Таким образом, эти два Императора явились как бы альфой и омегой той мировой магистрали развития европейских и иных народов, которое может быть названо христианской цивилизацией. Цивилизация эта называется также и римской, т.к. вбирает в себя начало имперского наследия Рима еще языческого. Это обстоятельство не мешало признавать римскую власть божественным установлением ни апостолам, ни самому Спасителю. «Не имел бы надо мной никакой власти, если не было бы дано тебе свыше», - отвечает Он Пилату. Неоднократные поучения в Посланиях Апостольских говорят в том же духе о том, как следует христианам почитать власть царскую. Наконец, мнение многих святых отцов выражает мнение церковное о римской власти как о том миропорядке, который является удерживающим от прихода к власти того, кто получит ее снизу, а не свыше - человека греха, сына погибели. Если даже дохристианский Рим исполнял эту важнейшую державную функцию, то тем более исполняли ее христианские императоры первого, второго и третьего Рима. Кстати говоря, наш последний царствовавший дом с его династическим маркером «Романов» совсем не случайно был носителем такой фамилии. Ибо если рассматривать этот факт в русском, так сказать, осмыслении, то свидетельствовать он будет о том, что Романовы - это римский род царей. Итак, цивилизационная доминанта Рима, особенно в христианском своем выражении мощно звучала в истории на протяжении многих веков. Подводя итоги истекшего столетия, приходится признать, что оно отмечено повсеместным отказом осуетившихся народов от этой доминанты. Говоря о народе русском как об этническом и духовном ядре последней православной империи, трудно даже подобрать слова для того, чтобы вполне охарактеризовать ту бездну самоубийственного тупого мракобесия, названного многими революционным психозом, в которую ринулся он вослед своих слепых вождей в тот самый «России черный год», 1917-й. Как тут не вспомнить евангельских гергесинских свиней, которые чуть только ощутили в себе злого духа, сразу без колебаний бросились в море?! Человеку для такого поведения воистину сначала надо сделаться свиньей, чтобы так, очертя голову, по бесовскому велению броситься в бездну. Почему, говорят, Государь молчал, почему не судил, не казнил, наконец? Да, потому что и слова его, и милости, и даже сами казни были тем самым царским бисером, который негоже метать перед оскотинившимся быдлом, мнившем себя прогрессивным и передовым обществом. Царь не желал быть палачом целых масс безумных людей, бывших некогда его народом. Весь суд и себя самого он отдал в руки Божии, а черед палачей и казни не замедлили придти закономерной неизбежностью, но уже без его участия. Выбор его был невелик и страшен: либо самому лечь на плаху, либо народ топить в крови.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/16/be...

Он проповедывал свободу личности и ее право на полноту жизни, он требовал, чтобы личность возвысилась над социальной средой, над традициями прошлого. Но откуда личность возьмет силы для такой борьбы? Писарев и нигилисты были материалистами, в морали они были утилитаристами. То же нужно сказать и о Чернышевском. Можно понять утверждение материализма и утилитаризма, как орудий отрицания предрассудков прошлого и традиционных мировоззрений, которыми пользовались для порабощения личности. Этим только и можно объяснить увлечение такими примитивными и не выдерживающими никакой философской критики теориями. Но положительно, могут ли дать эти теории что-нибудь для защиты личности от порабощения природной и социальной средой, для достижения полноты жизни? Материализм есть крайняя форма детерминизма, определяемости человеческой личности внешней средой, он не видит внутри человеческой личности никакого начала, которое она могла бы противопоставить действию окружающей среды извне. Таким началом может быть лишь духовное начало, внутренняя опора свободы человека, начало, невыводимое извне, из природы и общества. Утилитарное обоснование морали, которое соблазнило нигилистов, совсем не благоприятно свободе личности и совсем не оправдывает стремления к полноте жизни, к возрастанию жизни в ширину