В таком одеянии подвизался он 13 лет. Он не принимал никого к себе в келлию, кроме духовного отца, и питался подаянием, которое принимал в оконце келлии. Так подвизался раб Божий в строгом затворе, очищая дух страданиями грешной плоти, для жизни Небесной. Уразумев близкую кончину свою, пригласил он духовника, исповедался и приобщился Святых Таин и тихо предал дух свой Богу, 12 сентября 1624 года. Только при погребении узнали, какими тяжестями смирял он тело свое. По кончине его на месте его подвигов основалась обитель в честь Нерукотворенной иконы Спасителя. Почитание преподобного Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получали исцеление. Ныне мощи преподобного Вассиана покоятся в приходской, прежней монастырской, церкви Спаса 429 . Память праведного Симеона Верхотурского В рукописных святцах читаем: «Святой праведный Симеон Меркушинский, новый чудотворец, преставися в лето 7150 (1642)». Праведный Симеон был родом из дворян 430 , но, скрыв знатность свою в смирении христианском, вел жизнь бедняка. Переходя из деревни в деревню, шил он платье, преимущественно для бедных; кончив работу, уходил из дома рано поутру, когда все спали, чтобы избежать не только денежной платы, но и слова благодарного за работу. Он доволен был и тем, что давали пищу и кров. Чаще всего проживал он в погосте Меркушах, в 50 верстах от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по реке Туре. Он любил в тиши уединения наслаждаться природою и хвалить Творца ее. Когда не было работы, брал он уду, садился на берегу реки и доставал оттуда лишь нужное для дня. Еще поныне цела ель на утесистом берегу реки Туры, где любил сидеть блаженный, занимаясь ловлею рыбы. Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. Блаженный Симеон вступал с ними в разговоры и учил христианскому благочестию 431 . Располагая к себе бедных своею услужливостью, он находил сердца их открытыми для принятия наставлений его и усердно сеял в сердцах правила страха Божия. Никогда не оставлял он посещать Богослужение храма и особенно храма Меркушевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Народ» по-славянски – «язык». Язык народа – это то, что создает и объединяет народ. И характеризует его. Немецкий философ и лингвист В. Гумбольдт ставил формирование и развитие национального характера, культуры и быта в прямую зависимость от языка народа. Язык, несомненно, оказывает влияние и на исторический путь народа. Так можем ли мы столь легкомысленно с ним обращаться? Древние демонические культы Ближнего Востока, от которых мы унаследовали большинство матерных слов, использовали их в ритуальных действиях, сопровождавших человеческие жертвоприношения. И как раньше таким образом призывали демонов, так и сегодня человек, произносящий эти слова, призывает на свою голову беса. Вопрос о допустимости мата – это вопрос веры. Для православного человека достаточно сознания того, что Господь не любит этих скверных слов. Примером тому можно привести одно из посмертных чудес святого праведного Симеона Верхотурского, случай, вошедший в его жития. «В 1711 году, в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслию от всего земного. Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг, при возгласе: Со страхом Божиим и верою приступите, он упал ниц и лежал долгое время без чувств. Когда же он пришел в себя, то рассказал следующее: При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия», его вдруг объял страх. Что с ним дальше было – он не помнит, лишь помнит одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: „Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и от слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ отслужит молебное пение об отвращении гнева Божия“. Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1957...

