10 Елам. Название территории, расположенной к востоку от Вавилонии и к северу от Персидского залива, и народа, населявшего ее. Ассур. См. ком. к 10,11. Арфаксад. Некоторые лингвисты читают это имя как «Страна Хасд» (ср. Ур-Касдим, т.е. Халдея). Луд. Лидийцы из Малой Азии ( Ис. 66,19 ; Иез. 27,10 ). Арам. Арамейцы, заселявшие Месопотамию. 10 Уц. Страна, где жил Иов ( Иов 1 ). Хул, Гефер и Маш. Земли в Сирии, точное расположение которых неизвестно. 10:24.25 Эти стихи подробнее раскрываются в 11,12–17. 10 Арфаксад родил Салу. В древнейших греческих рукописях сказано: «Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу»; такое греческое добавление обнаруживается в родословной Иисуса Христа ( Лк. 3,36 ). 10 Фалек. См. 11,18. Его имя в избранной линии, возможно, предсказывает рассеяние народов из Вавилона (см. пророчество Ламеха в 5,29). В Пс. 54,10 во фразе «раздели языки их» употреблено то же древнееврейское слово. Это может означать и отделение избранной линии от неизбранной. Иоктан. Считается родоначальником южных арабов. 10 Офира. Вероятно, его земля была богата месторождениями золота. 10:27–30 Точное местоположение перечисленных далее земель не установлено. Народы, представленные в книге Бытие (Бытие гл. 10) Глава 11 11:1–9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших. 11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования. одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова». 11 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10,10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций. 11 построим. См. Пс. 126,1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

IV. Луд. От него производят Лидян или Лидийцов в Малой Азии (Флавий). V. Арам был родоначальником народов Сирии, названных от его имени – Арамеями. Он имел четырех сыновей: Уца, который построил Дамаск, Хула, Гефера и Маша, которые были родоначальниками малоизвестных народов (Флавий). § 5. Народы, населявшие землю Ханаанскую пред пришествием Евреев. – Народы, происходившие от Ханаана Из одиннадцати народов, происходивших от Ханаана, шесть утвердились на севере Палестины и основали города. Потомки Сидона основали город Сидон , на берегу Средиземного моря; потомки Аркея построили Арку , на севере Триполи; потомкам Синея принадлежал город Синна , на юго-западе Ливана; от потомков Цемарея получил основание город Симира , на западе Ливана; потомки Химафея основали город Емаф или Хамаф (названный Греками Епифаниею ); потомки Арвадея населили остров Арад (Флавий). Остальные пять народов, потомки Хета, Иевусея, Аморрея, Гергесея и Евея, жили в самой Палестине. 1 . Хеттеи жили в горах ( Чис.13:30 ) в южной части Палестины, в окрестностях Хеврона ( Быт.23 ). Остатки этого народа существовали даже во времена Давида и Соломона ( 2Цар.11:3 ; 3Цар.11:1 ). 2 . Иевусеи жили в городе Иерусалиме и его окрестностях. Иевусеи были окончательно изгнаны из этого города только при Давиде ( Нав.15:63 ; 2Цар.5:6–9 ). После потери Сионской крепости, они жили мирно между Евреями. Давид купил у Иевусея Орны гумно, для устроения на нем жертвенника Господу ( 2Цар.24:16 и след.) (а) 1 . 3 . Аморреи были высоки ростом, как кедры, и сильны, как дубы ( Амос.2:9 ). Они занимали окрестности Ен-Гадди, на западе Мертвого моря, потом распространились на востоке этого моря и Иордана. Ко времени Моисея Аморреи основали на востоке Иордана два царства; одно из них было в Васане, на севере Иавока, и имело две столицы – Астароф и Едреи ; другое находилось между Иавоком и Арноном, и столицею его был Есевон . Во время пришествия Евреев, северное царство было управляемо царем Огом, а южное – царем Сигоном ( Чис.21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

