Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События В храме святителя Николая в Кленниках В конце октября наши четвероклассники вместе со своими наставниками - Любовь Георгиевной Филиппенко и Викторией Викторовной Рышковой - побывали в одном из дорогих нашему сердцу храме -  свт.Николая в Кленниках. Отзывы о паломнической поездке учащихся 4 классов в храм святителя Николая в Кленниках 25 октября 2012 г Грачева Мария, 4 «А»  Двадцать пятого октября мы четвертыми классами поехали в Кленники. Св.Николай хорошо «встретил» своих гостей! Мы много узнали в этой поездке о жизни батюшек Алексия и Сергия, заходили в келию Алексия и прикладывались к его мощам. А еще мы узнали, что когда храм реставрировали, то, разрушив деревянный потолок, люди увидели живопись времен самого батюшки Алексия! В храме была еще иконописная мастерская. Нам показали, как пишут иконы. В нашей экскурсии было много познавательного и интересного!    Алексеев Василий, 4 «А»  25 октября мы ездили в храм святителя Николая в Кленниках. Там я купил целебное масло, приложился к мощам святителя Алексия Мечёва, даже дали спеть на клиросе. Меня и еще нескольких ребят отвели в келью. Она была маленькая и опрятная. Потом нас повели в трапезную. За столом нам предложили сыграть на пианино. Я сыграл адажио. Потом мы пошли в иконописную мастерскую и нам рассказали о том, как делают иконы.    Ермола Света, 4 «А»  Мне очень понравилась экскурсия в храм св.Николая. Мне понравилось чаепитие, и как за столом играли на фортепиано наши ребята из четвертого класса. Нам показали, где крестили взрослых и детей. Где крестили взрослых людей, там стоял большой крест со ступеньками, а для детей - большая чаша. Нам рассказали житие прп.Сергия и его отца свят.Алексея. Нам показали икону «Всех святых», а также «Покров Пресвятой Богородицы над всея Руси». Также показали мощи и комнатку отца Алексия. К нему раньше в эту комнату шла толпа людей, которая занимала всю лестницу.      Попов Илья, 4 «А»  Мне понравилось, что мы приложились к мощам о.Алексия, понравилась благолепность храма, что мы поднимались на клирос. Там было четыре придела, очень красивое было паникадило. Мне очень запомнилась икона св.Николая. В другом здании мы кушали и были в келии старца. Там было так светло!    Скок Мария, 4 «А»  Когда мы приехали и зашли в храм, он показался маленьким, но когда мы прошли по всему храму, оказалось, что в нем можно заблудиться! Больше всего меня удивила комната батюшки Алексея. Она светилась любовью...     © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/461...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Паисий Величковский. Смертельная опасность       Паисий Величковский. Пребывание на Афоне по житию, написанному схим. Митрофаном. (перевод Василия Гирина по рукописи 279 из собрания СпбДАиС)     Смертельная опасность       Лавра   А дальше, ох, братья мои, – даже не знаю с чего и начать мое трагическое повествование… В то время недалеко от монастыря Пантократор подвизались русскоязычные монахи. Путники решили прежде всего отправится к ним и разузнать – что и как. Однако они не знали, что монастырь  Пантократор находился от Лавры на расстоянии – восьми часов пути…   А ведь это была не Россия! Дороги Афона очень трудны, горы, ущелья, везде камни, а солнечный жар таков, что вся трава буквально истлевает от солнца, так же, как у нас зимой от мороза! Они же не знали, как нужно беречься от жаркого влажного воздуха, да и не послушали бы, потому что это для них было бы невероятным.     (Нужно было постоянно пить немного анисовой водки, чтобы дезинфицировать желудок, чтобы поддерживать тонус организма на протяжении 8 часов непрерывного тяжелого подъема и спуска. А идти нужно было постоянно держась в тени и не пить воды из горных потоков, а только – из родников. Главное, что было для Старца «невероятным», - это самое простое и важное правило путешествия по Афону:  нужно было иметь несколько пар белья и постоянно менять взмокшее от пота белье на сухое – Прим. перев. www.isihazm.ru)   Еще они не успели отойти на достаточное расстояние от Лавры, как уже были полностью мокрые от пота, а вскоре и от усталости не могли продолжать путь. Пришлось им ночевать прямо в лесу, не дойдя даже до Филофея. Все вокруг просто горело, раскаленное на  солнце, поэтому они нашли холодный камень в лесу и легли прямо на нем… Так за одну ночь путники получили неисцелимую афонскую лихорадку. И вот, они больные еле-еле добрались до Панторкатора, до своих земляков….               Те же, как только поняли, что это прибыли родные соотечественники чрезвычайно обрадовались. Они думали, что отцы заразились простудой, происходящей от моря, такая болезнь быстро лечится. Но вскоре выяснилось, что путники шли не морем, а по горам и заразились в горах… - Тут горю патократорцев не было придела, они поняли, что землякам суждено умереть. Чего они только не предпринимали, чтобы спасти жизнь путников! Растирали их спиртом и пытались прогреть у огня… Это помогло отцу нашему, а Трифону – уже ничего не помогало. Пришлось позвать духовника, причастить страдальца, и через три дня он преставился.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=84

Резкость его действий или слов объясняется только стремлением к справедливости, а простота выражений накладывала своеобразный отпечаток. Так, батюшка рассказывал: «Как-то были мы в гостях в Москве у больших людей. Пригласили нас за стол, на котором чего только не было! Прислуга подает то да другое. А за столом всё ученые люди, академики. Человек 15-20 нас было. Сидят, разговаривают, обсуждают что-то. Напротив меня сидел какой-то большой ученый. Ему прислуга то одно предложит, то другое, а ему все не так. Этот ученый говорит прислуге, что от этого у него изжога, от этого то болит, от этого то. Тут я и сказал ему по-нашему: “Гнилая ж... и с пряников дрищет!” И тут вдруг такая тишина стала за столом, а потом как все грохнут! А пуще всех этот академик смеялся. Он потом ко мне в Никульское приезжал». Архимандрит Павел (Груздев). Одна из последних фотографий старца В один из приездов к отцу Павлу, когда он уже жил в сторожке Воскресенского собора города Тутаева, я оказался там в обществе жителя Москвы, профессионального кинооператора и, наконец, моего друга Геннадия Энгстрема. Мы приехали в собор группой. Погостили в сторожке, были, как всегда, незабываемо приняты. Вечером началась служба на втором (летнем) этаже собора. По просьбе отца Николая Лихоманова вел службу отец Павел. Народу в храме было очень много. Я же, как и Геннадий, стараясь в эти непродолжительные мгновения общения с отцом Павлом все летописать, был с какой-то кино-видеотехникой. Но сами понимаете, что не всегда уместно мешать присутствующим на службе стрекотанием камеры, яркой подсветкой или просто нахождением перед иконостасом, Царскими вратами, или стоять спиной к алтарю. Тем не менее, деликатно передвигаясь между молящимися, мы с Геннадием оказались у входа в правый придел, примыкавший к алтарю. Входить нам, сторонним, в алтарь, а тем более во время службы, нельзя. А посмотреть, что там происходит, очень хотелось. Служба была что называется в разгаре. Тут вдруг из придела на нас с Геннадием выходит отец Павел в праздничном облачении и уверенно, по-хозяйски приглашает нас пройти за ним в алтарь. Мы прошли через придел за ним и простояли в алтаре до конца, видя всех священников у престола и их действия по ходу службы. Видеокадры этого поразительного события, сделанные Геннадием, живы до сих пор.

