою правил» и Греческою Кормчею-Пидалионом (См. в ст. И. Ннкольского: «Греч, корм. книга Пидалион в Чтен. Моск. Общ. люб. дух. просв.1884 г. г кн. 2, стр. 513–515; а также отд. изд. её. М. 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

3. Мы видели, что во втором правиле трулльского собора упоминаются 85 Апостольских правил. Такое число Апостольских правил мы находим в каноническом сборнике Иоанна Схоластика, константинопольского патриарха, составившего свой сборник около 550 года, след., за 140 лет слишком до трулльского собора Ранее этого времени неизвестно кто упоминает сборник Апостольских правил с таким количеством правил. Но что они были в таком именно количестве с самого начала, - об этом свидетельствует практика церкви первых веков, что видно из сочинении отцев и учителей церкви этой эпохи. Такое число Апостольских правил восточная церковь всегда принимала и признавала, равно и доселе принимает и признает. На западе принято только 50 Апостольских правил. В первой половине VI века настоятель одного римского монастыря Дионисий (Dionisius exiguus), по приглашению солинского (в Далмации) епископа Стефана, перевел с греческого на латинский язык один канонический сборник, а в начале сборника поместил 50 Апостольских правил Основываясь на этом Дионисиевом сборнике, весь запад, с большими или меньшими ограничениями, принял такое именно число этих правил. Существует два мнения, почему Дионисий принял в свой сборник только 50 Апостольских правил. По одним, это зависело от особенностей греческого сборника, из которого Дионисий делал свой перевод и в котором было только 50 правил, - они доказывают свой взгляд различием текста правил, как они изложены в Дионисиевом сборнике, от текста тех же правил в греческих рукописных сборниках Но трудно принять это мнение, ибо почти невозможно допустить, чтобы Дионисий, получив приглашаете перевести для церковного употребления запада правила восточной церкви, так легко понял свое дело и не постарался бы сравнить, по крайней мере, несколько греческих рукописей и на основании их составить свой сборник, задача коего настолько была важна. А это сравнение должно было, без сомнения, привести его к заключению, что на востоке признавали и принимали гораздо большее число правил; тем более, что в то время Стефан ефесский издал свой канонический Синопсис, в котором, если и не находим 85 Апостольских правил, а только 77, но по содержанию своему (синоптическому) они соответствуют всем нашим теперешним 85 правилам. Тоже мы должны сказать и о Синопсисе Симеона магистра из эпохи Дионисиевой, где приведено 82 правила А несколько лет спустя после Дионисия Иоанн Схоластик издал свой канонический сборник, в котором было полных 85 правил. Сообразно с этим нужно признать неосновательным и весьма поверхностным вышеуказанное мнение о том, что Дионисий внес в сборник не 85, но лишь 50 правил потому, что в греческой рукописи, с которой он делал свой перевод, было только 50 правил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мы видели, что во втором правиле трулльского собора упоминаются 85 Апостольских правил. Такое число Апостольских правил мы находим в каноническом сборнике Иоанна Схоластика, константинопольского патриарха, составившего свой сборник около 550 года, след., за 140 лет слишком до трулльского собора 19 . Ранее этого времени неизвестно кто упоминает сборник Апостольских правил с таким количеством правил. Но что они были в таком именно количестве с самого начала, – об этом свидетельствует практика церкви первых веков, что видно из сочинений отцов и учителей церкви этой эпохи. Такое число Апостольских правил восточная церковь всегда принимала и признавала, равно и доселе принимает и признает.    На западе принято только 50 Апостольских правил. В первой половине VI века настоятель одного римского монастыря Дионисий (Dionisius exiguus), по приглашению солинского (в Далмации) епископа Стефана, перевел с греческого на латинский язык один канонический сборник, а в начале сборника поместил 50 Апостольских правил 20 . Основываясь на этом Дионисиевом сборнике, весь запад, с большими или меньшими ограничениями, принял такое именно число этих правил. Существует два мнения, почему Дионисий принял в свой сборник только 50 Апостольских правил. По одним, это зависело от особенностей греческого сборника, из которого Дионисий делал свой перевод и в котором было только 50 правил, – они доказывают свой взгляд различием текста правил, как они изложены в Дионисиевом сборнике, от текста тех же правил в греческих рукописных сборниках 21 . Но трудно принять это мнение, ибо почти невозможно допустить, чтобы Дионисий, получив приглашение перевести для церковного употребления запада правила восточной церкви, так легко понял свое дело и