40 МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. Монастырь преподобного Павла Фивейского стоит при высокой и дугообразной горе, которой отвесная вершина кажется угрюмою крепостью, немного пошатнувшеюся и подпертою частыми пирамидальными откосными устоями. Впрочем, эти устои – не скалы, а отсыпи. Юго-восточный рукав сей горы оканчивается отлогим утесом, как бы бастионом, от которого горный кряж протягается на юг прямолинейно, как крепостная стена. А рукав северо-восточный, весьма обрывистый, у подошвы которого поставлена обитель, оканчивается у ограды ее ребристою скалою с вычурным камнем на ней в. роде обезображенного сфинкса. Оба эти рукава, или отрога, простираются к долине Дер. Близь южной ограды монастырской, немного ниже, есть не большая поляна. Тут рядом углубятся три источника сланой воды. Их устья закрыты густыми ветвями диких приземистых финичий. Подъем в монастырь В монастыре преподобного Павла, как и в Антониевом, нет ни одних ворот. Людей, животных, и вещи поднимают в него воротом, устроенным под навесом на стене, обращенной в долину Дер, между двумя маловыступными башнями. Навес немного выдвинут вперед сей стены; и чрез отверстие в Нем спускается и поднимается толстая веревка. Опасение от грабежа Бедуинов обратило сей монастырь в глухой затвор. Кельи монашеские Спустившись с подъема внутрь обители, вступаешь на длинную площадь, обставленную с обеих сторон сплошными зданиями. Она чем далее тянется, тем уже становится. По левую сторону ее к южной ограде примыкают монашеские кельи, а по правую стоят так же кельи, и среди их, но в связи с ними высится, соборный, храм. Все, эти жилища пустынных отцов, построенные ломанными линиями и обмазанные глиною, – бедны, тесны, неопрятны, и некрасивы. 41 Соборный храм Собор во имя Иоанна предтечи с приделом архангела Михаила построен в 1443 или 1448 году эры мучеников (по-нашему в 1727 или 1732г.), по благословению сто-пятого патриарха аввы Иоанна, зодчим Георгием Абу Юсефом: как это видно из Арабской надписи на срединном столпе церкви, что с правой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И оное все написал он на разсуждение ея величеству, понеже мыслил он, что от ея величества к Церкви святой защение будет и к нему показана будет милость. А ежели бы Родышевский сказал ему, что написанное в той выписочке к защищению Церкви святой не приличествует, то хотел оное оставить; а никому такими письмами угрозить не хотел и не к высокой ея величества персоне показанное все он писал, но в разсуждение, и на ея величество злобы и никакого мнения он не имеет и ни от кого не слыхал, и намерения такова, чтоб оными письмами какое возмущение учинить, у него не было». Этим пока кончилось дело о государственных вопросах по первым пунктам и началось о церковных противностих Феофана. 350 В Гоф-фуриерском журнале 1731г. (Госуд. Арх.) читаем: 14-го января китайский посол вступал в Москву с великой церемонией; 27-го привезен ко дворцу и аудиенция; февраля 3-го маскарад во дворце; февраля 26-го начались во дворце итальянские комедии и каждую неделю были по два раза до 11-го апреля, впродолжение всего Великого поста; марта 2-го прощальная аудиенция китайскому послу; апреля 28-го торжество коронвции и банкет; мая 8-го прощальная аудиенция турецкому посланнику. 351 «О преславном новом монаршем дому самодержавнейшей российской Императрицы Анны Иоанновны, новосельем ея величество поздравляя, смиренный Феофан, архиепископ новгородский, нижайше воспел: Анна держит толику область широтою Что ей не наполняет одна Русь собою. Видим и дом сей Анны толь чуднаго дела Что такого Россия до днесь не имела. Но не вмещает в себе Анниных дел славы Ни дом сей, ниже область Анниной державы». 352 Прочь уступай прочь Печальная ночь. Солнце восходит Свет возводит Радость родит. Прочь уступай прочь Печальная ночь. Коликий у нас мрак был и ужас! Солнце Анна возсияла – Светлый нам день даровала. Богом венчанна Августа Анна! Ты наш ясный свет Ты красный цвет Ты красота Ты доброта Ты веселие Велие. Твоя держава Наша то слава. Да вознесет Бог Силы твоей рог Враги твоя побеждая Тебя в бедах заступая. Рцыте вси люди О буди, буди. В словаре митрополита Евгения «стихи на приезд Государыни во Владыкино» и «Прочт уступай» показаны, как два разных стихотворения и отнесены – первые к 1732г. , последние к 1730г. Между тем это – одни и те же стихи и относятся к 1730г. А в 1732г. Двор был уже в С.-Петербурге. В тоже время читаны были сочиненные Феофаном, в честь Императрицы, латинские стихи, которые сам же он перевел на русский язык. Анна милостей тезоименитаˆИ самым делом имени согласна Сущи вышняго причастница света Сущи и телом и духом прекрасна Буди образом веселаго лета