http://pravoslavie.ru/58742.html

Образцом или аналогом для нового храма в Новоселенгинске послужила Кяхтинская Покровская церковь, построенная в 1866 году по одному из типовых проектов, рекомендованных для приходских церквей. Церковь построена по проекту архитектора Константина Тона в русско – византийском стиле. Основным типом храмов, на которые ориентировался Тон в своих концепциях «русского» стиля, были московские храмы XV – XVI веков, т. е. крестово – купольные композиции с тремя или пятью нефами, поперечным нефом (трансептом) и пятью главами.. Центральный и поперечный неф выделялись большей высотой. Вот что лежало в основе композиции Тоновских церквей от Византии. Аналогичное построение композиции и у Покровской и у Вознесенской церквей. Трехнефные, пятиглавые с повышенными центральным нефом и трансептом, с шатровым покрытием глав, с ложными сводами главного и поперечного нефов, с полуциркульными или щипцовыми фронтонами центрального и поперечного нефов, таковы общие признаки церквей этого стиля. Повсеместно церкви в т. н. «епархиальном» стиле, поздней вариации «русско – византийского» стиля, строилось по всей России, особенно в 70- 80 годах XIX столетия. И неудивительно, что аналогами нашему памятнику являются церкви, отстоящие друг от друга на значительном расстоянии. Это собор в Егорьевске под Москвой, церковь в селе Хотеново Каргольского района Архангельской области, большое количество таких церквей в Рязанской области, подтверждают наше имение о повсеместном распространении церквей этого стиля. Записи журналов комитета по строительству в Новоселенгинске Вознесенского храма сообщают о том, что мастером – подрядчиком, отвечающим за строительство церкви, был Волков Федор Федотьевич из города Троицко-Савска. Мастер Волков набирал бригаду для строительства каменного храма в Новоселенгинске, в состав которой было 65 человек разных специальностей: каменщики, кирпичники, кузнецы, плотники, столяры, маляры и разнорабочие. Половина мастеров специалистов была русскими, другая половина были бурятами. В сентябре 1888 года был освящен основной престол во имя Вознесения Христова в новом храме Преосвященнейшим Мелентием (Якимовым), епископом Селенгинским. Вот что писали об этом Иркутские епархиальные ведомости: «Вновь построенный в г. Селенгинске каменный собор во имя Вознесения Христова, в главном приделе освящен 19 сентября минувшего года». В сентябре 1895 года были освящены епископом Георгием два боковых придела.

http://sobory.ru/article/?object=14365

Своим посещением Берклея, равно как и других двух мест Калифорнии, Преосвященнейший Тихон напомнил о тех славных днях недавнего прошлого, когда по Калифорнии ходили русские люди не как гости, а как хозяева. Ф.П.» 674 § 3. Третье посещение Канады владыкой Тихоном 21 июля/3 августа 1904 г. «В среду 21-го Июля Его Преосвященство Преосвященнейший Тихон, Епископ Алеутский и Северо-Американский, отбудет из Сан-Франциско для обозрения православных церквей и приходов в Сеаттли, Канаде, Миннеаполисе, Кливленде, Аллегени, Стильтоне 675 и Нью-Йорке. Прибытие в Нью-Йорк предполагается в начале Октября по старому стилю. Здесь совершено будет Преосвященнейшим Владыкою освящение иконостаса и бокового придела в СвятоНиколаевском Соборе, а также будут преподаны необходимые указания по делу о перенесении в Нью-Йорк Архиерейской кафедры, о чем уже послано Его Преосвященством представление в Святейший Правительствующий Синод 676 . К зиме Преосвященнейший Владыка возвратится в Сан-Франциско, куда к тому времени прибудет из Аляски и Преосвященнейший Иннокентий для совместного суждения о Епархиальных делах» 677 . 23 июля/5 августа 1904 г. Встретив на вокзале еп. Тихона и Андрея Ванюша, сопровождавшего преосвященного в качестве келейника, настоятель Спиридоновского храма Владимир Александров и председатель Свято-Троицкого братства Петкович Р. отправились с архипастырем в православную церковь Сиэтла. «Последовала обычная архиерейская встреча, причем провозглашены многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Свят. Прав. Синоду и Господину нашему Преосвященнейшему Тихону, Епископу Алеутскому и Северо-Американскому. После чего Преосвященнейший Владыка изволил провозгласить многолетие причту, прихожанам св. храма и всем православн. прихожанам. Засим Владыка обратился к народу и выразил свою радость о том, что дело Божие здесь очевидно растет, чему свидетельством служат стройный церковный хор, организация Братства Взаимопомощи, чего не было в прошлый приезд Владыки (2 года назад); при этом Его Преосвященство обратил внимание, что храм благоукрашен и едва