(Поучение преподобного Анастасия Синаита ) Кто ваш загробный покровитель Таинство смерти – таинство страшное и ужасное! Как в писанной книге, человек увидит тогда все свои грехи: вот грехи юности, давно забытые, вот грехи зрелого возраста, вот обида, вот неправда, прелюбодеяние, гордость, зависть, бесчестная ложь, клевета, хула, человекоугодие, леность, небрежность в молитве, ябеда... Боже мой! сколько их!.. И сколько из них не омыто покаянием, ниже каплею слезною... ниже вздохом единым. О! какой страх объимет тогда душу! Этот страх еще увеличится от присутствия темных сил. О! Как нужен бедной душе помощник и заступник в страшный час смерти! И он явится нам в лице нашего Ангела-хранителя. «Светло» предстанет он душе, «красен» своею «добротою и яко сладкий, и веселый, и солнцеобразный ум, с осклабленным лицем и радостным воззрением надеждою спасения отъемля страх, прострет светлыя и пресвященныя своя крила над умирающим, отженет горькия враги, ишущие пояти душу его... и студ и срам покрыет студная и смрадная и мрачная лица вражия» (Канон Ангелу-хранителю). Но так будет только с той душой, которая в жизни по возможности старалась приблизиться к Ангелам. Будем, братие, помнить страшный час смерти. Будем усердно молиться Ангелу-хранителю: Ангеле Божий, Хранителю и покровителю души и тела моего! «Да узрою тя одесную окаянныя моея души предстояща, светла и тиха заступника и предстателя моего, внегда изчезати от Мене нуждно духу моему, и ищущия мя пояти, горькия враги отгоняюща» (Канон Ангелу-хранителю)! «Страшно и грозно место имам проити, тела разлучився, – читаем в молитве к Спасителю, – и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет...» Это будет последнее усилие со стороны злых духов погубить душу, делавшую на земле много грехов. На каждом шагу они будут преграждать ей путь в Царствие, на каждом шагу останавливать и удерживать ее стремление к нему, истязая ее за все дела, за все слова, за все помышления. Каждая страсть, каждый грех имеет своих мытарей и истязателей... Каким страхом, каким трепетом будет волноваться тогда душа? Теперь нужны ей помощники и заступники. «Если, отправляясь в какую-нибудь далекую и малоизвестную страну, требуем проводников, то сколько нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, миродержителей, гонителей, мытареначальников» (Златоуст). И эти помощники и заступники непременно явятся, – это опять наш Ангел-хранитель, но уже не один, а вместе с другими Ангелами. И если душа в этой жизни вела жизнь благочестивую, очистила себя покаянием, она находит защиту у своего Ангела-хранителя и под его кровом небоязненно потечет к Небесному Царствию, сопровождаемая Ангелами. Тогда-то, видя за собой пропасть, которая готова была поглотить ее, видя позади себя врагов, с огненной яростью искавших ее погибели, душа изливается в славословии и благодарении Господу, Который, послав Своего Ангела, не отдал ее на растерзание зубам их, избавил ее, как птицу, от сети ловящих...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Открытие Киево-Печерской Лавры: как это было Вспоминает первый наместник Лавры митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) Сергей Герук Быстро летит время. Кажется, не так давно еще советский Киев облетела весть: Лавру возвращают Церкви! Старшее поколение киевлян помнит, как 10 марта 1961 года в период хрущевской «антирелигиозной кампании» Лавра была закрыта, а 13 марта в Бабьем Яру на Куреневке прорвало дамбу, огораживавшую место, куда в течение десяти лет сливали строительную пульпу. Грязевой вал высотой 14 метров понесся вниз на Подол, покрывая жилые дома, транспорт, погребая заживо людей и животных. Куреневская трагедия унесла жизни порядка 1,5 тыс. человек. Власти умалчивали о количестве погибших и о причинах аварии, а верующим было ясно, что она напрямую связана с закрытием Лавры. Неслучайно известный киевский священник Георгий Едлинский, служивший много лет в Макариевском храме на Татарке, в тот трагический день напомнил прихожанам слова Христа о Силоамской башне: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Лк. 13: 4). И, призывая к покаянию, обратил внимание на разгул воинственного атеизма, закрытие храмов и монастырей. И вот через 27 лет – в июне 1988 года – Церкви была передана нижняя часть древней обители. Первая Литургия состоялась на площади перед Аннозачатиевским храмом на Дальних Пещерах. Возрождалась монашеская жизнь. Киево-Печерская лавра сегодня Автору этих строк, тогда начинающему журналисту светской военно-патриотической газеты, удалось побывать у первого наместника Лавры – не менее молодого в то время архимандрита Ионафана (Елецких). Это было мое первое интервью с представителем Церкви: перестроечное горбачевское время позволило такое «ноу-хау» на полосах советских газет. Мое далеко не церковное воображение рисовало встречу с «отсталым церковником», однако, к моему удивлению, наместник оказался очень интеллигентным, образованным, приветливым собеседником. Мы разместились в его уютной скромной келье с иконами, горящей лампадой, стеллажом таинственных книг. В окно заглядывала реликтовая липа, по преданию посаженная еще преподобным Феодосием, было видно Аннозачатиевский храм, полоску седого Днепра. Казалось, мы перенеслись в далекую старину. Я узнал, что отец Ионафан приехал из Петербурга, где учился в академии, а затем преподавал церковное пение; о том, что он – церковный композитор и к 1000-летию Крещения Руси выпустил диск церковной авторской музыки.

