Третье письмо от митрополита Кирилла патриарху Тихону датировано первым публикатором 20 июня (3 июля) 1918 года 308 . Однако эта датировка требует уточнения. По нашему мнению, дата, указанная самим митрополитом Кириллом в этом письме, – 20 июня, приведена им по новому, а не по старому стилю. Дело в том, что по решению соборного Совета от 2 (15) мая 1918 года возобновление занятий Поместного Собора должно было начаться 15 (28) июня 1918 года 309 . Однако в письме владыки Кирилла выражается сожаление по поводу того, что он не успеет прибыть к началу новой соборной сессии. «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и благостный отец! – писал митрополит Кирилл. – От Владыки Астраханского получил известие, что занятия поместного Собора возобновляются 15 июня: к сожалению, никак не могу оказаться к этому времени в Москве» 310 . Таким образом, если письмо написано 20 июня ст. ст. (т. е. 3 июля н. ст.), то митрополит Кирилл уже опоздал к открытию третьей сессии Поместного Собора, и становится неуместным высказываемое им сожаление. Вместе с тем владыка Кирилл не оставлял надежды добраться до Грузии, хотя шансов осуществить это мероприятие становились все меньше. Ко времени написания митрополитом Кириллом третьего письма бои между Кавказской Красной армией и турками шли возле Геокчая, находившегося на полпути от Елисаветполя (где были расположены турецкие войска и отряды мусаватистов) до Баку. Пробираться православному русскому митрополиту в Тифлис через линию фронта означало отправляться на верную гибель. До Тифлиса можно было добраться только объездным путем: Каспийским морем до Астрахани, а от нее – через Дагестан и Владикавказ – до Тифлиса. «Я все еще не мог пробраться в Тифлис, – писал Высокопреосвященный Кирилл, – и проберусь ли, не знаю; но попытку сделать должен. Сейчас сижу со сложенными узелками в дорогу, но выехать нет возможности: «власти» не отпускают пароход на Астрахань. Вообще с передвижением и почтой дело обеспечено очень плохо: ниоткуда и никаких известий. Впрочем, сегодня, к великому изумлению, принесли несколько писем из Тамбова, причем стало ясным, какое огромное количество их не доставлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Западное Рождество не будет в Молдавии выходным 3 июля 2007 г. 13:11 Парламент Молдавии отказался объявить день 25 декабря — в которые отмечается Рождество Христово по григорианскому календарю — выходным. Предложение сделать это исходило от депутатов от Социал-либеральной партии (СЛП). Его поддержали только представители оппозиции, а коммунистическое большинство проголосовало против. Лидер СЛП Олег Серебрян сказал, что объявление 25 декабря выходным днем поставило бы в равные условия с остальным населением республики 25% граждан, которые отмечают Рождество по новому стилю. При этом О.Серебрян отметил, что большинство Церквей мира, в том числе и православных, отмечают Рождество по новому стилю, за исключением Русской, Сербской и Иерусалимской Православных Церквей, на что депутат от Партии коммунистов Виктор Степанюк возразил, что «эти три Церкви фактически и объединяют большинство православных христиан в мире», передает «Интерфакс». «Празднование по старому стилю — давняя традиция в Молдавии, которой не следует пренебрегать. Дни 7 и 8 января являются выходными с момента провозглашения независимости республики. Это святые дни для православных христиан Молдавии. Только в 1918-1940 годах, когда нынешняя территория Молдавии входила в состав Румынии, была предпринята попытка перейти на празднование 25 декабря, но и тогда люди отмечали Рождество по старому стилю»,подчеркнул В.Степанюк. Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/264296.htm...

