В докладе от 15 ноября 1928 года протопресвитер К. Изразцов назван «администратором русских православных церквей в Южной Америке», в его докладе говорилось о положении церковных дел в Парагвае. Синод выразил священнику благодарность за неутомимые труды его по устроению подведомых ему церквей и непрестанные заботы по удовлетворению религиозно-нравственных нужд русских в Южной Америке. 411 В феврале следующего года Архиерейский Синод получил доклад архимандрита Пахомия, настоятеля русской православной церкви в Асунсьоне (Парагвай), о положении церковных дел в Асунсьоне. 412 В феврале 1930 года снова обострился вопрос о старом и новом стиле в богослужении на территории Южной Америки. В целом этот вопрос в православном мире уже был решен в пользу старого стиля. Однако протопресвитер К. Изразцов рассказал о затруднениях, возникающих при праздновании в Аргентине по старому стилю. Принимая во внимание: 1) Что Аргентина и вообще Южная Америка не примыкает к православной стране. 2) Что живущие в Южной Америке православные греки и арабы перешли на новый стиль. 3) Что в православные праздники, если они не приходятся в воскресные дни, храмы пустуют, так как православные служащие и рабочие в православные праздники от работы и служб не освобождаются. 4) Что еще до революции Высшая Всероссийская Церковная власть по указанным причинам предполагала разрешить празднование праздников в Южной Америке по нов. стилю, Архиерейский Синод находит возможным в виде исключения разрешить о. Протопресвитеру Изразцову в районе его административного управления совершать богослужения в подвижные праздники по новому стилю. 413 В следующий раз протопр. К. Изразцов доложил о сделанных им распоряжениях, связанных с жалобой прихожан на настоятеля русской православной церкви в Сан-Пабло (Бразилия) священника М. Кляровского и о положении церковных дел в других местах Южной Америки. 414 Стоит отметить, что Архиерейский Синод практически на каждом заседании рассматривал обращения администратора русских храмов в этом регионе. 415 К примеру, в марте был получен его отчет о церковной жизни за период с 1 июля 1928 г. по 31 декабря 1929 г., а также денежный отчет по русской православной церкви в Аргентине. Денежный отчет был утвержден. 416

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Текст книги архимандрита Тихона не только наполнен разнообразным материалом, но и составлен литературно, многообразно, с психологическими зарисовками. Заметно, что труд готовился, как увлекательная повесть о былом. Нужно отдать должное исключительному трудолюбию почтенного автора, выполнившего работу целого коллектива. Как указано на с. 9, издание готовилось к Архиерейскому собору Русской Православной Церкви, который планировался, как сообщается в книге, на май 2022 года. В издании излагаются интересные своей неоднозначностью сведения о ходе раскопок в Поросенковом логе. Немало в ней и других свидетельств, например, о борьбе за территорию в Екатеринбурге, где ранее стоял снесенный дом Ипатьева, об отношениях с Зарубежной Церковью в начале 90-х годов (с. 311 и далее). На с. 311 мимоходом даже упоминается о ритуальном характере убийства: «Убийцы-то знали, кого ритуально убивать…». Подробно и с чувством на многих страницах описаны многочисленные разоренные, разрушенные храмы, живо и интересно рассказывается о возрождении духовной жизни епархии в начале 90-х годов. Книга содержит огромный фотоархив. Но расплывчатая структура издания, как уже сказано, осложняет пользование ею. К сожалению, приходится отметить плохую корректуру текста. Например, на с.248 имеется грубая ошибка в дате расстрела Царской семьи: якобы 30 июля 1917 года; на самом деле, убийство совершено 17 июля 1918 г. по новому стилю, т.е. 4 июля по старому стилю. И таких «случайностей» немало. В примечаниях (с.678-686) приводится обширный список использованных источников, опубликованных и архивных. Правды ради, должен отметить, что привлекаются почти исключительно лишь публикации, поддерживающие излагаемую версию о «подлинности» останков. Между тем, существует множество критических публикаций, содержащих обоснованные возражения. См., напр., П. Мультатули, «Убийство Царской семьи», «Вече», 2016; «Царская Голгофа. Преступление века. Новые материалы следствия и независимые экспертизы»,2022 г.; «Быть верным Царю-мученику Николаю II », М., 2022; «Расследование убийства Царской семьи и сожжения их честных останков», М., 2023 и мн. др.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/15/...

