— Из слов Пахомия Великого , — отвечал я, — когда ему была открыта от Господа Бога судьба будущего монашества и братия спрашивала у него: «Что же, отче, Господь Бог открыть тебе изволил о нас?» — он отвечал: «О нас, отцы святии и братия, Господь сказал, что мы всё монашеское исполняем так, как следует, и Он благословляет пути наши; но за нами имеющие жить монахи хуже нашего будут жить, ибо вполовину противу нас будут благоугождать Господу». «А далее, — спросили отцы, — что будет?» «О! — воскликнул Пахомий. — Что далее, то всё хуже и хуже будет, так что последние монахи уже ничего нашего, монашеского, делать не будут, а будут жить, как нынешние мирские христиане живут!» «А мирские христиане как будут жить?» — спросили отцы. «А мирские будут жить хуже скотов». «Как же спасутся они?» — вопросили старцы. И Пахомий отвечал им, что Господь сказать ему изволил: «Приидут скорби на них, и обрящутся выше отец своих». «Почему же?» — опять вопросили старцы. «Вот почему, — отвечал Пахомий. — В настоящее время по преизбыточествующей в нас благодати Божией и по усердию нашему к делу спасения между нами находятся многие Боговдохновенные, прозорливые рабы Божии. Если падет кто-нибудь из нас — брат или сестра, то как бы ни было тяжко его падение, никто из нас по преизобилующей в нас Божественной любви к ближнему не поленится и на тысячеверстное путешествие, и на все великие трудности пойти, чтобы воздвигнуть падшего или падшую. Нам, следовательно, и много лучше, и много легче теперь, ибо брат от брата помогаем, удобь побеждает грех. А в те лютые и многобедственные времена монахи и монахини не только не станут помогать друг другу, но еще и сами друг друга станут повергать в гибель, и тогда придется всякому из любящих Бога спасать свою душу и пещись о ней, как пустыннику или пустыннице…» Так вот, батюшка, почему и думаю я, что, как ни плоха теперь жизнь современного монашества, все же она подобна древней мирской христианской жизни. Поэтому-то девушка, воспитанная по-монастырски, по-моему, лучше будет воспитанной по-мирски… Вот это воспитание я так люблю и уважаю в Языковой.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Благочинный должен сразу подбежать и сказать наместнику: «Нет, батюшка, он хороший, все там нормально!». Доброта, искренность, доброжелательность, снисходительность и добродушие — это я тоже всегда говорю священникам молодым, когда я их рукополагаю, слава Богу, их много, по несколько десятков в год выпускников. Когда они спрашивают о пасторском богословии, я им говорю: «Запомните два слова по отношению к вашим, к людям вообще, к тем, кто приходят к вам на исповедь и даже с теми людьми, которые вам неприятны, два слова — снисходительность и добродушие». Это не значит, что бы не было требовательности, но она все-таки на третьем месте, а вначале снисходительность и добродушие — это укрепляет мир в твоей собственной душе, это помогает людям исправиться, что самое главное. Не гнев праведный, уничтожающий. Иоанн Златоуст прекрасно сказал, я не точно цитирую, но за смысл отвечаю: «Сколько я видел погибших людей, которым дали наказание соответствующее их поступку». А, как звучит? По-мирски, в смысле, только так и надо, а Иоанн Златоуст мыслит по-другому. Наше величайшее сокровище — это Иоанн Златоуст, я не перестаю им восхищаться. Это был какой-то совершенно земной ангел и небесный человек, у него такие высказывания, такие выражения… Читайте его и выписывайте, они все такие парадоксальные, такие сильные, это был гений, в том числе и литературный гений. Творчество, конечно, возможно. У нас, например, есть насельник, он — компьютерщик, хакер, скажу вам по секрету. Он может взломать любой сайт — Пентагона, КГБ, ЦРУ — не имеет значения. Мы его посадили, естественно, на все наши компьютеры и так далее. Он замечательно еще занимается издательством, делает издательские проекты, книжку мою он, как художник. Эконом, благочинный, келарь, накормить братию вкусненько, студентов вкусненько накормить. Все должно быть именно с таким отношением. Что касается другого творчества, ну, конечно! Кто-то у нас занимается хором, кто-то занимается с молодежью и тоже ему это нравится. Может, у кого-то верно, но у нас это не верно, что тебе хочется с детишками заниматься, а я тебя поставлю коровники чистить. На какое-то время, наверное, можно, но на все время нельзя.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по Заповедям Евангелия. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13: 19), – изображал Господь в притче состояние тех людей, которые услышали благовестие, но не явили вовремя к нему усердия. Человек даже не подозревает, что некогда услышанное слово Истины, легшее ему на сердце, но не реализованное в жизни, было похищено лукавым. У неверующих, по слову апостола Павла, «бог века сего (то есть диавол. – о. В.Д. ) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4: 4). Это выражается в неспособности видеть и воспринимать Истину духовной жизни, а предпочитать ей мертвые сокровища мира земного. Бесы, словно грамотные психологи, исследуют нас, на что мы более падки, и этим более всего искушают нас. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без внутренней бдительности и постоянного обращения к Богу невозможно распознать козни лукавого. Бесы, выразимся по-мирски, работают индивидуально с каждым человеком, сообразно его слабостям и пристрастиям. Кого-то они соблазняют плотским наслаждением, кого-то – жаждой чести и славы, а кого-то – мнением о себе как о весьма добродетельном человеке. По мысли аввы Евагрия, «из нечистых демонов одни искушают человека как человека, а другие встревоживают человека как бессловесное животное. Первые, пришедши, влагают в нас помыслы тщеславия, или гордости, или зависти, или осуждения, которые не касаются ни одного из бессловесных; а вторые, приближаясь, возбуждают гнев или похоть не по естеству их, ибо эти страсти общи нам и бессловесным и сокрыты в нас под природою разумною (то есть стоят ниже ее или под нею)» .

