Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершено строительство собора Святой Софии в Варшаве 13.02.2023 Спустя восемь лет после закладки фундамента в Варшаве завешено строительство храма Святой Софии – Премудрости Божией . Митрополит Варшавский и всея Польши Савва сообщил эту новость верующим Польской Церкви в заявлении, опубликованном в пятницу. Глава Польской Православной Церкви поблагодарил верующих за финансовую, физическую и молитвенную поддержку строительства. Великое освящение нового храма состоится в мае, сообщает OrthoChristian. Как подчеркнул митрополит Савва, храм Святой Софии – памятник «тем, кто погиб в Варшавском восстании, трудовых лагерях и концлагерях – в Освенциме, Катыни, Медном, Явожно, и тем, кто подвергся насильственному переселению». Поэтому в храме будут возноситься молитвы об упокоении их душ, «чтобы все мы помнили их страдания». Храм Святой Софии – это первый православный храм, построенный в Варшаве за сто лет. Архитектор Анджей Марковский спроектировал церковь по образцу собора Святой Софии Константинопольской. Первый камень в основание храма заложили в 2015 году. В 2020-м на звоннице установили колокола, и митрополит Варшавский и всея Польши Савва освятил его малым освящением. С тех пор в храме регулярно совершаются службы. В Варшаве проживает около 30–40 тысяч православных верующих. До сих пор в городе было только два православных храма: собор святой Марии Магдалины, построенный в 1867–1869 годах, и церковь святого Иоанна Лествичника, возведенная в 1905 году. В начале ХХ века в польской столице насчитывалось несколько десятков православных церквей, но большая их часть была разрушена в 1920-е годы. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.02.2023 18:08:25

http://drevo-info.ru/news/28779.html

Вне его он погиб. Не осуждать, не отталкивать его нужно, а приблизить. Всякий добрый пастырь постарается спасти заблудшего, помня апостольский завет: если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости ( Гал.6:1 ). А недобрый пастырь спешит с жалобою на учителя. Такому пастырю напомню также слово Апостола: рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостию наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим. 2, 24 ). Сам Господь учит в евангелии, что делать, когда согрешит к тебе брат твой. Если бы и это не помогло для вразумления и исправления – меры домашние наедине – то и в таком случае нечего спешить с жалобою, а поведать местной своей Церкви, напр. братству, уважаемым прихожанам. Но еще большее горе в том, что иногда во всем виноват бывает пастырь, прежде всего неисполнением своих законоучительских обязанностей, вследствие чего тяжесть эта всецело ложится на учителя. О таком пастыре скажу, что он не пастырь и не радит об овцах. В настоящее время священник, главным образом, в школе в детские души и может вложить веру в Бога, слово Божие и страх Его святый. А души взрослых во всех сословиях, нередко почва каменистая и тернистая для сеяния Слова Божия. В нашем же крае, особенно где упорство, вся надежда наша на воспитание детей в вере православной. Какая же страшная ответственность лежит на священнике, относящемся нерадиво к своим законоучительским и блюстительским обязанностям! Знаю, как велик труд школьный по долголетнему личному опыту, но велики и плоды такого труда. Знаю, что большею частью и не вознаграждается, как следовало бы, такой труд. Но я призываю к нему не страхом наказания и не обещанием наград, но ради Христа, заповедавшего особую заботу о малых детях Его Царства, ради славы и силы Церкви Христовой! Братия моя о Господе! От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам ( 2Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Если так ясно выражена обязанность пастыря блюсти свое стадо еще в Ветхом Завете, то насколько возвышеннее требования нравственного долга от христианского пастыря! «Пасите Божие стадо, говорит Апостол, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:2–3 ). Священник не может ограничиться формальным совершением треб и богослужения, он не должен быть наемником, которому чужды радость и скорбь его духовных детей. Для того же, чтобы действительно быть руководителем и отцем своих пасомых, священнику, опять повторяю, необходимо находиться в живом духовном общении с прихожанами. И вот важное препятствие на пути к осуществлению этой великой задачи пастырского служения я вижу в частой перемене приходов. Если священник живет с постоянною мыслью о «лучшем» приходе, то какая же может быть речь о возможности духовного единения пастыря с пасомыми; станет ли такой пастырь жить интересами своего прихода; будет ли в свою очередь