Однако интерес к деяниям патриарха, связанным с очень важными церковно-государственными и общественными процессами, не ослабевал, а со второй половины XIX века и в начале XX даже неуклонно возрастал. Были опубликованы все документы судебного «дела» Никона, многие редкие документы, относящиеся к периоду его патриаршества; об этом святителе гражданскими и церковными историками было написано столько, сколько ни об одном другом! В этой обширной литературе можно встретить работы, в которых личность и деятельность патриарха рассматриваются положительным образом (например, у Н. Субботина , архимандрита Леонида Кавелина , проф. М. Зызыкина). Но гипноз хрестоматийных представлений был слишком силен, и в общественном мнении образ патриарха Никона продолжал рисоваться с многими темными тонами. Современная историческая наука, как далекая вообще от сугубо церковной проблематики, за пересмотр «дела» патриарха Никона еще попросту не бралась. Между тем Никон – это далеко не только обрядовые исправления и судебное «дело». Это целая эпоха важнейших и интереснейших решений, событий и начинаний, определивших во многом дальнейший ход отечественной истории и общественной жизни, оставивших и целый ряд «завещаний» и загадок, которые еще нуждаются в разгадке. Патриарх Никон – это проблема вселенской православной экклезии и места в ней Русской церкви, это проблема развития иконографического учения православия, это острейшая проблема отношений государства и церкви, когда была предопределена неизбежность падения царской власти в России. Никон – это дивное и уникальное явление в русской архитектуре, вносящее драгоценный вклад в сокровищницу национальной и мировой культуры и искусства (построенный патриархом Ново-Иерусалимский монастырь, академик И. Э. Грабарь назвал «одной из самых пленительных архитектурных сказок, когда-либо созданных человечеством»). Жизнь и деятельность Никона поразительно многообразны, и каждая грань запечатлена в истории очень значительными и часто великими свершениями. Никон явился сгустком самых разносторонних талантов. Он прекрасно разбирался во всех тонкостях зодчества, был знатоком и ценителем иконописи, пения, литургии, прекрасно владел искусством управления Церковью и государством, знал военное дело, был выдающимся организатором, обладал огромными по тому времени познаниями в области священной и гражданской истории, различных областей богословия, занимался медициной, греческим языком, собрал прекрасную библиотеку самых разнообразных книг, от сочинений Аристотеля и Демосфена до творений святых отцов и учителей Церкви. При всем том патриарх был великим молитвенником и подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

764 Southey, I, 102; Stevens, I, 53. Последний говорит, что Весли хотел крестить детей не иначе, как чрез погружение, не допускал в восприемники тех, которые не имели коммуникации и т. д. 765 См. описание процесса против Джона Весли в Саванне, сделанное Southey, I, 125 u. s. w., а также Преосв. Иоанном, вып. I, стр. 40–45. 772 Так распорядилась конференция 1766 года, постановив, чтобы собрания методистов не совпадали с богослужением англиканской церкви. См. Stevens’a, I, 334. Так было и раньше установлено. 774 I. Lloyd, History of the English Church in short biographical sketches, р. 112, где говорятся, что епископ философ Беркли (Bercley) указывал на недостаточность духовенства в его время. 775 Мы внаем, что в начале 60-х годов прошедшего столетия к посвящению проповедники методизма стремились так сильно, что отказывались от методизма из-за посвящения; другие решалась посвятиться у греческого епископа См. Real-Encyclopädie В. IX и др. истории методизма. 776 Первыми подняли вопрос об этом свободные в религиозных делах американцы (См. Jacoby, II, 33) около 1770 г. 780 Сочинения Весли (его гимны и гимны его брата) распространялись там и раньше. См. Jacoby, II, 83; также стр. 60, 61. 781 Правительство потому и перевело оттуда плавильню, что однажды случаюсь несчастье с толпою. Jacoby, I, 77. 782 Southey, II, 509; в 1777 по Jacoby, I, 157, до построения её Фаундери била кафедральной церковью методистов. 784 В Англии храмами (church) называются только места для богослужебных собраний господствующей церкви. У других религиозных обществ они, как бы не были велики, называются капеллами (часовни), молитвенными домами. См. Histoire des sectes religieuses, Vol. IV, p. 475. 791 Southey, II, 221, 222: Преосв. Иоанн, вып. 1, стр. 43; о том же говорит статья «Methodismus» в Kirchen-Lexikon Wetser’a und Welte, В. VII, S. 128. 