Если 1-й канон положен, примерно, с ирмосом на 8, а второй без ирмоса на 6, то она окончится пред стихом: Дондеже пройдут, с надписью: «на 6» Пред этим стихом нельзя петь ирмосы второго канона, потому что они не положены; пропевши же стих: Дондеже пройдут, надобно петь тропарь второго положенного канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока окончится вся песнь. Если же первый канон положен с ирмосом на 6, а второй без ирмоса на 8, то в 1 каноне 1 песнь окончится пред стихом с надписью: «на 8». Тогда потщашася...: после этого стиха надобно тропарем начать второй канон и петь стих и тропарь, стих и тропарь и т.д. до конца. 6) Когда положено петь более двух канонов на 14, ирмосы по 2 указывается брать также из одного только первого канона, то сначала надобно дважды пропеть ирмос этого канона без всяких припевов, потом петь стих из песни Свящ. Писания, положим, в 1-й песни: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море (песни Священ. Писания при означенном условии, за исключением тех суббот периода времени пения Октоиха, в которые поется заупокойная служба, всегда стихословятся по отделу: Поем Господеви), а после него тропарь из первого канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока в 1 каноне окончится 1 песнь. Положим, назначены каноны праздника с ирмосом на 6, одного святого на 4 и другого также на 4. При этом условии 1 песнь 1-го канона окончится после стиха: Пучиною покры я. Пропевши после этого стих: Тогда потщашася, надобно тропарем начать второй канон, и далее стих и тропарь и т.д. После стиха: Соделал еси, окончится 1 песнь второго канона. После стиха: Господь царствуяй, надобно тропарем начать третий канон и т.д. до конца. Примечание. Иногда полагается петь более двух канонов на 14, а ирмосы назначаются из двух таких канонов, которые в Типиконе указываются совместно; напр., в мр. гл. 30 января, Типик., л. 167, сказано: «Идеже трипеснец, поем каноны святых (два) со ирмосом иа 6 и трипеснец на 8». Чит. также послед. в отд. Благовещ., л. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

205). 4) Если на какой-нибудь день назначаются некоторые песни канонов (и именно двух – в отдание Благовещения, если случится в среду 4 седм. св. Четыредесятницы, л. 219 на об.) на 10, при чем ирмосы указывается брать из одного только первого; равным образом если на какой-нибудь день назначаются на 8 или цельный канон (один в Великий четверток, л. 339), или некоторые песни канона (одного в праздник Обретения главы Предтечи, если случится в понедельник или другой постный день св. Четыредесятницы, л. 191, 192 на об. и 197; и в субботу Мясопустную, л. 299; а также и двух, но поемых за один в праздник 40 мучеников если случится в те же дни, л. 197); наконец, если на какой-нибудь день назначаются на 6 некоторые песни одного канона (в предпразднство Благовещения, те песни, где нет трипеснца); то ирмосы одного (если два, то первого) канона поются по 2. Основанием этого правила по отношению к Великому четвергу, Мясопустной субботе и предпразднству Благовещения служат прямые указания Типикона: «поем» (в Великий четверт.) «канон, гл. 6, ирмос по 2, тропари на 3»; «поется» (в суббот. Мясопуст.) «2 песнь Триоди на 8, стихи же глаголем, колико их есть» 390 ; «канон предпразднства (в предпразднство Благовещения) с ирмосом на 6, ирмос дважды»; по отношению же к прочим дням то, что, как мы уже видели, если не только в праздники, но и при малом святом (в субботы в период времени пения Октоиха) поются ирмосы одного канона Минеи, то они всегда поются дважды. Вывод из всего сказанного об ирмосах такой: 1) Ирмосы поются иногда из одного канона, иногда из двух, но никогда не более. 2) Ирмосы поются только из первых канонов и по порядку назначения их, но никогда не бывает того, чтобы, пропустя первый канон, пелись ирмосы из второго. 3) По субботним дням ирмосы никогда не поются менее двух раз 391 . 4) Если ирмосы назначены из первого дневного канона рядового гласа Октоиха, то одни они только и поются; вместе с ними никогда не поются ирмосы ни второго канона Октоиха, ни другой какой-нибудь книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Каноны: Успения 1-й (глас 1-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (глас 4-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Успения. По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажим Тя, вси роди...» (единожды). По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й. На 9-й песни – припевы Успения и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.) 1-й лик поет припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо» , и ирмос: «Побеждаются естества уставы...». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Дивляхуся Ангельския силы...». 2-й лик – то же. 1-й лик – то же. 2-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Опрята лик апостольский...». 1-й лик – то же. 2-й лик – то же. 1-й лик поет ин припев: «Величай, душе моя...», и ирмос: «Всяк земнородный...». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите в Сион...». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите, вернии...». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приими от нас песнь...». 2-й лик – то же. Затем оба лика вместе поют припев первого канона: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», и ирмос первого канона: «Побеждаются естества уставы...», потом припев второго канона: «Величай, душе моя...», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный...». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Успения. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны Успения: 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-28/

