Предстоятель активно занимался строительством церквей, именно по его настоянию была построена первая церковь в тюрьме, вспоминал протоирей Дмитрий Смирнов. Собственно, храм Христа Спасителя, в котором проходила прощальная церемония, тоже, по сути, является памятником первосвятителю Русской православный церкви. Именно в годы его патриаршего служения был восстановлен этот самый большой в Москве храм. Во время трехчасовой службы звучали молитвы не только на церковнославянском, но и на греческом, грузинском, английском, румынском языках. Служба была тяжелой не только морально, но даже физически. Митрополит Кирилл в какой-то момент даже уступил ведение службы митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Последний путь Патриарха из храма Христа Спасителя монахини выстлали белыми розами, любимыми цветами усопшего, и по ним на руках переоблачившиеся в черное архиереи вынесли гроб с телом, покрытый зеленой патриаршей мантией. Трижды обнеся его вокруг церкви, гроб погрузили на катафалк, и траурная процессия отправилась в Богоявленский (Елоховский) собор, к месту погребения новопреставленного главы РПЦ. Около десяти тысяч человек стояли вокруг храма под проливным дождем ради того, чтобы хоть мельком увидеть Патриарха. Двенадцать траурных ударов буквально разорвали тишину. Зазвучал тридцатитонный Большой Царский колокол, а вместе с ним раздался колокольный звон 30-тонного же колокола «Реут» на колокольне «Иван Великий» Богоявленского собора Кремля. Около двух часов пополудни, примерно за полчаса до того, как траурная процессия, проделав шестикилометровый путь от храма Христа Спасителя, прибыла к Елоховскому собору, здесь началась панихида по Патриарху. Множество верующих с горящими свечами встречали траурный кортеж у входа в собор, который был устлан венками из белых цветов. Высшие иерархи церкви внесли гроб в храм. Сама церемония погребения была закрытой -- во время последней заупокойной службы (литии), которую возглавил митрополит Кирилл, могли присутствовать только священники. До восстановления храма Христа Спасителя именно Богоявленский кафедральный собор считался главным православным храмом России. Здесь в 1990 году Алексий II был возведен на патриарший престол и здесь же, согласно завещанию, он был погребен. Согласно последней воле предстоятеля, он был похоронен в правом Благовещенском пределе собора, близ раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского. На надгробии выбита надпись: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во царствии своем. 23.02.1929 -- 5.12.2008». Место захоронения было закрыто временной деревянной плитой, которую впоследствии заменят каменной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мы не будем углубляться в историю этой службы и отсылаем заинтересованного читателя к магистерской диссертации Бру­ни 4 . Скажем только, что служба погребения священников впервые была составлена, вероятно, в Константинополе при патриархе Филофее. Этот патриарх, занимавший константинопольский престол с 1354 по 1355 и с 1362 по 1376, канонизировавший святителя Григория Паламу, известен как автор не только богословских и экзегетических сочинений, но и литургических 5 . В Византии, уже близкой к своему концу, его эпоха была временем последнего возрождения в области духа, мысли и искусства, равно как и в области литургического творчества. А что касается Русской Церкви, то несомненно, что введение особого чина погребения священников связано с деятельностью митрополита Киприана как литургиста. Митрополит Киприан занимал первосвятительскую кафедру с 1380 по 1406 год и был канонизирован русской Церковью в 1472 году. Ученик и младший друг патриарха Филофея, поставленный им во епископа, Киприан усиленно содействовал замене в Русской Церкви константинопольского Типикона на Типикон иерусалимский. Он многое сделал и для пересмотра русских богослужебных книг, сам исправлял некоторые последования в “Служебнике” и “Треб­нике”, приводя их в согласие с греческой и восточной практикой, проявляя большую заботу о согласовании русских книг с книгами, получаемыми с Востока, согласуя различные чинопоследования с указаниями иерусалимского Типикона 6 . Отметим также, что эта служба после своего возникновения претерпела множество редакций или изменений и в Константинополе, и на Руси. Она включала в себя некоторые обряды, впоследствии исчезнувшие. Например, одна греческая редакция XV века предписывает для умершего священника церемонию “интронизации”, которая сохранилась только в церемониале погребения восточных патриархов. Другая греческая редакция XV века предписывает включать в это чинопоследование Шестопсалмие 7 , пение тропарей, антифонов и стихир святого Иоанна Дамаскина, пение Псалма 118 (кафизмы 17), пение икосов; все это прерывается чтением 14 Евангельских зачал, включая 12 страстных Евангелий.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

