Усыпальницы в Палестине раньше строили двумя способами. Одни представляли собой несколько комнат, высеченных в скале. Другие напоминали погреб, вход в который закрывался камнем - именно в такой гробнице и оказалось тело Лазаря после смерти. Сестры Мария и Марфа, а также остальные люди, которые были с Иисусом, отговаривали Его от каких-либо действий в адрес Лазаря. Ведь он уже четыре дня, как был мертв, и тело его уже разлагалось. Но Господь никого не послушал, решил показать всем собравшимся свое Божественное начало. С этой целью Он произнес: «Лазарь, выйди вон!». Внезапно четырехдневный покойник вышел из погребальной пещеры живой. Это чудо стало величайшим из всех, что сотворил Христос в течение свой жизни на земле. В эпоху Ветхого Завета пророки Илия и Елисей тоже оживляли умерших с помощью своих молитв, но это были люди, которые только что скончались. Это же чудо было самым удивительным! Слухи о нем тут же распространились по Святой Земле, в результате чего многие иудеи уверовали в Мессию. Совсем иная реакция последовала со стороны членов правительства и первосвященников: они тут же собрали совещание, на котором решили казнить выскочку, объясняя это так: «Если мы не сделаем этого сейчас, то еще больше людей уверуют в Него». Кроме того, они решили лишить жизни и Лазаря, потому что он стад живым подтверждением Божьей силы Иисуса. Узнав о том, какую участь ему приготовили, Лазарю ничего не оставалось кроме, как бежать из своей страны. От преследований ему удалось укрыться на острове Кипр. Согласно преданию, воскреснув, он уже больше никогда не улыбался, а земную пищу употреблял только с медом – настолько горькой она ему казалась. Здесь Лазарь стал епископом одного из православных храмов города Ларнака (впоследствии – Храм Святого Лазаря), в котором и был погребен после своей второй кончины. Правда сейчас в ней хранится только часть головы праведника, вторая часть вместе с мощами его сестер Марфы и Марии покоится в Марселе во Франции. Интересно, что Церковь испокон веков почитает Лазаря, как праведника, а не как святителя. Дело в том, что вплоть до обретения его мощей, доподлинно не было известно, каким священническим саном он обладал. Когда же было установлено, что при жизни святой был епископом, службу по нему не стали переписывать. Что касается лазаревых сестер Марфы и Марии, которые приходили помазать тело Господа миром, то их вспоминают в Неделю жен-мироносиц, в третье воскресенье после Пасхи.

http://elitsy.ru/holy/261/

С Ангелами они составляют по естеству своему один разряд существ, разделяясь по качеству, подобно им, добром или злом, усвоенными свободной волей естеству, изначально непорочному и святому. Неоспоримые доказательства этому находим мы в Священном Писании и в писаниях святых отцов. Господь обещал покаявшемуся разбойнику немедленное переселение душой с креста в рай. «Истинно говорю тебе,» – сказал Он ему, – «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 43 ). Страдалец, нищий Лазарь, после кончины своей отнесен был Ангелами в отделение рая, называемое лоном Авраамовым, а умерший немилосердный богач, веселившийся во время земной жизни каждый день блистательно, был низвергнут в ад (см. Лк. 16, 19–31 ). Души праведных, разлучившиеся с телами, наслаждаются блаженством на небе в ожидании воскресения тел, как повествует тайноведец Иоанн Богослов (см. Откр. 6, 10–11 ); в аду в ужасных муках ожидают его грешники (см. Откр. 20, 13 ). Когда вострубит труба воскресения, тогда рай представит небожителей для славного соединения с их телами, которые оживут от гласа Сына Божия (см. Ин. 5, 25 ), как услышал этот голос четверодневный и уже смердящий Лазарь и ожил; ад представит мертвецов своих для Страшного Суда и окончательного приговора. По изречении приговора и по исполнении его усугубится блаженство праведников, грешники возвратятся в ад для сугубого мучения (см. Пс. 9, 18 ). О состоянии праведников после воскресения Господь возвестил, что они «как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22, 30 ). Предвозвещая о Своем втором пришествии и Страшном Суде, Господь обещал, что тогда Он скажет стоящим одесную Его праведникам: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира;» а стоящим ошуюю грешникам скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25, 34; 25, 41 ). И это достоверно, что воздаяние как праведникам, так и грешникам весьма различно. Правосудие Божие воздаст каждому человеку «по делам его» ( Откр. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