вмещает молящихся, за что выразил свою Архипастырскую признательность настоятелю храма, участникам хора под управлением псаломщика П. Александрова и всем прихожанам, в состав коих входят русские, греки, славяне, сирийцы, креолы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Семьдесят лет продолжались непрестанные заботы Монархов России и приведение сей мысли в действие; но ни Александру Благословенному, ни в Боге почившему Деду Нашему и Родителю не суждено было совершить обет 1812 года. Нам судил Промысл Божий видеть совершение сего священного завета. Сегодня, по милости Божией, освящен благословением церковным сей величественный Храм и открыт для молитвы и священных воспоминаний. Событие это, давно всем народом ожидаемое, совершилось в светлые дни Священного Нашего Коронования, посреди верных Нам и Отечеству сынов России, собравшихся со всех концов ее свидетельствовать пред лицом всего мира, сколь свят и неразрывен из века в век союз любви и взаимной веры, связующей Монархов России с вернопреданным народом. Да будет Храм сей во все грядущие роды памятником милосердого Промысла Божия о возлюбленном Нашем Отечестве в годину тяжелого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой смиренным и Благочестивым Александром не для завоеваний, но для защиты Отечества от угрожавшего завоевателя. Да стоит он, по завету своего Основателя, многие века, и да курится в нём, пред святым престолом Божиим, кадило благодарности до позднейших родов вместе с любовью и подражанием к делам предков». Освящение придела во имя святителя Николая чудотворца совершилось 12 июня того же года, а 8 июля был освящён придел во имя свят. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Вслед за освящением Храма Христа Спасителя было организовано Управление по хозяйственному заведыванию им и усвоено ему название и значение «Московского Кафедрального во имя Христа Спасителя собора». Из представленного нами даже краткого описания сего обетного Храма нельзя не видеть, что эта заветная святыня Москвы, поражая громадностью своих размеров и в то же время успокаивая стройным согласием своих частей, вполне соответствует и величию мысли Основателя его, и событиям, вызвавшим его построение. Несмотря на всю свою массивность и громадность своих размеров, как в общем, так и в отдельных своих частях, нигде, ни снаружи, ни внутри он не производит на зрителя своею величиною давящего впечатления, потому что все части его находятся между собою в гармоническом сочетании и образуют чрезвычайно стройное, красивое и легкое цельное сооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Но на деле вышло не то: старцы не жили праздно в Устьсысольске; обыватели города, видя чистосердечные заботы иноков об Монастыре, проявили материально к нему свое сочувствие, жертвуя от избытков своих по силе возможности, – кто чем мог. Кроме того, о. о. Паисий и Феофилакт приобретали в городе средства своими трудами: они служили всенощные, молебны, у всех кто бы ни попросил, и не смотря ни на какую погоду,по первому же зову бежали к приглашающим. Последствиями такого труда было то, что от приношений, жертв и вознаграждений возможно было изготовить несколько шелковых и хотя не дорогих парчовых риз, подризников, стихарей, воздухов, покровов и других священных принадлежностей. Все это отправлено было старцами из Устьсысольска в Ноябре месяце в Монастырь в двух больших сундуках. В них уложены были кроме церковных принадлежностей и другие пожертвованные предметы для домашнего обихода, а также и часть съестных продуктов. Помимо приобретенной иноками от доброхотных дателей для обители движимости, в Устьсысольске одна купеческая вдова Сидорова пожертвовала в пользу Монастыря двухэтажный дом, где находится в настоящее время Ульяновское подворье. Таким образом от Устьсысольска, от нашего маленького уездного города, началась первая материальная помощь для обители: отсюда начал являть милость Всевышний Господь на благоустроение Монастыря, а затем впоследствии эта милость возбудила сердца усердием и жителей великих градов и потом и всей святой Руси, всегда отзывчиво откликающейся приношениями на построение храмов и созидание обителей. Неиссякаемо, со всех концов России, потекли милости в помощь к нашему Монастырю, словно разверзлись хляби небесные, изливающие на нас свою благодать, как увидим из дальнейшего рассказа. Старцы Паисий и Феофилакт, прибыв в Вологду, явились к Преосвященному Павлу, который принял их весьма ласково, расспросил о Настоятеле, отце Матфее, и обо всем, касающемся устройства обители, причем отнесся к стараниям иноков с отеческим сочувствием. Он немедленно распорядился приготовлением разрешения на сбор и выдачею на этот предмет установленной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть «Человека, доброхотно дающего, любит Бог» Требуется помощь на восстановление сельского храма прпп. Зосимы и Савватия с. Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл Священник Евгений Хованский   08:07 07.06.2022 574 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено автором Мы продолжаем восстанавливать сельский храм прпп. Зосимы и Савватия с. Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл. Храм имеет три придела. Центральный в честь святых преподобных Зосимы и Савватия (не освящен), левый – в честь святых равноапостольных Константина и Елены (не освящен, в процессе подготовки к освящению), а правый придел честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (18 июня 2013 года был вновь освящен). Сегодня это храм внушительных размеров (площадь 628 кв. м) с покрытой свежим металлом кровлей и чисто убранной территорией. «Человека, доброхотно дающего, любит Бог» В прошлом году заменили окна в храме, стало теплее в храме, и уменьшился расход дров. Благодарим жертвователей. За них в храме продолжаем молиться. В этом году нам необходимо завершить работы по отопительной системе, устранить тепло потери теплотрассы (фото начала марта). На ремонт теплотрассы собрали средства. До начала отопительного сезона нужно заменить котел на пиролизный (нашему храму подходит модель Котел Крит 100 квт за 290758 р), который упростит процесс отопления, даст дополнительную экономию дров и снизить общие расходы на отопление. И необходимо утеплить дом священника, он в 2000-х годах был построен как летне-осенний. Необходимо провести работы по утеплению дома: утепление пола, стен и двери и переборка печки (20 тыс. р.), чтобы зимой можно было в нем было ночевать между службами. (смета прилагается ниже). Своими силами приход не в состоянии оплатить. В храме 15-20 человек на богослужении. Пожалуйста, помогите нам! За жертвователей в храме будут молиться за Литургией. Пишите имена крещенных в православной вере в телеграме:  канал , группа  или в личном сообщении сообществу. Необходимо собрать 390 тыс. рублей.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/07/ch...

Да вверху на полатех, в пределе: образ окладной Димитрея Селунскаго чудотворца, да книг: три Евангелия напрестольных, одно окладное, Апостол печатной, два на десять Миней месячных, Охтай печатной, две Треоди печатные, два Пролога писменые, Минея печатная, служебник печатной, Трефолой писменой, Полууставье печатное, печать литовская, три сосуды церковные белые, двои ризы: одне камчатые, а другие бархатные, три свечи поставные болшие. Да на колоколнице восемь колоколов: колокол болшой Благовестной, весу 32 пуда, а в тех колоколех весу не ведомо. Паникадило медное болшое, 3 паникадила малых деревянных. А в церкве Воскресенье Христово и в пределах образы и книги и ризы и сосуды церковные и всякое церковное строенье и церковь и на колоколнице колокола — строенье все вотчинниково, боярина Димитрея Михайловича». Церковь Воскресения Христова — единственная пятипрестольная двухэтажная деревянная церковь среди многих храмовых сооружений, которые построил князь Пожарский. В последующие годы своей жизни он ничего подобного этой церкви уже не строил, что говорит об очень трепетном отношении князя к этому храму. Церковь была построена в первую очередь как домовая, семейная и только уже после смерти князя она стала приходской. Описание церкви замечательно тем, что из него видно, каких святых почитал князь и его семья. Казанская икона Божией Матери сопровождала князя и Нижегородское народное ополчение в их героическом походе на Москву по освобождению Московского государства от литовско-польских захватчиков. Князь очень почитал Соловецких чудотворцев, не раз посещал Соловецкий монастырь и даже привез из него в 1606 году знаменитый Животворящий Крест Господень. Примечательно и то, что только два придела в церкви посвящены семейно почитаемым святым и помещены отдельно от других «на полатех» (втором этаже) — это приделы великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Тирона, что не случайно. В честь Димитрия Солунского дали светское имя самому князю (крестильное имя князя — Косма), а в честь Феодора Тирона был назван его любимый сын Фёдор, умерший в 1632 году. Но почему именно эти семейные приделы были сделаны в усадебной церкви? По нашему мнению потому, что только двое из семьи князя Д. М. Пожарского родились в этой местности (в родовой усадьбе Юрино) — сам князь и его старший сын Фёдор.