http://pravoslavie.ru/107026.html

—493— жество Св. Александра на востоке, он переносит собор в Никею. Но и Евсевию с Феогнием он не хочет дать полного торжества и призывает поэтому на собор западных епископов. – Вопрос только в том, был ли Константин Великий действительно таким искусным, коварным политиком в религиозных вопросах? По моему мнению, ни старые, ни новые документы из истории начала арианского спора не оправдывают этого оригинального взгляда Швартца на политику Константина, и ход событий после Антиохийского собора 324 года представ­ляется мне совсем в ином свете, чем Швартцу. При­глашая на великий собор западных епископов, Константин Великий шел не вразрез, а навстречу желаниям отцов Антиохийского собора и самого Александра Александрийского . Ведь сами же отцы Антиохийского собора, по примеру. Александра Александрийского , обратились с особыми посланиями и к Сильвестру, епископу Римскому, и к Александру Фессалоникийскому. Как отозвались на эти послания эти епи­скопы апостольских кафедр запада, мы не имеем сведе­ний. Но на Никейском соборе мы встречаем в числе сторонников Св. Александра Александрийского и предста­вителей Римского епископа пресвитеров Витона и Викентия, и самого Александра Фессалоникийского. И нет ничего невозможного в том предположении, что в ответ на послания Св. Александра и Антиохийского собора сами эти выдающиеся епископы запада выразили каким-нибудь образом желание принять участие в соборно-вселенском решении спорного догматического вопроса. Мысль пригласить на собор западных епископов мог подать Константину и Осий Кордубский, может быть, сам присутствовавший на Антио­хийском соборе. Но западных епископов неудобно было приглашать в далекую от границы востока и запада Анкиру, и потому с превращением восточного великого собора во вселенский перемена места его стала необходимостью. О выбор Никеи, как места Вселенского собора, ср. Виз. Bp. т. XX, Отд. I, стр. 167 (Павлин и Зинон, стр. 107), прим. 157, и Труды Имп. Киевск. Дух. Акад. 1915 г., январь, стр. 115–117 (К вопр. об Ант. соб. I, 124–126). К сказан­ному там можно прибавить:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несомненно, экуменизм (и истолкование его будь то патриархом Афинагором, архиепископом Иаковом или митрополитом Филаретом) должен стать предметом серьезного общеправославного обсуждения. В своем подходе к экуменизму православные должны быть едиными. Но пользоваться этой темой для создания новых разделений в Церкви, атмосферы подозрений, злобы и т. д. – все это, по-моему, глубоко трагично и греховно. Дни радости и света 400 Прославление преп. Германа Аляскинского Как рассказать об этом? Как передать человеческими словами свет и радость, испытанные – даром, незаслуженно, действительно по благодати Божией – теми несколькими стами человек, что съехались на далекую Аляску для прославления праведного старца Германа? Моя заметка – не официальный отчет о торжествах канонизации, а слабая попытка поведать не бывшим там о том, что иначе, как чудом Божией милости, я назвать не могу. После полета через всю Америку, в Сиэтле, началось вхождение наше, почти невольное, в то особое, в словах невыразимое духовное настроение, в котором оставались мы все эти незабываемые дни. Особенный свет бесконечно длящегося северного вечера, и в этом свете, далеко внизу, сначала Ситка, русская столица Аляски, а потом на горизонте вечно снежные горы с самой высокой из них – св. Илии. В Кадьяке, на маленьком аэродроме, уже сплошь духовенство, паломники. Сразу попадаешь в то, что будет фоном всех наших служб, молитв, бдений: первобытная красота Америки, ее гор, водной шири, высоких сосен, смиренных рыбачьих лодок, какой-то подлинно Божией тишины и мира. Над поселком синие купола белой церковки, к которой отовсюду стекаются паломники. Только что кончилась всенощная. Объятия, приветствия съехавшихся со всех концов Америки священников, среди которых преобладают молодые, в Америке родившиеся и воспитавшиеся. В церкви, хотя служба и кончилась, полно молящихся, а посреди них – совсем простой деревянный гроб с сотнями озаряющих его своим золотым блеском свечей. Этот смиренный гроб был светоносным средоточием всех трех дней, не прекращался поток людей к нему, какая-то почти физически ощутимая волна любви...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

