И в этом Петр имел постоянные побуждения стремиться прочистить туман, окутывавший весь строй современной ему церковной жизни. Преобразования начались со стороны имущественной, экономической, а затем охватили и всю церковную жизнь. 7 «Порядок княжеского и царского правления в древней Руси, вызвавший, по мере роста земли русской, установление приказов и приказчиков, вследствие невозможности личного участия верховного правителя в каждом деле, привел к господству насилия местных властей, владельцев и лихих людей, по земле бродивших. При действии множества случайных и не соглашенных между собою приговоров и указов, неравномерно применявшихся, при смешении прав, властей, обязанностей и повинностей, – на такое насилие не было управы, и хотя в народе не угасала надежда на царскую власть, как единственный светоч правды, но в то же время сложилась пословица: «до Бога высоко, до царя далеко». – Из одной официальной записки. 10 ПСЗ. 1884. Указы 30 декабря 1701 года с запрещением писаться уменьшительными и уничижительными именами. 14 ПСЗ. 1570. 1580. 1581. 1598. 1607. 1684. 1825. 1879. 1883. 2072. 2225. 2534. 2548. 3203. 3210. 3212. 3226. 3236. 3246. 108 В пору увлечения экономическими вопросами не бесполезно привести компетентное замечание одного талантливейшего министра финансов о значении денег в государственной жизни: «изо дня в день вращаясь в сфере материальных и денежных интересов, министр финансов позволяет себе упорствовать в своем, по-видимому, ныне устаревшем взгляде, что государственные дела прежде всего совершаются людьми и порядками, и только на втором месте деньгами». 114 ААЛ. 1713 г., 18. 21; 1715 г., 41. 42. 54. 59. 71. 75; 1716 г., дела 1 марта, 17 и 26 октября, 15 и 27 ноября, 15 и 28 декабря; 1717 г., дела февраля, 21 июля; 1718 г., дела 15 марта, 9, 19, 20 и 29 августа, 8 ноября, 23 декабря; 1719 г., дела 25 и ? января; 1720 г., дела 26 марта, апреля, 13 и 23 мая, 8 и 20 августа, 3 сентября, 5 и 17 ноября. Читать далее Источник: Учреждение и первоначальное устройство Святейшего правительствующего синода (1721–1725 гг.): История русской церкви под управлением Святейшего синода. Т. 1/Рункевич С.Г. – С.-Пб.: Тип. А. П. Лопухина, 1900. – 436 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1130 АСС. 1721 г., 665. – Ср. ПСП. I, 297, где сосчитано «явившихся» в канцелярию – канцеляристов (старых подьячих) 15, подканцеляристов (средней статьи) 10, копиистов (молодых подьячих) 16. 1177 ОАСС. 1721 г., 206. 255; 1722 г., 155. 473. 508. 677. 694. 702. 719. 830. 833. 861. 869. 872. 934. 1043. 1097. 1158. 1167. 1181. 1196. 1264. 1265; 1723 г., 210. 267; 1724 г., 209. 1178 ОАСС. 1722 г., 958. 1091. 1097. 1158. 1265; 1723 г., 24. 267. – Обыч­ная форма одобрения: вопрос: «NN быть в Святейшем Синоде копиистом достоин ли?» Ответ: «достоин и должен, письмо его не плохо». – Иногда в одобрении принимали участие и подканцеляристы. См. ОАСС. 1723 г., 267. 1179 ОАСС. 1722 г., 1043; 1723 г., 267. – См. также ОАСС. 1722 г., 861, где одному определяемому в синодальную канцелярию, прежде служившему в ратушном таможенном столе, выдал свидетельство о «бесподозрительности» прежний его сослуживец, состоявший теперь канцеляристом в синодальной канцелярии. 1182 ОАСС. 1723 г., 132. 380. – См. также ОАСС. 1722 г., 827. – И по генеральному регламенту допускались в канцеляриях «молодые люди» для обучения канцелярскому делу, – ПСЗ. 3534. Генер. регл. XXXVI. 1222 ОАСС. 1724 г., 268. Один канцелярист получил дворовое место на углу Оружейной и Посадской улиц. 1352 ПСП. II, 705. – АСС. 1722 г., 734. – Любопытно, что в тексте синодального определения 4 июля, напечатанном в ПСП. II, 705, в фразе: «для ведома о том господин обер-прокурор, Святейшаго Правительствующаго Синода в подчиненные приказы ко управителям... послать указы», – опущена запятая после слова «обер-прокурор», которая имеется в подлинном тексте, и при отсутствии запятой слова «Святейшаго Правительствующаго Синода», согласно современному словосочинению, естественно относятся к предшествующему им слову «обер-прокурор», а не к последующему «приказы», как должно. Важно это в том отношении, что основное синодальное определение об обер-прокуроре, как и высочайший указ, изложенный в ведении Сената, не называют синодального обер-прокурора обер-прокурором «Святейшаго Правительствующаго Синода», а только обер-прокурором «в» и «при» Святейшем Правительствующем Синоде. 1355 Ф. Благовидов , «Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия». Казань. 1899. Стр. 27. 