Если христиане называются в духовном смысле «храмами Божиими», то это вовсе не значит, что не нужно храмов рукотворенных: ведь христиане называются «жилищем» ( Еф. 2:22 ) и «домом» ( Евр. 3:6 ), но отсюда не станут же сектанты утверждать, что для них не нужно жилищ, не нужно домов. Истинные христиане называются в духовном смысле еще «солью» и «светом»: «Вы соль земли»... «Вы свет мира», говорит о них Спаситель (Мф. 5:13–14); но кто же из сектантов, на основании этих слов, откажется от употребления соли или пользования светом? Ведь это было бы безумно, как безумно на основании того, что христиане называются в духовном смысле «храмами», отвергать рукотворенные храмы. Сектант: 2) Излишне, говорят сектанты, строить особые дома для молитвы, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18:20). Объяснения православного: 2) Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет. В храмах же Божиих собираются во имя Христа не только двое или трое, а целые десятки, сотни и даже тысячи верующих, следовательно, посреди их еще скорее будет Христос. Первые христиане собирались для молитвы не только по двое или по трое, а целыми десятками и даже сотнями: «Все они (Св. Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с не которыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его... Было же собрание человек около ста двадцати» ( Деян. 1:14–16 ). Мы знаем, что после Своего Воскресения Христос являлся не только двум ( Лк. 24:13–32 ) или трем ученикам ( Ин. 21:1–2 ), а десяти и одиннадцати, собравшимся вместе ( Ин. 20:19 и 26), и даже более, чем одиннадцати ( Лк. 24:33 ), «потом явился более, нежели пяти стам братии» ( 1Кор. 15:6 . См. еще Деян. 15:6 и др.). Не могут же сектанты сказать, что в этих многолюдных собраниях последователей Христа не было Его, иначе погрешат против истины и слова Божия, как грешат они против него, утверждая, что не нужно храмов потому, что сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». В своих молитвенных домах сектанты собираются не по двое или по трое, а целыми десятками, а иногда и сотнями. Итак, в святых храмах Божиих, где и во множестве собираются верующие во имя Христа, Он среди них всегда пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Что касается места из второго послания к Коринфянам (гл. 6: 16–18), то дальнейшее чтение его само достаточно опровергает заблуждение сектантов, говоря: «вы храм Бога живаго“, св. Апостол поясняет: «как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом“ ( Лев. 26: 12 ). Слова «вселюсь в них» относятся к Израильскому народу, к ветхозавеным людям, которых, Апостол, очевидно, тоже называет «храмами“, однако и у них был свой вещественный рукотворенный храм в Иерусалиме. Следовательно, как ветхозаветные, так и новозаветные люди, называются в Писании «храмами“ в смысле духовном, чем вовсе не отрицается возможность и необходимость существования у них храмов рукотворенных. Если христиане называются в духовном смысле «храмами Божиими“, то это вовсе не значит, что не нужно храмов рукотворенных: ведь христиане называются «жилищем» ( Ефес.2: 22 ) и «домом“ ( Евр. 3: 6 ), но отсюда не станут же сектанты утверждать, что для них не нужно жилищ, не нужно домов. Истинные христиане называются в духовном смысле еще «солью“ и «светом“: «Вы соль земли»... «Вы свет мира», говорит о них Спаситель ( Мф. 5: 13–14 ); но кто же из сектантов, на основании этих слов откажется от употребления соли или пользования светом? Ведь это было бы безумно, как безумно на основании того, что христиане называются в духовном смысле «храмами“, отвергать рукотворенные храмы. 2) Сектант: Излишне строить особые дома для молитвы, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18: 20 ). Объяснения православного: Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет. В храмах же Божиих собираются во имя Христа не только двое или трое, а целые десятки, сотни и даже тысячи верующих, следовательно, посреди их еще скорее будет Христос. Первые христиане собирались для молитвы не только по двое или по трое, а целыми десятками и даже сотнями: «Все они (Св. Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его... Было же собрание человек около ста двадцати“ ( Деян. 1: 14–16 ). Мы знаем, что после Своего Воскресения Христос являлся не только двум ( Лук. 24: 33–32 ), или трем ученикам ( Иоан. 21: 1–2 ), а десяти и одиннадцати, собравшимся вместе (Иоанн. 20: 19 и 26), и даже более, чем одиннадцати ( Лук. 24: 33–51 ), «потом явился более, нежели пятистам братии“ ( 1Кор. 15: 6 . См. еще Деян. 1: 15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Итак, начало Фиатирской Церкви – это обращение к Иисусу Христу через апостола Павла одной женщины по имени Лидия. И целая община начинается с ее обращения ко Христу. Сказано: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» ( Деян.16:14 ). Надо сказать, что служение женщин в христианских общинах – это очень важное служение. Многие храмы на русской земле открывались именно потому, что женщины начинали хлопотать за это. Многие храмы так и не были закрыты, потому что женщины в самые тяжелые советские дни защищали их, и делали это более бесстрашно, чем мужчины. Поэтому вот эта женщина, Лидия, и должна являться вдохновительницей для женщин-христианок. Обращенная апостолом Павлом, она оказалась начатком целой церковной общины, большого христианского собрания в Фиатире. И хотя Фиатира – небольшой город, но этому городу посылается откровение от Иисуса Христа, которое Он получил от Бога Отца и которое передал через Ангела Иоанну Богослову. Это свидетельствует о том, что Господь дорожит любой Своей общиной, Господь дорожит любым собранием верующих, даже если верующих мало. В Писании сказано, что если даже двое, трое соберутся во имя Христа, то Господь будет посреди них. «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Здесь, в Сокольниках, мы собираемся для того, чтобы изучать слово Божие. Оно важнее любых слов. Святой и праведный отец наш Иоанн Кронштадтский писал, что Священное Писание, Библия , – это чистый источник благодатной воды без всяких примесей. Далее он писал, что писания святых Отцов – это источник той же воды, но уже с участием человеческого духа. Далее он писал, что наши писания – это замутненный источник. То есть, чем дальше люди отходят от простоты библейского повествования, тем более непонятными становятся им божественные откровения. Слово Божие надо изучать вместе со святыми Отцами, поэтому мы и здесь стараемся зачитывать разные комментарии. Но при этом мы понимаем уникальность самого текста Библии, неподражаемость каждого библейского стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/153321.html

2 . Если «Брак является таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги», то он не обязателен для супругов. Раз они уже являются членами церковной общины как частные лица, по отдельности, что за необходимость принимать их вместе «как супругов»? Я не говорю, что это плохо. Это хорошо, но в этом нет необходимости. В таком случае решение о том, будут ли супруги «официально числиться» в церковной общине по отдельности или как «супружеский союз», оставляется на их собственный суд… Таким образом, совершение Таинства брака зависит от выбора самих супругов! 3 . Если «Брак является таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги», то нет никакой причины связывать его по времени с совместной жизнью супругов, а не совершать через 3, 5 или 10 лет. Последний случай был бы даже более предпочтителен, по двум причинам. Во-первых, в случае развода было бы гораздо меньше проблем. Во-вторых, вместо того, чтобы быть принятыми в церковную общину как «супруги», они могли бы быть приняты как »семья», а ведь это было бы еще более впечатляюще и торжественно. Представляете себе брак, когда вслед за новобрачными вокруг аналогия идут со свечами трое, четверо или восемь одетых в белое детей? Прекрасное зрелище! Итак, к чему спешить? Однако