793 Сравн. Соколова, Реформация в Англия, стр. 492, где изложена часть англиканского служебника (Common prayer book), касающаяся литургии, и Преосв. Иоанна op. cit. вып. II, – изложение литургии американских методистов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Храме Воскресения Христова 11 ноября 2012 г. 08:58 11 ноября 2012 года  Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вечером 11 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил молитвенное шествие от Яффских ворот Старого города. Возле Иерусалимской Патриархии к процессии присоединился Блаженнейший Патриарх Феофил с сонмом архиереев и духовенства. Процессия проследовала к Храму Воскресения. За Божественной литургией Предстоятелям двух Церквей сослужили иерархи  Иерусалимского Патриархата : митрополит Капитолиадский Исихий, митрополит Вострский Тимофей, архиепископы Авилонский Дорофей, Константинский Аристарх, Иорданский Феофилакт и Герасский Феофан, члены делегации Русской Православной Церкви председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион  и руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , а также заместитель председателя Архиерейского Синода  Русской Зарубежной Церкви   архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ,  архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр . За богослужением была возглашена ектения с прошениями об  упокоении  новопреставленного  Патриарха Болгарского Максима . Песнопения и молитвы звучали на церковнославянском и греческом языках. По окончании Литургии прозвучало слово Патриарха Феофила. «С того благословенного времени, когда страна русов приняла свет Христов, Святой Гроб и все святые места Святой Земли стали полюсом притяжения и источником, откуда черпали силы многочисленные русские богомольцы, патриархи, архиереи, императоры, священники и множество благочестивых верующих, — отметил, в частности, Блаженнейший Владыка. — Святые места получали помощь и поддержку русских царей и паломников всякий раз, когда необходим был их ремонт или защита от происков чуждых сил».

http://patriarchia.ru/db/text/2583077.ht...

Второй важнейший компонент, без которого также невозможно сошествие Святого Огня, – иноки-савваиты, то есть монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Теперь в монастыре 14 иноков, включая двух наших, русских. Обязательное присутствие игумена и монахов от Саввы Освященного на службе Святого Огня подчеркивал еще первый русский паломник, описавший свое хождение в 1106–1107 годах, игумен Даниил. С именем русского игумена доныне связаны характерные предания православных русских и арабов в Иерусалиме. Дело в том, что непосредственным и главным «участником», точнее участницей службы является большая серебряная лампада, которую каждый год торжественно приносит из алтаря храма Воскресения в Кувуклию настоятель Святогробского храма. Именно она первой вспыхивает от Святого Огня. Так вот, в воспоминаниях иерусалимских старожилов отложилось представление, что это – та самая лампада, которую поставил когда-то на Святом Гробе «от имени всей земли Русской» игумен Даниил и которая впервые зажглась тогда от Благодатного Огня. Третьим и самым главным участником события является Патриарх – предстоятель древнейшей в мире Иерусалимской Церкви – Матери Церквей. Около часа дня, после того как громогласные молитвы-прославления арабов потихоньку смолкают, в храм Воскресения южными вратами входит Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Диодор I. Десять минут спустя за ним в алтарь кафоликона проходят представители армянского, коптского и сирийского духовенства, целуют руку в знак традиционного уважения, приглашают к началу церемонии. Начинается собственно литания (по-гречески«молитвенная процессия») Святого Огня – крестный ход от алтаря через весь храм Воскресения, с выходом в ротонду и троекратным обходом вокруг Кувуклии. Впереди – хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец, то есть носитель патриаршего креста и – сам немощный и престарелый, мудрый и духоносный, молитвенно сосредоточенный Блаженнейший Патриарх Диодор. Они останавливаются перед самым входом в часовню Святого Гроба, Патриарха разоблачают – снимают с него тяжелые праздничные ризы, оставляют в одном подризнике – и почти вталкивают в Кувуклию. Теперь все зависит от него одного, от его тайной коленопреклоненной молитвы. Напряженность ожидания достигает высшей точки. Как когда-то в пасхальную ночь ученики Христа и жены-мироносицы, так и сейчас весь народ замирает в священном ужасе: воскреснет или не воскреснет Христос, сойдет или не сойдет Священный Огонь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Именно в исихазмеза христианской молитвой, и в частности молитвой Иисусовой, закрепилось непреложное богословское значение. Молитва рассматривается в исихазме не только как умно-сердечный путь к