По какому-то странному стечению обстоятельств мне приходится выступать уже в третий раз в обществе Уфимском по запросам, лишь отдаленно соприкасающимся с жизнью Церкви. Мне приходится говорить о русской культуре, участвовать в основании культурно-просветительного общества, а не организовать какое-либо церковное братство... Положение для меня очень непривычное! Но обстоятельства так слагаются, что как будто сама жизнь повелительно требует от меня участия во вновь основанном Обществе. Повинуясь в данном случае воле Божьей, как и всегда, стремлюсь ее творить. Но, кроме этого, я продолжаю питать твердую уверенность в том, что все наши общества, вся наша общественность, как и частная жизнь русского человека, должны быть составными частями единого великого града Божия (civitas Dei, по блаж. Августину), должны быть проникнуты христианскими принципами, должны быть отражением того святого общества, которое есть святая Церковь . Так я смотрю и на наше «Восточно-русское культурно-просветительное Общество». Я надеюсь, что оно будет светильником в жизни тех, кто хочет быть добродетельным, но не знает, почему он должен быть таким; я уверен, что новое Общество будет культивировать просвещение там, где просвещение представляет из себя лишь слабые, разрозненные, принципиально необоснованные зачатки истинной культуры. А я знаю, что всякий земной свет есть дар Отца светов, Которому я хочу вечно служить. Все эти мысли и чувства и позволяют мне сейчас сказать о ближайших задачах и средствах нашего нового Общества. Но прошу прощения: я буду говорить о предметах мирских; поэтому и говорить буду мирским, недуховным языком, буду говорить почти по-мирски... И еще предупреждаю, что мои учители жизни – наши великие славянофилы; поэтому я для многих покажусь очень скучным, повторяющим чужие слова, Да, слова-то я буду повторять чужие, но в них вся моя жизнь, вся моя надежда; ради этого я и прошу себе снисхождения. Итак, в надежде на него, приступаю к изложению моих взглядов на будущую нашу деятельность. Нас не понимают и не любят

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Протоиерей Александр Голубов ЖМП 1 январь 2014 /  21 января 2014 г. Протоиерей Александр Голубов: Пробиться к очевидности События ХХ века породили принципиально новые формы существования русского православия, обусловили его «вселенское бытие». Протоиерей Александр Голубов, всю свою жизнь окормлявший православных в Америке, настаивает на необходимости осмысления опыта жизни Русской Церкви «вне материнской утробы», за пределами России, размышляет о ее настоящем и будущем в той исторической реальности, которая существенным образом отличается от привычных или считающихся таковыми условий предшествующих столетий. — Отец Александр, как вы советуете вести себя православному человеку во «враждебном» окружении? Это вполне актуально для русских православных в США: они здесь чужие и с точки зрения языка, и с точки зрения веры. Можно ли считать, что русские православные здесь как в гетто? Есть ли средства избежать изоляции? — У многих православных возникает менталитет «осажденной крепости», при котором человек видит вокруг себя лишь врагов и недругов и свою жизненную ситуацию рассматривает в этом ключе. Такой менталитет чаще всего — результат воспитания, но часто искусственно нагнетается и политическими деятелями, и средствами массовой информации ради достижения определенных политических или общественных выгод, целей и задач. Но такой менталитет скорее присущ религиозному сектантству, чем православному христианскому мышлению и опыту жизни в Церкви. Подобному «нагнетанию» следует внутренне противостоять, относиться к нему со здоровой долей скептицизма. Именно о таком здоровом скептицизме говорит апостол Иоанн Богослов: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их (1 Ин. 4, 1. 5). И апостол Павел предостерегает, чтобы не быть нам младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 14), призывая к мудрости: Никто да не обольщает вас пустыми словами. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 6. 10–11).

