(Евангелие от Матфея 27, 27-30 ). Находясь здесь, среди множества людей, Божия Матерь могла слышать голос провозвестника, объявлявшего приговор и могла видеть подъятие тяжёлого креста Сыном. Пройдя около ста шагов по узкому переулку, на повороте улицы, поднимавшейся в гору, Он изнемог и упал под тяжестью креста. «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом, и шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев». (Евангелие от Луки 23, 26-32 ). Предание говорит, что Пресвятая Дева при начале крестного шествия Христа обратилась к Пилату о помиловании Сына, но получила отказ. И тогда Она поспешила догнать начальное шествие краткой дорогой через узкий переулок. Она видела, как Иисус Христос изнемог, и взял крест на свои плечи Симон Киринейский, как вышла из своего дома святая Вероника и отёрла полотенцем пот и кровь со страдальческого лика Спасителя. Далее шествие направлялось по крутому подъёму к «Судным воротам», на которых вывешивались приговоры осужденным. Здесь уже заканчивался Иерусалим и начиналась «юдоль мертвых», то есть «Лобное место», или Голгофа. Само слово «Голгофа» объясняют по-разному. Одни говорят, что оно происходит от внешнего вида холма, похожего на обнаженный череп (без всяких деревьев и растений). Другие считают, что — от черепа погребённого там первого человека, Адама. Прибыв на Голгофу, Божия Матерь увидела все приготовления к позорной смерти Сына Своего. Распятие было одной из жесточайших казней; подвергались ей рабы и преступники. По обычаю после бичевания и осмеяний осуждённые сами несли крест до места казни, а потом были пригвождаемы по рукам и ногам.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Если применить это все к вопросу о пьянстве, получится такая картина: Человек постом пьет меньше или вовсе не пьет – и мечтает о том, как кончится пост и он «наверстает» дни воздержания на «праздниках». Пост не пил – на Пасху напьется до потери сознания. Такое воздержание – ложь и мерзость пред Господом. Пусть наш пост будет иной. Пусть это не будет подготовлением для усиленного праздничного пьянства – пусть это будет началом нашей трезвости. Не будем лгать и обманывать Бога нашим покаянием. Подтвердим его нашей новой, просветленной жизнью! Голодный Христос 20 «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!» Смертию Своей, голгофским страданием Своим, Своим воскресением – даровав миру источник жизни вечной. Праздникам праздник – ибо здесь торжество жизни над смертью , добра над злом, любви над насилием. Но мы не хотим принять этой великой радости. Не хотим воистину воскресения Христова, и жизнь громадного большинства людей есть не что иное, как ряд безумных усилий восстановить смерть, зло, снова положить во гроб воскресшего Христа, привалить камень ко гробу Его и приложить печать. Но сделать это – не в нашей власти. Тогда мы делаем другое – не менее безумное: мы начинаем мучить Христа и снова и снова возводить Его на лобное место. Христос сказал: если не накормите голодного, не напоите жаждущего, Меня не накормите, Меня не напоите. «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» ( Мф.25:42–43 ). Заставляя голодать людей – мы заставляем голодать Христа. Говорят, в России голод, голодают крестьяне, мучаются крестьяне. Нет – Христос голодает, Христос мучается. Мы будем праздновать величайший праздник: Воскресение Христово. Но многие ли из нас вспомнят о голодном Христе! В городах будет весело, радостно, празднично. Каждый для пасхальных дней постарается побольше накупить провизии, получше поесть, много попить, повеселиться. А в деревнях, пусть не во всех, но в сотнях, в тысячах – будет голод, слезы, горе, и там будет Христос, оттолкнутый нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Этой ложью явно показывалось, что сын Бориса не имеет родового права на престол и эта ложь повредила делу. Патриарх и Годуновы обманывали русскую землю, будто бы новое преемничество совершилось избранием 69 . Из обзора содержания грамоты мы видели, что в ней не упоминалось о соборном избрании на престол Феодора. Неоспоримая, как мы видели, законность избрания Бориса подтверждала и законность преемства Феодора, а потому и обмана в грамоте не было. Несмотря на все старания патриарха поддержать Феодора Годунова на престоле, измена ему и переход на сторону самозванца стали увеличиваться. Мы видели, что для привода к присяге войска был отправлен Новгородский митрополит Исидор. Едва только этот представитель церкви удалился отсюда, приведя всех к присяге, после него вскоре „начася в боярех измена“ 70 . Изменившие, стоявшие под