Бог не наказывает добрых детей за грехи отцов, и если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю неповинно пролитую отцами их кровь, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин сего наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии. – «От крови Авеля праведного», убитого неповинно братом его Каином ( Быт.4:8 ). – «До крови Захарии, сына Варахиина» и пр.: это, вероятно, тот Захария, который, по повелению царя Иоаса, был побит камнями во дворе дома Господня ( 2Пар.24:20 ). Господь берет примеры невинно пролитой крови пророков и праведников из первой и последней священных исторических еврейских книг, примеры – первый и последний. Правда, Захария сей называется в книге Паралипоменон сыном не Варахии, а Иоддая; но это, может быть, было другое имя отца Захарии, так как у евреев был обычай носить два имени (например, Матфей – Левий, Симон – Кифа пр.). Некоторые из древних (Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофилакт) полагают, что речь здесь идет о Захарии отце Иоанна Предтечи. Но не известно исторически, был ли он сын Варахии; притом сведения о смерти его, заимствованные из апокрифических источников, не одинаковы. Впрочем, вероятно, не без основания помянутые отцы говорили так. Мнение, что это был Захария Варахиин, один из 12 меньших пророков ( Зах.1:1 ), трудно принять, ибо нельзя указать, почему Христос мог указать именно на него, тогда как о мученической кончине его ничего неизвестно ни из истории, ни из предания. Мнение же, будто это тот убитый зилотами Захария, о котором говорит Иосиф Флавий (Bel. jud. 4, 6, 4), принять совершенно нельзя: 1) потому, что убиение случилось долгое время спустя после смерти Христовой (около времени разрушения храма), а Христос говорит в прошедшем времени – «убили»; 2) потому, что Флавий называет этого Захарию сыном Варуха ( Βαρου’χου вар. Βαρασ’χαι’ου), а Варахия и Варух не одно и то же. – «Убили между храмом и жертвенником»: между святилищем и жертвенником, или алтарем всесожжений (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

—146— месте Махзора Vitry, где р. Там говорит о Нишмате и даёт Петру прозвание „отступник Симеон Пётр (первенец) осёл (осла)“, сообщается, что „он сочинил также , когда был „на скале – ; чем уже даётся другое объяснение прозванию Симона Кифой – Петром 1740 , согласное в общем с евангельским повествованием ( Мф.16:18 ). Для общей оценки древне-иудейского предания о синогагальных творениях Ап. Петра Оппенгейм привлекает и древнехристианское (но неверное, еретическое конечно) изображение Ап. Петра в Клементинах противником Ап. Павла и защитником иудейства 1741 . А Краусс выставляет на вид, что „в апокрифах многие апостолы произносят молитвы на еврейском языке. Так Андрей по эфиоп. Certamen Apostolorum, и его ученик, – Матфей в Acta Matthäi, Павел в Passio Pauli (коего легко можно было смешать с Петром) пред своей казнью, Филипп пользуется заклинанием на еврейском языке.... На еврейском языке молящиеся Апостолы: могло ли быть иначе, если они были иудеи? Еврейские молитвы сочиняющий Пётр подходит сюда превосходно“ 1742 . Можно ещё присоединить: возглас Господа на кресте ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Его слова: талифа-кум ( Мк.5:41 ), воззвание Марии к воскресшему Христу ( Ин.20:16 ), небесный глас Павлу ( Деян.26:14 ), речь Ап. Павла к евреям ( Деян.21:40,22:2 ), – маран-афа ( 1Кор.16:2 ), Матфеево евангелие на еврейском языке и пр. Необходимо наконец принять во внимание и то, что Ап. Петра невозможно заменить в иудейском предании никаким другим одноимённым лицом. Другого Симеона Кифу-Петра, кроме апостола, история пока не знает. Хотя Zunz 1743 вместо отсутствующего доказательства привлекает пример, что в 16-м веке существовал в Кракове еврей, называвшийся Иосиф Пандира. Но пример не дока- —147— -зательство. Притом Краковского Иосифа Пандиру знают, а другого Симеона Кифу-Петра никто не знает ещё. И подставка к подлинному имени творца пийютимов (Симеон) неподлинного прозвания (Кефа-Пётр) также необъяснима. Почему же именно Кифа-Пётр, знаменитейшая христианская личность, покинувшая синагогу, следовательно ненавистная для иудеев? Zunz отвечает: „возможно, что саги такого рода появились во времена преследования иудейской веры, – этим пытались смягчить вооружённых монахов“ 1744 . Но, во 1-х, предание о синагогальных поэтических творениях Симеона Кефы гораздо древнее преследования иудеев вооружёнными монахами. Во 2-х, пример был бы слишком единичен и стоял бы особняком в литургической практике синагоги. В 3-х, мы не видим ни малейших следов подобной тенденции синагоги ни в эпоху воинственности католических монахов, ни после, ни тем более – прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– И что ты особенно этим терзаешься? Разве же ты управляешь миром? Есть Бог, Который всем правит, на Него и положись. И всякий делает свое дело. Довольно этого с тебя! Я совсем умирился...» 