http://e-vestnik.ru/church/golubov_7615/

     Каждый воскресный день мы приходим в храм, желая принять благодать Божию. Что такое благодать? Нетварные энергии Божии; сила Господня, направленная на спасение человека, меняющая его личность и природу. В молитвах перед Причащением мы называем благодатью Святые Дары: «Божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой». В Таинстве Причащения и в других церковных Таинствах и обрядах мы получаем спасительную благодать Божию. А может ли быть благодать неспасительна, бесполезна для нас? Да. Сегодня мы прочитаем в апостольском зачале такие слова святого Павла: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1). По мнению апостола Павла, благодать может быть тщетна – т. е. бесполезна. В каком случае? Если христианин, принимающий благодать, не хочет менять свою жизнь. Такой человек противится зову благодати. Бесплодны бывают дары Божии и для тех, кто запутался в вероучении, мировоззренческих вопросах, практике благочестия – и при этом не желает слушать голоса Церкви. Какова историческая предпосылка Павловых слов: «Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами»? Коринфяне, к которым писал апостол, не совсем правильно поняли евангельское благовестие. Так, они не верили в телесное воскресение мертвых, пытались совместить христианство с иудаизмом. Существовала и мировоззренческая проблема: коринфские христиане восприняли веру лишь как направление философии. Многие из них без зазрений совести совмещали языческий образ жизни с внешней христианской церковностью. Они не понимали, что христианское бытие - не философствование, а суровая борьба со своим ветхим человеком и с диаволом. Страдала и церковная практика благочестия – случались беспорядки на богослужении, люди не понимали сути этих собраний, по-мирски относились к дарам Святого Духа. И апостол предупреждает коринфян, что если они не исправятся, благодать Божия может стать тщетной для них. Вот три важнейших стороны христианства, братья и сестры – вероучение, мировоззрение, практика духовной жизни. Если на что-либо из этой триады не обращать внимания, и для нас благодать может оказаться бесполезной.

http://pravoslavie.ru/106590.html

Письмо шестое Блаженства Калива Честнаго Креста, 2.12.1972 г. Сестра старица Филофея, благословите! Сегодня на меня нашло какое-то безумие: я взял карандаш, как делает безумный, который записывает свои бредовые мысли углем на стене, и сел, желая как безумный записать свои – на бумаге и, опять-таки как безумный, послать вам написанное. Второе безумие я совершаю по большой любви к моим сестрам, чтобы они получили пользу, пусть и небольшую. Причиной первого моего безумия стали пять писем, одно за другим, из различных частей Греции с различными вопросами. Хотя все события, которые произошли с людьми, написавшими мне эти письма, были великим благословением Божиим, они тем не менее впали в отчаяние, потому что отнеслись к ним по-мирски. После ответов на письма я как безумный, о чем уже говорил, взял карандаш и написал все это, потому что верю, что даже какие-нибудь пятьдесят драхм от вашего находящегося в отъезде брата позволят каждой сестре купить по кремню, чтобы зажечь в своей келлии свечку и принести славословие Благому Богу нашему. Я чувствую великую радость, когда каждая сестра несет свой крест и с ревностью подвизается соответственно своим силам. Даже сердца, равного по величине солнцу и светлого, как солнце, будет мало, чтобы отдать его Христу в благодарность за Его великие дары и особенно за ту великую честь, которой Он удостоил нас, монахов, призвав в личном порядке в Свой ангельский чин. Также великой чести достойны родители, которые сподобились породниться с Богом через своих детей. К сожалению, многие родители не понимают этого и, вместо того чтобы благодарить Бога, наоборот, ропщут и так далее, потому что на все смотрят по-мирски, как и те люди, о которых я сказал выше и которые стали причиной того, что я взял в руки карандаш и написал все то, о чем говорю ниже. 1. Блаженны возлюбившие Христа больше всего в мире и живущие вдали от мира и рядом с Богом в райской радости еще на земле. 2. Блаженны сподобившиеся жить незаметно, стяжавшие великие добродетели и не стяжавшие себе даже малого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

