Окончив, таким образом догматическое изложение Символа, о каждом Лице Пресвятой Троицы воззовем вместе с Григорием Богословом : «Святый Боже, все соделавший Сыном содействием Святого Духа! Святый Крепкий, Коим мы познали Отца, и Дух Святый пришел в мир! Святый Безсмертный, утешительный Дух, от Отца исходящий и в Сыне почивающий! Троица Святая! Слава Тебе». После возвышенного учения о Существе Божием и Промысле Его о человеках Символ изъявляет веру нашу Девятый член Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Ибо мы должны быть твердо убеждены, что одна Церковь не погрешительна, что она есть хранительница всех христианских догматов, которые ей вверены от Самого Господа, и что вне оной нет спасения. И хотя Церковь в собственном значении сего слова есть только собрание верных, мы, однако, веруем в нее, потому что она есть также Тело Христово, имеющее Главою Единого Господа и руководимая Духом Святым. «Его поставил Бог, – говорит Апостол о Господе Иисусе, – превыше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Того, Кто наполняет все во всех» ( Еф. 1:22,23 ). Она есть вместе Единая и Соборная: единая, потому, что никто не может положить ей другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, ( 1Кор.3:11 ) и не может она иметь другой главы, кроме Самого Господа. А потому и все члены её, как управляющие, так и управляемые, которые составляют живую Церковь Бога Живаго, должны соблюдать единство духа в союзе мира, будучи все призваны к одной надежде своего звания: «един у них Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» ( Ефес.4:5,6 ). Соборною же, или Кафолическою, называется Церковь , потому, что находится по всей Вселенной и повсеместно преподает то учение, которое должны знать люди, ибо она приводит весь род человеческий к истинной вере равно мудрых и неразумных, и повсюду врачует и исцеляет все роды грехов душевных и телесных, и имеет в себе всякий вид совершенства, являющий в делах и словах и во всех дарованиях духовных. Одно только название Кафолической то есть Вселенской, а по Славянскому переводу Символа – Соборной, вполне соответствует достоинству Церкви Христовой и выражает её всеобщность, ибо наименования: Греческая, Российская и другие подобные означают только различные её части, составляющие все вместе одну Вселенскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В образе трех ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея Рублева. А блаженный Августин специально обращает внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: «Видите ли, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах». Со всей определенностью истина Троицы является в Новом Завете. Так, во время Крещения Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился, – отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как глубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:21–22 ). В данном случае Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение, Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне, а Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца. Сам Господь по Воскресении заповедует Апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). В этих словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества. И это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Ангельская песнь Пресвятой Троице В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Император Феодосий II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно. Мальчик рассказал, что на небе он слышал, как ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» (приводим текст на церковно-славянском языке). Так ангелы воспевали Святую Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: «помилуй нас», и после этого землятресение прекратилось. С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом молении. Читается трижды:

http://azbyka.ru/katehizacija/znakomstvo...

И потому, песнь Свою заключает Благодатная словами: Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, яко же глагола ко отцам нашим,  — Аврааму и семени его даже до века . Эту-то возвышенную и Богодухновенную песнь, как драгоценный перл чувств верования и смирения Благодатной, — хранит Св. церковь и добавляя её Ангельским славословием Приснодеве, Честнейшей Херувим и Славнейшей, без сравнения Серафим, — повторяет во славу Ей, на каждом утреннем бдении.   Великое славословие Славянский текст Русский перевод Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю небесный, Боже-Отче Вседержителю; Господи Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе, Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим ( трижды ). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз грех Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе, Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твой ведущим Тя! Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! ( трижды ) Слава в небесах Богу! На земле Мир и к человекам благоволение! Восхваляем Тебя, и благословляем Тебя, поклоняемся, превозносим Тебя, благодарим Тебя, ради великой славы Твоей, Триединый Господи Царь небесный, Бог-Отец вседержитель; Господь-Сын Единородный Иисус Христос, и (Господь) Дух Святой! Господи Боже наш! — Агнец Божий, Сын (Бога) Отца, взявший (на Себя) грех мира, — помилуй нас! Взявший (все) грехи мира, — прими молитву нашу! Сидящий одесную (по правую сторону, т. е. имеющий равную с ним силу). Отца — помилуй нас! Так, как Ты лишь один Свят, Ты один (Свят), Господь Иисус Христос, во славу Бога-Отца, истинно!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Деян.8:36 .  Между тем, про­должая путь, они при­ехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что пре­пят­с­т­ву­ет мне креститься? Дальнейший вопрос евнуха к Филиппу о возможности для него крещения показывает, что проповедь Филиппа была достаточно подробна и внимательно воспринята слушателем, возгоревшимся жаждою быть последователем Христовым. «Приехали к воде» – точно неизвестно это место, вероятно, находившееся между Елевферополем и Газою (Робинзон II, 749). Деян.8:39 .  Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Го­с­по­день, и евнух уже не видел его, и про­должал путь, радуясь. Деян.8:40 .  А Филипп ока­за­л­ся в Азоте и, про­ходя, бла­го­ве­с­т­вовал всем городам, по­ка при­шел в Кесарию. «Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень...» Только в немногих древних греческих рукописях (которым следуют наши переводы славянский и русский) это место читается так. В большинстве же рукописей и переводов, которым следует большинство толкователей (в том числе Златоуст и Феофилакт), в данном месте говорится просто: «Дух Святый восхитил Филиппа...» Отчего произошло такое различие – от прибавки ли в одних кодексах, или от опущения в других, сказать трудно. Вероятнее, однако, первое – добавление последующими переписчиками умолчанного дееписателем сошествия Св. Духа на крещеного. Это сошествие, необходимое и в данном случае исключительное, могло быть и без видимого возложения рук, как после, при крещения Корнилия и домашних его, и даже еще до совершения крещения ( Деян.10 и д.), ибо по слову Господа ( Ин.3:8 ) «Дух, идеже хощет, дышет...» «Филиппа же восхитил...» – указание на особенное сверхъестественное действие – мгновенное исчезновение Филиппа, после чего он «оказался» в Азоте (40 ст.). «Хорошо сделано, говорит по сему случаю Златоуст, чтобы явно было, что происшедшее есть дело Божие, чтобы евнух не подумал, что Филипп простой человек. И Филипп получил от того великую пользу, ибо, что он слышал о пророках, об Аввакуме, Иезекииле и других ( Дан.14:36–39 ), увидел исполнившимся на себе, оказавшись прошедшим мгновенно далекий путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он знал наглость греха, и потому увещевает ограждать все наши члены. " Не может быть " - говорит (Премудрый), - " оправдан несправедливый гнев " (Сир. 2:22); и потому (апостол) заповедует нам ограждаться бронею и щитом. Гнев есть зверь, скоро нападающий на нас, и нужно нам много оград и оплотов, чтобы задержать его и преодолеть. Потому-то у нас преиму­щественно эту часть (грудь) Бог устроил из костей как бы из каких камней, положив ему преграду, чтобы он (гнев) когда-нибудь не расторгнул и, расторгнув, не погубил легко всего человека. Он есть огонь и великая буря, так что - дру­гой член (тела) не вынес бы его нападения. И врачи говорят, что для того под сердце подложены легкие, чтобы сердце, уда­ряясь об эти мягкие части, как бы об губку, могло успокаиваться, - чтобы оно, ударяясь в твердую и жесткую, грудь, не повредилось от частых потрясений. Потому нам нужна крепкая броня, чтобы всегда удерживать этого зверя в спокойствии. Нужен нам и шлем на главу, потому что в ней пребывает разум, и от ней можно и спастись, если она будет делать должное, можно и погибнуть, если - недолжное; поэтому (апо­стол) и говорит: " и шлем спасения " (Еф. 6:17). Мозг по природе своей мягок; потому он и покрыт сверху теменем, как бы какою черепицею; он бывает у нас виновником всего доброго и злого, смотря по тому, признает ли должное или недолжное. Также и ноги и руки наши имеют нужду в оружии, - не эти руки и не эти ноги, а тоже душевные, - чтобы одни исполняли должное, а другие шли, куда следует. Итак, вооружим себя таким образом, и мы будем в состоянии преодолеть врагов и украситься венцом победы во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.       В оригинале и в славянском тексте стоит " Сотворившему Его " ( ποιησαντι αυτν ). – и.Н. В оригинале и в славянском тексте здесь присутствуют оттенки смысла. " Восприял " – т.е. получил через кого-то (или за что-то), а " приял " – просто получил. 