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Он был наставником Петра II и главным орудием падения князя Меншикова» 38 . Меншиков стремился устранить от власти вице-канцлера Остермана. Вот что сообщал об этом Ле Форт в сентябре 1727 года: «Чтобы погубить Остермана, Меншиков выговаривал ему, что это он наущает царя (Петра II – а. А.) принять иностранную веру, за что он велел бы его колесовать. Не трудно было оправдаться. Остерман отвечал, что за его проступки его нельзя колесовать, но он знает, кого следовало бы этому подвергнуть» 39 . Однако в результате борьбы с семейством Долгоруких Меншиков в том же 1727 году был отправлен в ссылку и, по словам Ле Форта, «барон Остерман остался в выигрыше» 40 . В 1727 году по ходатайству А.И. Остермана император Петр II подарил лютеранам участок земли для сооружения новой церкви на «Невской першпективе» между Большой и Малой Конюшенными улицами. 26 декабря 1727 г. последовало высочайшее повеление «об отводе на Адмиралтейской стороне места под строение евангелической церкви, школы и пасторского дома»: «Указали Мы, по прошению иностранных и немецкого евангелического прихода обретающейся на Адмиралтейском острову церкви прихожан, под строение церкви ко отправлению по их закону службы, також школы и пасторского дому отвесть на Адмиралтейской стороне по большой прешпективной дороге, позади дворов генерала-майора Лефорта и адмирала Сиверса, оставя для проезду улицу, что надлежит поперечнику и длиннику сколько пристойно; а какое на том месте строение им построить должно будет, взять у них чертеж». 41 Но как раз в 1727 г., когда строительство новой, более просторной каменной церкви стало на повестку дня, Крюйс в возрасте 70 лет скончался. Однако осиротевшая община недолго пребывала без влиятельного покровителя. Патронат над ней перенял генерал на русской службе, через год (1728) – граф, Бурхард Кристоф фон Миних (Munnich, 1683–1767). Выходец из Ольденбурга, в 1720 г. Миних был приглашен Петром I в Россию для строительства Ладожского канала. В 1726 г. работы были завершены; при Петре II Миних был директором всех фортификаций.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В Иркутске, как и в Селенгинске, по просьбе митр. Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского) И. рукополагал ставленников во иереи и во диаконы. Для получения сана им следовало бы ехать в Тобольск, но присутствие в Иркутске епископа избавляло их от дальнего путешествия. 18 янв. 1727 г. Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии и о назначении И. на Иркутскую кафедру. Получив указ, в авг. 1727 г. И. возглавил епархию. Первоначально в управление И. определялись города Иркутск и Нерчинск с уездами, пригороды Удинский и Селенгинский с уездами, иркутский Вознесенский, Посольский в честь Преображения Господня, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ри, т. е. всего 42 церкви и 4 обители. Т. о., по указу 1727 г. территория епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции, лишь в 1731 г., после ходатайства И. о «приписке к Иркутской епархии дистриктов Ильминск и Якутск», Синод новым указом причислил к ней города Балаганск, Илимск, Якутск, Охотск с уездами, а также Усть-Киренский во имя Св. Троицы , якут. Спасский и Селенгинский мон-ри (Иркутские ЕВ. 1896. 15. С. 353). Первый епископ Иркутский явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Вост. Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре (4 года 10 месяцев) ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибир. епархии. Прежде всего И. упорядочил церковно-адм. устройство епархии. Учрежденный им в 1727 г. архиерейский приказ (располагался в иркутском Вознесенском монастыре) занимался деловой перепиской с приходами и мон-рями, рассмотрением ставленнических и судебных дел, обслуживанием архиерейского хозяйства; здесь собирались все необходимые сведения, отчеты и донесения, отсюда посылались указы и распоряжения по епархии. Первоначально предполагалось, что епархия будет существовать за счет внутренних средств. Согласно указу Синода 1727 г., каждый из епархиальных храмов и монастырей обязывался вносить ежегодную плату (т.