Кромами, поцеловали крест служить и всякого добра хотеть Гришке Отрепьеву 71 . Последний в это время приближался к Москве. Он отправил от себя с грамотой двух послов, которые явились сначала в Красное село. Здесь народ их принял с радостью. Решено было идти в Москву на лобное место и там всем людям прочитать грамоту Лжедимитрия 72 . Таким образом движение самозванца уже доходит до Москвы. Посланные им вместе с жителями Красного села собрались на Лобное место, где и было прочитано послание самозванца 73 . В нем он взывал к народу принять его, как сына царя Ивана Васильевича, помня Бога и православную веру, и послать к нему митрополитов, архиепископов и бояр. Видя возмущение народа, бояре пришли к патриарху, сообщая ему о происшедшем на Лобном месте. Патриарх всячески старался укротить мятеж, увещевая и лаской и угрозой судом Божиим, но ничего не сделал 74 . По просьбе патриарха выходили на Лобное место и некоторые из бояр для увещания, но также ничего не поделали 75 . Это было последней попыткой патриарха непоколебимо стоять против самозванца и поддержать Феодора Годунова. Можно сказать, что он был уже одинок в этом. Он даже со слезами просил бояр укротить возмутившийся народ. Карамзин говорит о действиях его в это время: патриарх молил бояр действовать, а сам в смятении духа не мыслил явиться на Лобном месте в ризах святительских, с крестом в деснице, с благословением для верных, с клятвой для изменников: он только плакал 76 . Но первосвятитель церкви старался словом увещания укротить мятеж и без сомнения, хотя без риз святительских и креста в руке, выходил к народу. Если его не пощадили от оскорблений во время совершения им литургии, то ничего не помогла бы и помпа выхода на Лобное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В третьей цитате рядом стоят две аористные формы. Одна - изыдоша - классическая, которая обозначает одноактное, абсолютно законченное до момента речи действие. Указанная форма диктует вторую - однородную ей, которая обязана быть аористом. Но при этом действие, а точнее состояние, обозначаемое через беша, отличается длительностью, " протеканием " . Рассмотренные примеры не позволяют полностью разделить мнение о том, что " бе выражает состояние вообще, без указания на предел длительности " . 4. Аналогический аорист. Речь идет о весьма частотной для церковнославянских текстов единице бысть - форме 3 л. ед.ч. Образована она наложением классической формы аориста на форму настоящего времени 3 л. ед.ч.: бы + есть=бысть. Так же, как аорист в особой имперфективной форме, аналогический аорист отражает историю церковнославянского языка, ибо возникает в XIII-XIV веках и находится в русле кардинальной перестройки старорусской морфологии. Представить общий тип грамматического значения в данном случае - задача затруднительная, но выполнимая. Конечно, надо исходить из этимологической неоднородности и семантики, и построения - из смыкания двух хронологических пластов: настоящего и прошлого. Поскольку бысть - аористная форма, то действие произошло в прошлом единожды и никакого продолжения у него нет, т.е. оно строго ограничено, вместе с тем данное - уже состоявшееся - сущее действие важно для настоящего. А значит, к форме бысть более, чем ко всем иным видам аориста, подходит перевод " стал, стала, стало, стали " . Но значимость указанного бытийного действия нельзя интерпретировать только чисто грамматически. Скорее нужно говорить о некой экстралингвистической, затекстовой роли, принципиальности, маркированности, а в иных случаях - и о символичности (христианской, православной, литургической, общеисторической и т.д. и т.п.). Например: Месть лобное рай бысть - " Лобное место// было (стало) раем " . Бысть человекъ посланъ от Бога, имя ему Иоаннъ (Ин.: 1, 6) - " От Бога был послан человек,//имя ему Иоанн " :

http://pravoslavie.ru/5872.html

По получении известий о восстании в северо-восточных областях Московского государства, из Тушина посланы были войска для усмирения под начальством Лисовского. Напугавши повстанцев галичского уезда, Лисовский вернулся в Тушино, боясь пуститься зимою на север. A восстание усиливалось. Вскоре отпал от вора Ярославль, Рыбинск и некоторые другие города. В то время, когда в северо-восточной части Московского государства происходила борьба с иноземцами и со своими ворами, Царь Василий Шуйский едва-едва держался на престоле. Если Москва и держалась против Тушинского царька, то только потому, что боялась его разнородных войск, а вовсе не из привязанности к своему царю, и не из сознания его нрава. До сего времени подвоз припасов в Москву, хотя и с затруднениями, но производился чрез Коломну из Рязанской области, а в начале 1609 г. тушинцы став под Коломною преградили сообщение. Цены в Москве на припасы очень поднялись, и ощущался недостаток в них. Против Шуйского в Москве восстали. Первая попытка свергнуть Шуйского была сделана 17 Февраля 1609 г. Бунтовщики до 300 человек во главе с Григорием Сумбуловым, князем Романом Гагариным и Тимофеем Грязновым, вошли в Кремль, явились в боярскую думу и говорили: « Надобно переменить царя Василия; он сел на престол самовольством, а не всею землею выбран».