и глубину. Польза есть принцип приспособления для охраны жизни и достижения благополучия. Но охрана жизни и благополучия могут противоречить свободе и достоинству личности. Утилитаризм антиперсоналистичен. Утилитарист Д. С. Милль принужден был сказать, что лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньей. И русские нигилисты менее всего хотели походить на довольных свиней. Лучше был принцип • развития, который признавали нигилисты, личность реализуется в процессе развития, но развитие понималось в духе натуралистической эволюционной теории. Борец за личность, Писарев отрицал творческую полноту личности, полноту ее духовной и даже душевной жизни, отрицал право на творчество в философии, в искусстве, в высшей духовной культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

– Плотолюбцам и чревоугодникам неприлично входить в исследование предметов духовных (56:352–353). – От чревоугодия рождается мятеж помыслов (58:377). – Испарения чрева изгоняют из души Божию премудрость (58:379). – Какой вред происходит от чревоугодия и телесного скитания? (75:454) – Чревоугодие есть дело свиней (75:455). – Телесные наслаждения укрепляют страсти, разжигают чревоугодие и проч. (75:457). – Похотливое плотское движение, бывающее без сладострастных помыслов, происходит от пресыщения чрева (77:464). – Лучше беседуй со свиньей, нежели с чревоугодником (89:511). – Побеждаемый страстями чревоугодия, стяжательности и раздражительности не имеет сердечного делания с рассудительностью (90:517). Чувства . Чувства целомудренные и собранные рождают в душе мир (5:53). – Безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения (21:133). – Многие великие отцы старались более о благочинии чувств, чем о других делах (41:222). – Памятование о смерти служит узами для внешних членов (чувств) (41:222–223). – Вне безмолвия невозможно внешние чувства подчинить душе (42:231). – Духовное чувство имеет созерцательную силу, как зеница телесных очей (43:233). – Когда ум возревнует о добродетели, тогда и внешние чувства не уступают над собой победы (греху) (49:280). – Монах должен бегать не только от докучливости страстей, но и от чувств своих (54:297–298). – При злострадании в телесных подвигах нужно охраняться от расслабления чувств (56:343). – Какой вред бывает уму от чувств и в каком случае получают они от него пользу? (56:345) – Благие плоды победы над чувствами (56:355). – Почему должно охранять чувства? (71:441) –Нет пользы лишить себя чувственных вещей, а чувства услаждать ими (78:468). – Воскресение чувств есть омертвение сердца (85:496). – Кому подобен тот, кто сердцем скорбит, а чувствам своим дает свободу? (89, 505; 90:516) Чудеса . Дара чудес без нужды просить у Бога не должно и опасно (36:202). Ю Юный . Дружба с юными есть блуд пред Богом (8:72). – Как судить о старце, который следует за юным и неодинаково расположен к старцу и юному? (8:72) – Вольного обращения и собеседования с юными бегай, как дружбы с диаволом (9,78; 21:125). Юродство . Какая цель юродства? (58:381) Я Язык . Какая польза от хранения уст и языка? (8, 68; 31:188) – Благословляй всегда устами, и какая от сего польза (56:348). – Пусть язык твой будет кроток и уста сладкие, и какая от сего польза (57:362). – Какую пользу получает тот, кто хранит язык свой, и какой вред терпит тот, кто не обуздывает языка? (85:497–498) – Какой вред терпит человек, давший волю языку своему говорить о людях и доброе, и худое? (89:505–506) – (См.: Празднословие, многоглаголание ). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