33 – 35, 106. – Краткую мою рецензию на эту книгу, с указанием допущенных в ней фактических ошибок за время царствования Петра, см. в «Странник», 1899 г., июнь. Читать далее Источник: Учреждение и первоначальное устройство Святейшего правительствующего синода (1721–1725 гг.): История русской церкви под управлением Святейшего синода. Т. 1/Рункевич С.Г. – С.-Пб.: Тип. А. П. Лопухина, 1900. – 436 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Всякая наука для своего развития требует хорошей специальной школы и широкой образованной аудитории. Без первого она лишается питающего источника и объективного фундамента, без второго, не будучи нигде и никем воспринимаемой, не находит для себя жизненных корней, прозябает, чахнет и вянет, как тепличное растение в неблагоприятной обстановке. По отношению к русскому научному богословию оба этих условия долго отсутствовали. В качестве школ богословия можно отметить такие учреждения. Киевская Академия, основанная при архимандрите Киево-Печерской Лавры (с 1627 г.) Петре Могиле , потом продолжила свою деятельность при знаменитом Киевском митрополите (1633 –1646 гг.). Московская славяно-греко-латинская академия – открыта в 1685-м, но преобразована в научный институт лишь в 1817, фактически стала функционировать в 1819-м. Санкт-Петербургская (Петроградская) Духовная Академия, действующая с 1809 года, получила титул «Александро-Невской Академии» в 1797 году, а ранее существовала в виде «главной семинарии» (1725 – 1788гг.) и «славянской школы» (1721–1725 гг.). Казанская Духовная Академия ведет свое начало с 1842 года. Отмеченные школы богословия ко времени пагубной русской революции не достигли желательного совершенства по степени и распространению: провинция еще не имела необходимой образовательной культурности, не обнаруживала глубокой научной восприимчивости и серьезной систематической работы. По этой причине и богословское издательство не удовлетворяло реальных запросов, а, скорее, служило жертвой ревности отдельных лиц и не имело достаточной официальной поддержки от учреждений в денежном виде и малом покровительстве меценатов и коммерсантов. В богословской области все и каждый писали в России больше по своему индивидуальному влечению и печатали на свой «страх», вовсе не исключительно материальный... Естественно, что русское научное богословие принадлежит новейшему времени и сосредоточивается в учено-академических центрах, получивших научную организацию сто лет тому назад. I. Догматика

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И. Н. Шамина. Деятельность Монастырского приказа в первые годы после его возрождения по расходной книге 1701–1702 гг.   Начальный этап церковной реформы Петра I был тесно связан с деятельностью Монастырского приказа, восстановленного именным указом царя 24 января 1701 г. Согласно этому постановлению, вновь созданному государственному учреждению во главе с боярином Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным передавались все дела, связанные с Церковью, которые ранее ведались в приказе Большого дворца. В компетенцию Монастырского приказа помимо управления церковным имуществом перешло ведение уголовных, гражданских, семейных, имущественных дел церковных (монастырских) крестьян, священно- и церковнослужителей. Приказ функционировал до 1725 г., когда указом Сената от 14 января был переименован в Синодальную правительства камер-контору . История Монастырского приказа 1701–1725 гг. уже неоднократно привлекала внимание исследователей. Рассмотрены его положение в системе государственного управления, организация деятельности, изучены данные о приказных служащих. Установлено, что основными функциями приказа в эти годы являлись судебная и финансовая, а главная задача, стоявшая перед ним, заключалась в контроле над церковным землевладением и распределением доходов с вотчин на военные и гражданские нужды . Несмотря на то что в изучении Монастырского приказа первой четверти XVIII в. сделано уже немало, остаются недостаточно исследованными отдельные стороны его деятельности в первые годы после возрождения в 1701 г. Одним из источников, позволяющих осветить эти вопросы, является расходная книга Монастырского приказа 1701–1702 гг., хранящаяся в РГАДА . Она уже привлекала внимание исследователей , но подробно не изучалась. И. В. Амосова в приложении к своему диссертационному исследованию привела фрагменты расходной книги , однако диссертация осталась не опубликованной. В настоящей статье на основе этого источника я попытаюсь рассмотреть деятельность Монастырского приказа в 1701–1702 гг. Сама расходная книга публикуется ниже. Привлекаются и другие документы, связанные с деятельностью учреждения.