Начались археологические раскопки на месте Введенского собора октября 2015 Перед богослужением он обратился к присутствовавшим. " Мы собрались здесь, исполненные трепетного, радостного чувства, чтобы возблагодарить Господа за Его милостивое снисхождение к нашим чаяниям по возрождению Введенского собора, - сказал он. - Теперь мы видим, что не напрасны были труды градозащитников, отстоявших это место от строительства на нем ресторана быстрого питания, верующих, совершавших здесь молитвы, суворовцев, инициировавших возрождение собора как мемориала воинской славы, сотрудников Военно-медицинского музея, устроивших Введенскую часовню в память о разрушенном соборе. Память, печаль и забота о поруганных святынях - залог духовного возрождения общества. Отрадно, что на чаяния простых людей откликнулись городские власти. Мы стоим у открывшегося нашему взору фундамента собора и видим одно из захоронений - генерала, офицера или солдата, не знаем, но точно знаем - одного из верных сынов Отечества. Пусть молитва вдохновит нас, стоящих у истоков возрождения собора, на дальнейшие труды " . После молебна была совершена заупокойная лития с перечислением имен всех воинов Семеновского полка, от его основателей, шефов-императоров, генералов и офицеров, до нижних чинов, духовенства и ктиторов Введенского собора. Единым сердцем и едиными устами была возглашена " Вечная память " . Николай Новоселов, начальник экспедиции НИИ культурного и природного наследия, проводящего археологические исследования, провел экскурсию по раскопкам. Он показал хорошо сохранившийся фундамент и вентиляционные каналы в нем, открывшуюся алтарную стену нижнего придела священномученика Иакова, одну из гробниц героев-семеновцев - в начале ХХ столетия нижний придел стал склепом: там были захоронены генерал Георгий Мин и его солдаты, участвовавшие в подавлении в Москве восстания 1905 года, а в Первую мировую войну в приделе стали погребать офицеров Семеновского полка, погибших на полях сражений. Всего были похоронены сорок человек.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

При этом летописец подчеркивает, что Владимир спасся, а пророк погиб (был отвержен Богом). В Библии говорится, что это произошло из-за его служения идолам и божествам своих многочисленных иноземных жен ( 3Цар. 11:1–13 ). 219 Подбор цитат позволяет сделать логический вывод: Владимир избег участи Соломона, строителя первого Храма, благодаря избранной им «доброй жене». Вероятнее всего, цитаты попали в Древнейший свод из того же источника – прижизненной похвалы Владимиру, где восхвалялась и его багрянородная супруга. Когда противопоставление развратных язычниц добродетельной христианке исчезло, выписка из Книги Притч повисла в воздухе. 220 Кажется странным, что она вообще вошла в летописный свод, составленный при Ярославе, сыне одной из этих «любод иць». Но, судя по Титмару и Яхъе, представление об Анне как о героической миссионерке было настолько общепринятым в первой половине XI в., что никому не пришло в голову его корректировать. А. В. Никитенко прослеживает последовательное прославление Анны даже во фресках придела Иоакима и Анны в Софии Киевской. 221 Едва ли Ярослав действительно хотел увековечить память своей мачехи, но образцом такой системы декора могли быть иконы первого Софийского собора. Сгоревший в 1017 г., он был построен еще св. Владимиром и восстановлен Ярославом. 222 Исследователи спорят, восходит ли образ Владимира-блудника к Корсунской легенде, как считал А. А. Шахматов, или к древнейшей устной или агиографической традиции. Дело, конечно, было не в традиции, а в реальной биографии Владимира. В эпоху, когда были еще живы или недавно скончались дети от его многочисленных языческих и двух христианских браков, было бессмысленно молчать об этом. Летопись называет двенадцать сыновей князя, а Титмар сообщает, что в августе 1018 г., когда Болеслав и Святополк вошли в Киев, там была мачеха Ярослава и девять его сестер. При этом Титмар полагал, что у Владимира было три сына, считая Святополка, а на самом деле в 1015 г. были достоверно живы восемь. Свв. Борис и Глеб, Святослав и Святополк погибли в 1015–1020 гг. В 1036 г., когда создавался Древнейший свод, скончались Станислав, князь Смоленский, 223 и Мстислав Черниговский, сын Чехини. Судислав, княживший в Пскове, в том же году был посажен в заключение. Станислав, Судислав и Позвизд не названы в перечне детей от языческих жен в статье 980 г. Царица Анна умерла в 1011 г., и мачеха Ярослава, упомянутая Титмаром, могла быть последней женой Владимира и матерью кого-то из этих сыновей. Сложнее ситуация со свв. Борисом и Глебом. Во всех источниках они названы сыновьями Болгарыни. В Древнейшем своде, как видно из