http://pravenc.ru/text/389621.html

По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; РГАДА, ф. 1239, on. 3, д. 35174. 1731 г.; д. 35263, 69277. 1732г.; д. 35517. 1733г.; д. 35653, 1734 г.; д. 31770. 1837-1839 г.г.; ЦИАМ, ф. 203, on. 425, д. 13. 1844-1845 г.г. Двадцать второго мая по новому стилю в церковном календаре отмечается Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. Для храма подмосковного села Домодедово, как и для многих других церквей, освященных в честь святителя Николая – это особенный храмовый праздник. Никольская церковь одна из трех в Домодедовском округе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет очень редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного по сельским меркам храма связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Есть сведения. что макет домодедовского храма и внутренний проект убранства – вплоть до чертежа иконостаса заказывала и утверждала императрица Анна Иоанновна. Но освящен он был уже после ее смерти – в 1746 году. Одно из первых упоминаний храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года, где говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. С 1658 года ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. Курировали работы обер-гофмейстер С.А. Салтыков и Троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово и духовником царицы. С древности Домодедовская волость принадлежала московским князьям и царям. На заливных лугах Пахры еще во времена Ивана Грозного кормили лошадей опричников, а позже Домодедовскую волость передали в ведение Конюшенного приказа. В начале XVIII столетия вся волость, включая село Домодедово, была пожалована петровскому фавориту Александру Даниловичу Меншикову. В 1727 году он подвергся опале, был лишен имущества и сослан, и Домодедово вернулось в дворцовый приказ.

http://sobory.ru/article/?object=02592

Под давлением требований Адмиралтейств-Коллегий иеромонахов во флот, Святейший Синод продолжал обращаться к вызову монашествующих в Александро-Невский Монастырь из других Монастырей. В 1726-м году предписано было Московской Духовной Дикастерии представить сведения о числе иеромонахов во всех Московских Монастырях. Сведения в 1727-м году были доставлены и Святейший Синод предписал Дикастерии избрать из всех Монастырей для высылки в Александро-Невский 10 самых лучших, доброжительных и не старых иеромонахов, искусных в Священном Писании и годных не только к священно служению, но и к занятию настоятельских должностей. Дикастерией в мае 1727-го года избраны были и затем высланы следующие иеромонахи: Троице-Сергиевского Монастыря – Леонид (Колязинец) и Илларион (Колмаков), Чудова – Макарий (Казанец или Шумилов), Симонова – Симон и Иоанникий, Богоявленского – Афанасий (Берестович), Златоустова – Филарет, Новинского – Дамиан, Сретенского – Серафим и Звенигородского Саввина – Платон 1982 . Продолжался вызов монашествующих и для собственных нужд Монастыря. В 1727-м году архимандрит Петр подал реестр о вызове в Александро-Невский Монастырь «крылошан из разных Монастырей из Украины и из Москвы» «для содержания Киевского пения» в Монастыре: из Киево-Печерского Монастыря иеродиаконов Иерофея (Савича) и Иоиля (Савацкого), монаха Исавра, иеромонаха Досифея (Лишевского), из Свицкого – уставщика, иеромонаха Галактиона и иеродиакона Иннокентия (Голубца), из Глуховского Петро-Павловского – иеромонахов Варнавы и Иннокентия, из Москвы: из Донского Монастыря иеромонаха Иакова (Коробца или Коронца), Богоявленского – иеромонаха Варфоломея Мгарского и иеродиакона Иерофея (Оглобли). По предложению Меншикова, Малороссийская Коллегия всех их определила выслать в Александро-Невский Монастырь. Прибыло только 4 человека: Исавр, Варнава, Досифей (Захарьев) и Галактион 1983 . По ведомости 1730-го года показаны еще прибывшими в 1727-м году иеромонахи: Иаков (Коропец), Досифей Черниговский, Варфоломей Богоявленский, Афанасий Рождественский 1984 . С 1729-го года числятся в Монастыре еще иеромонахи Иоаникий (Соколовский), именовавшийся иногда Симоновским, и Леонид (Страшков), именовавшийся, по Монастырю, Троицким 1985 . Значатся также в списках и иеромонахи Дамиан. Новинский, Серафим, Сретенский и Филарет Златоустовский, в Монастыре, по документам, числится также иеромонах Мелетий (Савинский) 1986 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Синоде присутствовал по 1726 год. 15 . РАФАИЛ Заборовский, Архимандрит Калязинский, Асессор, с 1723 года. В 1725 году Именными Указами Июля 31, Августа 7 и Августа 23 пожалован Епископом Псковским и Членом Синода. В 1727 году уволен в Епархию. 