Немало было в то время нестроений в Сибирской стране. Нередко кочевники нападали на селения русские и уводили пленников. В 1709 г. летом башкиры напали на Багарятинскую слободу, разорили ее и взяли в плен местного священника Петра вместе с сыном его Иеремией. Кочевники, связав пленных, в течение трех дней везли их в свои улусы. Прибыв на озеро Чебаркулево, они остановились на ночлег. Истомленный страхом и тягостным путешествием священник быстро впал в сон, и вдруг ему явилась Пресвятая Богородица и повелела, чтобы он для освобождения от плена обещал поклониться в Верхотурье мощам праведного Симеона и сходил бы в село Нироб для поклонения иконе святителя и чудотворца Николая. Священник пробудился, пораженный таким явлением, и с великой благодарностью стал молиться Господу Богу и Его Пречистой Матери, а также возносил свои моления славному чудотворцу Симеону и дал обет исполнить все, что повелела ему Пресвятая Богородица. Между тем при наступлении ночи враги еще сильнее затянули веревки, которыми были связаны пленники. Но вдруг ременные путы на пленниках ослабевают и спадают с них сами собою. Освобожденные таким дивным образом священник вместе со своим сыном скрываются сначала в тростнике, который рос по берегам озера, потом вступают в самую воду по шею, чтобы враги не могли их заметить, и так освобождаются от плена. После сего они отправились на поклонение к образу Николая Чудотворца, от всего сердца благодарили Бога и Пресвятую Богородицу и прославляли праведного Симеона Верхотурского. В 1711 г., в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслью от всего земного. Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг при возгласе: «Со страхом Божиим и верою приступите» — он упал ниц и лежал долгое время без чувств, когда же он пришел в себя, то рассказал следующее. При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия», его вдруг объял страх. Что с ним дальше было — он не помнит, лишь помнит только одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: «Встань, поди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ служит молебное пение об отвращении гнева Божия». Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Он доволен был и тем, что давали пищу и кров. Чаще всего проживал он в погосте Меркушах, в 50 верстах от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по р. Туре. Он любил в тиши уединения наслаждаться природою и хвалить Творца ее. Когда не было работы: брал он уду, садился на берегу реки и доставал оттуда лишь нужное для дня. Еще поныне цела ель, на утесистом берегу р. Туры, где любил сидеть блаженный, занимаясь ловлею рыбы. Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. Блаж. Симеон вступал с ними в разговоры и учил христианскому благочестью. 84 Располагая к себе бедных своею услужливостью, он находил сердца их открытыми для принятия наставлений его и усердно сеял в сердцах правила страха Божия. – Никогда не оставлял он посещать богослужение храма и особенно храма меркушевского. Чистая жизнь его служила примером для всех; а этот пример особенно нужен был и благотворен для края еще дикого, недавно увидавшего свет христианский. Блаженный Симеон, страдавший болью живота, скончался не старым, около 35 лет, в 1642 г. и погребен был при церкви архистратига Михаила. 85 Праведник совершал много чудес в Меркушах, много совершал и в обители. Особенность в явлениях его та, что он с исцелением телесных болезней преподавал наставления для души. При м. Игнатии житель верхотурского уезда Иаков лежал больной при смерти. Ему явился человек в белой одежде и велел объявить верхотурскому дьячку, чтобы удерживался от пьянства, содержал пост и исповедовал грехи свои духовнику, – а самому больному приказал идти молиться над гробом праведного Симеона. Пробудясь от сна, больной почувствовал облегчение, а в Меркушах у гроба праведника совсем выздоровел. Священнику соборной верхотурской церкви Павлу Праведникову говорил строгие укоризны за нетрезвость. Испуганный иерей просил помилования и облегчения своей болезни, обещаясь не пить вина. Кто будет за тебя порукою? спросил праведный. Священник указал на крест. Праведник обличил потом иерея и в других грехах. Исцеленный иерей выполнил обещание до гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преп. Вассиан, в мире Василий, из с. Стрелицы, что близ Тотьмы, в мирском быту был швецом, вступал в брак и имел двух сыновей. Потом в Тотемской обители приняв монашество, года два провел в подвигах послушания под смотрением настоятеля Ферапонта. Ревнуя же о высшем совершенстве, по благословению настоятеля, поселился в 50 верстах от Тотьмы на р. Тиксне при храме св. Николая. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келлию, и он начал уединению подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 г. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келье совершал иноческое правило. По благословению наставника своего Ферапонта возложил он на тело свое вериги, на плечи – цепь, на чресла железный обруч, а на голову под куколем надел железную шапку. В таком одеянии подвизался он 13 лет. Он не принимал никого к себе в келью, кроме духовного отца, и питался подаянием, которое принимал в оконце келлии. Так подвизался раб Божий в строгом затворе, очищал дух страданиями грешной плоти, для жизни небесной. Уразумев близкую кончину свою, пригласил он духовника, исповедался и приобщился св. тайн и тихо предал дух свой Богу, 12 сент. 1624 г. Только при погребении узнали, какими тяжестями смирял он тело свое. По кончине его, на месте его подвигов, основалась обитель в честь нерукотворной иконы Спасителя. Почитание пр. Вассиана началось с моровой язвы 1647 г., когда у гроба его многие получали исцеление. Ныне мощи преп. Вассиана покоятся в приходской, прежней монастырской, церкви Спаса. 82 Память о правед. Симеоне верхотурском В ркп. святцах читаем: «св. праведный Симеон меркушинский, новый чудотворец, преставился в лето 7150 (1642)». Праведный Симеон был родом из дворян, 83 но скрыв знатность свою в смирении христианском, вел жизнь бедняка. Переходя из деревни в деревню, шил он платье, преимущественно для бедных; кончив работу, уходил из дома рано по утру, когда все спали, чтобы избежать не только денежной платы, но и слова благодарного за работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