проложного сказания и летописи, их возраст не был указан. Но в «Сказании, и страсти, и похвале», а также в «Чтении» Нестора утверждается, что в 1015 г. св. Глеб был еще очень молод. Следовательно, Болгарыня родила его уже после 989 г., но до смерти Анны в 1011 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—588— 1860 г., сентября 26-го дня. Движение Архиереев, кажется, закончилось. Евсевия 673 перевели в Могилёв, на его место – Парфения 674 , на место Парфения, Порфирия 675 , на его место Филарета Ковенского 676 . В Тулу назначили Никандра, в Нижний – Нектария, в Новгород в Викарии – Феофилакта 677 . На место Нектария прочат Иоанникия 678 Киевского. Леонид со слезами умолял Московского не удалять от себя и его молитва услышана. Владимир Тихвинский принят Митрополитом холодно и ждут, что он будет уволен на покой. В Юрьев назначен Архимандрит, но кто? не знаю. – Составлен план преобразования Христианского Чтения на будущий год, но сущность его неизвестна. 24-го числа Митрополитом получено письмо за собственной подписью Государя с известием о рождении сына Павла. Привёз Генерал-Адьютант Демидов. – Носились слухи, что Наполеон приедет в Варшаву требовать восстановления Польши, уступая взамен её России Галицию. Если Вы сообщили Марии вести о передвижении Архиереев, то она может убедиться, что застоя в духовных делах нет. От Архангельска до Крыма, от Иркутска до Варшавы будут передвигаться вдоль и поперёк по России Архиереи. Движение будет такое, что и Русское почтовое ведомство затруднится удовлетворить ему. Вчера вечером приехал Киевский Митрополит. Ныне в 12-м часу назначено всем нам представляться ему. 1860 г., сентября 29-го дня. Арсений прожил здесь двое суток, хотя с Московским и мало мог видеться, потому что 27-го было в скиту освящение придела во имя —589— Филарета Милостивого, там, где Филарет строгий приготовил себе могилу. Мы все представлялись Арсению, и когда назвали моё имя, он сказал: Вы племянник преосвященного Кирилла? Говорил о Польше. Находит, что с Поляками можно жить, но что у них есть общество восстановления Польши, и духовенство внушает, что только при католицизме они могут восстановиться. Ректор Академии католической в Варшаве предан нашему правительству, и за это оклеветан был перед папой, как изменяющий интересам Римской церкви. Он поехал в Рим оправдываться, оправдался в обвинении, но ему сказали: вы не на тех струнах играете.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда я поклонился ещё раз гробу Святителя, и вышел из его церкви, молодой послушник, или служитель, Антоний, сказал мне: «что бы вы ни дали для сей церкви, ближе будет нашему сердцу, если восстановите нам соборную Св. Сиона, и неужели вы Русские сего не сделаете»? Тогда он провёл меня к развалинам сего нового Сиона, прилегающим с северной стороны к гробовой церкви, и пройдя под низкими сводами бокового придела, взошли мы во внутренность бывшего великолепного храма, достойного великого Святителя. Ещё сохранилась вся нижняя часть его до мраморного карниза, идущего вокруг всего здания и изящно изваянного цветами; но помост засыпан землёю; и из неё выходят до половины три белые мраморные колонны, ещё стоящие, обозначавшие иконостас, вероятно открытый как у Св. Софии Царьграда; четвертая колонна лежит тут же на своём месте, и другие четыре малые столба стоят на месте священной трапезы, как бы ожидая только мраморной плиты для совершения богослужения, прерванного уже столько веков. Ещё цело и всё полукружие горнего места, вероятно, с сопрестолием и кафедрой, засыпанными землёю, и даже полукупол над сею частью алтаря сохранился, но не устоит при обновлении, и только нижняя часть храма до карниза может оставаться в прежнем виде. Катихумены с северной стороны, или верхняя часть хор, также сохранилась отчасти, и тут устроен престол во имя св. Георгия, а под ними была церковь св. апостол; самый же собор, как и все, так называемые, Сионы в Грузии, праздновал Успению Божия Матери, потому что к сему дню соединился собор всех апостолов на Сионе Иерусалимском. Но нижняя часть верхних катихумен и западная совершенно обрушились, и когда из внутри церкви посмотрел я к верху, увидел, что весь карниз кругом унизан народом: турки и греки, женщины и дети, все собрались, и безмолвно смотрели на посетителей, как бы в чаянии чего-либо необычайного. Да исполнится сие чаяние верных и неверных, ибо и они уважают намять Святителя, хотя и теснят его достояние! По моему соображению: при сохранении нижней части храма, и при искусстве местных греков класть купола, не более шестидесяти тысяч рублей ассигнациями потребуется для довершения полу обрушенного храма. Не ужели не станет стольких денег на Руси для чести и памяти Чудотворца, ежедневно