http://pravoslavie.ru/86755.html

Одним из самых могущественных средств к этому объединению могла служить иудейская религия. Она именно способна была дать сбродному населению территории десятиколенного царства тот связующий цемент, в котором это население так нуждалось. По-видимому, Санаваллат хорошо сознавал значение иудейской религии для своих соотечественников: по крайней мере, этим лучше всего объясняются и домогательства его относительно участия в постройке стен, и его сближение с иерусалимским священством 495 . Нужно думать, что уже ко времени окончания вавилонского плена иудейская религия среди самарянских племен была распространена значительно ( 1Ездр. 4:1–2 ). Последующие обстоятельства, как восстановление иерусалимского богослужения и частые сношения с иудеями, без сомнения, должны были способствовать все большему и большему распространению иудейской религии среди самарян. Особенное значение в этом случае имели те события, которые произошли в связи с реформой, предпринятой Ездрой и Неемией. Руководители иудейского народа, Зоровавель, Ездра и Неемиа, решительно проводили идею обособленности избранного народа и были против союза как с самарянами, так и со всеми другими племенами. Но в массе народной и даже в среде иудейской знати и священства были люди, которые не могли понять указанной идеи и которые стояли на стороне союза с иноплеменниками. Так, уже по возвращении из плена многие иудеи поселились в Самарийской области ( I Eздp. 2:25–28 ; Зах. 7:2 ; Неем. 7:29 ). Несколько позже, – может быть, под влиянием тяжелых последствий отказа самарянам, – иудеи еще более сблизились с иноплеменниками. Ездра, придя в Иерусалим, нашел здесь множество смешанных браков, между которыми были, конечно, и браки с самарянками (10:1–2). Ездра начал энергичную борьбу против смешанных браков и за восстановление значения закона во всей его силе. Но реформы Ездры, без сомнения, встретившая сильную оппозицию среди мирски настроенного священства и знати, не были доведены до конца. Крушение планов Ездры относительно устроения стен, по-видимому, остановило и все его дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Путешествие пешком по Святой Горе дает тебе возможность встретиться с самим собой – если ты идешь один или с каким-нибудь неизвестным пустынножителем, если будет на то благословение Божие. Автомобиль вынуждает тебя передвигаться быстро, навязывает тебе попутчиков и, естественно, лишает вероятности случайной встречи. «Авато» – запреты – Святой Горы способствует тому, что по ней еще можно передвигаться пешком. Но если даже на Святой Горе пешеходные тропинки сменятся автомобильными трассами, чистый воздух – выхлопами, благоухание природы – запахом бензина и нефти, вьючные животные – автомобилями, солнечный загар на лицах – дорожной пылью на волосах и одежде, естественное и Божественное – человеческими достижениями, как тогда она сможет оставаться той горой, на которую нужно подниматься своими ногами? А если по Афону перестанут ходить пешком, то и духовное восхождение станет невозможным! К счастью, сегодня Святая Гора недоступна женщинам. Но, к сожалению, она открыта к проникновению всевозможных технических новинок, которые расшатывают ее духовные устои, наносят вред вековым монашеским традициям. Говорю «к счастью», потому что, если дороги и автомобили только угрожают парализовать ее духовную жизнь, то приход на Святую Гору женщин будет означать ее окончательную гибель. Говорю «к сожалению», потому что фактически «авато» запрещает только проникновение на Афон лицам женского пола, в то время как нарушение духовных запретов упраздняет, сводит на нет всякого рода исторические ограничения и законы. Уважение к вечным непреложным запретам Святой Горы открывает к ней доступ любой страждущей душе – неважно, женской или мужской. Сегодня женская половина человечества по-мирски стремится отстоять свое право общаться со Святой Горой. Частые телефонные звонки доносят голоса мам и родственников монахов и на запретные территории «авато», а переписка приносит туда их мысли, чувства и нужды. Вязаные свитера и носочки, собственноручно приготовленные сладости, пирожки и печенья – живое проявление их заботы и участия. Под различными благочестивыми предлогами мамы и родственники доплывают на кораблях до географически дозволенной границы, но тем самым нарушают духовные границы Святой Горы.