не постарался бы сравнить, по крайней мере, несколько греческих рукописей и на основании их составить свой сборник, задача коего настолько была важна. А это сравнение должно было, без сомнения, привести его к заключению, что на востоке признавали и принимали гораздо большее число правил; тем более, что в то время Стефан ефесский издал свой канонический Синопсис, в котором, если и не находим 85 Апостольских правил, а только 77, но по содержанию своему (синоптическому) они соответствуют всем нашим теперешним 85 правилам. Тоже мы должны сказать и о Синопсисе Симеона магистра из эпохи Дионисиевой, где приведено 82 правила 22 . А несколько лет спустя после Дионисия Иоанн Схоластик издал свой канонический сборник, в котором было полных 85 правил. Сообразно с этим нужно признать неосновательным и весьма поверхностным вышеуказанное мнение о том, что Дионисий внес в сборник не 85, но лишь 50 правил потому, что в греческой рукописи, с которой он делал свой перевод, было только 50 правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Тот же автор, говоря об источниках права в русской церкви и именно об издании в 1839 г. Святейшим Синодом «Книги правил», прибавляет, что «после Книги правил в России был издан и Пидалион, как свидетельствует об этом предисловие к румынскому переводу Пидалиона 1844 г.» 7 Мы не знаем, есть ли где-нибудь в рукописи русский перевод Пидалиона, но в печати не было и нет. Тем не менее несомненно, что греческая кормчая книга, Пидалион, была принята во внимание при издании русской «Книги правил» и оставила в ней свои следы. Доказательство первого, т. е. что Пидалион был в числе руководств при издании Книги правил, можно видеть в недавно изданных письмах бывшего митрополита московского Филарета к А. Н. Муравьеву, заведовавшему, по поручению Синода, изданием Книги правил. На вопрос Муравьева: нужно ли Тимофею (Александрийскому, которому принадлежат 18 ответов (ρωταποκρσεις) по Пидалиону, как и по Книге правил), придавать титул святейшего, которого не придавали прочим (Феофилу, например), и указание на собор?-митрополит Филарет отвечал: «Греческая кормчая называет Тимофея святейшим и в тоже время епископом (архиепископом – Пид.). Я сказал архимандриту Платону, чтобы справился в пандектах, и если так и там, то на что переменять? Пусть видят старинное титулование. Воспоминание бытности на вселенском соборе не лишнее. Охотнее послушают правила того, кто изрекал с прочими вселенские правила». 8 Очевидно, и вопрос возбужден был Пидалионом и ответ дан сообразно с Пидалионом. Что касается следов влияния Пидалиона на Книгу правил, то это влияние всего заметнее отразилось, например, в изложении и особенно делении правил карфагенского собора. Здесь издатели Пидалиона, следуя, по словам Ралли, больше собственному суждению, нежели рукописным кодексам, ввели свое особенное деление правил, 9 а по словам издателей Пидалиона, они сделали это со спроса и по совету лучших и мудрейших людей, именно: разделили правила, различные по своему существу и соединили разделенные в других изданиях, но одинаковые по предмету, привели в вид правил деяния соборов и собеседования отцов. 10 Это деление правил, изобретенное издателями Пидалиона, нашло место и в Книге правил. Укажем для примера 14, 15, 16 и 17 правила, образованные издателями Пидалиона из одного 15-го Беверегиева, 18, 19, 20, 21 и 22 из 16-го Бев., 55 и 56-е из 51 Бев. (47 Ралли), 101 и 102-е из 99 (96); 105 и 106-е из 100 (99), 131-е из 125 и 126 Бев., 141 из 136 и 137 (или 133–4 Бев.) по Ралли 132–3. Нельзя же объяснить случайностью такое совпадение делений и соединений Пидалиона и Книги правил – тех правил, которые в ином виде представляются в прежних изданиях правил, когда при том известно, что первый был под руками издателей последней. Считаем не лишним упомянуть, что русские канонисты (разумеем автор «Опыта курса церк. Законоведения») пользуются Пидалионом наряду с другими источниками права в православной восточной церкви. В указанном опыте можно видеть статьи, составленные, заметно, под влиянием Пидалиона. 11