богосозерцанию, но и как ключевой компонент богопознания и богословия. «…Признавая, что в Церкви каждый христианин, и в особенности святой, обладает привилегией и возможностью видения и переживания Истины, – отмечает отец Иоанн Мейендорф, – византийцы принимали концепцию Откровения, существенно отличную от западной. Поскольку понятие “богословие” – теология – в Византии, к примеру у каппадокийских отцов, было неотделимо от теории (“созерцание” по-гречески) – богословие никак не могло быть – как это было на Западе – рациональной дедукцией из “откровенных” предпосылок или из утверждений церковного магистериума; скорее это было опытное видение святых, подлинность которого, разумеется, следует сверять, сопоставляя его со свидетельствами Писания или Предания. Не то чтобы рациональный дедуктивный процесс полностью изгонялся из мышления богословов; но такие рассудочные выводы казались византийцам самым низшим и наименее надёжным уровнем богословия. Истинным богословом был тот, кто видел и испытал суть своего богословия; и этот духовный опыт полагали принадлежащим не только одному интеллекту (хотя интеллект не исключался из восприятия), но и “очам духовным”, которые позволяли человеку в целом, во всей его полноте – интеллекта, чувства и даже ощущения – войти в соприкосновение с Божественным существованием» . Исихия (греч. συχα – «спокойствие, тишина, уединение») есть состояние молитвенного сосредоточения и неподвижности, тишины созерцания и священнобезмолвия, связанное с реальной возможностью достижения глубин неизреченного и невыразимого в молитвенной практике неустанного повторения Божественного Имени Иисуса Христа: «Молитва Иисусова находится в центре всей духовности исихазма. Имя воплощённого Логоса неразрывно связано с фундаментальными функциями бытия: оно присутствует в “сердце”, оно связано с дыханием» .

http://bogoslov.ru/article/4626578

Отвернувшись от Константинополя и обратившись в Рим, Борис стремился к автокефалии своей национальной Церкви Папа направил в Болгарию священников латинского обряда и двух епископов: Павла Популонского и Формозу, занимавшего кафедру города Порто. Между тем, отвернувшись от Константинополя и обратившись в Рим, Борис стремился к автокефалии своей национальной Церкви. Поэтому он просил Николая поставить Формозу, впоследствии занявшего Римский престол, архиепископом Болгарской Церкви, но в этой просьбе ему было отказано, поскольку в римской экклезиологии для автокефалии вообще не было места. Реакцией Бориса на отказ было примирение с Константинопольской патриархией и возобновление канонического общения с нею, поскольку Константинополь принцип автокефалии признавал, и в то время как священники, присланные в Болгарию папой, совершая богослужение по римскому обряду, использовали непонятный народу и знати латинский язык, греческие священники служили и по-гречески, и по-славянски, на языке, который в ту пору стал родным и для болгарской знати, имевшей тюркское происхождение. Но этот новый поворот в ориентации святого Бориса имел место уже после смерти папы Николая, который не застал крах римской экспансии на востоке Балкан. Зато он вполне преуспел в отстаивании своей независимости от власти монархов Запада, включая самого императора, и в демонстрации зависимости христианских государей от римской курии, по меньшей мере что касается их брачных отношений и семейных дел в целом. Триумфом завершился для него конфликт с королем восточных франков Лотарем II, желавшим получить развод и узаконить прелюбодейную связь с Вальтрадой. Тщетно пытались епископы Лотарингии на соборах в Аахене и Меце пойти навстречу пожеланиям Лотаря. Для ключевых участников этих акций архиепископов Кельнского Гюнтера и Трирского Титгауда их угодничество королю обернулось низложением. На сторону короля Лотаря встал тогда его старший брат император Людовик II, который в феврале 864 года привел в Рим из Павии войско, чтобы принудить папу признать брак Лотаря с Вальтрадой, но папа не захотел встретиться с императором Рима, он «предписал общий пост, устроил молитвенные процессии» , в ходе которых некоторые из воинов императора нападали на священников и избивали их, а один из франков вырвал из рук участников крестного хода крест святой Елены с кусочком древа Голгофского Креста и поломал его. Николай покинул тогда свой дворец в Латеране, тайно перебрался через Тибр и затворился в ватиканской базилике апостола Петра. Он провел там два дня в молитве, не принимая ни пищи, ни воды. Согласно благочестивой молве, франк, дерзнувший поломать крест, умер на следующий день после совершенного им святотатства, а император заболел лихорадкой и в конце концов оставил мысль о принуждении папы к повиновению.