и народ любить такого пастыря, слушать голос его? А ведь в этом главное условие успешной пастырской деятельности. И если где-то особенно в нашем крае желательна тесная духовная связь священника с пасомыми, а такой связи нет и быть не может там, где бывает нередкая перемена пастырей. Поэтому я желаю и усердно прошу, чтобы вы не искали, без настоятельной нужды, нового места служения, но все усилия приложили к укреплению своего влияния в занимаемом приходе. До сих пор я говорил преимущественно о необходимости тесной связи пастыря с прихожанами, как отдельными личностями, требующими для своего совершенствования пастырской попечительности. Но если такое единение существует, то несомненно тесна связь пастыря со всем приходом в совокупности его членов, и в данном случае приходи, нуждаясь в пастырской попечительности о себе, и сам является великою силою, при помощи которой пастырю возможно будет выполнить широкую задачу, возлагаемую на него пастырским званием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Календарь Материалы 29 января 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве премию Международного фонда единства православных народов. В последовавшей за этим пресс-конференции владыка Савва рассказал о положении Православия в современной Польше. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Епископ Афанасий (Евтич) Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Анастасий (Грибановский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Продолжаем знакомить наших читателей с отрывками из этой книги. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В каждый воскресный ив праздничный день я произносил в церкви или слова и беседы собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира» и«О блаженствах евангельских». Новости 29 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070129

князем Владимиром пожертвованный Холму. Много веков прошло с тех дней, в которые Русь просвещена была светом учения Христова. Много житейских напастей и гонений за веру православную претерпел и перенес русский народ и до сего дня не ослабел верою, пребыл преданным сыном святой православной Церкви. «Кто слушает слова мои и исполняет их, – говорил Христос Спаситель наш, – того уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» ( Мф.7:24, 25 ). Господь утвердил на святой Руси дом Свой – Свою святую православную Церковь , и силы ада не одолели ее, хотя много бед и гонений за веру перенес русский православный народ. Подобно бурной широкой реке и опустошительному ветру устремляются на Русь святую древние враги веры православной – татары. Русские воины погибли в бою, весь народ был разорен; многие города и селения вместе с храмами были разрушены и сожжены. Всюду лилась кровь православных защитников отечества и веры христианской. Более двух веков страдала Русь от татар, но верою народ не ослабел, православие не погибло; Церковь русская православная, этот дом, построенный на камне, не упал, но пребыл невредимым. Но еще большим испытанием посетил Господь нашу западную половину России, где Холм, Львов, Галич, Вильна, Брест, Почаев. Здесь все затоплено было врагами православной веры, не татарами, но братьями нашими по крови поляками. И здесь много веков лились реки, которые хотели потопить в своих водах все русское, православное; дули ветры, силившиеся поколебать и разрушить все дорогое нам. И многое погибло безвозвратно в это скорбное время. Русские князья, бояре, даже духовные лица, даже некоторые архиереи боролись, боролись и, наконец, пали в тяжкой борьбе, потонули в водах римско-католичества. «Настала скорбь гонения за слово, и они соблазнились; забота века сего и обольщение богатства заглушили в них слово» истины (Мф.13:21– 22). Но ныне нет уже гонений за веру православную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Любите школу церковную. В ней научат вас разумению веры и многому полезному в сей жизни и для будущей вечной. Братья возлюбленные! Вы крещены, вы миром святым помазаны, вы храм Духа Святого, вы причастники Тела и Крови Христовых, вы чада единой святой православной Церкви. Братья Христовы! «Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (Кор.16:13). Благодать вам и мир Божий и лобзание мое каждому из вас о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же подобает слава во веки веков. Аминь. Выслушайте слово мое, и вы, чуждающиеся Церкви православной по разным причинам. Одни из вас поступают так по ложному стыду и нерешительности – только потому, что много лет не ходили в Церковь и думают будто стыдно уже теперь итти. Другие по своему малодушию страшатся насмешек односельчан, боятся, что их станут называть схизматиками, а то по ненависти к православию и подожгут. Есть среди вас и такие, которые чуждаются Церкви православной по ожесточенному упорству и ненависти к Ней и всему русскому. Все вы отвергаете материнские заботы о вас святой Церкви, но она, верная завету своего Основателя Господа нашего Иисуса Христа, не может отвернуться от вас, не может равнодушно видеть, как вы, дети ея, блуждаете подобно овцам, неимущим пастыря. «Кто из вас, говорит Христос, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне, и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ея? А нашед, возьмет ее на плечи с радостью. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике, кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк.15:4–7 ). Такой завет Господа Церкви: не оставлять заблудших чад своих, но с любовию искать их, дабы возвратить на путь спасения. И православная Церковь мать наша великую скорбь терпит о заблуждении вашем и удалении от нее. Вы относитесь к снятой Церкви с ненавистью, но она любит вас, она непрестанно молится за вас Господу Богу, чтобы Он Сам нашел вас, взял как заблудшую овцу Своего стада на рамена Свои и принес на лоно Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Много аплодировали, но говорить больше не дали, криками «время». Нервная, наглая, внезапная толпа. Потом, после важничающего и совершенно незначительного Асмуса и упоительного трио «Реликт», публику окатили еще церковно-рекламным фильмом «Храм». И было похоже, что гуся облили водой. «Всё это, по-моему, одно лицемерие», невозмутимо сказала светская дама у выхода. Аверинцева дождалась серьезная, уродливая, под машинку стриженая Барбара из Варшавского центра католических интеллектуалов, просила «Варвару» для перевода. Она гостья чарующей Гали Корниловой («умница, но зануда», сказала она об Аверинцеве). Мы ехали с Барбарой. Она, видимо, монахиня в миру. Она может присылать русским издания. «Мы теперь дрожим за вас, как вы за нас в 1979-м», сказала она. Но она уверена, что всё сорвется и кончится жутким разгромом всего. 301 Козима Вагнер, урожденная Лист, после смерти Рихарда в течение 25 лет директор Байрейтского фестиваля. 302 Официальный биограф Вагнера. 303 «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». 304 Иер 31, 31–3: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…» 305 Поговорка, «человек не битый не научается». 306 Александр Викторович. 307 Ср. 7.10.1989. 308 Да, подтвердила О. А. С. И вспомнила, как однажды среди улицы Горького, оглядывая холодную толпу, Аверинцев хотел всем, всем им говорить о своих арамейских открытиях. 309 Ср. 15.6.1989. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

На войне у каждого своя правда и на основании этой правды выносится вердикт о виновности или невиновности. Враг априори виновен, иначе бы он не был врагом. Например, для конкистадоров индейцы были виновны лишь потому, что они язычники. А если предположить, что индейцы уже были христианами, стали ли бы испанцы истреблять их? Несомненно, потому, что у индейцев золото. Но убивать язычника “приятней”, чем просто за золото. К тому же, христиане убивали христиан гораздо раньше и каждый имел при этом лозунгом “С нами Бог”. Вспомним хоть Четвертый Крестовый поход и взятие крестоносцами Константинополя в 1204 году. Про европейские войны и вовсе говорить не стоит, их бесконечное множество. Но вернемся ко Второй Мировой и потенциальному православному немцу. А ведь он вполне мог разделять идеологию нацизма, как это делали многие его соотечественники, и тогда любой не ариец становился виновным в том, что он просто существует. Так поступали в Германии в то время многие католики, протестанты, православные. Предположим, он не разделял идеи нацизма, и таких людей в Германии было немало. И для него несчастный польский еврей из Варшавского гетто — жертва германской военно-идеологической машины. Он мог бы отказаться убивать его? Да. И попал бы под трибунал и сам был расстрелян. Можно назвать его мучеником за Христа? Положил ли он душу свою за други своя? Если он делал это во имя Христово, то да. Но теперь интересный вопрос — много ли было таких мучеников в Германии во время Второй Мировой? Тех, кто именно за Христа, а не против нацизма. Я не знаю. Но точно знаю, что далеко не всякий христианин готов стать мучеником. Господь дает такой дух в момент испытания. Часто воина, накрывшего собой гранату или взорвавшего себя вместе в врагами, считают положившим душу свою за други своя. Является ли он таковым? Обратимся к Писанию и прочтем весь контекст, откуда взята данная фраза: “Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-otpeva...

