42. И сказал Господь: «Кто домоправитель верный и разумный, которого господин поставит над своими слугами, чтобы он в должное время выдавал, сколько надо, из съестных припасов? 43. Блажен тот слуга, которого господин его, когда придет, застанет за такими делами. 44. Воистину говорю вам, он поставит его над всем своим достоянием. 45. Но если тот слуга скажет в душе: " Еще не скоро придет мой господин " , — и примется бить слуг и служанок, станет есть, пить и напиваться, — 46. придет господин того слуги в день, в который тот не ждет, и в час, которого тот не знает, и извергнет его, и подвергнет одной участи с неверными. 47. Притом слуга, который знал волю господина своего, но ничего не сделал, чтобы ее исполнить, бит будет много; 48. а тот, кто не знал, хотя бы и заслужил наказания, бит будет мало. Кому много дано, с того много спросится, и кому много доверено, с того больше взыщут. 49. Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже разгорелся! 50. Крещением должен Я креститься, и как томлюсь Я, покуда это не сбудется! 51. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение. 52. Ибо отныне, если есть в одном доме пятеро, они будут разделены: трое против двоих, и двое против троих. 53. И будет отец против сына, и сын против отца, мать против дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови». 54. А народу говорил Он: «Когда вы видите, что с запада идет туча, вы тотчас говорите: " Быть дождю " , — и это сбывается. 55. И когда вы видите, что дует ветер с юга, вы говорите: " Быть зною " , — и это сбывается. 56. Лицедеи, умеете же вы распознавать лицо земли и неба, почему вы не распознаете, какое наступило время? 57. И как вы сами не рассудите по справедливости? 58. Когда идешь к начальству вместе с тем, кто имеет против тебя тяжбу, постарайся уладить с ним ваше дело по дороге, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не предал тебя тюремщику, а тот не вверг тебя в темницу. 59. Говорю тебе, оттуда не выйдешь, пока не выплатишь последнего кодранта».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вспомни сказанное: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Иоан. 10:18 ). 29. Это претерпел Он, пришедши для спасения всех, но худым возмездием воздал Ему народ. Иисус говорит: «жажду». Он извел им воду из утесистого камня и у винограда, Им насажденного, просит плодов. Что же виноград? По природе своей происходит он от святых отцов, а по произволению – от содомлян. Ибо «виноград их от виноградной лозы содомской и с полей гоморрских» ( Втор. 32:32 ). В наполненной и наложенной на трость губе оцет приносит он жаждущему Господу. «И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). Видишь ясность пророческого предречения? А какую желчь в уста Мои? Сказано: «давали Ему пить вино со смирною» ( Марк. 15:23 ), а смирна имеет вкус желчи и горька. «Сие ли воздаете вы Господу?» ( Втор. 32:6 ). Это ли приносишь ты, виноград, Владыке? Справедливо наперед оплакивает вас Исаия, говоря: «У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы...» и не будем повторять всего места: и ожидал, что он принесет добрые грозды... жаждал, чтобы дал Мне вино, «а он принес дикие ягоды» ( Ис. 5, 1. 2 ). Посмотри на венец, какой возложен на Меня. Какое же после этого дам определение? «И повелю облакам не проливать на него дождя» (6). Ибо у них отняты облака– пророки, и пророки уже в Церкви, как говорит Павел: «и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (7 Кор. 14:29); и еще: «И Он поставил одних апостолами, других пророками» ( Еф. 4:11 ); пророк был и Агав, связавший себе ноги и руки. 30. О распятых же с Ним разбойниках сказано: «и к злодеям причтен» ( Ис. 53:12 ). Оба они были дотоле беззаконны, а потом один уже не беззаконен. Беззаконный до конца недоступен спасению. Руки пригвождены у него, но язык поражает хулою. Мимоходящие иудеи кивали головами, издеваясь над Распятым и исполняя написанное: «Увидевши Меня, кивают головами своими» ( Пс. 105:25 ). С ними вместе и этот распятый хулил. Другой же укорял хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предавая душу, приемлет он спасение и, укорив другого хулившего, говорит: «Помяни мя, Господи» ( Лук. 23:42 ). Мое слово к Тебе: оставь его хульника, помрачены очи ума его, помяни же меня. Не говорю: помяни дела мои; это страшусь. Всякий человек бывает благорасположен к сопутнику, а я иду с Тобою на смерть. Помяни меня, сопутника Твоего. Не говорю же, помяни меня теперь, но «егда приидеши во царствии Твоем» ( Лук. 23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иер. 36:24–25 24. И не ужасошас, и не растерзаша ризъ своихъ црь, и вси отроцы ег, вс словеса 24. И не убоялись, и не разодрали одежд своих, ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии. 25. Елнаанъ же, и Далеа, и и глаголаша црю, же бы не сожещ свитка, и не послша ихъ. 25. Хотя Елнафан и Делаия и Гемария упрашивали царя, несожигать свитка, но он не послушал их.  – Под «слугами»=отроками, которые « не ужасошас и не растерзаша ризъ своихъ» вместе с царем Иоакимом ( Иер. 36:24 ), нужно разуметь не тех вельмож, которые слушали чтение свитка еще в канцелярии, но тех, которые постоянно служили во дворце и, пользуясь особым доверием царя, были и сами ему преданы. Они не желали сделать неугодного царю и стояли безмолвно и неподвижно, когда царь стал резать и жечь священный свиток. Но вельможи, и прежде со страхом слушавшие чтение свитка ( Иер. 36:16 ), а потом посоветовавшие Иеремии и Варуху скрыться ( Иер. 36:19 ), просят теперь царя не жечь свитка. Значит, они не были чужды убеждения, что свиток содержал в себе слово истины и что к нему нужно отнестись с уважением и даже благоговением. Из пяти вельмож-членов канцелярии – при этом втором случае называются только трое (Нафан стиха Иер. 36:12  =Елнафан стиха Иер. 36:25 29 , ср. примеч.). Иер. 36:26 26. И повел црь сн царев, и Сараеви сн и сн Авдеилев, да изымаютъ Варха и пророка: но сокры Гдь. 26. И приказал царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их.  – Иеремеил, один из уполномоченных схватить Иеремию и Варуха, называется «сыном царя» – не потому, что он был сыном Иоакима, царствующего царя (Иоаким вступил на престол 25 лет, 4Цар. 23:36 , и в 5-м году его царствования, ср. Иер. 36:9 , его сыну не могло быть больше 10–11 лет), но в том смысле, что был принц крови. Род Сераии и Селемии, других к томуже уполномоченных, неизвестен; но, судя по принадлежности их старшего товарища к царскому роду, и эти двое были, вероятно, лица знатного происхождения. Посылая лиц знатных схватить Иеремию, царь оказывал тем самым пророку известную долю почтения, которое впрочем могло быть вынуждено у Иоакима заявлениями сочувствия к пророку со стороны некоторых вельмож и народа. Сокры Гдь=Господь сохранил их в том месте, куда они скрылись по совету вельмож ( Иер. 36:19 ); Он не допустил, чтобы они были там найдены искавшими схватить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Итак, пробудившись, стал я размышлять о видении, и, отыскивая свой проступок, нашел, что, в другой раз, быв в этом селении, на поле среди ночи с злым намерением выгнал я из загона корову одного бедного странника. Она обессилела от холода и от того, что была не праздна; ее настиг там зверь и растерзал. Как скоро рассказал я заключенным со мной свой сон и вину, и они, возбужденные моим примером, начали сказывать - поселянин, что видел человека, тонувшего в реке, и хотя мог ему помочь, однако ж не помог; а городской житель, - что присоединился к обвинителям одной женщины, оклеветанной в прелюбодеянии. И это, говорил он, была вдова; братья ее, взведя на нее вину сию, лишили ее отцовского наследства, дав из него часть и мне, по условию. При сих рассказах начал я приходить в сокрушение; потому что в этом было некоторое явное воздаяние. И если бы один я был, то сказал бы, может быть, что все это случилось со мною просто по-человечески. Но мы трое постигнуты тою же участию. И вот есть некто четвертый отмститель, который не в родстве с терпящими напрасную обиду и не знаком мне; потому что ни я, ни они никогда не видали его; так как я описал им и вид явившегося мне. Заснув в другой раз, вижу, что тот же говорит мне: " завтра увидите и тех, за кого терпите вы обиду и освобождение от взведенной на вас клеветы " . Пробудившись, был я задумчив. А они говорят мне: " что ты печален? " Я сказал им причину. Боялся же я того, чем кончится дело; а прежние свои мысли, будто все бывает случайно, оставил. И они также вместе со мною были озабочены. Но когда прошла эта ночь, приведены мы к градоначальнику, и вскоре представлено ему доношение о пяти узниках. Бывшие со мною, приняв много побоев, оставили меня, и отведены в темницу. Потом приведены двое, чтоб над ними первыми произвести суд. Это были братья вдовы, обиженной лишением отцовского наследства. Один из них найден виновным в убийстве, другой - в прелюбодеянии. И признавшись в том, в чем были пойманы, доведены они пытками до признания и в прочих злодеяниях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/825/...