197 Праведный верою своею жив будет. Всякий делает свое дело. Бог делает Свое. Ты не понимаешь? Так не пониманием дел Божиих, а верою, доверием Вседержителю живи. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу 198 . В это верить надо. Делай свое дело, будь праведен, а не взыскуй Божие. Еврейское слово «эмуна» означает не просто веру, а именно верность. Верностью Богу может жить праведник, верностью Богу Ягве может жить Иудея и на свободе и в плену. Верностью живет праведник тогда, когда нет у него объяснений происходящему. «Эмуна», которой живет праведник – это еще и то, что соответствует ла­тинскому constanta. Constanta означает постоянная, устойчивая; буквально: «стоит, как стоит». Это то, что постоянно и незыблемо во всех обстоятель­ствах жизни. Можно вспомнить, что в эйнштейновской (релятивистской) физике абсолютной consmanmoй, не меняющейся ни в какой системе отсчета, является скорость света. Так и во всех «системах отсчета» мировой истории – или это неправда вождей иудейского народа, или это тотальный погром от халдейских орд, или любые другие тяжкие и несправедливые обстоятель­ства жизни, когда рушится все, рушатся даже наши представления о правде Божией – константой, неизменной величиной является «эмуна», свет веры. Скорость света не меняется. Свет веры ровно и равно пронизывает правед­ную душу и внедряет в ней покой. Когда на море абсолютный штиль и гладь морская убегает за горизонт, человек, оказавшись в этом море, может утонуть. Когда ревут, вздымаются и обрушиваются волны морской бури, человек, находящийся на утесе скалы, остается жив. Камнем, а не морской гладью будет жив человек. Не достиг­нутой в житейском море справедливостью, а верою будет жив праведник. А вера и есть constanta этого мира. Вера – есть тот камень, та скала (кифа), на которых Христос создал церковь и врата ада не одолеют ее 199 . И не просто вера, а вера, открытая Отцом Небесным Симону Петру, что Иисус из Назарета есть Христос, Сын Бога живого. Эту веру предощущал пророк Аввакум.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

    1:38,39. Подобные косвенные вопросы (они хотели пойти с Ним домой) были в древности проявлением вежливости. «Около десятого часа» по обычному счету означает около четырех часов дня — возможно, слишком поздно, чтобы они могли добраться домой до наступления темноты, и воспитанный человек должен был пригласить их на ночлег к себе. (По другой системе счисления времени, что здесь маловероятно, «десятый час» мог означать 10 часов утра; эта система счета больше отвечает времени в 19:14, но не в 4:6.)     1:40—51 Ученики тоже свидетельствуют    Как и Иоанн Креститель, ученики поняли, что лучшее свидетельство — просто познакомить людей с Иисусом и предоставить все остальное Ему Самому     1:40,41. Иоанн — единственный из евангелистов, использующий еврейский (или арамейский) титул «Мессия», хотя он тоже переводит его на греческий язык, понятный еврейским читателям. (За пределами Палестины большинство евреев в Римской империи говорили по-гречески.)     1:42. «Кифа» по-армейски, а «Петр» по-гречески означает «камень». В то время были широко распространены прозвища, и раввины иногда давали меткие прозвища своим ученикам. В Ветхом Завете Бог часто изменяет имена, чтобы подчеркнуть новые черты характера личности (Авраам, Сарра, Иаков, Иисус Навин; о переименовании в знак осуждения см.: Иер. 20:3).    Греки и римляне приписывали сверхъестественные знания (напр., знание имени впервые встреченного человека, проявленное здесь Иисусом) чудотворцам (магам); иудеи приписывали подобные знания пророкам или наделенным даром пророчества учителями; но см. также коммент. ко 2:24,25.     