Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Голгофа 1) согл. пояснениям евангелистов ( Мф 27:33 ; Мк 15:22 ; Лк 23:33 ; Ин 19:17 ; в Синод, пер. – «лобное место»), слово «Г» произошло от арам. гулгуята («череп»). Ориген связывает это название с черепом Адама, якобы погребенного на этом месте. Иероним же считает, что своим возникновением оно обязано тому обстоят-ву, что здесь находили черепа казненных людей; 2) в НЗ говорится, что Иисус был распят не в городе ( Мф 28:11 ; Евр 13:12 ), а неподалеку от него ( Ин 19:20 ). Это полностью согласуется с рим. обычаем и евр. законом ( Лев 24:14,23 ; Чис 15:35 ; Втор 17:5 ). Мимо Г. проходило много народа ( Мф 27:39 ; Мк 15:29 ), след., она находилась возле дороги и, вероятно, – недалеко от гор. ворот. Упоминание о том, что вблизи места распятия находился сад ( Ин 19:41 ), позволяет предположить, что речь идет о сев. окрестностях Иерусалима. Маловероятно, чтобы сад, располож. столь близко от гор. стены, находился на юге, в долине Еннома, с ее отбросами и нечистотами, или на крутых склонах гор, обступивших город с востока и запада. Т.о., Г. следует искать на том месте, где, согл. древнему преданию, совершилось распятие и где на месте совр. церкви Гроба Господня находилась гробница Иисуса (Гроб Иисуса). В 326 г. Елена, мать имп. Константина, распорядилась возвести здесь базилику, которая с тех пор неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Это место, находящееся сегодня внутри гор. черты, во времена Иисуса лежало вне ее, к северу от сев.-зап. угла гор. стены. Вся тер. вокруг храма Гроба Господня представляла собой огромный каменный карьер, вост. срез которого во времена Иисуса служил основанием сев. части гор. стены. Подобное расположение стены оставляло гробницу Христа вне города, что подтверждается и результатами раскопок развалин Садовых ворот в сев.-зап. части евр. квартала в старом городе. Вероятно, именно у этих ворот, о которых упоминает Иосиф Флавий (Иуд. война, V, 146), Симон Киринеянин повстречал направлявшуюся на Г. процессию. Сегодня Гробница Господа покоится под огромным куполом храма. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Клятва - заклятое, проклятое, клятвенное обещание. Книжники - (евр. - писцы) - учителя Закона (законники). Они списывали книги Святого писания, хранили в памяти предания. Книжники были у евреев богословами и юристами, придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. В религии они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Почти все книжники были фарисеями (см. фарисей). Книгочий - человек, занимающийся письменными делами, письмоводитель. Коварство - хитрость, лукавство. Ковы (ков) - злоумышления, козни, умысел, заговор. Ковчежец - денежный ящик, сумка, киотка для икон. Коегождо - каждого. Кодрант - медная мелкая монета, упоминаемая в Евангелии. Козлогласование - бесчинное пирование. Козни - лукавство, хитрость, навет. Кознствовати - хитрить. Кокошь - курица, наседка с цыплятами. Колесницегонитель - правящий колесницей. Коливо - кутья, сочиво; рис, сваренный с медом. Коло - колесо, круг, обод. Колькраты - сколько раз, как часто. Кольми - сколько, во сколько раз более. Кольми паче - тем более. Кондак - краткая песнь, в которой выражается в сжатом виде жизнь святого или история священного события. Коноб - котел, горшок, лохань, таз, умывальница. Кончина - исполнение, конец бытия, смерть. Копр - укроп, анис, душистое растение. Коснити (коснети) - медлить, замедлить, мешкать. Косно - медленно, не скоро. Косноязычный - медленно говорящий, заика. Косный - медленный, протяжный. Котва - якорь корабельный. Кош - короб, корзина, кошница, лукошко. Крамола - смута, бунт, заговор, мятеж, волнение, распря. Крайневе место - Голгофа, лобное место. Краснодушный - благодушный, добродетельный. Красный - приятный, прекрасный, усладительный, красивый, сладкозвучный. Красная мира сего - соблазнительное мира сего. Крастель - перепел, коростель. Крата (крат) - один раз; до семь крат - до семи раз. Крепкий - сильный, всемогущий, бодрый. Крепкоумный - сильный умом, благоразумный. Крестобогородичен - стих или тропарь, в коем упоминается о Честном Кресте и о Пресвятой Богородице. Поется или читается в церкви в среду и пятницу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Голгофа Голгофа (др.-евр. – череп, лобное место) – гора, на которой был распят Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. Она находилась тогда вне Иерусалима, но теперь оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в 4 веке здесь был построен храм святой Еленой (Крестовоздвижение) , а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Важнейшее событие в жизни Исаака – принесение его отцом в жертву ( Быт. 22, 1–18 ; ср. Иак. 2, 21 ; Евр. 11, 17–19 ) прообразовало жертвоприношение Сына Божия на кресте. «Образ Христовы страсти был еси яве, Исааче преблаженне, возводим отчим благопокорением еже закалатися», – поет Святая Церковь . Иисус Христос говорит об Аврааме, отце верующих ( Рим. 4, 11, 18 ; Гал. 3, 7 ), что он виде день Его и возрадовася ( Ин. 8, 56 ). «Как это, – спрашивает святитель Иоанн Златоуст , – видел день Христов человек, живший за столько лет прежде?» – и отвечает: «В прообразе, в тени; ибо как здесь овча принесено вместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир: истина должна была предызобразиться в тени». Он, по