Ряд персонажей, которые неоязычники нередко включают в пантеон славянских богов, по сути либо не были таковыми в прямом смысле слова, либо отражают вторичный процесс переосмысления и являются результатом «кабинетного» мифотворчества. К таковым относятся Дана, Лель, Полель, Дидо, Ладо, Купало, Коляда, Ярила, Курент, Троян, Род, Морена и др. Возможно, к тому же ряду относится Чернобог и, несомненно, Белобог 20 . Один из важнейших своих праздников неоязычники устраивают в ночь на Ивана Купалу. Однако и здесь возникает нестыковка: ведь в традиционном язычестве этот праздник приходился на 24 июня по старому стилю (7 июля по новому) 21 . Но неоязычников такие мелочи не смущают, и они празднуют его 24 июня по новому стилю. Следовательно, современные русские неоязычники не столько озабочены восстановлением славянского язычества в его первозданной чистоте, сколько используют его как тактический ресурс для идеологического сплочения русской нации в борьбе против общего врага за спасение русской государственности от распада и русской культуры – от размывания. И первая трудность, с которой они встречаются на этом пути, заключается в широкой вариативности тех религиозных представлений, которые они формируют и выдают за языческие. Здесь отчетливо проявляются две тенденции: стремление сконструировать некий «исконный русский монотеизм» вместе с «русской» же Троицей и попытки систематизировать данные о славянском язычестве и реконструировать непротиворечивое языческое учение. 3. В. М. Кандыба: путь к русскому протестантизму? Один из ярких представителей первого направления – профессиональный гипнотизер В. М. Кандыба, пытающийся создать нечто вроде «русской Библии ». Он руководит школой «русской йоги» в Санкт-Петербурге. Это одна из неоориенталистских групп, появившихся в России сравнительно недавно под влиянием неоиндуистских религий. Свое учение Кандыба изложил в ряде книг, главной из которых является «История русской империи», вышедшая в Петербурге в 1997 г. 22 . Ее построение явно навеяно Библией : подобно последней, автор предлагает читателю грандиозную схему развития человеческой истории, построенную по генеалогическому принципу, стержень которой составляет история русского народа. Исторические экскурсы перемежаются с изложением религиозного учения, молитвами и… политическими лозунгами. Книга написана в нарочито этноцентристском духе: в ней повествуется прежде всего о русском народе, и она обращена к нему. Правда, русский народ понимается весьма своеобразно: местами – как все население Евразии, местами же – как все представители «белой» и даже «желтой расы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

История России с древнейших времен. М.: Университетская типография, 1851–1879. Т. 4. С. 63). На уроках катехизиса объясняются только смысл и существенные формы таинств, а их обрядовая сторона составляет предмет уроков по объяснению богослужения. См.: Ин. 2, 27 . Мф. 26, 26 .- Ред. Ср.: Лк. 22, 19 .- Ред. Мф. 26, 27-28 .- Ред. См.: Лк. 22, 19 .- Ред. Покаяние имеет один корень со словом окаянный – «бедный», «достойный сожаления». Ин. 20, 23 . Более глубокий смысл понятия о духовности труден для понимания детей. Ср.: Быт. 1, 28 .- Ред. Вопрос о соединении двух полов в браке считается щекотливым и неудобным для выяснения детям, но такое мнение неправильно. Этот вопрос по возможности может и должен быть выяснен. Жизненные истины скрывать от детей никогда не следует. «Ребенку можно все говорить. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать»,- говорит глубокий психолог Ф. М. Достоевский в романах «Идиот» и «Бесы». Половой вопрос опошляется только в грязных устах См.: Мф. 10, 1 . См.: Мк. 6, 13 . См.: Лк. 10, 34 .- Ред. Ср.: Быт. 2, 16-17 .- Ред. Лермонтов М. Ю. Молитва/Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1983. С. 42.- Ред. С полной приспособленностью растительного и животного царства к окружающей среде и к удовлетворению жизненных потребностей дети знакомятся на уроках объяснительного чтения и могут сами привести доказательства премудрости устройства мира. Законоучителю остается лишь воспользоваться познаниями учащихся и осветить эти познания светом веры. Для достижения цели настоящего урока нет необходимости перечислять все совершенства Божии. АвгустИн БлажЕнный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354–430) – знаменитый учитель Церкви IV в., оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на западе. Наиболее знаменитые его сочинения: «Исповедь», «Исправления» и «Письма».- Ред. Память святого Феодора, епископа Едесского совершается 9 (22) июля.- Ред. . В книге даты приводятся по старому стилю. В редакционных примечаниях дата сначала дается по старому стилю, а в скобках – по новому.- Ред.