1:43. Известно, что некоторые радикально настроенные греческие философы призывали своих учеников следовать за ними (напр., Сократ призвал Ксенофона), но обычно учителей выбирали сами будущие ученикиили их родители. Как и в Евангелии от Матфея, слова «иди за Мною» у Иоанна могут означать «будь Моим учеником», поскольку ученики выказывали почтение к знатокам Торы (закона) тем, что ходили вслед за учителями. В четвертом Евангелии, однако, это понятие имеет и более глубокий смысл (см.: 10:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Толкователь священного Писания, как толкователь и всякого Писания, для истинного уразумения подлинного смысла его, должен прежде всего знать словоупотребление: в противном случае ему будет недоступен для разумения подлинный смысл Писания 62 . Притом толкователь священного Писания должен знать: 1) какое значение имеет известное слово или выражение как по обыкновенному, так и по библейскому употреблению. Напр. он должен знать, что Евангелие по обыкновенному словоупотреблению означает вообще добрую, радостную весть, а по библейскому – учение о благодати Божией, дарованной Иисусом Христом (Мк.1:1,14,15); 2) когда известное слово или выражение должно принимать по словоупотреблению обыкновенному, и когда – по библейскому. Напр. слово благодать в книге Деяний (25:3) употреблено в обыкновенном значении; а у Евангелиста Иоанна (1:16) и Апостола Павла ( Еф.2:8 ) в значении библейском. § 33. Источники сведений о словоупотреблении Источниками, из которых можно почерпать надлежащее сведение о значении слов как по обыкновенному, так и по библейскому их употреблению, могут служить: 1) Этимология тех языков, на которых написано священное Писание 63 . Особенно это нужно для определения слов и выражений, редко или только однажды встречающихся в священном Писании. Напр. для того, чтобы определить значение слова ναζωπυρεν, которое только однажды встречается в новом завете ( 2Тим.1:6 ), надобно обратиться к словопроизводству: тогда откроется, что ναζωπυρεν значит раздувать огонь, воспламенять. Само собою разумеется, что изъяснение слов Писания по их происхождению должно быть соображаемо с свойствами коренного их языка, то есть, еврейские слова должно изъяснять сообразно с свойствами языка еврейского, а греческие – греческого. Поэтому напр. слово пасха хотя и может быть изъясняемо производством от греческого πσχειν страдать, как изъяснял Лактанций , но точнее должно быть производимо от еврейского перешел; также слово Кифа нельзя изъяснять производством от греческого κεφαλ глава, как производили Оптат и Бароний, но от сирского, как изъяснено и в Евангелии ( Ин.1:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Они долженствовали быть как бы патриархами новых будущих 12-ти колен нового Израиля ( Откр. 21:14 ), т. е. христиан. Впоследствии же Он избрал еще 70 или 72, по 6-ти на всякое колено. У евангел. Марка здесь прибавлено: чтобы были с Ним, и чтобы посылать их на проповедь, т. е. чтобы эти избранные Христом, ученики были свидетелями всей Его жизни, учения и чудес, были постоянными Его учениками и помогали Ему, когда Он пошлет их, в деле Евангельской проповеди и в устроении новозаветной Церкви. Ихже и Апостолы нарече (которых наименовал Апостолами). Название Апостол с греческого языка значит посланник, потому что назначение их – послание на проповедь. У Еванг. Матфея и Марка тут сказано, что Господь дал Апостолам силу творить чудеса: изгонять бесов, исцелят всякую болезнь и т. п. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениями для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного посланника; так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – «дабы, удивляя чудесами, пишет блажен. Феофилакт, они приобретали внимательных своему учению слушателей», потому что чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что человек этот угоден Богу и есть посланник Божий. Лк.6:14 . Симона, егóже именовá Петрá, и Андрéа брáта егó, Иáкова и Иоáнна, Филиппа и Варфоломéа, Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Имя Петр наречено Симону при первой встрече Господа с Ним. Когда брат Петра, Андрей сам уверовал во Христа и привел к Нему Петра, то Господь, взглянув на него, сказал, ты наречешься Кифа (еврейское слово), что значит камень (по-гречески Петр. Ин.1:42 ). Так тогда наименовал Симона Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди Христовой. Теперь же это наименование только снова подтверждено Господом. Св. ап. Петр у всех трех евангелистов, а у Матфея и Луки вместе с братом Андреем, в перечислениях поставляется на первом месте, причем апостолу Андрею усвояется название Первозванного, потому что оба они прежде других были призваны к Апостольскому служению ( Ин.1:41 ), и потому еще, что, по своим качествам, напр, по вере, любви к Иисусу Христу и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