призываемого в молитвах? Впрочем я просил нашего консула съездить весной вместе с архитектором из Родоса в Миру, снять верный план всего здания и прислать мне смету издержкам, необходимым для восстановления храма. В мае надеюсь получить эту смету, и тогда уже деятельнее приступить к делу, но между тем полезно и приготовить сердца к сему благому делу, которое благоприятно чести имени русского, также как и благочестию каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале XVIII века, когда Петр I, готовясь к войне с Карлом XII, неоднократно посещал Псков, он останавливался неподалеку отсюда, в доме купца Ямского (ныне дом еврея Борхова) и ходил к обедне в Петропавловский собор, где читал апостол и пел на клиросе. Архитектурно храм традиционен для Пскова: одноглавый, трехапсидный, с восстановленным шестнадцатискатным покрытием, с притвором и папертью. Однако были утрачены Знаменский придел 1810 г. и звонница 1540 г., стоявшая на южной стене. Но не следует спешить уйти от этого памятника. Нужно осмотреть его как можно внимательнее, и тогда он вознаградит осматривающего ясным представлением о первоначальном богатстве его композиции. Монументальность и благородство пропорций его интерьера, красота очертаний ступенчатых сводов свидетельствуют о былых высоких эстетических качествах здания. Чтобы представить себе первоначальный облик этого здания, остается вспомнить о том, что и приделы — на полатях — храма имели главы и что на южной стене его четверика стояла двухпролетная звонница, наверное, такая же крупная, как у Николы на Усохе. Вокруг храма к нашему времени нарос толстый культурный слой, и первоначально четверик был гораздо выше. Все три наружных придела, как и четверик, были покрыты восьмискатными крышами и увенчаны главами с луковичными покрытиями и с крестами. Изразцовому поясу на барабане соответствовали черепичные покрытия глав. К притвору храма, снабженному обычными украшениями, примыкали с боков галереи, которые, может быть, были перекрыты сводами, так как над частью северной галереи стоял верхний придел. Верхний придел не вошел органически в интерьер храма. Его пространство присоединилось к палатке как случайный отросток. И все же пять приделов, пять различно решенных интерьеров, придавали зданию особую художественную ценность. Интересным было сочетание столь разных по величине помещений. После тесной, почти игрушечной церквушки " на полатях " особенно остро воспринималась обширность и монументальность главного храма и его иконостаса " .

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Петра_...

В Киево-Печерской Лавре Вошел юноша Прохор в Саровскую обитель как раз накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иеромонах Пахомий направил Прохора в научение старцу Иосифу. Началась монашеская жизнь. Подражая старцам, молодой послушник раньше всех приходил в храм, выстаивал все длинные монастырские службы и уходил из храма последним. И еще жалел, что служба окончилась. И продолжал службу Богу в своей келье и на различных послушаниях, которые тоже являлись молитвенным делом. Саровская пустынь тогда была в Нижегородской губернии, на границе с Тамбовской, в Темниковском уезде, между речками Саровкой и Сатисом, притоками Оки. В древности здесь было языческое городище Сараклыч. Основал пустынь в 1706 году иеромонах Исаакий. Саровская обитель была насильственно закрыта большевиками в 1927 году. Послушаний в обители было множество. С детства привычный к труду, быстрый и расторопный, Прохор везде был у места: и при выпечке просфор, и в столярне, и в кузнице. Был и будильщиком, то есть поднимал братию к молебну, и пономарем, читал Псалтирь, Часы, Апостол. Он никогда не был праздным. Слово «скука» было ему незнакомо. Всегда он творил вслух или про себя Иисусову молитву, повторяя эти спасительные несколько слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И вот по прошествии времени уже сама эта молитва полилась из сердца, не допуская в него никаких помыслов, кроме одного — служить Господу. Но вот снова болезнь поразила Прохора. К тому времени он был горячо любим старцами и братией. Все три года, пока он тяжко страдал, за ним ухаживали собратья. Их помощь он принимал, а от врачебной отказался наотрез. «Предаю себя истинному Врачу душ и телес наших — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». И однажды ему стало так плохо, что все думали: умрет. Отслужили молебен, Литургию, причастили. И в эту ночь к преподобному явилась Богоматерь. «Сей от рода Моего», — сказала Она. И вот у Прохора в боку образовалось отверстие, из которого вытек гной. Выздоровев, Прохор изготовил престол для придела храма во имя соловецких святых Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Церквей