http://pravoslavie.ru/93356.html

Они жили давно. Они жили более чем за сто лет до Крещения Руси. Они жили в богатом городе Солуни, в греческом порту, куда съезжались люди со всех концов света. Этот порт принадлежал Константинополю — столице великой тогда Византийской империи, которая уже много веков исповедовала христианство. По всем концам этой империи, в ее многочисленных и роскошных городах стояли храмы, часовни, памятники, монастыри. Сотни и тысячи икон, Евангелий, Библий наполняли Византийскую империю. Люди считали себя получившими Слово Божие; им оставалось только пытаться следовать заповедям Христа–Спасителя. И как всегда бывает, были среди этих христиан настоящие, а были ложные — те, которые только по имени себя называли христианами, а на самом деле продолжали жить как язычники. Между тем, на севере образовалась другая большая империя, тоже христианская, ядро которой составляли германские племена, — большая империя германского народа. И вот между этими двумя большими странами, между рекой Дунаем и рекой Волгой кочевали, жили в лесах, деревнях, в городах многочисленные славянские племена — предки хорватов, болгар, чехов, русских, украинцев и многих других славянских народов. В то время как в Германской империи и в Константинополе уже веками возносилось имя Христово, славянские племена оставались во тьме язычества. Кирилл и Мефодий, живя в своем городе, часто сталкивались со славянами: купцами, путешественниками, солдатами. Оба (а они были родные братья) были детьми важного сановника, военачальника царского. И сам Мефодий, старший из братьев, служил офицером при византийском императоре. Перед ним была блестящая карьера, манящее для молодых людей будущее. Казалось, что им еще было нужно! Они были обласканы при дворе, оба были образованны, оба были окружены уважением, любовью с младенческих лет. Они могли стать генералами, сенаторами; они могли прославиться по–человечески, по–мирски. Но они избрали совсем другую славу. Они хотели служить не себе, не своему честолюбию, не своему тщеславию, а послужить только Самому Христу!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