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

Гору скорби День взвалили на плечи, В суете душа весь день купалась, И людские речи, будто мухи, О тщете с полуденья жужжали. Но свалился шумный день, и зноем Суета и скорбь с души ниспали. А слова – их звёздный луч коснулся - На Устах, идущих в сон, почили. … Безотрадным стало воображаемое возвращение – родная деревенька исчезла с лица земли. Ни одного домика, ни одного кола-двора. Стайка раскидистых берёз за бывшей околицей лишь отдалённо напоминала о том, что здесь существовала деревня Коншино. В нём 28 июля 1893 года по старому стилю (11 августа – по новому стилю) в семье крестьянина Алексея Степановича и Евлампии Семёновны родился сын, второй ребёнок, которого назвали Алексеем. Он особенно любил сказки и бывальщины. Их в изобилии знала и с чувством передавала внуку бабушка Фиоклета Дмитриевна (по материнской линии). Часто в дом Ганиных заходил соседский дедушка Дуганов, от него Алексей слышал северные былины, сказы, притчи. Пожалуй, стихия родного слова, глубоко проникавшая в душу, и стала толчком к творчеству. Мальчик рано увлёкся стихами, но первые опыты, к сожалению, не дошли до нас. Подробности пребывании будущего поэта в Коншине сохранила родная сестра Алексея Мария Кондакова. Читателя, думаю, будут интересны отрывки из её воспоминаний. «НЕ МОГУ НАСМОТРЕТЬСЯ НА ТЕБЯ…» В закатном предместье мы шли по тропинке, раньше она была дорогой. Летнее тепло разливалось на всю окрестную ширь. Наверное, вот такое раздольное поле Алексей Ганина назвал когда-то богатырским в прямом и переносном смысле, сочинил о нём поэму. Мой спутник показал на ближнюю небольшую деревеньку: «Вон и мой дом, пришли». Здесь и жил Анатолий Аркадьевич Еремеев, директор народного музея в селе Архангельское Сокольского района. Давно когда-то он заинтересовался творчеством Алексея Ганина, полюбил стихи, стал горячим поклонником поэта. Анатолий Аркадьевич собрал в музее экспозицию о Ганине. Жемчужиной её стали школьные тетради родной сестры поэта Марии с воспоминаниями о нём. Копию их и подарил мне директор. За чашкой чая с ароматным мёдом мы долго говорили о судьбе крестьянского самородка. Кстати, выяснили, что крестили Алексея в храме села Архангельское.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/16/...

Генерал-майор Анненков, пытавшийся пробраться с остатками своего отряда на Дальний Восток, попадает в китайскую тюрьму, отсиживает в ней почти три года, а затем перебирается в провинцию Ганьсу. Весной 1926 года он был предательски заманен в чекистскую ловушку, вывезен в СССР и расстрелян в Семипалатинске 24 августа 1927 года. Генерал Ионов, после эвакуации из Владивостока, оказывается в Новой Зеландии, затем в Канаде и США. Он продолжает находиться на посту Семиреченского Войскового Атамана в эмиграции еще долгие годы, если не до смерти своей, то по крайней мере до конца 30-х годов. Умер он в Нью-Йорке 18 июля 1950 года. Автору сей статьи неизвестно, выбирали ли семиреченские казаки, по примеру других войск в эмиграции, своего Атамана после смерти генерала А.М. Ионова, но мы можем сказать, что еще в 1976 году в США существовал штаб Семиреченского казачьего войска, начальником коего был есаул В.М.Питалев. Так казаки-семиреки, далеко за рубежами своей страны, пытались сохранить преемственность от старой России, надеясь, что придет то время, когда начнут возрождаться казачьи войска и проходить выборы Атаманов на родине. Это время пришло к началу 90-х. Но это уже совсем другая история…   Примечания 1 – старого стиля. Все даты, до 1918 года даны по старому стилю, после 1918 года – по новому стилю. 2 – Г.А.Колпаковский при назначении на пост Атамана имел звание генерал-майора. Генерал-лейтенант с1871 года, после ухода с поста Семиреченского Атамана – генерал от инфантерии. 3 – генерал-лейтенант с 1896 года. 4 – генерал-лейтенант с 1901 года. 5 – генерал-лейтенант с 1908 года, затем генерал от кавалерии. 6 – генерал-лейтенант с 1913года. 7 – генерал-лейтенант с 1917 года. 8 – М.А.Фольбаум с Высочайшего разрешения переменил фамилию на Соколов-Соколинский в сентябре 1916 года. 9 – генерал-майор с апреля 1917 года. 10 – А.М.Ионов при избрании на пост Атамана имел звание полковника Генерального штаба. Генерал-майор с 1918 года.   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/04/...