– Из сидевших тут бояр были братья, родственники Шуйского и приверженцы его. Они с негодованием выслушали это предложение, a другие хотя и нерасположены были к Шуйскому, но не могли согласиться на предложение. Поспоривши, бояре разошлись, а заговорщики кинулись к патриарху и требовали, чтобы он шел на Лобное место. Гермоген не хотел идти, но его потащили. Из думских же бояр отважился идти на Лобное место только один Василий Голицын, метивший на престол. Зазвонили в набат. Народ бежал на Красную площадь. Когда патриарх уже стоял на Лобном месте, заговорщики начали кричать народу, что Шуйский избран незаконно одними своими потаковниками, что кровь христианская льется за человека недостойного и ни на что непотребного, глупого, пьяницу, блудника. Но вместо одобрения этих выкриков, заговорщики услыхали из толпы: «Сел он, государь, на царство не сам собою, выбрали его большие бояре и вы, дворяне и служилые люди; пьянства и никакого неистовства мы в нем не знаем; да если бы он, царь, вам и не угоден был, то нельзя его без больших бояр и всенародного собрания с царства свести». Заговорщики продолжали взводить на Шуйского, что он убивает, в воду сажает... Хотим избрать другого царя!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15:22 Голгофа, а в переводе Лобное Место. Словосочетание Κρανου τπος, которым передается семитский топоним Golgotha или Gu[l]galtha, означает, собственно, «место черепа»; судя по всему, топоним этот (как и наше «Лобное Место») имел в виду первоначально не указание на совершение казней, а круглящуюся форму холма. 15:23 Смесь вина со смирной – одуряющий напиток, похожий на тот, который еврейские женщины по свидетельству Вавилонского Талмуда из милосердия предлагали казнимым: «тому, кто идет на казнь, дают долю ладана в сосуде с вином, чтобы отнять у него сознание» (ВТ Sanh. 43а). Этот каритативный обычай основывался на словах Прит 31:6–7 : «Дайте сикеру погибающему, и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет беду свою, и не вспомнит больше о своем страдании». Отказ пить этот напиток со стороны Христа – выражение готовности принять все мучения в совершенно трезвенном, бодрственном, сознательном состоянии ума и тела, соответствующее по смыслу велению, которое выше Христос дает ученикам в Гефсимании: «Бодрствуйте!» (14:34, 38). Выбор против этой чаши означает выбор в пользу той «чаши», о которой говорится в 14:36. – Мт 27:34 в этом же контексте упоминает смесь вина с желчью, что может восходить к сходству для уха арамейского слова [мура], означающего мирру, и еврейского слова [мерора], означающего желчь, и одновременно подразумевать отсылку к Пс. 68 /69:22, где речь идет о страданиях праведника: «И дали мне в пищу желчь». В святоотеческой экзегезе встречаются также указания на вкусовое сходство горькой мирры с желчью (Cyrill. Cat. XIII, 29: χολδης δ κα καταπικρς σμρνα). 15:25 Час третий. В соответствии с обыкновением отсчитывать время по солнечным часам от восхода солнца имеется в виду примерно наш девятый час. Эти слова Мк находятся в противоречии с Ио 19:14, где речь идет о часе шестом, т. е. нашем двенадцатом часе. Традиционная экзегеза, начиная со святоотеческих времен, отдавала предпочтение версии Ио как более согласной с обилием событий между вторым совещанием Синедриона ранним утром (15:1) и моментом распятия. Бл. Иероним думал о возможности порчи текста в одной-единственной букве, исполнявшей функцию цифры (γ вместо ς).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

