В частности, в самом начале своего сочинения он рассказывает, что Иоаким, желая в один из праздников поднести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, был остановлен неким Рувимом, который сказал ему, что Иоаким не может «приносить дары первым», так как «не произвёл потомства Израилю» . Опечаленный этим Иоаким уходит в пустыню, поселившись в шатре и собираясь там «поститься сорок дней и ночей», совершать молитву и ждать «пока Господь не снизойдёт» к нему. Анна, узнав об этом, придаётся скорби – из-за бесплодия и из-за возможного вдовства, если бы муж решил поститься в течение всего заявленного срока, что, вероятно, могло грозить летальным исходом. Её скорбь усиливается из-за оскорблений, которые позволяет себе в адрес госпожи служанка Анны. В своей молитве Анна упоминает об отлучении ее от Храма , что, понятно, является недостоверным, так как подобной практики не существовало в иудаизме никогда . Все эти, как и другие, подробности апокрифа заставляют сомневаться в историчности тех или иных сцен данного раннехристианского сочинения, однако нельзя совсем исключить какой-то процент достоверности в этих повествованиях, определить который теперь, впрочем, не представляется возможным . После рождения Марии Анна и Иоаким «устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» . Когда Марии исполнился год, Иоаким пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» . В 7-й главе «Протоевангелия Иакова» описана сцена введения Пресвятой Марии во храм . Когда Мария достигла 3-летнего возраста, Анна и Иоаким решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. Вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками. По окончании церемонии «ушли ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» .

http://bogoslov.ru/article/1105892

Важным событием в жизни Новгородской епархии при архиепископе Пимене было открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты 30 апреля 1558 года 46 . “Храм же бе той до проявления святаго тесен и темен бысть, повелением же сего архиепископа Пимина распространен бысть храм пространен и светел и подписан бысть храм и златом обложы. Мощы же святителя Никиты из старыя каменныя раце в древяную раку преложены быша и поставлены на том же месте, иде же обретены в церкви святых праведных богоотец Иакима и Анны, творя многа чюдеса благодатию Христовою и до сего дни с верою приходящим” 47 . В связи с этим он пишет письмо Митрополиту Макарию, испрашивая благословение о том, как писать образ святого. Вторая редакция Жития святителя Никиты Новгородского была создана по благословению Новгородского архиепископа Пимена игуменом Данилова монастыря Иоасафом после обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Начало: “Иже в Троице прославляемаго” 48 . Автор пишет, как архиепископ «“Пи­­­мен не терпит такое сокровище без написания держати”. Он хочет, чтобы “весть вошла в ушию, иже тогда царствующу, Ивану слышится, так же и Митрополиту всея Русии Макарию” и распространилась по всей Российской земле» 49 . Вскоре архиепископом Пименом был перестроен придел в честь Иоакима и Анны, где были обретены мощи святителя Никиты 50 . Антоновский игумен Маркелл Безбородый написал при нем канон “вельми чуден” святителю Никите, с которым затем направился в Москву к Митрополиту Макарию 51 . Несомненно, архиепископ Пимен знал еще одного макарьевского книжника, богослова-полемиста — отенского инока Зиновия, автора похвальных слов Новгородским святителям Никите, Ионе, службы архиепископу Ионе 52 . После ремонта храма в Отенской обители в нее прибыл Новгородский архиепископ Пимен. При совершении молебна гробница с мощами святителя Новгородского Ионы была поставлена на прежнем месте. “Егда же архиепископ на целование священных мощей откры раку блженнаго Ионы, почюща предстоящии раце иже о архиепископе благия воня исходяща от мощей святителя Ионы” 53 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

