Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января». Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события. Примеры Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября. Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

http://pravoslavie.ru/61003.html

10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.      Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари. Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я). В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты. Многодневные посты      Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи. Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

http://pravoslavie.ru/104750.html

Тазово. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В начале ХХ века при церкви было 39 десятин земли, вместе с усадьбой и пахотной. На церковной усадьбе были построеы дом священника, церковная сторожка, деревянная кузня и каменная колокольня. При церкви был староста из состоятельных крестьян, жертвовавший на содержание прихода личные накопления. В 1937 г. настоятель храма о. Федор был арестован. Постройки церкви разрушены, фрески храма изуродованы, колокола сброшены и разбиты. Сам храм был передан под зернохранилище. Богослужения возобновлены в 1942 г. и больше не прекращались. Храм восстановлен силами прихожан и благотворителей. Каменная Знаменская церковь села Тазово Курского уезда Курской губернии (ныне Золотухинского района Курской области) построена в 1850 июля 30 дня (12 августа по новому стилю) тщанием прихожан и пожертвованиями сторонних лиц. Престол был один, по канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, после сего события в Знаменский церкви к 1910-м годам имеется уже два престола: Знамения Пресвятой Богородицы и прп. Серафима Саровского, во имя преподобного старца в храме устроен северный придел (примечание: в настоящее время Знаменская церковь имеет три престола, третий - в честь святителя Николая Чудотворца). Знаменский приход состоял из жителей двух больших сёл - Тазово и Жерновец. В тридцатые годы прошлого столетия храм был закрыт. В самом начале 1942 года Знаменская церковь в с. Тазово была открыта. Общими силами обустроили храм, стали совершаться богослужения. Когда село подвергалось бомбёжке, ни один снаряд не попадал в церковь. С тех самых военных пор Знаменский храм практически не закрывался, разве только в 1960-х годах, года 2-3 не работал, потому что на тот момент не было в селе священника. По материалам официального сайта Курской епархии Каменная 3наменская церковь села Тазово Курского уезда Курской губернии (ныне Золотухинского района Курской области) построена в 1850, июля 30 дня (12 августа по н.ст.) тщанием прихожан и пожертвованиями сторонних лиц. Престол был один. К 1917 году имелось уже два престола: Знамения Пресвятой Богородицы и Серафима Саровского (в настоящее время Знаменская церковь имеет три престола, третий – в честь святителя Николая Чудотворца). При церкви состояло 39 десятин земли, вместе с усадебной и пахотной. На церковной усадьбе построен прихожанами для священника один дом. Кроме того к собственности церкви относились церковная строжка, деревянная кузня и каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=12043

Ковернино. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская единоверческая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1904. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская обл., р.п. Ковернино, улица Карла Маркса Координаты: 57.13158, 43.81933 Проезд:поклонный крест на месте храма Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Крестовоздвиженская единоверческая с. Ковернино зданием деревянная, с такою же колокольнею, построена в 1904 г. тщанием Синодального миссионера, протоиерея Ксенофонта Крючкова на изысканные им средства. Ограда деревянная. Кладбище при церкви. Храм однопрестольный - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Расстояние от Костромы 200 в., от Макарьева 100 в. Ближайшая церковь - Ильинская с. Ковернина. Храм утрачен в советский период. http://www.old-churches.ru/ma_082.htm В дореволюционный период в Ковернино существовал еще один православный храм – единоверческий. Освящён он был в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь эта была небольшая, однопрестольная, деревянная, с крепкой колокольней и под железной крышей. Построили ее в 1904 году по инициативе Синодального миссионера протоиерея Ксенофонта Крючкова (для сокращения числа раскольников) на средства, пожертвованные от ярославского купца Василия Платоновича Кузнецова. Храм был освящён в 1905 году, 27 марта (по ст. стилю). В 1907 году на средства от " доброхотных даяний " ковернинский единоверческий храм был обшит тёсом снаружи. Спустя ещё два года, в 1909 году, на пожертвованные от " монарших щедрот " " 400 рублей (то есть эти средства были выделены из Государственной казны Святейшим Синодом) и частично на средства от иных жертвователей, здание храма обшили тёсом внутри и отштукатурили. В этом же году, указом Синода от 12 сентября 1907 года за 8559, был официально открыт в Ковернино единоверческий самостоятельный приход с церковным причтом, который состоял из священника и псаломщика. А указом Синода от 25 июля 1907 года за новому причту было назначено жалование из государственной казны в количестве 400 рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=43440