«Украл рубль» и «украл миллион» – это выражения, между которыми можно ставить знак равенства. Миллион отличается от рубля. Но и там, и там стоит «украл». От этого слова, как от умножения на ноль, исчезает разница между величинами. Величины становятся равны. Кстати, раз мы вошли в область математики, пребудем в ней еще ради одного примера. Мораль причастна Богу и прикасается к вечности. Это все равно что выйти в область бесконечного, у которого совсем иные математические законы. Возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100. Теперь возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100, которые делятся на 2. Какое из этих множеств будет больше? Естественно – первое. Оно больше ровно в два раза. Теперь возьмем бесконечное множество натуральных чисел, с одной стороны, и бесконечное множество натуральных чисел, делящихся на два, – с другой. Какое из этих множеств будет больше? Никакое! Они равны! Бесконечность и там, и там. И это значит, что в бесконечности часть равна целому . Обычный счет закончился. И как математика, говоря о бесконечности, попадает в область иных законов, так же и человек, говоря о морали, о грехах и добродетелях, попадает в иную область, туда, где маленькое стоит столько же, сколько и большое. Вот теперь можно приблизиться к пониманию катастрофы, бывшей в раю, – к грехопадению. Судя по-мирски, что такого страшного сделали эти первые люди? Такой ничтожный грех – и такое суровое наказание! Где же возвещаемая любовь, если Бог так суров? Но дело как раз в том, что малое равно большому там, где речь идет о грехах. В грехе прародителей, как дуб в желуде, уже были скрыты все грехи последующего человечества. Понятен и евангельский максимализм, называющий прелюбодеем уже того, кто с вожделением смотрит на женщину. Грех, незримо совершаемый в духе, равен греху, вырвавшемуся наружу и ставшему видимым. Поэтому судимы мы будем не по делам, а по тайне сердца. «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2: 16), – так об этом говорит апостол Павел.

http://pravoslavie.ru/47371.html

Убеждение, и на волос не раздвояемое, убеждение, столь же твердое, как убеждены мы в своем существовании, — первая черта веры; вторая, неразлучная с нею, есть уверенность в Боге, «яко, еже обеща, силен есть и сотворити» . Не догматов приятие — вера, но то, что должно осесть в глубь сердца, как экстракт и итог всех догматов, — уверенность в Боге. Малое подобие сего есть уверенность друзей — одного в другом. Как здесь верят друг другу как себе, и каждый уверен в верности другого и готовности его сделать для него все не только по силам, но и сверх силы, — уверен так же, как в себе: так и верующий Богу уверен в Нем и сею уверенностью покоится в лоне Его всемогущей любви. Такая вера есть возвышеннейший акт духа и есть плод любви или приискреннего, живого общения с Богом и исчезновения в Нем сердцем. «Веровать, говорит святой Златоуст, свойственно душе возвышенной и великой; а неверие служит признаком души неразумной и низкой. Неверие показывает ум слабый, мелкий, скудный. И если кто вздумает ставить нам в порок нашу веру, то мы, наоборот, укорим его в неверии, как человека скудоумного, малодушного, мал осмысленного, слабого. Посему, не обращая внимания на неверующих, будем подражать патриарху в вере, чтоб тем прославить Бога, как он воздал славу Ему». По причине сей-то высоты веры и сказано: «верова, и вменися» . Рим.4:22.   Темже и вменися ему в правду . Недаром «вменися» . И вера — подвиг, — и подвиг больший, чем дела; ибо обнимает все естество человека, тогда как дела, не теряя цены, могут ограничиваться одною деятельною стороной. Вследствие чего «все свойственное делам, как то: иметь похвалу у Бога, требовать усилий и трудов, также славить Бога, — в большей степени принадлежит вере» (святой Златоуст). Вере оправдание дается как награда. «Так многоценна пред Богом вера; ибо верит наперекор своему знанию, не сомневаясь, что Бог может сделать и то, что по течению дел тварных совершиться не может. Почему справедливо таковому присуждается воздаяние от Бога, так как он больше верит Богу, Творцу своему, чем сколько постигает умом своим. Что вера верует тому, что по-мирски кажется невероятным, в этом слава верующего; и чем невозможнее то, чему веруется, тем досточестнее верующий. Такое верование могло бы названо быть неразумным, если б веруемое почиталось исполнимым без Бога» (Амвросиаст). «Будем и мы прославлять Бога верою, дабы в награду за то и Он нас прославил. Ибо сказал: «Аз прославляющих Мя прославлю» (1 Цар. 2:30)» (святой Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