На литии стихиры, глас 1, самогласны. Стефана Святоградца: Начало нашего спасения, людие, днесь бысть:/се бо пронареченная от родов древних/Мати и Дева и приятелище Божие/от неплодове родитися происходит,/цвет от Иессея и от корене его жезл прозябе./Да радуется Адам праотец,/и Ева да веселятся радостию,/се бо созданная от ребра Адамова дщерь и Внуку блажит явственне:/родися бо мне, рече, избавление,/егоже ради от уз адовых свобождуся./Да радуется Давид, бия в гусли,/и да благословит Бога,/се бо Дева происходит от утробы неплодныя,/ко спасению душ наших. Глас 2: Приидите, любодевственнии вси/и чистоты рачителие,/приидите, подымите любовию девства похвалу,/от камене твердаго текущий источник жизни/и от безчадствующия купину невещественнаго Огня,/очищающаго и просвещающаго души наша. Анатолия Патриарха: Что шум празднующих бывает?/Иоаким и Анна торжествуют тайно:/радуйтеся с нами, глаголюще, Адаме и Ево, днесь,/яко имже древле преступлением затвориша рай,/плод благославен нам дадеся,/Богоотроковица Мария,/отверзающи его всем вход. Пронареченная всех Царица,/Божие обителище,/от неплодныя днесь утробы пройде Анны славныя,/Присносущнаго Существа Божественное пребывалище,/Еюже безстудный ад попрася/и всеродная Ева в твердую жизнь вводится./Той достойно возопиим:/блаженна Ты в женах, и Плод чрева Твоего благословен. Слава, и ныне, глас 8. Сергия Патриарха: В благознаменитый день праздника нашего/вострубим духовною цевницею:/яже бо от Семене Давидова, днесь раждается Мати Живота,/тьму разрешающий Адамово обновление, и Евино воззвание,/и нетления источник, тли пременение,/Еяже ради мы обожихомся/и от смерти избавлени быхом,/и возопиим Той с Гавриилом, вернии:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,/Тебе ради даруя нам велию милость. На стиховне стихиры, глас 4, самогласны. Германа Патриарха: Всемирная радость от праведных возсия нам,/от Иоакима и Анны, Всепетая Дева,/яже премногия ради чистоты/храм Божий одушевленный бывает/и едина воистину Богородица познавается./Тоя молитвами, Христе Боже,/мир миру низпосли/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После революции 1917 года церковь пережила трудные времена. Однако храм закрыли в 1962 году. В стенах храма сделали склад. Пятиярусный золоченый иконостас, утварь и другое церковное имущество в этот период было утрачено. В 1988-ом, в год Тысячелетия Крещения Руси, храм передали церковной общине. На Сретение состоялась первая Божественная литургия. В первоначальной росписи стен приняли участие выпускники Московской художественной школы Алексей Бандин и художник Вадим Овсянников. В настоящее время сохранились отдельные фрагменты работ художников. В Анно-Зачатьевской церкви находится чудотворная Казанская икона Божией Матери, от которой были явлены знамения и чудеса во время войны. В 1997 г., в день празднования этой иконы, перед ней отслужили молебен, на котором присутствовали многие молодые люди перед отправкой на службу в Чечню. Они не только не погибли, но и не получили никаких ранений, хотя и находились на передовых позициях. В храме есть чтимый образ Матери Божией «Неопалимая купина», также почитается икона Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. Святыней являются также чудотворная почитаемый образ преподобного Серафима Саровского, пожертвованный Юрием Николаевичем Сбитневым, который спас икону от поругания. В храме хранится ковчег с частицей главы Вифлеемского младенца, а так же крест-мощевик, в том числе, с частицей святых мощей Первомученика Архидиакона Стефана. По дороге к усадебному дому, близ входа в храм, на склоне холма - святой источник, освященный в честь святых и праведных богоотец Иоакима и Анны с поклонным крестом. В 2000 году началась реконструкция источника. Тогда источник освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Сейчас святой ключ украшает резной крест из светлого гранита и мозаичная икона Матери Божией «Живоносный источник», которою освятили в 2007 году.   Зачатьевский храм состоит как бы из двух зданий, каждое из которых окрашено в свой цвет. Конечно, со стороны они выглядят искусственно соединёнными строениями, но смотрятся весьма органично.