После того, как стало известно, что патриаршая аудиенция даже покаявшемуся В. Д. Красницкому (в мае этого же, 1924 года) продолжалась не более 15–20 минут, – поверить «письму» о двухчасовой беседе Святейшего Патриарха с обновленческим «архиереем», да еще на «сугубо политические темы» – довольно затруднительно (выражаясь мягко). Во время этой беседы Святейший Патриарх, якобы, дает «епископу» Николаю (Соловью) совершенно секретное поручение для заграницы (это абсолютно незнакомому-то человеку, которого видит первый раз!!) политического, антисоветского характера, а именно: направляет с ним в «заграничный монархический штаб» документ (записку? послание? указ?), в котором благословляется от лица Русской Церкви на будущее всероссийское царствование не великий князь Николай Николаевич (дядя императора Николая II), а великий князь Кирилл Владимирович. Из конспиративных соображений означенный «документ» заклеивается собственноручно Святейшим Патриархом в корки переплета «Архиерейского Чиновника», который берет с собой в Америку «епископ» Николай 209 . Не углубляясь далее в эту галиматью, заметим со своей стороны лишь то, что для лиц, хотя мало-мальски знавших или представлявших себе внутренний облик Святейшего Патриарха Тихона (и митрополита Петра также) не подлежит ни малейшему сомнению, что, если бы даже Соловей и действительно сумел бы пробраться, – предположим, по своей еврейской наглости и пронырливости, – в покои Святейшего в Донском монастыре, последний ни в коем случае не принял бы его уж по одной той причине, что явившийся безблагодатный обновленческий «архиерей» пожаловал не по вопросу о принесении личного покаяния в грехе отпадения в раскол, а по какому-то другому мотиву. Подобные примеры (отчасти освещенные в обновленческой печати) неизменно оканчивались тем, что выходивший к визитеру келейник Святейшего передавал, что Патриарх очень извиняется, но приказал передать, что ему с посетителем, как с обновленческим «архиереем» – «говорить не о чем». Затем, впоследствии стало известно, – что также служит к обличению лжи А. И. Введенского , что с самого момента своего отбытия в Южную Америку Николай (Соловей) для обновленчества канул в вечность и, несмотря на свое «покаянное письмо», никогда в дальнейшем не числился в списке обновленческой «иерархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Поэтому, несмотря на прямое повеление самого Христа: «идите, научите все народы» (Мф. 28:19), никто, по всей видимости, никуда идти не собирался. Апостолам гораздо удобнее было организовывать Церковь в виде еврейской Мессианской общины с духовным центром в Иерусалиме. Судя по всему, великое повеление Христа ученики собирались реализовать только через обращение в христианство прозелитов (язычников, принявших иудейство). Что же делает в этом случае Господь? В связи с такой ситуацией Он применяет, как сейчас говорят, особые санкции. Начинаются они с первоверховного Петра. Господь трижды показывает ему видение сосуда с нечистыми животными, говоря при этом: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15). Затем озадаченный апостол отправляется к сотнику Корнилию – язычнику, который во время проповеди Петра получает Святого Духа и крестится вместе со своими друзьями. Только теперь Петр понимает истинное значение своего видения. Впоследствии Кифа должен будет рассказать все это остальным апостолам и убедить их, что и язычников можно принимать в Церковь. В отношении же других христиан попускаются меры гораздо более жесткие. Начиная от убийства Стефана в Иерусалиме воздвигается великое гонение на христиан, во время которого были убиты, согласно Преданию, более 2000 верных. Оставшиеся ученики были вынуждены покинуть Иерусалим и разойтись далеко за пределы Палестины. И вот здесь начинается самое главное. Оказавшись в греческих городах, христиане все так же не проповедовали никому, кроме иудеев. Первыми, кто решились нарушить это правило, были эллинисты – «Кипряне и Киринейцы», как сказано в сегодняшнем чтении. Им, с детства впитавшим в себя эллинскую культуру, было гораздо легче сообщаться с язычниками, чем иудеям палестинским. Не получив на это никакого повеления, лишь по движению своего верующего сердца они начинают благовествовать язычникам в Антиохии – и проповедь имеет огромный успех. В это время Петр встречается в Иерусалиме с одиннадцатью апостолами и рассказывает им про свое видение и про крещение Корнилия. Уже подготовленные Петром апостолы узнают про обращение Антиохии, посылают туда Варнаву – и первая Церковь из бывших язычников получает признание от апостолов. Круг замкнулся, и воля Божия свершилась. Язычники стали христианами! Двери в христианскую Церковь отныне открылись для всего мира. Именно отсюда, из Антиохии, Павел – апостол язычников – и совершит впоследствии свои миссионерские путешествия по разным городам Римской империи. Антиохия языческая станет центром миссионерства и катехизации для всего мира.