До революции немыслимо было, чтобы наша молодежь решилась пойти на разбой, теперь это стало возможно. В Харькове два гимназиста, студент и реалист покушались ограбить Волжско-Камский банк, но были пойманы. Одного нашли потом дома спрятавшимся под тюфяком. В Ромнах председательницей разбойничьего комитета оказалась бывшая гимназистка Цейтлинг. Но довольно. Стыдно и больно говорить об этом, и страшно за молодое поколение, из которого выходят такие бандиты. Чтобы еще более деморализовать молодежь, надобно было убить в ней религиозное чувство. И революция постаралась наложить на нее свое клеймо религиозного кощунства. Всем известен недавний факт, в одной из Киевских школ, в которую поступают юноши с 16-летнего возраста, на стекло киота, в котором находилась св. икона, с внутренней стороны была наклеена карикатура, вырезанная из местной газеты, давшей своим подписчикам в приложении изображение полиции в виде «Всевидящего Ока», а еще ранее, картина с нарисованной на иконе свиньей. С целью окончательного отравления нашей молодежи смертельным ядом нравственного разложения создана была в Петербурге революционная организация под именем «Лиги молодости». Она ставит своей задачей окончательно уловить нашу сбитую с толку молодежь, «освободить ее от всех цепей невидимого духовного рабства, которые налагаются на нее семьей и школой». Она старается побудить нашу молодежь «всеми силами бороться с духом авторитета и догматизма», пытается внушить ей мысль «освободиться от того давления и гнета, который оказывается на нее взрослым поколением в семье, школе и жизни, и завоевать себе право свободного саморазвития, свободного самообразования, свободной самостоятельной жизни» 5 . Очевидно, организаторам этой Лиги еще недостаточно тех цветочков «освободительного движения», которые расцвели в рядах нашей обманутой молодежи в виде деятельного участия в революции и освобождения от всякой дисциплины. Они хотят добиться, чтобы эти цветочки превратились в ягодки, которые и не замедлили созреть. Повсюду началась открытая борьба молодежи со всякого рода деспотизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Когда он впоследствии на фронте, в Великую Отечественную войну был военно-полевым хирургом -  он исцелял людей, оперируя гнойные раны.   Они  были темой его научной разработки. Исцеляющиеся, выздоравливающие больные, когда он заходил к ним в палату -  салютовали забинтованными ногами и руками, поднимая их вверх, как бы отдавая ему честь. Он был хирургический чудотворец. Он описывает в своих мемуарах, что ему приходилось оперировать в нечеловеческих условиях. Например, он однажды делал операцию перочинным ножом, причем не на брюшной полости, а на глазе. Точил об камень перочинный нож, чтобы человеку сделать операцию на глазу. Зашивал раны женским волосом, не имея никакого зашивающего материала, шелковых ниток. Использовал как антисептик для мытья рук, вместо спирта - самогон. Операции делал в хлеву, рядом с хрюкающей свиньей, мычавшей коровой, при свете горелки или коптилки. Всё это было как бы невозможно, но это всё было. И он совершал операции, молясь Богу постоянно. Когда ему случалось оперировать партийных бонз, то он говорил им, наклоняясь к уху «Если вы выздоровеете, знайте, что я лишь орудие Божье, вас исцелит Бог». Он не стеснялся молиться в операционной перед тем, как приступить к операции. На месте будущего разреза, на теле человека, там, где он должен был свершить внедрение в организм -  он делал крест йодом во имя Отца и Сына и святого Духа. Наносил крест на больное место и потом начинал оперировать. А когда партийные деятели спрашивали его о вознаграждении: «А чтобы мы могли бы сделать, как отплатить за оказанную врачебную  помощь?» - он говорил: «Пожалуйста, откройте в вашем городе храм». Это были 30-ые годы. Начало 30-х или конец 20-х. Говорили: «Это совершенно невозможно». Тогда  по стране прокатывалась кампания уничтожения храмов или переделка в овощные хранилища или зернохранилища. Открыть действующий храм совершенно невозможно, что-нибудь другое просите. Тогда он говорил: «Ничего не нужно». Это был человек уникальной судьбы, уникальных талантов, его врачебное мастерство, искусство великое спасло ему жизнь. Спасло для того, чтобы продолжать лечить, проповедовать Евангелие в те годы, когда многие отказывались. Сам Лука не избежал этого соблазна, потому что у него был тяжелейший период в жизни, когда он прекратил проповедь, службу, занимался только медициной. Сам о себе он говорит в это время: «Оставленный Богом, помраченный в разуме, я углубил своё падение». Это были тяжелые времена, которые нам с вами, комфортно живущим, трудно представить.

http://radonezh.ru/text/o-svyatom-luke-k...