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Итак, мы видим, что традиция эта совсем недавняя. Сами по себе балы - явление старинное, и их упоминания встречаются, по крайней мере, с 14 века в католической Франции времён авиньонского раскола при антипапе Клименте VII. Судя по всему, как пишут, первым на Руси был бал на свадьбе самозванца Лжедмитрия I и Марины Мнишек 8 мая 1606 г. [Источник: http://www.pravmir.ru/vy-poedete-na-bal/ ]. В последующем балы насаждаются значительно позже, только Петром I и под нименованием ассамблей. Об этом государь издал соответствующий указ в 1718 году. Вчерашние бояре уклонялись от участия в ассамблеях, считая такое времяпрепровождение неприличным. На участие женщин в увеселениях также смотрели косо. Однако «постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада» [Источник: http://statehistory.ru/2050/Petrovskie-assamblei/ ]. Среди прочего в петровской инструкции «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» говорится: «Будучи без [присутствия своей] жены, мни себя холостым... Лапай, шибко остерегаясь и только явный знак получив, што оное дозволяется... Помни: сердце дамское на музыку и пение податливо и во время оных умягчается. Не упущай моменту для штурма!» . И далее совсем уж не прилично (ради сохранения целомудрия читателю лучше пропустить эту цитату и начать чтение со следующего абзаца): «Выбираясь опосля развлечения с дамой, проверь, правильно ли одет и застёгнут, ежели окажутся пятна, порочащие перед женой, то мазни поверх их маслом али салатом» [Источник: Петряков А. Царские трапезы и забавы. Быт, нравы, развлечения, торжества и кулинарные пристрастия русских царей (Центрполиграф, 2014). ]. Чтобы переломить неприятие Церковью, Пётр I стал понуждать к проведению ассамблей и монастыри. Первую такую монастырскую ассамблею провели в 1723 году у архимандрита Донского монастыря. Митрополит Казанский Сильвестр писал об ассамблеях, устраиваемых архиепископом Феодосием (Яновским) (1650-1726) (известным также как Франциск): «Он же, Францышка, будучи в Москве , оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал... Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать» . Провидение распорядилось так, что в 1725 году Феодосий (Яновский) был лишён сана.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/04/...

Закрыть Пушкина защищает извращенцев от «мракобесия» СК РФ Депутатка-феминистка возмущена действиями Следственного комитета, пресекшего торговлю детьми с использованием ЭКО 02.10.2020 1725 Время на чтение 5 минут Следственный комитет России в рамках расследования уголовного дела о торговле детьми планирует новые задержания и аресты мужчин, которые прибегли к помощи суррогатных матерей для рождения детей. Об этом сообщил ТАСС источник в правоохранительных органах. «В рамках расследования дело будет дополнено новыми эпизодами торговли детьми, следствие планирует ряд арестов новых фигурантов дела из числа одиноких мужчин, граждан РФ, которым детей родили суррогатные матери при помощи процедуры ЭКО», - сказал источник. Он пояснил, что эти мужчины, в соответствии с законом, не могли быть донорами при экстракорпоральном оплодотворении, «так как у них нетрадиционная сексуальная ориентация». Им может быть предъявлено обвинение в покупке детей. Он уточнил, что Комитет планирует завершить расследование уголовного дела к концу года. В свою очередь адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы обвиняемых, арестованных ранее в рамках этого дела, подтвердил ТАСС эту информацию и заявил, что намерения следствия являются «незаконными и необоснованными». «В отношении одиноких мужчин, которые воспользовались ЭКО с 2014 года, СК собирается провести так называемую люстрацию, так как следствие считает, что нетрадиционная ориентация и нарушения, которые с ними связаны, являются квалифицирующими признаками, - рассказал защитник. - По нашему закону для проведения ЭКО действительно указана только семейная пара и одинокая женщина, а одиноких мужчин нет». Игорь Трунов - личность известная не только в адвокатских кругах. В 90-е годы он был сотрудником хозуправления Администрации Президента, затем получил юридическое образование и даже защитил докторскую диссертацию. После чего подался в адвокаты. Трунов брался за резонансные дела, многие из которых проигрывал, но получил зато общественную известность. В 2016 году он был лишен адвокатского статуса, но, видимо позже восстановил его. Наибольшую известность, скандального характера, Трунов получил, заделавшись одним из главных масонов России. И вот теперь рыцарь масонской ложи тамплиеров, демонстрировавший не раз свои симпатии к православию, выступает защитником прав сексуальных извращенцев покупать себе детей.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/02/pu...