«Кто домоправитель верный и разумный, которого господин поставит над своими слугами, чтобы он в должное время выдавал, сколько надо, из съестных припасов? Блажен тот слуга, которого господин его, когда придет, застанет за такими делами. 44Воистину говорю вам, он поставит его над всем своим достоянием. 45Но если тот слуга скажет в душе: «Еще не скоро придет мой господин», – и примется бить слуг и служанок, станет есть, пить и напиваться, – 46придет господин того слуги в день, в который тот не ждет, и в час, которого тот не знает, и извергнет его, и подвергнет одной участи с неверными. 47Притом слуга, который знал волю господина своего, но ничего не сделал, чтобы ее исполнить, бит будет много; 48а тот, кто не знал, хотя бы и заслужил наказания, бит будет мало. Кому много дано, с того много спросится, и кому много доверено, с того больше взыщут. 49Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже разгорелся! 50Крещением должен Я креститься, и как томлюсь Я, покуда это не сбудется! 51Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение. 52Ибо отныне, если есть в одном доме пятеро, они будут разделены: трое против двоих, и двое против троих. 53И будет отец против сына, и сын против отца, мать против дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови». 54А народу говорил Он: «Когда вы видите, что с запада идет туча, вы тотчас говорите: «Быть дождю», – и это сбывается. 55И когда вы видите, что дует ветер с юга, вы говорите: «Быть зною», – и это сбывается. 56Лицедеи, умеете же вы распознавать лицо земли и неба, почему вы не распознаете, какое наступило время? 57И как вы сами не рассудите по справедливости? 58Когда идешь к начальству вместе с тем, кто имеет против тебя тяжбу, постарайся уладить с ним ваше дело по дороге, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не предал тебя тюремщику, а тот не вверг тебя в темницу. 59Говорю тебе, оттуда не выйдешь, пока не выплатишь последнего кодранта». 13 В это самое время пришли и рассказали Ему о тех галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвоприношениями. 2И Он сказал им в ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Но сегодня, думаю, для каждого из нас очевидно, что нашим Собором руководил Дух Святой. Мы единомысленно исповедали православную веру в Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Мы по воле Божией избрали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, и я вновь благодарю всечестной Собор за оказанное мне недостойному великое доверие, которое означает и великую ответственность. Мы приняли очень важные определения, которые помогут Церкви проложить достойный путь в будущее. Сам дух этого Собора и явная боговдохновенность его решений позволяют нам сказать о том, что мы совершили,  словами отцов Апостольского собора: «Изволися… Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28)! И обратить друг ко другу так хорошо знакомое нам братское приветствие: «Христос посреде нас! И есть, и будет!» Очень скоро мы покинем первопрестольную Москву и станем вновь трудиться, каждый на своем месте, для проповеди Евангелия, для возрождения церковной жизни, для просвещения светом Христовым ближних и дальних. Будем же молиться друг о друге, о Церкви нашей не менее усердно, чем молились перед этим Собором и в его дни. Будем всегда ощущать друг друга братьями и сестрами во Христе, постоянно живущими, как одно Его Тело, в Его присутствии. Будем хранить церковное единство, не нарушая  нашего многообразия. Будем, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «держаться единой Святой Православной Церкви нашей, коей Глава Сам Христос Бог наш, действующий в нас непрестанно во спасение и обновление наше». Дорогие во Христе братья и чада! Во дни Собора мы молились о блаженном упокоении души верного Божия раба Святейшего Патриарха Алексия. Верю, что сегодня он с радостью взирает на Церковь, которую возглавлял без малого двадцать лет, и молится о ней вместе с нами. Пусть наши дела будут достойны славной памяти почившего Первосвятителя. Пусть его молитва укрепляет и новоизбранного Патриарха. Объявляя закрытым наш Поместный Собор, обращаю ко всем вам, дорогие мои, апостольские слова: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3).