     В " Деяниях апостолов " рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и  чин умовения ног и Тайную вечерю, и как на  них снизошел Дух Божий. " И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились,  и явились им разделяющиеся языки, как огненные,  и почили по одному на каждом из них. И исполнились  все Духа Святаго... " (Деян. 2, 2-4)  После проповеди Петра к апостольской церкви  " присоединилось в тот день душ около трех тысяч " . (Деян.2-41).     Апостолы, получившие такой святой дар, решили понести Его вместе с Благой вестью о Воскресшем Христе, и в другие земные пределы.  Узнать же, кому куда идти, они решили с помощью жребия. Божия Матерь пришла участвовать в жеребьевке. Ее отговаривали, но она не хотела никакого  особого отношения к себе и пожелала участвовать в трудах апостольских. Ей выпала Иверия. Но не успела Божия Матерь собраться в дорогу, как Божий ангел (в церковном предании архангел Благовещения  Гавриил) возвестил Ей волю Божию - пребывать пока  в Иерусалиме, а там Сам Господь укажет Ей страну для поучения заблудших.      Тем временем Она, сопровождаемая учеником Иисуса Иоанном Богословом, усыновленным Ею при Кресте на Голгофе, отправилась на остров Кипр, чтобы  увидеться с Лазарем. Это тот Лазарь " четверодневный " ,  на могиле которого написаны два поразительных по своей простоте слова: " Друг Христа " , брат праведных сестер Марфы и Марии. Лазаря хотели убить иудеи, пылая злобой ко  Христу и надеясь уничтожить чудо Воскрешения, вспоминаемое нами в Лазареву субботу Великого поста.  Лазарь скрылся, затем апостолом Варнавою был рукоположен в епископы и служил на Кипре. Он писал оттуда к Божией Матери, зовя навестить его, так как по-прежнему была опасность преследования со стороны иудеев, и он опасался сам прибыть в Иерусалим.       Корабль, внезапно поднявшимся ветром несколько дней гонит в сторону от Кипра, по Эгейскому морю,  и прибивает к северо-восточной стороне греческого полуострова Халкидики, к его еще более малому полуострову Афон. Место выхода Пречистой Девы там, где ныне  монастырь Иверской Божией Матери. В то время там было идольское капище. По сведениям древних источников идолы подняли свой предсмертный крик, рушились. Люди бежали к берегу, встречая корабль.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/25/...