     Хочу подать совет тем мамам, у которых вдруг не достает молока, пропадает молоко, а дитя нуждается в этой манне земной. В этой нужде должно молиться святому мученику Иулиану. По вере вашей да будет вам даровано просимое молитвами этого угодника Божия, святого мученика Иулиана. Беседа третья. Наречение имени. Важно примечать, когда рождается дитя ваше, в какой день. Если родилось дитя 11 июля по старому стилю (24 июля по новому) и дитя это женского пола, ну разве можно наречь его каким-то другим именем, если не именем равноапостольной Ольги, память которой совершается в сей самый день? Это же ясный и несомненный знак: кто покровительствует нашему дитяти!      Если родилось у тебя дитя 13 июля, то значит, сам Архангел Гавриил распростирал над тобою крыла и молился к Богу о том, чтобы дитя вело ангельскую жизнь на земле. Конечно же, бывают случаи и не совсем ясные: " Что делать, если у меня родилась девочка тогда, когда Церковь воспоминает лишь святых мужей? Например, 18 июля по ст. стилю (31 по новому) прославляются имена мученика Иулиана, мученика Иакинфа, преподобного Иоанна, Памвы, инаго Памвы, - а женских имен и нет. Что делать нам? "      Если затрудняемся в выборе имени, относящегося ко дню рождения младенца, то давайте посмотрим на восьмой день появления его на свет Божий. Воспомянем, что в древности, еще в ветхозаветные времена, именно в восьмой день нарекали имя младенцам, ведь восемь - число, обозначающее вечность. И, может быть, в восьмой день, найдем мы то самое имя, которое окажется святым и вещим для нашего младенца. А что, если и восьмой день ничего нам не скажет? Тогда посмотрим сороковой день, ибо часто матери, коль младенец здоров и нет опасности для жизни, на сороковой день приходят в храм или приглашают домой священника, дабы батюшка почитал над ними очистительные молитвы, и они вновь могли приступить к исповеди и причащению, дабы Бог в этот сороковой день сподобил дитя Света Небесного, Света Крещения, сопричислил его сонму избранников своих. Но сороковой день тоже может нам ничего не сказать, - тогда как?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2030...

Хочу подать совет тем мамам, у которых вдруг не достает молока, пропадает молоко, а дитя нуждается в этой манне земной. В этой нужде должно молиться святому мученику Иулиану. По вере вашей да будет вам даровано просимое молитвами этого угодника Божия, святого мученика Иулиана. Беседа третья. Наречение имени Важно примечать, когда рождается дитя ваше, в какой день. Если родилось дитя 11 июля по старому стилю (24 июля по новому) и дитя это женского пола, ну разве можно наречь его какимто другим именем, если не именем равноапостольной Ольги, память которой совершается в сей самый день? Это же ясный и несомненный знак: кто покровительствует нашему дитяти! Если родилось у тебя дитя 13 июля, то значит, сам Архангел Гавриил распростирал над тобою крыла и молился к Богу о том, чтобы дитя вело ангельскую жизнь на земле. Конечно же, бывают случаи и не совсем ясные: «Что делать, если у меня родилась девочка тогда, когда Церковь воспоминает лишь святых мужей? Например, 18 июля по ст. стилю (31 по новому) прославляются имена мученика Иулиана, мученика Иакинфа, преподобного Иоанна, Памвы, инаго Памвы, — а женских имен и нет. Что делать нам?» Если затрудняемся в выборе имени, относящегося ко дню рождения младенца, то давайте посмотрим на восьмой день появления его на свет Божий. Воспомянем, что в древности, еще в ветхозаветные времена, именно в восьмой день нарекали имя младенцам, ведь восемь — число, обозначающее вечность. И, может быть, в восьмой день, найдем мы то самое имя, которое окажется святым и вещим для нашего младенца. А что, если и восьмой день ничего нам не скажет? Тогда посмотрим сороковой день, ибо часто матери, коль младенец здоров и нет опасности для жизни, на сороковой день приходят в храм или приглашают домой священника, дабы батюшка почитал над ними очистительные молитвы, и они вновь могли приступить к исповеди и причащению, дабы Бог в этот сороковой день сподобил дитя Света Небесного, Света Крещения, сопричислил его сонму избранников своих. Но сороковой день тоже может нам ничего не сказать, — тогда как?

http://azbyka.ru/deti/o-rozhdenii-i-vosp...