До свт. Тихона Алеутскую и Аляскинскую кафедру занимали пять епископов: Иоанн (Митропольский, 1870—1877), Нестор (Засс, 1878—1882), Владимир (Соколовский, 1887—1891), Николай (Адоратский, 1891) 152 , Николай (Зиоров, 1891—1898). 23 декабря 1898 г. в кафедральном храме в Сан-Франциско владыку Тихона встречал его предшественник — еп. Николай (Зиоров), который, вручив ему посох свт. Иннокентия, сказал: «Приими же от меня непосредственно сей жезл, который некогда с таким достоинством носил приснопамятный Иннокентий, просветитель Алеутский. Да будет и Твое служение в стране сей также многоплодно и благоплодно, как и служение сего Святителя!» С. 57—59]. «Я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправился в страну далекую, к вам, людям мне неведомым, для того, чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными» С. 50—53] — таково было первое слово владыки Тихона к своей новой пастве. Вверенная владыке Тихону епархия была самой большой по площади епархией РПЦ. Она простиралась от востока до запада, с севера на юг, обнимая собой практически весь континент Северной Америки. И исторически, и географически епархия делилась на две части: на Алеутские острова и Аляску, где паства в основном состояла из коренного населения, и на восточные (континентальные) штаты, где большинство прихожан были выходцами из Старого Света, иммигрантами. На рубеже XIX-XX вв. США стали одной из ведущих мировых держав, с мощной промышленностью и крепким сельским хозяйством, развитой банковской системой. Мосты, железные дороги, телефон, телеграф, пшеница, хлопок, кукуруза, радиоприемники, товары из синтетики и пластмасс, наконец, доступные для среднего американца автомобили — все это прессой облекалось в форму «американской мечты» и манило к себе тысячи людей со всех континентов. Ежегодно в Америку иммигрировали более миллиона человек, и каждая нация привозила с собой язык, культуру и веру 153 . Религиозная свобода, закрепленная в Конституции 1791 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Постриг и диаконское рукоположение совершил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Этот выдающийся иерарх Русской Церкви в свое время отдал одиннадцать лет жизни служению в Православной миссии в Пекине. Как бывший Экзарх Грузии он был достаточно осведомлен и об Урмийской православной миссии. Владыка Флавиан, по словам епископа Пимена, с любовью поддержал его юношеское стремление к жизни духовной – монашеству. Он же, как бывший миссионер весьма сочувственно приветствовал и последующее назначение отца Пимена в далекую Урмию. Кафедру в Киеве митрополит Флавиан принял уже в преклонных годах. В молодости после окончания Московского университета он поступил послушником в Чудов монастырь. Владыка Флавиан имел не только все ордена, включая орден Андрея Первозванного, но и искренне почитался российским монашеством. По примеру прежних киевских митрополитов большую часть года почтенный иерарх жил в Голосеевской пустыни, в пяти верстах от Киево-Печерской Лавры, в живописном месте недалеко от Днепра. Здесь в беседах с умудренным жизнью наставником Петр утвердился в намерении посвятить себя монашескому служению в миру – несомненно, самой трудной стезе церковного делания. И через семь лет после пострига он не терял с владыкой Флавианом духовной связи и искал его наставничества. В одном из писем он писал: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец. Во-первых, благословите принести Вам запоздалое поздравление с исполнившимся двадцатипятилетием Вашего святительского служения. Этот знаменательный юбилей служит хорошим поучением для меня, а отчасти и укором моему малодушию, с каким я несу собственное легкое служение. Да поможет Вашему Высокопреосвященству Господь еще долгие годы продолжать свое служение нашей отечественной Церкви и служить живым примером для меня, молодого и малодушного монаха. Во-вторых, спешу заранее поздравить Вас, Владыко Святый, со Светлым праздником Воскресения Христова. Да сохранит Вас Воскресший, да подкрепит Он Ваши силы, старостию ослабленные, на радость Вашей пастве и всем знающим Вас, Владыко Святый...