http://pravoslavie.ru/112739.html

В 10 главе ев. Матфея повествуется о послании Христом двенадцати учеников на проповеди и о напутственных наставлениях, какие дал им при этом Господь. Систематический способ изложения, которым отличается евангелие Матфея, выражается здесь в том, что только по случаю этого посольства, соединенного с дарованием власти над нечистыми духами и силы исцелять всякий недуг (ст. 1), евангелист приводит и самые имена двенадцати апостолов, у Луки приведенные пред нагорной проповедью, когда апостолы в действительности избраны были из числа других учеников Христовых. Ст. 2. Дванадесятих же апостолов имена суть сия: первый Симон, иже нарицается Петр: об этом наречении раньше всех рассказывает ев. Иоанн, относящий его к тому времени, когда Господь был еще на Иордане с Иоанном Крестителем; ты наречешися Кифа, еже сказается, Петр (камень), сказал тогда Иисус Христос Петру, за Ним последовавшему (1, 42). Иакову Зеведееву и Иоанну, брату его (Богослову и Евангелисту), Христос даль еще общее имя Воанергес, т. е. сыны громовы ( Марк. 3, 17 ; в значении людей, высоких духом, исключенных святой ревности и служении Христу и в распространении Евангелия. Варфоломей (что значит: сын Фаломея) тождествен с Нафанаилом, о котором повествует Иоанн в 1 гл. ст. 45–50. Симон Кананит по ев. Луке имел прозвание Зилота (6, 15), которое было греческим переводом имени Иуда Иаковлев, упоминаемый ев. Лукою (6, 10) и носивший еще имя Фаддея ( Марк. 3, 18 ). Иуда Искариот прозывался по городу Кариоту, из которого происходил (причем. иш или ис означает: муж, человек). Ст. 5. Сия обанадесять посла Иисус, и заповеда им, глаголя: на путь язык не идите.... Это послание отличается от того, которое последует по воскресении Иисуса Христа, и местом проповеди апостолов, и ее содержанием. Тогда Господь пошлеть апостолов во весь мир, проповедать Евангелие всей твари и, научал все народы вере во Христа, вводить их в Его царство чрез таинство крещения. Теперь, в первое послание апостолов на проповедь, Господь заповедует им не ходить к язычникам (на путь язык) и Самарянам, но идти к погибшим или растерянным овцам дома Израиля, т. е. к народу Еврейскому, который видел Он изнуренным (9, 30) суровостью и тяжестью фарисейских требований (23, 4) и рассеянным вследствие отсутствия истинных пастырей (9, 30). Затем –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Иезуит Иоанн Гардуин (родился в 1646 году в Бретани; † в 1729 году), талантливый, трудолюбивый и плодовитый учёный, написавший множество сочинений по разным отраслям богословия, по археологии и филологии, отличался чрезвычайной оригинальностью во взглядах, доходившей до необузданного произвола и пустого фантазирования. Достаточно упомянуть о том, что большинство творений классических писателей он считал неподлинными и полагал, что они написаны монахами в среднее века; отвергал он и подлинность многих творений святоотеческих, а иные из них считал обезображенными через вставки; даже оспаривал подлинность еврейского текста Ветхого Завета и подлинность Александрийского перевода его. Высказал он много оригинальных мыслей и в своём Толковании на Новый Завет (Commentarius in Novum Testamentum), напечатанном впервые в 1741 г. Здесь он, например, говорит, что Апостолы проповедовали на латинском языке, и что Кифа, которого порицал Павел, был не Апостол Пётр, а другая личность. Нет ничего удивительного, что такой мыслитель в объяснении столь тёмных слов, как слова Апостола Павла об антихристе, не пошёл проторёнными путями, а высказал совершенно новое и крайне своеобразное мнение. Между тем как никто из отцов и учителей Церкви и богословов Латинской церкви нимало не сомневался в том, что апостол говорит о событиях, имеющих быть в последние времена мира, и под днём Христовым или Господним разумели день второго пришествия Иисуса Христа и кончины мира, Гардуин первый из латинских богословов находит в словах Павла указания на лица и события не последних времён мира, а современные Апостолу 650 . Гардуин не только первый, но и почти единственный представитель такого взгляда на рассматриваемое место Писания среди всех богословов Латинской церкви. По-видимому, Гардуин придавал словам Апостола о пришествии Христовом иносказательный смысл, понимал это пришествие духовно, так как время этого пришествия он называет тем блаженным временем, когда все христиане, иудеи и язычники соберутся в одно тело в царстве Христа, которое есть Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010