В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Господеви поем...» до «Огустеша, яко стена...» (по Ирмологию ). После стиха «Огустеша, яко стена...» поется ирмос канона Минеи. Певцы – стих : «Рече враг...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи. Певцы: «Послал еси дух Твой...». Чтец – снова 1-й тропарь . Певцы: «Кто подобен Тебе...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Простерл еси...». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Утешил еси...». Чтец – Богородичен канона. Певцы: «Тогда потщашася...». Чтец – 1-й и 2-й тропари первого трипеснца Триоди (за один). Певцы: «Нападет на ня...». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Дондеже пройдут...». Чтец – 4-й тропарь. Певцы: «Введ, насади я...». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца. Певцы: «Господь, царствуяй веки, и на век...». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди. Певцы: «И наведе на ня...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Единице простая...». Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Гору воспоим...». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец – тропарь: «Колесница огненная...». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец – последний тропарь: «Брашно Адам яде...». Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Грядите, людие...». Примечание. Песнь 2-я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы. Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взыде на Небеса...». Чтец – 1-й тропарь канона. Певцы – стих: «И даст крепость...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи. Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае – глас 6-й: «Несть свят...»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия. По 3-й песни – ектения малая. Седален мученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Когда в седмичные дни, кроме субботы, не случится святого шестиричного, тогда поются оба канона Октоиха, без всякого опущения в них тропарей: первый канон Октоиха поется на 6, второй на 4 и из Минеи святому на 4. Если случится святый шестиричный или святый со славословием, то в канонах Октоиха опускаются по два тропаря, обыкновенно мученичны, когда они есть. Если случатся два святых, в понедельник, вторник и четверток, второй канон Октоиха вовсе не поется, а в среду и пяток оба канона Октоиха поются без мученичнов. В дни предпразднства, попразднства и отдания праздника каноны Октоиха вовсе опускаются, а вместо них поются каноны предпразднства или праздника, в период же от Фоминой недели до недели Всех Святых каноны Цветной Триоди. В субботу канон храма святого не поется, если случится память двух святых: тогда поем канон: первому святому со ирмосом на 6; второму святому на 4; и мученичен канон Октоиха на 4. Также, канон храмового святого не поется, если случится память святого со славословием, полиелеем или бдением: тогда, вместо канона храмовому святому, поется канон Богородице. Но канон храма, посвященного Господу или Пресвятой Богородице, в этих случаях не опускается. На вседневной утрени каждая из песней канона не заключается ирмосом катавасии, как в праздники, но, вместо катавасии, 3-ья, 6-ая, 8-ая и 9-ая песни покрываются пением ирмоса последнего канона из числа тех, которые положено петь в данный день. После 3-ей песни канона и малой ектении, следует седален Минеи, Слава, и ныне, Богородичен его. После 6-ой песни и ектении кондак и икос, если есть, если нет, то берется кондак из Общей Минеи. После 8-ой песни возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и поется «Честнейшую», кроме дней, когда это пение по уставу отменяется. После 9-ой песни на вседневной утрени обычно поется «Достойно есть, яко воистину» и делается поклон в землю, кроме суббот, после чего уже следует малая ектения. Затем следует светилен, устав которого указан в 16-ой главе Типикона. На вседневной утрени читается светилен октоиха по дню седмицы, Слава, и ныне, богородичен его. Если в Минеи есть светилен святому, то он читается на «Славу» после дневного светильна Октоиха, «и ныне», Богородичен его. Если среда или пяток, то крестобогородичен Октоиха. В субботу же сначала светилен Минеи, потом «Слава», светилен Октоиха, «и ныне», Богородичен его. В дни предпразднства и попразднства светилен святого, «Слава и ныне», светилен предпразднства или праздника. «Светильны дневные во всю седмицу» помещаются в конце Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Каноны: Успения 1-й (глас 1-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (глас 4-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Успения. По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажим Тя, вси роди…» (единожды). По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й. На 9-й песни – припевы Успения и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.) 