Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока «нарышкинского» барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом ее стал замечательный, прекрасно иллюстрированный несмотря на военное время, альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком», вышедшей в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным. Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес – посмотреть на нее приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры все же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи имени Андрея Рублева. Более десяти лет вела здесь работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко, замечательный специалист по архитектуре конца XVII века. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрел пользователя. Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине XIX века владевшиий тогда имением Н.А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда «русско-византийского» стиля. В 1851 году придел вмц. Екатерины освятили. Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила храм Успения. По проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=50286

В каком году храм Богоявления Господня был возвращен Русской Православной Церкви? Приходская община храма Богоявления возродилась в 1990 году. 20 февраля уже состоялось первое собрание инициативной группы, а 30 августа община была зарегистрирована Ленинградским районным исполкомом города Москвы. Тогда же совет по делам религий при Совете министров СССР и исполком Московского городского Совета народных депутатов дали разрешение на передачу храма «для молитвенных целей». Но этот процесс, к сожалению, затянулся. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил меня настоятелем открывавшегося храма и благословил на восстановительные работы. В то время я был настоятелем храма Преображения Господня в Богородском, работал преподавателем литургики в Московской духовной семинарии, а также был сотрудником редакции «Журнала Московской Патриархии». Придя в собор бывшего Богоявленского монастыря, я столкнулся с таким положением дел: к концу 80-х годов минувшего века храм не имел главы, свод восьмерика и галереи заросли, в четверике верхнего храма стояли леса и металлические туры, поддерживающие свод. В трапезной части верхнего храма находился репетиционный зал Государственного академического хора СССР, имени А.В. Свешникова. А вся трапезная часть Казанской церкви была заставлена реставрационным оборудованием. В Алексеевском приделе находилась раздевалка для рабочих. Началось медленное и кропотливое восстановление святыни. На помощь мне пришли многие мои прихожане из храма Спаса Преображения в селе Богородское. Даже дети из воскресной школы, которая там была, тоже приезжали, чтобы помочь. Первый субботник, как бы иронично это ни звучало, состоялся 1 мая – в День весны и труда. Всему нашему приходу хотелось поскорее увидеть восстановленный храм. Первые богослужения были совершены по договоренности с руководством Государственного хора в верхнем Богоявленском храме на праздник Богоявления Господня в 1991 году. Тогда в приделе святителя Алексия располагалась прорабская раздевалка. Мы начали готовить этот придел к богослужению. И вот впервые за многие годы, в праздник святителя Алексия, митрополита Московского, состоялась здесь первая праздничная Литургия. Накануне сюда заехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и благословил нас на дальнейшее восстановление. О Патриарших службах в нашем храме речи тогда не шло, ведь начали мы восстановление с придела, в котором едва умещалось человек тридцать.

http://pravmir.ru/ulybajtes-bogu-i-lyudy...

Пахомий отправился с иконой в Иоанновский монастырь на Карповку, где остановился патриарх. Захватил он с собой и особый молоточек, чтобы можно было прибить ковчежец с мощами. “Этим молоточком,  — рассказывал о. Пахомий, — работал один электрик. Его напарник помогал нашему храму. Увидев на молотке церковную надпись, он сказал приятелю: “Не по чину ты им работаешь, я тебе другой дам”, — и принес его нам. Уже в монастыре (основанном святым Иоанном Кронштадтским в честь своего небесного покровителя преподобного Иоанна Рыльского), когда патриарх прибивал мощевик, о. Пахомий перечел надпись на молоточке и вдруг поразился необычайному совпадению: “Освящение придела преп. Серафима Саровскаго Чуд. и преп. Иоанна Рыльскаго. 17 мая 1907 г. Чин освящения совершил Агафангел, архиепископ Рижский и Митавский“ 49 . Словно еще раз Господь видимым образом указал на таинственную духовную связь двух великих русских святых — Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского (некоторым они и являлись вдвоем), удостоившихся посещения Самой Царицы Небесной, прославившей Свой дивный образ… Те, кто встречал икону с мощами 16 июля в храме Воскресения Господня, говорят: “Будто облако за иконой шло!” Многим она стала Помощницей и Заступницей. Чудесно обновившийся образ теперь помещен на стене рядом с иконой Саровского угодника. Каждый вторник вечером в храме совершается молебен с акафистом образу Божией Матери “Умиление” либо преподобному Серафиму. О происходящем в Воскресенской церкви обновлении икон о. Пахомий сказал: “Наш храм — особенный, удивительный. Помните, он весь был разрушен, закопчен? Теперь стены побелены, он отреставрирован сверху донизу. Это за два года! Чудо Божие, что за столь краткий срок храм поднялся”. “Неупиваемая Чаша” Воскресенский храм до революции был центром Всероссийского братства трезвости, и многие исцелились здесь от винопития. Сейчас в церкви каждый понедельник вечером совершается молебен с акафистом иконе Божией Матери “Неупиваемая Чаша” — и по молитвам люди освобождаются от страсти пьянства.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