Не о безразличном отношении пастыря говорю я, не о холодности с его стороны к делу торжества истинной Церкви, но о тех средствах, которыми он может содействовать этому. Пусть пастырь идет к этой цели путем света, христианской любви и честного исповедания истины, а не путем тьмы и обмана, составляющих удел вора, который приходит только для того, чтобы «украсть, убить и погубить» овец. Церковь православная во все дни руководилась в своих действиях любовью, глубоко в ее сознании отпечатлелись слова св. Апостола Павла: «если я говорю языками человеческими и ангелскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий... и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:1–3 ). Итак, долг православного пастыря всеми силами содействовать упрочению в среде своих прихожан мира с ближними, этого великого жизненного блага, без которого невозможно для человека осуществить заповедь о любви христианской и даже найти покой собственной душе. Примите, дорогие мои сотрудники, сердцем слово, сказанное от любящего вас сердца. Твердо и неуклонно стойте на страже врученного вам стада Христова, да будете безупречны пред своею совестию и готовы в день суда Христова сказать Ему: «вот я и дети, которых дал мне Бог». Архипастырское послание Высокопреосвященного Иеронима к православным пастырям бывших греко-униатских приходов Холмско-Варшавской епархии 16 Блюдите, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудра, искупующе время, яко дние лукави суть ( Евр.5:15–16 ). Возлюбленные о Христе братия, пастыри и сотрудники мои! Поистине дни лукавые и тяжелые переживает ныне наша дорогая родина. Вот уже более полугода на Дальнем Востоке с необыкновенным ожесточением ведется страшная кровопролитная война, где тысячами гибнут братья наши; тяжело скорбит за этих славных, самоотверженных героев сердце народное, болезненно сжимается оно от тех озлоблений, которые причиняет нам жестокий враг. Вот и внутри России и не только на окраине ея, но и в самой столице, безумная крамола творит свои злодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Но вместе с этим я не мог и не хотел закрывать глаза свои на то грустное явление, которое омрачает светлую картину торжества веры православной, разумею существование многих тысяч упорствующих, живущих вне общения с Церковию. Это расхищенные овцы православного стада, и таких уже много. Надо ли говорить, как велико настоящее горе и как тяжела мысль, что это горе может увеличиться. И потому в настоящее время пастырь должен быть готов более, чем когда-либо, всю жизнь свою посвятить делу спасения заблудившихся чад своих. Теперь настало время действовать; не праздные сожаления о минувшем, но твердая решимость и любовь пастыря могут дать лекарства для врачевания и исцеления тяжелого недуга. Тесное духовное общение верующих с Церковью и ее пастырями – вот, по моему убеждению, первое и самое действительное средство для охранения православных от соблазнов и для возвращения на путь истины заблудших. Живая тесная связь верующих с Церковию и пастырями, – это та великая сила, благодаря которой все ужасы гонения на православную Церковь в здешнем крае, все усилия врагов православия и христианской любви не могли поколебать православно верующих в их любви и преданности святой Церкви. И в настоящее время от пастыря во многом зависит возрастить и укрепить связь верующих с Церковию и чрез свое личное духовное общение с пасомыми утвердить в их среде свой авторитет. «Овцы слушаются голоса его (пастыря), и он зовет своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идет пред ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:3–5 ). Так велика связь истинного пастыря и овец; так велико послушание последних первому. Но, конечно, тогда только и возможно будет послушание овец голосу пастыря, когда он будет знать своих овец, «звать их по имени», и овцы знать голос своего пастыря, видеть в нем своего, Богом данного, отца. Поэтому в тесном общении пастыря с пасомыми я вижу первый залог успешной пастырской деятельности и глубоко убежден, что такое общение вполне возможно и естественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010