К сожалению, другие святыни на пути блаженного Косьмы не сохранились: были разрушены в прошлом столетии, их восстановление идет медленно. Хранитель уральской земли «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14:12). Эти евангельские слова первыми приходят на ум, когда думаешь о тех многочисленных чудесах и исцелениях, которые происходили и продолжают происходить у раки с мощами святого праведного Симеона Верхотурского. Скольким слепым, хромым, увечным помог Господь во время Своей земной жизни! Чудеса не прекращаются и по сей день. Теперь их творят именем Иисуса Христа и Его святые угодники. Симеоновы дни. Фото: Сестры.ру Верующие едут в Верхотурье отовсюду: кто для того, чтобы попросить исцеления, кто с благодарностью за полученную помощь. Известно много случаев, когда исцеление происходило на расстоянии: человек с верой помазывал больное место масличком от мощей святого Симеона и получал полное выздоровление. Некоторые отправляются после этого в Верхотурье, чтобы поблагодарить сибирского чудотворца за его милость. Но немало и таких, которые едут к любимому святому просто для того, чтобы еще раз увидеться с ним, помолиться, постоять в благоговейной тишине под громадными сводами величественного Крестовоздвиженского собора, в котором покоятся мощи. Обычно верующие стоят подолгу – уходить никому не хочется… Святой праведный Симеон преставился ко Господу более трехсот лет назад, но он не покинул уральской земли, она вверена ему на хранение, как верному рабу Христову, до тех времен, пока не придет Владыка дома. Вместо заключения Люди долго могут скитаться по свету, заниматься разными важными делами, к чему-то стремиться, чего-то искать… Но стоит лишь попасть в святое место, как душу посещает ощущение, что все вокруг «суета сует». Душа замирает и, прильнув к святыне, кротко, но твердо возвещает: «Я нашла то, что искала, больше ничего не надо». И она долго не будет отпускать вас отсюда и потом станет всегда проситься назад, в то место, где коснулась ее Божия благодать . Моя душа полюбила Верхотурье и все те места, которые связаны с именем великого святого земли сибирской – праведного Симеона. Приезжайте и вы сюда, и кто знает, быть может, именно здесь Небо для вас станет ближе… Текст подготовлен сестрами Ново-Тихвинскогомонастыря и интернет-издания Сестры.ру специально для портала «Правмир»

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-sime...