http://bogoslov.ru/article/378786

С каждым из нас Он состоит в особых отношениях любви, которые касаются тайны нашего бытия в Нем. И все вместе мы во Христе и со Христом любим друг друга, и это и есть Церковь - как собрание единодушных, единоверующих, любящих друг друга лиц - «ныне и присно и во веки веков». Лишь через Христа и во имя Его могут собраться двое и трое, чтобы и Он был с ними. «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). О, безкорыстная, покрывающая наши грехи и немощи любовь! Где есть любовь, там нет страха, поскольку любовь возникает лишь там, где человек пребывает с Христом и грех умерщвлен. А с Христом какой страх?! «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Безгранично любящий и всесильный Господь никого из нас никогда не оставляет Своей любовью и заботой и всегда готов помочь. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся» (Пс. 26: 1). Бог есть Любовь, а «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7). Но здесь возникает неожиданный на первый взгляд вопрос: а способен ли человек сам по себе полюбить Бога до самопожертвования, как это сделал Христос? Притом, что Спасителю «всего лишь» нужен «дух сокрушен, сердце смиренно» (Пс. 50: 19). Увы, скорее следует признать, что «когда я обращаю свой взор на самого себя, то убеждаюсь, что не люблю Бога, не имею веры и что я полон высокомерия» . Наше упоение собственной волей, гордыня, настолько укоренена в человеческой природе, что в буквальном смысле слова нам нужно отсекать ее, чтобы приблизиться (только лишь) к Богу, не говоря уже о большем. Освобождение от греха возможно лишь через преодоление нашего естества, поскольку оно искажено им; и другого пути нет. В том-то и проблема человека в состоянии греха, что сам по себе любить Бога он не может!

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/02/...

(Ст. 23). Итак, если сойдется весь народ вместе, и все языками заговорят сразу, то простецы, которые войдут туда, не скажут ли, как сказали об апостолах, что они напились сладкого вина (Деян. 2:13), и о нас, что мы подлинно безумны? (Ст. 24). Если же все пророки были бы и назидали бы, войдет же кто неверный или простец, то он обличается от заблуждения своего и судится дурными делами своими. (Ст. 25). И так тайны сердца его явными делаются чрез пророчество, которое открывает тайны его, и таким образом, падая на лице, поклоняется и говорит: истинно Бог есть в них, ибо Он открыл то, что было сокрыто внутри, в сердце. (Ст. 26). Итак, когда сходитесь для совершения служения или единосубботия (воскресного богослужения), то кто знает псалом, пусть поет, кто учение имеет, пусть учит, — и таким образом по одиночке, друг за другом, пусть говорят все к созиданию Церкви. (Ст. 27–28). Если же языком кто говорит и не будет могущего истолковать, то пусть молчит в народе: себе же да говорит молитвами, к Богу изливаемыми. (Ст. 29). Пророки так же двое или трое пусть говорят, а прочие да рассуждают, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали. (Ст. 32). Ибо дух пророчества пророкам подчиняется, то есть что говорил один пророк, то изъяснялось другим пророком. (Ст. 33). Ибо не есть раздора Бог, но мира, то есть не смятения и беспорядка, но благоустроенности и порядка. (Ст. 34). Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат. Говорят, что у них какая-то женщина пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян. (Ст. 37). Посему сказал: если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть знает прежде, что я написал [греч.: «пишу»] вам, потому что это Господни суть заповеди. (Ст. 39). Итак, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать и не препятствуйте тем, которые говорят языками. (Ст. 40). Все же благопристойно, благоразумно и по чину совершайте, как и подобает.   