25 июня 1820 года в Архангельском монастыре ректором семинарии архимандритом Павлом Матвей Семенов был пострижен в монашество и наречен Игнатием, в память священномученика Игнатия Богоносца . 15 августа инок Игнатий произведен во иеромонаха. Преосвященный Иосиф (Величковский; †1851), епископ Архангельский, с благословения Святейшего Синода 5 февраля 1821 года возвел Игнатия в сан игумена и назначил настоятелем Николаевского Карельского третьеклассного монастыря. Прекрасное знание Игнатием греческого языка стало известно в столице, и 1 марта 1821 года он был перемещен на должность бакалавра греческого языка Петербургской духовной академии. 3 августа того же года Игнатий был признан в степени магистра богословия и вскоре занял в академии кафедру богословских наук. Одновременно он был назначен библиотекарем академии и вскоре привел книжное собрание в образцовый порядок. 8 ноября 1822 года Игнатий возведен в сан архимандрита. В июле 1823 года он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословия, а месяц спустя – настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря и членом Новгородской духовной консистории. Всецело отдаваясь своему делу, он во всех отношениях превосходно поставил семинарию. Богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное и пастырское, и герменевтику) он преподавал не по давно устаревшим учебникам, а по собственным разработкам; он положил начало преподаванию в семинариях церковной археологии. В монастыре архимандрит Игнатий завел строгое благочиние. 21 декабря 1826 года он был награжден орденом святой Анны II степени и в том же году – особой серебряной медалью за составление церемониала встречи тела императора Александра I. 3 декабря 1827 года Высочайшим указом Игнатий был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, 26 февраля 1828 года в Петербурге прошла его хиротония. Вскоре он прибыл в один из древнейших русских городов. Во все воскресные и праздничные дни епископ Игнатий “неопустительно” священнодействовал в Софийском соборе, очень часто заканчивая богослужения подходящими случаю проповедями. Служба Игнатия в Новгороде была недолгой: 22 мая 1828 года он был перемещен на вновь открытую Олонецкую епархию. Это назначение показывало, что на преосвященного возлагаются большие надежды. В епархии с населением свыше 200 тысяч человек имелось всего 180 храмов, а свыше трети населения принадлежали к старообрядчеству в виде беспоповского раскола. В самом Петрозаводске существовал только один храм, а по всей епархии постоянно совершались языческие празднества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

На чинопоследование Благодатного огня (у греков, арабов и армян он называется Святым светом) Иерусалимский Патриарх и сопровождающие его священнослужители, гости и официальные лица проходят из Патриархии через ход по крыше мимо храма святых Константина и Елены и спускаются по длинной лестнице на площадь перед храмом у церкви святого Иакова, брата Господня. Из Патриархии выходят примерно в 12 часов дня. Церемония Благодатного огня в настоящее время не связана с каким-либо уставным богослужением. Во время крестного хода вокруг Кувуклии звучат разнообразные песнопения. Есть интересный момент, связанный с участием мирян в последованиях Страстной седмицы. Из числа приходской молодежи церкви апостола Иакова, брата Господня, избирается своего рода православная народная дружина, которая в дни Страстной недели и Пасхи помогает полиции поддерживать порядок в Старом Городе и у святынь. Молодые люди надевают специально сшитые красные футболки с изображением Спасителя в терновом венце. Кроме поддержания порядка на улицах и в среде «благочестивых кричалок» вокруг Кувуклии, православная дружина может помочь православным прихожанам пройти на схождение Благодатного огня через кордоны оцепления. По окончании церемонии Благодатного огня народ обычно покидает храм, а греческое духовенство, возглавляемое одним из архиереев, совершает в кафоликоне Литургию святого Василия Великого, положенную в Великую Субботу. Эта служба уже не предваряется вечерней и совершается по возможности «поскору». Великая суббота — встреча Благодатного огня Для приходских православных храмов Вифлеема, Бейт-Джалы и Бейт-Сахура и всех крупных центров Православия в Палестине очень важной является встреча Благодатного огня.В Великую Субботу после утренней Литургии у себя в храмах примерно в 11 часов утра представители приходов едут в Храм Гроба ­Господня за Благодатным огнем. В храмах гасятся все лампады и свечи. Их зажгут после встречи Огня из Иерусалима. Обычно избирается небольшая делегация — священники, члены приходского совета, кто-то из православных скаутов. Представители приходов подъезжают к Яффским воротам Старого Города и далее к Храму идут пешком. Священники привозят с собой старинные серебряные фонари для помещения и переноса Благодатного огня: один основной и один запасной. У полицейского поста священник громко называет имя города — «Бейт-Джала!» или «Вифлеем!» — и всю делегацию пропускают к Храму.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Афонские монахи, со своей стороны, поручили турецкой компании заняться этим вопросом. «Однако, мы не знаем, какой проект есть у этой компании в программе для реставрации зданий в условиях, когда цены на недвижимость неуклонно растут, — сказал Казмир Памир. — Сегодняшняя служба — это первый шаг к возрождению старого духа этого храма. Может быть, мы проведем здесь церемонию крещения или вступления в брак. Церковь все еще жива, она дышит». Кроме того, Казмир Памир объяснил, что храм Святого Ильи находится в опасности, потому что им давно не пользовались по назначению, и официально он зарегистрирован как торговая точка. Действительно, в остальной части здания ведется торговля. Итак, капелла Святого Ильи может стать очередной жертвой строительного бума, который переживает турецкая столица. В частности, речь идет о проекте Галатапорт (Galataport), который должен модернизировать исторический квартал Каракей, расположенный на европейской стороне Босфора. Проект предполагает строительство туристического порта после приватизации нынешнего порта Салипазари, гостиниц и коммерческого центра. Подряд на реализацию проекта Галатапорт на сумму в 702 миллиона долларов в мае этого года выиграла компания Dogus Holding, которая действует в банковском и строительном секторе, а также в области средств коммуникации. Речь идет об очередном правительственном проекте, направленном на модернизацию Стамбула в расчете на туристов и на создание современной инфраструктуры в рамках «новой исламизации» города. Именно эти проекты в мае нынешнего года привели к протестам против Эрдогана. Тогда возникла угроза уничтожения парка Гези на площади Таксим. Раздаются критические голоса, которые жалуются на то, что правительственные программы угрожают историческому наследию и окружающей среде, но правительство утверждает, что перемены необходимы перед лицом демографического роста и экономического развития. Акция в защиту храма Ильи Пророка могла бы стать поводом к сближению Московского Патриархата и Константинопольского Вселенского Патриархата, который в Турции насчитывает только три тысячи верующих. Действительно, службу в прошлую пятницу отправлял греческий священник. «Русская церковь признает власть патриарха Варфоломея над храмами Каракея», — заявил Казмир Памир.