пора оставить эти поистине «смешные» рассуждения и порассуждать более серьезно, или, лучше, более церковно и богословски. Итак. 4 . Именно такова природа, сила и ценность Таинств, что они претворяют и изменяют состояние, преображают события, вместо греха даруют святость, вместо запретного – благословенное, возвышают земное на Небеса. Да, «за пять минут» до брака плотское соединение мужчины и женщины – грех; а «спустя пять минут» – нет. «За пять минут» до священнического благословения на святом престоле находятся «хлебушек» и «винцо»; «спустя пять минут (а на самом деле спустя секунду)» – это уже обоженные Тело и Кровь Господня! «За пять минут» до крещения преподание крещаемому святой Евхаристии – тягчайший грех; «спустя пять минут» – это необходимое и святое действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Но, кажется, и на другое нечто полезное также указывает нам Иисус посредством слов к Своим ученикам: «И вы не хотите ли уйти?» Дабы не думали, что и они удаляются вместе с иудейским невежеством и также падают вместе с непокорными, или как иначе вместе с теми обвиняют —84— Его в том, что Он учит жестокому и старается внушить слушателям невозможное, – благополезно вопрошал: угодно ли им отойти вместе с теми, дабы чрез это вызвать их к исповеданию правой и чистой веры, как это и случилось действительно. Глава IV. О том, что прообразом Христа была предводившая народом в пустыне святая скиния, а также ковчег бывший в ней и светильник и жертвенники, как каждения, так и всесожжений, знаменовали Самого Христа. 6:69. Отвеща 2099 Ему Симон Петр: Господи, к кому идем? Глаголы живота вечнаго имаши. В лице одного представителя говорят все, сохраняя поистине приличествующую святым благопристойность, дабы и в этом они оказывались для потомков образцом благоразумия и досточудного благоприличия. Ведь говорить вслух пред Учителем подобало не всем сразу и без разбора, спеша наперерыв друг пред другом и неблагопристойно перебивая друг друга, но напротив – стараться благоразумно уступать тем, кои окажутся занимающими высшее место и по рассудительности, и по чину. Посему и Павел говорит: «Пророки двое или трое пусть говорят, и отдельно» ( 1Кор.14:29. 27 ). Не позволял им держать речь без порядка потому, что они были удостоены благодати пророчества, но поскольку они были святы, то посему с тем большею благопристойностью повелевал говорить слушателям. Посему делом подобающей святым благопристойности было дозволение отвечать за всех одному, коему принадлежало высшее место в ряду (апостолов). —85— Итак, к кому, говорит, уйдем вместо: кто может тайноводствовать нас подобному? или: к кому прийдя, мы обретем лучшее? Глаголы жизни вечной имеешь, – не жестокие, как говорят те, но возносящие к изряднейшему всего, то есть к непрестанному и вечному житию и свободной от всякого тления жизни. Без сомнения и из этих слов для нас должно быть очевидным, что подобает следовать единому только учителю Христу, непрестанно и безотлучно пребывать при Нем и иметь Его своим наставником, в совершенстве умеющим руководить к жизни бесконечной. Вот таким-то образом мы и станем восходить в небесный и божественный двор и, вступая в Церковь первородных, будем наслаждаться превышающими человеческий ум благами. Что желание следовать за одним только Христом и всегда быть с Ним есть дело доброе и спасительное, в этом может нас бесспорно удостоверять и сама природа предмета. Тем не менее мы можем убедиться в этом и из древнейших писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ошибка молодых супругов – избегать разговоров на конфликтные темы, нося обиды в себе Аскетическое задание у молодоженов – изучать привычки, вкусы друг друга и учитывать их. Если я тяжелый на подъем, то жена загодя начинает со мной разговор на тему похода в гости к ее знакомым. Иначе она, легкая на подъем, своей внезапной идеей пойти на день рожденья спровоцирует недовольство, нежелательный разговор. Мы приноравливаемся