всеволод 1 августа 2018, 11:11 Здравствуйте!Я отец в многодетной семье,художник и как положено нашему брату.живу случайными заработками. В июне был в гостях у нас в поселке в многодетной семье.Они тоже верующие и часто бывают в Екатеринбурге в Царские дни. Сидим за столом-на соседнем столике портрет Государя и под ним подпись. " Явление Государя: " Мне дана огромная власть помогать ,но никто не просит " .Я задумался.Потом спросил хозяйку,есть ли Акафист у нее Царственным мученикам.Она сказала,что у нее есть Акафист из монастыря в Ганиной Яме.Дала мне Акафист-я взял и прочитал несколько строк...и друг в кармане звонит мобильный телефон-заказчик!Я потом перезвонил ему,сделал работу и отдал заработок жене на детей.Вот такое Чудо! Марина 1 августа 2018, 11:03 Спасибо большое за эту интереснейшую и столь душеполезную публикацию. Святые Царственные страстотерпцы молите Бога о нас! наталия 1 августа 2018, 09:27 Очень люблю святых царственных мучеников. И молилась им о даровании супруга, будущего мужа встретила буквально сразу. В браке был кризис и очень большой разлад,до развода, молилась снова Царю и Его семье. Слава Господу. Он меня вразумил. Чувствую их молитвенную помощь нашей семье. У нас кроме Их Иконы и портрет Царской семьи висит в гостиной. Это мой идеал семьи, к которому я стремлюсь. В это году дату операции специально выбрала в день памяти Царственных Мучеников. И операция прошла лучше чем планировали врачи по самым благоприятным прогнозам. Очень горько что многие российские семьи не знают о силе молитвы Царя и Его Святой Семьи. А он поможет обязательно. Просите его молитв. Л.К. 1 августа 2018, 09:25 Интересно,что чудеса,происходившие по молитвам Святаго Царя Николая и Его Семьи,описываются людьми из разных мест вне Ганиной ямы и Петропавловского собора.Про " екатеринбургские останки " описанных чудес нет-причину некоторые видят в закрытости придела.А на Ганиной яме чудеса есть?Где-то записаны?Как у преподобного Серафима в Дивееве-исцеления,вразумление-благодатная помощь.Многочисленны или единичны?Благодатное состояние во время общенародного Крестного хода-это не чудеса,потому как двое,трое собраны во имя Господне-Господь между нами.Оттого и благодать.А чудеса ежедневные,на буднях монастыря на Ганиной яме?

