40 МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. Монастырь преподобного Павла Фивейского стоит при высокой и дугообразной горе, которой отвесная вершина кажется угрюмою крепостью, немного пошатнувшеюся и подпертою частыми пирамидальными откосными устоями. Впрочем, эти устои – не скалы, а отсыпи. Юго-восточный рукав сей горы оканчивается отлогим утесом, как бы бастионом, от которого горный кряж протягается на юг прямолинейно, как крепостная стена. А рукав северо-восточный, весьма обрывистый, у подошвы которого поставлена обитель, оканчивается у ограды ее ребристою скалою с вычурным камнем на ней в. роде обезображенного сфинкса. Оба эти рукава, или отрога, простираются к долине Дер. Близь южной ограды монастырской, немного ниже, есть не большая поляна. Тут рядом углубятся три источника сланой воды. Их устья закрыты густыми ветвями диких приземистых финичий. Подъем в монастырь В монастыре преподобного Павла, как и в Антониевом, нет ни одних ворот. Людей, животных, и вещи поднимают в него воротом, устроенным под навесом на стене, обращенной в долину Дер, между двумя маловыступными башнями. Навес немного выдвинут вперед сей стены; и чрез отверстие в Нем спускается и поднимается толстая веревка. Опасение от грабежа Бедуинов обратило сей монастырь в глухой затвор. Кельи монашеские Спустившись с подъема внутрь обители, вступаешь на длинную площадь, обставленную с обеих сторон сплошными зданиями. Она чем далее тянется, тем уже становится. По левую сторону ее к южной ограде примыкают монашеские кельи, а по правую стоят так же кельи, и среди их, но в связи с ними высится, соборный, храм. Все, эти жилища пустынных отцов, построенные ломанными линиями и обмазанные глиною, – бедны, тесны, неопрятны, и некрасивы. 41 Соборный храм Собор во имя Иоанна предтечи с приделом архангела Михаила построен в 1443 или 1448 году эры мучеников (по-нашему в 1727 или 1732г.), по благословению сто-пятого патриарха аввы Иоанна, зодчим Георгием Абу Юсефом: как это видно из Арабской надписи на срединном столпе церкви, что с правой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; РГАДА, ф. 1239, on. 3, д. 35174. 1731 г.; д. 35263, 69277. 1732г.; д. 35517. 1733г.; д. 35653, 1734 г.; д. 31770. 1837-1839 г.г.; ЦИАМ, ф. 203, on. 425, д. 13. 1844-1845 г.г. Двадцать второго мая по новому стилю в церковном календаре отмечается Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. Для храма подмосковного села Домодедово, как и для многих других церквей, освященных в честь святителя Николая – это особенный храмовый праздник. Никольская церковь одна из трех в Домодедовском округе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет очень редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного по сельским меркам храма связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Есть сведения. что макет домодедовского храма и внутренний проект убранства – вплоть до чертежа иконостаса заказывала и утверждала императрица Анна Иоанновна. Но освящен он был уже после ее смерти – в 1746 году. Одно из первых упоминаний храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года, где говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. С 1658 года ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. Курировали работы обер-гофмейстер С.А. Салтыков и Троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово и духовником царицы. С древности Домодедовская волость принадлежала московским князьям и царям. На заливных лугах Пахры еще во времена Ивана Грозного кормили лошадей опричников, а позже Домодедовскую волость передали в ведение Конюшенного приказа. В начале XVIII столетия вся волость, включая село Домодедово, была пожалована петровскому фавориту Александру Даниловичу Меншикову. В 1727 году он подвергся опале, был лишен имущества и сослан, и Домодедово вернулось в дворцовый приказ.