71. 1) Причины греха – гордость и непослушание; и от них всякое горе: напротив от смирения и послушания – всякое благо. – 2) Вы, пришедшие к нам из знатных и богатых, не высьтесь, но смиряйтесь, подражайте Господу, смирившему себя, ради нас. – 3) Емлемся и все за богоподражательную жизнь. 80] 1. Блюдемся, да не заболим душой, удаляясь от причин, порождающих сии болезни и избегая таким образом зла, сопровождающего их. Первая причина душевной болезни – гордость, по причине которой ниспал денница, воссиявающая заутро; вторая – преслушание, за которое изгнан был из рая сладости первозданный; и из обеих их произошли тьмы родов и видов ненавистного греха. Хочет ли кто потому и любит ли наслаждаться благобытием? Будь подальше от гордости и облекись в смиренномудрие, при неразсуждающем послушании; и радость и веселие пребудут на главе твоей. Ибо сколько благ привлечет сия благая риза? – Мир, кротость, почтительность, доверие, беспрекословную уступчивость, – и все доброе, приятное и вожделенное, чем характеризуется истинный человек Божий. 2. Вы, пришедшие к нам из горделивой жизни, не мудрствуйте высоко, став смиренными в жизни по Богу, не величайтесь, что устремились к нам из знатного рода, и не велехвалитесь, что то и то было у вас прежде: ибо, может быть, вы бедны и скудны божественной благодатью. Но взирая на Христа, Господа нашего и Бога, истинно богатого Владыки всяческих, смиренными водитесь ( Рим. 12, 16 ) домыслами и чувствами, подражая тому, как Он поступал: Он был беден по видимости, слушался родителей, ходил пешком, часто утомлялся, «укаряем противо неукаряше, стражда не прещаше» ( 1Петр. 2, 23 ), сносил ударение в ланиту, одеждами не отличался, довольствуясь одним хитоном с накидкой, спал на траве или на голой земле, один хлеб и протекающая вода удовлетворяли Его потребность пищи. Если теперь мы, имея всего этого много больше, тяготимся и изнемогаем; то какие же мы подражатели Господу? 3. Почему умоляю: емлемся мужественно за Богоподражательную жизнь. Нам же, кои из незнатной (по-мирски) и не богатой доли, тяготиться и скорбеть из-за пищи, или одежды, или других потреб, когда всем этим удовлетворяемы бываем одинаково с другими, какое может быть извинение? – Да воспоминает каждый из таковых, чем был и чем стал. – Говоря впрочем сие, я ни первых, ни вторых не хочу разделять и отличать: ибо все вы – едино есте. Но того ради говорю, чтобы все равно охотно исполняли, что приказывается, и не рассуждали о распоряжениях моих, как, от чего и для чего бывает то и то.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

И как много таковых! Как много поклонников мамоны неправды, которые приносят в жертву этому богу, то есть корыстолюбию, честь, совесть, справедливость, сострадание! Как много честолюбивых и тщеславных, которые самые дела благотворения употребляют как средство для своего возвышения, для того чтобы выслужиться пред начальством и заставить преклоняться пред ними общество. – Царство Христово есть царство истины. Ты глаголеши, сказал Он Пилату, яко царь Аз есмь: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину, и всяк, иже от истины, послушает гласа Моего ( Ин.18:37 ). Немало ли между христианами людей равнодушных к истине, не почитающих себя обязанными преуспевать в духовном просвещении, не дорожащих православием и убежденных, или по крайней мере говорящих, что все равно, в какой вере кто ни родился, и остающихся в области православной Церкви единственно потому, что произошли от православных родителей? Мало ли даже таких, которые хотя принадлежат к христианскому обществу, ни во что не веруют, раболепно увлекаются лжеучениями, направленными против Церкви, против государства, против семейных обязанностей и рукоплещут проповедникам этих лжеучений? Даже между любителями церковного Богослужения не встречаются ли такие, которые хотя бывают в церкви, равнодушие свое грубо проявляют в том, что уходят от проповеди и своим бегством из церкви производят шум, соблазн и смущают служителей слова истины презрением к их слову? Вспомним, что сказал Христос о Галилеянах, когда получил известие о том, что Пилат приказал перебить их во Иерусалимском храме ц смешал кровь их с кровью принесенных ими жертв. «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, если не покаетесь, все так же погибнете». Вина христиан, живущих не по христиански, а по мирски, не менее если не более тяжка в сравнении с виной против Христа современных Ему Иудеев. Можно даже утверждать, что первые виновнее последних. Иудеи не ведали, что творили, не ведали искупительного значения страстей Христовых, тогда как христиане творят грех ведением, когда уклоняются от Христа на сторону враждебного Ему мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010