друг к другу. Я тоже присматриваюсь: жена предпочитает фортепианную музыку, Шопена, – значит, предлагаю вместе сходить в консерваторию на Шопена. Мне лично нравится Рахманинов, для меня идти на Шопена – требует чуть-чуть усилия, зато она порадуется, и мне от этого тоже станет радостно. Настоящий подвижник, старец Иоанн (Крестьянкин), признавался: «Я люблю радовать и радоваться!» И такая аскеза бывает. Если через год после свадьбы жена не знает, что мужу на день рождения подарить, – значит, она не решила задачку по семейной аскетике. Не смогла оторваться от себя и вникнуть в жизнь мужа, в его привычки. Конечно, мы подходим с умом, не поощряем вредные и греховные привычки друг друга. Дружелюбно, твердо и последовательно не поощряем. Если муж курит, жена не дарит ему блок любимых сигарет, она дает понять: «Я тебя люблю вне зависимости, куришь ты или нет. И всё же я от сердца желаю, чтобы ты бросил курить». Семейная жизнь толкает нас на творческий поиск. «Ищи Церковь! Ищи счастливое человечество. Оно начинается в духовном общении между двумя-тремя: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 19). Вот почему так драгоценна пчелиная ячейка семьи, если только она собирает мед вечности», – такими словами напутствовал сына С. Фудель . Вечерами молиться вместе хотя бы 10 минут. Это маленькая, но важная вещь – богослужение малой Церкви Где мы собираем мед вечности? В храме, конечно. На таинстве Венчания для двоих всё только начинается, хорошо бы им постоянно ходить в храм причащаться вдвоем. Вечерами молиться вместе хотя бы 10 минут (по утрам совместную молитву сложнее организовать). Это маленькая, но важная вещь – богослужение малой Церкви.

http://pravoslavie.ru/132982.html

В ходе нынешнего визита нам с Вами предстоит принять участие в торжествах по случаю Дней славянской письменности и культуры — общего для нас праздника, вместе молиться, посещать святые места, общаться с верующими. Надеемся, что программа не утомит Ваше Святейшество и оставит у Вас самые добрые впечатления, которые будут помогать Вам и всегда духовно поддерживать Вас в повседневных Первосвятительских трудах. Добро пожаловать в пределы Русской Церкви, Ваше Святейшество! Добре дошли! Благословен грядый во имя Господне!» В ответном слове Предстоятель Болгарской Церкви подчеркнул: «В дни, когда Церковь продолжает жить вестью о Христовом Воскресении, моя радость становится еще больше от вступления на благословенную Русскую землю для мирного посещения в качестве Предстоятеля Болгарской Православной Церкви — Болгарского Патриархата. Благодарю Бога за предоставленную мне возможность еще раз засвидетельствовать не только личную мою сопричастность и близость к Священноначалию и благочестивой пастве этой славной Церкви, но также крепкие духовные и культурные связи наших братских славянских народов. Вот почему из глубины своего сердца сегодня и я воскликну вместе с псалмопевцем: " Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! …ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки " (Пс. 132:1,3)». Святейший Патриарх Неофит выразил убеждение, что начавшийся визит станет новым вкладом в углубление многолетних братолюбивых отношений Русской и Болгарской Церквей и общего свидетельства перед миром о Воскресшем Господе. «Мы живем в опасные дни, и поставлены перед различными вызовами, из-за чего еще большей становится необходимость в единстве и единомыслии для решения поставленных нашей современностью задач, — констатировал Его Святейшество. — Поверенная нам Господом паства, да и весь мир, больше, чем когда бы то ни было, нуждаются в чистом и сильном Евангельском слове и наставлении, в словах утешения и надежды. С этими мыслями и чувствами, с Божиим миром в сердце и душе пришел я к вам, веруя, что там, где собраны двое или трое во имя Господне, там среди них и Сам Господь (см. Мф. 18:20). Божий мир и радость о Воскресшем Господе да будут со всеми нами!»

http://patriarchia.ru/db/text/3659055.ht...