священник Владимир Переслегин В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский (память 24 апреля по ст. стилю, 7 мая по новому); священномученик Валентин Интерамский (Италийский, память 30 июля по ст. ст.); священномученик Валентин Римлянин (6 июля ст. ст.). 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам. Истинная любовь между мужчиной и женщиной христианами, имеющая своим источника Бога, Который Сам есть Любовь , должна знаменоваться священным брачным союзом. Едва ли упомянутый праздник допускает такое содержание. А по учению Православной Церкви, половые отношения вне брака считаются блудом (или прелюбодейством). К сожалению, сейчас праздник языческого характера связывают с именем святого, который как бы насильно призывается к благословению любых отношений. Современное общество чувствует пустоту и порочность своих идеалов, а потому и требует хоть какого-то, пусть и придуманного, освящения гражданских ритуалов и обрядов. Как следует оценивать христианские мотивы в творчестве Б.Л.Пастернака? иеромонах Иов (Гумеров) Корнями Борис Пастернак не был связан с христианством. Путь к нему у поэта был долгим. Родители, отец Леонид Осипович (Ицхок-Лейб) (1862–1945) и мать Розалия Исидоровна (Райце Срулевна) (1868–1939), не были крещеными. В мае 1894 г. к Л.О.Пастернаку обратился инспектор Училища живописи, ваяния и зодчества князь А. Е. Львов с приглашением занять место преподавателя училища. Л.О.Пастернак, выражая благодарность, указывал на свое еврейское происхождение. Позже он писал: «Я не был связан с традиционной еврейской обрядностью, но глубоко веря в Бога, никогда не позволил бы себе и думать о крещении в корыстных целях» («Записи разных лет»). Сын же его Борис рано прикоснулся к особому миру православной духовности. «То, что он ходит с няней в церковь , тоже было незаконным и уязвимым. Видимо, она по-своему это преодолела. Окропив его во имя Отца и Сына и Святаго Духа, она уверила его, что нет препятствий к его участию в службе. Детская память жадно впитала в себя напевы и слова, безотчетно создавая глубокое чувство причастности. Далее оно развивалось и менялось по внешним – историческим и собственным – душевным причинам. Тщательно таимое, остающееся предметом жажды, источником вдохновения, а не спокойной привычкой, – это чувство никогда его не оставляло» (Е.Б. Пастернак. Борис Пастернак. Биография. Глава I. Детские годы. 1890–1902). Среди неизгладимых впечатлений детских лет, запечатленных позже в стихотворении «Женщины в детстве» присутствует храм:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почаевская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Почаевская икона Божьей Матери - Почаевская икона Пресвятой Богородицы почитаемая в православной и католической церкви чудотворная икона Богородицы. Находится в Успенском соборе Свято-Успенской Почаевской икона Божией Матери, Почаевская икона , празднование иконе совершается 13 апреля, 5 августа и 21 сентября (н.ст.) Содержание История [ править править код ] Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Почаевская икона Божией Матери Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Почаевская_ико...

Снова на вокзале, а там без носильщика не сядешь,   началось бегство из Германии. Случайно какой-то, как пишет Лосев, «хулиганчик» втащил в вагон чемодан, которого через минуту не стало. Ходил   по вагонам, искал. В чемодане главное — рукописи, над которыми автор работал   уже два года. Все безнадежно. Тогда «попытался призвать на помощь   философию». Видимо, помогло. Ведь «несчастье — вещь условная. Оно вполне   зависит от нас, от нашей индивидуальности». Несколько усилий над собой — и   счастлив или по крайней мере не так несчастлив (письмо В. Знаменской от   22/VII-1914). «Да что такое пропавшие рукописи. Ведь голова на плечах   осталась? Жизнь, которую я отдаю своему делу, осталась? Ну так чего же там   разговаривать» (там же). Бог послал испытание. Приехал в Россию в первый день мобилизации, 17   июля по старому стилю — 1 августа по новому. На пятый день добрался до   родного дома, а там слезы матери, уже потерявшей сына, — телеграмму не   получила вовремя. Уже и не думала увидеть Алешу, надеялась только на иконку   Николая Чудотворца, которую дала сыну, прощаясь с ним. 1915 Материальное положение Алексея оказалось трудным, и он,   долго не раздумывая, начал педагогическую деятельность в школе. Но мы ведь   знаем, что с самых юных лет в нем был заложен талант учительства, и работа в   гимназиях, несмотря на трудности, только приумножила способности к   преподаванию и даже увлекла молодого человека. Он готов был не только сидеть   за книгами в тишине любимого Румянцевского музея, но быть постоянно среди   молодых лиц. Он, несмотря на все свои сетования в дневниках о надвигающейся   старости (это он-то, который и в 90 лет чувствовал себя молодым, черпая силы   в вечно юной науке), был всего на несколько лет старше своих учеников. Преподавал он в старших классах, начиная с четвертого (наш — шестой).   Алексей Лосев погрузился в школьную суету 20 августа ст. ст./2 сентября н.   ст. 1915 года, в четверг, в частной мужской гимназии А. Е. Флерова, где   проработал год.