1-й лик поет припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо» , и ирмос: «Побеждаются естества уставы…». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Дивляхуся Ангельския силы…». 2-й лик – то же. 1-й лик – то же. 2-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Опрята лик апостольский…». 1-й лик – то же. 2-й лик – то же. 1-й лик поет ин припев: «Величай, душе моя…», и ирмос: «Всяк земнородный…». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите в Сион…». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите, вернии…». 2-й лик – то же. 1-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приими от нас песнь…». 2-й лик – то же. Затем оба лика вместе поют припев первого канона: «Ангели, успение Пречистыя видевше…», и ирмос первого канона: «Побеждаются естества уставы…», потом припев второго канона: «Величай, душе моя…», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный…». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Успения. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны Успения: 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

– Такая катавасия, впрочем, бывает только в воскресенья, не осложненные какими-либо особыми совпадениями. Время введения Канон, как и каждый ряд песнопений, поется попеременно обоими ликами так, чтобы все стихи библейских песней и все тропари с ирмосами в каждой песни были распределены между ликами поровну, почему число этих стихов и тропарей всегда бывает четное. Если до ирмоса положена часть библ. песни без припевов, то один лик (начинающий) поет 1-й стих песни, другой второй и т. д.; затем первый лик поет стих библ. песни, положенный в качестве припева к ирмосу, и вслед за этим ирмос, второй лик следующий стих песни и 1-й тропарь и т. д., в конце Слава – предпоследний тропарь, И ныне – Богородичен. Если до ирмоса не положено библ. песни, как то бывает в воскресенья, праздники и нек. др. дни (когда положено Поим Господеви), то первый лик поет ирмос, 2-й лик – не в воскресенье – второй раз ирмос, в воскресенье же припев «Слава, Господи, св. воскресению Твоему» и тропарь, опять первый лик – 1-й стих библ. песни и второй тропарь и т. д. 2560 Благодаря тому, что пение тропаря начинается пением припева, припев с тропарем является одним целым; тропарь представляет как бы развитие мысли припева, приложение его к празднуемому событию. И поется припев так, чтобы в нем сохранились наиболее характерные звуки тропарной (и ирмосной) мелодии, а именно, последней музыкальной строфы ее. Так как для этой строфы нужны бывают только последние слова припева, то первая, большая, часть его поется речитативом и одинаково для всех гласов (знакомый каждому образец такого исполнения припева – «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» пред катавасией 8-й песни). Что касается самих тропарей, то они должны петься совершенно так, как ирмосы, ради чего и указывается пред каждым каноном ирмос, хотя бы канон пелся без ирмосов. Так как напев канона отличен от стихирного и тропарного (для тропарей отпустительных и на Бог Господь) и так как весь канон представляет из себя обычно ряд из 112 песен (14x8), то им вводится в утреню до бесконечности длинный поток этой своеобразной сложной мелодии, прерываемой только два раза тропарной мелодией (седальны и кондаки по 3 и 6 песни). Когда и почему перестали петь тропари канона?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

по отделу: Господеви поем. О времени стихословия песней Священного Писания по отделу: Поем Господеви, в Типиконе сказано: «Поем Господеви стихословим во вся недели, и во владычни и богородичны праздники, и в предпразднства и попразднства их, и в праздник святаго, имущаго полиелей или славословие великое и во всю Пятидесятницу» (гл. 18, л. 27). По поводу этого указания надобно заметить только то, что здесь имеются в виду не только те праздники, их предпразднства и попразднства, которые бывают в период времени пения Октоиха, но и Триоди Постной, тем более, конечно, Триоди Цветной, при пении которой песни Священного Писания стихословятся только по отделу: Поем Господеви. Великопостный отдел стихословия песней Священного Писания назначается для седмичных дней первых 6 седмиц Великого поста (Тип., л. 308), а из суббот для 2, 3 и 4 седмиц (Тип., л. 322 на об.), если только во все эти дни не случится никакого праздника, при чем должно знать, что стихословие седмичных дней отличается от стихословия субботних, как об этом в своем месте будет сказано. 2) Когда положено петь 2 канона на 16 с ирмосом каждого из них по 2 (иначе и не бывает), то сначала надобно пропеть два ирмоса первого канона без всякого припева или стиха, потом петь стих из песни Священного Писания, положим в 1 песни: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море (песни Свящ. Писания при означенном условии стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви), а после него тропарь из первого канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока окончится вся песнь. Так как в данном случае полагается петь два канона на 16, каждый с ирмосами на 8, то в 1 каноне 1 песнь окончится после стиха: Нападет на ня, предшествующего стиху: Дондеже пройдут, над которым напечатано «на 6». Пред этим стихом без всяких припевов надобно по два раза пропеть ирмос второго канона, после него петь Дондеже пройдут, и тропарь второго канона, снова стих и снова тропарь и т.