сложилось семитоязычное государство Аккад (в Библии Аккад, как и Вавилон, входил в царство Нимрода, внука Хама от его сына Хуша), основанное в земле Сеннаар (см.: Быт 10, 6–9 ), а позже также в Палестину, названную так по имени инородных семитам филистимлян, занявших впоследствии, уже во второй половине II тысячелетия до Р.Х., ту ее часть, которая примыкает к Газе. До недавних пор появление в этой стране семитоязычных племен связывали с вторжением амореев, или аморитов (в книге Бытия Аморрей – сын Ханаана (см.: Быт 10, 15–16 ), в конце III тысячелетия поселившихся на берегах Иордана, за которыми, уже в следующем тысячелетии, последовали арамеи, в Библии отнесенные к потомкам Сима: «Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам» ( Быт 10, 22 ). Однако раскопки, проведенные на месте финикийского Библа, или Гебала, в середине XX века, свидетельствуют о существовании на его месте городского поселения уже в конце IV тысячелетия. Библ поддерживал интенсивные торговые отоношения с Египтом Древнего царства. Было ли население города уже семитоязычным или, может быть, в столь глубокой древности оно говорило на языке, родственном тому, который употреблялся в Египте,– сказать трудно. Во всяком случае,по Библии Мицраим (Египет) брат Ханаану (см.: Быт 10, 6 ), так что потомки Ханаана, населявшие Библ, могли заговорить на семитическом языке лишь после вторжения в эту страну амореев, а до тех пор употреблять один из хамитских языков, родственных древнеегипетскому. «Финикийцы,– по словам выдающегося русского египтолога Б.А.Тураева ,– придя в Сирию, подверглись влиянию культурных соседних государств. С одной стороны, Египет отзывался на брожение племен за своей азиатской границей: египетские фараоны посылали свои полки усмирять беспокойные племена Синая и Палестины и даже снаряжали морские экспедиции. С другой стороны, и Вавилония, начиная с Лугальзагисси и Саргона, прочно установила на “Западе», вплоть до Средиземного моря, господство своей культуры. Таким образом, уже на заре своей истории Сирия оказалась подвержена двум культурным и политическим влияниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Позднее, во времена Набонида, были попытки восстановления Башни, о чем говорит найденная у основания плита, но и они не удались, ибо если Бог разрушит, то кто может воссоздать? Однако из-за этих попыток и саму башню пытаются датировать серединой I тыс. до Р.Х., что противоречит свидетельству самого восстановителя, который написал: «Башня была разрушена в древнее время… Я восстановил ее в прежнее состояние…» . Глава пятая. Таблица народов 1-е поколение Ной 2-е поколение Сим, Хам, Иафет 3-е поколение Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам. Хуш, Мицраим, Фут, Ханаан. Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех, Фирас 4-е поколение Уц, Хул, Гефер, Маш. Каинан. Сева, Хавил, Савта, Раама, Савтеха, Нимрод, Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Сидон, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемафей, Химафей. Аскеназ, Рифат, Фогарма, Елиса, Фарсис, Киттим, Додадим 5-е поколение Сала. Шева, Дедан 6-е поколение Евер 7-е поколение Фалек, Иоктан 8-е поколение Рагав, Алмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерах, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Шева, Офир, Хавила, Иовав Одним из самых удивительных документов, содержащихся в Книге Бытия, является таблица народов. Не существует ни одного настолько подробного или исторически достоверного свидетельства древности, описывающего праисторию человечества. 72 народа, упоминаемые в этой главе Книги Бытия, практически все обнаружены в анналах истории. О них сохранилась память у их потомков и потомков некоторых их соседей. И, как мы увидим далее, даже данные генетики отчасти помогают разобраться в этом точнейшем свидетельстве человеческой истории. Но перед тем как перейти к анализу конкретных имен этой родословной, скажем несколько слов о значении этой главы и для понимания духовной истории нашего рода и о том, какие уроки нам стоит извлечь из нее сегодня. Первое, что мы должны уяснить себе, это факт происхождения всего человечества от одного корня. Все люди – братья не в переносном, а в прямом смысле. И потому полным безумием является всякая попытка создания расистских или националистических теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вас, добросовестнаго и велеумнейшаго вселюбезнаго отца, всегорчайшии ничтожнии докучники, всенепотребнии обоего пола выгопустыннии обыватели. Декабря 24-го лета 1743. Поучение о добродетельном житии Есть некий в человецех и добре уставленый 2293 обычай: егда некоего от любезных и