6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ " Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;  посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой "   (Евр. 3:7-11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Берется Царствие Божие усилием, т. е. трудом, часто мукой и скорбями. Узок, страден путь в него, но не крив. Кривыми, далеко окольными дорожками, компромиссами да поклонами сильным мира сего и сам никто войти не сможет, и других не введет. Мир вконец измучился от лжи и ненависти, этими плевелами, обильно посеянными на земле воинствующим безбожным большевизмом, исчадием адских глубин. Он захлебнулся в крови миллионов неповторимых человеческих личностей, принесенных на алтарь нового Ваала. Он больше не в силах выносить этой ужасной муки. Предел, по-видимому, достигнут. Человечество должно прийти и уже приходит в себя и тянется к Тишине, Миру, Свету, Любви и Правде. «Пусть неправедный еще делает неправду; нечистый пусть еще осквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще», и может быть, еще сильнее это по церковно-славянски: «Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще». Так для вечности вещает Тайнозритель Иоанн Богослов и немного дальше говорит еще сильнее: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь право на древо жизни и войти в город воротами», т. е. прямым путем. «А вне псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:1415 ), а значит, и нынешние безбожники вместе со всеми поклонившимися им церковниками. «Прииди, Господи, суди земли, яко Ты царствуеши во веки», – вопием мы, немощные. Ате, кому дано, уже слышат, пусть издалека еще, гремящие глаголы: «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Откр.32:12 ). «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Архимандрит Серафим (Иванов) теперь епископ Сент-Ягский 1059 Архив ОВЦС. Дело «Русская Зарубежная Церковь ». Ч. 2. Папка «1945». Л. 8994. Машинопись, копия. 23. Письмо архиепископа Виталия (Максименко) архимандриту Антонию (Синькевичу) о положении Русской Зарубежной Церкви 4 февраля 1946 г. Благословение Божие, мир и помощь да будет с Вами и Вашими верными братьями и сестрами, твердо ставшими на защиту Русских Святынь от большевистского поругания. Мы здесь все в Америке восхищаемся крепким стоянием наших Иерусалимских братьев и сестер, и пример их многих здесь воодушевляет. На защиту Вашего дела я послал в Ваше полное распоряжение в конце Января с. г. 500 дол. Смотрите сами по обстоятельствам, как с ними поступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«в чистоте и искренности» ( Нав.24:14 ), если, разумеется, не отвергнет при этом народ других богов. И причина этой невозможности совершать угодное Господу служение указывается в том, что «Он Бог Святый» или «Всесвятый» (по еврейскому тексту слово «святый» поставлено здесь в множественном числе «Елогим Кедошим» для выражения полноты святости, принадлежащей Господу), «Он – Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и греха вашего». Как обладающий высочайшей нравственной чистотой, заключающейся в понятии святости, Господь не потерпит нечистого, греховного служения Ему, совершаемого с нарушением Его заповеди о непочитании других богов ( Исх.19:3–5 ), как Бог-ревнитель, Господь не потерпит, чтобы умалялось Его величие через служение Ему вместе с ложными богами. Невозможность для народа совершать угодное Господу служение, при указанном условии, раскрывается и доказывается для того, конечно, чтобы привести его к сознанию необходимости и полной решительности «отвергнуть чужих богов и всецело обратить сердце свое к одному Господу Богу Израилеву» ( Нав.24:23 ). «И вписал Иисус слова сии», т.е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, «предстоя пред Богом, в книгу закона Божия» ( Нав.24:1–2 ), под которой разумеется «книга закона», которую отдал Моисей священникам и старейшинам ( Втор.31:9,24–26 ). В увековечение народного решения и возобновления Завета Иисус Навин «взял большой камень и поставил 238 его там под дубом 239 , который подле святилища 240 Господня " . Такой имеют смысл последние четыре слова в нынешнем еврейском тексте. В переводе LXX 241 им соответствует «пред Господом» 242 . Так дословно переданы эти слова в доострожском переводе «пред Господем» 243 . По этому изначальному греко-славянскому переводу библейский писатель говорит в данном месте о том, что большой камень поставлен был Иисусом Навином «под дубом пред Господом», а по нынешнему еврейскому тексту – «под дубом, который подле святилища Господня» или – «в святилище Господнем». Какое из этих двух чтений, представляемых главными памятниками библейского текста, имеет на своей стороне преимущество, видно из того, что доселе не дано, сколько известно, надлежащего объяснения читаемого здесь в нынешнем еврейском тексте названия «святилище Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» ( Ин.17:16-17 ). Слово Божие, слово Отчее, которое открыл нам Господь Иисус Христос, есть истина. И отступать от нее никто и никак, ни под каким предлогом не имеет права. Тем не менее в течение почти двух тысяч лет существования христианства множество людей восставали на истину и пытались слово Божие исказить. Об этом еще в глубокой древности предупреждал апостол Павел, знавший, что, несмотря на великую благодать, действующую в Церкви, диавол не прекратит попыток уничтожить Церковь или по крайней мере отторгнуть от нее некоторых ее членов. Вот как говорится об этом в Священном Писании: «Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами» ( Деян.20:16-18 ). Кого нужно подразумевать под словом «пресвитеры»? Сейчас священнослужители делятся на епископов, пресвитеров и диаконов, в древности такое деление также существовало, но людей, носивших священный сан, именовали иначе. Пресвитер — значит, собственно, «старец», поэтому пресвитерами часто называли и епископов. Надо полагать, что апостол Павел призвал либо епископов, либо всех священнослужителей города Ефеса: не только епископов, но и священников. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» ( Деян.20:28 ). В русском переводе поставлено слово «блюститель», по-славянски же это место переведено так: «в немже вас Дух Святый постави епископы». Слово «епископ» в переводе с греческого обозначает «страж», «надзиратель» или «блюститель». Здесь подтверждается догадка о том, что слова «пресвитер» и «епископ» в древности были синонимами. Из самого значения слова следует, что епископы и священники являются хранителями стада Христова — не господами, которые могут распоряжаться им по своему усмотрению и как угодно, но теми, кто должен охранять это стадо, чтобы его вера и нравственность не подвергались опасности.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

27 . Впрочем и это знаете вы; силою помазания, полученного вами от Христа и пребывающего в вас, вы знаете и то, что кроме слышанного вами (24 ст.) учения о Иисусе (22 ст.) нет и не может быть никакого другого учения высшего и истинного. «Под помазанием, как уже сказано (примеч. к 20 ст.), разумеется Дух Святый. Итак если вы твердо храните у себя Духа Святого, Которого вы приняли, то не имеете нужды, чтобы кто учил вас» (Феоф.), – решительно не можете иметь нужды ни в каком другом новом учении. – Но как самое сие Помазание учит вас всему: «по обетованию: Той вы научит всему ( Иоан. 14, 26 ). Потому что если в сердце слушающего нет того же духа, то напрасно слово учителя. Итак никто учащемуся человеку не должен приписывать того, что он разумеет из уст учащего; потому что если нет внутри Того, Кто учит, то напрасно извне работает язык учителя. Вот вы все равно слышите один голос говорящего, однако же не все равно понимаете смысл слышанного слова. И так, если слово не различно; то почему в сердцах ваших различно разумение слова, если не потому, что слово увещевает вообще, но есть Наставник внутренний, Который частно учит каждого разумению слова? Об этом помазании Духа опять чрез Иоанна говорится: то само помазание учит вас всему. Итак, от слова нет наставления, когда ум не имеет помазания от Духа. Но почему мы говорим это об учении человеческом, когда и Сам Создатель говорит не в научение человека, если этому же самому человеку не говорит Дух чрез помазание?» (Григ. Двоесл.) (53). – И оно истинно и не ложно и пр.: оно – не то, чему учит Помазание; но само (самое сие) Помазание, потому что в следующих словах – то, чему оно поучило вас – оно отличается от учения, как источник его, как лице (54). Смысл таков: если Помазание учить вас всему и если это истинно и непреложно, по обетованию: Дух Святый научит вас всему ( Иоан. 14, 26 ср. Иоан. 21, 24 ), – если непреложно то, что вы имеете Самое сие Помазание, – оно пребывает в вас; то как же вы можете не пребывать в том учении об И. Христе, которое вы получили от него от начала (24ст.)? Дети (28 ст.), держитесь всегда непоколебимо этого учения, пребывайте в нем! – В том: не во Христе (55) и не в Помазании (56), а в истинах, открытых Духом Святым (57).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

46. Православный молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.84 (стихи Симеона Метафраста). 47. Там же. С.86. 48. Там же. С.87. 49. Служебник. М., 1977. С.584. 50. Там же. С.584. 51. Там же. С.583. 52. Николай Кавасила. Цит. соч. С.76-77. 53. Ср.: " Господи, избави мя окамененнаго нечувствия " (молитва 7-я св. Иоанна Златоустого на сон грядущим//Православный Молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.18). 54. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. Опыт к усовершенствованию перевода на русский язык священных книг Новаго Завета. СПб., 1906. С.467. 55. Рим.8:23. 56. Так в славянском переводе; в русской Библии имя помощника Веселеила переведено как Аголиав. 57. Стихира на Господи воззвах//Триодь цветная. М., 1975. Л.237. 58. Стихира на Хвалитех//Там же. Л.246 об.-247. 59. Амфитеатров Я.К. Беседы об отношении Церкви к христианам. СПб., 1885. С.57-59. 60. Архиепископ Иннокентий Херсонский. Жизнь св. Священномученика Киприана//Сочинения. Т.9. СПб.-М., 1872. С.490.  Письмо семнадцатое Крещение Господне. 1926 г. На этот раз я начинаю беседу с вами, мои дорогие, спустя лишь несколько дней по окончаний предыдущей. Да благословит ее Господь Дух Святый! Прошу вас припомнить сказанное мною в прошлом письме, а особенно в конце его, и тогда вам понятно будет начало настоящей беседы. " Если любите Меня, - сказал Сын Божий Своим ученикам в прощальном слове Своем к ним, - соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Ин.14:15-17,26). " При наступлении дня Пятидесятницы, - читаем мы в Деяниях (2:1 и след.), - все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010