http://sobory.ru/article/?object=00764

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных первоверховных апостол Петра и Павла, святаго апостола Андрея Первозваннаго и прочих всех святых апостол, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийскаго, Чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских; святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; святых, в земли Санкт-Петербуржстей просиявших: Святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, святителя Игнатия, епископа Кавказскаго; святых священномучеников Вениамина митрополита Петроградскаго, Кирилла, митрополита Казанскаго, Илариона, архиепископа Верейскаго, Николая, архиепископа Великоустюжскаго, Григория, епископа Шлиссельбургскаго, Платона, епископа Ревельскаго, Симона, епископа Уфимскаго; и священномучеников Александра, Александра, Алексия, Василия, Викторина, Владимира, Владимира, Григория, Григория, Емелиана, Иоанна, Иоанна, Иоанна, Карпа, Михаила, Николая, Николая, Николая, Николая, Николая, Павла, Петра, Философа пресвитеров, Никиты диакона; преподобных и богоносных отец наших Антония Дымскаго, Арсения Коневскаго, Александра Свирскаго, Макария Римлянина, Новгородскаго, Мартирия Зеленецкаго, Серафима Вырицкаго, святых преподобномучеников Арсения, Льва, Серафима, Сергия; святых преподобномучениц великия княгини Елисаветы, Иоанникии, Марии; святаго преподобноисповедника Арефы; святых и добропобедных мучеников Бориса, Иоанна, Николая, Юрия; святых мучениц Анны, Екатерины, Киры; святыя блаженныя матери нашея Ксении Петербуржския, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго, святых страстотерпцев Императора Николая, Императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, и всех прочих святых, в земли Санкт-Петербуржстей просиявших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И божественное обещание о рождении преблагословенной Девы Марии, и обет родителей ея, в свое время, в точности исполнились. II. Таковы были праведные Иоаким и Анна! По образу своей жизни, по своим высоким нравственным качествам да послужат они образцом для подражания и христианских родителей, и всех православных христиан. а) Напрасно многие в наше время думают, что высокая христианская жизнь не достижима для людей, связанных узами семейными, обремененных заботами и попечениями житейскими. Пример праведных родителей пресвятой Девы показывает, что, и живя в мире, не разрывая ни семейных, ни общественных уз, не оставляя необходимых забот о доме своем и трудов служения общественнаго, можно достигать такой высоты совершенства духовнаго, какой не все достигают и в пустыне. Вся тайна в том, куда направлено сердце человека, – к Богу или к мамоне, к небу или к земле. Истинно благочестивый человек, где и чем бы он ни был, все силы души своей направляет к Богу, приучает себя быть всегда в вездеприсутствии Божием, и потому, подобно древнему пророку, поставляет с собою завет не только не делать, а и не помышлять ничего лукавого пред Богом, не преступать заповеди Божией не только делом, а и мыслию и желанием. На все обязанности и занятия свои, каковы бы они ни были – велики или малы, он смотрит, как на дело Божие, и исполняет их со страхом Божиим, во славу Его пресвятого имени. Что ни делает, он делает пред Господом, призывая Его святое благословение и помощь, воздавая Ему благодарение и славу за успех своего дела. Даже замечено, что семейные люди весьма часто отличаются такою преданностию Промыслу Божию, такою надеждою на Бога, которая не всегда встречается среди людей одиноких. б) Второй урок, который предлагает нам жизнь святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, весьма скорбевших по поводу своего безчадства и сильно желавших детей, состоит в том, что христиане не должны чуждаться семейной жизни. Отрадно старцам – родителям быть окруженными детьми, способными поддержать их дела и успокоить в немощах старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. И абие на глас 6: Слава: Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших. И ныне: Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших. Таже стих: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. И стихира, глас 6: Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну окаянный, всегда побеждаемь, и утешения не имам разве Тебе, Владычице мира, упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори. Иерей или диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою честнаго и животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол: иже во святых отец наших и вселенских учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго: иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских: святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги: иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго: первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона: митрополитов Московских Филарета, Иннокентия и Макария: святителей имярек (епархиальных): святых славных и добропобедных мучеников: святых новомучеников и исповедников Российских имярек: святых царственных страстотерпцев: преподобных и богоносных отец наших имярек: святых праведных Иоанна Кронштадтского и Алексия Московскаго: святых блаженных имярек: святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны: и святых имярек (ихже есть храм и ихже есть день и ихже хощеши помянути): и всех святых: молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас. И отвещаем: Господи, помилуй, (12 раз) Иерей: Милостию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. И отвещаем: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2)      Церковь Преподобного Сергия, с приделами Христа Спасителя (праздник 1-го августа) и Мученицы Зинаиды. Она находится на северной стороне монастыря, на продолжении братской трапезы и настоятельских келий, длиною 19-ти, шириною 9-ти сажен. Церковь пятиглавая, каменная без колокольни, крытая железом. Она строена по плану и фасаду профессора архитектуры Алексея Максимовича Горностаева. Внутри она имеет разноцветный мраморный иконостас; уставлена в два ряда гранитными полированными колоннами и по своим украшениям принадлежит к зданиям древле Византийским, в особенности храму во имя Преображения Господня, построенному на Синайской горе, в Синайском монастыре, в начале шестого века, Византийским Императором Иустинианом Великим. Первоначально каменная церковь во имя Преподобного Сергия устроена была на этом месте в 1758 году вместо обветшавшей деревянной, на средства Сергиевой лавры, а в 1854–1859 годах перестроена с основания в более пространных размерах на счет разных благотворителей и особенно княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, ныне де-Шево. Освящена преосвященным митрополитом новгородским и с.-петербургским Григорием 20-го сентября 1859 года, в присутствии Их Императорских Высочеств Великого Князя Константина Николаевича и Великия Княгини Александры Иосифовны, Великого Князя Николая Константиновича, Великих Княжн: Ольги и Веры Константиновн. Приделы во имя Всемилостивого Спаса и Св. Мученицы Зинаиды находятся в нижнем этаже. Они устроены на счет княгини Юсуповой и княгини Елизаветы Ивановны Чернышевой, супруги бывшего господина военного министра 114 . Освящены: первый 4-го июля 1857 года, второй 28-го апреля 1861 года, оба нынешним настоятелем архимандритом Игнатием Малышевы м, под личным наблюдением которого производилось все построение храма, при руководстве бывшего настоятеля архимандрита Игнатия Брянчанинова . В церкви Преподобного Сергия находятся: а) на солее, пред иконостасом, на мраморном пьедестале: сребропозлащенный, украшенный каменьями ковчег с девятью частицами разных святых мощей, принесенный 30-го апреля 1864 года в дар Сергиевой пустыне путешественником ко святым местам А. Н. Муравьевым, получившим их от патриарха александрийского Иерофея и епископа Фиваиды Никанора и б) за правым клиросом, на пьедестале, мраморная 13 вершков высоты колонна, привезенная в 1862 году, по благословению Кирилла патриарха иерусалимского, известным путешественником по святой земле г. членом государственного совета действительным тайным советником Авраамом Сергеевичем Норовым, из дома Святых Праведных Богоотцев Иоакима и Анны. На колонне находится образ Рождества Пресвятыя Богородицы. Под плитным полом обеих церквей нижнего этажа, как и всей паперти, погребены многие усопшие лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