е. Мелькарта) и Адода. Но вообще в более позднее время о его культе в Финикии мало слышно. О распространенности почитания его среди других хананеев свидетельствуют хотя бы имена идумейских царей, Ададезер цованский и бог Ададриммон у пророка Захарии. Другое божество молнии с военным оттенком почиталось на Кипре: это – Решеп, перешедший в Египет вместе со своим женским дополнением Анат, известной и в Палестине (города: Бет-Анат и Анатот). Для полноты обозрения финикийского пантеона следует еще упомянуть те божества, которые частью найдены в Сирии финикиянами, но пользовались меньшим почитанием, частью были заимствованы у других народов уже на глазах истории. Так, о культе среди финикиян ассиро-вавилонских богов Салмана и Нергала говорят поздние надписи, найденные в Афинах, но эти божества могли быть усвоены еще в древнее время: культ Нергала на Кипре известен ещё из тель-амарнских документов. Многочисленны были заимствования финикиян из египетского пантеона. Этому способствовали древние сношения Библа с Египтом, затем египетские завоевания и финикийские поселения в Египте. Кроме египетских символов, обильно украшающих финикийские надписи религиозного характера, и кроме египетского облика финикийских божеств в более позднее время, финикияне переняли и культ некоторых божеств: например, Пта, Тота, особенно же Осириса. Последнее обстоятельство объясняется тем, что культ Осириса и миф его напоминали финикиянам их представления об Адонисе и Эшмуне и обряды, совершавшиеся в честь этих божеств природы. Последние, как и вообще мифы и культы, лучше всего могут выяснить нам свойство финикийских божеств, а потому к рассмотрению их мы теперь и обратимся. Ритуал – самая устойчивая часть религиозной яшзни: культы переживают представления и, во всяком случае, остаются позади прогресса или вообще движения религиозного миросозерцания. Если они и видоизменяются, то все же под новым всегда можно распознать первоначальное. Нередко культы переживают и создавшие их религии. Вот почему здесь мы имеем полное право черпать наши сведения не только из библии, но и у таких поздних классических писателей, как Лукиан, автор трактата о Сирийской богине, и Дамаский. Первый по личным впечатлениям расскажет нам следующее об обрядах, справлявшихся в Библе: «Видел я в Библе великий храм Афродиты библской, в котором совершают обряды и в честь Адониса. Они говорят, что злодеяние относительно Адониса совершено свиньей в их земле, и в память его страдания они ежегодно бьют себя в грудь, плачут и устраивают оргии, и у них в стране устанавливается великий траур. После же биения в грудь и плача они приносят жертву Адонису, как мертвому, а на другой день рассказывают, что он жив, и провожают его в воздух. Они бреют голову, как египтяне по смерти Аписа. Женщины, не желающие стричься, подвергаются следующим наказаниям: один день они выставляются на продажу, и рынок предоставляется одним иностранцам, плата поступает на жертвоприношения Афродите.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Один только Андерс ничего не знал. Он сидел в мастерской и читал «Остров Сокровищ». С самого утра к нему никто не заходил, и слава Богу, ибо Андерс пребывал сейчас на тропическом острове, окруженный злобными пиратами, — до подметок ли тут? Когда Калле без стука толкнул дверь, Андерс уставился на него так, словно ожидал увидеть самого одноногого Джона Сильвера, и был приятно удивлен, обнаружив, что это всего лишь Калле. Он вскочил со своей трехногой табуретки и с увлечением загорланил: Пятнадцать человек на сундук мертвеца, Йо-хо-хо, и бутылка рому! Калле передернуло. — Замолчи, — сказал он. — Да замолчи ты! — Во-во, учитель пения то же самое говорит, как только я запою, — охотно согласился Андерс. Калле хотел что-то сказать, но Андерс предупредил его: — Не знаешь, Ева-Лотта забрала Мумрика? Калле взглянул на него с упреком. Сколько еще глупостей Андерс успеет нагородить, прежде чем Калле сможет ему рассказать все? Он еще раз попытался заговорить, но Андерс опять перебил. Предводитель Белой розы слишком долго сидел молча, и теперь его прорвало. Он сунул под нос Калле «Остров Сокровищ». — Вот это книга! Мировая! — горячился он. — До того интересно, ну просто невозможно. Вот когда надо было жить! Тогда были приключения! А сейчас и не случается ничего. — Ничего? — воскликнул Калле. — Да ты понимаешь, что ты говоришь? И он рассказал Андерсу, что случается в наше время. Темные глаза Андерса потемнели еще больше, когда он услышал, к чему привел его приказ о перемещении Мумрика. Он хотел сию же минуту бежать к Еве-Лотте и если не утешить ее, то хотя бы как-то показать, что считает себя последней свиньей за то, что послал ее с этим поручением. — Но ведь я же не мог знать, что там будут лежать мертвецы! — пробурчал он уныло. Калле сидел напротив и рассеянно вколачивал в стол деревянные гвоздики. — Откуда же ты мог знать, — отозвался он. — Это ведь не часто бывает. — Что? — Да мертвецы возле Усадьбы. — Вот именно, — сказал Андерс. — А с Евой-Лоттой ничего страшного не будет, вот увидишь. Другая бы девчонка сразу — брык в обморок, а Ева-Лотта нет. Она еще расскажет полиции кучу важных сведений.