знаемых во страны далечайшыя отпущают, способы некия в помощь оному, от любве промышляюще, спосылают 2294 : аще на морское широкоплавание – корабли, якори, парусы и конаты, аще на рати – оружия, пансыри и шлемы, аще на мразы – одежды, обущи и постели употребляют, вся же сия творят, да же здравие оного цело и невредно паки восприимут. Что же аз сотворю (тебе, чистоты и целомудрия рачителю), кия способы дарую в толиком обуревании, в толиком противосражении, в толиком воздухопременении плавающему? Кая утверждения, кая согреяния воспослю, пустый и бесплодный, разве апостольский он и многополезный глас, яко дар некий честный и многоценный, яко помощь твердую и некрушимую во утешение послю 2295 , тако глаголющий: «Блюдите, како опасно Глаголомь сим от апостол всякому везде и всегда пособ 2296 крепкий и защищение предлагает и, идеже аще требуеши, помощь великая есть присно в себе и с собою оный носящым. В мори ли настоящаго жития плаваеши посреде толиких мятежей и волн, толиких луд 2297 и мелей, таковыми изменами вихров обуреваемь, блюди, како опасно ходити: 2298 еда тя волны страстей потопляют 2298 , еда луды миролюбия остановляют, еда вихры ярости и дерзости корабль души твоея разбивают. В рати ли еси к невещественным сопостатом, блюди, како опасно ходити: еда стрелами тя помыслов нечистых уязвляют, еда мраком уныния омрачают, еда копиями сластей прободают, еда острейшим греха мечем главу целомудрия усекают. Посреде ли пламене грехогорения живеши, блюди, како опасно ходити: негли искра грехожелания, впадши, сердце твое опаляет, негли пламень нечистоты, напад, сожигает, негли дым вещелюбия, покрыв, задавляет. Посреде ли зимы богоневедения терпиши, блюди, како опасно ходити, да не студень 2299 маловерия теплоту изстудит благочестия, да не мраз сомнения познобит 2300 плоды доброделия, да не лед нечювствия окаменит сердечный воск благодатоизображения. И что много глаголю: присно и на всяком месте глагол сей и каждому в помощь довлеет 2301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы переводим, подражаем, изучаем чужие словесности, следим за их малейшими движениями, .... Богословы-ораторы, посланные (из Польши) на Базельский Собор, заняли там первое место после Боннонских Туллиев. .... Казимир Ягайдович завел множество Латинских школ и очень заботился о распространении языка Латинского в Польше; он даже издал строгое постановление, чтобы каждый, кто ищет какую-нибудь значительную должность, умел хорошо говорить на языке Латинском. С тех пор и вошло в обычай, что каждый Польский шляхтич говорил по-Латыне... Даже и женщины ревностно занимались Латинским языком. Яноцкий говорит, между прочим, что Елисавета, жена Казимира ИИ-го, сама написала сочинение: De institutione regii pueri. .... Как прежде математика, юриспруденция, так в это время расцвели в Польше науки изящные, и быстро поднялось изучение Латыни. Иор. Луд. Дециус (современник Сигизмунда I-ro) свидетельствует, что у Сарматов редко встретишь человека из хорошей фамилии, который бы не знал трех или четырех языков, а по-Латыне знают все. .... Королева Варвара, жена Сигизмунда, не только совершенно понимала Латинских классиков, но и писала к королю, своему мужу, по-Латыне.... .... И среди Лациума, говорит Кромер, не нашлось бы столько людей, могущих доказать свое знание Латинского языка. Даже девушки, как из шляхетных, так и из простых семей, и по домам и по монастырям, равно хорошо читают и пишут по-Польски и по-Латыне. – А в собрании писем от 1390 г. по 1580 гг. Камусара, современный писатель, говорит, что из ста шляхтичей едва ли можно отыскать двух, которые бы не знали языков: Латинского, Немецкого и Итальянского. Они научаются им в школах, и это делается само собою, потому что нет в Польше такой бедной деревеньки, или даже корчмы, где бы не нашлись люди, владеющие этими тремя языками, и в каждой, даже и самой маленькой деревеньке есть школа (см. Mémoires de F. Choisnin). Этот важный факт имеет в глазах наших весьма глубокое значение. А между тем, продолжает автор, язык народный по большей части оставался только в устах простолюдинов     

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