http://pravmir.ru/v-stambule-mogut-snest...

Один человек крестился за границей, прожив там много лет. Говорит: «Забываю, что Великий Пост. И свинины куплю, не говоря уж о прочем». Да, здесь не зазвонят колокола православного храма, не пройдут мимо бабушки в платочках, ничто не напомнит о посте. Не забежишь в храм, чтобы вспомнить и преклонить колена. Посмотрели с детьми фильм Эйзенштейна «Александр Невский» на DVD-дucke. Было живое чувство встречи со святым. На следующий день к нам заехал Джон и привез икону Александра Невского с частичкой мощей. Он старается, чтоб и другие имели возможность прикоснуться к святыне, приносит икону иногда на службу. Каждый раз новые прихожане из наших спрашивают: – А что, у батюшки корни русские? – Нет, он из местных, корни у него шотландско-ирландские. – А, наверно, матушка у него из русских. – Нет, матушка наполовину англичанка, наполовину шотландка. – И по-русски не говорят? – Так, немного совсем. – Как же это они православные? Не из русских, а гляди – православные! Знаем одну семью, папа – англичанин, мама – русская. Папа католик, мама в крещении православная, но в церковь не ходит. Когда приезжает бабушка, именно муж настаивает, чтобы ее возили в русскую церковь, чтобы и ребенок службу посещал. Много семейных пар, где один из супругов православный. Другой тоже посещает службы за компанию. Нередко через несколько лет принимает православие. Если у местного русская жена, то такой человек, как правило, любит Россию, с уважением относится к нашей вере. Бывает, даже предлагает муж: а поехали жить к тебе, в Россию! Многие жалуются, что тяжело молиться, когда служба на английском. Или на греческом. А молдаванин Вася рад любой православной службе. Приходит и молится. Незнакомый язык богослужения его нисколько не смущает. Муж подружился с ним. Я думала: что он в нем нашел? Всегда молчит, улыбается. Бессловесный какой-то. Как-то раз он сказал мужу: «Я ничего у Бога не прошу, ничего мне от Него не надо. Просто прихожу и радуюсь Ему.» Несколько раз заходил к нам на чай после службы. Посидит, помолчит, поулыбается и уходит. Я с ним не церемонилась, поели – и за дела, или в книжку уткнусь.