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

И вот однажды, забравшись за какой-то книгой на самую верхнюю и далекую полку в последний, третий ряд, я обнаружил томик, которого никогда не видел в руках взрослых. Это была очень приятно оформленная книга в красном сафьяновом переплете с тисненым золотым крестом на лицевой стороне обложки и с золотым обрезом. Когда я развернул ее, то увидел, что это Евангелие, изданное двумя столбцами – параллельным текстом: по-церковнославянски и по-русски. До своей семнадцатой весны я не держал в руках текста Священного Писания. Стоя на табуретке, на которую я забрался, чтобы достать до верхней полки, я принялся читать – причем с самого начала. Как человека, совершенно далекого в ту пору от вопросов веры, меня не слишком привлекла родословная Иисуса Христа, которая открывает Евангелие, но когда я углубился немножечко, то понял, что это надо читать не стоя на табуретке – это надо читать внимательно. Я спустился и не оторвался – благо, я был один дома в тот день, – пока не прочитал от корки до корки все четыре Евангелия. Отец Георгий: И каковы были впечатления? Отец Лев: Это был поворотный пункт в моей жизни. Меня так это потрясло, поразило и наполнило ощущением, что вот она, совершенно иная, новая, другая жизнь! Другая реальность, другой смысл нашего бытия. И по такой юношеской наивности и прыти, дождавшись возвращения с работы взрослых, я волевым усилием усадил их на диван и начал читать им Евангелие вслух: «Вы послушайте!..» И такие чтения вслух всех четырех Евангелий продолжались всю неделю. Пока, следуя моему натиску, мои родители не выслушали все это. Но дальше они от меня услышали то, что их потрясло. Я напомню, что это была весна 1963 года, хрущевский период, пик гонений на Церковь. И вот на фоне всего этого 17-летний отпрыск объявляет своим родителям, закончив чтение Евангелия от Иоанна: «Я решил стать священником, хочу поступать этим летом в духовную семинарию, чтобы получить соответствующее образование…» Здесь началась, так сказать, контрпропаганда. Мне объясняли, почему этого ни в коем случае нельзя делать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

М.И. Вострышев Миссионер в Америке Первыми принесли христианство на Аляску и Алеутские острова в 1794 году иноки Валаамской обители. После них святое дело продолжили преемники – пастыри, и более других святитель Иннокентий, с 1823 года в иерейском сане совершавший миссионерский подвиг на Алеутских островах. В 1870 году по почину владыки Иннокентия, ставшего московским митрополитом, была учреждена Алеутско – Аляскинская епархия с кафедрой в Сан – Франциско. Окрепла же православная миссия в Америке при предшественнике Преосвященного Тихона – епископе Николае (Зиорове) , «иже бысть муж силен и словом и делом». 1 (13) декабря 1898 года 10 океанский теплоход «Шампань», на борту которого находился епископ Алеутский и Аляскинский Тихон, прибыл из Гавра в нью – йоркскую гавань. – Доселе мы были чужды друг другу и не ведали один другого, – обратился с первым словом к своей новой пастве владыка, – отныне самим Господом мы становимся в тесную связь, во взаимные отношения епископа к пастве и паствы к епископу. В святоотеческих писаниях отношения эти приравниваются к брачным и епископ считается женихом, а паства – невестою его. И как муж любит свою жену до того, что оставляет отца своего и матерь и прилепляется к жене, сродняется и сживается с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуется мужу, так и паства должна повиноваться своему епископу. Понимая так отношения епископа к пасомым и будучи обручен алеутской пастве, я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправился в страну далекую, к вам, людям мне неведомым, для того, чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными. Из Нью – Йорка, с короткими остановками в Аллегени и Чикаго, за две недели епископ Тихон пересек Североамериканский континент и наконец добрался до Сан – Франциско. Как только владыка вступил в кафедральный храм, из Царских врат вышел его предшественник – епископ Николай и, приветствуя его, вручил посох святителя Иннокентия, апостола Америки, напомнил его завет своим преемникам: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ПУТЬ К БОГУ Согрешил ты? Скажи с полной решимостью в сердце: восстав, иду ко Отцу моему, – и пойди к Нему самым делом. И лишь только успеешь ты выговорить в сердце эти слова, лишь только решишься твердо жить по воле Его, Он тотчас увидит, что ты возвращаешься к Нему: " Он всегда недалеко от каждого из нас» ( Деян. 17:27 ); сейчас прольет в сердце твое мир Свой: тебе вдруг будет так