д. до И ныне включительно, после чего окончится вся песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Затем следует 50-й Псалом и пение канона. В каждом конкретном случае надо справляться в Типиконе о том, каким образом следует его петь. Во-первых, в период пред- или попразднства канон всегда поется с библейскими песнями по-праздничному: «Поем Господеви». Этот раздел Ирмологиона используется для стихословий канона. В Типиконе мы нередко встречаем указания о том, что канон поется не на 14, а на 12. Первый канона всегда – канон праздника (поется на 6), второй канон – Минеи (на 6), ирмос праздника – единожды. Покрывающим ирмосом по 3,6,8 и 9 песням канона для этих случаев является ирмос последнего канона, т.е. ирмос канона Минеи. По 3 и 6 песням читаются седальны с Богородичными, кондаки и икосы. По 6 песни читается обычно кондак праздника, а по 3 – все остальное: кондак, икос, седален и Богородичен святого. Все это имеется в Минее. «Достойно есть» по 9 песни канона не поется, поскольку не поется Октоих. Затем поются светильны: сначала праздника, потом святого ( если есть); на «И ныне» Богородичен праздника поется не всегда и не везде. В том случае, если y праздника имеется один светилен (что бывает чаще всего), поется сначала светилен святому, потом на «Слава, и ныне» – светилен праздника. Если святой не имеет экзапостилария, то поется только экзапостиларий праздника. Песнопение «Честнейшую» в период попразднства поется. Исключение составляет день отдания праздника, но об этом мы поговорим отдельно. Затем читаются хвалитные Псалмы, вседневное славословие. Стихиры на стиховне – поем стихиры праздника, на «Славу» – святому (если есть). «И ныне» – Богородичен праздника. Почти всегда, за исключением некоторых субботних и воскресных богослужений, все стихиры (на «Господи, воззвах», на «Хвалитех») покрывают песнопения праздника. Тропари по «Благо есть» поются таким же образом, как и по «Ныне отпущаеши»: тропарь святого (если есть), на «Слава, и ныне» – тропарь праздника. Заканчивается богослужение обычным образом. На Часах следует читать два тропаря – праздника и святого (если святой имеет тропарь). Кондак один – праздника. Лишь в том случае, если святому положен полиелей, кондаки «пременяюще глаголем» – святого и праздника. Бденная служба в будни

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Утреня Совершается в среду вечером: вечернее богослужение состоит только из утрени и присоединяемого к ней 1-го часа. Начало утрени — по полному чину (с чтением «Царю Небесный…»). После «Аллилуиа» читаются/поются Троичны гласа (как обычно). Кафисма одна (8-я); седальны после кафисмы читаются из Октоиха с добавлением мученична (разумеется, малой ектении нет). Сразу после седальнов читается 1-я половина жития преподобной Марии Египетской. Как правило, житие читает священник. 50-й псалом (как обычно, хор перед псалмом поет «Господи, помилуй» ( трижды ), «Слава», чтец — «И ныне» и читает текст псалма). Сразу после псалма поется канон (молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится).   Канон . Хор поет ирмосы по дважды. Тропари (столько, сколько есть в Триоди) читает духовенство в центре храма (для этого священники в начале пения ирмоса исходят из алтаря боковыми дверьми), а хор перед каждым тропарем поет припев. Библейские песни не поются; ко всем покаянным тропарям хор поет припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В конце каждой песни есть два тропаря, посвященные преподобной Марии, и один тропарь в честь автора канона. Перед ними поются припевы «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» и «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В конце песни перед Троичным всегда поется «Слава», перед Богородичным — «И ныне». 2-я и 3-я песни Великого канона имеют две части, каждая из которых имеет собственный ирмос. На 2-й песни в конце 1-й части перед Богородичным хор поет припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», дальше поет другой ирмос и читаются тропари 2-й части. На 3-й песни в конце 1-й части есть еще Троичен, перед которым поется «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (перед Богородичным — также «Пресвятая Богородице, спаси нас»). Катавасия — только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни, тот же ирмос (по 3-й песни — 2-й ирмос). По 3-й песни: седальны Триоди. Сразу после седальнов — 2-я половина жития преподобной Марии Египетской. На 4-й, 8-й и 9-й песнях добавляются трипеснцы. Они читаются перед песнью Великого канона. Ирмосы трипеснцев опускаются, сразу читаются тропари со стихом «Святии апостоли, молите Бога о нас» (все тропари трипеснцев посвящены апостолам). Перед Богородичными читаем стих «Пресвятая Богородице, спаси нас», перед Троичным 2-го трипеснца — «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (согласно замечанию Типикона, у трипеснцев «Слава, и ныне, не глаголем»).

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010