http://foma.ru/irlandskoe-ragu.html

По решению Нягое в честь Н. был освящен храм в г. Тырговиште. 16 авг. 1517 г. на торжественной церемонии, состоявшейся в только что возведенном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Куртя-де-Арджеш, Н. был причислен к лику святых. На церемонии присутствовали патриарх К-польский Феолипт I (1513-1522), настоятели афонских мон-рей и автор Жития Н. Гавриил ( Panou. 2007. P. 73). Возможно, выбор в пользу греческого, а не слав. языка для Жития Н. был связан с тем, что прот Гавриил хотел распространить почитание Н. за пределами Валахии ( N sturel. 1967. P. 46, 72). Первая служба Н., вероятно, была написана по заказу Нягое гимнографом с о-ва Керкира (Корфу) Иустином Декадионом, а затем была переведена на славянский. Версия службы, дошедшая в списке Meteor. Varl. 38. Fol. 83-105 и приписанная ученику Н. Леонтию из мон-ря Дионисиат, в действительности может представлять собой копию службы авторства Иустина (Ο Αγιος Νφων. 2008. Σ. 242-271). Частицы мощей Н. (глава и десница) пребывали в соборе в г. Куртя-де-Арджеш до 1949 г. и по решению Синода Румынской Православной Церкви были перенесены в кафедральный собор во имя вмч. Димитрия Солунского в г. Крайова. Ист.: Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1849; Simedrea T., ed. Viaa i traiul sfântului Nifon, patriarhul Constantinopolului. Bucur., 1937; Grecu V., ed. Viaa Sfântului Nifon: O redaciune greceasc inedit. Bucur., 1944; Emperors, Patriarchs and Sultans of Constantinople, 1373-1513: An Anonymous Greek Chronicle of the 16th Cent./Introd., transl. and comment. M. Philippides. Brookline, 1990; Δημητρακπουλος Θ. Μαξμου το Γραικο πιγρμματα κα καννες//ΕΕΘΣΠΑ. 1986-1991. Τ. 29. Σ. 333-350; Τρτος Μ. Γ. Ο απ Θεσσαλονκης οικουμενικς πατριρχης Νφων ο Β αναδιοργανωτς της μητροπλεως Ουγγροβλαχας Μετ της ασματικς ακολουθας αυτο//Βελλ Επιστημονικ επετηρδα. Ιωννινα, 2003. Τ. 2. Σ. 347-378. Лит.: Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 488-490, 492-493, 495-496; Popescu N. M. Nifon II, patriarhul Constantinopolului//Analele Academiei Române.

http://pravenc.ru/text/2577735.html

Древняя столица христианского Востока, предчувствуя неизбежность роковой для себя развязки и зная о предстоящем штурме, провела канун одного из величайших исторических дней в молитве и слезах. По распоряжению императора, крестные ходы, в сопровождении громадной толпы народа, певшей “Господи, помилуй,” обходили городские стены. Люди ободряли друг друга, чтобы в последний час битвы оказать храброе сопротивление врагу. В своей, сообщаемой нам греческим источником (Франдзи) длинной речи, 971 Константин, побуждая жителей к храброй защите, ясно понимал предрешенную гибель, когда говорил, что турки “опираются на орудия, конницу, (пешее) войско и численное превосходство, мы же полагаемся на имя Господа нашего Бога и Спасителя и, во-вторых, на наши руки и силу, которую даровало нам божеское могущество.” 972 В то же самое время в конце речи Константин произнес такие слова: “Убеждаю и прошу вашу любовь, чтобы вы оказывали соответствующий почет и подчинение вашим вождям, каждый согласно своему чину, отряду и службе. Знайте же следующее: если вы искренне будете соблюдать все то, что я вам приказал, то с помощью Божьей я надеюсь, что мы избавимся от ниспосланной Богом справедливой кары.” 973 В тот же день вечером в Св. Софии было совершено богослужение, последняя христианская служба в знаменитом храме. На основании византийских источников, английский историк Е. Пирс (E. Pears) дал волнующее описание этого события: “Большая вечерняя церемония и служба, всегда выделяющаяся среди мировых исторических спектаклей, была последней христианской службой в храме Святой Мудрости... Император и большая часть приближенных присутствовали в здании, которое снова, но в последний раз было заполнено молящимися христианами. Не требуется большого усилия воображения для того, чтобы представить сцену. Интерьер храма был самым прекрасным произведением, которое создало христианское искусство. Красота его еще более усиливалась великолепными светильниками. Патриарх и кардинал, немалое количество представителей как Восточной, так и Западной церквей, император и знать, последние остатки некогда блистательной и смелой византийской аристократии, священнослужители и воины перемешались. Константинопольцы, венецианцы и генуэзцы – все присутствовали, все осознавали стоящую перед ними опасность. Все ощущали – перед лицом неминуемой опасности – что противоречия, занимавшие их в течение многих лет, были слишком ничтожны, чтобы о них думать. Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощалась с патриархом. Служба была по сути своей заупокойной литургией. Империя была в агонии и как раз подобало, чтобы службой по ее отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме в присутствии ее мужественного последнего императора. Если сцену коронации Карла Великого и рождения империи, так живо описанную Брайсом (Вгусе), можно отнести к числу самых живописных в истории, то последнее богослужение в Св. Софии, без сомнения, относится к числу самых трагических.” 974