ст. 44). Видимо, Лазарь испытал такое необычайное потрясение от пребывания в преисподней и возвращения к жизни, что в тот момент не мог ни с кем общаться и должен был уединиться. Впоследствии же, спустя немного времени, он возлежал с Господом Иисусом Христом за трапезой и вкушал пищу, что доказывало действительность его воскресения. Потому впоследствии иудеи хотели убить не только Господа Иисуса Христа, но и Лазаря, ставшего живым свидетельством Божественного происхождения Господа Иисуса Христа. Обращает на себя внимание еще одна особенность евангельского повествования: 1 некоторые чудеса Господь наш Иисус Христос творил дважды или трижды, чтобы этим показать, что чудеса эти произошли не случайно, не «сами по себе», а по Его повелению. Например, дважды Спаситель насытил хлебами людей; несколько раз по Его приказанию совершился чудесный лов рыбы; чудо воскрешения из мертвых было совершено трижды. Этим Господь показал нам, что Он — Бог, Который может совершить чудо воскрешения и во время земной Своей жизни, и в будущем, в последний день, когда Он воскресит каждого из нас. Бесчисленная вереница поколений от Адама до кончины мира, миллионы и миллиарды людей — все они восстанут так же, как воскрес Лазарь Четверодневный. Тогда все мы восстанем перед Ним и увидим всех людей, живших на земле от начала века: и праведников, и грешников. Если в этой жизни мы покаемся, то там возрадуемся и будем общаться с праведными, святыми людьми. В противном случае в будущей жизни нам придется горько сожалеть, скрежеща зубами от бесплодного раскаяния в том, что не сумели стяжать милость Божию, а правильнее сказать — не захотели этого сделать. То, что муки будут действительными, учит не только Евангелие, но и простой здравый смысл. Человек состоит из души и тела. Он согрешает и творит добрые дела не только душой, но и телом. Поэтому и ответственность за свои поступки он должен нести и душой, и телом. И муки, и блаженство будут не только для души, но и для тела. (Когда речь идет о блаженстве, то подразумеваются не те телесные наслаждения, которые привычны для нас сейчас, а иные.) Представьте себе какого-нибудь изобретателя или просто механика, который собрал некий механизм, допустим автомобиль.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Спустя несколько веков после смертельной болезни Лазаря подобными вопросами мучился преподобный Антоний Великий: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» И он получил ответ, который можно адресовать всем нам, маловерным и сомневающимся в Божием о нас попечении: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно» « Иисус прослезился » (Ин. 11: 35). Мера христианского плача Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца. И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве» . Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «‘Прослезился Иисус’. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать об умерших. Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть» . То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно» . « Когда же услышал, что [Лазарь] болен, то пробыл два дня на том месте, где находился » (Ин. 11: 6). Смиренное поведение Всемогущий Господь отложил свой приход в Вифанию не только для того, чтобы Лазарь умер, был погребён и начал истлевать, но и для того, чтобы «кто-нибудь не почел неприличным то, что Он по первому слуху спешит показать чудо» . Христос учит нас, насколько бережно и нетщеславно следует распоряжаться Божиими дарами: «Божества Твоего Христе, подавая учеником Твоим образ, в народех смирял еси Себе, утаитися хотя» .

http://pravoslavie.ru/30002.html

Неоспоримые доказательства этому находим в Священном Писании и в писаниях святых Отцов. Господь обетовал покаявшемуся разбойнику немедленное преселение душою с креста в рай. Аминь глаголю тебе, сказал Он ему, днесь со Мною будеши в раи [ 202 ]. Страдалец, нищий Лазарь, отнесен был, по кончине своей, Ангелами в отделение рая, называемое лоном Авраамовым, а умерший немилосердый богач, веселившийся во время земной жизни на вся дни светло, был низвергнут в ад [ 203 ]. Души праведных, разлучившиеся с телами, наслаждаются блаженством на небе в ожидании воскресения тел, как повествует тайноведец Иоанн Богослов [ 204 ]; во аде, в ужасных муках, ожидают его грешники [ 205 ]. Когда вострубит труба воскресения, тогда рай представит небожителей для славного соединения с телами их, которые оживут от гласа Сына Божия [ 206 ], как услышал этот голос четверодневный и уже смердящий Лазарь и ожил: ад представит мертвецов своих для Страшного Суда и окончательного приговора. По изречении приговора и по исполнении его усугубится блаженство праведников, — грешники возвратятся в ад свой для сугубого мучения [ 207 ]. О состоянии праведников по воскресении Господь возвестил, что они яко Ангелы Божии на небеси суть, равны бо суть Ангелом [ 208 ]. Предвозвещая о Своем Втором Пришествии и Страшном Суде, Господь сказал, что тогда Он речет стоящим одесную Его праведникам: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира; а стоящим ошуюю грешникам речет: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его [ 209 ]. И то достоверно, что воздаяние как праведников, так и грешников весьма различно. Правосудие Божие воздаст каждому человеку по делом его [ 210 ]. Не только небесных обителей бесчисленное множество, по свидетельству Спасителя, но и ад имеет множество различных темниц и различного рода мучения: согрешивший в ведении биен будет много, согрешивший в неведении биен будет мало [ 211 ]. Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедию пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми Ангелами вечное блаженство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Спустя несколько веков после смертельной болезни Лазаря подобными вопросами мучился преподобный Антоний Великий: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» И он получил ответ, который можно адресовать всем нам, маловерным и сомневающимся в Божием о нас попечении: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — « Иисус прослезился » (Ин. 11: 35). Мера христианского плача Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца. И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «‘Прослезился Иисус’. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать об умерших. Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это « Когда же услышал, что [Лазарь] болен, то пробыл два дня на том месте, где находился » (Ин. 11: 6). Смиренное поведение Всемогущий Господь отложил свой приход в Вифанию не только для того, чтобы Лазарь умер, был погребён и начал истлевать, но и для того, чтобы «кто-нибудь не почел неприличным то, что Он по первому слуху спешит показать Христос учит нас, насколько бережно и нетщеславно следует распоряжаться Божиими дарами: «Божества Твоего Христе, подавая учеником Твоим образ, в народех смирял еси Себе, утаитися

