е. начинаем петь стихи песней Священного Писания скоро, на каждом клиросе свой стих), дóндеже достигнут до «Огустеша» (т. е. до стиха песней Священного Писания, который в 1-й песни начинается словом «Огустеша», а в других песнях до того стиха, пред которым, как и в 1-й песни, напечатано: «на 14-ть»). и от того начинают стихи держати на 14-ть, и, поем Минеи со ирмосом на 6-ть. Поем же сице: первый лик глаголет стих: «Огустеша» и поет ирмос. Второй же лик глаголет второй стих: «Рече враг» и по нем тропарь канона. И по ряду стихи, по ликом, до: «Тогда потщашася» (т. в. до того стиха, который начинается в 1-й песни словами: «Тогда потщашася», а в других песнях до того стиха, пред которым, как и в 1-й, напечатано: «на 8-мь»). От стиха же «Тогда потщашася» начинаем трипеснец господина Иосифа на 4-ре. На «Господь же царствуяй» (т. е. от стиха, начинающагося в 1-й песни словами: «Господь царствуяй», в других песнях от того стиха, пред которым, как и в 1-й, печатается: «на 4-ре») поем другий трипеснец господина Феодора Студита , и поет един лик тропарь, другий же лик второй стих и тропарь. Посем соединившимся двум ликом поют: «Слава», троичен, высшим гласом, «И ныне» – Богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и поем иный тропарь господина Феодора. «Понеже бо по пяти тропарей имать песнь» (т. е. Поскольку к одному из пяти тропарей нет припева из стихов Священного Писания, то к нему присоединяется припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). «Последи же (после же) глаголем катавасию, ирмос второго канона. Сице поется осьмая и девятая песни» (Указывается устав 8-й и 9-й песни потому, что в этих песнях во все дни есть трипесиец. При изложении устава о 8-й и 9-й песнях показывается общий устав для стихословия песней Священного Писания с канонами и трипеснцами во все дни, так: в понедельник – для стихословия 1-й песни, м вторник – 2-й песни и т. д.). «Третию же песнь ноем сице: глаголет первый лик стих: «Господь взыде на небеса» (т. е. тот стих, пред коим печатается «на 4-ре») и тропарь канона Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пред ирмосом 8-й песни канона лик возглашает: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви». Пред 9-ю песнею диакон возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим». Лик поет: Величит душа моя господа с припевом Честнейшую Херувим. Если нет ситихр на хвалите в минеи, то читаются псалмы: Хвалите Господа с небесе… Воспойте Господеви песнь нову, и потом: Тебе слава подобает. Слава тебе. показавшему нам свет. Слава в вышних богу. Сподоби Господи. Ектенья: Исполним утреннюю молитву. По стихословии 2-х кафизм читаются седальны из октоиха. Канонов из октоиха поется два: первый по 6-ти тропарей в каждой песни с ирмосом, второй по 4 без ирмоса, из минеи один по 4 тропаря без ирмоса. Катавасия после песней канона не поется: а вместо ее по 3-й, 6-й. 8-й и 9-й поется ирмос от канона свтого из минеи. По 3-й песни ектенья малая и седален святого 2-жды с Богородичным из канона минеи. По 6-й песни ектенья малая, кандак и икос из канона минеи. Если в минеи нет кондака. То он берется из общей минеи по чину и лику святых. По 9-й песни после ирмоса поется – «Достойно есть» и ектенья малая, а после нее светилен святого из минеи, и ныне Богородичен или крестобогородичен. Если есть в минеи стихиры на хвалите, то поются 4; а после них читают: Слава Тебе показавшему нам свет, Слава в вышних Богу, Сподоби Господи, ектенья: исполним утреннюю молитву. Стихиры стиховни Стихиры стиховны из октоиха – на каждый день седмицы, и минеи, если есть, – а если нет, то все из октоиха «Благо есть», и проч., как в часослове и служебнике. Читается: «благо есть исповедатися Господеви». Трисвятое, Пресв. Троице… Отче наш. Тропарь святого. Ектенья. Помилуй нас Боже. Премудрость, благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Утверди Боже... Изъяснение В Богослужении утрени мы благодарим Бога за сохранение нас во время протекшей ночи и дарование наступающего дня, воспоминаем спасительное пришествие Спасителя в мир и чествуем священные события, или святых угодников, воспоминаемых в наступивши день, прославляя в то же время Бога за его неизреченный милости к роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 116. Приходская утреня Вариант современного чина утреннего богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы посвятим наше занятие обсуждению приходского богослужения. Эту тему я затрагиваю в виду просьбы (последовавшей от некоторых священнослужителей) представить вариант возможного совершения Утрени с учетом той практики, которая освящена церковной традицией. Как вы уже могли убедиться, христианская утреня прошла сложный путь развития. Имея главным своим элементом псалмы и библейские песни, она уже в первом веке стала дополняться гимнами собственно христианского сочинения, а в последующих столетиях христианское песнотворчество значительно усложнило ее чинопоследование. За это же время многие молитвы и песнопения из нее исчезли, а некоторые из сохранившихся потеряли свое прежнее место и значение. Нынешнее утреннее богослужение содержит в себе много наслоений и элементов, которые когда-то были вариантами различных утренних последований, а сегодня совершаются чуть ли не все разом в одной службе, а значит, обрывочно (т.е. в крайне сокращенном виде), а потому и несуразно, тяжеловесно, утомительно, а самое главное непонятно для большинства. Кстати, это проблема не только нашей утрени, но новогреческой, в которой, например, сегодня хоть и не читаются ктиторские псалмы, однако перед шестопсалмием до сих пор поются тропари (“Спаси, Господи”, “Вознесыйся…”, “Предстательство страшное”) и совершается сокращенная сугубуя ектения, хотя смысл их давно утратился. Так же у них сохраняется общая для всех нас странная практика вычитывать утренние молитвы во время шестопсалмия. В отличие от нас на воскресной Утрене,как правило, Евангелие ими читается не после степенн, а после 8 песни канона (перед «Честнейшей») со всем блоком знакомых нам предшествующих и последующих молитвословий, включая 50 псалом и литийную молитву «Спаси Боже люди твоя», после которых диакон возглашает: “Богородицу и матерь света…” и далее опять идет все по чину молебного канона. Ибо так же как и у нас, библейские песни канона ими стихословятся лишь на великопостной утрене, а в прочее время года к тропарям канонов прилагаются припевы. При этом катавасии после каждой песни канона онине поют, но пропевают их все подряд (от первой и до восьмой песни включительно) после 8-ой песни канона, возможно для того, чтобы создать более торжественную обстановку перед чтением Евангелия (как у нас с этой целью поются степенные антифоны).