замечанию преподобного Ефрема Сирина , «видел день страдания в образе Исаака на Горе Святой». Авраам из любви к Богу жертвует своим возлюбленным сыном; Бог из любви к человеку не пощадил Сына Своего Единородного, но за нас предал есть Его ( Рим. 8, 32 ; Ин. 3, 16 ). «Там сын единородный и здесь Единородный; там возлюбленный и истинный сын и здесь возлюбленный и Единородный Сын; тот приносим был отцом во всесожжение, и Сего предал Отец». «Исаак, оставив рабов с ослом, один с отцом восходит на гору жертвоприношения; Иисус, оставленный учениками, восходит на гору распятия, чтобы одному истоптать точило ( Ис. 63, 3 ). На Исаака возлагаются дрова, потом он возлагается на дрова; Иисус несет на гору крест, потом Сам возносится на крест. Исаак не противится своему закланию; Иисус, яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущими его безгласен ( Ис. 53, 7 ), послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2, 8 )» (свт. Филарет Московский ). «Созерцая мысленно нож (подъятый Авраамом), – говорит преподобный Ефрем Сирин , – представляй себе копие; представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя дрова, представляй крест; взирая на огонь, помышляй о любви». Кроме того, жертвоприношение Исаака называется у святого апостола притчею воскресения из мертвых ( Евр. 11, 19 ) и служит прообразом не только смерти, но и воскресения Иисуса Христа. Исаак, закалаемый в течение трех дней решительным произволением отца своего, уже возложенный на дрова всесожжения, приемлет жизнь с небеси, – Иисус, умерщвлен быв плотию, ожив же духом ( 1Пет. 3, 18 ), как Бог, тридневен восстает от гроба; жертва Исаака низводит обильнейшие благословения Божии на все потомство Авраама ( Быт. 22, 17–18 ), – жертва Христова привлекает бесчисленные благословения на всех верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Посмотрим теперь, что произошло со святейшим телом Спасителя. Спаситель умер на Голгофе. Имя Голгофа – значит лобное место; так местность эта называлась потому, что на ней погребались кости преступников, умерших на кресте. Так как местность эта считалась позорною, то враги Спасителя довольны были бы, если бы и святейшее тело Его было погребено здесь же между костями злодеев. Но Бог устроил иначе. Знатнейшие мужи Иосиф Аримафейский и Никодим уготовали могилу для Спасителя. Испросив у Пилата позволение снять тело Господа и снявши его, они обвили его чистою плащаницею, умастили ароматами и положили в новом иссеченном в скале гробе, в котором никто еще не был положен. Так Господь наш упокоился во гробе и тем освятил наши гробы. И как гроб Его стал местом воскресения из мертвых, так и наши, освященные Им гробы, некогда явятся местами нашего блаженного воскресения. «Плотью уснув яко мертв царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама возгвигл от тли и упразднив смерть. Пасха нетленная, мира спасение!» Что претерпел Иисус Христос на суде перед Понтием Пилатом? Какие поношения и мучения претерпел Спаситель по Своем осуждении? В каких словах со креста Спаситель явил совершеннейшее послушание Богу Отцу и безграничную любовь к людям? Что произошло со святейшим телом умершего Спасителя? 14. О значении первосвященнического служения Иисуса Христа Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Евр.7:28 . Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Евр.7:26 –27. Не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Евр.9:12 . Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие. Евр.9:24 . Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Евр.7:23,25 . Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Ин.1:29 . Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. 1Ин.2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Не все, правда, согласны с этим преданием, и среди них – блаженный Иероним , объясняющий и название «Лобное», и высший смысл Распятия Господа именно на Голгофе по-другому. «Я слышал, – сигнализирует он, – что некто объяснял, будто лобное место есть то, на котором был погребен Адам, и оно названо так потому, что там скрыт череп древнего [первого] человека, и будто бы в связи с этим стоит изречение апостола: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Благоприятное толкование и ласкающее слух народа, но неверное. В действительности же вне города, за воротами находятся места, где отсекаются головы осужденных, и эти места получили название лобное, то есть место обезглавленных. Господь распят там ради того, чтобы воздвиглось знамя мученичества там, где было поле осужденных и, как ради нас Он сделался проклятием крестным, был бичуем и распят, так и для спасения всех Он, как будто злодей, распят между злодеями» с. 259]. А иные и вовсе соотносят название «Лобное место» с тем, что оно было похоже на залысину. Впрочем, все три толкования могут быть сведены воедино . XXII. 1) В догматическом плане черная тьма, проглядывающая сквозь трещину и пролом, символизирует ад (см. по этому поводу статью: Рай и ад: два места или два состояния? ). Тем, что пролом обозначен под поверхностью горы, проповедуется учение о том, что ад располагается в потаенных глубинах земли. Это учение – Богооткровенное. Так, патриарх Иаков, охваченный скорбью из-за утраты любимого сына Иосифа, думая, что тот мертв, произнёс: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт.37:35 ). Равно и Моисей, возвещая близость наказания возглавляемых Кореем бунтовщиков, обозначил ад, как место, расположенное в недрах земли: «...