http://azbyka.ru/fiction/kalle-bljumkvis...

Ты оставил Его на словах, но уничтожил в действительности. 349 Откуда тогда природа вещей, если Бог ни о чем не заботится? 4. Эпикур говорит, что существуют мелкие частицы, которые нельзя ни увидеть, ни ощутить, от случайного соединения которых все родилось и постоянно рождается. 5. Если они невидимы и не могут быть осязаемы ни одной частью тела, откуда тогда ты можешь знать, что они существуют? Далее, если они существуют, то каким образом они соединяются, чтобы что-то произвести? Если они гладки, то соединяться друг с другом не могут. Если они крючковаты и угловаты, то, следовательно, делимы, ибо у них есть крючки и углы, которые могут быть отсечены. Но это безумие и бессмыслица. 6. Что же сказать насчет того, что он считает души смертными? Его изобличают не только все философы и народное мнение, но и ответы оракулов, песни Сивилл, наконец, сами божественные речи пророков. Так что не удивительно, что существовал один Эпикур, который поставил человека вровень со скотом и зверями. 7 . Что же Пифагор, который первым был назван философом? Он утверждал, что души хотя и бессмертны, но переселяются в разные тела, то [в тела] скотов, то птиц, то зверей. Не лучше ли было бы, чтобы души умирали вместе с телами, нежели так вот переселяться в другие тела? 8. Не лучше ли было не существовать вообще, чем жить свиньей или собакой, перестав быть человеком? 9. Но этот никчемный человек, чтобы придать сказанному больше веры, утверждал, что сам он во время Троянской войны был Эвфорбом, и когда тот был убит, переселялся в другие тела животных и, наконец, стал Пифагором. 10. О счастливец, кому единственному была дарована такая память, или, лучше сказать, несчастный, кому, переселившемуся в скота, не дано было забыть, кем он был. И если бы он один говорил этот вздор! Но он нашел, хотя и среди неученых людей, тех, кто поверили ему и кому перешло наследие глупости. 32 ⎱]: 1. После него стал первенствовать в философии Сократ, и даже оракул назвал его самым мудрым, так как он знал только одно, а именно – что он ничего не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Человекосвинья как последнее достижение науки Зачем ученые хотят скрестить людей и животных? 9 февраля, 2017 Зачем ученые хотят скрестить людей и животных? Когда я был классе в седьмом и учился в окраинной школе города Одессы, пару дней нас держал в страхе слух, что ночами на улицы города выходит на охоту человек-свинья. Мальчики храбрились, девочек забирали из школы родители. Даже в газетах какое-то опровержение публиковали, до того дошло. Что ученые сделали со свиньей? Алексей Паевский Прошло три десятка лет – и снова поднялся слух, в некоторых изданиях я прочел напрямую: «У ученых родилась первая человекосвинья». Оставив в стороне вопрос, как такая человекосвинья родилась, давайте разберемся, что же на самом деле сделали ученые. И зачем. Итак, сам факт гласит, что в конце января в очень авторитетном журнале Cell вышла статья калифорнийской группы под руководством Хуана Карлоса Испиуса Бельмонте, в которой сообщалось о том, что ей удалось получить химерные эмбрионы свиньи и человека, которые были жизнеспособны. 