с пятью алтарными абсидами вместо трёх, как мы сказали, известна нам одна, именно – Московский Успенский собор. Цель, с которой Аристотелем Фиораванти прибавлены две лишние абсиды, совершенно понятна. При старом соборе были два придела (положения вериг апостола Петра и св. Димитрия Солунского), которые хотели иметь и в новом соборе; чтобы не делать для приделов пристроек к собору, которые бы обезобразили его фасад, Аристотель и устроил вместо трёх алтарных абсид пять, с тем, чтобы в крайних между ними с обеих сторон поместить приделы. (Другая известная нам церковь с пятью абсидами не из нашего, а из ближайшего к нашему времени, есть Успенский собор Троицкой лавры. Здесь пять абсид – потому, что собор есть копия, – в плане самой церкви, но не в форме куполов, с Московского Успенского собора). При до-монгольском разделении лизен на два поля начали делать верхнее поле весьма малым, ограничивая его только самым полукругом, как нужно думать, для того, чтобы в печуро-образных полу-циркулях, что представляют собой в этом случае наши поля, писать изображения святых. Введение разбивки или разделки лизен вместо двух полей на три и на четыре поля с полной вероятностью должно быть усвояемо мастерам западным, явившимся у нас при Иване Васильевиче III, ибо на Западе разделка стен церковных на большое количество орнаментных полей была весьма обычна 487 . Относительно карнизов на куполах нам представляется вероятным думать, что в этом украшении, трудно видимом простым глазом и, следовательно, не подлежащем контролю охранителей предания и обычая, наши русские мастера и потом мастера западные давали волю своей фантазии (которой, впрочем, требовалось в данном случае весьма немного), и сочиняли их так, как кому нравится и как кому вздумается. Мы указали несколько видов этих карнизов; но, по всей вероятности, на самом деле их было гораздо более. О дверных наддужиях с защипами, которые представляются похожими на лбы бочек, употреблявшиеся в архитектуре деревянной, со всей вероятностью нужно думать, что они именно и воспроизводят эти лбы 488 . Откуда взяты и откуда производить шары (дыни), надетые на дверные колонки, это составляет вопрос, на который мы ничего не можем отвечать, и с которым позволяем себе только a priori мекать на нашу архитектуру деревянную.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Честные останки святителя Феофана мы, как обрели, привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом их перевезли в Троице-Сергиеву Лавру. Все хранилось в строгом секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да еще отец Кирилл (Павлов). Мощи тогда благословили положить в подклете Успенского собора – во Всесвятском храме, где они покоились до 1988 г. Обретя мощи, мы вскоре перевезли мраморное надгробие весом в 6,5 т. На нем были высечены митра, рипиды и три книги: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских Посланий» и «Начертание христианского нравоучения». При помощи военной машины с лебедкой вытащили надгробие, оно такое тяжелое, что толстенные тросы рвались! Я даже подумал, может, воли Божией нет, но надгробие поддалось, уложили его на лист железа, и так по песку, асфальта тогда не было, привезли в Эммануиловку. Есть фотография, как местные детишки моют его. В настоящее время надгробие находится под престолом придела в честь святителя Феофана в храме Преподобного Сергия в Эммануиловке. Транспортировка надгробия из Казанского храма      Отец Георгий (Тертышников) параллельно готовил материалы, которые в дальнейшем были положены в основу документов для канонизации. Мы часто общались, он приезжал сюда, встречались мы и в Лавре. Он был уверен: «Придет время, и святителя Феофана прославят». И действительно, святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Соборе 1988 г. За год до канонизации митрополит Рязанский Симон (Новиков) благословил пристроить к нашему храму в Эммануиловке придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в 1988 г. состоялось перенесение мощей святителя в наш храм. На перенесение мощей служил сам владыка Симон, служба была торжественная, участвовал хор Московской духовной академии из Троице-Сергиевой Лавры. Причастников в тот день было очень много. Потом люди рассказывали о различных знамениях, сопровождавших перенесение мощей. Через три года, в 1990 г., часть зданий Вышенской обители передали Церкви, началось восстановление обители, с 1993 г. здесь открыли женский монастырь. Богослужения совершались в единственном отреставрированном Успенском храме, а сестры жили не в самом монастыре, а неподалеку, в бывшем имении Нарышкиных на Быковой горе, так как большинство монастырских построек были заняты психиатрической больницей.