8. Собираясь уезжать, необходимо уведомить об этом настоятельницу и получить благословение на отъезд. Находясь в монастыре, необходимо сделать так, чтобы ваше пребывание не нарушило того строя, уклада жизни, который сложился в монастыре. Для этого важно постараться выполнять нижеследующие правила : 1. Без благословения, самовольно паломник не имеет права начинать никакое, даже самое благое дело, на территории монастыря. 2. Во внутренний двор монастыря, а тем более в сестринский корпус без благословения настоятельницы входить нельзя. 3. Хочется надеяться, что паломник, желающий получить духовную пользу от этой поездки, будет соблюдать благочиние, и его поведение будет соответствовать цели его приезда (громкие разговоры и смех, пользование декоративной косметикой, сквернословие, курение, пьянство и др. на территории монастыря недопустимы ). 4. Паломники должны соблюдать тишину в храме: отключать сотовые телефоны, не подпевать хору, не празднословить. 5. Для паломников, приезжающих с детьми, важно следить за их поведением и не допускать нарушения ими уклада монастырской жизни. 6. Питаются паломники из монастырской кухни и приготовление пищи самостоятельно в гостиничном доме запрещено. 7. После крестного хода на повечерии в чине прощения участвуют только насельницы и трудницы монастыря. Если среди паломников есть те сестры, которые ищут монастырской жизни , они могут сказать об этом настоятельнице и с ее благословения срок их пребывания может быть увеличен. Распорядок дня в обители [ править править код ] Посмотреть на сайте монастыря Расписание богослужений [ править править код ] В монастыре Литургия совершается по Воскресеньям, в дни Престольных праздников: Введения во храм Пресвятой Богородицы ( 4 декабря) и Святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны (22 сентября). Исповедь и чтение последования ко Причастию: 8.00 Часы: 8.40, будние дни : 7.40 Божественной Литургия в воскресный день: 9.00 в будние дни : 8.00 Вечерня в 18.00 Всенощное бдение в 18.00 (суб.) Ежедневно сестрами совершается полный круг суточного богослужения: полунощница, утреня, часы, изобразительны, вечерня, повечерие. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

   Священник, вонзая в него святым копьём с правой стороны, говорит: «И один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19:34). Диакон вливает в святую чашу вина 15 и воды, сказав прежде священнику: «Благослови, владыка, это соединение». И священник благословляет.    Потом, священник, взяв вторую просфору, говорит: «В честь и память преблагословенной, славной нашей Владычицы, Богородицы и Всегда-Девы Марии, ходатайством которой прими, Господи, эту жертву на Свой пренебесный жертвенник».    И, вынимая частицу святым копьём, полагает (её) с левой стороны святого хлеба. Потом, взяв третью просфору, говорит: (В честь и память) «честного, славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых священноначальников, отцов наших: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия, Кирилла, Николая Мирского, и всех святых священноначальников, святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Георгия, Димитрия, Феодора, и всех святых мучеников, благочестивых, богоносных наших отцов: Антония, Евфимия, Савы освященного, Онуфрия, Арсения, Афанасия афонского, и всех благочестивых, святых и безсребренников исцелителей: Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомеда, Фаллалея и Трифона, и прочих, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, святого такого-то (дневного), и всех святых, молениями которых, Боже, призри на нас».    И так (как прежде), вынимая частицу, полагает её внизу, на левой стороне. Потом, взяв другую просфору, говорит: «За нашего архиепископа, такого-то, честное пресвитерство, Христово диаконство, и весь священнический чин, за память и отпущение грехов (достойных) всегдашней памяти владетелей этой святой обители (здесь священник поименно вспоминает и живых, и умерших, которых желает), и прости, человеколюбивый Господи, всем православным отцам и братиям нашим, усопшим с надеждою на воскресение и вечную жизнь в общении с Тобою». И так, вынимая частицу, полагает ее внизу, на левой стороне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010