В 1700 году эта традиция, в числе многих других, была искоренена Петром I. Гражданский Новый год стали праздновать 1 января. Однако, церковный, а главное, сельскохозяйственный календарь остались прежними. Залучить крестьянских и даже дворянских детей из деревни в городские учебные заведения до окончания страды не представлялось возможным. Негосударственные сельские школы грамоты и вовсе начинали свои занятия 1 декабря в день памяти пророка Наума с тем, чтобы закончить их уже к Пасхе или даже к Благовещению (25 марта). Разумеется, для систематических занятий в государственных средних и высших учебных заведениях такой график был непригоден. Поэтому вплоть до конца XVIII века они старались держаться прежнего, допетровского годового круга. Нельзя забывать, что счет времени и в Византии, и в Московской Руси, и в Российской Империи вплоть до 1918 года велся «по старому стилю», т.е. по юлианскому календарю. Поэтому, например, сегодняшние церковные учебные заведения открывают свои двери не 1, а 14 сентября. С этой разницей нужно считаться, и читая архивные документы о русских школах XIX –начала ХХ веков. Так, 91 статью первого в России единого Устава средних учебных заведений от 5 ноября 1804 года, гласящую, что «учебное время в уездных училищах продолжается также, как в гимназиях, то есть от 1 августа предыдущего года по 1 июля следующего года», не следует понимать (а тем более, возрождать) буквально. На самом деле, речь идет о том, что учебный год начинался 14 августа, в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 16 (29) августа, сразу по окончании поста, и заканчивался 1 (14) июня. Но если за гимназиями и университетами государство следило более или менее пристально, то остальные учебные заведения работали вразнобой. В опубликованных документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и даже 15 октября. Самое печальное, что многие публикаторы при этом забывают упомянуть по какому, старому или новому стилю приводится дата, так что ситуация становится еще запутанней. Одно можно сказать точно, начало учебного года в школах, не финансируемых из государственной казны, не было регламентировано никаким единым официальным документом. И в деревнях, и в городах учредители при решении этого вопроса руководствовались исключительно местными традициями и здравым смыслом.

http://pravoslavie.ru/179.html

Но основными научными отчётами являются, конечно же, его книги. К таковым, в частности, относятся «Битва при Полтаве: К 300-летней годовщине», вышедшая из печати в юбилейном 2009 году, «Гангутская баталия 1714 года» (1996 г.). К «полтавской виктории на море» П.А. Кротов вновь обстоятельно вернулся 17 лет спустя, в 2013-ом, издав книгу «Гангут: сражение и корабли» (к 300-летию Гангутского сражения). Ныне, видимо, пришли и возможность, и время возвратиться к собственно Полтаве - поворотному событию в ходе всей Великой Северной войны 1700-1721 годов. Ведь в сущности именно эти два ярких события - Полтавская баталия 27 июня 1709 года и морское сражение 27 июля 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, ныне Финляндия) составили итог многовекового противостояния России и Швеции за обладание Балтийским морем и южной частью его побережья, изменили карту Европы и баланс сил на континенте. Военная машина Швеции, десятилетиями создававшаяся шведскими монархами и унаследованная Карлом XII на пике своего совершенства, состояла из двух мощных агрегатов: сухопутной армии, едва ли не сильнейшей в мире того времени, и морского флота, также наимощнейшего в регионе. Первый из них, безо всяких надежд на восстановление, был сломан при Полтаве на девятом году военного противостояния, второй, при этом столь же основательно - пять лет и один месяц спустя. Оба эти дня (10 июля и 9 августа по «новому» стилю) являются, напомним, Днями воинской славы России. Историку свойственно (и это совершенно оправдано) издавать свои работы вновь и вновь с пометой «исправленное, дополненное и расширенное». Но стиль П.А. Кротова совершенно иной. Его работы, печатаемые в научной периодике (а их, напомним, более 200), можно уподобить, применяя понятия, существующие в беллетристике, отдельным рассказам. Прежние книги в чём-то схожи с повестями. Новые, и особенно - недавно вышедший труд «Битва под Полтавой. Начало Великой России», уверено тянут на романы. В них не одно, но несколько сюжетных направлений, внутренне изобретательно пересекающихся; линейное развитие повествования чередуется со смысловыми ответвлениями и поворотами, фабула повествования сменяется рассуждением, осмыслением описываемого события. Вкратце это трудно передать, нужно, конечно же, читать первоисточник.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/08/...