http://pravoslavie.ru/94184.html

Великомученика Георгия, а о шую на подобие того придела устроено, только отправляют в нем франги свое служение. А град той древний Александрия, по арапски Скендере, немного меньше основанием Царяграда, но токмо до основания весь разорен и домы были знатно что превеликия, где который разсыпался уже в прах, и праху того яко горы стоят, а где еще немного знатно градския стены и башен, мнится что гораздо был красивее Царяграда; есть же еще и до ныне вещь предивная во граде том сказывают, и мы видехом, аще и незнатно соделано, де, от царя в земли под всем градом Александриею второе жилище, и названо, де, было второй мир; земли на том строении толщины сажени четыре, а глубина его строения саженей 8 и больши; в жилищах иных ныне есть вода преизрядная, токмо не во многих, и тою водою вси жители Александрии тии питаются, а во иных безводных местах многие ходят со свещами, и строение, де, ни колько нерушимо стоит, домы и ряды все знатно, и стеннова письма зело, де, премного, а христианскаго дому во всей Александрии несть ни единаго, токмо бусурманы, арапы и турки и жидов много; домы все строение каменное и кирпичное, сводов каменных не имеют, врат и затворов в рядех и во окошках домовных и решеток железных не имеют же, в место сводов каменных полагают брусья и на них доски и потом землю смешают известь с пепелом, и тем помазуют сверх, то есть и кровля; а земля во всей Александрии вся пещаная, окна употребляют болше сицевых образов 11 и с решетками деревянными, а затворы извнутрь. Из Александрии пошли октября в 20 день во втором часу дня, и шли на восток 30-ть миль до городка Абагор (Абукир?) день весь, зане не было по нас погоды; ночевали у того городка в лимане пристанищи, а лиман той лучши Александрийскаго; который от нас ходили в город для покупки вещей и пищи, не токмо сыскати могли вещей, но пищи и воды не обретоша, зело городок убогий и малолюдный. В 21 день пошли от Абагора за два часа до света, перешли миль 30, часа в 4 пришли во устье реки Нила, еже есть Фиссон, не дошли до селения Рахити (а по турецки и по арабски Решит) мили за 3: не допустила погода, и стояли близ брега весь день, пошли к селению часа два до нощи, а по той реке Нилу, даже до самаго Египта, по обою страну все сады финиковыя зело превеликия и изрядныя, сказывают, что, де, есть ширины верст на 5, а во ином месте и на десять, во владении тамошних жителей у арапов и турок до Рахити по обою страну реки зело место влажное и ниское и многокамышное, земля черная иловатая, и много по той земле сеют пыринис, а по нашему пшено сарачинское, и родится, де, много, а егда потр6еба бывает в сады воды, есть много копаных кладезей при брезе, и в каждом соделано великое колесо, таскают воду волами и пущают в бразды, а иныя из самой реки пущают воду, выкопав бразду; пришли к селению в 3 часу нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Перенесение мощей св. князя в новую Русскую столицу служит залогом его ходатайства и покровительства нашему отечеству и нашим Государям Императорам. История жизни и чудеса св. Александра Невского обязывают нас к тому, чтобы мы, взирая на его икону, поучались примером его жизни благочестию и прибегали к нему с молитвами, как к ходатаю и покровителю земли Русской. Он и поныне не перестает быть защитником нашего дорогого отечества. А потому, в храме, посвященном его имени, пред его иконою, мы должны горячо молиться, чтобы он не переставал покровительствовать Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Александровичу, носящему его имя. При жизни своей он любил родную свою землю, – любит её и теперь. Пусть же и икона его вызывает в нас любовь к своей Вере, своему Отечеству, своему Государю! Таково именно значение придела, посвященного его имени, и такие именно воспоминания и обязанности вызывает в нас его икона, поставленная в иконостасе. Пусть каждый, приходящий в этот храм помолиться, стоя пред его иконою, знает всю жизнь и труды защитника земли Русской и тезоименитого покровителя Императоров: Александра Благословенного, Александра Освободителя и ныне благополучно царствующего Александра III Александровича! Всякий верноподданный обязан подробно знать жизнь его, когда так много воздвигается храмов во имя его! «Поминайте наставников ваших, которые» самою жизнью своею «проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Кончилось чтение; смолк голос проповедника; но мысли слушателей далеко-далеко носились. Их воображению рисовался величественный образ св. труженика земли Русской – Александра Невского. Пред умственным взором их проносились грозные и страшные времена Батыя; славные геройские победы Невского на берегах Невы и Чудском озере; трудные путешествия его в Орду, его унижение пред ханами и смелое исповедание своей веры Православной. Наконец пронеслась и трогательно-поучительная картина смерти и погребения святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010