http://pravoslavie.ru/146322.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если меня зовут Кирилл, то выходит, что моим святым покровителем является Равноапостольный Кирилл, учитель словенский? Но, т.к. я учусь в медицинском институте, я в процессе обучения узнал о Святителе Луке Крымском. Он мне очень близок по духу, я несколько раз перечитал его житие, имею дома несколько икон с его изображением. Кроме того, я постоянно молюсь Святителю, прошу помощи в учебе и чувствую, что он мне действительно помогает. Могу ли я считать Святителя Луку своим небесным покровителем? Или же мне стоит почитать святого Кирилла за своего покровителя, а Святителя Луку, как помощника именно в медицине? Помогите, пожалуйста! Храни Господь! Похожие вопросы 4 Ответа Почему бы не иметь двух таких святых помощников и великих учёных мужей. св. Кирилл — это философ, филолог, специалист по латыни, славянским языкам, по древнееврейскому и арабским языкам, и конечно, по греческому, как родному. Вам, как медику, знание греческого и латыни, всегда пригодится, особенно если продолжите обучение в аспирантуре. св.Лука подержит на операциях, а св.Кирилл поможет овладеть устными ответами на экзаменах. Молитесь им, это даже здорово, что и св.Кирилл, и св. Лука будут рядом с Вами. Мне очень понравился Ваш ответ. Спаси Господи! Ничто не мешает Вам сугубо молиться свт. Луке и почитать его, при этом имея небесным покровителем равноапостольного Кирилла, которому тоже будете молиться. Благодарю! Полностью поддерживаю совет отца Дионисия. Каждый из святых открыт к почитанию его и молитвенному общению с ним. Каждый готов помолиться о нас Богу, попросить для нас помощи в хороших делах. Для этого совсем не обязательно устанавливать с тем или иным святым какие-то официальные или  “вассальные” отношения. Чтите особо св. Луку, если он вам наиболее близок и дорог, просите его о помощи. Этого достаточно. С уважением, Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mogu-li-ja-vybra...

Можно стремиться к оздоровлению церковной жизни, к устранению тех недостатков, которые в ней есть, делая это просто по необходимости, ради душевного и духовного здоровья тех людей, которые в Церкви находятся; а можно поставить перед собой цель превратить Церковь в инструмент влияния. Но Церковь не может быть инструментом: это унижение и уничтожение ее сущности. Наше влияние может основываться только на вещах простых и естественных: если мы проповедуем слово Божие и по этому слову живем, то чистота, праведность нашей жизни будет оказывать влияние и на отдельных людей, и на общество в целом. – А что значит в данном случае золотая середина? В чем она должна проявляться? – Возьмем церковную недвижимость. Если бы у нас было достаточно площадей, мы могли бы по примеру католиков или Греческой Церкви сдавать их в аренду и на вырученные средства заниматься церковной благотворительностью. В самой по себе этой возможности сдачи церковной недвижимости в аренду ничего плохого нет. Но когда сам процесс возвращения недвижимости начинает выходить в нашей жизни на первый план, получается перекос. Господь говорит о том, что нужно и то творить, и этого не оставлять 146 , но должна быть некая иерархия ценностей и иерархия целей: что на первом месте, что на втором, что на третьем. Если эта иерархия соблюдается, то, наверное, никакого зла не случится. Если она нарушается и на первое место выходят вопросы материального или даже политического характера, то, конечно, Церкви это приносит труднопоправимый вред. – А если говорить предметно о сегодняшнем дне, к чему больше тяготеет Церковь : к тому, чтобы укреплять свои позиции и быть в курсе всех социальных трендов, или все-таки к уединенной молитвенной жизни? – Наверное, здесь нельзя сказать обо всей Церкви в целом, потому что, безусловно, кто-то в ней тяготеет к одному, а кто-то тяготеет к другому. Но есть некий, как можно было бы это назвать, мейнстрим церковной жизни. И он, к сожалению, таков, что сегодня много говорится о том, какое место Церковь должна занимать в жизни государства, какую пользу должна ему приносить, какие социальные проекты Церковь должна реализовывать сама или в сотрудничестве с государством, но при этом как-то забывается, что люди, которые приходят в наши храмы, больны, измучены жизнью в том мире, в котором мы все существуем. И Церковь у нас сегодня является не только, с одной стороны, обществом святых, но и обществом немощных, слабых, испорченных людей, которые нуждаются в оздоровлении, в исцелении, в изменении, в исправлении, – и главные силы надо было бы полагать на это. А мы – отчасти по необходимости, отчасти по какому-то увлечению – занимаемся нуждами сегодняшнего дня, злобой этого дня и в этих занятиях утрачиваем самое главное: у нас просто не остается ни времени, ни сил для того, чтобы заниматься тем, к чему мы в первую очередь призваны. И это, безусловно, одна из очень серьезных болезней современной церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