http://pravmir.ru/a-f-losev-stranicy-iz-...

И небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый покров над Русской землей. Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена». Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной, русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским. Благодарность русских людей к Заступнице Небесной не знала границ… Была зафиксирована она и в летописи: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города». А через три дня, в воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, крестным ходом направились в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим навстречу из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, «бывшую в плену» у поляков. Так встретились две русские святыни! В Успенском соборе Кремля было совершено богослужение, и все русские люди в сердечной радости воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от бедствий. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией). В память столь чудесного заступничества Царицы Небесной было установлено ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери: в день ее обретения — 8 июля (21 июля по н. ст.) и в день избавления Москвы от поляков — 22 октября (4 ноября по н. ст.).

http://pravoslavie.ru/954.html

Архив Пн Установлена точная дата рождения Первосвятителя земли Туркестанской — архиепископа Софонии (Сокольского) 19 февраля 2024 г. 18:10 По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра отделом по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа и профессорско-преподавательской корпорацией Алма-Атинской духовной семинарии ведутся исследования жизни и трудов архиепископа Софонии (Сокольского) — первого иерарха Туркестанской епархии, видного духовного просветителя XIX столетия, апостола Центральной Азии. В ходе проведения исследовательских работ проректору по научной работе Алма-Атинской духовной семинарии кандидату философских наук А.П. Соловьеву удалось установить точную дату рождения святителя — 25 июля 1800 года (8 августа по новому стилю). Открытие основывается на материалах метрической книги Воскресенского храма села Еськи, хранящейся в Государственном архиве Тверской области. Отец будущего владыки Софонии — священник Василий Сокольский и мать иерарха — Ирина Андреевна происходили из потомственного священнического рода. Известно, что его родители всю жизнь прослужили в храме в честь Воскресения Христова села Еськи. По благословению митрополита Александра новая датировка рождения архиепископа Софонии (Сокольского) будет внесена во все справочные и научные издания, посвященные жизнеописанию святителя. Актуальность открытия обусловлена подготовкой материалов к канонизации первого иерарха Туркестанской епархии. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

3 . Службу новопрославленному святому праведному Феодору составить особую, а до времени составления таковой, после прославления его, отправлять общую по чину праведных. 4 . Память праведному Феодору праздновать в день его кончины 2 (15) октября и в день прославления 23 июля ст. стиль (5 августа по новому стилю). 5 . Писать новопрославленному святому икону для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. 6 . Напечатать житие праведного Феодора Ушакова для назидания в благочестии чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующими всей пастве Саранской епархии. Предстательством и молитвами святого праведного Феодора да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет им Свое благословение. Аминь. Божией милостью смиренный ВАРСОНОФИЙ, архиепископ Саранский и Мордовский Тропарь, глас 1: Державе Российской архистратиг явился еси,/агарянскую злобу нивочтоже вменив и разорив:/ни славы мирския, ни богатства взыску я/но Богу и ближнему послужил еси/. Моли, святе Феодоре,/воинству нашему даровати на враги одоление,/Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти//и сыновом Российским спастися. Воинские молитвы Молитва Свт. Николаю Чудотворцу О, всеблагим отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков, губящих ея; и всяку страну христианскую оград и и сохрани святыми твоим и молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти; и якоже помиловал еси трех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни; яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем, и избавит мя шумияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010