«А мои книги – они разве не про жизнь? Что же такого интересного, “просто про жизнь”, пишут популярные авторы?», – подумала я, и открыла взятую наугад книгу Александры Марининой. Произведение, состоящее из двух томов, и, по-видимому, еще незаконченное, называлось «Оборванные нити». Завершив чтение второго тома, я ощутила неприятное недоумение, сожаление и боль. Книга, действительно, просто о жизни. Но о какой жизни? Судите сами: молодой интересный человек, полный надежд, будущий врач, для которого профессиональная деятельность стоит на первом месте, с тяжелым характером, но, как отзывается о нем автор, «кристально честный» – иными словами, в целом, позитивный, встречается с симпатичной девушкой. Подруга Сергея забеременела, и он, как человек порядочный, сделал ей предложение. Но честным и порядочным Саблин был по-мирски, в понятии обывателя, а не по-Божески. Потому что добрый человек без Христа – это злой человек: незадолго до свадьбы, Саблин знакомится с «женщиной своей мечты», от которой не собирается отказываться никогда, ни при каких обстоятельствах. Саблин женится, рождается ребенок, но практически все свое время он проводит либо на работе, либо у любовницы, которая, к тому же, его коллега. Его любовница Ольга – ну просто, что называется, идеальная женщина: она и любящая, и независимая, и нетребовательная, и всепрощающая, и все понимающая, и богатая, и готовит прекрасно, и внешне интересная, и готова поехать за любимым на край света, что и происходит – они едут на Север. К тому же, она необыкновенно умна. Но про ее «ум» мы поговорим позднее. Итак, проходит жизнь Сергея, один год, два, пять, десять, проходит в работе, в борьбе за справедливость, в поисках правды… но какой «правды»? Автор книги, пусть подсознательно, но все-таки задумывается о Боге, потому что имя Бога в книге упоминается слишком часто. Упоминается, но всуе – про истинного Бога, Солнце Правды, в этой книге не вспоминает никто – Сергею важна лишь одна правда: поставить правильный диагноз. Зачем и для чего? А просто для того, чтобы доказать другим и себе самому, что он – настоящий профессионал, и еще потому, что покойники сами себя защитить не могут.

http://pravoslavie.ru/59778.html

Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. (Мф. 5: 10) Когда Христос говорит о правде, Он не имеет в виду мирской правды. Например, террористы пошли и стали бомбить Америку – мирская правда (справедливость) требует, чтобы и Америка в ответ начала бомбить террористов. И говорят, что это справедливость: ты меня ударил, и я тебя тоже ударю! Поскольку ты со мной поступил несправедливо , то я тоже имею право поступить с тобой несправедливо. Или, например, у нас есть поле; мирская логика считает, что его надо разделить пополам. Чтобы мы его измерили и разделили, что тоже неплохо, однако это не та правда, о которой говорит Христос. Божия правда другая, поэтому авва Исаак и говорит: «Если ты скажешь, что Бог справедлив, то это всё равно что похулишь Бога, потому что Он не справедлив. Ибо как же Он справедлив, если подает Свои блага всем без исключения? Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45)» . Бог любит всех людей и не делает между ними никакого различия. У Него нет мирской логики. По сути, неправда – это когда кто-нибудь поступает несправедливо к себе самому. А когда мы терпим несправедливость? Когда у нас бывают неправильные отношения с Богом. Это и есть неправда (несправедливость), потому что тогда наше «я» больно, немощно и недостаточно. Правда – это когда ты находишь правильные отношения с Богом, а отсюда – и со всеми людьми. Правда – это когда поступаешь сообразно с Божиим духом. Христос что говорит? «Если кто-нибудь будет тебя гнать, ты его не гони, если кто-нибудь ударит тебя по щеке, подставь ему и другую» (см.: Мф. 5: 39). Это безумие, судя по-мирски, не так ли? Многие, особенно молодежь, говорят сегодня: – Ну ладно, да что же мы – жертвы какие-нибудь? Глупцы? Идиоты? Чтобы кто-нибудь пришел и ударил меня, а я не реагировал? То есть чтобы мы всю жизнь оставались городскими сумасшедшими? Такова мирская логика, так рассуждает человек. А Христос приходит и говорит нам, что б лаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное .

http://pravoslavie.ru/109427.html

Слово 102. О том, чтобы избегать ненужных встреч Весьма хорошо и особенно полезно избегать ненужных встреч и обходить стороной мудрствующих по-мирски, кроме великой нужды. Ибо иное устроение у тех, кто вне мира, и иное устроение у тех, кто в мире. Так же как нелепо содружество быка и буйвола, подъяремного животного и онагра 148 , так и монахов и мирских. Ибо монах своей власти не имеет, потому что поработился Завербовавшему его [в войско], так как преклонил выю свою под ярмо Выгнавшего его [на поле], не оправдываясь, пахать борозды в долинах смирения, напояемые небесным орошением Живодавца-Духа и дающие урожай Божественного хлеба,в каплях которого веселится ( Пс. 64:11 ) взращивающая Божественные помышления человеческая душа. Ибо тому, кто вожделеет безмолвия и желает беспрепятственно беседовать с Богом, неполезно вообще с кем бы то ни было встречаться, ибо это мера совершенных – умертвивших себя для мира и прилепившихся к любви Божией. Если же и возникнет нужда в общении, то [ Col. 1741 ] пусть общается с отцами духовными, со сподвижниками или братиями, нуждающимися в помощи. Ибо такое общение вменяется в благословение, и он во всяком случае или доставит пользу [другим], или [сам] получит пользу. Говорит же и Писание:Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра; и кто мудр, прилепись к тому ( Сир. 6:36, 35 ), ибо общающийся с премудрыми премудр будет ( Притч. 13:21 ). А общение с миром неполезно для нас, ибо [в нем] говорят о вещах века сего. А в дальнейшем ум расслабляется и делается праздным в отношении духовного делания и ослабляет подвижническое напряжение. Наконец, следуют пиршества, и оно теряется 149 . Итак, каждый показывает плоды собственного труда. Поэтому, как я сказал, не согласуется жизнь безбрачных и мирских. Посему необходимо из-за вреда для души скорее отсекать общение с ними, ибо после их ухода ум отягощается из-за оставления [молитвенного] правила и разности в пище 150 . Из-за этого-то подвижники и стремились в пустыни, чтобы, оказавшись вне этих [мирских общений], могли бы беспреткновенно собеседовать с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Статья 1: «Служите Богу со страхом и разумением» Статья 2: Чтобы свет веры не истощался Все, что есть в мире, влияет на священника. Например, дореволюционный пастырь везде был в рясе – таков был закон. Сегодняшний священник чаще всего ходит в гражданской одежде. И нельзя сказать, чтобы такая, казалось бы, мелочь не отражалась и на образе его жизни. Так же во всем. Законы гражданского общества, писанные и неписанные, влияют на нас. Было бы глупо это отрицать. Способы проведения досуга, активный отдых, мирские сплетни и слухи, политика, телевизионные новости… – всё это и многое другое влияет на священника. Попробуем выделить несколько самых ярких явлений общественной жизни, действующих на пастыря. Деньги Легче всего начать эту главу с уничтожающего и справедливого утверждения апостола Павла: «Корень всех зол есть сребролюбие » (1 Тим. 6: 10). Но попробуем начать издали. Деньги – это не просто и не только корень всех зол. Это еще и кровь государственного тела. Это также кровь и пот труженика, капля по капле превратившиеся в монету или банкноту. Поверхностное отношение к деньгам – это поверхностное отношение к жизни вообще. И первое, о чем стоит сказать, – это необходимость правильного отношения к деньгам. Ребенок, например, зарабатывает далеко не сразу, не с зари своей жизни. Однако пользуется он чужим заработком постоянно. Задача воспитателя, следовательно, проста: учить маленького человека бережно относиться к чужому труду и благодарно пользоваться его плодами. Не только священник (будущий священник), но всякий христианин должен видеть в окружающем его мире следы чужих трудов и относиться к ним соответственно. Кем-то застекленное окно, кем-то устроенная клумба, кем-то выкрашенная лавка в сквере – это предмет бережного отношения к факту чужого труда. То же самое касается денег. Они не бог, но и не мусор. Им нельзя поклоняться, но ими нельзя пренебрегать. Множество поучений Христовых и притч (о вдовице и двух лептах; о должниках и заимодавце; о безумном богаче и т.д.) используют тему денег. Это или образ умноженной благодати, или реальная картина жертвенности, или пример духовной слепоты. Принимая в расчет то, что озлобленный мир издревле именно обвинение в сребролюбии превращает в таран против Церкви, духовенство именно в этом вопросе призвано быть внимательным и ответственным.