Сочетавшего прелюбодеев, который низложен Самим Христом и божественными правилами, они оправдали, признав его невинным во всем и еще прежде допустив к священнослужению вместе с собой, а того, который не подлежит низложению по правилам, подвергли низложению, самым делом подтверждая свое учение, что епископы имеют власть по своему произволу пользоваться правилами. Так они действуют постоянно, не желая понять, что если так будет, то низлагающие епископа тем самым, кого низлагают, сами могут быть низложены, во исполнение апостольского изречения 83 . Эту заповедь относительно правил примите от нас, епископы! Соблюдая ее, вы спасетесь и будете иметь мир, а не повинуясь, потерпите наказание и будете иметь постоянную войну между собой, получая надлежащее воздаяние за непослушание. Зачем было и случившееся после собора, – допрос всех братьев Императором, говорившим, что мы низложены, а собор, утвержденный им, свят, как будто прелюбодейное сочетание – это допускаемая святыми икономия и совершивший его невинен? А когда мы не приняли этого, то последовало заключение каждого порознь, или по двое, или по трое, или большего числа в монастырях и крепостях, бичевания и мучения некоторых, так что это разнеслось повсюду, на суше и на море? Коротко сказать, за что все это? Не за то ли, что не согласились признать нарушение Евангелия икономией, которую противники делом и словом провозгласили для мира как спасительную и подобную действию святых, и еще до сих пор продолжают так говорить и действовать через гонение? Почему же еще спрашивают: когда никто не настаивает и не учит этому, как мы станем называть их еретиками? А все вышесказанное – мечты и сновидения или истинно? Если истинно, то разве не учат они везде и не проповедуют делом и словом? И вы, слушаясь их, не стоите ли почти вместе с самими говорящими это (впрочем, если бы мы и молчали, концы вселенной возвещают истину), навлекая на самих себя страшный суд за молчание? По этой причине я, смиренный, вынужден не молчать, но говорить письменно и устно, по мере имеющихся у меня сил, со страхом и трепетом, с готовностью к смерти, хотя кто-нибудь из вас, может быть, и думает, что я совершенно напрасно действую таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но у Бориса нижегородского оставалось двое племянников – Василий и Семен Димитриевичи, родные дядья по матери московскому князю; как видно, они оставались княжить в Суздальской волости, обхваченной теперь со всех сторон московскими владениями, или по крайней мере оставались жить в Суздале; но в 1394 году, тотчас по смерти Бориса Константиновича, оба племянника его вследствие притеснений от московского князя, как шел слух, выбежали из Суздаля в Орду добиваться ярлыков на отчину свою – Нижний, Суздаль и Городец. Московский князь послал за ними погоню, но им удалось избежать ее и благополучно достигнуть Орды. В 1399 году князь Семен Димитриевич вместе с каким-то татарским царевичем Ейтяком, у которого было 1000 человек войска, подступил к Нижнему Новгороду, где затворились трое московских воевод; три дня бились татары под городом, и много людей пало от стрел, наконец нижегородцы сдали город, взявши с татар клятву, что они не будут ни грабить христиан, ни брать в плен. Но татары нарушили клятву, ограбили всех русских донага, а князь Семен говорил: «Не я обманул, а татары; я в них не волен, я с ними ничего не могу сделать». Две недели пробыли татары в Нижнем с Семеном, но потом, услыхавши, что московский князь собирается на них с войском, убежали в Орду. Василий Димитриевич послал большую рать с братом своим князем Юрием, воеводами и старшими боярами; они вошли в Болгарию, взяли города: Болгары, Жукотин, Казань, Кременчук, в три месяца повоевали всю землю и возвратились домой с большою добычею. После этого Семен крылся все в татарских местах, не отказываясь от надежды возвратить себе родовое владение. Это заставило московского князя в 1401 году послать двоих воевод своих, Ивана Уду и Федора Глебовича, искать князя Семена, жену, детей, бояр его. В земле Мордовской отыскали они жену Семенову, княгиню Александру, на месте, называемом Цыбирца, у св. Николы, где бусурманин Хазибаба поставил церковь . Княгиню ограбили и привели вместе с детьми в Москву, где она сидела на дворе Белеутове до тех пор, пока муж ее не прислал к великому князю с челобитьем и покорился ему. Василий, быть может по увещанию св. Кирилла белозерского, дал ему опасную грамоту, получивши которую Семен приехал в Москву, заключил мир с великим князем, взял семейство и больной отправился в Вятку, издавна зависевшую от Суздальского княжества: здесь он через пять месяцев умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010