легко и приятно, как, например, приятно бывает несостоятельному должнику, когда ему прощают его долг, или как приятно бывает нищему, которого вдруг одевают в лучшую одежду или сажают за богатый стол. Но при этом заприметьте, братия, сколько видов грехов или страстей, столько и возвратных путей к Отцу Небесному: каждый грех или страсть есть путь в страну, далекую от Бога. Ушел ты дорогой неверия – воротись назад да сознай все его безрассудство, перечувствуй сердцем всю его тяжесть, пустоту, гибельность и стань твердой ногой на путь успокоительной, сладостной и животворной для сердца человеческого веры и держись ее всем сердцем. Ушел ты по пути гордости – воротись назад и стань на путь смирения, а гордость возненавидь, зная, что Бог гордым противится. Ушел по пути зависти – воротись с этой адской дороги и будь доволен тем, что Бог послал, и помни, чье она исчадие: первый завистник был диавол, и «завистию диаволею грех в мир вниде» 66 ( Прем. 2:24 ); будь ко всякому доброжелателен. Если ушел путем вражды и гнева – воротись и стань на путь кротости и любви. Помни, что «ненавидящий брата своего есть человекоубийца» ( 1Ин. 3:15 ). Или удалился ты от Бога чревоугодием и распутством – воротись и стань на путь умеренности и целомудрия и помни всегда для руководства в жизни слова Спасителя: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк. 21:34 ), – и слова покаявшегося блудного сына: согрешили мы перед Тобою и уже недостойны называться Твоими сынами, прими нас хоть как наемников – и Он верно примет нас как детей (8). Читать далее Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Я не говорю уже о том, что за полтора года моего святительства здесь ни разу не нарушался порядок в Псковской Семинарии. Скажу о том, что и начальство, и преподаватели, и воспитанники с усердием и успехом делали свое дело, неутомимо служа интересам науки и церкви. С радостью и некоторого рода гордостью отмечаю, что питомцы Псковской Семинарии не только сами усердно учились, но учили и других в качестве проповедников в приходских храмах г. Пскова и в Крестовой церкви. Во всех церковно-патриотических собраниях, происходивших в здании духовной семинарии, принимали самое живое, деятельное участие. Питомцы 6 класса почти все облеклись в стихарь 4 совершенно добровольно, по любви к церкви и чаше Христовой. И вот, к великой моей скорби я должен покинуть вас, други мои. Но я оставляю вас здравыми, невредимыми и в мире, оставляю семинарию в полном порядке, как во внутренней, так и во внешней жизни. Я увезу с собой самые светлые воспоминания о Псковской Семинарии и её питомцах. А отходя, прошу простить меня аще кого соблазнил моим убожеством, или кого чем обидел. Господь да управит стопы ваши молодые на путь правды, истины и добра, на путь, которым шли и идут ваши деды и отцы. Аминь. 29. Прощальное слово, сказанное 6 мая в Псковском кафедральном соборе Вам уже ведомо, что распоряжением Св. Синода и Высочайшею волею я перемещен отсюда в далекую Сибирь, в Тобольск. Сознаюсь, этого перевода я не ожидал. Единственной его причиной мое верующее сердце находит ту, по которой Бог , как добрый хозяин, выколачивает пшеницу, чтобы сделать её годною для житницы небесной. Вот почему Господу Богу благоугодно было возложить на мои плечи этот крест вынужденного скитальчества, внезапного удаления меня из Пскова в далекий холодный край Сибирский. И я приемлю крест сей с сыновнею покорностью, с смирением, но без ропота. Я пойду с ним, с этим крестом, куда влечет меня голос Пастыреначальника: «ты по мне гряди», пойду, иду, лишь бы не потерять пути Христова. Душевно благодарю всех вас, отцы, братья и сестры за ваше внимание ко мне, недостойному архипастырю. Я всегда ценил и ценю вашу веру, вашу молитву и ваше снисходительное отношение к моему слову учительному. Всех вас благословляю. Будьте все здоровы и успешны во всяком деле блазе. Да благословит Господь своими милостями каждого из вас, ваши семьи и ваши дома. Под покровом Св. Троицы и Царицы Небесной живите для спасения души, выполняя свое призвание жизненное. А меня простите за мои недостатки, мои немощи, мой иногда неровный характер. Со своей стороны, и я всех прощаю, ибо зла в своем сердце я никогда не носил и не ношу. Так жить мне велел отец мой, так заказала мать. И вы, други мои, никогда не носите в сердце своем зла ни на кого. Теперь путь мой далекий благословите и перекрестите вашею братскою рукою. Простите и прощайте. Аминь. Читать далее Источник: Псковские речи и поучения/Епископ Алексий. - Тобольск : Тип. Епархиального братства, 1912. - 88 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010