В дер. Трубиной есть каменная часовня, освященная 11 сентября 1869 г. На месте этой часовни до 1840 г. стояла толстая ветвистая ель, под которой молился и ловил рыбу на реке Туре св. прав. Симеон. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Берег украшает архитектурный ансамбль возрожденного Михаило-Архангельского храма и Симеоновской церкви. Михаило-Архангельская церковь, каменная, 3-престольная, построена в 1809 г. Главный храм во имя архангела Михаила, прав. придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, лев. придел во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. В 1869 г. церковь расширена, а в 1911–1916 гг. перестроена. Закрыта в 1939 г., в 1950-е гг. снесена. Сохранилась только полуразрушенная колокольня. Храм в честь Архистратига Михаила, в котором при земной жизни молился святой праведный Симеон, был отстроен заново, освщ. 11 августа 2004 г. В наст. вр. является подворьем Ново-Тихвинского женского монастыря (гор. Екатеринбург). Вторая церковь – Симеоновская, каменная, 1-престольная, освщ. 9 сентября 1886 г. Построена над могилой праведного Симеона Верхотурского, на месте обретения святых мощей. Перенесение мощей в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь состоялось 12 сентября 1704 г. Рундквист Н., Задорина О.  Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия . — Екатеринбург: Квист, 2009 с. Меркушино Михаило-Архангельская церковь Каменная, трехпрестольная. Построена в 1809 г. Правый придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, левый придел во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. В 1869 г. церковь расширена. В 1911-1916 гг. перестраивалась. В 1922 г. изъят 1 пуд 5 фунтов 76 золотников серебра (18,6 кг). Закрыта в 1939 г., сергиевской ориентации. Снесена в 1950-е гг. Сохранилась колокольня, восстановлена в 1999 г. Комментарии и обсуждение В Списке духовенства Екатеринбургской епархии на 1899 год значится Михайло-Архангельская церковь, входила в состав 1-го благочиннического округа Верхотурского уезда. Благочинный – священник Петр Яковл. Пономарев (с.Красногорское). В церкви служили: священники: Петр Дм. Арефьев, Иоанн Извольский; диаконы: Алекс. Пономарев, Стеф. Хлынов; псаломщики: Никол. Ал-ндр. Чернавин, Никол. Пономарев и Вас. Муромцев.

http://sobory.ru/article/?object=49469

Немногие имена святых мирян, остающиеся вне обоих списков, рельефно оттеняют некоторые черты русской народной религиозности. Симеон Верхотурский († 1642), родом из дворян, оставил в Смутное время свою родину и пришел в Верхотурье, сибирский городок будущей Пермской губернии. Он поселился в пятидесяти верстах от города в селе Меркушинском, вел странническую жизнь, зарабатывая себе хлеб шитьем шуб ( " с нашивками " ) и рыбной ловлей. Впоследствии старики вспоминали, что он, при бедности своей, старался кормить других и обращать в христианство язычников-вогуличей. Через пятьдесят лет после его кончины чудеса у могилы послужили основанием для местной канонизации. Св. Симеон не может считаться пустынножителем, хотя вероятно, что любовь к тишине и уединению привели его в сибирскую глушь. Основное содержание его подвига – социальное опрощение. Дворянин, добровольно ведущий крестьянскую жизнь, напоминает смоленского князя Андрея, ставшего пономарем в Переславле, отчасти московского боярина или князя, юродствовавшего в Клопском монастыре. Так подвизались многие неканонизованные праведники XVIII и XIX веков. Таков смысл жизни и великолепной легенды старца Федора Кузьмича. Артемий Веркольский († 1545) – крестьянский мальчик (Архангельская губерния), убитый молнией в двенадцатилетнем возрасте. Житие его, написанное в 20-х гг. XVII века, помнит только, что с пяти лет Артемий " начат лишатися детского обычая и возненавидел игры детские " . Эта стереотипная в русских житиях черта в данном случае получает свое полное значение. Мальчик уже участвует в сельских работах, и это его " земное дело " дает для автора жития повод к рассуждению о святости земледельческого труда, в сравнениях с ветхозаветными праведниками. Гроза, которая застала отрока в поле за бороньбой, изображается с такой стихийной мощью, что за ней, как в житиях юродивых, чувствуется явление силы Божией. " Блаженный ужасеся и от того великого ужаса и грому испустил дух " . Смерть от грозы, напрасная смерть, без покаяния, допускает различное религиозное толкование. Житие приводит слова писания: " Аще гнев Божий или молния и гром поразят человека, и Аз сам сужду рабу моему " . Веркольские жители похоронили Артемия в лесу, не на кладбище – очевидно, под влиянием этих религиозных сомнений. Но через тридцать пять лет, в следующем поколении, суд Божий решает в пользу святости Артемия. Над его могилой видят свет, переносят тело в церковь, и здесь совершаются чудеса. Теперь уже Артемий является как чистая жертва, угодная Богу, приближаясь к чину святых страстотерпцев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий даже обратился к министру общего и профессионального образования свердловской области В.В. Нестерову " с просьбой оградить детей от навязываемого отдельными директорами и учителями очередного безнравственного " праздника " - " дня влюбленных " " . Однако, по сообщению сайта " Регионы России " , " праздник святого Валентина в школах пока не отменяется " : " в областном министерстве образования, в ответ на прошение архиепископа руководство министерства запросило в епархии письма граждан, чтобы проанализировать их. По словам министра Валерия Нестерова, " на основе этих писем будет сделан вывод, в чем смысл обращений родителей, есть ли признаки нарушения прав детей, зафиксированные законом, например, психическое давление на ребенка - родители могут и должны оберегать своих детей от того, что они считают нежелательным. В зависимости от результата будем принимать решение " . По словам председателя Конференции католических епископов России митрополита Тадеуша Кондрусевича, " 14 февраля католики празднуют день святых Кирилла и Мефодия, а праздник святого Валентина не является обязательным " . По сути, так называемый " праздник " - день св. Валентина - мощный коммерческо-идеологический проект, сродни Хеллоуину или светскому развеселому Санта-Клаусу, смысл которого можно выразить простой языческой формулой: " Лови момент! " . Для многих фирм этот проект также привлекателен яркими рекламными перспективами. Не следует также забывать, что на следующий день, 15 февраля, православные отмечают один из двунадесятых христианских праздников - Сретение Господне. О празднике Сретения сообщает агентство " РИА-Новости " . " Поводом для установления праздника послужил случай с праведным Симеоном, переводившим Священное писание с еврейского языка на греческий и жившего при Иерусалимском храме. Он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы. Ему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не узрит своими глазами исполнения пророчества. Когда младенца Христа родители принесли в храм, чтобы принести за него традиционную жертву, старец Симеон духовно увидел в ребенке Спасителя и произнес: " Ныне отпускаешь раба твоего, Владыка " , иными словами - возблагодарил Бога за избавление от тягот этой жизни " . Название праздника означает " встреча " . Богословы толкуют Сретение/встречу/младенца Христа с Симеоном как встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом

http://pravoslavie.ru/press/obzor31.htm

Святой, которому они пришли помолиться, был таким же простым, как они: тихим, смиренным и незаметным. Все, что сегодня известно о его земной жизни, уместится в нескольких предложеньях. В храме святого праведного Симеона в Обухово Откуда он пришел и как оказался в глухом уральском краю в деревне Меркушино, никто толком не знает. Хотя по воспоминаниям старожилов, повадки выдавали в нем знатного человека, неизвестно почему отказавшегося от своего положения в обществе и поселившегося в глухом краю. Портняжил, но за работу брал не деньги, а самые простые продукты, которые можно было найти в любой крестьянской семье. Одиноко жил в маленькой избушке на краю леса, предпочитая людям рыбалку и лес. За рукодельем его любимым занятием было пересказывать истории из Нового и Ветхого Завета, которые он знал наизусть, и послушать их собирались семьями. Иногда, не окончив работы, неожиданно уходил, за что его потом бранили за нерадивость. Тихо жил и тихо умер, предположительно 35 лет от роду. Люди похоронили его на окраине деревенского кладбища и вскоре забыли. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника Но меньший среди людей даже по меркам глухой деревни – оказался великим перед Богом, Которому было угодно прославить Своего праведника. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника. Местные жители восприняли это как знак святости почившего. Спустя непродолжительное время от мощей стали происходить чудотворения. Но когда о чудесах доложили Тобольскому митрополиту, он этому не поверил и послал доверенных. Когда гонцы подтвердили подлинность всего сказанного, он снова не поверил. И только внезапная глазная болезнь, в которой он увидел Божию кару за свое неверие, его вразумила. Святитель Николай и святой праведный Симеон. Икона 19 века После горячей покаянной молитвы митрополит поехал в Меркушино и увидел гроб «зело цел и крепок, яко новой», в котором лежали благоухающие останки. Как рассказывает летопись, поклонившись мощам, преосвященный Игнатий воскликнул перед собравшимся народом: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому , ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной!»

http://pravoslavie.ru/93598.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010