http://pravoslavie.ru/114797.html

И как к тебе сия наша грамота придет и ты б на новые храмы: воимя Богоявление Господне, да на другой храм – Благовещение Богородицы – лес ронили, всякой церковной запас изготовили; а как лес и всякой церковной запас изготовят в ты б начало основания в новом лесу новых храмов (велел) положити, а на основании храмов молебны пел и молитвы говорил и воду святил во имя тех храмов, да тою святою водою то церковное место кропил и все по правилом святых апостол и святых отец действовал; а как даст Бог те храмы воздвигнуть и совсем совершать и, ты б, положа антимисы на престолы, соборне, со дьяконом, святили, а на освящении молебны пели во имя тех храмов, и в церкви и в олтаре и около церкви тою святою водою кропили, и все по правилом святых апостол действовал, и с того дни в тех храмех вечерню и заутреню пели и божественную литургию служили шесть недель, безпереводно. Писан в великом Нове городе, лета 7141 -г, сентября в 16 день. Максимов». На обороте была приложена розоваго сургуча печать, половины которой не сохранилось; под печатью, вдоль свитка, надписано: «Каргопольского уезда, Челменские пустыни черному попу Мисаилу». Ниже, поперек свитка: «Диак Алимпий». После получения приведенной грамоты прошло четыре года, и едва ли прошло столько времени новопостроенным храмам Богоявленскому и Благовещенскому, как настоятель священноинок Мисаил задумал построить, над св. воротами, еще третий храм, во имя св. великомученицы Екатерины 326 (но на место ли сгоревшаго, или вместо когда-то существовавшаго в Богоявленской церкви во имя ея придела – сказать не можем, так как в сохранившейся же до нас митрополичей грамоте начала не имеется), и потому опять обратился к новгородскому митрополиту с просьбою о разрешении, которое и получил... Приводим отрывок грамоты по сему случаю: «... Храм лес ронил и храм совершити воимя великомученицы Христовы Екатерины, на новом месте, и всякой церковной запас готовили, и на освящении того храма антимис и благословенную нашу грамоту дали. И как к тебе ся наша грамота придет и ты б, по нашему благословению, велел на тот храм лес ронити и всякой церковной запас готовити; а как лес и всякой церковной запас изготовят, и ты б, в новом лесу велел начало основания того храму на новом месте положити, а на основавии церковном молебны пел и молитвы говорил и воду святил во имя того храма, да тою святою водою то церковное место кропил и все по правилом святых апостол и святых отец действовал; да как Бог даст тот новой храм совсем совершат и ты б, в храме великомученицы Екатерины, положа антимис на престол, соборне, со диаконом святил, а на освящении церковном молебны пел и молитвы говорил и воду святил, да тою святою водою около церкве и в церкве и в олтаре престол кропил, и все по правилом святых апостол и святых отец действовал, и того дни в том храме и обедню соборне, со дияконом, служили, и с того дни в том храме вечерни и заутрени пел а обедни служил шесть недель, по вся дни, безпереводно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вначале юноша вместе с богомольцами отправился в Киев на поклонение Печерским угодникам. Живший в Китаевской пустыни возле Лавры прозорливый затворник схимонах Досифей благословил ему идти в Саров. Вернувшись в Курск и простившись с матерью и родными, юноша отправился в Саровскую пустынь, и пришел туда 20 ноября 1778 года при настоятеле старце Пахомии. Отец Пахомий ласково принял Прохора и отдал его в научение казначею обители иеромонаху Иосифу. Под его руководством Прохор проходил послушание в хлебне, просфорне, столярне, нес обязанности пономаря и все исполнял с усердием и послушанием. По примеру других иноков, в свободное время он уходил в лес и в полном уединении творил молитву Иисусову. В 1780 году послушник заболел водянкой – тело его распухло, больной испытывал тяжкие страдания в течение трех лет. Собратия хотели вызвать к нему врача, но Прохор попросил не делать этого, сказав: «Я предал себя Истинному Врачу душ и телес Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». Старец Иосиф отслужил о его здравии Всенощную и Литургию. Прохор исповедался и приобщился Святых Христовых Тайн. После причастия ему было видение: в несказанном свете явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и, указав на больного, сказала: «Сей от рода нашего». Богородица возложила руку на его голову и вскоре после этого он выздоровел. На месте явления была построена больничная церковь с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела исцеленный соорудил своими руками из кипарисового дерева, и причащался в нем Святых Тайн. После восьми лет послушничества, в 1786 году Прохор был пострижен в мантию с наречением имени Серафим. Через год его рукоположили в иеродиакона, и шесть лет он оставался в этом сане. Служил почти каждый день. Ночи под воскресные и праздничные дни проводил без сна, в молитве. Господь удостоил его благодатных видений во время церковных служб, не раз он видел ангелов, сослуживших иереям. Однажды за Литургией в Великий четверг преподобный лицезрел Спасителя в окружении Небесных сил, идущего от западных дверей храма к алтарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Пусть мощное – „Христос воскресе!