Глава 15 (Ст. 1–10). Опять сказал о возстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк. 24:34, 36), и Двенадцати (Ин. 20:19. Мф. 28:9, 17. Мк. 16:14); явился и свыше пятисот (пятистам) братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того, как явился Иакову и Апостолам всем, то есть седмидесяти двум, — после всех явился и мне, как худшему между апостолами (Деян. 9:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Таким же образом Он присущ был и двум Апостолам, заключенным в темницу за то, что они были просты и согласны между собою; Он отверз для них двери темницы, и вывел их вон, дабы они проповедали народу учение веры ( Деян.5:19 ). Итак, когда Господь в заповедях Своих говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, то, создавший и учредивший Церковь , не отделяет людей от Церкви, но, обличая отпадших от веры, и, вместе, увещевая верных к миру, показывает словами Своими, что Он охотнее бывает с двумя или тремя, единодушно молящимися, нежели с большим числом несогласных, и, что посему действительнее может быть согласная молитва немногих, нежели несогласное моление многих. По сей причине, предписывая закон молитвы, Он присовокупляет: и когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). А того, кто приступает к жертвоприношению, питая в сердце своем вражду, Господь отлучает от алтаря, и велит прежде примириться с братом своим, и тогда уже, возвратившись с миром, приносить дар Богу ( Мф.5:23 ). Потому-то Бог и не призрел на Каиновы жертвы; ибо тому, кто, по причине зависти, не имел мира с братом своим, невозможно было умилостивить Бога ( Быт.4:5 ). Какой же мир обещают себе враги братий своих? Какие жертвы думают приносить питающие зависть к Священникам? Ужели они думают быть со Христом, собираясь вне Церкви Христовой? Сии люди, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви, не может быть мучеником; оставляющий Церковь , имеющую царствовать, не может сподобиться царствия. Иисус Христос даровал нам мир, повелел быть согласными и единодушными, заповедал ненарушимо и твердо хранить союз любви; потому тот и не может быть мучеником, кто не питает любви к братии. Сему учит и сие подтверждает Апостол Павел: если имею, говорит он, дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

3. Совершенно напрасно искать в учении ап. Павла противоречие со словами Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Как показывает контекст всего отрывка, эти слова Христа не относятся ко всякому собранию, а только к церковному, точнее, собранию внутри Церкви, а не за ее гранями. Прежде всего надо отметить, что под упомянутым в ст. 15 «братом» следует понимать ученика Христа – члена Его Церкви. Увещание согрешившего брата, хотя происходит в частном порядке, происходит внутри общины. На это указывает и ст. 17: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Также следующий стих 18 говорит о Церкви: власть вязать и разрешать дана апостолам в Церкви и для Церкви. Стих 19 не меняет тему: «Истинно также говорю вам (πλιν μν λγω μν)», но объясняет природу Церкви. Суд Церкви является окончательным, но какой церкви? Согласно ветхозаветному сознанию, местом присутствия Бога служит Иерусалим, и Церковь как собрание ветхозаветного народа с Богом – по преимуществу в Иерусалиме. Правда, позднейшее иудейское сознание признавало присутствие славы Божией среди двоих, занятых изучением Торы 8 , но это было результатом разрушения Иерусалимского храма. В противоположность ветхозаветному сознанию, Церковь – не только в Иерусалиме, но на всяком месте, так как Христос присутствует среди двоих или троих собранных (συνηγμνοι) во имя Его. Вместе с тем эти слова показывают, что кафоличность – присутствие Христа – не есть количественный, а качественный предмет. 4. Полнота и целостность церковной природы каждой общины обуславливает ее самостоятельность. Каждая община, как полнота Церкви, имеет в себе самой все необходимое для своей жизни и не зависит в этом отношении от другой общины. Говоря теоретически, существование других общин не является предпосылкой для полноты бытия любой общины, как бы она ни была незначительна. В силу этого одна община не зависит от другой общины, иначе говоря, в апостольское время не существует никакой правовой власти над общиной.

http://azbyka.ru/cerkovnye-sobory-i-ix-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010