22 Сыновья Сима: Элам, Ашшур, Арпахшад, Луд и Арам. 23 Сыновья Арама: Уц, Хуль, Гетер и Маш. 24У Арпахшада родился Шелах, а у Шелаха Эвер. 25У Эвера было два сына: первого звали Пéлег а, потому что в его время народы мира разделились б по языкам своим и рассеялись; а имя брату его – Йоктáн. 26У Йоктана родились: Альмодад, Шалеф, Хацармавет, Ерах, 27Хадорам, Узаль, Дикла, 28Оваль , Авимаэль, Шева, 29Офир, Хавила и Йовав. Все они – потомки Йоктана. 30Их поселения простирались от Меши до Сефара, горной местности на востоке. 31 Таковы потомки Сима; у каждого рода их был свой язык, свои земли, и жили они как отдельные народы. 32 Таковы семейства сыновей Ноя, перечисленные по их родословиям и народностям. После потопа от них произошли все народы земли. Вавилонская башня 11 Было время, когда весь мир говорил на одном языке, пользовался одними и теми же словами. 2 Идя на восток , люди нашли в стране Шинар равнину и поселились там. 3 Сказали они тогда друг другу: «Будем делать из глины кирпичи и обжигать их в огне». (Так кирпич стал заменой камню, а природный битум – известковому раствору.) 4«Что ж! Сделаем себе имя, построив город с башней до самого неба, – говорили они, – это удержит нас здесь: не будем мы по всему свету рассеяны». 5Тогда сошел Господь на землю – посмотреть на город и башню, что строили люди, 6и сказал Он: «Если они – народ единый, с одним для всех языком – такое начали делать, воистину ни одно из их дерзких намерений не покажется невыполнимым им! 7Сойдем же к ним и смешаем их язык так, чтобы они не понимали речи друг друга». 8Так рассеял их Господь оттуда по всей земле, и строительство города прекратилось. 9Вот почему этот город и называется Вавилон  – там смешал Господь язык всех жителей земли. С того места Он рассеял людей по всему свету. Когда Симу было сто лет, у него родился сын Арпахшад (это произошло через два года после потопа). 11 После рождения Арпахшада Сим жил пятьсот лет, были у него и другие сыновья и дочери. 12Арпахшаду было тридцать пять лет, когда у него родился Шелах; 13после рождения Шелаха Арпахшад прожил четыреста три года, были у него и другие сыновья и дочери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Инмар и Луд – не враги, они – зеркальные отражения одной силы, регулирующей социальные и этические отношения удмуртского мира. Отношения живых и мертвых строятся также по зеркальному принципу. Умершие по-своему живут в своем царстве мертвых, в своей мертвой стихии. Духам предков не поклоняются и не молятся – их задабривают, чтобы не утащили к себе в загробный мир. В своем зеркальном мире покойники подчиняются тем же богам, что и живые, ведут свое хозяйство и даже вступают в браки, для чего через два-три года после похорон родственники собирают " приданое " : мужчине закалывают лошадь, а женщине – корову. Сегодня эти обременительные жертвы замещаются всякими хитроумными способами вроде покупки коровьих костей на бойне. Этот ритуал называется " свадьбой на тот свет " . Нарядно одетые родственники собираются к столу, трапезничают из специальной посуды, которой в обиходе не пользуются. А затем все переодеваются " наизнанку " : мужчины в женье платье, женщины – в мужское и, разложив на полотенцах жертвенные кости, с колокольцами и песнями отправляются в лес, на свою зеркальную свадьбу мертвых. Долго Семен Виноградов удивлял нас своими рассказами. По отношению человека к смерти можно судить и о его религиозном мировоззрении. Языческая система ценностей Виноградова не вызывала сомнений. Более того, эта система легла в основу теории, согласно которой благополучие научно-технического прогресса непосредственно зависит от благополучия мирового язычества. По мнению жреца, христианство и ислам – " агрессивные мировые религии " – завели человечество в тупик. Народы, отрекшиеся от " своих " богов ради христианства, не имеют будущего, потому что совершили " духовное предательство " . Наиболее перспективный народ – японцы, которые сохранили народную веру. Прогресс заставит мир вернуться к язычеству. Знаменательно: когда в Ижевске впервые появилась русская языческая община " Тур " , – лидеры " Удмурт вэсщь " приветствовали ее, несмотря на ее националистическую направленность.