О страданиях Господних Духовные поучения в Страстную седмицу о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, сказанные приснопамятным старцем Кириллом (Павловым) Источник: Журнал " Покров "      Кто измерит бездну скорбей, объявших тогда пресвятую душу Спасителя мира? Они превосходили всякое понятие человеческое. Видя около Себя учеников унылых и боязливых, Господь и Сам предался открыто снедавшей Его внутренней печали, Он начал скорбеть, тосковать, ужасаться, взывая: «Прискорбна есть душа Моя до смерти…» (Мф. 26:38). Святейший святых, Судия всей вселенной, величайший Благодетель рода человеческого предстоит, как преступник, пред неправедными судиями – тварью и рабами Своими и подвергается осуждению. Венец терновый возлагается на главу Царя всех тварей, так чудно украсившего всю землю прекрасными и пышными цветами. В ложную багряницу одевается Одеяйся светом, яко ризою (Пс. 103:2) и Одеваяй небо облаки (Пс. 146:8). …Тот, перед кем шестокрылатые серафимы закрывают лица свои, на Кого не смеют чины ангельские взирати, терпит по ланитам биение и заушение и от скверных устен оплевается. Сладчайший Иисус, Царь славы и Господь, сидящий на херувимах, возносится на престол поругания – крест Свой – и от вероломных и мятежных врагов Своих терпит поругания, насмешки, хуления и поношения. …К душевным страданиям прибавляются страдания телесные. Один из учеников Его, Иуда, приходит в Гефсиманский сад и лобзанием предает своего Учителя воинам и слугам, которые, крепко связав Его, повлекли, яко агнца на заклание, к первосвященникам Анне и Каиафе, где Господу наносили бесчисленные поругания и оскорбления. Божественного Страдальца повлекли на Лобное место для распятия. Измученный, истерзанный и окровавленный, Он трижды падает на пути Своем от претории Пилатовой до места, называемого Голгофа, что значит Лобное место. И, наконец, безгрешный, Он пригвождается ко кресту, испытывая неописуемые страдания. Архимандрит Кирилл (Павлов)      Смерть Искупителя, имевшая источить жизнь и нетление, есть тайна тайн Божиих. Она была не просто смертью, но и страшным закланием на крестном жертвеннике, закланием, совмещающим в себе все возможные ужасы и муки не только земные, но и подземные, и адские.

http://pravoslavie.ru/102650.html

Так и подобно этому стала бы поступать Сарра, если бы узнала, что возлюбленный её сын будет предан закланию. Потому-то Авраам ничего не сказал ей об этом, чтобы не воспрепятствовала ему в предстоящем деле. Возложил он на сына поленья дров, потому что и Спаситель нес Крест. За Исааком, идущим на заклание, следовали осел и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя (Мф. 21:7), прознаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его, держа в руках победные знамения и восклицая: Осанна! Исаак нес дрова, восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно невинному агнцу; и Спаситель, неся Крест, шел на лобное место, чтобы там, подобно агнцу, быть закланным за нас. Созерцая мысленно нож (поднятый Авраамом на Исаака), — представляй себе копие (которым прободены Христовы ребра); представляя жертвенник, — имей в мыслях лобное место; видя дрова, — представляй Крест; взирая на огонь, — помышляй о любви. Воззри на овча, держимое рогама в саде Савек (Быт. 22:13); воззри и на Христа, Божия Агнца, двумя руками распятого на Кресте. Сад Савек толкуется как «отпущение» (потому что сына старца освободил от заклания), прознаменуя Крест, которым отпущены миру грехи его и дарована жизнь. Овен, повисший в саде Савек, таинственно избавил от смерти одного Исаака; Агнец же Божий, висящий на Кресте, спас мир от смерти и ада. Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучен был со своими спутниками; разлучен был и Христос со Своими учениками, когда шел на заклание за нас. Праведный Авраам оставил спутников, чтобы кто-нибудь из них не стал препятствием к священнодействию и, взяв Исаака, одного возвел в гору, неся с собой огонь, нож и дрова. Что же Исаак? Сладчайшим голосом взывает и говорит: отче… се, огнь и дрова, где есть овча, еже во всесожжение? (Быт. 22:7). Голос сына ещё больше пронзает отеческое сердце; новое страшное искушение ещё предстояло Аврааму; постигло праведника новое испытание, которое не меньше и не человеколюбивее первого. И как было не прослезиться и не прийти в ужас Аврааму, который уже не надеялся услышать, что назовут его отцом? Но он не сказал ничего горестного, не вымолвил ничего плачевного; с бестрепетной душой, с непоколебимым помыслом внял сладчайшему гласу сына, и дал ему ответ, и простер к нему слово: Бог узрит Себе овча во всесожжение, чадо (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И в наше время существуют различия в чине выноса и поклонения Св. Плащанице. В Московском Успенском соборе вынос Плащаницы совершается до начала вечерни Великой Пятницы самим архиереем. Преклоняя, брат, колени пред Спасителем твоим, изображенным на Св. Плащанице, лежащим во гробе за грехи твои, и лобызая язвы на руках и ногах Его, ты с сердечным содроганием и любовию говори: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя, помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Б. Откуда гора Голгофа получила свое название? Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа за стеной Иерусалима, с западной его стороны, находилось небольшое возвышение или холм, формы кругообразной. Расстояние от стены города до подошвы холма было около ста шагов и столько же от подошвы до его вершины, на которую подъем был крутой и трудный. Это холм есть всем теперь известная и вселенски знаменитая Голгофа, или лобное место. Здесь обыкновенно совершались казни над преступниками, коих возводили сюда и распинали. А в скале Голгофы находилось углубление вроде пещеры, куда сажали осужденных до совершения над ними смертной казни. С восточной стороны Голгофы находилась площадь, которую образовало пространство между ней и стеной Иерусалима и на которую собирался народ на зрелище казней. С западной были сады, из коих один принадлежал упоминаемому в Евангелии Иосифу Аримафейскому ( Мк.15:43 ). К северо-западной стороне Голгофы прилегала, так называемая в Св. Писании, долина трупов и пепла, ( Иер.31:40 ). Это была глубокая лощина, куда бросали и орудия казней, и тела казненных преступников. А с юго-западной стороны, недалеко от Голгофы, шла дорога в Иерусалим через ворота Судные, названные так как бы в ознаменование того, что ими пройдет некогда Судия, Который произнесет «суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Голгофа есть слово еврейское и, по объяснению евангелистов ( Ин.19:17 ; Мф.27:33 ), значит Краниево, или Лобное место. Когда, именно и почему стали место это называть таким именем, по различию мнений, решить трудно. Одни 16 думают, что название Голгофы произошло от ее сходства с черепом головы человеческой, на который она действительно и походила по своей кругообразной форме; другие – от того, что на ней и вокруг нее во множестве разбросаны были черепа и кости, казненных здесь преступников 17 . Св. Кирилл Иерусалимский 18 предполагает, что она так названа пророчески в предзнаменование того, что на ней пострадает за грехи всего мира Глава всего человечества – Иисус Христос. «Не пророчески ли, – говорит он, – кто-нибудь наименовал Голгофою то место, на котором истинная Глава – Христос претерпел крест, как говорит апостол: «И Он есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ) и еще: «Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Эта Глава пострадала на лобном месте. Как знаменательно это пророческое наименование!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Дщери иерусалимския, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших...» «Дщери иерусалимския» — любвеобильное обращение, указывающее на благорасположение Господа к этим женщинам, выражавшим Ему такое трогательное сочувствие. Господь как бы забывает о предстоящих Ему страданиях и духовный взор Его обращается к будущему избранного народа, к тому страшному наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии. «Плачьте о себе и о детях ваших» — в этих словах Господь предупреждает их о бедствиях, имеющих постигнуть их и детей их. Тут Он как будто имеет в виду ту страшную клятву, которую так легкомысленно навлекли на себя иудеи, кричавшие: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). «Се, дние грядут...» — приходят, приближаются дни страшных бедствий, когда высшее благословение чадородия превратится в проклятие и будут считаться блаженными те, которые считались ранее находящимися под гневом Божи-им, как неплодные, нерождающие. «Тогда начнут глаголати горам: падите на ны...» — столь велики будут бедствия. Речь здесь идет несомненно о разрушении Иерусалима Титом в 70-м году по Р.Хр.    «Аще в сурове древе сия творят» — ибо если с зеленеющим деревом это делают, — «в сусе что будет?» — то с сухим, что будет? Это, видимо, народное присловие. Под «зеленеющим деревом», полным жизни, Господь разумеет Себя; под «сухим деревом» — народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом? «Огнь идет на Иудею (ср. Иезек. 20:47); если зеленое дерево сгорело, то с какою же силою он будет истреблять сухое?» (Еп. Михаил). 28. РАСПЯТИЕ     (Матф. 27:33-44; Марк. 15:22-32; Лук. 23:33-38; Иоан. 19:18-24)    Согласно повествованию всех четырех Евангелистов, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место» и там распяли Его посреди двух разбойников, о которых св. Лука сообщает, что их тоже вели на смерть вместе с Ним. «Голгофа», или «лобное место» — это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима к северо-западу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010