http://sobory.ru/article/?object=02592

Цифры эти тем более поразительны, что когда-то украинский народ удивлял иностранцев своей высокой культурностью. Так, архидиакон Павел Алепский, проезжавший через Украину в 1652 г. вместе с патриархом Антиохийским Макарием, в следующих словах выражал удивление по поводу замеченной им любви малорусского населения к образованию: «начиная с этого города (Рашкова - в нынешней Подолии), - пишет он, - и по всей земле казаков мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать... Кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами... Дети многочисленнее травы и все умеют читать, даже сироты» («Путешествие Антиохийского патриарха Макария», в переводе проф. Муркоса). И в XVIIIb., вся Малороссия также была покрыта густою сетью народных школ. Из данных переписи 1732г. видно, что в Слободской (восточной) Малороссии был такой же процент учеников по отношению ко всему населению, какой существовал в Харьковской губернии уже в 1882 г.; по переписям 1741-48г.г. в семи полках Гетманщины на 1904 населенных пункта (в том числе 792 села и 206 деревень) было 866 школ; в Черниговском полку на 142 села было 143 школы. Надо сказать, что те села были гораздо меньше сел начала 20 века. Все почти известные педагогические авторитеты, деятельность которых проходила на территории малорусских губерний, с замечательным единодушием высказывались за обучение в малорусской школе на местном народном языке. Член ученого комитета Министерства народного просвещения господин Вессель писал, что общее образование без опоры на местный элемент невозможно, и находил необходимым, чтобы была «составлена книга чтения и на малороссийском языке, которой, хотя бы несколько сносной, до сих пор у нас не существует, так что в Малороссии в приходских и уездных училищах не по чему и учить детей родному языку. А не обучать народ родному языку значить не дозволять развиваться мысли народной, всем духовным силам народным, значить оставлять народ в постоянном младенчестве. Если же мы начнем обучать народ не его языку, то сделаем еще хуже; мы извратим самостоятельное умственное развитие народа, мы извратим всю духовную природу его» («Учитель», 1862г.). То же самое высказывали и другие известные педагоги - барон Корф (в своем руководстве для земских гласных и народных учителей: «Русская начальная школа»), В.В.Водовозов, К.Д.Ушинский. Общественные учреждения так же настойчиво выдвигали вопрос о преподавании в украинских школах на родном языке. О том же ходатайствовали Полтавская и Одесская городские думы.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

И оное все написал он на разсуждение ея величеству, понеже мыслил он, что от ея величества к Церкви святой защение будет и к нему показана будет милость. А ежели бы Родышевский сказал ему, что написанное в той выписочке к защищению Церкви святой не приличествует, то хотел оное оставить; а никому такими письмами угрозить не хотел и не к высокой ея величества персоне показанное все он писал, но в разсуждение, и на ея величество злобы и никакого мнения он не имеет и ни от кого не слыхал, и намерения такова, чтоб оными письмами какое возмущение учинить, у него не было». Этим пока кончилось дело о государственных вопросах по первым пунктам и началось о церковных противностих Феофана. 350 В Гоф-фуриерском журнале 1731г. (Госуд. Арх.) читаем: 14-го января китайский посол вступал в Москву с великой церемонией; 27-го привезен ко дворцу и аудиенция; февраля 3-го маскарад во дворце; февраля 26-го начались во дворце итальянские комедии и каждую неделю были по два раза до 11-го апреля, впродолжение всего Великого поста; марта 2-го прощальная аудиенция китайскому послу; апреля 28-го торжество коронвции и банкет; мая 8-го прощальная аудиенция турецкому посланнику. 351 «О преславном новом монаршем дому самодержавнейшей российской Императрицы Анны Иоанновны, новосельем ея величество поздравляя, смиренный Феофан, архиепископ новгородский, нижайше воспел: Анна держит толику область широтою Что ей не наполняет одна Русь собою. Видим и дом сей Анны толь чуднаго дела Что такого Россия до днесь не имела. Но не вмещает в себе Анниных дел славы Ни дом сей, ниже область Анниной державы». 352 Прочь уступай прочь Печальная ночь. Солнце восходит Свет возводит Радость родит. Прочь уступай прочь Печальная ночь. Коликий у нас мрак был и ужас! Солнце Анна возсияла – Светлый нам день даровала. Богом венчанна Августа Анна! Ты наш ясный свет Ты красный цвет Ты красота Ты доброта Ты веселие Велие. Твоя держава Наша то слава. Да вознесет Бог Силы твоей рог Враги твоя побеждая Тебя в бедах заступая. Рцыте вси люди О буди, буди. В словаре митрополита Евгения «стихи на приезд Государыни во Владыкино» и «Прочт уступай» показаны, как два разных стихотворения и отнесены – первые к 1732г. , последние к 1730г. Между тем это – одни и те же стихи и относятся к 1730г. А в 1732г. Двор был уже в С.-Петербурге. В тоже время читаны были сочиненные Феофаном, в честь Императрицы, латинские стихи, которые сам же он перевел на русский язык. Анна милостей тезоименитаˆИ самым делом имени согласна Сущи вышняго причастница света Сущи и телом и духом прекрасна Буди образом веселаго лета