Страсти обнаруживают состояние сердца. Так что мы можем вслед за Евангелием сказать: «Из сердца исходят злые помыслы» ( Мф 15:19 ). Но как это понимать? Известно мессалианское истолкование, опровергающее всю духовную психологию православия. Согласно этому пониманию, мысли не приходят «извне», но само сердце человеческое – вот бездна, в которой смешаны божественные озарения и «змеи» 1723 . Феофан Затворник стремится уточнить, в каком смысле это положение может быть приемлемо: сердце, однажды оскверненное, уязвленное снаружи, становится источником страстного стремления. Аскеза стремится исцелить не «природу» (человека), но ее извращение 1724 . Православные авторы в целом продолжают ту же линию, все сходясь с Евагрием: источником злых помыслов не может быть ни Бог, ни ангелы, ни природа, но только бесы и свободно принятое решение человека 1725 . Степень проникновения злых помыслов в сердце Механизм искушения, разные моменты которого разворачиваются один за другим, с доскональным вниманием анализируется восточными духовными авторами, особенно теми из них, кто принадлежит к «синайской» традиции (Нил, Иоанн Лествичник , Исихий, Филофей) 1726 . Они чрезвычайно много рассказали и о тех моментах, которые предшествуют согласию на грех, и о тех душевных изменениях, которые следуют за этим волевым выбором. Все начинается с προσβολ, прилога, некоего предложения (извне), представляющего собой «простую идею или образ, которые душе или уму внушает» враг 1727 . Глагол ποβλλειν, по мнению Евагрия, хорош для обозначения такого внушения, бесовского (но иногда и ангельского) происхождения 1728 . За этим следует συνδιασμς, внимание, сближение, связь, состоящая в «собеседовании» с внушенным образом (предпринять то, что предложено, или не предпринять?). Συγκατθεσις, слаждение, «согласие на запретное наслаждение, предложенное помыслом» 1729 . Оно и составляет грех . Слово это заимствовано у стоиков 1730 . Здесь часто и заходит речь о πλη, внутренней битве: это решающий момент, ибо согласие (на грех) близко и рано или поздно совершится 1731 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

так и не была начата (Ibid. P. 494-495). В 1710 г. Л. при посредничестве одного из своих покровителей, герц. Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского, впервые встретился в Торгау с русским царем Петром I Алексеевичем (1672-1725), за политической, военной и реформаторской деятельностью которого он с интересом следил с кон. 90-х гг. XVII в. Л., ранее неоднократно направлявший имевшим влияние на царя лицам записки с предложениями необходимых для развития России реформ в различных сферах общественной и научной жизни, смог при встрече заинтересовать царя своими предложениями и произвести на него весьма благоприятное впечатление. В 1712 г. Л. повторно встретился с Петром I в Карлсбаде, а затем в составе его свиты посетил Теплиц и Дрезден. Переговоры Л. с царем завершились полным успехом: его приняли на рус. службу в звании тайного советника юстиции, назначили солидный оклад (см.: Ibid. P. 469-472). С этого времени Л. систематически готовил для царя и пересылал ему докладные записки и планы, чрезвычайно разнообразные по содержанию: он составил проект организации Петербургской академии наук, вносил предложения по упорядочению российских законов, писал перечни необходимых научных наблюдений и исследований, предлагал программу объединения правосл. и католич. Церквей, давал советы относительно политических задач России и перспективных военных союзов и т. п. (соответствующие документы опубл.: Герье. 1873; общий обзор и анализ см.: Он же. 1871. [Т. 2:] Отношения Лейбница к России и Петру Великому). С 1680 г. по поручению герц. Эрнста Августа Л. занимался исследованием истории герцогского дома Брауншвейг-Люнебург и составлением соответствующего обзорного сочинения. Постепенно проект приобрел более обширные масштабы; Л. взял на себя задачу написания подробной истории франко-герм. династии Вельфов (Welfen) со времени правления имп. Карла Великого († 814) до современности на основании документальных источников. Уникальное по затраченным на его создание усилиям и количеству привлеченных источников сочинение осталось незавершенным; Л.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