http://pravoslavie.ru/109140.html

Поучение 2. В неделю 7-ю по Пятидесятнице Изгнанну бесу, проглагола немый. ( Мф.9:32 ) В прежние времена было более бесноватых глухонемых, нежели ныне, ибо прежде люди и бесы любили больше молчать, нежели говорить, а теперь напротив – более таких бесноватых, которые не любят молчать, но много говорить, пустословить, празднословить. Глухонемой вреден только для себя, а многоречивый вреден и для себя и для тех, которые слушают его. – Ты говоришь: «Я – мирской человек: как мне не говорить? Я человек не духовный, не монах, – мне, значит, можно говорить много, жить весело, наслаждаться благами земными больше других». – Если так, то почему Сам Господь осуждает мир и его обычаи? Почему Сам Господь полагает различение между мирским и духовным человеком? Для чего Апостол повелевает жить не по плоти, но по духу, и говорит: «не любите мира, ни всего, что в нем?» А мирские люди живут по плоти, а не по духу, трудятся для временной плоти, а не для бессмертного духа? – Что значит жить по духу? – Значит жить и поступать по правилам святого Евангелия и по заповедям Христовым, жить же по плоти и для плоти – значит жить так, как требует наша плоть, страсти наши, мир и дьявол, по-мирски жить – значит жить греховно, жить по-мирскому, значит жить противно воли Божией, празднословить, смеяться, много говорить, гулять, пировать, гордиться, грешить, жить по своей, а не по Божией воле. Кто живет по-мирскому, тот имеет и мирские нравы, и мирские привычки, страсти, склонности, имеет мирские мысли, мирские желания, мирской дух, – дух нечистый, грешный, бесстыдный, богопротивный. В житие прп. Памвы написано, что был у него в монастыре один старец, который, имея мирские нравы, не только не слушал наставлений Памвы, но еще поносил его, говорил развращенное, противное и неправое, по примеру мирских и бесчинных людей, и другие, смотря на него, соблазнялись. Что делать? Как его было исправить? – Оставалось только или выгнать его из монастыря, или выгнать из него сего мирского, нечистого духа. Однажды во время молитвы к прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

71. Слово в день святого апостола Иоанна Богослова 190 «Не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть» ( 1Ин. 4, 8 ). Как далек современный мир от разумения и принятия этих слов святого апостола Иоанна Богослова. Не на сердце, которое, будучи очищаемо, в себе самом может зреть Бога, обращено внимание нынешних ученых людей, а на мельчайшие частицы вещества, из сочетаний которого возник весь мир, не исключая и человека со всей его духовной жизнью. Не саможизненное Слово считается началом и концом всякого создания ( Ин. 1, 3–5 ; Откр. 1:8, 3:14 ), а то же вещество, хотя даже разум человеческий, внимательно всматриваясь в сущность его, находит его составленным из движений того же разума и слова (идеалисты; ср. взгляд на качества вещей как на продукт ощущений). Не любовь к Богу, очищенная от похотей плоти, очей и гордости житейской, служащая отобразом Бога, Который «любы есть», считается средством к познанию «Сущего от начала», а плотский разум мира, казалось бы беспристрастно исследующий истину, в действительности же движимый теми же, хотя и крайне утонченными, похотями мира сего. Впрочем, оставим в стороне тех людей, которые совершенно «вышли от нас» ( 1Ин. 2, 19 ), утратив веру в Бога, создавшего мир, пославшего Сына Своего для его спасения, и не могут иначе говорить и мыслить, как по-мирски, заметим лишь, что и доселе в разумении сущности бытия опирающиеся только на свой разум философы и ученые века сего, при всех взвешиваниях и разложениях вещества на последние составные его части, не подвинулись нимало. Обратимся от них к тем людям мира сего, которые, находясь вне Церкви или во многом с нею не соглашаясь, по видимомости приблизились к разумению слов святого апостола Иоанна о любви. Они говорят, что не в догматах Вселенских Соборов сущность христианства, а в учении о любви, что не обрядам и таинствам пришел научить людей Христос, а делам любви. Они укоряют Церковь в том, что она своими догматами и таинствами хочет лишь усыпить общественную совесть и отвлечь людей от тяжелого труда над самими собою и над исправлением недостатков в общественной жизни (Л. Толстой и его последователи). Другие, не столь далеко ушедшие в своих порицаниях Церкви, говорят, что она забыла «идеал земли» и «святой плоти», захотела сделать христианство каким-то бесплотным и во имя этого стремления остается совершенно равнодушною к ближайшим требованиям людей, живущих на земле и в земных условиях; будто мертвая церковная догма убила радость этой земной жизни, которую освятило Евангелие, дышащее одною любовью и жизнью (последователи так называемого «нового христианства» Розанов, Мережковский и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010