“ – потрясет весь град! Да совершится и с нашими братьями в неделю Фомина уверенья и их уверение в той истине, что спасение Родины только в вере право­славной! И да сорвется с их уст радостное исповедание Фомы: „Господь мой и Бог мой!“ [Ин. 20, 28]. Фома пробыл целую неделю вне радости пасхальной учеников Христовых. Он не был с апостолами, когда Христос к ним явился. Оставление им семьи апостольской лишило его, к счастью только на время, и радости пасхальной. Наши братья, пребывающие в богоборстве и мрачном неверии, чуждые радостей духовных, тоже ушли из нашей семьи, оставили ее, а потому они и лишились той радости, которую дает вера. Пусть они скорее вернутся в нашу семью. Пусть из врагов все­го русского, православного, народного, доброго, святого превра­тятся в братьев, любящих друг друга, любящих и Родину свою. Пусть они вложат руки свои в те ужасные раны, которые на­несены Родине и всему народу нашему. Сердце их пусть осяжет те великие язвы, которыми полна современная жизнь русских людей. Тогда они почувствуют, что в воскресении народа, в исцеле­нии всех этих ужасных язв и ран может помочь только Господь Бог, только вера в Него, горячая, искренняя, нелицемерная может спасти нас». 3/16 мая состоялась торжественная встреча привезенной из Москвы митрополитом Вениамином частицы мощей священномученика Патриарха Ермогена для предполагаемого придела в честь священномученика в подвальном помещении Казанского собора. Их встретил крестный ход из Знаменской церкви во главе с епископом Лужским Артемием. На следующий день крестный ход с мощами священномученика проследовал в Казанский собор, где митрополит совершил литургию. Несмотря на то, что власть в стране была захвачена враждеб­но настроенными к Церкви людьми, сознательно ставящими своей целью ее уничтожение и не скрывающими этого, митро­полит по-прежнему продолжал устраивать крестные ходы не только в Петрограде, но и в губернии, возглавив, например, крестный ход из Луги и соседних приходов в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Никитское. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Никитское, расположенное на большой дороге из Воронежа в Москву, быстро росло. Число жителей увеличивалось. Старый храм великомученика Димитрия Мироточивого не мог уже вместить прихожан, и тогда в 1781 году начали строить новый храм на деньги прихожан. В основном строительство было окончено в 1785 году и храм был освящен 6 июня 1786 года во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. В 1840-1847 годах трапезная часть была расширена и в ней устроены два придела с алтарями: с левой стороны во имя святого Митрофана Воронежского, с правой - во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. Алтарь же с главного входа с этого времени был освящен во имя Святой Троицы. В 1877-1879 годах вновь перестроена колокольня. Теперь храм выглядел внушительно и величественно: был построен из красного кирпича с белокаменными деталями отделки. Церковный приход состоял из села Никитского и двух деревень: Красный Холм и Осиновый Куст. После строительства в деревне Осиновый Куст Никольского храма это село выделилось из прихода, но жители, выходцы из села Никитское, по-прежнему посещали Троицкую церковь. Причт прихода состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. В 1895 году населения в приходе было более 7 тыс. человек. Имелось 3 десятины церковной усадебной земли и 33 десятины – пахотной. Этот замечательный памятник архитектуры пощадила революция 1917 года. Он был сохранен в период массовых гонений на церковь в 1930-е годы, уцелел и в годы Великой Отечественной войны. Но, к нашему великому сожалению, храм был обезображен в послевоенные годы. В 1952 году была взорвана колокольня-звонница (потребовался кирпич для хозяйственных нужд), а в здании трапезной, основном объеме и алтаре разместили гараж и мастерские колхоза. При этом выломали южную сторону, проделав несколько ворот. В основном здании небрежно смонтированным потолком закрыли роспись купола, а роспись алтаря закоптили и ободрали.