16 . СЕРГИЙ I, Архимандрит Высокопетровский, Асессор, с 1724 по 1731 годы. Наконец, Епископ Великоустюжский. 17 . ИОНА Саникеев, Архимандрит Спасо-Казанский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 18 . СЕРАПИОН I, Архимандрит Ипатский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 19 . ГЕОРГИЙ I Дашков, Епископ, затем Архиепископ Ростовский. В 1725 году с 18 Октября был Советником. В 1731 году лишён сана. С 1726 года Статские Чины совершенно отменены и учреждены ЧЛЕНЫ Святейшего Синода. 20 . АРСЕНИЙ I, Архимандрит Спасо-Прилуцкий, с 1726 по 1727 годы. 21 . ЛЕВ Юрлов, Архимандрит Переславский Горицкий, с 1726 по 1727 годы, потом Епископ Воронежский 63 . 22 . ИГНАТИЙ Смола, Митрополит Коломенский, с Июля 1727 года. В Декабре 1730 года отрешён за медление в решении дела о Льве, Епископе Воронежском. 23 . ПИТИРИМ, Архиепископ Нижегородский, с 1730 года. В 1736 году скончался. 24 . ИОАКИМ, Епископ Суздальский. С 1730 года. В 1731 году, Апреля 13, переведён в Ростов. Июня 16 пожалован Архиепископом. В 1732 году уволен в Епархию. 25 . ЕВФИМИЙ Колетий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Чудовский. С 1730 по 1733 год. 26 . ДОСИФЕЙ I, Архимандрит Савино-Сторожевский, с 1730 по 1732 год. 27 . ИЛАРИОН I, Архимандрит Переславский-Горицкий. Наконец, Новоспасский, с 1730 года. В 1735 году скончался. 28 . ПЛАТОН I Малиновский, Архимандрит Харьковский Преображенский, а потом Ипатский. С 1730 по 1733 год. Он паки присутствовал, будучи Епископом Сарским, с 1744 года, затем Архиепископом Московским, с 1749 по 14 Июня 1754 года. 29 . ИОАНН II, Протоиерей Успенский, с 1730 по 1733 год. 30 . ИОАНН III, Протоиерей Благовещенский, с 1730 года. В 1737 году, Сентября 15, уволен. 31 . ВАРСОНОФИЙ, Архимандрит Соловецкий, с 1732 по 1734 год, а потом вторично с 6 Июля 1737 года по 1740 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Есть сведения, что " по челобитью села Пехры Покровское тож покровского попа Игнатия Иванова велено... освятить Московского Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы " . В 1715 году настоятелем Покровского храма числится священник Алексий Борисов тридцати семи лет, у него жена Орина Петрова тридцати двух лет, у них дочь Акулина шести лет. По ревизским сказкам 1722-1727 годов при Покровской церкви Пехорского стана вотчины фельдмаршала А. Д. Меншикова в селе Покровском числился священник Иоанн Семёнов сорока лет, дьячок Михаил Фёдоров шестидесяти пяти лет, пономарь Иван Иванов тридцати лет. Всего десять лет прошло со времени построения в селе Покровской церкви, как 23 марта 1723 года в результате ужасного пожара Покровский храм сгорел. Только через четыре года священник Илья Филиппов с прихожанами обратились в Синодальный казённый приказ за разрешением " вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы " . Искомое разрешение было выдано Синодальным указом от 16 марта 1727 года, а в конце августа деревянная Успенская церковь в селе Пехра уже была построена и готова к освящению, которое состоялось 6 сентября 1727 года. Деревянная церковь простояла до первой четверти XIX века, когда был возведён каменный Покровский храм. Таким образом, за XVIII век Покровская церковь перестраивалась три раза: в 1712, 1727 и 1763 годах. В конце XVIII века никаких важных изменений в церкви и приходе села Пехра-Покровское Московского уезда не произошло. По клировой ведомости 1785 года Покровская церковь состояла в Вохонской десятине в числе церквей Богородской округи. Причт деревянной церкви состоял из священника Гавриила Фёдорова, дьячка Василия Семёнова и пономаря Андрея Адрианова. Кроме требных денег причт получал доход от 33 десятин пашенной и сенокосной земли. В приходе упоминалось 87 приходских дворов с населением 265 душ мужского пола и 274 женского.