12 апреля (по ст. ст.) 1918 г. управляющий Костромской епархией архиепископ Евдоким (Мещерский)  доложил Священному Синоду и Поместному Собору Православной Российской Церкви  об обстоятельствах гибели священнослужителей и мирян Солигалича. На заупокойной литургии, совершенной  Святейшим  Патриархом  Тихоном в храме Московской духовной семинарии 31 марта 1918 г. (1-й службе, посвященной новомученикам), были помянуты солигаличские новомученики , которые были причислены к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 году .  Память их совершается в день казни – 7 марта по новому стилю. Солигаличский расстрел не был трагическим исключением. Беззаконие, уничижительное отношение к человеческой личности и жизни превратилось в практику. С середины июля 1919 года происходили антибольшевистские волнения в с. Красном на Волге. При подавлении восстания было убито 400 человек, наложена контрибуция в 500 тыс. рублей, сожжены три деревни: Даниловское, Ивановское, Конищеево . 14 июля 1919 года среди расстрелянных прилюдно 53-х заложников были убиты два священнослужителя: настоятель Богоявленской церкви А.М. Горицкий и диакон Б.А. Чижов . По воспоминаниям свидетельницы беззакония Смирновой М.И., «тех заложников, за кого был заплачен выкуп, выпускали» . Святейший Патриарх Тихон, молясь за мучеников Церкви, утешал пастырей: «Много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовию наказуя нас и призывая к покаянию. Тяжко особливо духовенству нашему, близкому к народу, любящему его и терзающемуся за него, а часто и терпящему от него незаслуженные обиды и гонения. Но и прежде были среди нас исповедники и мученики, переносившие страдания за служение Христу и за обличение сильных беззаконников. Этот славный сонм мучеников и исповедников возглавил Сам Божественный Страдалец, Господь наш Иисус Христос, предрекший и нам, пастырям, страдания и гонения от людей, по Его примеру: если Меня гнали, будут гнать и вас, и: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15: 20, 18) .

http://bogoslov.ru/article/5350471

В 67-м году, 29 июня по старому стилю или 12 июля по новому, оба апостола мученически погибли в Риме. Святого Петра распяли на кресте, как и Иисуса Христа, только по просьбе апостола, вниз головой, так как он даже в смерти хотел преклонить свою голову к ногам Учителя. Святому Павлу как гражданину Римской империи отрубили голову. Цвет священнического облачения – золотой. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи Празднуется 11 сентября (29 августа по ст.ст.) Библейские и евангельские события, связанные с историей Боговоплощения и спасения, церковно-исторические события, дни памяти святых в церковном календаре принято называть праздниками. Но то событие, которое произошло в этот день много веков назад, праздником в привычном для нас понимании назвать очень трудно. Более того, Церковь призывает верующих провести этот день в воздержании от веселья и в строгом посте: Церковь вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта трагедия произошла в самом начале нашей эры – в 32-м году от Рождества Христова. Правителем Галилеи (эта территория и сейчас составляет часть современного Израиля) в то время был Ирод Антипа. Христос как раз вышел на Свое служение, и предчувствие религиозных изменений в стране было уже довольно сильным. Самым популярным провозвестником грядущей новой веры был святой Иоанн. Власти арестовали его, но причиной преследования проповедника были вовсе не религиозные мотивы. Дело в том, что Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что он, оставив законную жену, сожительствовал с женой своего брата Иродиадой. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады Саломия во время праздника плясала перед гостями и этим очень угодила Ироду. В благодарность царь поклялся дать девушке все, чего она ни попросит. По наущению своей матери юное создание попросило принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод не собирался казнить Пророка, пользовавшегося в народе большой популярностью, но так как он дал неосторожную клятву, то пришлось ему свое обещание выполнить. Он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать ее Саломии. Девушка блюдо с главой отнесла своей матери. Ненависть Иродиады к обличителю ее пороков была настолько сильна, что она исколола язык святого иглой, а затем закопала ее в нечистом месте. Но одна из служанок выкопала главу Иоанна Крестителя и похоронила ее на Елеонской горе. Тело святого взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