http://religare.ru/2_26694.html

В число древнейших тибет. божеств входит группа верма - гневные и бесстрашные духи, чье место обитания - кучи камней на горных перевалах (ла цэ). Это духи пути, воинов или армий, отражающих нападение. Верма в облике остроглазой золотой совы, духа - защитника разведчиков, охраняют путников в дороге, помогают пересекать перевалы и водные препятствия, оберегают от воров и разбойников. Им жертвуют изображения яка, овцы, козла, изготовленные из рисового теста, масло, фрукты и др. Согласно тибет. поверьям, в теле человека обитают 3 души; ла, одна из них, может покидать тело своего хозяина и путешествовать, может находиться в любом предмете, животном, растении, озере, птице, дереве и т. д. Воплощением ла тибет. народа считается бирюза, к-рая постоянно упоминается и как атрибут, и как характеристика к.-л. персонажа. Шаманизм Комплекс шаманских практик Б. на бытовом уровне состоит из мо - гадания, ций - предсказания, то - ритуала и пхьяд - определения. Обряды исполняют мужчины и женщины. В долине Чумби, Сиккиме, Бутане их называют паво (мужчин) и ньен-джомо (женщин). Исполнители, принадлежащие к разным ветвям Б., различаются по внешнему виду: головным убором, одеждой, но их облик может также зависеть от обряда и божества, к к-рому они взывают. Главные атрибуты культа Б.- барабаны и колокольчик. В числе самых важных ритуалов - обряд заместительной жертвы, воскурение богам (лха санг), обряд посвящения в паво или ньен-джомо (луд). Лха санг может совершаться утром. Божествам, перечисленным в тексте лха санга, жертвуют торма, специальные хлебцы, благовония и огромное количество изготовленных из теста изображений людей и животных. После коллективного жертвоприношения всем духам жертвы приносятся каждому духу отдельно, затем призываются главные божества Б.: «Всеблагой» - Кунтузангпо, «Гром - дикий лха» - Лхагодтхогпа, «Огонь лучистый свет» - Одзер пагмэ, «Хозяйка свастики» - Юнгдрунг пхьюгмо, учителя Б., далее тертоны - «открыватели Бонских текстов» и все духи мамо. Б. как комплекс традиц.

http://pravenc.ru/text/149727.html

М.Д. Хмыров 1 Лаврентиевская летопись. См. Полное Собрание Русских Летописей. Изд. 1846, т. I, с. 27. 4 «О годе рождения Святослава», – пишет Август Шлецер, один из усерднейших иноземных исследователей русских летописей, – «противоречивы ужасно». Ольга вышла замуж в 903,904 или 912 г.; родила Святослава к 920, в 933, к 942. г. Но после увидим мы, что Святослав, уже в 946 г., во время сражения, пустил копье в одного Древлянина. И несмотря на это, после говорится, что он только в 964 г. достиг мужеского возраста!– См. Нестор. Русские летописи на древле-славянском языке, сличенные, переведенные и объясненные Авг. Луд. Шлецером, перев, с немецк. Дм. Языков. Изд. 1819. Ч.III с. 76. 5 Вот что говорит об этом Карамзин: «Татищев, ссылаясь на Ростовскую летопись, полагает рождение Святослава в 920 г.; но в первой, в Ипатьев., Хлебниковск. и Воскресенской означено, что сей князь родился в 942 г. Следовательно, в 39 год Ольгина замужства? Вероятно ли? В 946 г. Святослав уже мог воевать, хотя, по словам летописца, был еще детеск, т. е. очень молод; а в 970 г. сыновья его начальствовали в удельных областях. В год Игоревой кончины Святославу могло быть лет 12. В таком случае, Ольга родила его будучи, но крайне мере, сорока трех лет». См. Ист.Гос.Росс, т. I, прим. 365. 8 Наш «Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови». Изд. 1870. 23 Ядро Российской истории, приписываемое кн. Хилкову, но сочиненное его секретарем, А. Манкиевым. 35 Киевлянин. 1840. Кн. I. «Статья: Обозр. стар. Киева». – Шлецер, в перев. Языкова, с. 297. – «Пир Святослава», статья Н. Полевого, в «Московск. Наблюд». 1835. Окт. Кн. I. 48 Долуга-Ходаковский: Пути сообщения в древней России. Русский Историч. Сборник. 1837, т. I, kh.I с. 5. 56 Кентинарий, или Центинарий, содержал 100 литр золота, каждая в 72 нумисматы, называвшиеся также солидами, византинами, и весившие по 70 гран штука. Так что все золото, полученное Святославом от Греков, стоило от 132 до 135 тыс. голландских червонцев или около 68 тыс. фунт, стерл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010