http://sobory.ru/article/?object=02988

РЕКТОРЫ и Богословии учители: ПРЕФЕКТЫ и Философии учители: 19. Прокопий Колчинский с 1700 до 170З г., когда и где скончался, не известно. 1. Стефан Яворский в 1700 и того же года в Москве посвящен в Митрополита Рязанского. 20. Гедеон Одорский был в 170З и 1704 г., потом произведен во Архимандрита Крутицкого Батуринского монастыря. 2. Иннокентий Поповский с 1700 до 1705 г., потом Ректор. 21. Иннокентий Поповский в 1705 и 1706 г. 3. Христофор Чарнуцкий в 1705 г., потом Ректор. 22. Христофор Чарнуцкий с 1706 до 1709 г., потом переведен в Николаевский монастырь. 5. Иоасаф Томилович. 24. Сильвестр Помовский (подписался под Духовным Регламентом), был только Вицеректором и Богословии учителем с 1716 до 1721 г., в коем скончался. 6. Иосиф Волчанский до 1721 г., потом Ректор. 25. Иосиф Волчанский с 1721 до 1727 г., в коем с Марта переведен в Николаевский монастырь; в 17З5 г. посвящен во Епископа Белорусского, а с 1742 был первым Архиепископом Московским, и там скончался 1745 г. 7. Платон Малиновский с 1722 г. потом, Епископ Крутицкий и, наконец, с 1748 Архиепископ Московский, и там 1754 г. скончался. 26. Иларион Левицкий с 1727 г., а 1731 Июня 14 здесь скончался. 8. Иларион Левицкий с 1724 до 1727 г., потом Ректор. РЕКТОРЫ И APXIMAHДPUTЫ КИЕВОБРАТСКОГО МОНАСТЫРЯ. 9. Амвросий Дубневич с 1727 до 17З1 г., потом Ректор. 27. Амвросий Дубневич, первый Архимандрит с 17З1 до 17З7 г., в коем переведен в Златоверхомихайловский монастырь. Оттуда в 17З9 в Сергиеву Лавру, а с 1742 г. был Епископом Черниговским и там скончался 1750 г. 10. Стефан Калиновский с 17З2 до 170З г. в коем переведен в Префекты Московской Академии; после был Епископом Псковским и Архи. епископом Новгородским, где и скончался 1753 г. 28. Сильвестр Думницкий из Наместников Киевософийских с 17З7 г. Августа 1 до 2 Сентября 1740; потом переведен в Златоверхомихайловский монастырь и там скончался 1746 г. 11. Иероним Миткевич с 17З4 до 17З8. 29. Сильвестр Кулябка с 9 Августа 1740 до 1745, потом Епископ Костромский и, наконец, Архиепископ Санкт- Петербургский, где и скончался 1761 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Среди флотского духовенства значится о 1726-го года «определенный во флот на вечное обывательство иеромонах Исаия (Волох)» 2262 . В зиму 1727-го года в Кронштадтской эскадре было только 2 иеромонаха 2263 . В 1727-м году здесь оставлен был Кронштадтской Адмиралтейскою Конторой иеромонах, отпущенный в Монастырь с Ревельской эскадры 2264 . На Ревельской эскадре в 1727-м году было 6 иеромонахов и 1 обер-иеромонах. На освободившуюся вакансию седьмого иеромонаха был назначен иеромонах из Александро-Невского Монастыря 2265 . В 1728-м году, распоряжением Ревельской Адмиралтейской Конторы, признано было достаточным иметь при Ревельской эскадре лишь 3-х иеромонахов, сверх обер-иеромонаха, и излишние трое, старшие по времени службы, были отпущены в Монастырь 2266 . Кроме кампании двух эскадр, наши суда бывали и в заграничном плавании, особыми небольшими отрядами, с которыми также бывали Невские иеромонахи 2267 . Александро-Невские иеромонахи отправляли Богослужение в часовне при Петербургском «Корабельном дворе», где всегда находилось более 1.000-и человек морских служителей. Иеромонахи получали из адмиралтейских сумм «указное жалованье» и «от подаяний служителей довольный сбор». Они с давних лет определялись «погодно», здесь и жили, и «для обращающихся в том полковом дворе морских служителей и вечерни, и утрени, и часы, и молебны отправляли» 2268 . Это место называлось еще местом при «морской гошпитали». В 1726-м году здесь был иеромонах Тихон Кирилловский, с 1720-го года все время служивший во флоте, с июля 1727-го года – иеромонах Иосиф Златоустовский, проводивший во флоте уже 7-й год 2269 . В 1728-м году морское начальство предложило иеромонаху Иосифу отправиться на новом корабле Петр I в Кронштадт, но он отказался, ссылаясь на болезнь, и был отослан в Невский Монастырь. На его место назначен был иеромонах Иаков Даниловский. Ему было предписано нигде в приходах, кроме морского полкового двора, треб не совершать без самой крайней нужды, под опасением безослабного по святым правилам истязания 2270 . В 1730-м году сюда был назначен иеромонах Август Ростовский 2271 , в 1731-м году иеромонах Иаков (Коропец) 2272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010