если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю (во ад), то знайте, что люди сии презрели Господа...» ( Числ. 16:30 ). Доказательством истинности слов Моисея стало исполнение этого грозного провозвестия: «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (во ад), и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» ( Числ. 16:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Стих 30: И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. — В это время исполнилось слово: Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ; и однако Он, хотя и били Его по голове, все переносил терпеливо, так что показал, что истинно пророчество Исайи, который говорил: Трости надломленной не переломит . Стих 31: И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. — Когда Иисус был бичуем, оплевываем и осмеиваем, то имел не Свои одежды, а те, которые принял за наши грехи. А когда Его распинают, после прекращения торжественной обстановки насмешек и ругательств, тогда снова Он получает прежнюю одежду и принимает собственное украшение, и тотчас же приходят в замешательство составные части мира (стихии, elementa) и тварь дает свидетельство о Творце. Стих 32: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. — Пусть не подумает кто–нибудь, что этому месту противоречит рассказ евангелиста Иоанна. Он говорит, что, выходя со двора судилища, Господь Сам нес крест Свой, Матфей же говорит, что они нашли человека из Кирены, по имени Симона, которого, — захватив силой, — они заставили нести крест Иисуса. Это и нужно понимать так, что, выходя из двора судилища, Иисус Сам нес крест, а потом они встретили человека, на которого и возложили нести крест. А в переносном смысле это значит, что крест Иисуса принимают народы [языческие] и послушный чужестранец несет позор Спасителя. Стих 33: И пришли на место, которое называется Голгофа, что значит: гористое с обнаженным верхом место [лобное] . — Я слышал, что некто объяснял, будто лобное место есть то, на котором был погребен Адам, и оно названо так потому, что там скрыт череп древнего [первого] человека, и будто бы в связи с этим стоит изречение апостола: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос . Благоприятное толкование и ласкающее слух народа, но неверное. В действительности же вне города, за воротами находятся места, где отсекаются головы осужденных, и эти места получили название лобное, то есть место обезглавленных. Господь распят там ради того, чтобы воздвиглось знамя мученичества там, где было поле осужденных и, как ради нас Он сделался проклятием крестным, был бичуем и распят, так и для спасения всех Он, как будто злодей, распят между злодеями. Но если кто–либо захочет оспаривать, что Господь ради того погребен там, чтобы–де самою Своею кровью оросить могильный холм Адама, то мы спросим такового: почему же на том месте были распяты и другие разбойники? Из этого явствует, что лобное место не было могильным холмом первого человека, а значит: место обезглавленных, так что там, где был в изобилии грех, преизобильной была и благодать . А в свитке Иисуса, сына Нави[на] мы читаем, что Адам был погребен возле Хеврона и Арбее .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Вопрос: Что означают надписи и буквы на кресте? Митрополит Иларион: Кресты в православной традиции часто сопровождаются разными надписями. Во-первых, когда изображается распятие, то над головой Иисуса Христа изображается табличка, на которой написано: Иисус Назорей — Царь Иудейский. Чаще это надписание бывает сокращенным: четыре буквы ИНЦИ. Также греческие буквы ИС и ХС, которые означают Иисус Христос. Также нередко возле креста изображаются буквы НИКА. Это греческое слово, которое означает «победа» и указывает на крест как символ победы Господа Иисуса Христа над смертью. Затем на некоторых крестах иногда изображаются стоящие рядом орудия, которые использовались при распятии — это копие, которым был пронзен бок Спасителя, и губка, которая была на трости поднесена к Его устам. Возле этих предметов часто размещаются буквы К и Г, означающие, соответственно, копие и губку. Кроме того, нередко под крестом Спасителя изображается череп и две кости. Это связано с тем, что по преданию Господь Иисус Христос был распят на том самом холме, на котором был погребен первый человек — Адам, и что Кровь Иисуса Христа, которая имела искупительный смысл, когда истекла из Его бока, достигла головы Адама. Этот череп с костями часто сопровождается буквами Г и А, которые означают голова Адама. Наконец, нередко возле креста помещаются буквы МЛРБ, которые указывают на богослужебное песнопение, где говорится «место лобное рай бысть», то есть буквально означает «лобное место превратилось в рай», «лобное место стало раем». Это, опять же, указывает на искупительный смысл страданий Господа Иисуса Христа. Мы помним, что когда Господь висел на кресте, то один из разбойников обратился к Нему и сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). И Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Вот обо всем этом напоминает нам крест Господень и те буквы, которые иногда размещаются возле его изображения. Вопрос: Иисус Христос молился Своему Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Однако христиане единства не сохранили. Почему?