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

живописи и гравюры И. А. изображался в роскошных восточных одеждах и в головном уборе в форме колпака с кисточкой, как, напр., на палехских иконах «Снятие с креста» и «Оплакивание» (1-я треть XIX в., Палех) ( Князева Л. П. Иконопись Палеха: Из собр. Гос. музея Палехского искусства. М., 1994). Тогда же появился вариант иконографии «Положение во гроб», где выделяется масштабом фигура Богоматери. Перед Ней - маленький гроб, в к-рый И. А. и Никодим на белых пеленах опускают тело Спасителя (икона из Афанасиевской ц. с. Чиркова Усть-Кубенского р-на Вологодской обл., 1-я пол. XVIII в., УКНМ; И. А.- средовек в коротком, до колен, хитоне, розоватом гиматии и белых сапогах до колен, на нимбе указано его имя). В древнерус. лицевом шитье на плащаницах и воздухах с изображением «Положения во гроб» И. А. представлен припадающим или склоненным к ногам Спасителя русоволосым средовеком («Воздух большой (плащаница)», 1558, мастерская Евфросинии Старицкой; плащаница, 1645-1647, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, обе - в ГММК) либо старцем с небольшой остроконечной бородкой (плащаница, 1570-1580, мастерская Агриппины Годуновой, ГММК). В зап. средневек. искусстве И. А. иногда представлен в коротком хитоне и остроносых сапогах, как, напр., на створке алтаря ок. 1250 г. (Галерея искусств Иельского ун-та, Нью-Хейвен, Коннектикут) - у него короткие волосы с проседью и небольшая борода. На миниатюрах на голове у И. А. изображают колпак (напр., франц. рукопись Готье де Куэнси «Жизнь и чудеса Богоматери» кон. XIII в.- РНБ. Фр. F. V. XIV. 9. Л. 262; Мокрецова И. П., Романова В. Л. Франц. книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях. М., 1984. С. 147). Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 203-205; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997. P. 146, 154, 158-159, 448; Евсеева. Афонская книга. С. 109; Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004. Е. М. Саенкова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/673659.html