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Весьма вероятно, что в этой книге святого Климента о церковных правилах находилось много таких правил, которые известны ныне под именем апостольских, но действительно ли святой Климент Александрийский собрал все восемьдесят пять апостольских правил, этого нельзя верно решить, так как на это нет никаких положительных сведений. Вообще, нужно заметить, что какие бы мы ни употребляли усилия, дабы узнать, кто именно трудился над собранием и приведением в один состав апостольских правил, во всяком случае имя такого лица для нас всегда останется неизвестным. Несомненно только то, что таким трудом занималось несколько людей, но никак не одно лицо. В этом мы легко можем убедиться, если обратим внимание на то, что в настоящем виде и составе правила расположены без всякого плана и порядка и изложены так, что в них нельзя не заметить частого повторения одних и тех же правил с некоторым, однако же, различием Всего этого не могло быть, если бы над собранием и изложением в письмени всех этих правил трудилось одно какое-либо лицо. А так как апостольские правила сохранялись первоначально по частям, и притом не в одной, а в различных церквах, то, без всякого сомнения, в каждой церкви пастыри старались собрать и записать только те правила, которые у них были известны по преданию. Оттого-то сначала было несколько сборников, из которых одни содержали в себе гораздо более правил, чем другие. До нас дошли по крайней мере два таких сборника из которых один содержит в себе только пятьдесят апостольских правил, а другой - восемьдесят пять. Таким образом, греческий сборник, которым пользовался Дионисий Малый, принадлежал к совершенно другому роду сборников, чем тот, которым пользовался Иоанн Схоластик. Впрочем, некоторые думали, что и тот сборник, которым пользовался Дионисий, заключал в себе восемьдесят пять правил, но только этот собиратель опустил следующие за пятидесятым правилом с намерением, так как некоторые из них, например, шестьдесят четвертое, противоречили учению Римской церкви но маловероятность такого мнения очевидна, так как ни одно из указанных нами правил не могло возбудить в Риме такого сильного противодействия, как приведенное Дионисием сорок шестое правило, которое, вопреки учению Римской церкви, признает крещение еретиков недействительным Притом сам Дионисий уверяет, что он только пятьдесят правил нашел в одном греческом манускрипте И хотя кодекс, которым пользовался Дионисий Малый, и не заключал в себе более пятидесяти правил, но почти в то же время известен был другой подобный экземпляр, содержащий восемьдесят пять правил, которым пользовался Иоанн Схоластик А потому и основание различных изданий, может быть, заключалось не в произвольных пропусках или прибавлениях издателей, но в самих списках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

Затем следуют правила девяти поместных соборов: а)      из IV века: 1) Анкирского (314 г. в Галатии) 25 правил, 2) Неокесарийского (в Каппадокии 315 г.) 15 правил, 3) Гангрского (в митрополии Пафлогонийской в Малой Азии между 340–370 г.) 21 правило, 4) Антиохийского (341 г.) 25 правил, 5) Лаодикийского (в конце IV в.) 60 правил, 6) Сардикийского (в Иллирии в половине IV в.) 20 правил; б) из V века: 7) Карфагенского собора (419–426 г.) 147 правил и одно правило Константинопольского при патриархе Нектарии (394 г.); в) из IX века: 8) Константинопольского четвертого, двукратного собора (861 г.) 17 правил и 9) собора Константинопольского пятого (879 г.) 3 правила. Кроме правил вселенских и поместных соборов, в канон церковный приняты еще церковью правила тринадцати – св. отцов, именно: а) из первых трех веков: 1) правила св. Дионисия Александрийского , 2) правила св. Петра Александрийского , 3) правила св. Григория Неокесарийского ; б) из IV века: 4) правила св. Афанасия Великого , 5) св. Василия Великого , 6) св. Григория Нисского , 7) св. Григория Богослова , 8) св. Тимофея и 9) Феофила Александрийских, 10) св. Амфилохия Иконийского ; в) из V века: 11) св. Кирилла Александрийского , 12) св. Геннадия Константинопольского ; г) из VIII века: 13) св. Тарасия, патриарха Константинопольского . Первостепенное значение в ряду других правил церковного канона занимают 85 правил св. апостолов, потому что они составляют основу церковного законодательства. Все последующие постановления вселенских и поместных соборов и отцов церкви суть ничто иное, как развитие и разъяснение правил апостольских. Соборы, начиная с IV века, и отцы церкви один за другим утверждают в своих канонах и разрабатывают этот источник древнего предания и обычая, извлекая из него по частям те или другие правила и развивая на основании их подробнейшие узаконения церковные, применительно к обстоятельствам и требованиям времени. Вследствие такого значения апостольских правил, мы можем постигнуть дух церковного законодательства и основные законы иерархического устройства вселенской церкви, изучивши и изъяснивши эти правила, и сопоставивши с ними правила св. соборов и св. отцов; потому что апостольские правила представляют образцы первоначальных отношении и жизни, еще полной свежего религиозного одушевления, не подвергшейся различным посторонним влияниям, которые отразились на ней впоследствии, когда церковь вступила в тесный союз с государством. Объяснение апостольских правил и сопоставление их с правилами соборов и святых отцов

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010