28 дней эти эмбрионы успешно развивались в свиноматке, потом беременность прервали во избежание этических проблем. Что такое химера? Можно по-разному ответить на этот вопрос. Если вспомнить греческую мифологию, то так звали детище Тифона и Ехидны с телом козы, головой и шеей льва и хвостом в виде змеи. Если вспомнить готическую архитектуру, то это скульптурные демоны на крыше соборов. Их еще называют горгульями. То есть химера – это нечто несуществующее, но составленное из известных элементов. В молекулярной биологии химера – это что-то живое, содержащее два типа ДНК. Так что формально можно попробовать сделать козу, в которой будут клетки с ДНК льва и змеи. Но ученых занимает другое. Цель – вырастить жизнеспособные органы Сам Бельмонте очень четко описывает цель своего эксперимента: «Конечная цель – вырастить функциональные и жизнеспособные ткани или органы, но пока мы далеки от этого». Пока что в эмбрионах было очень мало человеческих клеток – всего одна тысячная от общего количества. Но главное было сделано: эмбрионы развивались и могли превратиться в живые существа.

http://pravmir.ru/chelovekosvinya-kak-po...

Митр. Антоний: Меня здесь смущает, что там, где материальное благосостояние людей улучшилось, они чувствуют себя счастливее, но тем не менее мне часто жаль их, потому что они лишились чего-то более важного. И я бы предпочел вернуться к менее обеспеченному состоянию, но быть живым, как прежде, предпочел бы быть менее обеспеченным, менее счастливым, удовлетворенным, лишь бы не снижалась динамика жизни. М. Ласки: Я не думаю, что сказанное мною исключает это. Вы говорите, что «лучше быть несчастным Сократом, чем счастливой свиньей»? Мне думается, что полярность, крайности между несчастьем и счастьем, нездоровьем и здоровьем, застоем и развитием – все это и побуждает к движению и творчеству. Вот уж последнее, что я бы сказала: что я стремлюсь достичь состояния совершенного, нескончаемого блаженства, – ведь это было бы подобно вашей конечной гармонии. Вы знаете поэта-атеиста Уильяма Кори? Он сказал: «Я готов отказаться от вашего застывшего неба, я признаю лишь этот теплый, уютный мир». И застывшие небеса представляются мне именно областью холодной неподвижности, подобно воде, покрытой ледяной коркой. Митр. Антоний: Я не думаю, что гармония непременно выражается в застое или неподвижности. Например, когда вы запускаете волчок, в какой-то момент движение его столь совершенно и интенсивно, что совпадает с совершенной устойчивостью. М. Ласки: Но, по-вашему, гармония – то есть в том случае, если мы говорим о музыке, музыкальная гармония – рождается из того, что идет игра на ваших нервах, из пароксизма диссонансов, из несбывшихся ожиданий. Покой есть только в могиле. Митр. Антоний: Действительно, покой есть только в могиле, но мне гармония не представляется могилой. Но что вы думаете о людях, которые уверены, что существует нечто Иное, что они называют Богом? Как вы объясняете их опыт или их утверждения? Вы считаете, что все они совершенно ошибаются или испытывали галлюцинации? М. Ласки: Вы подводите меня к искушению, постоянно подстерегающему атеиста, – к самонадеянности, так что, думаю, я должна ответить: не знаю. Возможно, некую роль играет темперамент. Предполагаю, что существует разница между людьми, предпочитающими по крохам собирать целое, которого никогда не достичь, и людьми, подобными Платону, который прозревал идеальное совершенство. Мне кажется, есть люди, которые устремлены в «запредельность», и люди, которые жаждут «здесь и теперь»; я не сужу их, а просто говорю, что, возможно, это зависит от того, как устроены ваши мозги.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010