http://azbyka.ru/video/116-prihodskaja-u...

По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне» – богородичен. (Если в Минее 2 светильна, то исполняется сначала 1-й светилен (один раз), затем «Слава» – 2-й светилен, «И ныне» – богородичен). Стихиры на «Хвалите»: стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен по гласу стихиры «Славы»: 1)  поется рядовой богородичен, если таковой есть в Минее на ряду; 2)  если нет самого богородична на ряду, но указаны его начальные слова, то поется соответствующий богородичен из второго (или из первого) приложения Минеи; 3)  если нет начальных слов, то поется стиховный богородичен первого приложения Минеи. По Великом славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение Минеи). На часах тропарь и кондак святого. Литургия Блаженны: на 8, из 3-й и 6-й песни канона святого (если в Минее 2 канона святому, то читаются по 4 тропаря из 3-й песни первого канона и из 6-й песни второго канона 328 ). Тропари и кондаки при входе: В Господском или Богородичном храме: тропарь храма и тропарь святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. В храме святого: тропарь храма, тропарь святого (празднуемого), кондак храма; «Слава» – кондак святого; " И ныне» – «Предстательство христиан...» Прокимен, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовой и святого. Следует обратить особое внимание на то, что во все дни, кроме субботы, сначала читается Апостол (также и Евангелие) рядовой, а только лишь затем – празднуемого святого 329 . Особенности полиелейного богослужения в субботу При совершении службы полиелейному святому в субботу необходимо учитывать следующие особенности, которые изложены в 15-й и 52-й главах Типикона: – на «Господи воззвах...» на «И ныне» поется воскресный догматик уходящего гласа. – по «Ныне отпущаеши...», «Бог Господь» и славословии на «И ныне» поется воскресный богородичен уходящего гласа. – отправление канона на утрене в храме святого имеет следующую особенность:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Каноны: праздника 1-й, глас 7-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия после каждой песни – сначала ирмос 1-го канона (в первой песни«Понтом покры...»), затем 2-го (в первой песни – «Божественным покровен...»). По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак праздника, глас 8-й: «Егда снизшед языки слия...», и икос, глас тот же: «Скорое и известное даждь утешение...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) По традиции, припев к 9-й песни канона: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый» . По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» не возглашается, но поется светилен праздника: «Всесвятый Душе...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Свет – Отец...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст: «Иже в видении огненных язык с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа...». Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Апостол – Деян., зач. 3.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-23/

Поэтому в такие дни в пении канона надобно сообразоваться с указаниями 48 гл. Типик. К канонам глаголем песни: Поем Господеви (Типик, гл. 12, и Окт., л. 89). 1-й лик поет ирмос без припева. 2-й лик поет ирмос без припева. Потом 1-й лик: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море,– и тропарь. 2-й лик: Помощник и покровитель...,– и тропарь. 1-й лик: Господь сокрушаяй брани...,– и тропарь, и т.д. (см. Ирмолог. л. 134). Катавасия после каждой песни канона в субботние дни может быть только «в господские владычни и богородичны праздники и нарочитых святых всего лета» (Типик., гл. 19), имеющих бдение, полиелей или славословие. Если же этих праздников нет, то катавасия, как и в седмичные дни, поется только после 3, 6, 8 и 9 песней канона, Катавасиею же от недели Всех святых до субботы Мясопустной (исключительно) служат ирмосы из канона Октоиха, так как в означенный срок по субботам поется сначала канон Минеи, а потом Октоиха. Во дни же предпразднств и попразднств катавасиею по субботам служат ирмосы из канона Минеи, так как в эти дни прежде поется канон праздника, а потом канон Минеи: Октоих же оставляется. По 3-й песни и обычной ектении – седален святого из Минеи. Слава, и ныне, богородичен его (Тип., гл. 12; Окт., л. 89 и 386). Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент. или 22 ноября кондак (также и икос, если есть) святого, седален его же. Слава, и ныне – праздника. О чтении в 12 гл. Типикона не упомянуто, но оно всегда назначается, когда полагаются седальны: слич. Типик., гл. 13. По 6-й песни и обычной ектении кондак и икос святого, если есть (Типик., гл. 12; Окт., л. 89 и 386 на об.) 303 . Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент., кондак и икос праздника, 22 ноября кондак праздника. Чтение пролога (Типик., гл. 12, и Окт., л. 89). Пред 9 песнию поется «Честнейшую» (Типик., гл. 20). После 9 песни «Достойно есть» поется (смотр, субб. послед. в Октоихе, напр., л. 107 на об.). Если случится предпразднство или попразднство, то «Достойно есть» не поется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010