Г. И. Беневич, кратко рассмотрев аргументы Д. Краусмюллера и П. Грея, имеющие, как было отмечено, церковно-исторический и стилистический характер, приходит к заключению, что «вопрос датировки жизни и деятельности Леонтия Иерусалимского можно считать на настоящий день в патристике открытым. Аргументы Краусмюллера пока не заслужили окончательного признания» 1725 . Однако, если принять во внимание также и аргументы богословского характера, то вероятность признания гипотезы Д. Краусмюллера представляется величиной исчезающее малой. Список источников и используемой литературы I. Источники 1 . Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. 2 . Anastasius Antiochenus. Oratio III de divina oeconomia, id est incarnatione//PG 89. Col. 1335B-1348D. 3 . Anastasius I. von Antiochien. Jerusalemer Streitgesprach mit einem Tritheiten//Traditio. 1981. Bd. 37. S. 79–108. 4 . Anastasius Sinaita. Viae dux/K.-H. Uthemann, ed. Turnhout; Leuven, 1981. 5 . Antiochus Monachus. Homilia 130//PG 89. Col. 1841A-1849B. 6 . Cyrillus Alexandrinus. De Sacrosancta Trinitate [dubia]//PG 77. Col. 1119A- 1173D. 7 . Ephraem Antiochenus. Apologia concilii Chalcedonensis ad Domnum et Ioannem//PG 103. Col. 988С-1008А. 8 . Eulogius Alexandrinus. Contra Severum et Timotheum haereticos//PG 103. Col. 940B-949D. 9 . Eulogius Alexandrinus. Contra Theodosium et Severum//PG 103. Col. 949D- 953A. 10 . Eulogius Alexandrinus. Invectiva oratio//PG 103. Col. 953A-956D. 11. Eustathius Monachus. Epistola ad Timotheum Scholasticum de duabus naturis adversus Severum//PG 86. I. Col. 901C-941B. 12 . Georgius Pisida. Contra impium Severum Antiochiae//PG 92. Col. 1621A- 1676B. 13 . Georgius Pisida. De expeditione Heraclii Imperatoris contra Persas//PG 92. Col. 1197A-1260A. 14 . Ioannes Damascenus. De haeresibus compendium unde ortae sint et quomodo prodierunt//Die Schriften des Johannes von Damaskos/P. B. Kotter, Hrsg. B.: De Gruyter, 1981. Bd. 4. S. 19–67. 15. Iohannes Caesariensis. Capitula XVII contra Monophysitas//Opera quae supersunt/M. Richard, ed. Turnhout; Leuven, 1977. Vol. 1. P. 61–66 (Corpus Christianorum, Series graeca; 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

е., то обстоятельство, что изображение козы, имя которой было созвучно с именем бури, первоначально было знаком этой последней. Замечательно также, что волна вола, принесенного в жертву Зевсу, употреблялась, когда нужно было молить его о дожде. В нее одевался или на нее становился молящийся; может быть это было символом плодородия облаков. Известно наконец, что кожа козлиная и вообще звериная (на плечах и на руках) употреблялась вместо щита в сражениях – новое основание, по которому броня Зевса могла быть названа эгидой 1724 . Но Зевс «громовержец» есть вместе с тем и «мыслитель». «Земли колебатель» в нравственном смысле есть сила, правящая миром, устрояющая его порядок. Воля «многосоветного» Дия направляет ход событий и решает судьбы жизни. В нем и его «великом уме» мудрость и источник мудрости 1725 . «Далеко зрящий» со своих высот Зевс видит все, что происходит во вселенной и все зависит от его советов. Он есть высший разум в мире – Ζες μητετα, т. е. Зевс премудрый 1726 – одно ив постоянно встречающихся названий его у Гомера. Он премудро устроил дела самих бессмертных, разделив между ними почести 1727 . К нему обращаются и боги, и смертные с мольбой об отмщении несправедливости; он карает преступление и награждает доблесть. Эта последняя, чисто-нравственная сторона выступает в идее Зевса по преимуществу в после-гомеровское время. В эту эпоху понятие Зевса вообще одухотворяется, верховное значение его выражается яснее и полнее, свойства его получают характер более возвышенный. «Зевс! ты вождь, ты строитель всех вещей», говорится в одном из гимнов 1728 . Он «вождь вселенной», по гимну Клеанта 1729 . Он же источник жизни и смерти 1730 . От него исходит правда; он мститель беззаконий и сила, милующая несчастных и обидимых. От него исходят и в человеческих обществах δκη κα σι, т. е., справедливость и благочестие, словом, все нравственные явления в человеческой жизни и религиозного, и политического характера. В его имя и его авторитетом царствуют правители и вожди народов 1731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010