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Появление икон Akra Tapeinosis и начало их литургического использования связывают с изменением богослужебной практики константинопольских монастырей в XI-XII вв. Евергетидский типикон впервые ввел в празднование Великой Пятницы ночную службу Страстей, которая включала чтение гомилий Георгия Никомидийского и пение кондака Романа Сладкопевца " Приидите и восхвалите Его, кто был Распят за нас " . Усложнение обрядовой стороны службы потребовало, по мнению Д.Палласа и Г.Белтинга, адекватных живописных образов: такой иконой стал образ Акра Тапейносис, ибо был универсальным для всех страстных служб (Pallas D.I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz..., S.) . Действительно, крест за умершим Христом напоминал о Распятии, гроб - о погребении, скорбящая Богоматерь о ее оплакивании. Следовательно, древняя икона Akra Tapeinosis находилась в пространстве храма в течение всей страстной недели, вокруг нее концентрировалась служба и вся драматургия церемонии Страстей. Но такая значимость образа не только не объясняет его иконографии, но лишь усиливает желание понять причину ее появления. Прежде всего, определим древнюю основу изображения, его архаическую схему. Памятники свидетельствуют о существовании двух основных композиционных вариантов. В первом фигура Христа изображена почти погрудно, с тесно прижатыми к телу руками, как на миниатюрах греческого Евангелия конца XII в., на диптихе из Метеор, на мозаичной иконе ок.1300 г. греческого монастыря Татарны (Κουμουλιδησ Ι.Α. Το Μοναστηρι τησ Ταταρνασ Ιστορια και κειμνηλια. Αφηνα, 1991. Σ. 48.) , фресках Ковалева 1380 г. (Лазарев В.Н. Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века//Он же. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М.,1970. С.255.) и Каленича, 1418 года (Simic-Lazar D. Le Christ de Petiè vivant. de Kalenic//Зограф, 20. (1989). P.81-94) . В другом - фигура Христа показана значительно ниже так, что видны скрещённые перед грудью или на животе руки. Так представлена она на римской иконе ок.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/hris...

А вот и Московская улица. Еще несколько шагов и он уже на подворье. Здесь, внутри монастырских стен Владимир почувствовал себя в безопасности. Хранит Господь всех любящих Его, волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит ( Пс. 144, 19 ). На помощь иноку в этот раз Он послал непогоду. Доложившись о возвращении, он еще и на трапезу успел, а там вечерняя служба, потом чай, общее правило и – по кельям. К себе он попал затемно, помолился и сел за письмо. Блаженный писал своей благодетельнице, богатой вдове Марии Антоновне, верной спутнице многих его паломничеств. Писал, не задумываясь, как говорил, знал, что она все равно поймет каждое его слово, и оживет оно в ее сознании картинами недавнего прошлого. А посторонним речь его казалась путаной, какой она бывает у юродивых. Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое. Будем молиться, будем стремиться к вечности, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная, где мой папа и Николай твой верный муж. А когда будешь читать, то разбирай не торопясь – время читать. А мне хватило время писать. Друг друга будем тяготы носить в других. 10 часов вечера. 9-го марта 1903 года. Мир и любовь Божия пребывают над тобою, боголюбивая Иерусалимская труженица Мария Антоновна. Я вспоминаю теперь, где были прошлый год – в Святом Граде Иерусалиме. Как ходили по горам, на кладбище Сионском, как ездили в Вифлеем и как Крестовую неделю проводили по церквам, стояли и учились на греческом напеве, видели церемонии в разное время, крестные ходы вокруг церквей, прикладывались к Святым Иконам; как Горным ходили, как мылись, на сороковую гору влезали и на русской постройке чай пили, как обедали, первый раз хлопнули – мы вздрогнули. Потом обедали несколько раз; в баню ходили; друг друга караулили. Потом, я вам ослика нанял в Назарете. Прощался с вами, как глазами провожал вас. А когда вернулась, то нашла меня на молитве грешного раба Божия. Письма встречали, самовары ставили, воду носили, белье стирали, – время незаметно летело. Как на Вербной с пальмой стояли, как святили Св. Пасху – хлеб, яйца и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010