Христос видел ее скорбь и слезы и болезнующее сердце, и в утешение начинает в слух ее сеять слово воскресения: «Верь мне, Марфа, «воскреснет брат твой» ( Ин.11:23 ), не сомневайся в этом: в Моих руках и смерть, и жизнь, и Суд над всем». Марфа говорит Спасителю нашему: « «Верую», Господи, «что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир»« ( Ин.11:37 ). Господь же наш сказал: «Всякий, кто верует в Меня, обновится в последний день, когда воскреснет род Адамов». Повелел тогда Спаситель наш, – и отвалили камень от двери гроба; воззвал тогда Господь к мертвецу, который сотлевал в жилище тьмы, – и вышел четверодневный Лазарь «умерый, обязан рукама и ногама» ( Ин.11:44 ), в смертных путах. Повелел Спаситель наш, – и сняли с него погребальные узы. Повелел Спаситель, – и пошел Лазарь путем жизни, как и сестры его. Чувства умирающего Благословен Тот, Кто в начале, по благости Своей, сотворил естество наше, а при конце времен, по любви Своей, совершит обновление наше. Из праха восстанет вся тварь на испытание Твое, Господи; да не буду посрамлен я пред сонмами облеченных светом. С миром оставайся, скорбей исполненная временная обитель; бремя грехов моих не допускает меня в Царство. При конце всякому предстоит праведный испытывающий Суд, и что буду делать? В трепет приводят меня прегрешения мои! Умоляйте о мне Благого Господа все вы, братия мои, чтобы бремя грехов моих не подавило меня в тот час. Вот идет ко мне Ангел смерти и внезапно хочет лишить меня общения со всеми мне близкими! Победа Христова над смертью Благословен Христос! Он мертвым, нам, даровал надежду жизни и род наш утешает тем, что хотя истлеваем теперь, но опять обновимся. Услышите, смертные, тайну воскресения; она доныне сокрыта, но в последнее время явлена будет в Святой Церкви. Иисус три дня был пришельцем смерти, и освободился из плена ее, расхитил стан ее, восстановил род наш. Гордилась и величалась прежде смерть, говоря: «Иереи и цари заключены в обителях моих». Но славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель проник туда глас Его и положил конец ее славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/Na...

Перевод: Просветившись Божественной благодатью, Богомудрый, и весь разум и сердце от этого суетного мира неуклонно вверив Творцу, с целомудрием и многим терпением ты прекрасно окончил путь временной жизни и сохранил непорочной веру. Потому и после смерти явилась слава жития твоего, ибо ты источаешь неисчерпаемый источник чудес всем с верой приходящим ко святому твоему гробу, Лаврентий всеблаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших. Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому, прав., глас 4 Яко велико сокровище и богатство некрадомо/к нам прииде из Кипра, Лазаре,/Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/подая чтущим тя исцеления даром,/избавляя от бед и от всякаго вреда,/верою взывающих ти://спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш. Перевод: Как великое сокровище и богатство, которое невозможно украсть, к нам пришел ты с Кипра, Лазарь, Божиим Промыслом и повелением благочестивого царя, подавая почитающим тебя дары исцелений, избавляя от несчастий и от всяческих бедствий, с верой взывающих к тебе: «Спаси всех молитвами своими, Лазарь, отче наш». Любови Рязанской, блж., глас 5 Любовию наречена была еси во святом крещении./Любовь Христову познала еси, в житии Богу и человеком любовию послуживши,/дерзновение велие стяжала еси,/тем же к Тебе усердно прибегаем,/из глубины сердец наших взывающи:/молися убо ко Господу, Любовь Блаженная, богомудрая/даровати мирови мир и душам нашим велию милость. Максиму, Христа ради юродивому, Московскому чдтв., блж., глас 5 Наготою телесною и теpпением/обнажил еси вражия коваpствия,/обличая неподобное его деяние,/зельне стражда солнечный ваp/и нуждныя великия студени,/мраза и огня не чул еси,/Божиею помощию покpываемь,/Максиме пpемудpе,/о верою творящих память твою честно,/и усердно притекающих к мощем твоим,//моли избавитися от бед и падения избежати. Перевод: Наготой телесной и терпением ты обнажил коварство врага, обличая нечестивые его дела, очень сильно страдая от солнечного зноя и вынужденно перенося великие холода, мороза и огня не чувствовал ты, покрываем Божией помощью, Максим премудрый, моли обо всех с верой и почтением празднующих память твою и с усердием притекающих к раке с мощами твоими, чтобы им избавиться от бед и избежать падения. Ин тропарь, на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010