http://sobory.ru/article/?object=01877

С таким установлением более или менее согласовалось в XVII веке построение деревянных церквей соборных, и приходских, в городах и монастырях. Соборные тогда сооружались, по большей части, о пяти главах, как видно даже из народной пословицы: без пяти глав собор не строится. Хотя квадрат, как мы заметили уже, был древнейшим и употребительнейшим окладом храмов; но встречаются старинные церкви, строенные осмериком и клетцкия, потом о двух ярусах, из коих нижний, нередко служивший усыпальницей, образовал трапецию; чему пример видим в церкви на Корбухе. Кроме числа верхов и помещения придела в южном предалтарии, а не за стеною, она согласна с вышепредписанным образом строения церкви. Коснувшись здесь вообще строения деревянных церквей, обратимся к предмету нашему– храму, который возобновляет в памяти нашей почтенные в истории имена его храмоздателей: Св. Дионисия Архимандрита Троице-Сергиева монастыря и Келаря его Авраамия Палицыва, сподвижников Минина и Пожарского. Церковь сия прежде стояла в монастырском сельце Подсосенье, или под сосною, где еще в XVI веке находился Богородицкий Успенский девичь монастырь на речке Торгоше. (10) Сей обители особенно благодетельствовал Царь Борис Годунов; приписав к ней несколько деревень, он положил ругу на игуменью и на тридцать стариц. (11) При посещении своем Подсосевского монастыря, в 1599 году, ов пожаловал ему значительные вклады. Тогда в нем пребывала с приближенными своими Королева Мария Владимировва, дочь Старицкого Князя Владимира Андреевича, вызванная в Россию 1586 года, по проискам Годунова. О монастырском обиходе можно судить из следующего свидетельства Писцовых книг 1594 года: «монастырь Богородицкой Подсосенье: у монастыря нетяглых 12 дворов, а в них живут Королева, дети боярские и всякие дворцовые люди; да под тем же монастырем мельница на речке Торгоше, мелит на Королевин обиход к Пречистой под Сосенки. А оброку с тоя мельнипы не идет в монастырь ничего». После отражения Литовце Поляков, в царствование Михаила Романова, Преподобный Дионисий в 1616 году, поставил и освятил сию церковь во имя Успения Богоматери на месте сгоревшей в селе Подсосенье. В Литовское нашествие обитель сия была разорена и сожжена; монахини из нее переведены в Подольный Пятницкий монастырь. В 1619 году при ней устроен придел Келарем Авраамием Палицыным во имя Господа Спаса Иисуса Христа, От сих престолов в алтаре сохранились современные храмоздателям холщевые антиминсы, писанные уставом. Спишем их, как достоверные свидетельства о времени сооружения сих церквей: «Лета 7124 (1616) месяца Маия в 12 день, на память иже во Святых отца нашего Епифания, освятися алтарь Пречистыя Богородицы Честнаго ея Успения, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при Митрополите Филарете, при Архимандрите Дионисии, при священнике Феодоре.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010