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Москва. Церковь Сергия Радонежского в Бибиреве. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1893 и 1894. Архитектор:Ф.В. Рыбинский Ссылки:   Адрес: 127549, Россия, город Москва, Костромская улица, дом 7. Координаты: 55.8867, 37.59826 Проезд:м. Медведково авт. 272, 618, 771, 602, 615, ост. " Магазин " Яхонт " ; или м. Бибирево, 1-й вагон из центра, 5 мин. пешком от метро Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 13 января 1893 г. причт, церковный староста и прихожане Благовещенской церкви села Бибирево обратились в Московскую духовную консисторию с прошением: «Существующая с 1732г. в селе Бибирево деревянная Благовещенская церковь стала ветха, значительно покачнулась и является неотложная необходимость в постройке нового небольшого каменного храма. Имеется несколько благотворителей, которые желают оказать посильную помощь». К прошению был приложен приговор прихожан о желании участвовать в постройке храма с обещанием лично выполнять все земляные работы: выровнять землю под храм, выкопать ров для фундамента, убрать землю и привезти необходимое количество песка для стройки. Московский купец 2 гильдии Василий Панкратьевич Калинин, имеющий около села Бибирево свой кирпичный завод, обещал пожертвовать кирпич; московский мещанин Александр Александрович Цыплаков обещал пожертвовать бут под фундамент храма, а их сосед по землевладению, московский купец Вогау обещал оказать денежное пожертвование; надворный советник В.Н.Островцов обещал с помощью известных ему благотворителей достать иконы для иконостаса, хоругви и необходимое количество серебряной парчи на облачения престола и жертвенника. Консистория направила благочинному указ провести дознание и донести, «удобно ли и прилично ли место, предполагаемое для храма». Благочинный ответил, что место, предназначенное для храма, удобное, вблизи него, как и во всем селе, нет трактирных и питейных заведений. Однако, несмотря на положительный ответ благочинного, консистория не разрешила строить храм, сославшись на то, что имеющаяся в наличии сумма не соответствует указанной в смете. Тогда отец Сергий Соколов направляет в Консисторию еще одно прошение, с припиской игуменьи Вознесенского монастыря: «Из числа 3000 руб., означенных в сем прошении, 1200 руб. собраны между сестрами Московского Вознесенского монастыря, которые впредь обещают по возможности продолжить сбор, когда будет получено окончательное разрешение на постройку храма». Учитывая ходатайство игуменьи Евгении и благочинного И.Воскресенского, консистория дала разрешение на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=03400

Настолонование нового Будимского епископа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Настолонование нового Будимского епископа 15 сентября 2002 г., в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Сентандрее (Венгрия) состоялось настолонование преосвященного Лукиана (Пантелича) на Будимскую кафедру. Преосвященный Лукиан По сообщению информационной службы СПЦ, 15 сентября 2002 г., в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Сентандрее (Венгрия) состоялось торжественное настолонование преосвященного Лукиана (Пантелича) на Будимскую кафедру. Настолонавание совершено епископом Банатским Хризостомом. Вдадыка Лукиан родился в 1950 г. в Моле (Бачская епархия). По окончании гимназии учился на юридическом факультете Белградского университета, а затем на Богословском факультете СПЦ, который закончил в 1980 г. В 1979 г. в монастыре Дивостине принял монашеский постриг и был рукоположен епископом Шумадийским Саввой в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1984 г. решением Архиерейского Собора назначен викарным епископом Моравичским, а в 1985 г. получил назначение на Славонскую кафедру. Во время распада Югославии разделил судьбу своей паствы. Славонская епархия оказалась на территории Хорватии. До начала военных действий добивался возвращения отобранного ранее у Сербской Церкви имущества. Ревностно боролся за людские, религиозные и национальные права сербов в Хорватии, свидетельствуя о происходящем геноциде сербского населения перед мировой общественностью. За свою активную деятельность в октябре 1991 г. был арестован вместе с 20 священниками СПЦ хорватскими властями. Был освобожден под давлением международной общественности. Преосвященный Лукиан явился свидетелем культурной трагедии сербского народа на территории Хорватии. Хорватами была уничтожена епархиальной библиотеки в Пакраце. В этой одной из самых дорогих сербских библиотек находились рукописи XVI, XVII и XVIII вв. Были уничтожены кафедральный собор Святой Троицы, епархиальное управление (1732г.) и епархиальная ризница. Владыка Лукиан покинул вверенную ему епархию вместе с последними сербскими беженцами после падения Западной Славонии в результате военной операции хорватской армии. Решением Архиерейского Собора СПЦ назначен администратором Темишоарской епархии (территория Румынии), а в 2002 г. избран на вдовствующую после смерти епископа Даниила (Кстича) Будимскую епрахию. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Главным недоброжелателем Миниха был Князь Меншиков; в Остермане имел он друга. Последний занимал в то время важные должности Вице-Канцлера, Члена Верховного Тайного Совета, Обер-Гофмейстера при воспитании Великого Князя Петра Алексеевича: ему одолжен Миних полученным от Императрицы Екатерины II-й орденом Св. Александра Невского (1726 г.) и чином Генерал-Аншефа. Император Петр II-й пожаловал Миниху Графское достоинство Российской Империи, несколько деревень в Лифляндии (1728 г.), определил его Генерал-Губернатором С. Петербургским, Ингерманландским, Карельским и Финляндским. Тогда Меншиков низвержен был в прежнее ничтожество. Осторожный Миних не участвовал в ограничении власти Самодержавной, при предложении Скипетра Императрице Анне Иоанновне (1730 г.): он предвидел, вместе с Остерманом, что дерзкое предприятие послужит к гибели честолюбцев. Государыня отличным благоволением прияла поздравления Графа Миниха, пожаловала его Генерал-Фелдцейхмейстером, Президентом Военной Коллегии и, вскоре, кавалером ордена Св. Апостола Андрея Первозванного (1731 г.) Членом Кабинета 181 ; Генерал-Полициимейстером, Генерал-Фельдмаршалом (25 февр. 1732г.). Славный Принц Евгений, Наставник Миниха на ратном поле, отзывался об нем Императрице, что Она вверила военные дела человеку, соединявшему в себе с редкими достоинствами примерную ревность к службе. – Миних оправдал на деле лестный отзыв знаменитого Полководца: начертал новое учреждение для гвардии, полевых, гарнизонных и Малороссийских полков; сравнял жалованье природных Русских офицеров с иностранными, находившимися: в нашей службе, в до того получавшими более перовых; основал в С.Петербурге (1731г.) Кадетский Корпус для 150 дворян Российских и 50 Эстляндских и Лифляндских, на Васильевском острову, в доме, прннадлежавшем Меншикову; пожалован Шефом Корпуса; исходатайствовал у Императрицы (1732 г.) Указ об увеличении; комплекта кадет до 360 человек; неусыпно заботился о пользах вверенного ему заведения; совершил устройство Ладожского канала, по которому судоходство началось с 1-го мая 1731 года; завел в армии нашей корпус тяжелой конницы (кирасиров), до того неизвестной в России, но с значительными издержками, выписывая лошадей из чужих краев, за недостатком хороших. Он – как уверяют – присоветовал Императрице Анне Иоанновне перенести столицу из Москвы, где покоится прах Ей Родителя, в С. Петербург, согласно с волею Основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра [ править править код ] Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1. Сайт: lavra.spb.ru Петр I основал лавру в установление исторической связи между собой и героем Невской битвы. Александр Невский разбил шведов в устье Невы, а Петр I разбил и изгнал шведов с невских берегов и основал в устье Невы новую столицу России – Петербург. Основан монастырь в 1710 г. В 1723 Петр I повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. В настоящее время, по установившейся традиции, в день Перенесения мощей, 12 сентября, по окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в сопровождении духовенства крестным ходом выходит из монастыря на площадь Александра Невского на Невском проспекте. После революции, в 1922 г. монастырь лишился своей главной святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже, где находится и поныне. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы. Действующие храмы Александро-Невской лавры: Святыни Александро-Невской лавры: Богослужения в Александро-Невской лавре: Ежедневно совершаются ранние и поздние литургии (в 7:00 и в 10:00) и вечернее богослужение в 17:00. В воскресение литургия совершается также в 9:00 в Никольском храме и в храме преподобного Серафима Вырицкого (попеременно). С понедельника по субботу служатся братский молебен и полунощница (в 6:00). Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь [ править править код ] Пустынь основана архимандритом Варлаамом (Высоцким) в 1732г, настоятелем Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшее владение своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. В 1764 монастырь отделился от лавры и стал управляться собственным архимандритом. Перед переворотом в октябре 1917 в монастыре было 7 храмов и жило около 100 человек братии, из среды которых по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Со времен Екатерины Второй на кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей Санкт-Петербурга: Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и других. Здесь погребены дочери и внуки Суворова и Кутузова, канцлер Горчаков, архитекторы Штакеншнейдер и Горностаев. Кладбище считалось одним из наиболее красивых в Европе.