http://patriarchia.ru/db/text/5554682.ht...

«Если римляне так поступили со Мною, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим, силою Божества и плодами учения Своего всех питающим, как бы так говорит Господь, по словам блаж. Феофилакта; то чего не причинят они вам, т. е. народу, – дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода? Если бы вы имели сколько-нибудь живительной силы добра, может быть вы удостоились бы по крайней мере некоторой пощады, а теперь, как сухое дерево, вы подвергнетесь сожжению и погибели». Зач. 111. Распятие Иисуса Христа. Восьмое евангелие страстей и на 6-м часе великого пятка. Лк.23:32 . Ведяху же и ина двá злодея с ним убити. (Вели с Ним на смерть и двух злодеев.) Римские правители Иудеи обыкновенно жили в Кесарии и нечасто бывали в Иерусалиме, а потому естественно случалось им, в бытность в Иерусалиме, произносить смертные приговоры над несколькими преступниками. Лк.23:33 . И егдá приидóша на место, нарицáемое лóбное, тý распяша егó и злодея, óваго ýбо одеснýю, а другáго ошýюю. (И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.) У Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ) сказано: привели на место Голгофу, что значит Лобное место. «Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофа? восклицает один из духов. писателей. Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил кровь Свою и умер, яко человек, за всех нас грешных сынов Адамовых? Св. Голгофа, это – открытая дверь в царство небесное, в дом Отца Небесного. И сколько спасительных слез покаяния пролилось благочестивыми поклонниками здесь у подножия креста Господня в течении многих веков! Сколько грешных сердец облегчилось, сколько сердечных ран исцелилось!» (Тр. Лист.) Голгофа или Лобное место, это была не большая гора, или, скорее, холм, за стенами Иерусалима, к северовостоку. Полагают, что это место так называлось потому, что было кругообразное, на подобие черепа человеческой головы, или потому, что на нем казнили преступников, и тут находилось много их черепов и костей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Видели, потому что Он был одного существа с Богом, и не видели, потому что это Божественное существо, так сказать, прикрыто было в Нем человечеством, и потому Его можно было видеть только не в полной, несовершенной славе. Совершенно согласно с этим говорит поэтому и Иоанн: «Слово, Которое не только было в начале у Бога, но и Самим Богом, стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, как Единородного от Отца» ( Ин.1:1, 2, 14 ). Раздел 7 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное... Ин.19:17 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Мк.15:21 В истории Иисуса Христа все частности имеют большую важность, особенно это нужно сказать о тех частностях, которые относятся к страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждое из четырех Евангелий представляет нам жизнь Иисуса Христа в несколько отличном от других свете, что объясняется разностью стиля и характера отдельных евангелистов; так что в различных Евангелиях мы видим только интересную разносторонность, но отнюдь не противоречия, разности, но не разногласия. Так, мы не редко замечаем здесь, что при рассказе, например, об известном событии, один евангелист ограничивается более общими чертами, не вдаваясь ни в какие частности и подробности, между тем как другой подробнее говорит о нем, обстоятельнее описывает его, не упуская из виду и частных черт, и побочных второстепенных обстоятельств. Таким образом, они взаимно пополняют друг друга, а потому, чтобы составить полную историю страданий и смерти Иисуса Христа, для этого необходимо прочитать всех евангелистов совместно. Сказанное как нельзя более приложимо и к обоим взятым нами местам, в которых слова одного евангелиста суть не что другое, как пополнение слов другого, в которых Марк несколько подробнее говорит о том, о чем Иоанн заметил, так сказать, мимоходом. Марк говорит о том, как вели Иисуса на Лобное место. Слова, которые он употребляет при этом: «и повели Его, чтобы распять Его»( Мк.15:20 ) – были тогда у римлян весьма обыкновенным выражением, под которым разумели отправление приговоренного к смерти на казнь, причем он всегда сам должен был нести свой крест, на котором ему надлежало умереть, так как это несение креста относилось к наказанию осужденного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010