Во время этого разговора Альвенслебен предупредил нас, что между 16 и 20 июля (по новому стилю) распространится слух или известие об убийстве Государя; что слух этот или известие не должен будет нас беспокоить: как и слух имевший место в июне, он будет ложный, но что он необходим в каких-то целях именно Его спасения. В то же время, он просил нас держать разговор с ним в секрете, делая наружно вид, что мы верим известию о смерти Государя». Этот разговор весьма примечателен. Он проходил 5-6 июля, то есть накануне или даже в самый день убийства в Москве германского посла графа Мирбаха. Убийство было крайне опасным для правительства Ленина, так как немцы немедленно потребовали ввести в Москву свой батальон для охраны посольства, что на деле могло означать свержение советской власти. Официально Мирбаха убил левый эсер Я. Блюмкин. Однако за этот крайне опасный для большевиков поступок он не только не был никак наказан, но впоследствии принят в большевистскую партию и направлялся на особо секретные партийные задания. Скорее всего, убийство Мирбаха было непосредственно связано с подготовкой убийства Царской Семьи. Скорее всего, требование Мирбаха о переводе Государя в Москву стало категоричным, и большевикам нужно было немедленно что-то делать. Скорее всего, ими для немцев была состряпана ложь о перевозе Царя опять в Москву, с вариантом новых «самостоятельных» местных властей. Одновременно они, видимо, заранее ввели немцев в заблуждение, открыв им дату убийства Царя, но под таким видом, чтобы они не поверили в это убийство и не предприняли никаких враждебных большевикам демаршей. Все это совершенно укладывается в общую схему большевистской тактики. Но вот что примечательно, так это позиция в этом вопросе Ленина. Троцкий писал, что летом 1918 года он предлагал организовать над Государем «открытый судебный процесс, который должен был развернуть картину всего царствования (крестьянская политика, рабочая, национальная, культурная, две войны и проч.), по радио ход процесса должен был передаваться по всей стране; в волостях отчеты о процессе должны были читаться и комментироваться каждый день. Ленин откликнулся в том смысле, что это было бы очень хорошо, если бы было осуществимо, но времени может не хватить».

http://pravoslavie.ru/37642.html

На столе комендантской лежало много разных драгоценностей. Были тут и камни, и серьги, и булавки с камнями, и бусы. Много было украшений. Частью они лежали в шкатулочках. Шкатулочки были все открыты. Дверь из прихожей в комнаты, где жила царская семья, по-прежнему была закрыта, но в комнатах никого не было. Это было ясно: оттуда не раздалось ни одного звука. Раньше, когда там жила царская семья, всегда слышалась в их комнатах жизнь: голоса, шаги. В это же время там никакой жизни не было. Стояла только в прихожей у самой двери в комнаты, где жила царская семья, их собачка и ждала, когда ее впустят в эти комнаты. Хорошо помню, я еще подумал тогда: напрасно ты ждешь. Вот еще что я тогда заметил. До убийства в комендантской стояли кровать и диван. В этот же день, то есть в 2 часа дня 17 июля, когда я пришел в комендантскую, там еще стояло две кровати. На одной из них лежал латыш. Потом Медведев как сказал нам, что латыши больше не идут жить в комнату, где произошло убийство, в которой раньше они жили. Очевидно, тогда две кровати и были перенесены в комендантскую. Виноват, насколько могу припомнить, Медведев говорил, что латыши (все 10 человек) совсем не идут больше жить вниз дома, и, как я тогда понял его, они тогда уже ушли опять в чрезвычайку, кроме тех двоих, которые, вероятно, остались еще в комендантской. Но видел и этих в доме я только один раз: в этот именно день – 17 июля. Больше же ни этих двоих, ни всех остальных я не видел ни одного раза. Примечания Здесь и далее имеется в виду ВЦИК. – Прим. ред. Речь профессора академика В. О. Ключевского в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 года. Даты везде указываются по новому стилю. Там же, где употреблен старый стиль, это оговаривается. В России было три категории судебных следователей: 1) «участковый», 2) «по важнейшим делам» и 3) «по особо важным делам», делившиеся по степени важности самых дел. Эта «важность» определялась прокурорским надзором, и следствия у следователя по важнейшим делам возникали по предложениям прокурора суда, у следователя по особо важным делам – по предложениям прокурора суда, прокурора палаты или министра юстиции, как генерал-прокурора.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010