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Грабцево. Церковь Николая Чудотворца. Храм святителя Николая усадьбы Еропкиных в Грабцево Входит в Храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Церковь расположена за пределами основного усадебного ансамбля, к северу от регулярного сада. К группе зданий подводит одна из его поперечных аллей, пересекающих пейзажную часть парка. Наиболее древнее среди них сооружение Грабцева – Успенская церковь (1719 – 1722г.г.), представляющая собой один из скромных и довольно запоздалых вариантов «нарышкинского барокко», возникших на провинциальной почве. Колокольня и рассматриваемая Никольская церковь были построены в период владения Петра Дмитриевича Еропкина, крупного деятеля екатерининского времени, сенатора и генерал-аншефа, бывшего с 1771 по 1790г.г. московским генерал-губернатором и прославившегося как усмиритель «чумного бунта» в Москве в 1771 г. При нём в к. XYIII – нач. XIX в.в. сложился в основном весь архитектурный комплекс Грабцева, частично сохранившийся до нашего времени. С размахом вельможи екатерининской эпохи он берётся за обновление и переустройство всей усадьбы: заново отстраивается жилая часть с парадным двором (главный дом и флигели) и возводится целый ряд различных хозяйственных служб. уже со второй половины 17 в. с. Грабцево (первоначальное его название Мальцево) принадлежало Еропкиным; оно было пожаловано стольнику Михаилу Андреевичу Еропкину, назначенному вел. Государем Михаилом Фёдоровичем воеводою в Калуге, где он служил от 1384 до 1657 года. Тогда же осуществляется постройка псевдоготических ограды с башенками и колокольни. О характере некоторых из этих работ дают представление обнаружение в Государственном архиве Калужской области архивные документы, подрядные договоры с записями подрядных договоров. Тёплая Никольская церковь была сооружена на месте старой деревянной церкви того же наименования, о чём свидетельствуют материалы к. XYIII в. В описании к Атласу Калужского наместничества 1732г. она поминается ещё как деревянная: “Село Успенское Грабцево тож…Село по обе стороны речки Гороленки при прудах, на речке мельница о двух поставах, во оном селе церкви каменная Успения Пресвятыя Богородицы, другая Николая Чудотворца”.

http://sobory.ru/article/?object=04382

Образцы эти сохранились при документах, и мы прилагаем здесь снимки с них: первые три (большие) прикладывались к свидетельствам, выдаваемым мастерам, вторые к иконам. Вообще дело шло вяло: в Палату явились для освидетельствования всего 128 человека и представили 78 иконописных образцов, 8 живописных и 1 финифтяный. Мастера не считали нужным являться в Палату; помощники Зарудного также неохотно выполняли возложенные на них поручения по надзору за живописцами и иконописцами. В конце концов, сам Зарудный попал под арест. Московские цеховые иконописцы, вместе с выборным иконописного художества ольдерменом, подали в московскую контору Правительствующего Сената жалобу на Зарудного, обвиняя его в притеснении бедных иконописцев и незаконных поборах; между тем как в именном Указе Его Величества о цехах «ни с какого мастерства пошлин имать, кроме подушнаго окладу, не указано». Эта жалоба послужила источником продолжительных бумажных препирательств между Московской Синодальной Конторой и Московской Сенатской Конторой. Переписка продолжалась 18 лет; в пылу увлечения вопросом о правах и привилегиях самое иконописание было забыто, Зарудный умер. Палата «изуграфств исправления» рассеялась; иконописное дело не подвинулось вперед ни на один шаг; но должность главного надзирателя за живописцами и иконописцами, очень заманчивая по полноте власти и небездоходная, формально не была уничтожена, и скоро нашлись любители полновластия и кандидаты на этот почетный и выгодный пост. Щербаков. Троица Ветхозаветная. Икона. 2-я пол. 1790-х гг. ГРМ. Происходит из праздничного ряда иконостаса Сергиевского собора всей артиллерии В апреля 1760г. живописный мастер Московского университета Алексей Антропов подал на имя императрицы Елисаветы Петровны прошение о назначении его на место Зарудного в ведомство Синода. В прошении Антропов изъяснил, что он с 1732г. обучался художеству у разных российских и иностранных мастеров, а по обучении находился то при дворе в Санкт-Петербурге, то в Москве для исполнения разных работ, особенно же в Киеве при работах во вновь построенной церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

  001     002