М., 1970. С. 122–128. Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. С. 116. Там же. С. 117–118. В судьбах Грина и Пришвина, несмотря на пропасть различий, много общего: изгнание за дурное поведение из школы, революционная деятельность в молодости, тюрьма (очень тяжело пережитая), следующее за ней разочарование и отказ от революционных идей, скитания, поздний приход в литературу, полупризнание в литературе Серебряного века, «народобоязнь» в революцию, стремление к уединенности в советское время, противопоставление себя литературной среде и наконец попытка уйти в мечту: у Грина – в Гринландию, у Пришвина в 30е годы – в Дриандию. У Грина – Юг, у Пришвина – Север, и у обоих Дом – как итог жизненного пути и последнее прибежище. Только у Грина все эти вехи резче обозначены, а беды больнее били. Пришвин М. М. Дневник 1914–1917. М., 1991. С. 288. Каверин В. Грин и его «Крысолов»// Каверин В. Счастье таланта. М.: Современник, 1989. С. 32–39. Кобзев Н. А. Роман Александра Грина. Кишинев, 1983. С. 10, 16. Воспоминания об Александре Грине. С. 199. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. С. 34. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 106. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 189. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. С. 31. Там же. С. 60. Там же. С. 13. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 2. Ед. хр. 9. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 189. Там же. Там же. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. С. 43. Там же. С. 17. Там же. С. 12–13. Там же. С. 43. Воспоминания об Александре Грине. С. 525. «Все знаменательные даты своей жизни Александр Степанович приурочивал к цифре „23“, которую считал для себя счастливой: 23 августа 1880 года – его рождение; 23 июля 1896 года – отъезд в Одессу; 23 марта 1900 года – на Урал; 23 ноября 1894 года по новому стилю родилась я. Александр Степанович говорил: „Значит, ты судьбою была мне назначена“. 23 февраля 1921 года по старому стилю мы с ним поженились» (Воспоминания об Александре Грине. С. 394). Но в то же время – 11 августа по ст. стилю Грин родился, 11 ноября 1903 года был арестован, 11 июня 1906 года бежал из Туринска.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст. Иеросхимонах Гавриил (1956). 27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст. Схимонах Архипп (1896). 28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст. Иеросхимонах Иоанн (1957). 1 октября ст. ст./14 октября нов. ст. Схимонах Иоанн (1890). 5 октября ст. ст./18 октября нов. ст. Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943–1958 гг. (1958). 6 октября ст. ст./19 октября нов. ст. Игумен Серафим (1956). 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст. Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960). 12 октября ст. ст./25 октября нов. ст. Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891). 20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст. Иеромонах Феодосий (1850). 22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст. Послушник Андрей смиренный (1898). 5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст. Монах Досифей благоговейный (1874). 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст. Иеросхимонах Иона (1960). 30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст. Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860). 1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст. Иеросхимонах Иларион (1957). 13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст. Схимонах Пантелеймон (1895). 19 декабря ст. ст./1 января нов. ст. Схиархимандрит Серафим (1976). 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст. Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1.Принятые сокращения. АГР – архив Глуховского райисполкома. АУПЦ – архив уполномоченного по делам Православной церкви. АСЕУ – архив Сумского епархиального управления. АШР – архив Шалыгинского райисполкома. ГАБО – Государственный архив Брянской области. ГАКО – Государственный архив Костромской области. ГАСО – Государственный архив Сумской области. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛЧЕНСКОЙ... ПУСТЫНИ... – Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

12 октября 1787 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 14 октября 1787 г. (по новому стилю в церковном варианте); 3. Взятие Измаила: – 11 декабря 1790 г. (по старому стилю), – 22 декабря 1790 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 24 декабря 1790 г. (по новому стилю в церковном варианте); 4. Битва при Нови: – 4 августа 1799 г., или с расширительной вариацией 4–6 августа 1799 г. (по старому стилю), – 15 августа 1799 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 17 августа 1799 г. (по новому стилю в церковном варианте); 5. Дата смерти: – 6 мая 1800 г. (по старому стилю), – 18 мая 1800 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 19 мая 1800 г. (по новому стилю в церковном варианте). Важно учитывать и то обстоятельство, что в православных странах при датировке того или иного события внимание уделялось и уделяется не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в привязке, например, к празднику или памяти святого. Применительно к нашим датам это следующие параллели: 13(26) ноября 1730 г. – день памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского 27 ; 1(14) октября 1787 г. – день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 ; 11(24) декабря 1790 г. – день памяти преподобного Даниила Столпника 29 ; 4(17) августа 1799 г. – день памяти Семи отроков Эфесских 30 ; 6(19) мая 1800 г. – день памяти праведного Иова Многострадального 31 . Дополнительно ко всему названному добавим к характеристике А.В Суворова такой яркий факт: он впервые в военной истории России (и истории страны в целом) поставил вопрос и добился положительного решения о награждении представителя духовенства за подвижничество на поле брани (и этот момент из биографии полководца, на наш взгляд, обязательно нужно учитывать как аспект при рассмотрении вопроса о канонизации). Произошло это после штурма Измаила, во время которого отличился священник одного из полков. Вот как это выглядит в описании биографов: «Вдруг открылись соседние ворота, высыпало множество янычар, отрезали казаков от своих. Суворов увидел, в каком положении они очутились. Послал на подмогу Полоцкий полк. Солдаты кинулись в штыки, и тут пуля сразила командира полка, бойцы дрогнули, стали отходить. Тогда вперед выбежал священник, отец Трофим Куцинский. Поднял над головой крест и закричал: «Стойте, ребята! Вот вам командир!» Священник был ранен, крест пробили две пули, но воодушевленные солдаты и казаки смели турок» 32 .

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010