http://sobory.ru/article/?object=20944

Таким образом, Василий Алексиев не просто проинформировал о существовании, выражаясь современным языком, исторического памятника в Юрине, но и обратил внимание на архитектурную особенность Казанской церкви - отсутствие алтарного прируба, сближающее ее с деревянными часовнями. Более подробная информация на сайте: http://www.opentextnn.ru/space/cult/?id=2040 В Юрино была ещё одна церковь, построенная до рождения Д. М. Пожарского — Преображения Господня, деревянная, однопрестольная. По нашему мнению, первоначально церковь была построена предками князя при основании княжеской усадьбы в конце XIV — начале XV веков. После строительства Казанской церкви Пожарский перестроил и сильно обветшавшую Преображенскую церковь, пристроив к ней ещё два придела — Никольский и Макарьевский. В церкви Воскресения Христова села Бурцево ещё в середине XIX века хранилось Евангелие, напечатанное в восьмой год царствования царя Алексея Михайловича и перенесённое в Бурцево из Преображенской церкви после её упразднения, где на титульном листе была надпись: «сия книга, глаголемая Тетроевангелие, печатанное в дест на бумаге, положили Жарской волости Балахонскаго уезда села Юрина крестьяне Грибоедова Павел да Михайло в дом Боголепное Преображение, чудотворца Николая и чудотворца Макария». Точно неизвестно, когда церковь была упразднена. Последнее упоминание о ней в материалах Балахнинской десятины относится к 1746 году. После перестройки Преображенской церкви она была освящена, что следует из записи за 1636–1638 гг. в сведениях о приходских церквях Балахнинской десятины: «Новоприбылая въ 144–146 г. ц-вь Преображения Спасово во Жарской волости въ селе Юринове дани 25 алт. десятильничихъ и заезда 5 алт.». В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Преображенская церковь в селе Юрино Балахнинского уезда уже не значится. Источник: В.Е. Шматов " История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского " d-pozharsky.ru Церковь является памятником архитектуры деревянного зодчества XVII века. После событий 1612 года государь пожаловал село Юрино в вотчинное владение князю Димитрию Пожарскому. Дата постройки храма в документах не сохранилась, однако известно, что князь Димитрий построил его как свою домовую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=14360

Память его 31 января. С сайта http://kolomna-hram.ru/svyaschennomuchenik_evge Село Маливо (Малива тож). Время первоначального построения церкви в селе Маливе (Горетово и Петровское тож), расположенном при озере Петровском, с точностью не известно, хотя есть указание на существование ее в XVII ст. До построения каменной церкви, в Маливе уже находилась каменная церковь. В июне 1792 г. села Петровского иерей Иоанн Михайлов вошел к преосвященному Коломенскому Афанасию с прошением о перемене ветхого антиминса на новый, на прошении которого последовала такая резолюция преосвященного: «попа отослать для наставления в катихизисе к о. ректору. А как нижеписанная церковь по собственному нашему усмотрению весьма не исправна и имеет немалые разседины, почему и служить в ней не только не пристойно, но и небезопасно, для того, взяв у священника холщевый антиминс, нового не выдавать». Указом Коломенской консистории от 16 июня того же года велено села Макшеева священнику Иоанну Егорову, до возвращения местного священника, исправлять все мирские требы в селе Петровском, в деревнях Маливе и Зарудной. В марте 1793 г. князем Петром Александровичем Черкасским подано было преосв. Афанасию прошение о выдаче, «вместо каменного здания от давнейшего времени во многих местах сводами и стенами разседшейся, вновь в тоже храмонаименование Петра и Павла, с приделом св. благоверного и великого князя Александра Невского, каменной же на другом месте, не более от ветшавшей, как в полуверсте», храмозданной грамоты, которая и дана была 23 марта 1793 г. В 1814 г. испрашивалось дозволение на окончание придела Никольского. Церковь имеет в длину 40 аршин, в ширину 14, а придельная 25 аршин. В 1870 г. стены церкви были украшены живописью мастерством села Ловец крестьянина Петра Трофимовича Бессонова, на что было израсходовано до 600 руб. В 1870 г. в ней, вместо ветхого, устроен новый иконостас коломенским мещанином Николаем Николаевичем Николаевым за 3500 руб. В 1875 г. оштукатурены были стены придельных храмов.

http://sobory.ru/article/?object=24994

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010