К л. 115 об. Лития – в переводе с греческого – «усердное моление», в древности – моление вне храма; в богослужебной практике различают несколько видов литий: 1. «лития вне монастыря»; 2. лития на Великой вечерне, во время Всенощного бдения; 3. лития по окончании праздничной и воскресной утрени; 4. «лития за упокой». В данном случае речь идет о литии на Великой вечерне, которая обычно совершается в притворе, что символизирует исхождение из храма в древности, и сопровождается освящением хлеба, пшеницы, вина и елея. К л. 116. Хоругви – принадлежность церковных шествий, укрепленные на длинных древках полотнища с изображением святых. К л. 116 об. Великая суббота – последний день Страстной седмицы, заключающей Великий пост . К л. 117. «По нашей-де вере огнь с небеси сшел». – Первенство в Святой земле между различными конфессиями определялось особенностями внешней политики Оттоманской Порты и размерами взяток, которые давали турецким властям представители христианских церквей. Иногда дела передавались в суд. Известно, что в 1657 г. иерусалимский патриарх Паисий судился в султанском диване с армянским духовенством и выиграл процесс. ...и кричали: «Кирие элейсон!» – Молитвенное призывание на греческом языке, в переводе – «Господи, помилуй!» В русской православной церкви его поют на торжественных, как правило, архиерейских, богослужениях. К л. 120. ...церковь, где плакала Мария Египетская пред образом Пресвятыя Богородицы. – В «Житии Марии Египетской» рассказывается, как будущая святая – блудница из Александрии (V в.), вместе с паломниками пришла в Иерусалим, однако невидимая сила не позволила ей войти в церковь . Мария дала обет жить по-христиански и просила перед иконой Богородицу быть ее поручительницей, помогать ей на пути к праведной жизни. А к патриаршему двору приделана церковь Иякова, брата Божия... – Возможно, речь идет о церкви, возведенной в честь апостола Иакова Алфеева, которого часто отождествляют с Иаковом Праведным, «братом Господним» и первым христианским епископом Иерусалима. В 62 г. он принял мученическую смерть (был сброшен с крыши храма и забит каменьями) и причислен к лику святых (память празднуется 23 октября и 26 декабря). Ему приписывают создание Соборного послания к иудеям и литургии, которую отправляют в Иерусалиме в день его памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Десять минут спустя за ним в алтарь Кафоликона проходят представители армянского, коптского и сирийского духовенства, целуют руку в знак традиционного уважения, приглашают к началу церемонии. Начинается собственно литания (по-гречески, молитвенная процессия) Святого Огня – крестный ход от алтаря через весь храм Воскресения с выходом в Ротонду и троекратным обходом вокруг Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец, то есть носитель патриаршего креста, и, наконец, сам мудрый и духоносный, молитвенно сосредоточенный Блаженнейший Патриарх. Они останавливаются перед самым входом в часовню Святого Гроба, Патриарха «разоблачают»: снимают с него тяжелые праздничные ризы, оставляют в одном подризнике, практически белой рубахе, и почти вталкивают в Кувуклию. Теперь все зависит от него одного, от его тайной коленопреклоненной молитвы. Напряженность ожидания достигает высшей точки. Как когда-то, в пасхальную ночь, ученики Христа и жены- мироносицы, весь народ замирает в священном ужасе: воскреснет или не воскреснет Христос, сойдет или не сойдет Священный Огонь? Но Христос Воскрес – и Огонь сходит! Еще прежде, чем появится из Кувуклии усталый и как бы отрешенный Патриарх, свещеносцы-скороходы, принявшие благодать Огня через окошечки в приделе Ангела, уже молниеносно разносят его по всем приделам храмового комплекса. Мгновению первой вспышки огня предшествовал неожиданный, каждый раз непредсказуемый ливень голубоватых молний, пронизывающих сверху донизу святую Кувуклию, бьющих снизу вверх и сверху вниз. И наконец, выходит из Кувуклии с горящими пучками свечей Патриарх Иерусалимский. Он как будто возвращается из другого мира. Кажется, он не держит в руках свечи, а сам из последних сил держится за эти свечи, держится за воссиявший от Гроба Христова свет Воскресения. В это мгновение он воистину Вселенский Патриарх, именно он, а не Константинопольский, как по канонам, и не римский папа. Он – наследник старшей из всех Сионской Матери Церквей, он – воскреситель Священного Огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010